Издательство общины святой евгении. Русские рождественские и новогодние открытки Общество святой евгении открытки

Изд. Община Св.Евгении



В России первые почтовые карточки были выпущены издательством «Община Св. Евгении» (известном и под другим названием: «Издательство Красного Креста»). Община Св.Евгении была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимиллиановна Олденбургская - внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток (открытых писем), чтобы с их продажи пополнять казну Общины. Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова. Тираж первых четырех открыток с акварелям художника Н.Н.Каразина издательтво выпустило в 1898 г. к пасхальным праздникам. В том же году были изданы десять акварельных сюжетов художников И.Е.Репина, К.Е.Маковского, Е.М.Бем, С.С.Соломко и др. Два тиража этих открыток (по 10 тыс. экз. каждый) разошлись мгновенно. Часть тиража распространялась в виде наборов, помещенных в художественно оформленные конверты с надписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста». Полиграфическое исполнение открыток осуществлялось в различных типографиях: Заведении графических искусств Э.И.Маркуса, Картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, типографиях И.С.Лапина (в Париже), Брукмана (в Мюнхене) и др. С издательством активно сотрудничали художники реалистического направления, но полнее издательство Общины представляло художников объединения «Мир искусства»: А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, М.А.Врубеля, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибина, Л.С.Бакста. Всего издательство Св.Евгении выпустило 6410 номеров открыток общим тиражем более 30 миллионов экземпляров. После революции 1917 г. издательство Общины Св.Евгении было зарегистрированно как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 г. специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась, и дело по выпуску открыток вскоре заглохло.

Благотворительная организация Община Святой Евгении была основана усилиями нескольких неравнодушных и отзывчивых людей для помощи бедствующим сестрам милосердия в 1893 году. Этому событию предшествовала случайная встреча в Севастополе художника Гавриила Павловича Кондратенко (1854–1924) с нищенствующей сестрой милосердия, участницей Русско-турецкой войны (1877–1878) за освобождение славянских народов от османского владычества на Балканах. От нее он узнал о бедственном положении сестер милосердия. По возвращении в Петербург художник обратился за помощью к богатому промышленнику, вице-президенту Императорского Общества Поощрения Художеств Ивану Петровичу Балашову. Именно он ходатайствовал перед Главным управлением Общества Красного Креста и получил разрешение на создание Комитета попечения о сестрах милосердия в Петербурге. Сам И.П. Балашов внес 10 000 рублей в фонд организованного Комитета. Художник Г.П. Кондратенко был устроителем первой благотворительной выставки в пользу Комитета. В 1893 году при Комитете попечения о сестрах милосердия

в Петербурге была образована Община сестер милосердия, которой покровительствовала Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1928). Имя Святой Евгении было дано Общине в честь небесной покровительницы принцессы. Е.М. Ольденбургская была известна своей благотворительной деятельностью и патронировала многие организации: Петербургский Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста, Общину Святой Евгении, Максимилиановскую больницу, Императорское общества поощрения художеств.

Общине Святой Евгении необходимы были средства на содержание «убежища для престарелых сестер и подготовительных курсов для молодых на случай войны». Молодые сестры милосердия оказывали платную медицинскую помощь населению, прибыль же шла на поддержание «убежища». При Общине работали амбулатория, больница, аптека, строилась многопрофильная больница. Дальнейшее развитие и процветание Общины Святой Евгении связано с именем Ивана Михайловича Степанова (1857–1941), он стал организатором развивающейся материальной базы и основателем издательства Общины Святой Евгении. В 1896 году И.М. Степанов начал выпускать благотворительные конверты, в которых

рассылали визитные карточки. Эти конверты назывались «вместо визитов». Выпуск первого конверта (1896) был приурочен к Пасхе и имел большой успех. Конверты оформляли художники Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Б. Зворыкин, Е. Лансере, Г. Нарбут, С. Чехонин, С. Яремич. Идея последующего издания открытых писем также принадлежала И.М. Степанову. По его просьбе популярный в то время писатель Н.Н. Каразин, обладавший и художественным даром, выполнил четыре акварели («Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом»), с которых в Заведении графических искусств Э.И. Маркуса были отпечатаны способом цветной литографии первые четыре открытых письма, которые вышли в свет весной 1897 года. В 1898 году была выпущена первая серия – десять открытых писем с акварелями К. Маковского, И. Репина и других художников, пожертвовавших свои работы Общине Святой Евгении. Издательство Общины стало объявлять конкурсы на рисунки к различным юбилеям. Первым был объявлен конкурс к 100-летию рождения А.С. Пушкина. Первым же произведением Н.К. Рериха, выпущенным Общиной

Святой Евгении, был специально выполненный художником рисунок к стихотворению А.С. Пушкина «Пир Петра Великого». Это рисунок участвовал в последующем конкурсе, приуроченном к 200-летию Петербурга. Это мероприятие сблизило издательство Общины с художниками объединения «Мир искусства». Так художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и другие вошли в Комиссию художественных изданий Общины Святой

Евгении. Художники объединения «Мир искусства», благодаря сложившимся добрым отношениям, стали осуществлять через издания Общины Святой Евгении свои идеи и цели – развитие художественного вкуса у самой широкой публики, популяризацию в России русского и зарубежного искусства. Кроме того, Общиной было издано огромное количество уникальных открытых писем с видами российских местностей и городов,

портретами простых людей: они сохранили своеобразную историческую хронику развития страны на протяжении нескольких десятилетий.

Изначально тиражи открыток составляли всего лишь несколько сотен экземпляров, однако они стали настолько популярными среди покупателей, что количество их выпуска постоянно увеличивалось, а большинство открыток переиздавалось по несколько раз

Газета «Утро России» в 1912 году писала, что издательство произвело «переворот в истории русского открытого письма; оно сумело поднять его на высоту требований самого тонкого ценителя искусства, сделать из него… общедоступную библиотеку по истории искусства».

Издательство Общины Святой Евгении выпускало календари, альбомы, каталоги, плакаты и книги. Так, в 1918 году вышла иллюстрированная монография С. Эрнста «Н.К. Рерих», серия «Русские художники». Выпускался журнал «Открытое письмо» под редакцией Ф.Г. Беренштама – директора Библиотеки Академии художеств, художника-графика, архитектора. В 1920 году издательство Общины Святой Евгении было преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ). С 1896 по 1930 год издательством Общины Святой Евгении, а затем КПХИ, было выпущено более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов, проспектов и около 7000 открыток, которые можно назвать шедеврами русского печатного искусства.


Совершенно по-иному решены открытки другого известного стокгольмского издателя - Э. Сванстрема , с которым сотрудничал художник по фамилии Николаев . Это сцены из сельского быта, разыгранные около занесенных снегом построек.

В традициях русской реалистической графики выполнен рисунок Ивана Васильевича Симакова (1877-1925) для открытки «Славильщики», изображающей крестьянских мальчиков, которые идут с рождественской звездой славить Христа и поздравлять всех с праздником. Симаков, получивший архитектурное образование, занимался преимущественно книжной иллюстрацией.

Для крупнейшего из отечественных издательств открыток - Общины святой Евгении - он сделал в общей сложности три открытки, причем сюжеты всех трех и время их выхода из печати, очевидно, приурочены к празднику: «За елками» - в ноябре1909 г., «Славильщики» - в декабре 1910 г., «Как Ваше имя? - Смотрит он и отвечает: Агафон» (сцена из святочного гадания Татьяны в пушкинском «Евгении Онегине») - в декабре 1911 г.

Девичье гадание - языческий обряд, приходившийся на христианские Святки (праздничные дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним), своей романтической живописностью привлекал художников и неоднократно появлялся на открытках.

То же издательство Общины святой Евгении в декабре 1907 г. выпустило «Гаданье» Федора Федоровича Бухгольца (1857-1942), а к непревзойденной по популярности картине Николая Корнильевича Пимоненко (1862-1912) «Святочное гаданье» обращалось дважды, в 1901 и 1905 г. (при этом первый, хромолитографированный вариант выдержал впоследствии не менее 12 изданий). Полотно, принесшее успех молодому живописцу, было написано в 1888 г. и с 1898 г. хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Помимо Общины, на открытках в начале XX в., издавали его и Русский музей , и шведское Акционерное общество Гранберга .

Образ «городского» и одновременно «детского» рождественского праздника создал для Общины святой Евгении художник Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918) . Этот плодовитый мастер - живописец-портретист, работавший также в технике гравюры, занимавшийся акварелью и рисунком - сотрудничал с Общиной с 1901 по 1917 гг. Он оставил целую галерею салонных женских «головок» и ярких «боярышень», на фоне которой рисунок 1905 г. «У елки» выделяется искренностью персонажей и простотой исполнения. Годом раньше рождественская серия из 10 открыток с детскими сюжетами была выпущена Общиной святой Евгении по оригиналам Агнессы Эдуардовны Линдеман (1878-?) - акварелистки, иллюстратора и вышивальщицы.

Пимоненко, Николай Корнильевич (1862-1912). Святочное гаданье = La bonne aventure pendant les fêtes de Noël: [открытка] / Н.К. Пимоненко. - Stockholm: Granbergs Aktiebolag, [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия; 13,8х8,9 см.
Полное описание

Симаков, Иван Васильевич (1877-1925).
Славельщики: открытое письмо / И. Симаков. - [Санкт-Петербург: Община св. Евгении, 1910]. - Цветная автотипия; 13,9х9,1 см.
Полное описание

Николаев.
[Крестьянские дети, украшающие рождественскую елку] : открытое письмо. - : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия; 8,9х13,9 см.
Полное описание

Николаев.
С Рождеством Христовым: почтовая карточка. - : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1912]. - Цветная автотипия; 8,9х13,9 см.

известно и под другим названием - Издательство Красного Креста .

История возникновения издательской группы «Общины святой Евгении» весьма любопытна. Однажды, а это происходило в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста».

Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Олденбургская - внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община Святой Евгении». Председателем Общины была Евдокия Федоровна Джунковская (фрейлина Императрицы Александры Федоровны), секретарем Иван Михайлович Степанов.

В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского. Круг издательских интересов Общины был достаточно широк, но вся она так или иначе по преимуществу была связана с искусством и с художественной сферой. Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные открытки, а также репродукции живописных и графических произведений как в форме открыток, так и плакатов. Вокруг издательства группировались художники из журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России»: А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , М. В. Добужинский , Н. К. Рерих , К. А. Сомов , А. П. Остроумова-Лебедева ; сотрудничал И. Е. Репин и др. Издательство выпустило около 6 тыс. художественных открыток (на 1915).

С 1911 года издавались книги, отличавшиеся высоким качеством художественного и полиграфического исполнения, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции: путеводители (по Эрмитажу А. Н. Бенуа; Павловску, Петербургу В. Я. Курбатова; Костроме Г. К. Лукомского), а также великолепно иллюстрированные издания: «Басни Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута и «Моцарт и Сальери» с рисунками М.А. Врубеля . Были выпущены монографии о Рерихе и Сомове (обложки С. В. Чехонина). Община издавала табель-календари по рисункам Сомова (1905-1908) и Билибина (1911).

После революции 1917 года издательство Общины Св.Евгении было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 году специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием

В Строгановском дворце Русского музея проходит выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века

В Строгановском дворце Русского музея проходит выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века. Община Святой Евгении активно занималась благотворительностью и сотрудничала с такими художниками, как А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , Е. Е. Лансере , К. А. Сомов , Л. С. Бакст , М. В. Добужинский , Ф. Бернштам, Д. И. Митрохин , Г. И. Нарбут , З. Е. Серебрякова , А. П. Остроумова-Лебедева и др. Всего в экспозиции представлено около 300 произведений, среди которых книги, путеводители, «открытые письма», рисунки и акварели.

Русский музей обладает уникальным собранием так называемых «Открытых писем» (открыток), эскизов и пробных оттисков издательства, большинство книжных изданий Общины Святой Евгении попадало в коллекцию музея почти сразу после выхода в свет.

Община Святой Евгении входила в состав «Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста), возглавляемого с 1887 года внучкой императора Николая I, принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской (1845–1925), которая вкладывала в благотворительность немалые личные средства. Именно в честь небесной покровительницы принцессы и была названа Община, состоявшая из сестер милосердия и призванная не только поддержать престарелых и зачастую нищенствующих сестер милосердия, но подготовить достойную смену.

Общине были необходимы деньги для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер, для работы подготовительных курсов медсестер. Средства на благотворительность поступали от частных лиц, от проводившихся Общиной аукционов и художественных выставок. С 1896 года Община Святой Евгении приступила к издательской деятельности, в том числе к выпуску «открытых писем» - иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, в первую очередь русского. Это начинание не только оказалось наиболее успешным способом получения благотворительных средств, но стало заметным явлением в культурной жизни России конца XIX - начала XX века.

Первая продукция - конверты, приуроченные к Пасхе 1896 года, имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись «Для поздравительных карточек. В пользу Общины Св. Евгении». Уже через год к оформлению конвертов подключились художники Е. П. Самокиш-Судковская, В. В. Суслов, Н. В. Султанов.

В 1898 году вышла первая серия из 10 «открытых писем», авторами акварелей для них стали известные художники: И. Е. Репин , К. Е. Маковский , Н. С. Самокиш , Е. М. Бём и др. Выпущенные по 10 000 экземпляров каждая, открытки этой серии имели такой успех, что тираж пришлось повторить.

1900-е годы были годами расцвета, во многом этому способствовал конкурс, посвященный 200-летию Санкт-Петербурга, благодаря которому установились прочные связи с художниками «Мира искусства». Приглашенный в жюри конкурса, Александр Бенуа фактически являлся руководителем издательства. Активно сотрудничавшие с издательством Общины Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, И. Э. Грабарь , Е. Е. Лансере, Г. К. Лукомский , К. А. Сомов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие другие работали почти за символическое вознаграждение, а то и бесплатно.

Благодаря высоким покровителям в 1903 году Общине было разрешено продавать открытки в киосках Красного Креста на многих железнодорожных вокзалах и пристанях по всей России. Тираж одной открытки доходил до 10 000 экземпляров, а некоторые из них переиздавались до 5-6 раз. Общее количество открытых писем за 20 лет существования, начиная с 1898 года, составило более 30 миллионов экземпляров. Все они были выполнены с высоким полиграфическим качеством. Более 6 400 открыток посвящены значительным событиям в жизни Российского государства, государственным деятелям и царскому двору, а также воспроизводят лучшие произведения русского и зарубежного искусства. На открытках с маркой Общины запечатлены 3 000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Среди исполнителей этих видовых открыток И. Я. Билибин и А. Н. Бенуа, а также известные фотографы: А. Павлович, К. Булла, К. Ганн, П. Радецкий, С. Прокудин-Горский, В. Светличный.

Постепенно у издательства сложилась и своя книгоиздательская программа. Приоритетным направлением стали выпуски иллюстрированных изданий русской классической литературы и изданий, знакомящих читателей с коллекциями крупнейших российских музеев и культурными достопримечательностями страны. Это - «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» А. Н. Бенуа (1911), «Художественные произведения Эрмитажа» (1916), карманные путеводители по знаменитым местам России, серия монографий «Русские художники», «1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, с тремя рисунками М. А. Врубеля и книжными украшениями С. В. Чехонина .

Печатная продукция Общины была удостоена наград на международных выставках: Всемирной в Париже (1900), в Сент-Луисе (1904), на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге (1907–1908), Международной строительной выставке в Петербурге (1908) и других.

После революции в 1920 году Евгенинская община была упразднена. Благотворительность как форма социальной деятельности высшего общества перестала существовать. Издательство перешло в ведение Главнауки и продолжило свою деятельность уже под именем Комитета популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры.