Образы наполеона и кутузова являются ключевыми. Сочинение на тему “Образы Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир”

Автор романа открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца. Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждавшее его тактику ведения войны. Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату – вот те чувства, которые выделяет Толстой в Кутузове. Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям света о командующем русской армией.

Кутузов и Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно.

Наполеон – кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”. Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихотям. “Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Толстой показывает, что все это только прихоть, самообман. Наряду с высокомерием Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь: “Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”. Даже перед портретом сына он играет роль.

Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: “Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив ”.

Больше всего поражает отношение французского императора к этой войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира. Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”.

Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: “Маленький человек в сером сертучке… Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног”.

Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты. Командующий и его армия едины, именно это показал автор в своем произведении.

Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”. С помощью этих образов писатель хотел показать свое отношение к великим личностям и их роли в истории.

Сочинение на тему “Образы Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” обновлено: 28 июня, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Стремление Наполеона к европейскому господству вылилось в серию войн. Российский император Александр I направил в помощь проигрывающему прусскому королю армию. После нескольких сражений, ни одно из которых не преломило ход войны, 2 июня 1807 г. состоялась битва под Фридландом. Сражение закончилось поражением русских войск и заключением Тильзитского мира. Невыгодный России договор привел к Отечественной войне 1812, причины, ход и итоги которой обсуждаются на протяжении двух веков.

Предпосылки возникновения конфликта

Договор, заключенный 25 июня 1807 г., получил в среде русского дворянства название «позорный». Основным условием стало обязательство России присоединиться к континентальной блокаде против Великобритании, врага Наполеона. Российский император, не желающий портить отношения с давним партнером, продолжал торговлю, используя помощь посредников. Действия Александра и повышение таможенных пошлин на французские товары вызвали гнев Наполеона.

Чтобы управлять Александром, Наполеон угрожал восстановить Польшу в границах, очерченных до создания вассального ему Герцогства Варшавского, что лишило бы Россию части территорий. Давление Наполеона раздражало российского императора.

Политические разногласия и двойной отказ российского императора Наполеону, хотевшего заключить монархический брак с одной из сестер Александра, привели к окончательному ухудшению российско-французских отношений.

Ход войны

12 июня 1812 г. закаленные в боях обученные французские войска перешли реку Неман и вторглись в Россию. Наполеон планировал разгромить русские войска по частям и захватить Москву. Перед российским командованием встала задача соединить основные силы под руководством М. Б. Барклая де Толли и П. Багратиона. Встреча состоялась 22 июля 1812 г. под Смоленском. Командованию соединенными силами поручили М. И. Кутузову.

Блестящий стратег, М. И. Кутузов, решил дать французам сражение, которое началось 26 августа 1812 г. в 100 км от Москвы, под местечком Бородино. Мнения, кто победил в Бородинской битве, расходятся: потери с обеих сторон составили по 50 тысяч человек. Ни один из военачальников не решил поставленных перед собой задач: Кутузов не смог отстоять Москву, Наполеон не продвинулся дальше. Бесспорной стала нравственная победа русских войск, отстоявших позиции ценой пролитой крови.

1 сентября 1812 г. военный совет принял решение оставить Москву. Когда французы вошли в покинутый жителями и войсками город, начались пожары. Русские войска разбили лагерь у села Тарутино, преградив французам путь в южные губернии. Народ, вступающий в партизанское движение, ожесточенно сопротивлялся. Наполеон покинул Москву и направил не слишком боеспособную армию на юг, к Калуге. Битва под Малоярославцем сломала его планы. Французы повернули. Сражение под Вязьмой обратило отступление в бегство. Бой у реки Березина заставил Великую армию забыть завоевательные планы и покинуть российские земли. 25 декабря 1812 г. вышел манифест Александра 1 об окончании войны.

Причины победы Российской империи

Победа в Отечественной войне 1812 г., ход и итоги которой изменили судьбу России, не случилась бы без активного участия представителей всех социальных слоев.

  1. Партизанское движение, развернувшееся на оккупированных территориях, нанесло Великой армии значительный урон;
  2. Всеобщий патриотический подъем сплотил народ;
  3. Проявилась самоотверженность участников военных действий.

Даже если рассматривать кратко итоги Отечественной войны 1812 года, нельзя не упомянуть и ее участников. Навсегда вписаны в российскую историю имена офицеров, проявивших героизм в защите родной земли:

  • генерала кавалерии Н. Н. Раевского, отличившегося в боях под Салтановкой и Смоленском;
  • генерала инфантерии П. И. Багратиона, под чьим командованием в бородинской битве левое крыло армии отразило все атаки французов;
  • генерал-фельдмаршала М. Б. Барклая де Толли, в сражении при Бородино командовавшего центром и правым крылом русской армии;
  • генерала инфантерии А. П. Ермолова, в критический момент Бородинской битвы лично поведшего солдат на господствующую высоту;
  • генерал-фельдмаршала М. И. Кутузов, обратившего наступление Великой армии в бегство и названного в народе спасителем Отечества.

Значительную роль сыграли высокий уровень российских командующих и экономический потенциал для создания боеспособной армии.

Окончательное поражение французов как один из итогов войны 1812 г.

Освобождение русской земли не обещало защиту от повторной захватнической попытки французского императора. Александр принял решение о дальнейшем движении армии. Русские войска вступили на европейские земли в начале 1813 г.; к ним присоединились Пруссия и Австрия. В битве под Лейпцигом, получившей название «битвы народов», наполеоновские войска были разбиты. В начале 1814 г. союзнические войска вошли во Францию. Наполеон подписал отречение от престола.

В марте 1815 г. на короткий срок Наполеону удалось вернуть власть. Союзники сокрушили его армию в битве при Ватерлоо (июнь 1815 г.).

Обсудить будущее Европы и решить спорные вопросы представители стран-союзниц собрались в Вене в сентябре 1815 г. (Венский конгресс).По предложению российского императора европейские монархии объединились «Священный союз». Основные позиции в нем заняли Россия, Пруссия и Австрия, сыгравшие главную роль в падении Бонапарта. Территориальное деление Европы было пересмотрено: Францию лишили завоеванных земель. почти целиком отошло к России, что также относится к итогам войны 1812 года.

Влияние войны на экономику России

Если говорить кратко об итогах войны 1812 г., за победу Россия заплатила высокую цену — российская экономика понесла значительные потери: сельское хозяйство и инфраструктура были разрушены. Часть России, по которой прошли наполеоновские войска, нужно было полностью восстанавливать. Урон составил около миллиарда рублей, больших для российского бюджета денег.

И на культуру России

Даже если описывать итоги войны 1812 года кратко, нельзя не затронуть и эту тему. Французский император писал Александру после захвата Москвы: «Прекрасный, великолепный город Москва более не существует». Такое положение вещей не сохранялось долго. Сожженные хаотичные застройки сменились новыми, старые узкие улочки заменили широкие бульвары, возникли здания театров. Русский дипломат и писатель А. С. Грибоедов писал об обновленной Москве: «Пожар способствовал ей много к украшению». Решение о постройке в честь победы русских войск храма Христа Спасителя на Воробьевых Горах в Москве Александр I принял сразу после окончания военных действий.

Темы войны и любви к Отечеству на десятилетия стали основными в творчестве. Художники, литераторы, музыканты, театральные постановщики поднимали ее в творчестве. Всемирно известный роман Л. Н. Толстого «Война и мир», увертюра П. И. Чайковского «1812», Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга посвящены победе русского народа. Непринятие иностранного и прославление отечественного вошло в моду. Французский язык, до войны занимающий первое место в русском дворянском обществе, уступил место русскому языку, к середине XIX века прочно вошедшему в обиход.

Развитие свободомыслия

Освободительная война объединила русское общество и вызвала патриотические настроения. Представители всех социальных слоев отдавали жизни, предлагали деньги и продукты, для размещения войск — дворы и поместья. Публицист В. Г. Белинский называл 1812 г. годом великой эпохи в жизни России, пробудившем прежде дремавшие силы.

Рядовые, дошедшие до Парижа, увидели чуждую привычному укладу жизнь. Вернувшись домой, рядовые участники войны полагали, что безропотным перенесением трудностей и героизмом заслужили благодарность и ждали отмены крепостничества. Не желавшие дальше терпеть дворянскую власть, они устраивали бунты.

Чаяния народа не принесли результатов, победа не привела к социально-экономическим реформам. Государь, названный в Европе «освободителем», не сделал ничего для освобождения своего народа.

Сомнения по поводу государственного устройства вылились в развитие общественного движения, ставившего целью свершение царизма. Столкнувшись с европейскими порядками, просвещенная часть общества, дворянство, ощутило разницу между видимостью великой империи и устарелыми основами общества. Передовая часть российского дворянства объединилась в тайные общества, первым из которых стал «Орден русских рыцарей», созданный в 1815 г. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», их первая организация, «Союз спасения» сформировалась под руководством полковника Генштаба А. М. Муравьева в 1816 г. Правящие круги, наоборот, укрепились в оценке существующего строя как прочного и даже передового государственного устройства.

Изменения, вызванные итогами Отечественной войны 1812 года, кратко можно назвать полной ломкой стереотипов и началом преобразования русского общества.

Значение для внутренней политики России

За счет присоединения новых территорий Российская империя увеличилась, вырос состав населения. Из-за борьбы польского народа за суверенность на следующую сотню лет Польша стала проблемой. На новые территории распространилось крепостное право, что усугубило положение.

Значение войны для внешней политики

Причины, ход и итоги войны 1812 показали жесткую позицию Россию в сфере защиты собственных интересов и помогли ей занять подобающее место в европейской политике. Международное авторитет России, серьезно упавший после заключения Тильзитского мира, заметно вырос и следующие 10 лет страна занимала важное место в мировой политике.

Сформированный по предложению Александра 1 «Священный Союз» предполагал взаимодействие европейских монархов и стал предтечей Европарламента. Венская система просуществовала четыре десятилетия; в этот период Европа смогла воздержаться от серьезных военных конфликтов.

Если говорить кратко: итогами войны 1812 г. для Европы стало завершение эпохи наполеоновских войн и установление нового европейского порядка.

Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное - безобразному. Прин­цип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир». Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполео­на, двух героев представляющих собой две полярные точки ро­мана.

Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполе­он вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность. «А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность ко­торого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», - замечает писатель. Толстой с присущей ему огромной проницательностью худож­ника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые чер­ты характера великого полководца: его глубокие патриотичес­кие чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чут­кое отношение к солдату. Вопреки мнению официальной исто­риографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.

Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, муд­рый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в опре­деленном смысле «приземлен». Писатель подчеркивает в порт­рете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако ге­рой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца. «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представите­ли народной войны», - замечает Л.Н. Толстой.

В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обраще­нии с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бес­смысленных военных операций.

Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Пе­ред Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», - заметил Михаил Илларионович. Он пони­мал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дре­мал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение. Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.

В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской ар­мии народ выбирает полководца «против воли царя в представи­тели народной войны». И писатель так объясняет происходя­щее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов. В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозор­ливость, близость к народу.

На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в вой­ска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу. Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в побе­де над врагом. «Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борю­щихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», - пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нрав­ственной победой русских войск. Оценивая полководца, Анд­рей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслу­шает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неиз­бежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя. Кутузов же, напротив, далек от на­ших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель под­черкивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы. Русские генералы вместе с главнокоман­дующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает реше­ние оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию. Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.

Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство. Писатель ут­верждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное». Таким образом, Толстой отрица­ет роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, при­давая значение лишь «духу войска».

Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «малень­кий человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице». Автор упорно подчерки­вает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спи­ну», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета. Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземля­ет его, подчеркивает его бездуховность.

Наполеон Толстого - это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свой­ственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира. Театрально-фальшиво пове­дение его в Тильзите во время награждения русского солдата Ла­зарева французским орденом Почетного легиона. Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинс­ким сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».

Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения побе­дил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и вели­чие». «Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, крас­ным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он ви­дел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы». «И никогда, однако, - пишет Толстой, - до конца жизни своей не мог пони­мать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».

Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депута­цию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему пред­стать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним. Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие иг­рока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и вели­чественная эта минута!». «…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой. «Ког­да Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» - говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского пред­местья». И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась - «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бо­напартизм как великое общественное зло, «противное челове­ческому разуму и всей человеческой природе».

Характерно то, что писатель стремился к объективной оцен­ке военного таланта Наполеона. Так, перед Аустерлицким сра­жением Бонапарт смог верно оценить военную обстановку: «его предположения оказались верными». Но все же, по мнению Тол­стого, «в исторических событиях великие люди суть только яр­лыки, дающие наименование событию…» «Наполеон, - заме­чает писатель, - во все это время своей деятельности был подо­бен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, основной движущей силой истории, по мыс­ли Толстого, является народ. И истинно великие личности у писателя просты, естественны, являются носителями «народно­го чувства». Таким человеком в романе предстает Кутузов. И «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», поэтому Напо­леон предстает у Толстого воплощением крайнего индивидуа­лизма, агрессии, бездуховности.

Здесь искали:

  • образы кутузова и наполеона в романе война и мир
  • образ наполеона и кутузова в романе война и мир
  • образ кутузова и наполеона

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Изображение исторических личностей в художественных произведениях Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 слайд

Описание слайда:

Цель Определить особенности изображения исторических личностей (Кутузова и Наполеона) в художественном произведении Задачи Рассмотреть образы Кутузова и Наполеона в трактовке Л.Н.Толстого Найти отличительные особенности толстовской трактовки образов Сделать выводы

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Взгляды Толстого на роль личности в истории Исторический процесс – стихия. Личность в истории выполняет только ведомую роль. Великой личность может быть только тогда, когда она подчиняется общему ходу истории. Ход истории решают народные массы. Все исторические события предопределены свыше.

6 слайд

Описание слайда:

Кутузов Кутузов, подобно Суворову, был одним из замечательных русских людей. Имея обширное образование, он обладал красноречием и способностью господствовать над умами. «Его даже Рибас не обманет», - говорил Суворов про своего любимца - Кутузова. Всегда веселый, общительный, он отличался удивительным хладнокровием в самых трудных положениях. Строгий расчет и выдержка были его отличительными чертами.

7 слайд

Описание слайда:

Он умел говорить с солдатом и, подобно Суворову, зная, что парадная мишура и внешний блеск не по сердцу русскому простолюдину, он, будучи уже главнокомандующим, являлся перед войсками на маленькой казачьей лошади, в старом сюртуке без эполет, в фуражке и с нагайкой через плечо.

8 слайд

Описание слайда:

В романе «Война и мир» он представлен как вдохновитель и организатор побед русского народа. Кутузов - подлинно народный герой, Он руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец.

9 слайд

Описание слайда:

Главное в Кутузове - его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Он правильно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это - победа.

10 слайд

Описание слайда:

Толстой поставил его выше Наполеона, потому что он понимал ход истории и принимал его. Именно такой полководец был нужен для ведения Отечественной войны 1812 года.

11 слайд

Описание слайда:

Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

12 слайд

Описание слайда:

Особенности изображения Кутузова Толстой намеренно искажает образ Кутузова. В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Толстой дает этот образ в восприятии различных лиц, углубляясь в психологический анализ. Кутузов «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

13 слайд

Описание слайда:

Противоречивость образа Кутузова Кутузов выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. То есть Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

14 слайд

Описание слайда:

Наполеон Наполеон чрезвычайно много трудился и читал книги в различных областях знаний: путешествия, география, история, стратегия, тактика, артиллерийское дело, философия. Кроме того, он достиг огромных успехов в математике.

15 слайд

Описание слайда:

Бонапарт сам определил порядок своих двух первых функций, когда заявил: « На свете есть лишь две могущественные силы: сабля и дух. В конечном счете дух побеждает саблю”.

16 слайд

Описание слайда:

Наполеон предстает в романе как самонадеянный властитель Франции, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Он принимает актерские позы, произносит напыщенные фразы. Наполеон Толстого - «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

17 слайд

Описание слайда:

Толстой считал, что Наполеон подобен «ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Наполеон в войне с Россией оказался слабее своего противника – «сильнейшего духом».

18 слайд

Описание слайда:

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног».

19 слайд

Описание слайда:

Особенности изображения Наполеона Наполеон в романе - антипод Кутузова. Толстой выступил против культа Наполеона. Наполеон - агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству. Наполеон «уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха». В поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».

20 слайд

Описание слайда:

Выводы Кутузов выражает интересы народа - Наполеон думает о собственной славе. Сопоставляя двух великих полководцев. Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

21 слайд

Описание слайда:

Вопросы и задания Сравните поведение Кутузова и Наполеона перед Аустерлицким сражением Сравните поведение Кутузова и Наполеона перед Бородинским сражением Сопоставьте портреты Кутузова и Наполеона, данные в романе Дайте сопоставительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Биографические сведения о Кутузове Хронология 5 (16) сентября 1745 - родился в Санкт-Петербурге; 1759 - окончил с отличием Дворянскую артиллерийскую школу; 1764–1765 - принимал участие в военных действиях в Польше; 1768–1774 - принимал участие в русско-турецкой войне; 1774 - под Алуштой получил пулевое ранение в висок, потерял правый глаз; 1801- военный губернатор Санкт-Петербурга; 1805 - главнокомандующий русской армией при Аустерлице; 1806–1807 - был назначен киевским военным губернатором; 1808 - командир корпуса Молдавской армии; 7 (19) марта 1811 - главнокомандующий Молдавской армией; 8 (20) августа 1812 – главнокомандующим российской армией; 26 августа (7 сентября) 1812 - сражение при Бородине, затем и последовала сдача Москвы; Зима 1812-1813 - русская армия под командованием Кутузова преследовала французов и в сражении на р.Березине нанесла им решающее поражение; 16 (28) апреля 1813 - перед началом Заграничного похода Кутузов заболел и скончался в немецком городке Бунцлау (Силезия) 16 (28) апреля 1813.

24 слайд

Описание слайда:

Дворянский род Голенищевых-Кутузовых ведет своё происхождение от некого Гавриила, поселившегося в Новгородских землях во времена Александра Невского (середина XIII века). Среди его потомков в XV веке был Федор по прозвищу Кутуз, чей племянник звался Василий по прозвищу Голенище. Сыновья его стали зваться Голенищевы-Кутузовы и состояли на царской службе. Дед М.И. Кутузова дослужился лишь до капитана, отец уже до генерал-поручика, а Михаил Илларионович заслужил потомственное княжеское достоинство. Дети: Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина, Дарья. У двоих из них (Лизы и Кати) первые мужья погибли, сражаясь под командованием Кутузова. Так как фельдмаршал не оставил потомства по мужской линии, фамилия Голенищева-Кутузова в 1859 г. была передана его внуку генерал-майору П.М. Толстому, сыну Прасковьи.

25 слайд

Описание слайда:

Современники о Кутузове «Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представители народной войны». Л. Н. Толстой «Все лучшие, бесценные черты русского национального характера отличают натуру этой необыкновенной личности, вплоть до редкой способности человечно, даже жалостливо относиться к поверженному врагу, признавать и уважать во враге храбрость и другие воинские качества». Тарле

26 слайд

Описание слайда:

Биографические сведения о Наполеоне Хронология 15 августа 1769 года - На острове Корсика родился Наполеон Бонапарте. 1793 год - Организация успешной осады Тулона, восставшего против Революции. 1796-1797 годы - Успешное проведение Итальянской кампании. 1798-1799 годы - Проведение Египетской кампании и похода на Сирию. 14 июня 1800 года - Разгром австрийских войск при Маренго. 2 декабря 1805 года - Уничтожение русско-австрийской армии при Аустерлице. 8 июля 1807 года - Заключение Тильзитского мира с Россией. 1808 год - Завоевание Испании. Июнь 1812 года - Начало войны с Россией. 7 сентября 1812 года - Бородинское сражение. 16-19 октября 1813 года - Поражение под Лейпцигом в "битве народов". 11 апреля 1814 года - Первое отречение Наполеона. Февраль 1815 года - Бегство Наполеона с Эльбы. 20 марта 1815 года - Вступление в Париж, начало "100 дней" правления. 18 июня 1815 года - Поражение в битве с войсками антинфранцузской коалиции при Ватерлоо. 15 октября 1815 года - Прибытие Наполеона на остров Святой Елены. 5 мая 1821 года - Смерть бывшего императора Франции Наполеона Бонапарта.

Победа армии зависит от опыта и мастерства военачальника. Лев Толстой преклоняется перед военным мастерством Кутузова. Ценой сожжения Москвы великому полководцу удалось спасти армию, а значит, сберечь государственность страны. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Мир» дает возможность проанализировать причины поражения русской армии в первой половине Отечественной войны 1812 года и ее победы в ходе второй половины военной кампании.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон , наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат – это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:

  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.

Наполеон:

  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.