План-конспект занятия на тему: Урок-путешествие "В гостях у Берендея". «В гостях у Берендея» театрализованная игра

Игра-путешествие «В гостях у Берендея»

Калиберда Валентина Викторовна,

учитель МБОУ СОШ№7 ЗАТО Углегорск

Амурская область

В игре принимают участие 3 команды из параллельных классов по 5 человек. Командам заранее даётся домашнее задание. Часть ребят занята подготовкой игры (исполняют роли), остальные зрители.

Действующие лица : чтец 1, чтец 2, Лесовичок, Берендей, 2 разбойника, глашатай.

Реквизиты : название игры, названия станций, магниты, набор открыток «Сохраним родную природу»; магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, кассета с песней разбойников из мультфильма «Бременские музыканты», 3 тетрадных листа, 3 ручки, муляж яблока, семечки на тарелке, лавровый лист на тарелке, чёрный ящик, видеокассета, часы, знаки.

Для жюри : 1 оценочный лист, 1 ручка, сценарий с ответами.

Чтец 1 . Взгляните вокруг – какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травы, цветы, солнце. Всё это – природа.

Чтец 2. Леса, горы, реки, птицы, звери. Всё это – природа. Жизнь наша неотделима от природы. Природа – колыбель человечества. Она кормит, поит и одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Чтец 3 .Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного –

Чтоб люди были к ней добры. (А. Андреев)

Чтец 1 . Чтоб птицы пели, и водилась рыба,

Чтобы в траве высокой мы могли прилечь,

Чтобы увидеть зайца мы с тобой могли бы

Надо человеку всё беречь!

Чтец 2. Чтоб цветам не вянуть и деревьям не гнуться,

Чтоб полнеть озёрам, чтобы рекам течь,

Чтоб под небом синим нам с тобой проснуться –

Надо человеку всё это беречь!

(Выбегает глашатай, который сообщает о прибытии почётных гостей игры. Появляется царь Берендей в сопровождении Лесовичка).

Чтец 3. Кто достоин нашей оды?

Кто хозяин всей природы?

Кто командует тайгой?

Ну, конечно, царь лесной!

Берендей: Я прекрасную природу

Отдал юному народу,

Я снабжаю вас водой –

Вот, что значит царь лесной!

Кто готовит вам дороги,

Чтоб целы были ноги?

Кто ведёт лесной тропой?

Ну, конечно, царь лесной!

Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по станциям.

1-я станция «СТАРТ».

Лесовичок: Нет- нет! Постойте! Команды пропускаются на старт только после того, как они представятся.

(Команды представляются).

Лесовичок: а теперь я зачитаю стихотворения, которые нужно закончить. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Принимается ответ, который назван первым.

1. Огромная кошка мелькает за стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись!

Идёт на охоту коварная … (рысь)

2. В лесу и в болоте,

Нас везде всегда найдёте -

На поляне, на опушке,

Мы зелёные … (лягушки)

3. Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели.

Только к дятлу на обед

Попадает … (короед)

Станция 2 « ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ »

    Каждой команде даётся задание решить ситуацию .

Ситуация для 1ой команды : вы стали свидетелем того, что люди в лесу рвут ландыши, занесённые в Красную книгу. Ваши действия?

Ситуация для 2ой команды : что произойдёт, если уничтожить всех комаров?

Ситуация для 3ей команды : в городе, где вы живете, администрация города решила вырубить дубовую рощу для строительства металлургического завода. Ваши действия?

2. Д омашнее з адание. Конкурс «Что бы это значило?..» (как в КВН).

а) рисунок на экологическую тему (со своим названием);

б) фраза на экологическую тему, которую нужно закончить (со своим вариантом ответа).

Станция 3 «БОТАНИЧЕСКАЯ»

На этой станции участникам предлагается задание и чёрный ящик, в котором лежит ответ. Они должны посовещаться и дать ответ, что лежит в чёрном ящике.

Задание 1 . В чёрном ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушёном и мочёном виде. Этот плод принадлежит к классу двудольных растений. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрёстноопыляемое (опылители-насекомые), весьма морозостойкое, выдерживает морозы до -30°С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжёлые металлы. О каких плодах идёт речь?

Ответ. Речь идёт о яблоках.

Задание 2 . В «чёрном ящике » лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережжённые семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что же за лакомство лежит в ящике?

Ответ. В «чёрном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Задание 3. В «чёрном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и учёных в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «чёрном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это – лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их приятному аромату.

Станция 4 «РАЗБОЙНИКИ».

Вдруг раздаётся свист и перед командами появляются разбойники. Разбойники (поют): а мы разбойники, разбойники - разбойники! Пиф-паф! Пиф-паф! А вы покойники, покойники …(песенка разбойников из «Бременских музыкантов»).

Лесовичок: они пропустят Вас дальше, если капитаны команд решат ребусы.

Е (ЕНОТ) (МЕДВЕДЬ) (ПОДОСИНОВИК)

(ЛИСА)

Станция 5 «ЗООЛОГИЧЕСКАЯ».

Домашнее задание. Рассказ о животном.

Команда предлагает словесное описание животного, не называя его. Команда-соперница должна угадать о каком животном идёт речь.

Станция 6 «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА».

Командам выдаются листы и ручки.

Задание: за 1 минуты написать названия лекарственных растений (как можно больше).

Станция 7 «В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ».

Жюри подводит итоги. Слово Берендею.

Берендей: Ребята расскажите мне о правилах поведения в лесу. (Берендей показывает знаки командам-участницам по очереди, а ребята называют правила). Жюри оценивает.

Жюри подводит итоги.

Презентация – путешествие по «Берендееву царству».

Слово жюри. Объявление итогов игры-путешествия. Награждение команд.

Сводная ведомость (для судей).

5а 5б 5в

Названия команд

1. «Старт»

А) стихотворение-загадка - 1балл

Б) представление команд:

эмблема, девиз, приветствие командам-соперницам, приветствие жюри – 4балла

    «Экологическая»

А) ситуация – 1 балл

Б) что бы это значило?

    Рисунок и ответ 1/1балл

    Фраза и ответ 1/1балл

3. «Ботаническая» -1балл

Разбойники (капитаны - ребусы) – 1балл

    «Зоологическая»

Рисунок (биологич. соответствие) 1 балл

Рассказ о животном и ответ 1/1 балл

5. «Зелёная аптека» 1балл за 1 название

6. Берендей – по 3 знака - 1балл за знак

Всего

Задание для 5-х классов

к игре – путешествию «Чудеса природы».

Состав команды: 5 чел. (выбрать капитана).

Придумать название команды, девиз, приветствие – командам соперницам, эмблему (1 шт.), приветствие жюри.

Повторить материал о лекарственных растениях, правила поведения в природе.

Нарисовать животное на альбомном листе и кратко дать словесное описание животного, не называя его (для команды-соперницы).

Изобразить 1 рисунок на экологическую тему «Чтобы это значило?» на альбомном листе (для команды-соперницы) и назвать его (фразой).

Придумать 1 фразу на экологическую тему, которую нужно закончить (для команды-соперницы) со своим ответом.


Действующие лица:

1 посланец, 2 посланец, Берендей, Баба Яга, доктор Айболит.

1 посланец : Добры молодцы и красны девицы! Не по прихоти своей мы собрали вас, а собрали затем,чтобы слово молвить,да рассказать вам указ о празднике лесном.
2 посланец: Прослышал об этом празднике царь лесной- Берендей, и решил сам прийти посмотреть, как вы любите родную природу,все ли про неё знаете,никого не обижаете.А вот он и сам.
Берендей: Здравствуйте,друзья! Сколько вас много пришло на этот праздник. Спасибо вам, всем моим слугам верным,всем,кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие,чтобы жили в них птицы и звери, да букашки малые,чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон. Порадовали старика.

Появляется баба Яга

Баба Яга: Ой! Ой! Уж так и порадовали! Чем это, интересно? Прям они так и разбежались защищать ваших птиц и зверей. Уж больно они им нужны. Да если хотите знать - вон там мальчик сидит, так у него рогатка есть. Вот так!
Все вместе: Этого не может быть!
Берендей: А ну-ка покажи мне этого мальчика?
Баба Яга : Подумаешь, уж и пошутить нельзя. Если они умные и все про природу знают,то пусть мне подскажут, что за грибочки я насобирала в лесу? (ребята говорят название грибов, можно загадки о природе). Ну противные мальчишки и девчонки, а так же их родители! (уходит).
Берендей : Ну что за бабуля, нигде от неё покоя нет. Всем она старается напакостить. А ведь как не ей надо любить природу, ведь живет она всю жизнь в лесу. Да я смотрю кто-то еще к нам спешит на праздник. Ну конечно же это доктор Айболит!
Доктор Айболит: Здравствуйте, друзья мои! Я как раз травы в лесу собирал. посмотрите, вон их сколько у меня!
1 посланец: Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней-
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
2 посланец: Мы растения эти знаем,
Бережем о охраняем.
В книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Доктор Айболит: А давайте попробуем вместе отгадать эти травы? (после каждого ответа доктор кратко рассказывает о пользе той или иной травы) Ну, что сказать, молодцы! Вижу, что вы можете и без таблеток поправить своё здоровье - с помощью трав. Только одно условие! Не вырывайте растения с корнем,а собирайте их бережно и осторожно.
1 посланец : Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты
2 посланец: Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Доктор Айболит: Хорошо у вас на празднике, но мне надо спешить к больным.
Берендей: Спасибо вам, доктор. Много вы полезного и интересного рассказали. Теперь, я думаю, все будут знать о лекарственных травах.

Доктор уходит, появляется баба Яга

Баба Яга: Молодцы, хорошенькие, распригоженькие.Ох и расхвалил ты их, царь лесной. Да зачем они им нужны, ваши цветочки-василёчки.
Берендей: Да как ты можешь так говорить! Ведь природу надо любить!
Баба Яга: А я и люблю. Я её очень люблю! Я как веток молодых наломала, да как метёлочку себе новенькую сделала! А потом костерок побольше развела, бутылок туда понакидала. Вот это был салютик!
Берендей: Прекрати сейчас же! Гнать тебя из леса этой самой молодой метелкой!
Баба Яга : А что я? Что думаю, то и говорю. Свободу слова никто не отменял. (пятиться назад и наступает на осколок) Ой,мамочка Яга! Ой,как больно!
1 посланец : Вот что происходит с теми, кто плохо ведет себя на природе.
Баба Яга: Ой, больно! Ой,мамочка Ягушечка! Помогите кто-нибудь! Истекаю кровью в расцвете сил!
2 посланец : Давай-те, друзья, поможем ей. Подскажите, какой травой можно остановить кровь?

Ребята отвечают, помогают остановить кровь

Берендей: Ну,как,полегчало?
Баба Яга: Полегчало,ох как полегчало царь лесной. Спасибо, батюшка.
Берендей: Не меня благодари,а друзей леса.
Баба Яга: А ведь и правда, если бы не этот листок подорожника, истекла бы я кровью, умерла бы в рассвете сил и кому бы досталась моя новая метёлочка, веточка к веточке,прутик к прутику.
Берендей: Опять ты за своё! Нет с тобой сладу! Сгинь с глаз моих долой!
Баба Яга : Подумаешь,уж и сказать нечего нельзя. Ухожу, ухожу.
Берендей: Вот и настала пора нам проститься. Порадовали вы меня своими знаниями. Вижу,что любите вы природу. Пойдёмте, друзья, нам надо побывать еще на других праздниках и найти новых друзей природы.


Пожалуйста: при копировании сценария "В гостях у Берендея " с данного сайта, делайте ссылку на наш сайт или на автора (если имеется)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоандреевская основная общеобразовательная школа»

Разработала

Разработала: Порсин Татьяна

Владимировна

2014 год

Цели мероприятия:

    Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.

    Способствовать формированию у детей младших классов экологического сознания.

    Познакомить учащихся с новыми подвижными играми.

Подготовка

    Подбираются иллюстрации, рисунки для демонстрации на станциях.

    Оформляются маршрутные листы и названия станций.

    Собираются реквизиты для выполнения заданий на станциях (разрезанные на части овощи, мяч, ветки растений с плодами, фрукты, игрушки-животные).

Игрой руководит ведущий. Игра проходит на поляне, в разных местах которой развешаны таблички с названиями станций и поставлены столики.

Ход игры

Ведущий: Давайте пройдёмся медленно по лугу и по лесу. И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Ребята, сегодня мы пришли в гости к хозяину леса – Берендею. Здесь мы проведем игру-путешествие по станциям: Зоологическая, Ботаническая, Медицинская, Робинзония, Спортивная. Я думаю, что вы не только узнаете много нового и интересного, но и сами получите возможность показать свои знания о лесе и его жителях: животных и растений. Сейчас команды получат маршрутные листы и разойдутся по станциям.

Станция «Робинзония»

    Детям предлагается узнать разложенные на столе образцы растений: лебеду, крапиву, лопух, землянику, мяту, чистотел, лютик, папоротник, ель.

Из предложенного перечня нужно выбрать те растения, из которых делают:

Салаты (лебеда, крапива, одуванчик)

Чай (земляника, мята)

Супы (листья лопуха, крапивы).

Теперь следует назвать растения, по которым можно узнать о погоде на следующий день:

Чистотел (перед дождем венчики цветов поникают)

Лютик, одуванчик (перед дождем цветы закрываются)

Папоротник (перед хорошей погодой листья скручиваются)

Ель (перед дождем поднимаются нижние ветки).

2. Как в лесу разжечь костёр без спичек? (с помощью стекла).

3. Вы забыли зубную пасту. Чем можно пользоваться вместо неё? (Толчённым древесным углём с добавлением мяты).

Станция «Медицинская»

На этой станции ребята по картинкам – рисункам знакомятся с некоторыми ядовитыми растениями.

Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в мае –июне. Цветы похожи на белоснежные перламутровые шарики с нежным ароматом. Ландыш - ценное лекарственное сырьё, используется при лечении сердечных заболеваний, а также при приготовлении духов, кремов. Все части растения ядовиты, особенно оранжевые ягоды, которые вызывают отравления.

Ветреница дубравная – многолетнее растение. Растёт в лиственных лесах, по опушкам леса, на полянах, между кустарниками. Цветёт в конце апреля. Растение ядовитое.

Белена чёрная растёт по огородам, пустырям, вдоль дорог, по берегам рек. Стебель достигает высоты до одного метра. Цветы воронковидные, грязно-желтоватые с пурпурно-фиолетовыми прожилками, с неприятным запахом. Цветёт до поздней осени. Плод – кувшинообразная коробочка с крышечкой, содержащая семена, похожие на мак. Если семена попадут в организм человека, наступает отравление, которое проявляется возбуждением нервной системы, бредом, со смертельным исходом.

Пижма обыкновенная растёт у дорог, жилищ, в садах, редких лесах. Цветки желтые, собраны в небольшие корзинки, похожие на пуговицы или ягоды рябины. Название «дикая рябинка» пижма получила из-за сходства её листьев и цветков с листьями и ягодами рябины. Это растение используется как противоглистное, как средство, отгоняющее насекомых (мух, молей, гусениц). Растение ядовитое.

Вороний глаз растёт в тенистых лесах между кустарниками. Цветёт в мае-июне. На стебле один цветок с желтовато-зелёными лепестками с темно-фиолетовой серединой. Плод – чёрная ягода. Всё растение ядовитое.

Лютик едкий растёт по сырым лугам и полянам. Цветёт с мая по сентябрь желтыми блестящими цветами. Листья рассечены на мелкие доли. Стебли ветвистые, прямостоячие. Растение ядовитое, особенно в период цветения. При высыхании ядовитые вещества исчезают.


Вех ядовитый растёт по берегам стоячих вод, иногда в самой воде. Цветёт с июня по сентябрь. Цветки очень мелкие, белые, собраны в сложный зонтик. Всё растение, особенно корневище
, очень ядовито. Сок даже в маленьких дозах смертелен.

Белокрыльник болотный растёт по болотистым берегам рек, озёр, прудов, по болотам. Цветёт с конца мая по июль. Мелкие цветы собраны в соцветие рогаток, оно окружено зеленовато-белым листом. Листья большие, толстые, сердцевидные, на длинных черешках. Растение ядовитое.

Паслён сладко-горький растёт по сырым лугам, лесам, берегам прудов и рек. Цветёт с конца мая по сентябрь. Цветки фиолетовые, похожи на цветки картофеля. Стебель ветвистый, лазящий. Плоды – ярко-красные яйцевидные ягоды. Незрелые они горькие, созревшие – сладкие, за что растение получило своё название. Листья продолговатые, яйцевидные, заостренные. Всё растение ядовитое, применяется в медицине.

Игра «Цветочный магазин»

«Продавцу» нужно узнать, что за растение предлагает ему «покупатель», описывая, но не называя его. Если «продавец» не узнает растение, его место занимает тот из детей, кто угадал, какое растение описывал «покупатель». Выигрывает тот, кто больше «продал» или «купил» растений.

Станция «Ботаническая»

На этой станции проводится викторина.

    Назовите приметы осени.

    Определите растение по ветке с плодами. (Ольха, дуб, осина, ива, ясень, рябина, клен, берёза)

    Соберите целое растение из частей. (Свёкла, морковь, капуста, петрушка).

    Узнайте растение на ощупь.

    Найдите из набора овощей и одного яблока лишнее. Почему оно лишнее?

    На берёзе есть два больших сука, на каждом большом суку по два сучка поменьше, на каждом сучке висит по яблоку. Сколько всего плодов висит на дереве? (Яблоки на берёзе не растут).

Игра «Пойми меня»

Ведущий бросает детям мяч, называя овощи, фрукты, деревья, кусты, цветы. Если это съедобное – дети ловят мяч, если нет – пропускают.

Станция «Зоологическая»

Вступительное слово ведущего о многообразии животного мира, о животных, занесённых в Красную книгу.

Игра «Четвёртый лишний»

Дети должны назвать из предложенного перечня животных лишнее (лиса, лось, медведь, снежный барс).

Игра «Звери из мешка»

Дети, закрыв глаза, достают из мешка игрушки животных и на ощупь отгадывают, что это за животное, а затем рассказывают о нём то, что знают.

    Назовите перелётных птиц. Почему они улетают?

    Назовите зимующих птиц.

    Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы)

    Какая птица возит птенцов на спине? (Чомга)

    Какая птица самая крупная? (Страус)

    Какая птица самая маленькая? (Колибри)

    Какая птица «поёт» хвостом? (Бекас)

    У какой птицы гнездо похоже на рукавичку? (Синица-ремез)

    Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень).

    Какая птица прилетает последней, а улетает первой? Почему? (Ласточка)

Игра «Доскажи словечко»

    Трудится как…. (пчела)

    Поёт как …… (соловей)

    Хитрая как …. (лиса)

    Трусливый как… (заяц)

    Надоедливый как ….(муха)

    Неуклюжий как …… (медведь)

Игра «Летает – не летает»

Ведущий называет животных и птиц, дети машут руками, если летает. Побеждает самый внимательный. (слон, муха, паук, страус, волк, пингвин и др.)

Станция «Спортивная»

Игра «У медведя во бору»

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия – «опушка леса». За линией, в двух-трёх шагах от неё, находится «берлога медведя».

Играющие, двигаясь к «медвежьей берлоге», выполняют движения, имитирующие сбор ягод, грибов и все вместе говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из «берлоги» и старается кого-нибудь поймать. Игра заканчивается по сигналу. «Медведя» время от времени меняют.

Игра «Хитрая лиса»

«Зайцы» располагаются по кругу. Ведущий подаёт сигнал, по которому ребята приседают, закрывают глаза, в то время он, передвигаясь по кругу, выбирает «лису» (касанием). По сигналу ребята встают, открывают глаза и произносят: «Хитрая лиса, хитрая лиса, где ты?». После чего «лиса» вбегает в круг, поднимает руку вверх и громко говорит: «Я здесь». Все «зайцы» разбегаются, а «лиса» старается до сигнала успеть поймать как можно больше «зайцев», которые садятся на скамейку. После сигнала «лиса» подсчитывает свою добычу, а остальные ребята возвращаются в круг. Затем игра повторяется. «Лиса» выбирает новую «лису», а сама становится «зайцем». В конце игры определяется самая «хитрая лиса».

Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

Играющие рассчитываются по три. Первые номера – «шишки, вторые -«желуди», третьи- «орехи». Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки и произносит: «Желуди»! . Все «желуди» должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумел это сделать, то становится «желудем», а оставшийся без места - водящим. По команде «Орехи»! или «Шишки» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно дать команду «Шишки! Желуди! Орехи!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Игра «Бездомный заяц»

Играющие берутся за руки (парами). Выбираются двое водящих – «волк» и «заяц». Все играющие составляют из рук «домики» и равномерно располагаются по площадке.

По сигналу «волк» начинает догонять «зайца». Спасаясь от преследования, «заяц» забегает в чей-нибудь «домик». Тот, к кому «заяц»встал спиной, превращается в «зайца». Нельзя пробегать через домик, нельзя мешать «зайцу» вбегать в домик. «Волк», догонявший «зайца», превращается в «зайца», а пойманный «заяц» становится «волком». Время от времени ребята-«домики» меняются ролями с «волком» и «зайцем».

После путешествия все собираются вместе. Подводятся итоги игры, победителям вручаются призы.

Ведущий: И я не раз ещё, наверно,

Природой буду изумлен.

Она, как песня, соразмерна,

Равна со всеми, как закон.

Пройди по ней лесами, лугом.

Пей чудеса, как из ведра,

И если сможешь, стань ей другом,

Не расточай её добра.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ермошихинская основная общеобразовательная школа»

Локтевского района Алтайского края

Экологическое мероприятие:

экскурсия в природу «В гостях у Берендея»

(для учащихся 5-6 классов).

учитель географии МКОУ

«Ермошихинская основная

общеобразовательная школа»

    Введение стр. 3

    Основная часть

(методическая разработка внеклассного мероприятия) стр. 4-12

    Заключение стр. 13

    Приложение стр. 14

Введение.

Алтайский край – один из самых экологически чистых регионов страны. Уникальные ландшафты, многочисленные водоёмы, редкие виды растений и животных, свежий воздух делают его природу по-настоящему неповторимой. Наш край – единственный в России регион, где располагаются реликтовые ленточные боры. Целиком всю их протяжённость видно лишь из космоса. Ежегодно Алтайский край участвует в общероссийских Днях защиты от экологической опасности. По результатам и масштабам мероприятия в 2010 и 2011 годах край занял второе место в России. Теперь курс взят на развитие экологической культуры у населения. Ведь природа наградила нас всем, что мы имеем, и было бы просто глупо уничтожать такие уникальные ресурсы.

2013 год Указом Президента РФ объявлен Годом охраны окружающей среды. Поэтому экологические мероприятия для школьников являются очень актуальными на сегодняшний день. Не обязательно быть экологом, надо просто заиметь привычку сознательно не наносить вреда окружающей среде.

Данная методическая разработка представляет собой экологическое мероприятие – экскурсию в природу «В гостях у Берендея» и предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора.

Заочная экскурсия в загадочный мир Берендея представляет собой соревнование 2-х команд в смекалке, остроумии, находчивости, хитрости, ловкости, умении. Каждую станцию представляют «специалисты»: Старичок Лесовичок, Самоделкин, Доктор Айболит и др., роль которых (в соответствующих костюмах) играют учащиеся 7-9 классов. Учитель здесь исполняет роль ведущего и, в случае необходимости, консультанта. Задача обучающихся – пройти все станции и набрать наибольшее количество баллов. За каждый верный ответ – 1 балл, за каждый неверный – минус 1 балл. При отсутствии ответа – 0 баллов.

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни…

Станция 1. «С природой на Вы».

(правила поведения в лесу).

Все ли из вас знают правила поведения в природе? Назовите их. (Команды по очереди, не повторяясь, должны назвать правила.)

Например:

    Не собирать букеты цветущих растений, т.к. растения без цветков не образуют плодов и семян.

    Не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать кору, т.к. при этом растения легко поражаются микробами и засыхают.

    Ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

    Разводить костры в специально отведённых местах, использовать для этой цели лишь сушняк.

И т. д.

Станция 2. Поляна «Аленький цветочек».

Рассказать легенду или сказку о цветах, деревьях, травах.

(См. приложение №1)

Станция 3. «Царство Самоделкина».

Сделать поделку из природного материала.

Станция 4. Полянка «Соловушка».

Станция 5. «Айболит».

Вопросы задаёт Доктор Айболит.

Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности? В нашем

крае?

Какое лекарство готовят из ландыша? (Ландышевые сердечные капли)

Какое растение заменяло партизанам вату? (Мох сфагнум)

Какое растение имеет самые большие цветы в нашей флоре? (Кувшинка)

Какой цветок зацветает первым и притом без листьев? (Мать-и-мачеха)

Станция 6. Поляна «У старого пня».

а) Не могли б ответить вы

Почему здесь нет травы?

А её так много рядом,

Не окинешь даже взглядом.

(после пожара)

б) Здесь идёт борьба за свет

У берёзы с юной елью.

Дайте правильный ответ –

Кто своей добьётся цели?

(ель)

в) Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь.

Я люблю в тени таиться

И названье мне …

(кислица)

г) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны?

Хоть растём лишь вдоль дорог

И нас топчут сотни ног.

(подорожник; имеет упругие жилки)

д) Горный клевер имя нам.

Мы растём охотно там,

Где места других повыше.

Почему? Хотим услышать.

(клевер имеет длинные корни, способные достать

влагу)

е) Кто из вас подумать мог,

Что чужой мы тянем сок,

Что от роду племя злое,

Хоть и имя нам людское?

(Иван-да-Марья; имеет на корнях присоски для

вытягивания влаги из чужих корней)

ж) Разреши такой вопрос:

До сучков ты здесь дорос,

А пройдут 15-ть лет

Ты достанешь их иль нет?

(да, ведь деревья растут за счёт верхушки)

Станция 7. «Грибное лукошко».

Вопросы задаёт Старичок Мухомор.

Назовите съедобные грибы.

Назовите несъедобные грибы.

Какой гриб самый ядовитый?

(бледная поганка)

Какие грибы можно выращивать круглый год в теплице?

(шампиньоны)

Из предложенных муляжей грибов выберите и назовите известные вам.

Станция 8. «Подводный мир русалки».

Вопросы задает Русалочка.

Какая рыба носит имя человека?

(Карп)

Какая рыба имеет форму змеи?

(Угорь)

Какая рыба вынашивает детёнышей во рту?

(Африканская пресноводная рыба тиляпия)

Какая рыба не имеет чешуи?

(Сом)

Станция 9. «Рыбалка».

Проводится конкурс на лучшего рыбака. Фигурки рыб вырезаны из плотной бумаги, на каждой подписано количество очков, которые рыбак получает в случае её улова. На рыбалку отводится определённое время. Задача рыбака состоит в том, чтобы зацепить удочкой «рыбку» за скрепку на её спинном плавнике и подтянуть к себе.

Станция 10. «Станция старичка Лесовичка».

Назовите самое большое дерево на Земле.

(Эвкалипт имеет высоту более 100 м)

Сколько лет живёт брусника?

(300)

Почему дрожит осиновый лист?

(Он имеет длинный черешок)

Название какого цветка такое же, как конфета?

(Ирис)

Название какого цветка состоит из мужского и женского имени?

(Иван-да-Марья)

Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка?

(Иван-чай)

Станция 11. «Мастерская дятла».

Назовите самую большую птицу.

(Страус)

Что птицам страшнее – холод или голод?

(Голод)

Какая птица может летать хвостом вперёд?

(Колибри)

Увези его в корзине

Из страны родной.

Он всегда найдёт тропинку

Что ведёт домой.

(Голубь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие пушинки.

(Гусь)

На шестке – дворец,

Во дворце – певец.

Издалёка прилетел,

Песни нам свои пропел.

(Скворец)

У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

(Лирохвост)

Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

(Гоголь)

Какая птица носит название танца?

(Чечётка)

Птенцы какой птицы шипят из гнезда-дупла как змеи?

(Вертишейки)

Название какой птицы состоит из 40 букв?

(Сорока)

У каких птиц самки красные, а самцы – зелёные?

(У клеста)

Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке?

(В полёте, т.к. при взмахе крыла растягиваются

воздушные мешки и струя воздуха идёт в

Каково значение весёлки на хвосте ласточки?

(Придаёт вёрткость в полёте; делает повороты на

всём ходу)

Почему нельзя трогать яйца птиц?

(Птица оставит гнездо)

Станция 12. «Сторожка охотника».

У кого каждый день растут зубы?

(У грызуна)

Какую пользу приносят зимой сурки?

(Никакой, зимой они спят)

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Почему ласточки перед дождём низко летают?

(Они питаются насекомыми, которых в это время

холодный воздух прибивает к земле)

Как узнать о приближении дождя по муравейнику?

(Муравьи прячутся и закрывают вход)

Как определить стороны горизонта по одиноко стоящему дереву?

(С южной стороны больше веток)

Что готовят из цветов?

(Варенье из лепестков роз, салат из лепестков

хризантем)

Где мечет икру акула?

(Она живородящая)

У какого животного язык длиннее его тела?

(У хамелеона)

Станция 13. «Подземелье крота».

С завязанными глазами определить на ощупь, по запаху растения: мяту, полынь, крапиву и др.

Станция 14. «Аукцион песен».

Команды по очереди поют (или называют) строчки из песен, где есть упоминание о растениях или животных.

Станция 15. «Приз».

Подведение итогов, награждение победителей и наиболее активных участников.

Ведущий:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Но, чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Чтец 1. Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять,

В птиц не стрелять из рогаток,

Травы, цветы не топтать.

Чтец 2. Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

Ведущий:

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике Природы.

Небо в звёздах, Океан и Сушу,

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево Надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! Всё доброе приемлю,

Только берегите эту Землю!

Заключение

Разработанное и проведённое мероприятие – одно из цикла внеклассных экологических мероприятий, посвящённых Году охраны окружающей среды. Экологическая экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведена и для учащихся 3-4 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал, виртуальная экскурсия, слайдовая презентация (материал прилагается). В ходе мероприятия могут быть показаны экологические сказки, инсценированные отрывки из произведений писателей, сценки на тему охраны окружающей среды.

Экскурсия в природу «В гостях у Берендея» способствует формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора. Подобные мероприятия воспитывают привычку сознательного отношения к природе, недопустимости причинения вреда окружающей среде, в которой ещё нам с ними жить…

Приложение № 1.

Германская легенда «Цветок» (о дурмане).

Берегла девочка шкатулку – подарок покойной матери. Отец девочки женился. Невзлюбила мачеха падчерицу. Увидела она однажды эту шкатулку, когда девочка спала, и решила её украсть и спрятать в саду. Долго плакала и горевала девочка о пропаже. А весной на том месте, где была зарыта шкатулка, выросли цветы. Никто и никогда не видел их здесь раньше. В них девочка узнала напёрстки из маминой шкатулки. Так и зовут в Германии этот цветок «наперстянка». А мы называем его дурманом, т.к. цветки его ядовиты и напоминают о злой мачехе. Сильный яд в цветах – её ненависть к девочке.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

«В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ»

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся;

Развивать творческие способности ребят;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Привлекать родителей к участию в решении воспитательных задач классного коллектива и организации семейного досуга.

Подготовительная работа:

Выставка рисунков «Мы – друзья природы»;

Разучивание стихов о природе;

Подготовить 4 станции;

Изготовить из цветной бумаги одно большое яблоко, состоящее из 4-х частей;

Подготовка костюмов;

Техническое и музыкальное сопровождение праздника.

Ход мероприятия.

Ведущий : Земля, земной шар – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям…Над нами одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник тепла и света – солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, родники… Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить её, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы.

Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос»- дом и «логос» - наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Надеюсь, что это мероприятие поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

(стук в дверь)

Ребята, нам пришла телеграмма. Интересно, от кого? Вот оно что! Горе случилось в лесу. Заболел царь Берендей. Ни заговоры, ни снадобья ему не помогают.

Телеграмма:

Други мои! Рад бы я вас в гостях потчевать, да одолела меня хворь внезапная. Вот уж какой день мне недужится, и нету снадобья от моей хвори, окромя одного яблока молодильного. Да завладела им нечисть лесная, поделила на части, и никак мне его не собрать. Одна на вас надежда, смелые, добрые, смышлёные мои. Не покиньте меня в беде такой, выручайте!

Ваш царь Берендей.

Ведущий: Ребята, поможем Берендею, царю лесному? Не побоитесь нечисти лесной? Согласны в дорогу отправиться?

На пути у детей 4 указателя:

«Направо пойдёшь – в болото попадёшь» (к Водяному)

«Налево идти – себе смерть найти» (к Бабе Яге)

«В кусты продерёшься – страху не оберёшься»(к Лесовичку)

«Прямо ходить – обманутым быть» (к Лешему)

Станция «БОЛОТО»

Водяной: Здравствуйте, гости незваные! Зачем пришли, мой покой нарушили?

(Ответы детей)

Хорошо, отдам вам то, что ищете, но только если с моими заданиями справитесь.

1. Отгадайте мои водяные загадки .

  • Ни вода, ни суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь. (болото)

  • Много рек, озёр, морей он в себя вобрал,

ты подумай и ответь: что за великан? (океан)

  • Кругом вода, а с питьём – беда (море)
  • По воде идёт – идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт (волна)

А теперь загадки о моих соседях:

  • Средь морей и океанов за 100 вёрст я чую запах,

В море день и ночь верчусь

И, как гончая собака, по следам добычи мчусь (акула)

  • Никогда мне страх не ведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу. (рыба – меч)

  • Живут под водой великаны, всплывая, пускают фонтаны (кит)
  • По волнам гуляет зонтик, если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво, зонтик жжётся, как крапива! (медуза)

2. Вопросы по краеведению :

Какие реки протекают по Кемеровской области?

К бассейну какой реки относятся все внутренние воды области? (Обь)

Самое большое озеро Кемеровской области (Большой Берчикуль)

Самое глубокое озеро Кемеровской области (Среднетерсинское)

Какая река всегда говорит о себе в первом лице? (Яя)

Какая рыба нерестится зимой? (налим)

3. Аукцион : Назовите рыб, которые водятся в наших водоёмах

4. Какие правила должны соблюдать люди, чтобы водоёмы нашего края были чистыми?

Станция «Избушка на курьих ножках»

Баба Яга: Фу-фу, человеческим духом пахнет! Зачем явились? От дела лытаете али судьбу пытаете? (ответы детей)

Есть у меня то, что вы ищете. Но так просто вы его не получите. Приготовила я для вас задания мудрёные. Отгадать их смогут только самые любознательные да внимательные. Есть такие? Ну, тогда слушайте.

1. «Знаешь ли ты?»

Назови растения по названию животных и птиц (волчья ягода, вороний глаз, медвежье ушко, конский щавель)

Назовите ядовитые грибы (бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб)

Какого жука называют опасным преступником (колорадского)

Назовите растения – хищников, которые питаются насекомыми (росянка, пузырчатка)

2. «Верни птичку на страничку»

Сейчас получите вы строчки,

Где вместо птиц остались точки.

Садитесь вместе вокруг страничек,

Чтобы вернуть названия птичек.

Получит больше баллов тот,

Кто первым лист жюри вернёт.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это____________ проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят ___________

Пёстрый дятел стукнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах

Отзовётся бойкий __________

Мы могли б ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел _______ своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят _________,

И торопятся куда – то ярко – красные щуры.

(Ответы: поползень, снегири, чиж, клёст, щеглы.)

3. Игра «Счастливчик»

1. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». Когда же этот «Синичкин день», с которым связаны обряды кормления синиц и других птиц?

2. Почему клёст зимой гнёзда вьёт?

А. Зимой много еловых семян для птенцов

Б. Летом слишком жарко

В. По снегу лисе труднее добраться до дерева с гнездом.

3. Почему снегирю дали снежное имя?

А. Любит купаться в снегу

Б. Прилетает к нам с первым снегом

В. Прячется в снегу

4. К чему в зимнее время воробьи расщебетались?

А. К непогоде.

Б. К снегопаду

В. К оттепели

5. Кто из птиц ни разу шага не сделал?

А. синица

Б. снегирь

В. воробей

6. Какую птицу называют лесным доктором?

А. сороку

Б. дятла

В. журавля

7. Какая птица ночует, зарывшись в снег?

А. снегирь

Б. тетерев

В. рябчик

8. Что птицам страшнее:

А. голод

Б. холод

В.метель

9. Какая птица в нашей области самая маленькая?

А. колибри

Б. королёк

В. синичка

10. Какая птица нашей области самая большая?

А. глухарь

Б. страус

В. дрофа

Станция «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС»

Лесовичок:

Здравствуйте, зачем пожаловали?

1. Ответьте на вопросы моей Лесной викторины :

Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта)

Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев живут летучие мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых)

У каких растений семена снабжены парашютами? (одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива)

Какие животные помогают распространять семена? (птицы, собаки, муравьи, бурундуки)

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василёк, Иван – да – Марья)

Почему лес называют зелёной аптекой? (в наших лесах растёт много лекарственных растений. Можно найти лекарство от любой болезни)

2. Второе задание: выразительно прочитайте стихи о лекарственных растениях .

Я – Жень – шень – чудесный корень.

Если кто – то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернёт и смех,

Ведь Жень – шень обозначает –

Это «корень – человек»

На тропинке, на дорожке –

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник,-

Всем знакома, не нова.

Привязал листок к нарыву,

День – другой пройдёт – и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют лечебной липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка –

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать:

Белый крошечный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар – успокоение.

3. Конкурс «Природные ресурсы нашего края»

Вам нужно назвать природные ресурсы, которыми богат наш край (лекарственные растения, лес, природные ископаемые, птицы, рыба, звери)

Станция «ЗАКОЛДОВАННАЯ ПОЛЯНА»

Леший: Не побоялись, значит, вторгнуться в мои владения лесные? Ну что же, проверю я вас на сообразительность, находчивость и внимание.

1. Игра «Кто где водится, там и выводится»

Там водятся акулы – (море)

Будка собаки – (конура)

Лежбище медведя – (берлога)

Там, где живут мыши, кроты – (нора)

Там отдыхают коровы – (коровник)

Там птицы выводят птенцов – (гнездо)

Домишко пчёл – (улей)

Помещение для лошадей – (конюшня)

Её плетут пауки – (паутина)

Там водятся и охотятся щуки – (река)

Жилище муравьёв – (муравейник)

Там живут белки – (дупло)

Там живут свиньи – (свинарник)

Там куры высиживают яйца – (курятник)

Там живут бобры – (хатка)

2. «Чей хвост?»

С помощью хвоста она плавает (рыба)

У неё хвост вместо руля (птица)

Благодаря хвосту она отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост (кенгуру)

У неё хвост – мухобойка (корова)

У неё на хвосте погремушка, которой она отпугивает врагов (гремучая змея)

В случае опасности она отбрасывает свой хвост (ящерица)

3. «Быстро нарисуй»

Каждой команде даны по 6 кругов. Нужно быстро нарисовать запрещающие знаки поведения в природе, используя данные круги. Повторяться нельзя.

БЕРЕНДЕЙ: Заждался я вас, други мои добрые! Успешно ли было ваше путешествие, справились ли вы с заданиями лесных жителей? А яблочко заветное нашли? Вот спасибо, дорогие мои!

Я знаю, что вы ещё приготовили мне в подарок стихи о природе. Порадуйте старика.

Дети читают стихи о природе.

И напоследок, ребята, я хочу сказать вам: погубив природу, мы погибнем сами. И каждый из нас пусть решит сам, кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем? Надеюсь, вы сделаете правильный вывод. А сейчас угощу я вас дарами лесными: чаем с травами душистыми, вареньем клубничным, да вареньем липовым.