«Прекрасное в обыденном. Умение видеть прекрасное в обыденном Умение замечать красоту в простом и обыденном

Какую роль в жизни человека играет природа

Текст: Анна Чайникова
Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно» , — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид» . Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» . Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

Произведения
«Слово о полку Игореве»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
«Хорошее отношение к лошадям»
А. И. Куприн «Белый пудель»
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
«Любовь к жизни», «Белый клык»
Э. Хемингуэй «Старик и море»

Просмотры: 0

Мы часто говорим про. Но давайте задумаемся: умеем ли мы просто видеть? Видеть мир в данную секунду во всей его полноте. Не разделяя его на хорошее и плохое, на черное и белое, не стараясь подобрать к нему какие-то слова, понятия, выводы...

Что это такое — умение видеть прекрасное?

В первую очередь, это — способность всматриваться . Всматриваться свежим взглядом, так, как будто мы видим этот мир впервые. Так, как всматриваются дети (об этом говорилось в статье « »). Ведь мы бежим по жизни, не замечая ничего вокруг. Мы не видим свой дом, не видим природу, не видим своих близких и просто коллег по работе. У нас уже есть в голове какое-то представление, шаблон. Мы говорим: «Я это уже знаю» . Я уже знаю своего мужа, зачем в него каждый день всматриваться? Я уже знаю своего подчиненного. Уже знаю свою квартиру. И всю дорогу до места работы.

Что мы теряем, обрастая такими представлениями?

Жизнь течет, и мир вокруг нас ежесекундно меняется. Умение видеть прекрасное — это не просто уверенность в том, что мир прекрасен. Это способность замечать малейшие его изменения. Способность чувствовать настроение мужа. Понимать, что сегодня он — совсем не такой, как вчера. Способность видеть в своей коллеге не только работника, но и человека, женщину, которая живет своей уникальной жизнью, растет и развивается. А также — способность замечать изменение атмосферы в доме, лица прохожих, деревья на улице, пение птиц...

Вы скажете — при чем здесь умение видеть прекрасное? Ведь главное — это концентрироваться на хорошем, благодарить и т.д. (« ») Зачем мне замечать настроение мужа, если он пришел с работы злой и обиженный? Зачем мне всматриваться в городской пейзаж, если вокруг меня сплошной мусор и пыль? Почему бы не научиться видеть только хорошее, закрывая глаза на весь негатив, который мы встречаем в жизни?

Однако для умения видеть прекрасное нужно как минимум просто научиться видеть . Иначе мы живем не в реальном мире, а в своих представлениях о мире. Мы закрываемся от жизни, боясь, заметить что-то ужасное. Говорим о том, как красиво поют птицы, не вслушиваясь в их пение. Красиво рассуждаем о величии природы, стараясь лишний раз ее не замечать.

На первых курсах театральных институтов актеров учат видеть и слышать на сцене. Когда студент выходит на площадку, он так занят собой и своей ролью, что не воспринимает партнера. Не видит живых реакций партнера, отталкивается от своего представления об игре... Если мы считаем, что по пьесе наш партнер должен быть доволен, мы не видим его настоящей реакции. Мы априори считаем его довольным. Это не дает возможности живо взаимодействовать на сцене. То же самое и в жизни. Мы не всегда отличаемся внимательностью, умением наблюдать... А если мы ничего не видим, то наши рассуждения о прекрасном — просто шаблонные слова.

В следующей статье я расскажу об упражнениях, помогающих нам научиться видеть прекрасное. Поэтому, не забудьте подписаться на обновления блога!

Возможность видеть прекрасное и удивительное вокруг себя дана только детям. Взрослея, люди постепенно утрачивают этот дар. Многие из нас разделили мир на плохое и хорошее, полезное и вредное.
Вещи, события, явления, которые для одних ничего не значат, или даже раздражают, для других могут стать настоящим вдохновением, предметом восхищения.

Умение видеть прекрасное в чуждом

Талант замечать мелочи помогает делать новые открытия. Наиболее внимательными считаются люди творческих специальностей — художники, фотографы, писатели, артисты, скульпторы. Для них мир открыт в разнообразной палитре красок и имеет больше граней прекрасного. Людям искусства свойственно чаще других находить позитивное в самом обыденном или даже не очень приятном для других.
Одним из таких примеров — это отношение актера Тома Круза к своей дочери Сури. Он, как любящий отец, решил запечатлеть в золоте то, что другие родители выбрасывают, сморщив нос (догадались, о чем?). А для него это стало настоящим произведением искусств. Картинку эту что-то не захотелось вставлять. 🙂
Это, конечно, необычный случай, и он не единственный в своем роде.
Как видите, прекрасными могут быть разные вещи. Главное, иметь способность разглядеть.

Уметь видеть прекрасное в сером и скучном

Умение разглядеть нечто большее, чем приближено ко взору человека, дано не всем. Увы, но многие, как говорится, не видят дальше кончика носа.

«Вот он, серый и ужасный забор из алюминия, крестообразный… никакой фантазии!» — ворчит попутчик в автобусе.

Действительно, серый цвет навевает скуку. А какими должны быть ограждения стокилометровых дорог огромного города? Выстроить чеканные или литые из чугуна ограды, как при царской России? Стали бы эти ограды настоящим украшением? Ведь за их красотой никто бы не увидел цветущих на полянке одуванчиков. А еще, на всем протяжении дороги на таком невзрачном и сером заборе красуются настоящие городские красавицы – петуньи.

Почему одни видят серое, а другие его оттенки и то, что за ним?

Видеть и понимать прекрасное в простых вещах

Это самый замечательных способ поднять настроение самому себе. Не нужно ждать, что кто-то позаботится о вас, станет развлекать, утешать в минуты огорчения. Мы сами можем справиться, если захотим.

Как это сделать, если всё вокруг не то и не так? Перечислять причины, по которым можно огорчиться, не станем. Их и правда слишком много, но мы не по этому поводу сегодня беседуем.

Один из вариантов поднятия настроения – это . Только вот любимый человек не может догадаться об этом? Или его путь домой не проходит мимо цветочного ларька?

Создайте себе настроение сами! Совершенно не стоит идти покупать самой себе букет. Это может стать поводом для ревности. Хотя, поводом для ревности может стать и из сорняков (так окрестили мой букетик).

Выйдите на улицу, в ближайший парк, где еще не успели «подстричь» газон, и нарвите себе цветочков. Простых травинок, ромашек, цветущего клевера, чертополох. Всё, что встретите. Чем не букет?

Жить хорошо тем, кто от живой природы находится в двух шагах. А городскому жителю нужно куда-то ехать. Это ж сколько нужно приложить усилий, чтобы нарвать незабудок и колокольчиков для любимой девушки? Такой букетик, пожалуй, по душевной ценности будет дороже покупного.

А сколько же положительных эмоций – свежий воздух, пенье птиц и полное ощущение свободы!

Когда человек начинает видеть прекрасное в простых вещах, он становится счастливее.

Если бы мы могли ясно видеть чудо одного цветка, вся наша жизнь изменилась бы… Будда

Этот букетик оказался не просто миленьким и забавным, а еще и полезным. Кошка Муся его оценила по достоинству, и с удовольствием им полакомилась.

Среди лета стать обладателем букета намного проще. А вот для зимней поры букет – настоящий подарок. А стоит ли ждать такого чуда? Сотворите его сами – разведите дома настоящую и радуйтесь каждый день своему саду.

Как увидеть мир прекрасным и необычным, если мы ходим с опущенными головами?

Словно что-то потеряли… Да, многие действительно потеряли чувство реальности, хорошее настроение, оптимизм, желание быть добрыми, отзывчивыми…
А тут еще и дожди, сырость, лужи. Если мы ходим, глядя под ноги, тогда давайте любоваться миром в отражениях луж. Посмотрите на мир глазами детей, фотографов и художников, или влюблённых.

Примеров, когда можно увидеть необычное в простых вещах, существует много.

Замечать чудо или нет, зависит от собственного желания – концентрировать внимание на плохом, или стараться разглядеть и оценить мелочи, без которых мир был бы неполноценным.

Стремление видеть прекрасное вовсе не означает, что необходимо закрывать глаза на вещи, поступки и события, которые требуют вмешательства и исправления.

Люди, которым свойственно чувствовать глубже, как раз отличаются от остальных особой ответственностью за сохранение мира и гармонии в нём. Хочется надеяться, что таких большинство.

Как вернуть способность видеть мир прекрасным и удивительным?

  • Гибкость ума можно развить , которые обостряют все органы чувств
  • Можно . Они способны помочь отстраниться от суеты
  • Больше гулять (путешествовать) и наблюдать.
  • Читайте классику, слушайте красивую музыку.
  • Займитесь творчеством: или фотографировать.
  • Участвуйте в благотворительности.

Иногда, раскрытие любви к непривычному окружению (предметы и даже люди) происходит очень медленно.

Красота, которую человек открывает для себя сам, производит самые глубокие впечатления.

К сожалению, многие начинают ценить простые вещи и мелочи только попав в экстремальные ситуации, резко изменив условия жизни.

Не бойтесь быть странными, уходите от навязанных шаблонов красоты, учитесь видеть прекрасное в обыденном, необычное в простом. И обязательно – будьте счастливы! Жить Хорошо, правда ведь?