Проблема мужества и героизма в мирное время. Проблема героизма по тексту Катаева

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– М. Горький, «Старуха Изергиль»
– Э. Асадов, «Неприметные герои»

Человек, обладающий набором таких качеств, как отвага, смелость, благородство и решительность, может считаться настоящим героем, если он способен пожертвовать собой ради другого человека, целого народа или благородной идеи. Есть множество исторических примеров, когда сильные телом и духом люди совершали бессмертные подвиги. Но место геройству есть и в наше время. Оно в благородстве натуры, в сохранении чести и достоинства при любых обстоятельствах, в верности своим убеждениям и принципам. Люди, не опускающиеся до предательства и измены даже в опасной ситуации, могут считаться настоящими героями.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» главная героиня Изергиль рассказывает легенду о невероятно храбром юноше Данко. Его племя загнали в глубь непроходимого леса завоеватели, что обрекло их на гибель. Болота и жуткий смрад вынуждали людей сдаться в рабство своим врагам, но Данко остановил не допустил этого.

Он повел их через дремучую растительность, хотя путь был слишком тяжелым. С каждым днем люди становились все слабее, и гроза добила всех окончательно. Соплеменники ополчились против Данко, решили убить его. Однако сердце Данко загорелось решимостью спасти свой народ. Он разорвал свою грудь, вытащил сердце, высоко поднял и повел людей сквозь лес. Словно факел, освещало путь сердце смелого юноши. Вдруг деревья кончились, лес остался позади, а перед людьми предстала широкая степь. Люди начали радоваться и веселиться, а спасший всех герой упал замертво. Никто этого не заметил, подвиг героя остался в тени.

Стихотворение «Неприметные герои» Эдуард Асадов начинает с темы разности поколений, которая является ключевой во многих спорах в обществе. Героизм считается явлением прошлого века, на который современная молодежь не способна. Поэт упоминает о войне и тех подвигах, что совершались на её поле. В мирное же время не видится перспективы проявить себя, ведь всякого рода бедствия случаются не всегда. Автор этому очень рад, хотя ему по душе желание людей совершать достойные поступки. Ему кажутся нелепыми споры, касающиеся различий между поколениями, ведь значимость и тех и других равна.

Асадов утверждает, что люди со стойким характером не пропали, а подвиги совершаются и по сей день. Он приводит в пример схватку выпившей вооруженной компании и мужественного парня, противостоявшего им. Поэт сравнивает столь неравную драку с военной атакой, а одинокого молодого парня с солдатом, по мужеству которому он не уступает.

Эдуард Аркадьевич говорит о том, что существует множество видов геройства, одним из которых является готовность на совершение благородного поступка. Далее он приводит отрывок из письма. Читатель поэта Слава Комаровский предлагает помощь: он хочет пожертвовать своим зрением ради Эдуарда Асадова.

Знаменитый поэт не понаслышке знает, что такое война и геройство. Он ушел воевать добровольцем, но бой в 1944-м году стал для писателя роковым. Когда его батарея была полностью уничтожена, Эдуард Аркадьевич поехал на машине в соседнюю часть по обстреливаемой местности, чтобы доставить запас боеприпасов. Этот отчаянный смелый поступок стоил писателю зрения. Рядом с машиной разорвался снаряд и смертельно ранил молодого героя, но он все же сумел довезти припасы. Сменив множество госпиталей, писатель сумел выиграть битву со смертью, но свет у него все же отобрали.

В письме девятнадцатилетний Слава Комаровский восхищается творениями писателя и хочет вернуть ему зрение ценой своей жертвы. Он утверждает, что будет счастлив, если снова вернет поэту свет. Юноша не хочет слышать отказа на свое предложение, ведь если Эдуард Асадов согласится, то принесет в мир множество шедевров. Настрой парня вызывает бесконечное уважение, его решение взвешенное и окончательное. «Пишите. Буду тотчас, как солдат.»

По окончании письма мы узнаем, что оно не единственное: с таким же предложением Эдуарду пишут и другие читатели. Несмотря на то, что поэт никогда не согласится на их предложения, его переполняют чувства, гордость за достойное поколение и их благородные побуждения.

Подводя итог, стоит сказать, что понятие героизма намного шире, чем мы привыкли считать. Места его проявления не только война или стихийные бедствия, порой герои живут среди нас. Совершая благородные поступки, они скромно молчат в тени. Качества, которыми обладают такие люди, благородны и неизменны, к чему должен стремиться каждый человек.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема героизма: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Война - это самое тяжёлое и трудное время для всего народа. Это переживания, страх, душевная и физическая боль. Тяжелее всего в это время приходится участникам войны, боевых действий. Именно они защищают народ, рискуя собственной жизнью.

Что такое война? Как преодолеть страх во время боевых действий? Эти и другие вопросы ставит Виктор Александрович Курочкин в своём тексте. Однако более детально автор рассматривает проблему проявления героизма на войне.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает о героическом поступке Сани Малешкина на войне. Герой, чтобы помочь водителю танка перебороть свой страх, побежал перед самоходкой, даже не подумав, что его легко и так просто могут убить.

Он знал, что приказ выбить фашистов из села должен быть выполнен, несмотря ни на что. Также автор обращает наше внимание на то, что Саня не выдал своего водителя и на вопрос о том, почему он бежал перед танком, ответил: « Очень замёрз, вот и побежал, чтоб согреться». Именно в совершении мужественных и рискованных поступков заключается настоящий героизм. Ведь не случайно Малешкина представили к званию Героя.

В.А. Курочкин считает, что истинный герой- это человек, который будет защищать свою Родину, свой народ и товарищей, несмотря ни на что. И даже опасность и риск собственной жизнью не помешают ему выполнить свой долг.

Рассуждая над поставленной проблемой, я вспомнила произведение М. А. Шолохова « Судьба человека». Его главный герой столкнулся на войне не только с физическими, но и с нравственными трудностями. Он потерял всю свою семью, самых близких людей. Однако этот человек, как настоящий русский герой, нашёл в себе силы продолжать защищать родину, свой народ. Наряду с героическим, Андрей Соколов совершает нравственный подвиг: усыновляет ребёнка, потерявшего родителей на войне. Этот человек является примером настоящего героя, которого неспособна сломать война и её ужасные последствия.

Любящий свою родину человек никогда не предаст её. Даже если это повлечёт за собой ужасные последствия. Вспомним произведение В. Быкова « Сотников». Его главный герой вместе с другом был отправлен на поиск продовольствия для отряда. Однако они были схвачены фашистской полицией. Сотников переносил все пытки и мучения, но так и не выдал информацию врагам. Однако его друг Рыбак не только всё рассказал, но и согласился перейти служить к фашистам, ради сохранения жизни, собственноручно убил товарища. Сотников оказался настоящим патриотом, человеком, не способным предать свою родину даже перед лицом смерти. Именно такого человека можно назвать истинным героем.

Таким образом, настоящий героизм может проявить только тот человек, который будет сражаться за родину, рискуя жизнью и находясь в опасности. И никакие преграды не смогут встать на пути истинного героя.

Текст из ЕГЭ

(1)Мы - туристы. (2)Всюду суём нос. (З)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. (7)Квадраты лазури вправлены в ржавую решётку. (8)Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. (9)Мы молодеем, легчаем. (10)И камень вокруг нас легчает. (11)Вырастает дубрава - по-хорватски дуброва, - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

(12)- Трах-тах-тах! (13)Бух! (14)Бух!

(15)Я оглядываюсь. (16)В узкой улочке - стайка ребят. (17)В руках деревянные ружья. (18)Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

(19)-Бах! (20)Бах! (21)Бах!

(22) Воинственная стайка приближается.

(23) Спрашиваю:

(24) - Кто такие?

(25) Отвечают:

(26) - Партизаны!

(27) Слово «партизаны» звучит по-хорватски так же, как по-русски.

(28) Киваю на мальчика с книгой:

(29)-А он?

(30) Отвечают:

(31) - Учитель истории.

(32) Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу ещё? (33)Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

(34)- Мы из Москвы. (35)И среди нас тоже есть учитель истории.

(36)Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается.

(37)Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. (38)И «партизаны» тоже исчезают. (39)Улочка пустеет. (40)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Ла- пот». (41)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (42)Лапоть на берегу Адриатического моря! (43)В нескольких шагах от «Лаптя», за углом, был обнаружен маленький винный погребок. (44)Три ступеньки вниз - и солёный дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. (45)Здесь хозяйничал бронзоволицый пожилой человек. (46)Он оказался бывшим партизаном. (47)Участвовал в битве на Неретве. (48)И звали его совсем по-русски - Данила. (49)Улучив момент, я спросил Данилу о таинственных «партизанах» старого Дубровника.

(50)- Ах, эти полетарцы*! - воскликнул он. (51)- Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) - Но один из них, - заметил я, - был учителем истории.

(54) - И в Учителя истории тоже играют, - сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)- Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей. (58)Половина расстрелянных были школьники. (59)Там теперь стоит памятник. (60)Большая римская пятёрка из бетона. (61)Дети прозвали эту пятёрку - памятник пятому классу… (62)Так вот, там был Учитель истории.

(63)Разговоры моих спутников как-то сами по себе пошли на убыль. (64)Все стали прислушиваться к рассказу Данилы. (65)Все придвинулись к стойке, за которой он стоял, как за кафедрой.

(66)- Так вот, Учитель истории возвращался под вечер в Крагуевац. (67)И немецкое охранение задержало его. (68)То ли немцы пожалели его, то ли не хотели с ним возиться. (69)Но ему сказали: (70)«Уноси ноги. (71)Там тебе будет нехорошо!» (72) - «Там мои ученики!» - возразил учитель. (73)«Их скоро не будет. (74)Ни одного! (75)Уходи!» (76)Упрямый учитель продолжал стоять на своём: (77)«Я учил их. (78)Я должен быть с ними!» (79)Он так надоел немцам, что они решили: чёрт с ним, если ему хочется умереть, пусть идёт!

(80)Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. (81)А там уже сгоняли людей в колонну. (82)И кричали: (83)«Шнеллер, шнеллер!» (84)И слышался плач детей. (85)Он был учителем в пятом классе. (86)Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. (87)И к этому пятому классу пристроилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.

(88)«Дети,- сказал учитель, - я учил вас истории. (89)Я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. (90)Теперь пришёл наш черёд. (91)Не плачьте! (92)Поднимите голову выше! (93)Идёмте! (94)Начинается ваш последний урок истории». (95)И пятый класс пошёл за своим учителем…

(96) Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, где сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты. (97)Мне хотелось отыскать знакомый «партизанский отряд» и поговорить с «Учителем истории». (98)Он был необходим отряду, как подрывник, автоматчик, гранатомётчик. (99) Без него война не война. (100)Но, вероятно, в этот час маленький «Учитель истории» спал вместе с остальными «бойцами», отправленными мамами в постель.

(По Ю. Яковлеву)

Вступление

Каждый из нас хоть раз в жизни стоял на перепутье – сомневался, колебался, взвешивал, принимал решение, делал выбор. В общем-то, вся наша жизнь состоит из необходимости выбирать, даже в мелочах.

Мы решаем, учиться ли нам старательно или немного лениться, быть ответственными в жизни и в работе или позволять себе легкомыслие. Мы выбираем, какими людьми станем, насколько будем заботиться о всеобщем благополучии, насколько сможем пожертвовать собой ради других.

Проблема

Ю. Яковлев в тексте затрагивает животрепещущую проблему жизненного выбора человека, волевые решения которого сопоставимы с подвигом. Не каждый способен на такое, и далеко не каждый поймет величие души людей, которые подчиняясь только своим внутренним убеждениям, добровольно жертвуют не только личным благополучием, но и собственной жизнью.

Комментарий

В начале текста мы видим, как отряд русских туристов бродит по узким улочкам небольшого хорватского городка. После встречи с группой мальчишек, играющих в партизан и «Учителя истории», туристы узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны в ближайшем селении Крагуевац произошла настоящая трагедия. Семь тысяч человек были расстреляны фашистскими войсками за одну ночь, около половины расстрелянных были детьми школьного возраста.

Историю эту поведал путешественникам местный седой старик с русским именем Данила. Он рассказал о том, что немцы оцепили село и никого уже не пускали, даже школьного учителя истории, который возвращался домой под вечер. Несмотря на то, что его предупредили о предстоящем расстреле, о том, что своих учеников он больше никогда не увидит, учитель не оставлял попыток оказаться рядом со своими воспитанниками.

Он просил, он умолял, чтобы ему позволили разделить участь своих учеников. Фашисты уступили. Учитель бежал, боясь опоздать. Он отыскал свой пятый класс, построил детей парами. К ним присоединились и другие ученики, потому что так им было менее страшно.

Преподаватель попросил детей не плакать, он сказал им, что настало время им всем вместе умереть за родину, что это будет их последним уроком истории. И дети были послушны…

Впоследствии погибшим детям был поставлен памятник в виде большой римской пятерки.

Авторская позиция

Автор убежден, что такие люди как «Учитель истории», нужны были родине не меньше чем подрывники, автоматчики или гранатометчики. Для него, да и для всех учитель был главным действующим лицом, без которого смерть маленьких, ни в чем не повинных детей потеряла бы всякий смысл.

Своя позиция

Меня поразил этот текст, поступок школьного учителя. Нереальным, недопустимым кажется сам факт расстрела учеников, которые должны были отдать свою невинную жизнь из-за прихоти взрослых, борющихся за власть. Кем стал учитель для погибших детей? Понимая, что казнь неизбежна, он сумел хоть как-то успокоить сжавшиеся от ужаса сердца своих учеников, помог им осмыслить свою бессмысленную гибель, повел их за собой.

Многие ли способны на такое? Ради облегчения последних минут вверенных ему людей, положить на алтарь собственную судьбу? Думаю, не многие. Людей с такой жизненной позицией единицы. Они – настоящие герои, они наполняют нашу жизнь смыслом.

Что было бы, если бы учитель бросил своих подопечных? Он не смог бы простить себя, просто не смог бы жить дальше.

Аргумент №1

Из литературы вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который вырвал свое горящее сердце, чтобы привести обезумевшую толпу к свету. О чем он думал? Что заставило его обречь себя на гибель? Благодарность своего народа? Он не получил ее. Вместо этого какой-то осторожный человек растоптал его сердце, чтобы никто и не вспомнил о подвиге молодого человека.

Он просто не мог поступить по-другому, не мог позволить себе проявить слабость, малодушие, неуверенность в себе и в лучшем будущем для своего народа.

Аргумент №2

Только с одним образом я могу в полной мере сопоставить образ «Учителя истории» из очерка Ю. Яковлева – это библейский образ Христа. Иисус Христос также ради спасения человечества – детей своих, пошел на распятие. И для него это не было подвигом, как и для школьного учителя его поступок. Этот путь они избрали как само собой разумеющееся, только потому, что некая сила внутри их существа не могла позволить им поступить иначе. Только потому, что это был их жизненный выбор.

Заключение

Свой жизненный выбор рано или поздно сделает каждый из нас. Другой вопрос – будет ли он связан с подвигом спасения, созидания, или же мы окажемся на стороне разрушителей. Жизнь – сложный процесс, и только от нас зависит, какую роль мы будем в ней играть.

Введение

1 Героизм советского человека в годы Великой Отечественной Войны

2 Истоки массового героизма советских людей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - звала всех и каждого песня. Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским нашествием не только как защиту своего исторического существования, но и как великую спасительную общечеловеческую задачу.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Война длилась 1418 суток. Все они наполнены горечью поражений и радостью побед, больших и малых потерь. Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы этот путь одолеть?!

9 мая 45-го года - это не только победа оружия, но и победа народного духа. Миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками. В чем заключалась духовная мощь нашего народа? Где искать истоки столь массового героизма, стойкости и бесстрашия?

Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.

Цель работы: изучение и анализ причин героизма советского человека на фронтах Великой Отечественной Войны.

Работа состоит из ведения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.

1 Героизм советского человека в годы Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. С первых же дней войны пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу.

Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Сохранились волнующие документы – предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине. Непоколебимой верой в силу и непобедимость Родины проникнуто коллективное завещание 18 членов подпольной организации города Донецка: «Друзья! Мы погибаем за правое дело… Не складывайте рук, восставайте, бейте врага на каждом шагу. Прощай, русский народ».

Русский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы над врагом. Плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом и наши женщины. Они мужественно сносили неимоверные тяготы военного времени, они были беспримерными труженицами на заводах, в колхозах, в больницах и школах.

Героически сражались дивизии народного ополчения, созданные трудящимися Москвы. В период обороны Москвы столичные партийная и комсомольская организации направили на фронт до 100 тыс. коммунистов и 250 тыс. комсомольцев. Почти полмиллиона москвичей вышли на строительство оборонительных рубежей. Они опоясали Москву противотанковыми рвами, проволочными заграждениями, окопами, надолбами, дотами, дзотами и т. д.

Девиз гвардейцев – быть всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел.

Примеру панфиловцев последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и кораблей.

Во всём величии предстаёт перед нами легендарный подвиг десантного отряда под командованием старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Отряд в составе 55 моряков и 12 красноармейцев в марте 1944 года совершил дерзкий налёт на немецкий гарнизон в городе Николаеве. Восемнадцать ожесточённых атак отразили советские воины в течение суток, уничтожив четыреста гитлеровцев и подбив несколько танков. Но и десантники понесли огромные потери, силы их были на исходе. К этому времени советские войска, наступавшие на Николаев в обход, добились решающего успеха. Город был свободен.

Все 67 участников десанта, из них 55 посмертно, удостоены звания Героя Советского Союза. За годы войны этого высокого звания были удостоены 11525 человек.

«Победить или умереть» – только так стоял вопрос в войне с германским фашизмом, и наши воины понимали это. Они сознательно отдавали жизнь за Родину, когда этого требовала обстановка. Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием писал: «Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце».

Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины.

Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т.Эрджигитов, эстонец И.И.Лаар, украинец А.Е.Шевченко, киргиз Ч.Тулебердиев, молдованин И.С.Солтыс, казах С.Б.Байтагатбетов и многие другие.

Вслед за белорусом Николаем Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И.Иванов, Н.Н.Сковородин, Е.В.Михайлов, украинец Н.Т.Вдовенко, казах Н.Абдиров, еврей И.Я.Иржак и другие.

Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.

Благодаря этим же причинам, благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей, смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Среди этих героев 33 советских богатыря, которые в августе 1942 года на подступах к Волге одержали победу над 70 танками противника и батальоном его пехоты. Почти невероятно, но, тем не менее, факт, что эта небольшая группа советских воинов во главе с младшим политруком А.Г.Евтифьевым и заместителем политрука Л.И.Ковалёвым, имея только гранаты, автоматы, бутылки с горючей смесью и одно противотанковое ружьё, уничтожила 27 немецких танков и около 150 гитлеровцев, а сама вышла из этого неравного боя без потерь.

В годы войны очень ярко проявились такие качества наших солдат и офицеров, как стойкость и несгибаемость воли при исполнении воинского долга, составляющие важный элемент подлинного героизма. Даже в труднейших условиях начального периода войны основная масса наших воинов не впала в уныние, не потеряла присутствие духа, сохранила твёрдую уверенность в победе. Мужественно преодолевая «танко- и самолётобоязнь», неопытные солдаты становились закалёнными бойцами.

Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Великой стойкостью и мужеством отмечены действия советских воинов в историческом сражении на Волге. Переднего края в сущности не было – он был повсюду. Ожесточённая кровопролитная борьба шла за каждый метр земли, за каждый дом. Но и в этих невероятно тяжёлых условиях советские воины выстояли. Выстояли и победили, прежде всего, потому, что здесь сложился сплочённый воинский коллектив, здесь была идея. Именно общая идея была той цементирующей силой, которая объединяла воинов и делала их стойкость поистине железной. Слова «Ни шагу назад!» для всех бойцов и офицеров стали требованием, приказом, смыслом существования. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. 140 дней и ночей непрерывных боёв за город на Волге – это подлинная эпопея народного героизма. Легендарную стойкость города на Волге олицетворяют его прославленные герои, среди них сержант И.Ф.Павлов, возглавлявший горстку храбрецов, проникших в один из домов. Этот дом, превращённый в неприступную крепость, вошёл в летопись войны как Дом Павлова. Никогда не померкнет память о подвиге связиста В.П.Титаева, который, погибая, зажал зубами порванные концы провода и восстановил нарушенную связь. Он и мёртвый продолжал бороться с фашистами.

Курская дуга – здесь гитлеровское командование хотело взять реванш и изменить ход войны в свою пользу. Однако героизм советских людей не знал границ. Казалось, что наши бойцы превратились в бесстрашных богатырей и никакая сила не способна удержать их от выполнения приказа Родины.

Только одна 3-я истребительная бригада за четыре дня боев отразила 20 атак и уничтожила 146 вражеских танков. Героически защищала свои боевые позиции у села Самодуровка батарея капитана Г.И.Игишева, на которую устремилось до 60 фашистских танков. Уничтожив 19 танков и 2 батальона пехоты, почти все батарейцы погибли, но не пропустили врага. Село, у которого проходил бой, носит имя Героя Советского Союза Игишева. Летчик гвардии лейтенант А.К.Горовец на самолете-истребителе, фюзеляж которого украшала надпись «От колхозников и колхозниц Горьковской области», один вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков и сбил 9 из них. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В боях под Орлом образец доблести и мужества показал летчик А.П.Маресьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения и ампутации голеней обеих ног и сбивший 3 вражеских самолета.

Враг был остановлен по всему фронту и советские войска перешли в контрнаступление. В этот день в районе деревни Прохоровки произошло самое крупное в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Основная роль в нанесении контрудара по наступающему врагу принадлежала 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П.А.Ротмистрова.

Освободив Украину и Донбасс, советские войска вышли к Днепру и сходу начали форсирование реки одновременно на многих участках. Передовые части на подручных средствах - рыбачьих лодках, плотах, досках, пустых бочках и т. п. - преодолевали эту мощную водную преграду и создавали необходимые плацдармы. Это был выдающийся подвиг. Около 2500 солдат и офицеров за успешное форсирование Днепра были удостоены звания Героя Советского Союза. Выход к нижнему течению Днепра позволил нашим войскам блокировать противника в Крыму.

Ярким примером мужества и необыкновенной отваги является боевая деятельность разведчика Героя Советского Союза В.А.Молодцова и его боевых товарищей И.Н.Петренко, Яши Гордиенко и других. Обосновавшись по заданию органов государственной безопасности в катакомбах Одессы, оккупированной врагом, и испытывая величайшие трудности (не доставало продуктов, фашисты травили их газом, замуровывали входы в катакомбы, отравляли воду в колодцах и т.д.), разведывательная группа Молодцова в течении семи месяцев регулярно передавала в Москву ценные разведывательные данные о противнике. Они остались до конца верны своей Родине. На предложение подать прошение о помиловании Молодцов от имени своих товарищей заявил: «Мы на своей земле у врагов помилования не просим».

Воинское мастерство чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов. Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты вкладывали всю душу. Известно какое широкое распространение на фронте приобрело снайперское движение. Сколько тут было славных имён, получивших заслуженную известность!

Одна из наиболее характерных черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества.

Большую помощь Красной Армии оказали советские партизаны. 1943 год - был временем небывалого героического массового партизанского движения. Координация взаимодействия партизанских отрядов, их тесная связь с боевыми операциями Красной Армии являлись характерными особенностями всенародной борьбы в тылу врага.

К концу 1941 года под Москвой действовало 40 партизанских отрядов, насчитывавших до 10 тыс. человек. За короткий срок они уничтожили 18 тыс. фашистских оккупантов, 222 танка и бронемашины, 6 самолетов, 29 складов с боеприпасами и продовольствием.

Как и воины на фронте, партизаны проявляли невиданный героизм. Советский народ свято чтит память о бесстрашной патриотке - восемнадцатилетней комсомолке Зое Космодемьянской, добровольно вступившей в ряды защитников Родины и выполнявшей самые опасные задания во вражеском тылу. Во время попытки поджечь важный военный объект Зоя была схвачена фашистами, которые подвергли ее чудовищным пыткам. Но Зоя не выдала врагу своих товарищей. Стоя у виселицы с петлей на шее, Зоя обратилась к согнанным к месту казни советским людям: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!» Столь же геройски вели себя тысячи других советских людей.

К концу 1943 года в партизанских отрядах находилось более 250 тыс. человек. На оккупированной территории существовали целые партизанские края в Ленинградской и Калининской областях, в Белоруссии, Орловской, Смоленской и других областях. Под полным контролем партизан находилось свыше 200 тыс. км 2 территории.

В период подготовки и в ходе Курской битвы они нарушали работу тыла врага, вели непрерывную разведку, затрудняли переброску войск, активными боевыми действиями отвлекали на себя резервы противника. Так, 1-я Курская партизанская бригада взорвала несколько железнодорожных мостов и на 18 суток прервала движение поездов.

Особенно следует отметить партизанские операции под условными названиями «Рельсовая война» и «Концерт», проведенные в августе - октябре 1943 г. В ходе первой операции, в которой действовало около 170 партизанских формирований численностью 100 тыс. человек, осуществлено крушение многих эшелонов, разрушены мосты и станционные сооружения. Операция «Концерт» была еще более эффективной: пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%, что значительно затруднило перегруппировку гитлеровских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными. Они распяли солдата-комсомольца Юрия Смирнова, вбив гвозди в его ладони и ступни; умертвили партизанку Веру Лисовую, разведя на её груди костёр; замучили легендарного генерала Д.М.Карбышева, облив его на морозе водой, который в ответ на предложение гитлеровцев служить им ответил с достоинством: «Я советский человек, солдат, и я остаюсь верен своему долгу».

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

2 Истоки массового героизма советских людей

Победа или поражение в войне - итог ряда составляющих, среди которых первостепенное место занимает моральный фактор. Что защищали советские люди? Ответ на этот вопрос во многом объясняет поведение людей на фронте и в тылу, стимулы их общественного сознания того времени и личного отношения к противоборству с гитлеровцами. Народ встал на защиту своего государства, своей Родины. Миллионы павших и живых вкладывали в это понятие все лучшее, связанное с жизнью страны, своей семьи, детей, с новым справедливым обществом, которое, они верили, будет построено. Гордость за страну, сопричастность ее успехам и неудачам - важная особенность общественных настроений и личностных поступков того времени. Они знали, что ведут войну за правое дело, и в большинстве своем, даже в самой безысходной обстановке, не сомневались в конечной победе.

Любовь к Родине, к русской земле Альберт Аксел выделяет как главный источник моральных сил армии, что в годы Великой Отечественной войны проявилось в «обстановке всеобщего героизма». Историк последовательно отстаивает тезис о том, что самопожертвование советского народа и его военные подвиги «изменили ход событий во Второй мировой войне».

Сегодня выходит немало взвешенных по своим оценкам публикаций и книг о героях минувшей войны, о природе героизма. Их авторы глубоко проникают в истоки и суть героического подвига, понимая под этим такой поступок человека или группы людей, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения. Героизм этот состоит в разрешении жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае имеют содержание побудительного мотива поступка, его соответствие духовному настрою, идейным убеждениям людей и требованиям обстановки.

Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с риском, в большинстве случаев - со смертельной опасностью. Однако в годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и будущем, глубокое осознание грозной опасности, какую нашей стране нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тысяч стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Истоки массового героизма видятся в русском национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину, в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной национальности.

Формы массового героизма были многообразными. Но особенно характерным являлся коллективный подвиг частей, соединений - на фронте, заводов, колхозов, многих других трудовых коллективов - в тылу. Это был героизм особого рода: длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто в условиях голода и холода.

Массовый трудовой героизм советских людей - также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.

Таким образом, патриотический настрой большинства населения страны убедительно подтверждался практическими делами на фронте и в тылу, а также на временно оккупированной территории СССР.

И в этом смысле можно говорить о морально-политическом единстве советских людей в те годы. Глубокое чувство патриотизма и вместе с тем ненависти к врагу проявляло подавляющее большинство населения СССР независимо от национальности, политических взглядов и вероисповедания. Это обстоятельство нашло отражение и в изменении официальных идеологических установок.

Постепенное глубокое осознание вышесказанного являлось важнейшим источником духовной силы основной массы советских людей, столь ярко проявившейся на фронте, в тылу и на оккупированной советской территории. Главное условие разгрома агрессора они видели, прежде всего, в своем беспрецедентном братском сплочении как сынов единого исторически сложившегося народа, построившего могучее государство. Вот почему достигнутая общими силами и доставшаяся чрезвычайно высокой ценой победа - это достояние всех народов бывшего СССР, закономерная гордость тех, кто добывал эту победу в кровопролитных сражениях, и тех, кто унаследовал ее от своих отцов и дедов. Вместе с тем это и поучительный урок для нынешних поколений - урок беззаветной любви к Отечеству, урок самоотверженной великой борьбы за его свободу и независимость.

Заключение

Великая Отечественная Война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советского; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование.

Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем.

В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомства на все времена.

Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы своих городов и сёл.

Список использованной литературы

1. Аксел А. Герои России. 1941-1945 / А. Аксел. – М.: Интерстамо, 2002.

2. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. Военные мемуары / И.Х.Баграмян. – М.: Воениздат, 1990.

3. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век.: Пособие для учащихся / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. – М.: Дрофа, 2002.

4. Краткая всемирная история. В 2 книгах / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Изд-во Наука, 1996.

5. Падерин А.А. Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания / А.А. Падерин // Материалы научно-практической конференции. – Москва: Изд-во Серебряные нити, 2005.

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.