Задание C5. Примеры сочинений ЕГЭ по литературе

Великий русский писатель Л. Н. , написав роман-эпопею» и мир, показал борьбу русского народа против захватнической французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную

Идею произведения, писатель говорил, что основное в нем -» мысль народная.

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Родину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намеренно избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продвижение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец — не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь

Изображение Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца.
Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за своё будущее, за свободу и независимость своей страны. И в этой войне нужен был Кутузов, ведь именно народ выбрал его на пост главнокомандующего, вопреки воле царя.
Кутузов не придаёт значения собственной личности, он считает, что есть нечто, что гораздо сильнее и значительней его воли - это неизвестный ход событий. И он умел видеть этот ход, события, отрекаться от собственной воли ради общего блага, он утверждал, что “победили” даже если приходилось отступать за долго до начала Аустерлицкого сражения предсказал поражение.
Л.Н. Толстой изображает Кутузова как истинно русского человека, способного понять желания и стремления народа. Он не только великий полководец, но и прекрасный психолог, умудрённый жизненным опытом человек. Кутузов не стремился к славе, героизму, он чувствует, любит и верит в русских людей, солдат, которыми ему приходится командовать. Ему от природы дано понимать их нужды. Толстой написал о том, что нет величая там, где нет простоты, добра и правды. И всё это было у Кутузова.
Одним из первых в русской литературе Л. Толстой отошел от традиции изображения Наполеона как великой личности, которая своей волей изменила ход истории. Впервые мы видим Наполеона глазами князя Андрея, видящего его после Аустерлицкого сражения. Андрей восхищался Наполеоном, даже хотел, как и он, найти свой “Тулон”. Болконский лежит раненый, и перед ним предстает его прежний кумир, возбуждавший в нем честолюбивые мечты и планы: “Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком”. Нашествие Наполеона на Россию в романе Л. Толстого - это покушение на самые глубокие основы человеческой жизни. Двенадцатый год в романе «Война и мир» - это решающее опровержение такой попытки, и Наполеону прямо противопоставлен Кутузов. Кутузов переживает военные события не столько разумом, сколько сердцем. Так, видя отступление русских войск под Аустерлицем, он говорит, указывая на бегущие войска: «Рана не здесь, а вот где!» В противоположность Наполеону, Кутузов - не носитель своей воли, все в его образе обратно произволу, насилию над естественным ходом вещей. Он не приказывает, а просит солдат, что ещё раз доказывает любовь к народу. Толстой убежден, что естественный ход истории предрешен заранее, и определяется он не волей одного человека, а скрытым двигателем событий - в войне 1812 года этим двигателем автор называет «скрытую теплоту патриотизма». Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту, отсутствие позерства, свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта - Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, к диспозициям, к всей воинской науке. Он видит путь победы в ином - в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - так пишет Л. Толстой о своем герое. В этом, в этой простоте и естественности Кутузова, видит автор главную его отличительную черту, главный признак подлинного величия.
Таким образом, Толстой, не героизируя Кутузова, возвышает его над Наполеоном. А в глазах русского народа Кутузов был, есть, и останется героем на все времена.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. В чем новаторство Н. А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.

Тема может быть раскрыта на примере стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт» и других.

17.2. Почему Л. Толстой избегает героизации образа Кутузова? (по роману «Война и мир».)

Л.Н. Толстой считает, что личность, какой бы великой она ни была, не может изменить ход истории. Кутузов не исключение. Писатель с явной симпатией говорит о полководце, но избегает его героизации.

Все поведение Кутузова во время войны с французами - подчинение себя самого и русской армии «неизбежному ходу событий». Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) - важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства - плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.

В романе «Война и мир» образ Кутузова не сводится лишь к каким-то «полководческим доблестям»: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, осознавая, что есть что-то сильнее и значительнее его воли.

17.3. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита» - одна из центральных тем. В романе перед нами предстаёт любовь возрождающая и созидающая, любовь демоническая и разрушающая.

Мастер и Маргарита – люди разных социальных кругов. Мастер беден, Маргарита богата. Мастер живёт в тесном подвальчике, но гордо выполняет свою миссию – пишет роман. Маргарита купается в роскоши, но жизнь её пуста и однообразна. Оба героя одиноки и несчастны, пока не встретили друг друга. Им выпало немало испытаний. Но именно любовь, принесшая так много горя, помогает выстоять Мастеру и Маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. Любовь очищает героев и преображает их. История Мастера и Маргариты – гимн настоящей любви.

17.4. «О ты, последняя любовь!» (по произведениям Ф. И. Тютчева).

Для анализа необходимо взять стихотворения «Денисьевского цикла».

Эта «блаженно-роковая» любовь продолжалась в течение пятнадцати лет и оборвалась лишь со смертью Елены Александровны. Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей, по свидетельству Георгиевского, хорошо знавшего обоих, испытать «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...».

Поэту суждено было пережить любимую, он говорил, что с ее смертью он утерял интерес к жизни, более того, он воспринимал жизнь без нее как наказание:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось.

Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось.

Стихи, посвященные Елене Александровне, - это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Страдания и слезы поэта вылились в незабываемый цикл.

  • Категория: Сочинения по русской литературе

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец не герой, он про­сто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях ко­мандования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план дей­ствий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?

Рассказ «Студент», написанный в 1894 году, А.П. Чехов называл одним из своих любимых произведений. Он невелик по объему, в нем нет никаких исключительных событий. В этом рассказе проявляется одна из особенностей психологизма Чехова: под влиянием незначи­тельного события что-то происходит в душе героя, и он уже по-иному видит окружающий его мир.

Сюжет рассказа прост. Студент, сын дьячка Иван Великопольский, возвращается домой холодным весенним вечером. Он замерз, голоден, и у него тяжелые, мрачные мысли: он думает о бедности, не­вежестве, о том, что так было со времен Рюрика и Иоанна Грозного и так будет еще много лет - жизнь не станет лучше. На огородах он встречает двух женщин - Василису и Лукерью, мать и дочь, хозяек огородов. Греясь у костра, он рассказывает им библейскую историю об отречении и раскаянии Петра, и неожиданно для него женщины заплакали над его рассказом. И студент думает о том, что если дале­кая библейская история для них не пустой звук, то она, видимо, имеет отношение к их жизни, и что прошлое неразрывно связано с настоя­щим. Если люди откликнулись на высокое и прекрасное, поняли друг друга, то в этой жизни есть не только безнадежность и отчаяние.

Я считаю, в этом рассказе Чехов произносит свои лучшие слова о том, что правда и красота в человеческой жизни и вообще на земле всегда составляли главное, то, ради чего следует жить и работать.

И теперь студент испытывает уже совсем другие чувства: он счаст­лив, верит в свою молодость, в свои силы. «Жизнь казалась ему чу­десной», полной глубокого смысла.

Так герой из одного внутреннего состояния переходит в совершенно противоположное, и это доказывает, что человеку свойственно внутрен­не меняться самому и изменять свое отношение к жизни. Возможно, это только один из этапов внутреннего развития героя, ведь Чехов говорит, что жизнь «казалась» ему восхитительной, но такой душевный подъем необходим для развития и реализации каждой личности.