Балерина Наталья Осипова: шаг в современный танец. Наталья Осипова: мне всегда интересно пробовать все новое Творческая жизнь балерины Натальи Осиповой после ухода из Большого театра

Звезда мирового балета Наталья Осипова стала прима-балериной Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.

Она подписала контракт на участие в четырех постановках Пермского театра в новом сезоне.

Контракт с Натальей Осиповой подписан на год с возможностью пролонгации. В каких именно проектах она примет участие, контрактом не оговаривается.

Решение об ее участии в тех или иных постановках театра будет приниматься с учетом художественных задач театра, пожеланий и занятости знаменитой балерины.

Первый спектакль с ее участием состоится 5 сентября 2017 года. Наталья Осипова исполнит заглавную партию в балете «Жизель».

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

“Наташа Осипова - очень творческий человек. Какие-то условности, звездная субординация ее не очень интересуют, ее интересует творчество и художественный результат. Если ей интересно - она приезжает и участвует. Для меня всегда это большая радость и большая ответственность работать с ней, как, впрочем, и со всеми артистами труппы, которую я возглавляю.

Сотрудничество знаменитой балерины с Пермским театром оперы и балета началось в прошлом сезоне, когда она станцевала в репертуарном спектакле театра - «Ромео и Джульетта» - в дуэте с Никитой Четвериковым.

В том же сезоне на закрытии Дягилевского фестиваля - 2017 она исполнила главную роль в новой постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко «Жар-птица».

“Мне очень нравится замечательная атмосфера в Пермском театре, люди, которые здесь работают. Мне нравится, что люди здесь занимаются настоящим искусством - очень часто я этого не встречаю во многих других театрах. Для меня огромное счастье делить сцену с этими людьми, проводить время в зале с этими чудесными педагогами и партнерами. Я чувствую здесь что-то очень настоящее.

Наталья Осипова - прима-балерина Лондонского Королевского балета в Ковент-Гарден, ярчайшая балерина современности, входит в топ-пять ведущих балерин мира, танцовщица «редкого драматического таланта и виртуозности», по оценке The Guardian.

Критики отмечают безупречную технику Натальи, темпераментное исполнение и пронзительную лиричность.

Наталья Осипова родилась в Москве и начала танцевать с пяти лет. В 2004 году окончила Московскую государственную академию хореографии (класс народной артистки России Марины Леоновой) и была принята в балетную труппу Большого театра, где сразу обратила на себя внимание.

В 2008 году стала ведущей солисткой, а два года спустя - прима-балериной. В 2011 году Наталья Осипова покинула Большой театр и стала прима-балериной Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

Начиная с сезона 2013/2014 - прима-балерина Лондонского Королевского балета.

Сотрудничает со многими ведущими балетными труппами мира, включая Американский театр балета, Баварский балет, балетную труппу Ла Скала. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» и Benois de la Danse.

Пресс-служба Пермского театра

Российская артистка балета Наталья Осипова родилась в 1986 году в Москве. Она в детстве не помышляла о балете, отдавая предпочтение спорту, а именно – гимнастике. Но весьма серьезная травма спины, полученная в 1993 году, заставила внести коррективы в планы на жизнь – теперь о спортивной карьере было нечего и думать, но «зарывать в землю» способности девочки было жаль… тренер советовал родителям отдать дочь в балетное училище. Таким образом, приход Н.Осиповой в балет был почти случайным, но много лет спустя балерина признавалась: если б можно было начать жизнь с начала, она снова пришла бы в балет.

В Московской государственной академии хореографии Наталья Осипова становится ученицей М.Леоновой. Ей нравилось уже в десятилетнем возрасте осознавать, что у нее есть профессия, а в восемнадцать лет ощущать себя сложившимся человеком, знающим, для чего он работает. Академию хореографии Наталья Осипова окончила в 2004 году, исполнил на выпускном спектакле партию Одетты – это выступление раскритиковали нещадно, тем не менее, выпускница была принята в Большой театр. Начинала она в качестве артистки кордебалета, но уже в течение первого театрального сезона ей было доверено исполнение восьми сольных партий.

На первый взгляд, телосложение Натальи Осиповой не вполне подходило для успеха в балете – в особенности это касалось ног, но этот недостаток балерина сумела превратить в достоинство: именно «неидеальные» ноги обеспечили великолепный прыжок – невесомый, летящий, с зависанием в воздухе. Этим прыжком, а также ярким темпераментом и безупречной техникой балерина покорила зрителей. В 2007 году Н.Осипова во время английских гастролей Большого театра была восторженно приняла лондонской публикой. Газета «The Guardian» советовала жителям британской столицы любой ценой попасть на спектакль с ее участием, даже если для этого придется украсть билет или отнять его у кого-нибудь с боем. Во время этих гастролей Н.Осипова удостоилась Британской национальной премии в номинации «Классический балет», а в 2008 году стала в Большом театре ведущей танцовщицей.

Под руководством балетного педагога М.Кондратьевой Н.Осипова подготовила немало партий: Китри, Медора, Сильфида … Но большинство ролей, которые она получала – за исключением разве что Китри – неизменно порождали недоумение окружающих: «Эта партия – не для Осиповой», тем не менее, балерина своими выступлениями каждый раз опровергала подобные суждения. Так было и с Сильфидой, и с Авророй в, и с Гамзатти в «Баядерке», а также с партией, которая стала для балерины особенно любимой – с заглавной ролью в .

Эту роль дал Н.Осиповой балетмейстер А.Ратманский, поверивший в нее. На протяжении всей сценической истории произведения у каждой балерины, исполнявшей заглавную роль в нем, была особая Жизель, и Н.Осипова тоже интерпретировала образ по-своему. По признанию балерины, ей хотелось, чтобы зритель увидел не красивую сказку, а историю с настоящими чувствами и переживаниями, поэтому в своей трактовке образа она склонялась не в сторону романтики, а в сторону реалистичности, воспринимая балет как воплощение драматического образа, а не как возможность удивить публику эффектными техническими приемами.

Жизель Н.Осипова танцевала не только в Большом театре – когда она пришла как приглашенная артистка в Американский балетный театр, дебютной партией ее стала именно эта роль в балете . Ее партнером на там спектакле был Д.Холберг, с которым она выступала и в других спектаклях – в частности, в «Спящей красавице» в постановке К. МакКензи. После выступления Натальи Осиповой с Д. Холбергом в Большом театре этот американский танцовщик стал особенно известным в России.

Большой театр дорог Н.Осиповой, но настало время, когда она почувствовала, что наиболее интересные партии она там уже исполнила, нового репертуара, который мог бы дать возможность творческого развития, не предвидится. И балерина решает покинуть Большой театр. Одновременно с нею ушел из театра ее партнер И.Васильев.

Покинув Большой театр, балерина не желала покидать Россию, в 2011 году она приходит в Михайловский. Танцовщицу привлекло то, что в этом театре, который всегда был как бы «в тени» Мариинского, было много возможностей для развития – по ее словам, здесь «бурлила жизнь, были новаторы, ставились новые интересные балеты».

С 2012 году Н.Осипова – приглашенная артистка, а с 2013 – прима-балерина Лондонского Королевского балета. Партии для нее создают ведущие английские балетмейстеры – У.МакГрегор, К.Уилдон, А.Мариотт. В 2014 году Н.Осипова и И.Васильев представили трехактный спектакль «Соло для двоих», созданный тремя современными хореографами – и, Охадом Нахарином и Артуром Питой. Позднее партнером балерины становится .

Классический балет Н.Осипова считает своеобразным уходом от реальности: «Человек прикасается к прекрасному – и хоть ненадолго забывает о тяжелых проблемах». В противоположность этому, танец современный «тащит действительность на сцену». По мнению балерины, оба направления равноценны: «Кому-то нужна сказка, кому-то – удар по самому больному», – говорит она. Сполна проявив себя в «сказке» классического балета, Н.Осипова в 2015 году обращается к современному танцу. В этой ипостаси она предстает в спектаклях «Qutb» Сиди Ларби Шеркауи, «Молчаливое эхо» Рассела Малифанта, «Беги, Мэри, беги» Артура Питы.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Балерина Наталья Осипова - о романтике и адреналине.


«У меня не самые красивые ноги, да и фигура», - призналась известная балерина ГАБТ Наталья Осипова.

«Интриг не кручу»

«АиФ»: - Наташа, исполняя Китри в «Дон Кихоте», вы нарушили все традиционные представления об этой легендарной роли. Но вот что я услышала от зрителей в антракте: «Недостатков - море. Но глаз оторвать невозможно».

Н.О.: - Осипова - не совсем классическая танцовщица по понятиям русской балетной школы. Сейчас такие стандарты: балерины высокие, худые, с идеальной линией ног. Если посмотреть на меня, всё иначе. Я невысокого роста, не самые красивые ноги, да и фигура в целом. Но, считаю, талантливому человеку можно и нужно позволять создавать новое. Есть такое понятие «романтическая балерина». Строгая, отстранённая. Самые романтические балеты - «Жизель» и «Сильфида». Меня никто в жизни не представлял в этих партиях: я всегда была бравурная, темпераментная, с энергией, бьющей через край. Но станцевала в одном сезоне оба этих балета подряд. Сейчас эти роли у меня - одни из лучших.

«АиФ»: - Театральный мир - это ещё и закулисные интриги. Пользуясь «тайными ходами», многие прокладывают себе дорогу...

Н.О.: - За других говорить не буду. Мне легче поработать в зале, чем бегать и организовывать интриги. И вообще… Я считаю, талантливые люди должны быть хорошими по своей сущности.

«АиФ»: - 5 лет назад на Московском международном конкурсе балета вам дали третье место. Это вызвало негодование всего зала. Говорят, «бронза» - последствия вашего конфликта с членом жюри Людмилой Семенякой. Она обиделась, что вы ушли от неё к другому педагогу.

Н.О.: - Я убеждена: заняла третье место потому, что недостаточно готовилась. Но это было далеко не поражение для меня, а толчок к тому, чтобы ещё больше работать.

Что касается Людмилы Семеняки - она гениальная балерина, педагог. Очень уважаю её. У нас сейчас абсолютно нормальные отношения. Почему ушла?

Так сложилось. Некоторые люди не могут работать друг с другом: стечение обстоятельств, характеров. Но даже за то время, что я с ней провела, Людмила Ивановна много мне дала.

Вместо диеты - сцена

«АиФ»: - Наташа, вы нетипично для балерины выглядите... Короткая стрижка, кожаная косуха...

Н.О.: - Я люблю трэш во всём. Чёрный цвет волос, тёмный лак на ногтях, кожаную одежду, мотоциклы. Когда их вижу, у меня начинает играть адреналин в крови. Консерватизм переношу с трудом. Поэтому мне никогда не будет скучно в моей профессии: я не ставлю себе рамок и границ ни в чём! Моя мама переживает: «Наташа, надень платьице, будешь как девочка, ты же балерина. Почему не отрастишь волосы?» Но мне кажется, надо выглядеть и вести себя так, как тебе комфортно. Обожаю прыгать, скакать, веселиться. Безумно люблю танцевать на дискотеках.

«АиФ»: - Говорят, балерины ведут полуголодный образ жизни…

Н.О.: - Ничего подобного. У балерин такая нагрузка... Мама меня подкармливает, тортики покупает, другие вкусные вещи. Но, когда я в отпуске, поправляюсь от ничегонеделания. Потом приходишь в театр и говоришь себе: «Всё! Начинаем работать».

Одна из самых ярких звезд балета рассказывает о партиях, которые делают ее талант более многогранным.

Это было «страшное событие в истории России», – говорит , прима- балерина Королевского Балета, – я и представить не могла, что буду в Англии танцевать Анастасию… Это очень необычно»

Сидя в небольшом комнате в Королевской Опере в Лондоне, говорит об одном из самых мрачных периодов истории ее страны – убийстве в 1918 году Царя Николая II и его семьи, о тайне, окружающей местонахождение их останков, и о неизвестной женщине, которая, годы спустя, объявила себя младшей дочерью Романовых, великой княжной Анастасией.

В балете «Анастасия» Наталья исполняет роль Анны Андерсон, психически нездоровой женщины, которая считала себя Анастасией, не понятным образом выжившей после смертной казни. В балете Андерсон воскрешает предполагаемую жизнь юной княжны в Российской Империи и пытается выяснить, кем она является, или наоборот, не является. Это захватывающий конфликт между воспоминаниями и действительностью, выдумкой и правдой, поиск схожести с главной героиней для глубины понимания роли.

Уже четвертый сезон танцует в Королевском Балете, но до сих пор трудно поверить, что эта хрупкая, бледная девушка, сидящая передо мной сейчас в черном свитере и леггинсах, произвела фурор своим первым появлением на сцене Ковент Гарден в 2010 году. В то время она была прима–балериной Большого театра и поразила публику своей невероятной техникой, атлетизмом и бравурным исполнением. В 2011 году она со своим партнером перешла в Михайловский театр Санкт-Петербурга в поисках «творческой свободы». А год спустя, после появления в 2012 году в « » в качестве приглашенной солистки Королевского Балета, она перешла работать в труппу на постоянной основе, получив «предложение, от которого я не могла отказаться», – говорила сама Наталья.

Родилась в 1986 году. Она была еще ребенком, но отчетливо помнит то время, когда, после падения коммунизма, тела пяти членов семьи Романовых были эксгумированы и официально перезахоронены в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга в 1998 году. Наталья описывает это как «огромное событие в России». Даже когда анализ ДНК, казалось бы, доказал, что Анна Андерсон не имеет отношения к царской семье, эта тайна продолжала жить. «Даже сегодня Русская Православная Церковь все еще не признает, что это действительно останки царской семьи».

Могла бы быть Андерсон Анастасией? «Я должна верить, что да. был абсолютно убежден в этом, – (он умер в 1992 году до обнародования анализов ДНК), – он был очарован этой женщиной, тем, что происходило в ее душе».

Не странная ли это тема для балета? «Наоборот, – возражает Наталья, – я думаю, это очень интересно. Мы так привыкли к милым, легким историям в классическом балете, оперные сюжеты гораздо глубже и содержательнее. Это чудесно для балерины танцевать такую сложную драматическую партию». никогда не избегал таких неприятных тем как изнасилование, суицид, сексуальная деградация и ментальный беспорядок. В третьем акте «Анастасии» действие происходит в приюте, и, говорит , – «это как будто мир, который существует в ее сознании. Как обрывки воспоминаний, которые она пытается соединить, чтобы сложить историю своей жизни. Мне нужно вовлечь зрителей в этот мир. Это очень трудно. Для этого недостаточно просто делать драматические жесты, – она взмахивает рукой, – необходимо каждую секунду понимать, что ты делаешь на сцене, осознавать каждое движение».

Она уверена, что «Анастасию» никогда не поставят в России. Но одной из главных причин, почему она хотела работать с Королевским Балетом, – это именно разнообразие репертуара. «Я пришла за репертуаром, – говорит она, – за , современными спектаклями. Очень многие балеты идут только здесь».

В балетах она находит большие возможности для самовыражения и исполняет партии, «где можно быть актрисой, а не только танцовщицей». Ее актерский дар ярко проявился в « » , в которых ее героиня сочетает в себе подростковое безрассудство и юношескую страсть. В « » она увлекла созданным ею образом, показав путь своей героини через опасные амбиции и тщеславие к отчаянию и безысходности. Она также любит и па–де–де , известное своими сложными поддержками и прыжками, к тому же очень длинное – настоящее испытание выносливости и техники балерины. Но для это будто не составляет труда, она говорит: «сложно, тяжело, но очень естественно. Это очень красивый танцевальный язык».

Хореография , тем не менее, не так легко ей дается. «Я не была подготовлена к такой хореографии. Русская и английская школы очень отличаются, если ты не изучал ее с детства, то очень тяжело это танцевать». И все же она смогла успешно справиться со многими трудностями работ . Особенно ей удался балет « », где она прекрасно показала характер своенравной Лизы, тем самым проявив свой комический дар. «Это потрясающий балет, я с таким удовольствием его танцую. Не так много веселых, радостных балетов. Раньше у меня не было возможности танцевать комические роли».

Пожалуй, остается только один вопрос в связи с ее переходом в Королевский Балет – это проблема партнеров. Их было несколько – Карлос Акоста, Федерико Бонелли, Стивен МакРей, Мэтью Голдинг. Выбирала ли она их? «Партнеров мне предлагают… для каждого балета подбирается наиболее подходящий партнер, и всегда получается гармонично. Они все удивительные танцовщики и прекрасные люди», – добавляет она дипломатично. Но иногда ясно видно, что они не совсем подходят друг к другу. Ирония в том, что ее спутник в жизни , один из самых талантливых танцовщиков этого поколения, работал в Королевском Балете, но покинул труппу в 2012 году из-за разногласий с артистическим директором Моникой Мейсон. Недавно они вместе танцевали в театре Sadler’s Wells программу из современных балетов. Можно его убедить вернуться в Королевский Балет? «Меня просили это не обсуждать», – сказала Наталья, смущенно улыбаясь.

Камень преткновения для нее на данный момент – это изучение английского языка. «Это очень больной вопрос, – смеясь, признается она. – За три года я еще не выучила язык. Я говорю только на базовом уровне» [мы общаемся через переводчика]. Несмотря на это, она, кажется, счастливо устроилась в Лондоне. «Я купила квартиру! – восклицает она. – Живу рядом с театром и, похоже, вся моя жизнь здесь – можно от такого сойти с ума. Но сейчас у меня есть жизнь и вне работы». Конечно, она не вращается в обществе олигархов, ведет довольно скромную жизнь, любит прогуляться по Маленькой Венеции, где теперь ее новый дом, посидеть где–нибудь в кафе, увидеться с друзьями, «как любой нормальный человек».

Но на этом нормальная жизнь заканчивается. Кроме выступлений в Ковент Гардене, у нее есть собственные проекты и гостевые контракты за границей. «Королевский Балет в приоритете, – заявляет она, – но если у меня есть свободное время, например, я не танцую в « » на Рождество, я могу поехать танцевать куда–либо еще».

Перед премьерой «Анастасии» она поедет в Москву на гала концерт. В новом году вернется в Ковент Гарден для работы над балетом «Произведения Вульф» хореографа Уэйна МакГрегора. Также ее ждет масштабный классический балет «Спящая красавица» (с еще одним новым партнером Риойчи Хирано). Остается надеяться, что за такую нагрузку ей не придется расплачиваться: в прошлом сезоне она не могла танцевать несколько недель из-за травмы ноги. Безусловно, сейчас, в свои тридцать лет, находится в своей лучшей форме, на пике танцевальных и артистических возможностей, и будет еще в течение следующих пяти–шести лет одной из лучших в своей профессии. И она знает, что должна использовать каждую возможность, которая встречается ей на пути.

Фотографы: Гарри Митчелл; Элис Пеннефазер

Текст: Элисон Ганн

Перевод: Валентина Таратута

Очень уж много на "Сплетнике" всяких "Изумрудовных".) Захотелось сделать пост про настоящую балерину.

Открыла эту балерину три года назад, на концерте к открытию отремонтированного "Большого театра". Просто шикарно она там танцевала, с таким драйвом и такой невероятной техникой! Потом она учавствовала в проекте Первого канала "Балеро" с Романом Костомаровым, и заняла там второе место. Я думаю у неё большое будущее. И муж у неё кстати, Иван Васильев, тоже шикарный танцор.

Биография, фото и видео.

Ната́лья Петро́вна О́сипова- род. 18 мая 1986, Москва. С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет. Обучалась в Московской государственной академии хореографии (класс ректора Марины Леоновой). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года — ведущая солистка, с 1 мая 2010 года — прима-балерина Большого театра. Репетировала под руководством народной артистки СССР Марины Кондратьевой.

В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра Ковент Гарден балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (Critics" Circle National Dance Awards ) за 2007 год — как лучшая балерина в разделе «классический балет».

В 2009 году, по рекомендации Нины Ананиашвили, стала приглашённой балериной Американского балетного театра (Нью-Йорк), выступив на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).

В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.

С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевав в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.

В настоящее время вместе является прима-балериной American ballet theatre .

В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским Royal Ballet .

С мужем, Иваном Васильевым.