Что такое частушка? Определение и виды частушек. Частушка

Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разно­ образные жизненные явления, выражая положительную или отрицательную их оценку . Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип частушки- четырехстрочный - сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно пля­совые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки : "стра дания" и "Семёновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устой­ чивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно ис­полнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к на­певной декламации). В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают им­провизацию, занимающую в частушке значительное место.

Частушка – один из немногих жанров традиционного русского фольклора, тексты которого не заучиваются наизусть специально и не разучиваются предварительно, а во многих случаях сочиняются на ходу. Частушка – это почти всегда импровизация.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но час тушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек происходит объединение частушек, возникает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудо­вых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.

Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармо­нисту. Например:

Играй, гармонист.

Играй, не ломайся!

Для кого-нибудь не надо -

Для нас постарайся! (В начале).

Ой, спасибо, гармонист.

За игру отличную!

Я еще тебе желаю

Милку симпатичную! (В конце) 1 .

Спевы, построенные на диалоге - перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов - частушки, име­ющие общее начало (запев): Эх, яблочко..., Самолет летел..., Не ходите, девки, замуж... и др. Особый способ циклизации имеют частушки "Семеновна": он напоминает цепочную композицию народных лирических песен. Например:

Самовар с трубой начинал кипеть,

А я "Семеновну" начинаю петь.

Частушки имели сельское происхождение и бытование . От­ветвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских "низах", в среде рабочих. Свою высокую популярность и про­дуктивность частушки сохраняют и в современном фольклоре.

Когда появились частушки?

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерни­ях. Ученые предполагают, что возникла частушка первоначально в крестьянской девичьей среде, а исполнялись они на девичьих посиделках, между хороводами, на праздниках, во время народных праздничных гуляний.

Каждый регион имел особый характер текстов частушек и напева , особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: "саратовские", "тамбовские", "воронежские", "рязаночка", "елецкая". В народной среде выделялись частушечники - знатоки частушек, их исполнители и создатели, владеющие основным репертуаром своей местности. С начала XX в. русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чу­вашам, татарам и другим. В местах русско-мордовского пограничья протяжные двустрочные частушки стали называть по-мордовски - матани (в переводе - "песенки").

В разных местах частушки называли по-разному: песни, ко­ роткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собируш к, сбирушки и проч. Термин частушка, также народный, был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор - писатель-демократ Г.И. Успенский 2 .

В отличие от Г.И. Успенского, проявившего живой интерес к час­тушке, многие находили в ней "упадок истинного творчества" народа. Вот что писал Ф.И. Шаляпин: "Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гар­моника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель..." 3 .

Частушка - показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи. Ускорившиеся темпы жизни, постоянный приток новых впечатлений, частая смена переживаний - все это сделало актуальной короткую подвижную песенку.

Частушки - главный жанр крестьянской лирики в позднем традиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни. Короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (в Курской и Тамбовской областях частушки называли скоморошника ми или скоморошными песнями).

Очевидно, что часть скоморошьего репертуара была воспринята так называемыми нескладухами - частушками, в которых основную художественную роль играет комический абсурд. Например:

Вы послушайте, девчата,

Нескладушу буду петь:

На дубу свинья кладется,

В бане парится медведь.

В песенниках XVIII в. зафиксированы плясовые песни, по размеру напоминающие частушки. Иногда частушки исполнялись на напевы известных плясовых песен "Камаринская " и "Ба рыня". Короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядово­му фольклору утилитарная направленность, они - чисто лири­ческий жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb).

ЧАСТУШКА

Короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию.


Название происходит от слова частый - быстрый, повторяющийся много раз. Оно отражает манеру исполнения частушки: ее поют быстрым говорком («часто»), причем одна и та же мелодия повторяется с разными вариациями.
Частушка получила широкое распространение во второй половине XIX в. и до наших дней является популярным жанром песенного фольклора.
Тематика частушек разнообразна. Большинство из них посвящены любовной и семейно-бытовой темам. Но нередко в них находят отражение и современная жизнь народа, те изменения, которые происходят в стране, содержатся острые политические намеки. Для частушки характерно шутливое отношение к своим героям, ирония, а иногда и острая сатира.
По форме частушка представляет собой четырехстрочную песенку, в которой рифмуются чаще всего вторая и четвертая строки: Хорошо тебе, калина: У тебя зеленый лист. Хорошо тебе, подруга: Тебя любит гармонист.
Частушка обычно построена по характерному для русского фольклора принципу психологического параллелизма: символическому образу из мира природы соответствует реальный факт из жизни человека. Например: Елочки-сосеночки, Зеленые, колючие. В Воронеже девчоночки Веселые, певучие.
Живой разговорный язык частушки отличается яркой образностью, экспрессивностью, меткими определениями. В частушках часто встречается диалектная лексика, нередки просторечные или даже нецензурные слова ().
Частушки поют весело, задорно. Исключение составляют исполняемые в лирической манере и в более медленном темпе страдания . Это разновидность частушек, в них рассказывается о несчастной любви, измене, разлуке.
Поют частушки в основном в деревне , на праздниках, свадьбах (см. ). Частушки вошли также в репертуар русских народных хоров. Частушки исполняются солистами или хором под аккомпанемент гармони , балалайки или оркестра русских народных инструментов. Иногда певцы поют попеременно, получается диалог двух девушек, или парня и девушки, или двух хоров - мужского и женского. Пение сопровождается пляской. Исполнение частушек становится своеобразным соревнованием: кто знает больше частушек, чьи частушки интереснее, веселее. Хорошие частушечницы , исполнительницы частушек, знают сотни их и обладают собственной манерой исполнения.
В каждой местности распространены свои частушки. Частушки какой-либо одной местности образуют целый цикл. Особенно известны воронежские, уральские частушки и особые - саратовские частушки, которые чаще называют страдания .
Поэтическую и музыкальную форму частушек использовали в своих произведениях поэты А.А. Блок , С.А. Есенин , В.В. Маяковский , Д. Бедный, А.Т. Твардовский , В.Ф. Боков, композитор Р.К. Щедрин .
Ансамбль частушечников:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЧАСТУШКА" в других словарях:

    частушка - припевка, запевка, песенка Словарь русских синонимов. частушка сущ. припевка запевка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    ЧАСТУШКА - короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества 2 й пол. 19 20 вв … Большой Энциклопедический словарь

    ЧАСТУШКА - ЧАСТУШКА, частушки, жен. (лит.). Произведение устной народной поэзии четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    ЧАСТУШКА - ЧАСТУШКА, и, жен. Народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Частушка - короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе рифмованная песенка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народно музыкального творчества 2 й пол. ХIХ – ХХ вв. Большой толковый словарь… … Энциклопедия культурологии

    Частушка - ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4 строчная), исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка (припевка) преимущественно любовного, нередко злободневного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества последней трети 19 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Частушка - жанр русского словесно музыкального народного творчества, короткая (обычно 4 строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно… … Большая советская энциклопедия

    Частушка - Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

    частушка - и, род. мн. часту/шек, ж. Жанр русского словесно музыкального народного творчества, куплеты в две или четыре строки, распеваемые одним или попеременно несколькими исполнителями. Распевать частушки. За окном высокий женский голос лихо запел… … Популярный словарь русского языка

    частушка - жанр фольклора; двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куплеты песенно декламационного характера с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанры фольклора Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • Частушка , . Частушка - один из популярнейших жанров народного творчества. Сборник знакомит читателя с историей возникновения этого жанра (здесь приведены песни - предшественницы частушки и ранние…

Что такое частушка? Происхождение этого слова? Что отражается в частушках?

  1. Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

    Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

    Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

    Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь) .

    Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

    Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

    В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

  2. Частушка - это рифмованная четырхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки.
  3. Одни учные считают, что частушка родилась очень
    давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и
    плясали под них бродячие артисты скоморохи ещ в 17-
    18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая
    песенная форма, появилась не раньше середины прошлого
    века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
    Прежде всего, литература, и древняя в том числе,
    использует или хотя бы упоминает все виды устного
    народного творчества, которые существуют или
    существовали на данный момент. В летописях встречаются
    имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды.
    Предание о смерти князя Олега изложено в Повести
    временных лет и легло в основу пушкинской Песни о
    вещем Олеге; Пушкин же пересказал в стихах народные
    сказки. Широко использовал многие жанры фольклора
    Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она
    появляется только в произведениях 20 века: в
    Двенадцати Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их
    современников.
    В знаменитом четырхтомном толковом словаре В. И.
    Даля слова частушка (в смысле короткая песенка)
    нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в
    очерке Новые народные песни (1889 г) .
    В частушке совсем не отразилось такое важное
    событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато
    встречаются упоминания о событиях последующих, начиная
    с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская
    войны, первая русская революция 1905 года.
    Частушки возникли почти одновременно в различных
    местах России, и каждая местность не только придала
    зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую
    наделила ее и названием, то определяющим ее характер
    (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка,
    цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка,
    вертушка, топтушка) , то прямо указывающим на место ее
    рождения: волжские матанечки, уральские тараторки,
    саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая,
    сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из
    этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под
    плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян,
    другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные
    вообще обходятся без музыкального сопровождения.
    Частушка стала широко распространяться, когда в
    России начал развиваться капитализм, складывались
    рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого
    человека, от его воли и способностей. Можно сравнить
    старую песню и частушку: в песне покорность судьбе
    (Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше
    молодчика любить...) , в частушке желание поспорить.
    В новом Жанре отразились и ломка патриархальных
    отношений во всех сферах человеческой жизни, и
    литературное влияние на устное народное творчество, и
    взаимодействие городской и сельской культур. Частушку
    интересует вс: личные отношения и новости общественной
    жизни, события мирового масштаба и местные новости.
    Большинство частушек о любви, однако граница между
    частушкой личной, бытовой и общественной, социальной
    весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти
    всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в
    1908 г. вышел первый том Истории русской литературы,
    посвященный народной словесности, едва ли не впервые
    в солидном ученом труде нашлось место новому жанру.
  4. Частушка это частушка - великие слова
  5. чачтушка это частушка

В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.

Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?

Определение

Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.

Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.

Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:

  • короткие песни;
  • содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
  • тематика злободневная;
  • поэтика афористична и лаконична;
  • закругленность музыкальной формы;
  • рассчитаны на публичное выступление.

Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.

История появления и развития

В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.

В качестве истоков для русских частушек можно выделить:

  • припевки - это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
  • скоморошины - небылицы, которые исполнялись скоморохами;
  • коломыйки - украинские шуточные элементы фольклора.

Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.

Поэтика

Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».

Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.

Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.

Разновидности

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические - называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые - имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания - двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» - двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» - в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Детские частушки

Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.

Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.

Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.

История России через частушки

Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.

Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.

Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема - освоение целины.

Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.

Характер исполнения

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

В заключение

Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.

Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.