Дмитрий хворостовский - биография, информация, личная жизнь. Дмитрий Хворостовский: биография и семья

Фотографии, которых еще никто не видел, и личные моменты, о которых никто не рассказывал: в музее Красноярской железной дороги впервые выставили уникальные фотоальбомы семьи Хворостовских . Дело в том, что прадед, дедушка и бабушка знаменитого артиста всю жизнь работали на железной дороге.

Поэтому несколько лет назад именно музею железной дороги семья передала несколько десятков семейных фотографий и документов. На них Дмитрий Хворостовский – еще обыкновенный мальчишка, и никто не догадывается, что его, без преувеличения, со временем узнает весь мир. Нам удалось посмотреть эти фото вместе с Алексеем Зархиным , двоюродным братом Дмитрия Хворостовского, который единственный из родственников великого артиста остался в Красноярске . И позвонили папе Дмитрия, Александру Степановичу, переехавшему в Москву . Сегодня мы познакомимся с дедушкой и бабушкой Дмитрия по отцовской линии, увидим его молодых родителей и маленького Диму.

На фото дедушка Дмитрия Хворостовского, Степан Иванович Хворостовский. Учитель в начальной школе. Украина 1929 год.

Папе 20 лет, он уже учитель. Потом он поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта, этот же институт закончила и моя мама, Екатерина Павловна, - рассказывает Александр Степанович.


Папа Дмитрия Хворостовского Александр Степанович, ему один год. 1939 год.

Это было в Перми . Мы жили в коммунальной квартире. Конечно, я не помню этого времени.


Семья Хворостовских. Екатерина Павловна, Степан Иванович. Дети Александр и Надежда. Пермь 1945 год.

Судя по медали на груди отца, это 1945 год. Родители молодые и красивые. Мы в Перми. Через три года мы уедем в Красноярск. Фотографиям уже много лет. Я когда смотрю на старые фото, даже молодею. Так что я с удовольствием для вас подбирал фотографии.


Папа Дмитрия, Александр Степанович, 1946 год.

С этого пианино, можно сказать, и началась история, которая через много лет подарит миру великого артиста. Оно появилось в семье в 1946 году, когда отцу Дмитрия Хворостовского, Александру, было всего семь лет.

Шла война, часть зарплаты выдавали облигациями государственного займа. А когда война закончилась, делали вещевые розыгрыши. Облигация деда, Степана Ивановича Хворостовского, выиграла, но выигрыш нужно получать музыкальным инструментом. Маленького Шуру шутя спросили - «Что тебе - гитару или пианино?». Он закричал «Конечно пианино!» Саша буквально бредил музыкой, из двух чемоданов он делал «пианино» и как будто играл. Поэтому выбрали пианино, которое было вывезено из Германии по репатриации. На нем поколение за поколением учились играть все члены семьи. Редкий инструмент, Wilhelm Velten , сделанный в городе Бреслау в начале прошлого века, до сих пор сохранился в семье, сейчас ему больше 100 лет.


Семья Хворостовских, первое фото в Красноярске, 1948 год

Снимок сделан в 1948 году, в «Фотостудии» неподалеку от красноярского железнодорожного вокзала. Вообще же, большинство снимков из альбома сделаны дедушкой Дмитрия, Степаном Хворостовским, или его отцом, Александром Степановичем, который рассказал:

Отец увлекался фотографией. Его фотоаппарат был на треноге, с гармошкой. А потом я занял место фотографа, он уже не вмешивался.


Александр Хворостовский с мамой Екатериной Павловной. 1952 год.

Это с мамой в нашей квартире на Горького , 10. Она работала в здании управления железной дороги, это напротив нашего дома, пришла домой на обед или уже вечером, я фотоаппарат поставил на автоспуск и сел рядом с ней. Дорога в те годы была военизированная, у мамы и папы были и звание, и форма.


На охоте. Слева направо: Александр Хворостовский, Степан Иванович Хворостовский, водитель, Анатолий Иванович Исаев, директор Красноярского ПВРЗ (паровозовагоноремонтного завода, ныне ЭВРЗ). 1953 год.

С Исаевыми были знакомы с Перми. Когда началась война, мой отец и Анатолий Иванович пошли в военкомат, но им сказали, вы нужнее в тылу, работайте. Они оба были начальниками цехов на заводе. В 1948 году мы переехали в Красноярск, через несколько лет сюда же перевели и Исаева А.И., они встретились. С отцом я на охоту ездил, было интересно. Потом не увлекался, хотя одно время даже был в обществе охотников. Но интерес пропал.


Дмитрий с мамой, Людмилой Петровной. 1963 год.

Жена тогда работала акушером-гинекологом. День в больнице, ночь на дежурстве в роддоме и утром снова на прием – ее не было 32 часа. Она уставшая, а годовалый Дима, ее как бы забывший за это время, надутый и не понимает, что за тетя? Она счастлива, что наконец с ребенком. Я сфотографировал эту идиллию. Таких дежурств у нее было пять в месяц, тяжелая была работа.


Дедушка Степан Иванович и бабушка Екатерина Павловна с внуком Алексеем Зархиным. Сочи 1966г.

Обоих внуков, Диму и Лешу, бабушка с дедушкой регулярно возили на отдых в Сочи . Как у железнодорожников, у них были бесплатные билеты. Дорога в одну сторону занимала четверо суток, - вспоминает Алексей, - это была целая эпопея:

Дед с бабушкой внизу, а мы с Димой на верхних полках кидаемся чем-нибудь. Мы сначала играли, потом дрались, потом убегали, ну, вы понимаете, что такое длинный путь, и два пацана в душном вагоне!

Когда мы подросли, нас разделили. Я на год младше, у меня были льготы на самолет, и мы с бабушкой летели, а дед с Димой ехали поездом. Дед работал главным ревизором дороги, его знала поездная бригада, когда он садился в поезд, его приглашали в штабной вагон. Дима один сидел в купе, когда становилось скучно, шел искать деда. Находил, - тот частенько играл в преферанс, очень любил эту игру. Мужики все красные, уставшие, шептали Диме: «забирай его, забирай!».


Дмитрий Хворостовский с папой. Сочи, 1967 год.

Диме пять лет. Мы каждый год старались накопить 300 рублей, чтобы все втроем поехать в Сочи. В этот год я научил его плавать. На диком пляже он прыгал в воду, я отходил все дальше, и он вынужден был плыть. А потом мы вместе с ним доплывали до буйков. Над этой фотографией я много работал, ретушировал ее. Она плохого качества, но очень хотелось ее сохранить, - рассказал нам Александр Степанович.


Дедушка Степан Иванович с внуком Алексеем Зархиным. 1968 год.

На даче братья не только баловались, играли, хулиганили, но и серьезно помогали. На Леше и Диме была поливка; мужской работе ребят учил дед, который все умел. Кстати, много лет вся семья сажала картошку, - не на даче, где под это не хватало земли, а в железнодорожном подсобном хозяйстве. Даже когда Алексей и Дима выросли, пытались отговорить деда – может, купим пару мешков, - всем хватит? Но тот был непреклонен: картошка должна быть своя!

И пока был жив дед (до 1986 года), и я и Дима беспрекословно ее и сажали, и выкапывали.


Дедушка Степан Иванович с внуками Димой и Лешей на даче. 1970 год

Дача Хворостовских до сих пор сохранилась почти в первозданном виде, находится под Красноярском. Шесть соток, домик с пристроенной верандой из железнодорожных шпал. Диму и его брата в детстве родители отвозили туда к бабушке с дедушкой.

Родители работали, а мы были с дедушкой и с бабушкой, пока они уже не взмолятся, чтобы нас забрали, - смеется Алексей. - У нас год разницы, поэтому постоянно - то игры, то конфликты были.


Дима с мамой Людмилой Петровной и бабушкой Екатериной Павловной на даче. Красноярск, 1968 год.

Я сделал это фото в сумерках, оно не очень хорошего качества. Дачу мы сами строили. Я был на третьем курсе, мы с другом вкапывали сваи, потом нас отправили в колхоз. Я удивляюсь, откуда сейчас хлеб и картошка. Нас же на полях нет, кто убирает урожай? То есть можно и без нас справляться? Дима работу в поле в школе застал, в институте их в колхоз уже не посылали. Но они работали на строительстве института искусств. Я, помню, тогда возмущался, что певцов заставляют строительной пылью дышать. Посылали бы дирижеров, им горло не нужно, а певцов зачем? А когда Дима стал мировой звездой, он давал благотворительные концерты для того, чтобы помочь достройке института. Много давал концертов, бесплатно. Сам он учился в разных зданиях.

То есть назвать место, где учился Дмитрий Хворостовский, сложно?

Да, сложно. Институту места не хватало, занимались в разных зданиях, например, в здании пединститута на Мира, там они сдавали экзамены и зачеты. И там был хороший кружок самодеятельности, пели почти профессионально, участвовали в смотрах художественной самодеятельности. Я пел классику, арии и романсы, Дима начинал в джаз-бэнде, я считал, что это плохо. Я был против, позже Дима скажет в одном из интервью, «к ужасу папы я увлекся рок-музыкой». Я был в ужасе, я эту музыку не признавал. Но потом он одумался и стал петь классику. Его самые первые записи появились примерно с 1987 года, он уже работал в театре, победил на всероссийском конкурсе в Перми, на всесоюзном в Баку , потом на международном в Тулузе и начал давать концерты в Красноярске, в органном зале. Я помню такой момент, мы с ним пришли на его концерт, меня пропускают, а его нет. Я говорю, он со мной. Охранник даже подумать не мог, что такой юный мальчик будет давать концерт.


Дмитрий Хворостовский с братом Алексеем Зархиным на демонстрации. Красноярск, 1974 год.

Семейная традиция Хворостовских - ходить на демонстрации два раза в год, на 1 мая и на 7 ноября. Дети и взрослые шли в колонне, а потом собирались в квартире бабушки и дедушки на Горького, 10 (центр Красноярска, - прим. Ред.), и праздновали.


Дмитрий с детьми: Максим, Саша, Нина и Мария - приемная дочь. Было много гостей из разных стран (около 30 человек). Через месяц Димы не станет.

КСТАТИ

Сначала Дмитрий Хворостовский хотел поступать в медицинский

Мама Дмитрия, Людмила Петровна, по образованию и профессии – врач. Поэтому в школьные годы Дима говорил о том, что тоже будет поступать в медицинский (стать инженером, как отец, он никогда не хотел, с точными науками не сложилось). Однако, очень легко давалась ему и увлекала, музыка. Родители Дмитрия рассказывают, как случился выбор института. Дмитрий с мамой стояли на остановке и ждали автобус. Если первый подойдет в сторону медицинского института, то Дима станет врачом, а если в сторону института искусств, то артистом. К счастью, первым подошел нужный автобус. Хотя именно в тот день документы в институте у него не взяли, сказали что необходимо среднее специальное музыкальное образование. Тогда уже папа «взял Диму за руку» и отвел в Музыкально- педагогическое училище им. Горького. Экзамены на тот момент уже прошли и только благодаря таланту Дмитрия и упорству Александра Степановича было сделано исключение.

Начнем с того, что Дима вообще никуда не хотел поступать, - рассказывает Алексей. - Он просто хотел играть, пел в вокально-инструментальном ансамбле. У него очень хорошо была развита музыкальная память, ему достаточно было услышать мелодию один раз, и он мог записать ее по нотам. Я считаю, не было бы поющего отца, не было бы певца Дмитрия Хворостовского. У Александра Степановича хобби было пение, он учился пению, вел музыкальные кружки, аккомпанировал, так как в совершенстве владел инструментом фортепиано и по оценкам некоторых специалистов, его голос был не хуже Диминого. Но если дядя Шура создавал себя кропотливым трудом, у Димы – талант от Бога. Кстати, Дима общался с родителями е-же-днев -но! Все свои планы обсуждал, советовался с отцом именно в музыкальном смысле. Дима достиг таких вершин, его отец много лет проработал на радиозаводе инженером-химиком, но они были на одной волне, на одном уровне музыкального восприятия. К советам отца Дмитрий прислушивался, а если папа похвалит - зто был настоящий праздник. Ты здесь не додал, здесь не дотянул - такие советы он давал сыну.

Как увековечат память Хворостовского в родном городе

Александр и Людмила Хворостовские приедут в Красноярск, когда решатся вопросы об установке мемориала, и размещению урны с прахом; Обсуждается вариант сделать открытую квартиру-студию в доме бабушки по адресу пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 55 (правда, там сейчас живут другие люди). Но здесь есть определенные сомнения, - «Можно воссоздать обстановку, но вопрос в том, кто из гостей города будет ездить на правобережье, на улицу Мичурина » - рассуждают родственники. В любом случае, идут обсуждения, родные не форсируют события, но и просят тех, от кого зависит решение вопроса, не затягивать: «просьба только одна – как можно быстрее назначить дату погребения. А где, как – это уже другой вопрос...».

Кстати

Семья Хворостовских (Дима с родителями) сначала жила на улице 26 Бакинских комиссаров в коммуналке, потом переехала в квартиру на Павлова . Дима жил и там, и у бабушки по материнской линии, в доме по ул. Красноярский рабочий, 55. Туда, к бабушке Марии Николаевне, его привезли из роддома, там он закончил школу №94, на улице Мичурина. Он приезжал с ул.Павлова в школу, после уроков шел к бабушке, делал уроки, эта квартира прошла через все его детство.

Когда Дмитрий стал лауреатом конкурсов, администрация края выделила ему квартиру в доме, где находится гостиница «Октябрьская». Он жил там, пока не уехал сначала в Москву, потом в Лондон . В квартиру переехали родители, и до сих пор здесь живут, когда приезжают в Красноярск. Постоянно они живут в Москве, в квартире, которая также принадлежала их сыну.

Дмитрий Хворостовский - певец с уникальным голосом и судьбой. Его желают слышать на лучших сценах мира. Его везде ждут, как самого дорогого гостя. Сейчас мы ознакомимся с биографией Хворостовского - гордостью России. И это не преувеличение, а только малая доза восхищения человеком с большой буквы и великим певцом.

Детство

В холодном Красноярске в интеллигентной семье Хворостовских, Андрея Степановича и Людмилы Петровны, в 1962 году, 16 октября под знаком Весов и Тигра родился сынишка, которого назвали Дима. Мальчик подрастал под пение отца, обладавшего красивым баритоном, который при этом играл на фортепиано. Так как отец любил музыку, то у него была большая коллекция пластинок с классической музыкой, которую тоже часто слушали.

Поэтому в биографию Хворостовского с младенческого возраста вошла музыка. А в четыре года малыш запел и сам романсы и народные песни. Когда он стал постарше, то у него появились любимые певцы. И какие! Ф. Шаляпин, М. Каллас, Т. Гобби, Э. Бастианини. Все знакомые родителей подшучивали, что в доме растет великий певец. Ведь как в воду смотрели!

Учеба в школе

Первоначально сам папа учил сынишку играть на фортепьяно, а потом, как и положено, в семь лет Дима пошел в школу. Это была беда. В ней мальчику было скучно и неинтересно. Хороших отметок он в ней не получал даже по дисциплине.

Зато в музыкальной школе, где из него готовили исполнителя, все шло хорошо и гладко. С грехом пополам общеобразовательная школа была, наконец, окончена, а будущее пианиста его не привлекало. В биографии Хворостовского появился выбор: кем стать.

Юные годы чудесные

Не очень, видимо, раздумывая, он сдал документы в Красноярское педагогическое училище. Занимаясь в нем, он увлекся современной рок-музыкой. Он подражал этим музыкантам внутренне и внешне. Одновременно с учебой он играл на клавишных и солировал в местном ансамбле «Радуга». Клубы и рестораны - вот были его основные места работы. Свободу члены ансамбля понимали как вседозволенность: могли и выпить, и подраться. Дима часто пропускал занятия после поздно закончившегося концерта и уже подумывал, а не бросить ли училище совсем. Но до диплома учителя музыки он все-таки дотянул.

Взросление

И тут Дима внезапно повзрослел. В 1982 году он поступил в Красноярский институт искусств, чтобы заниматься вокалом. У него был лучший из возможных педагогов - профессор Екатерина Йоффель, профессиональная оперная певица и педагог с многолетним стажем. Перед ней встала трудная задача - переучить вспыльчивого юношу и научить его ладить с дисциплиной - обязательным для профессионала условием. Только после второго курса Дмитрий Хворостовский и Екатерина Константиновна нашли общий язык. Он перестал пропускать занятия и начал ускоренно впитывать знания. Не надеясь только на свои природные данные, юноша старался изучить все секреты вокала. Постепенно, уже не только в институте, его голос превращался в идеальный инструмент, необходимый для того, чтобы заполнить все пространство зала и насытить его эмоционально. Молодой певец понимал, что, исполняя даже упражнения и вокализы, надо создать художественный образ. Он до сих пор благодарен Е. Йоффель за все полученные уроки и умение работать над собой без педагога, постоянно контролируя себя. Красный диплом стал наградой педагогу и его ученику.

Начало музыкальной карьеры

Еще в то время, когда Хворостовский учился, он уже начал петь на симфонических концертах, затем - на сцене Красноярского театра оперы и балета. Его приняли в труппу в 1985 году. Солистом он стал не сразу. Сначала были небольшие партии, второстепенные. Однако молодой певец работал без устали, а удивительный голос и талант позволили вскоре исполнять главные партии в операх Чайковского и Гуно, Леонкавалло и Верди. Так начала развиваться певческая биография Хворостовского.

На следующий год о молодом таланте заговорила страна: он получил звание лауреата на Всероссийском конкурсе вокалистов, еще через несколько месяцев он подчинил своему обаянию всех судей Всесоюзного конкурса. Работая в Красноярске до 1990 года, Дмитрий Александрович получил Гран-при в Париже. После этого он дебютировал в оперном театре Ниццы. Тогда же, в 1988 году, была одержана победа в Тулузе. Следующей страной, где о Хворостовском заговорили, была Великобритания.

На международном фестивале в Кардиффе (Уэльс) его сильный насыщенный бархатный голос был таким мягким и подвижным, что его сравнили с великим Паваротти. Хворостовский исполнял арии из опер Чайковского и Верди. Впервые за 4 года представитель СССР здесь появился и сразу всех покорил. Так родился оперный певец Дмитрий Хворостовский, которому сразу посыпались предложения от лучших театров мира из Москвы и Лондона, из Петербурга и Милана, из Вены и Берлина, Нью-Йорка, Чикаго и далекого Буэнос-Айреса.

Соединенные Штаты

«Пиковая дама» была дебютным спектаклем в Америке. Она стала сенсацией в 1990 году. Компания Philips Classics поспешила заключить с вокалистом договор и сделала запись альбомов, состоящих из 20 пластинок с оперными ариями и сольными программами. Особый успех имел альбом «Очи черные» с русскими романсами и народными песнями. Он разлетелся повсюду. Певец заворожил им Европу и Америку. Следующий шаг в биографии Хворостовского был закономерен. Россия начала распадаться, наступил хаос, и певец остался жить в Англии, где в 1994 году купил себе дом. Тем более что к этому времени он был женат и имел детей.

Гастроли на родине

Никогда оперный певец Дмитрий Хворостовский не забывал вставить в свое жесткое гастрольное расписание выступления в самых разных городах нашей страны. Он выступал не только в столицах. Приезжая в Сибирь, на Дальний восток, певец с большой ответственностью готовился к встречам с почитателями его таланта. Он лично проверял, каким будет звучание в разных местах зала, привозил своего дирижера.

Тем самым он подчеркивал свое уважение к слушателям. Когда его вызывали снова и снова после окончания концерта, он не отказывался, а пел на «бис». Ему присвоили звания Почетного гражданина Красноярского края и этого города, а также Кемеровской области. Певец получил Государственную премию РСФСР и орден Александра Невского.

Первая женитьба

В оперном театре Красноярска Дмитрий познакомился с привлекательной танцовщицей кордебалета Светой Ивановой, которая уже была разведена и воспитывала дочь. Но для Дмитрия это не стало помехой. Для него от молодой женщины исходил неземной свет. Он был горячо, по-юношески влюблен, и через два года в 1991 году они сыграли свадьбу.

Машеньку Хворостовский удочерил. Но этот брак, от которого его все друзья отговаривали, не был благополучен. Жена Дмитрия Хворостовского Светлана вела себя легкомысленно и не только кокетничала, ее отношения с мужчинами заходили гораздо глубже. Это угнетало певца, но он прощал измены жены. В 1994 году после переезда в Лондон жена отказалась учить английский, а родив в 1996 году двойняшек - дочку Александру и сынишку Данилу, совсем перестала уделять мужу внимание. После очередной скандальной измены в 1999 году пара развелась в 2001. Жадность Светланы не имела границ. Она отсудила громадные алименты - сто семьдесят тысяч фунтов. А через десять лет снова подала иск в суд в связи с тем, что доходы отца ее детей значительно выросли. Алименты удвоились. В 56 лет она умерла. Дети уже выросли. Дочка стала художницей, а сын - рок-музыкантом.

Второй брак

Певица Флоранс Илли в 1999 году пела вместе с Хворостовским в «Дон Жуане». Она была сразу покорена им как человеком и певцом. Кроме того, она читала всех русских классиков на французском и пыталась выучить русский, что в конце концов ей удалось. В трудное время измен и развода с женой, когда у Хворостовского началась депрессия, она была всегда рядом. Духовная близость переросла в брак. Так Флоранс стала женой Дмитрия Хворостовскогов 2001 году. Сначала у них родился Максимушка, которому в 2017 году уже исполнилось 14 лет, затем - дочка Ниночка, которая на четыре года моложе братика. Это счастливый брак, в котором певец нашел любовь и покой. На фото семья Дмитрия Хворостовского в 2016 году.

Жена учится у него все делать по-русски. Даже освоила приготовление пельменей. Пара старается расставаться как можно реже. Часто жена бывает со своим супругом на его гастролях. Так сейчас протекает личная жизнь Дмитрия Хворостовского.

Космополитизм

Дмитрий Хворостовский считает себя «гражданином мира». Ощущая себя русским, сибиряком, он комфортно чувствует себя везде, где у него проходят гастроли. Любя Красноярск и Москву, он с теплотой относится к Парижу, Милану, Нью-Йорку. Во всех этих городах он чувствует себя как дома, но нигде не задерживается надолго. Два-три дня, и его уже тянет на новое место. Мысленно он постоянно погружен в новые проекты. Этому не мешает текущая работа. Мысли о том, что следует сделать через два-три месяца, постоянно присутствуют.

Заболевание

В начале лета 2015 году певец начал испытывать головокружения и нарушение координации движений. Он отменил гастроли. Весь мир волновало, что случилось с Дмитрием Хворостовским. Певец принялся за обследования в Лондоне. Выяснился диагноз Дмитрия Хворостовского: опухоль гипоталамуса, ранняя стадия. Это поддавалось лечению.

Его голос при этом не пострадал. Так и было установлено, что случилось с Дмитрием Хворостовским. Началось лечение, которое к осени уже привело певца в хорошее состояние. Он выступил в Нью-Йорке в опере «Трубадур» вместе с А. Нетребко, с блеском исполняя партию графа ди Луна. Зрители не поскупились на букеты, и вся сцена была просто ими завалена.

Что известно в последнее время

К июню 2017 года состояние здоровья Дмитрия Хворостовского можно оценить как хорошее. Слово «превосходное» врачи вообще ни к кому не применяют. В мае он прилетел в родной Красноярск и стал готовиться к концерту. За пульт встал Константин Орбелян, который дирижировал симфоническим академическим ансамблем Красноярска на сцене краевой филармонии. В концерте, состоящем из двух отделений, принял участие американский тенор Стивен Костелло.

В первом отделении звучали арии из опер Рубинштейна и Рахманинова. Во втором ценители музыки услышали Хачатуряна, Чайковского, Булахова, Верди. Триумфом, как всегда, стал романс «Очи черные». Его баритон опьянял и околдовал, интонации его партий вызывали дрожь.

Эта встреча мировой звезды с родными слушателями была ему дорога. Он показывал это, часто прикладывая руку к сердцу и посылая всем улыбки. Теперь уже никто не сомневался в состоянии здоровья Дмитрия Хворостовского: он победил страшную болезнь.

Мы со своей стороны поражаемся мужеством и работоспособностью певца, его умением радоваться каждому моменту жизни и дарить радость людям. И сегодня концертный график артиста расписан на несколько лет вперед. Мы желаем успешного продолжения творческой и личной биографии Хворостовского.


Имя: Дмитрий Хворостовский (Dmitri Hvorostovsky)

Возраст: 55 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Лондон, Великобритания

Деятельность: оперный певец

Семейное положение: был женат на Флоранс Илли

Дмитрий Хворостовский - биография

Хворостовский - классический оперный певец.

Лучшие концертные площадки соперничают за право пригласить к себе Дмитрия Хворостовского. Журнал People включает его в список пятидесяти самых красивых людей планеты. Но прославленный вокалист совсем не похож на тех смазливых молодых людей, которые с переменным успехом балансируют на грани классической и поп-музыки. Он - продолжатель традиций великих оперных певцов России, обладающий талантом и харизмой кумира миллионов. Дмитрий - один из лучших баритонов современности, блестяще исполняющий и оперную классику, и русские романсы.

Дмитрий Александрович Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске, где закончил Педагогическое училище им. A.M. Горького и Институт искусств. С 1985-го по 1990-й работал в Красноярском государственном театре оперы и балета. И уже в 1987-м завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки.

Два года спустя пришла и международная известность - после триумфальной победы в британском Кардиффе на телевизионном конкурсе Би-би-си «Певец мира», где он был удостоен титула «Лучший голос». В том же году в престижном лондонском Wigmore Hall состоялся легендарный дебют Хворостовского, о котором респектабельная Times написала: «Пришел, спел, победил!»

Дмитрий Хворостовский - болезнь

В конце июня прошлого года года Дмитрий Хворостовский приостанавил свои концерты, выступления по состоянию здоровья. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на официальной странице популярного оперного певца. Дмитрий решительно настроен победить страшный недуг и все поклонники артиста искренне желают поскорее справиться ему с этой нехорошей болезнью, чтобы опять наслаждаться присутствием своего кумира.

Дмитрий Хворостовский - личная жизнь

Первый брак у Дмитрия произошел в 1991 году с бывшей балериной - Светланой. Прожив вместе восемь лет, супруги расстались из-за измены супруги, несмотря на то, что у них к этому времени родились близнецы - мальчик и девочка.

Со второй женой Флоранс Илли Хворостовскому повезло больше, в их личной жизни царит теплота, любовь и покой. Любящие супруги воспитывают двух детей: сына Максима двенадцати лет и дочь Нину восьми лет.


Сегодня концертный график лауреата Государственной премии и народного артиста России Дмитрия Хворостовского расписан на несколько лет вперед. Несмотря на свою крайнюю занятость, певец любезно согласился ответить на наши вопросы о творческой биографии артиста, личной жизни певца, и многое другое..

- Изумительный баритон Дмитрия Хворостовского - это прежде всего природный дар или плод упорного труда?

Конечно, певец должен от природы обладать и слухом, и хорошим голосом. Наличие врожденного таланта необходимо, но у оперного искусства есть своя специфика и многочисленные секреты, которые нужно освоить. Тогда голос превращается в идеальный инструмент, уникальное музыкальное средство. Он не только обретает способность заполнять собой все акустическое пространство театра или концертного зала, но и становится по-настоящему эмоционально насыщенным.

А как рано зародилась в Хворостовском страсть к классической музыке, к оперному пению, расскажите, с чего началась творческая биография?

Я пою лет с двух-трех -с того момента, как себя помню. С самого детства слушаю музыку и классическое пение.

- Наверное, когда приходили гости, родители ставили маленького Диму на стул и просили что-нибудь спеть?

Да, бывало и такое. Мой отец, Александр Степанович, пианист и певец. Он не профессионал в этой области, но именно благодаря ему я с детских лет слушал классику, особенно фортепианную. В нашем доме постоянно звучали записи опер и симфоний. Эту музыку я впитывал душой и сердцем.

А представители старшего поколения вашей семьи - бабушки и дедушки - в их биографии имелось какое-то отношение к музыке?

Очень музыкальным человеком была моя бабушка, Мария Николаевна, которая меня вырастила. Она была просто кладезем народных песен, историй и сказок. Иногда мы пели с ней на два голоса.

- Кто обучал вас профессиональному пению?

Я осваивал вокал в Красноярском институте искусств под руководством Екатерины Константиновны Иофель. В моей творческой биографии она была моим наставником с первого до последнего курса. Я научился у нее очень многому. Прежде всего выразительности и непосредственности. Даже исполняя упражнения, вокализы, я обязательно должен был петь с эмоциональным посылом.

Это было интересно, но сложно. Правда, еще до поступления в институт я знал, что нужно не просто исполнить музыкальное произведение - нужно одновременно создать законченный художественный образ.

Даже на вступительных экзаменах я думал именно об этом, а не о том, как бы допеть до конца и не забыть слова. Так что уроки Екатерины Константиновны попали на благодатную почву -я начал развиваться очень быстро. Со второго курса пел в оперном театре. Сначала как стажер, а потом стал там самым молодым солистом.

К моменту выпуска я был уже достаточно известным певцом. Есть еще одна важная вещь, которой меня научила Екатерина Константиновна: контролировать себя и учиться самостоятельно. Поэтому после института я ни с кем больше специально не занимаюсь, работаю сам.

В 1990 году Дмитрий Хворостовский уехал из Советского Союза на Запад. Понятно, что стране тогда было не до высокого искусства, но лично для вас что послужило последним толчком к решению покинуть родину?

А я ее и не покидал - по крайней мере надолго. Продолжал постоянно приезжать в Россию, какое-то время жил в столице, работая по контракту. А вот работу в Красноярском театре я сначала отложил, а потом вынужден был уволиться. У меня не было ни времени, ни возможности приезжать и петь спектакли. Но я продолжал давать концерты. С 89-го я два-три раза в год обязательно выступаю в Москве.

- Но все-таки, не мучает ли вас иногда ностальгия?

Мне сложно оставаться на одном месте больше двух дней. Где бы я ни находился - в Москве, Красноярске или Нью-Йорке, - меня все время тянет в дорогу. Постоянно думаю о будущих проектах. Даже когда я с головой погружен в текущую работу, мысли мои всегда обращены на два-три месяца вперед.

- А вы считаете себя «гражданином мира»?

Безусловно. Оставаясь русским, сибиряком, я давно уже ощущаю себя комфортно практически повсюду. Я не просто приезжаю в другие страны -я туда возвращаюсь. Например, в Нью-Йорке чувствую себя как дома - мне там очень хорошо, ведь в этом городе я бываю даже чаще, чем в Москве. То же самое я ощущаю в Лондоне или Париже.

В Лондоне сейчас много русских. Хворостовский не испытываете дискомфорта от навязчивого внимания со стороны соотечественников?

В Лондоне, как и в других городах, я бываю только время от времени. Поэтому редко общаюсь там с соотечественниками. Хотя русская речь сейчас звучит повсюду - не только в центре Лондона, а и в самых неожиданных местах: переулках, парках...

А вообще вас не обременяет груз популярности? Не возникает желания вернуться в те времена, когда всемирная слава Дмитрия Хворостовского была еще впереди?

Я смотрю в будущее, а не в прошлое. И не хочу никуда возвращаться. Воспоминания о некоторых событиях вызывают во мне дрожь. Мне хочется забыть о том, что происходило когда-то. Возможно, это не совсем правильно, но я совсем не думаю о прошлом.

И все-таки именно о прошлом я хотел бы задать следующий вопрос. Супруга Дмитрия Хворостовского - Флоранс -швейцарская певица итальянского происхождения. Как начинались ваши отношения, биография личной жизни?

Первое время после нашего знакомства я ее избегал. В тот момент я уже был женат. И хотя этот брак давно уже катился под откос, я все равно старался сохранить семью. Поэтому я бегал от Флоранс как от огня. Но от судьбы далеко не убежишь, и я очень благодарен ей за то, что она в конце концов нас соединила. С Флоранс я счастлив. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно. Она помогает мне во всем. У нас двое детей: сын Максим, и дочь Нина. Нам очень хорошо и интересно.

У вас ведь еще двое детей-близнецов от первого брака. В них как-то проявляются музыкальные гены Хворостовского? Они тоже тянутся к изящным искусствам?

Да. У меня очень музыкальные дети: играют на фортепьяно, поют в хоре. И делают определенные успехи. Даня, например, уже начал петь соло. Он вообще талантливый мальчик: в восемь лет играет программу за третий и четвертый классы музыкальной школы. Дочь Сашенька тоже не отстает от брата. У нее неплохой голос. Правда, все говорят, что она поет тихо. Но петь тихо - еще не значит петь плохо.

- Дмитрий Хворостовский очень обаятельный мужчина. Часто ли женщины объясняются вам в любви?

В моей жизни было достаточно встреч с женщинами. Профессия такая - я всегда на виду. И вниманием лучшей половины я не обделен.

- А записки после концертов они вам пишут?

Да, бывает.

В творческой биографии Хворостовского многое значит тема России. Слушаете ли вы старых исполнителей, которые считаются выразителями русского национального духа? Например, Шаляпина?

Я вырос под пение Шаляпина. Он остается одним из самых любимых моих исполнителей. Причем не только русских. Для меня он пример настоящего космополита в искусстве. Шаляпин заставил людей на Западе обратить внимание на русскую культуру в целом. Я слушаю и других отечественных певцов. У меня много записей Собинова, Неждановой, Максакова, Максаковой, братьев Пироговых.

- Недавно ушел из жизни замечательный русский певец Борис Штоколов. Как вы относитесь к его творчеству?

Я не был лично знаком с этим артистом, но хорошо помню, как впервые увидел его на сцене. Я был еще мальчиком, когда Штоколов приезжал в Красноярск с концертом. Он был тогда очень популярен. Жанр русского романса обязан Штоколову очень многим. У него была уникальная манера исполнения. Всякий раз, когда речь заходит о таких произведениях, как «Гори, гори, моя звезда...» или «Ямщик, не гони лошадей...», в памяти всплывает именно его голос.

- А как вы относитесь к своим соратникам по оперному цеху - к Елене Образцовой, Ирине Архиповой?..

Я их обожаю! Я их люблю! Ирина Константиновна Архипова в свое время мне очень помогла и в жизни, и в творчестве. Я всегда брал и беру с нее пример как с замечательного человека и профессионала. А Елена Васильевна Образцова - удивительная женщина, перед которой я просто преклоняюсь. Мне посчастливилось работать с этой артисткой и, надеюсь, в скором времени наше сотрудничество возобновится.

Она уникальная певица. У меня огромная коллекция записей Образцовой семидесятых-восьмидесятых годов. На одной из них, сделанной в 1973 году на спектакле «Аида» в Metropolitan Opera, слышно, как после исполнения ею своей партии зал не замолкает в течение пятнадцати минут. Подобного нигде, никогда и ни с кем не случалось. Самый разгар холодной войны - а ее так встречают! Причем это даже пением нельзя назвать. Это просто «тигриный» крик души. Перед этой женщиной я, по меньшей мере, снимаю шляпу.

Когда канал «Культура» на Новый год показывал ваш концерт с программой «Народные песни», оператор выхватил из зала лицо Александра Градского, который с интересом вас слушал...

Градский - это явление и в нашей жизни, и в нашем искусстве. Это фигура, заметная на протяжении уже многих лет. Я его очень уважаю.

У нас, на самом деле, очень много молодых талантов. И они уже поют по всему миру. Например, солистка Мариинского театра - одна из самых популярных певиц в мире. На Западе эта артистка поет уже лет десять, но у нас, к сожалению, ее знают плохо. Аня еще и очень красивая женщина - у нее даже заключен рекламный контракт с фирмой Rolex.

Или Катя Сюрина, за судьбой которой я постоянно и очень внимательно слежу. Это певица с уникальными данными. Она сейчас выступает практически во всех ведущих оперных театрах мира. А Жене Никитину из Мариинки всего двадцать с небольшим, а он уже поет «Бориса Годунова»! Просто нужно знать об этих людях, говорить и писать о них. Так что вам, журналистам, здесь и карты в руки.

А что вы думаете о современной поп-музыке? Вас не раздражают бесконечные «Фабрики звезд», появившиеся на российском телевидении?

Всему свое место и время. «Фабрика звезд» достаточно любопытный проект, ее можно смотреть. Люди с интересом наблюдают за тем, как из совсем еще «зеленых» девочек и мальчиков со временем что-то получается. Это настоящее телевизионное шоу. Время покажет, станут ли его участники звездами. В известной мере, в звезд они превращаются, уже просто мелькая на экране. Но все-таки игра стоит свеч, и появление подобного шоу я приветствую.

Однако на телевидении существует не только «Фабрика звезд». Есть, например, канал «Культура», который знакомит зрителя с классической музыкой. В нынешнем мире это большая роскошь и огромное достижение. Подобный канал следует всячески поддерживать, нужно стараться его сохранить. Ведь в других странах классика на телевидении присутствует редко - скорее как исключение из общего правила. В США таких каналов, как «Культура», по-моему, вообще нет.

У Дмитрия Хворостовского нелегкая работа - вы поете вживую, без фонограммы. Как вам удается поддерживать себя в форме? Вы занимаетесь спортом или хорошие физические данные у вас от природы?

От природы, конечно, тоже. Но нужно обязательно следить за собой. Ведь работа оперного певца - это тяжелый труд. Многие постановки включают в себя физические нагрузки: прыжки, трюки, постановочные драки, фехтование.

- У Хворостовского Дмитрия никогда не возникало желания сняться в кино в качестве драматического актера?

Пять лет назад я сыграл в канадском фильме «Дон Жуан». Одновременно две роли - Дон Жуана и Лепорелло. Но работа в кино - это прежде всего огромные затраты времени, которое у меня на вес золота. Производство одной ленты занимает как минимум несколько месяцев. Подстроить под подобные требования свой график мне очень трудно.

Какие-то предложения есть, и я над ними думаю. Пока не могу сказать, что получится, а что нет. Мне многие говорят о том, что нужно сниматься. Да и мне самому это интересно. Но сейчас я продолжаю заниматься тем, что умею лучше всего.

Современная опера живет по законам шоу-бизнеса. Выступления Хосе Каррераса, и Лучано Паваротти собирают стадионы. Ощущаете ли вы себя причастным к этой грандиозной машине?

Назвавшись груздем, полезай в кузов. Мне сложно отгораживаться от современных реалий. Подобные концерты собирают миллионы людей и приносят соответствующие дивиденды. И, конечно, участие в них стало частью моей работы. Я пою и на стадионах, и на иных больших площадках. Не привык, но пою... Благодаря трем тенорам, которых вы упомянули, уже сформировался самостоятельный жанр массовой поп-классики,которая звучит на больших телеканалах.

Возникла соответствующая поп-культура - внешне красивая, но, конечно, ретушированная, напоминающая вкусную шоколадку. Возможно, эти певцы сами не ожидали подобного эффекта. Но что делать? Приходится с этим мириться. Для таких концертов обычно подбирают более доступный репертуар, который легче усваивается. Но даже в такой позолоченной обертке классическая музыка все равно лучше попсы. Ведь кто-то, возможно, в итоге обратит внимание на более высокое и интересное искусство.

- А что ожидает слушателей в исполнении Дмитрия Хворостовского в ближайшее время?

Цикл Дмитрия Шостаковича на сонеты Микеланджело Буонаротти. Это сложная и очень интересная для меня музыка. Ценители классического искусства, надеюсь, получат удовольствие. Совсем недавно мы с Владимиром Спиваковым впервые исполнили в Люксембурге сюиту из этого цикла. Планов вообще много. Скоро мне предстоит петь «Пиковую даму» в Ла Скала, где будет дирижировать Юрий Темирканов. Но мне хочется исполнить с ним что-нибудь и в Москве.

Я много выступал с Темиркановым и за рубежом, и в Петербурге, но в Москве еще ни разу. Кроме того, в этом году я планирую переиздать в России собрание своих записей на двенадцати дисках. Там будут такие мои альбомы, как «Русские романсы», «Арии Чайковского и Верди», а также вещи, которые я редко исполняю на концертах -русская духовная музыка, народные песни и старинные арии «Arie antiche».

У Дмитрия Хворостовского, безусловно, впереди еще многие годы плодотворного труда. И все же, чем вы планируете заняться по окончании сольной вокальной карьеры? открыла в Москве школу оперного пения. Не намереваетесь ли и вы в будущем создать что-то подобное?

Школу я вряд ли открою. Об этом пока не задумываюсь. Планирую петь на сцене еще как минимум лет двадцать, а уж потом посмотрим.

Хворостовский часто исполняет русские романсы и фольклорные произведения, поете о войне, записали пластинку песен советских композиторов. Ваше творчество для многих стало символом возрождения русского национального духа. Трудно ли соответствовать подобному имиджу?

Об этом я стараюсь не думать. Но делаю все от чистого сердца. И за каждое спетое слово я отвечаю.

- Дмитрий Александрович Хворостовский - человек верующий?

Да, по-своему верующий. Но абсолютно не религиозный.

Волосы пепельного цвета у Дмитрия Хворостовского от природы или это следствие переживаний при подъеме на оперный олимп?

- (Смеется.) Да... Чем выше на олимп я забирался, тем больше седел.

Я серьезно спрашиваю...

А я серьезно и отвечаю. Это получилось само собой.

- Вы хотели бы высказать какие-то пожелания поклонникам и поклонницам Хворостовского?

Я не Господь Бог, чтобы обращаться со своими советами к такому количеству людей.
Могу лишь всем пожелать здоровья. Когда человек здоров, у него есть силы добиваться поставленной цели. Только тогда он может жить полной жизнью. И это самое главное.

- А какие слова вы можете адресовать тем, кто вступает на нелегкий путь творчества?

Как сказал кто-то из великих, настоящий талант должен пройти через страдание. Без жертв, без преодоления трудностей в творчестве нельзя добиться успеха. Я, конечно, никому не желаю лишних страданий, но все же именно этот опыт помогает человеку состояться. Так же, как и сострадание. Ведь это тоже один из важнейших компонентов творческой личности.

Беседовал Евгений Данилов

Смерть

22 ноября 2017 года оперный певец Дмитрий Хворостовский утром в 3.36 по Лондонскому времени скончался. Причина смерти - рак головного мозга. Певец боролся с этим недугом с 2015 года, но болезнь не отступила, а на 56-м году Дмитрий ушел из этой жизни.Вся страна скорбит по великому оперному гению. 24394

Дмитрий Александрович Хворостовский – знаменитый оперный певец, лучший баритон планеты

Дата рождения: 16 октября 1962 г.
Место рождения: Красноярск, РСФСР, СССР
Знак зодиака: Весы
Дата смерти: 22 ноября 2017 г.
Место смерти: Лондон, Великобритания

«Жизнь – она прекрасна, но очень коротка».

«Я живу в мире музыки, мне в нем интересно. Здесь нет ни зависти, ни ненависти, ни лжи».

Биография Дмитрия Хворостовского

Родители Дмитрия были очень музыкальными: мама Людмила Петровна хорошо пела, а папа Александр Степанович играл на рояле, а потом и запел. Хотя по профессии они к музыке не имели отношения: Александр Степанович был инженером-химиком, а Людмила Петровна – врачом-гинекологом.

Дмитрий родился преждевременно (в 7 месяцев) и рос очень слабеньким ребенком. В 3 года мальчику по ошибке два раза подряд ввели БЦЖ – противотуберкулезную вакцину, что вызвало у ребенка вспышку туберкулеза. Но не зря же мама называла его «мальчик наоборот»: он тогда выжил вопреки всему. Правда, осложнение все же было: маленький Митя стал плохо слышать.

А уже в музыкальной школе №6 к учебе он относился серьезно. Его фотография даже висела на стенде «Ими гордится школа».


Затем была учеба в Красноярском педагогическом училище имени А.М. Горького и в Красноярском институте искусств. Дмитрий увлекался роком, даже выступал на городских площадках. Этого не понимал и не принимал отец. Но Дмитрий сам отошел от современных ритмов и «заразился» классической музыкой.

Начало карьеры

Дмитрий был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета в 1985-1990 годах.

Один из первых его концертов в качестве солиста Красноярской оперы был на хлебозаводе для бабушек и дедушек, которые не знали, что такое опера. И, как потом вспоминал Дмитрий Александрович, случилось чудо: зрители поняли оперу.

Великая оперная певица Ирина Константиновна Архипова буквально приказала Дмитрию в 1989 году поехать на телевизионный конкурс BBC, который назывался «Лучший певец мира» в Кардиффе (столица Уэльса, Великобритания).

Хворостовский поехал и взял первый приз. Причем, как потом вспоминали члены жюри, они сразу, даже не слыша его голоса, поняли по его манере держаться, что он победит.

В самом начале своей мировой карьеры Дмитрий, наряду с предложениями петь на лучших сценах мира, стал получать и первые оплеухи в виде жесткой критики. Это подействовало на него, как холодный душ. Он понял, что пока ничего не умеет. И это ему быстро помогло, отрезвило от преждевременной «звездности».

С 1994 года Дмитрий Александрович переехал жить в Лондон со своей первой супругой Светланой Ивановой. Пара получила гражданство Великобритании, но через 5 лет они расстались.

Несчастья преследовали Дмитрия всю его короткую жизнь. В 2001 году, когда Дмитрий должен был петь «Риголетто» в Хьюстоне, ему вдруг стало очень плохо. У певца открылось сильнейшее внутреннее кровотечение и язва в пищеводе. Дмитрий уже тогда чуть не погиб.

За годы творчества Хворостовский записал около 40 альбомов. В его активе есть даже альбом с русскими народными песнями «Очи черные» (1994 год). А в 2009 году композитор и продюсер Игорь Крутой написал 24 композиции именно для знаменитого оперного баритона и предложил сотрудничество. В результате композитор и певец дали три концерта в Кремле.

Жизнь «до» и «после»

В 2015 году жизнь несокрушимого сибиряка, супермена из Красноярска разделилась на «до» и «после»: «до» – это настоящий восторг!

В начале года певец готовился стать Демоном в одноименной опере Антона Рубинштейна. За это произведение никто не брался почти полвека, так что для Хворостовского это был своеобразный вызов и публике, и себе.

На одной из репетиций у Дмитрия закружилась голова и он не смог удержать равновесия. Тогда ему поставили страшный диагноз – опухоль головного мозга. И началась жизнь «после», в которой его приговорили к лучевой терапии. Два с половиной года Хворостовский мужественно боролся с болезнью, но она победила.

Личная жизнь

Дмитрий Александрович Хворостовский был женат дважды. Первый раз – на балерине кордебалета Светлане Ивановой. От этого брака на свет появились близнецы: дочь Александра и сын Данила (1996 года рождения).

А вторая жена – Флоранс Илли. Когда-то полуитальянка и полуфранцуженка Флоранс начинала как подающая надежды оперная певица. Но бросила карьеру ради знаменитого мужа и детей, которых в этом браке родилось двое: Максим (2003) и Нина (2007).

За год до ухода из жизни Дмитрий так говорил о своей любимой жене:

«Мне несказанно помогает моя Фло. Когда у мужчины есть такой тыл, такая умная и деликатная поддержка, это помогает и окрыляет».


Хворостовский – первый оперный певец, которому разрешили дать концерт на Красной площади. Случилось это в 2004 году.

Награды и звания

1990 – почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
1991 – Государственная премия РСФСР в области литературы и искусства.
1995 – почетное звание «Народный артист Российской Федерации».
2015 – орден Александра Невского.
2017 – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Досье звезд на сайт:

Дмитрий Александрович Хворостовский. Родился 16 октября 1962 года в Красноярске - умер 22 ноября 2017 года в Лондоне. Советский и российский оперный певец (баритон). Народный артист России (1995).

Отец - Александр Степанович Хворостовский, инженер-химик. Он любил петь, музицировал на фортепиано. Также имел большую коллекцию записей звёзд мировой оперной сцены.

Мать - Людмила Петровна, врач-гинеколог.

Петь начал с 4-х лет. Исполняя старинные романсы и народные песни. Его кумирами были Этторе Бастианини, Тито Гобби, Федор Шаляпин, Мария Каллас.

Учился в музыкальной школе по классу фортепиано. В средней школе учился плохо, как рассказывал певец, ему после десятого класса написали такую характеристику, что он и сейчас не хочет вспоминать о школьных годах.

Окончил Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького и Красноярский институт искусств по классу заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е. К. Иофель, ученицы М. Н. Риоли-Словцовой - супруги выдающегося русского тенора П. И. Словцова.

В 1985-1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.

После победы в 1989 году в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе с 1990 года имел ангажементы в лучших оперных театрах мира: Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Баварская государственная опера (Munich State Opera), Берлинская государственная опера, театр Ла Скала (Милан), Венская государственная опера, Театр Колон (Буэнос-Айрес), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лирическая опера в Чикаго, Мариинский театр Санкт-Петербурга, московский театр «Новая Опера», оперная сцена Зальцбургского фестиваля.

С 1994 года проживал в Лондоне.

Оказывал поддержку и молодым коллективам как, например, Балтийскому симфоническому оркестру.

Записал с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и оперу «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (партия Григория Грязного).

Был одним из лучших исполнителей произведений Г. В. Свиридова.

Ежегодно певец гастролирует по всему миру со своими сольными программами, а также участвует в многочисленных фестивалях и концертах. Дмитрий подписал новый контракт с другой американской звукозаписывающей студией «Delos», которая по сей день издает его альбомы.

В 2004 году Дмитрий Хворостовский выступал в сопровождении симфонического оркестра на главной площади России, его концерт показали по национальным телеканалам.

19, 21 и 22 ноября 2009 года прошли концерты в ГКД, где Хворостовский выступил в новом амплуа, исполнив песни И. Я. Крутого на стихи Лилии Виноградовой. Концерты явились презентацией нового совместного альбома Хворостовского и Крутого «Дежавю». В концертах также принимал участие хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова и оркестр под управлением К. Г. Орбеляна.

Болезнь и смерть Дмитрия Хворостовского

"С огромным сожалением должны сообщить, что Дмитрий вынужден отменить все выступления до конца августа. В последнее время он имел жалобы на плохое самочувствие, и после медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. При этом его голосовые данные в норме. Дмитрий начнёт курс лечения на этой неделе и настроен оптимистично", - говорилось в сообщении.

Певец принял решение пройти курс лечения в лондонской онкологической клинике «Роял Марсден».

В конце сентября 2015 года певец возобновил концертную деятельность, выйдя на сцену с Анной Нетребко в нью-йоркской «Метрополитен Опера» в опере Джузеппе Верди «Трубадур», где Хворостовский вновь исполнил главную партию графа ди Луна.

29 октября 2015 года Дмитрий впервые после курса лечения выступил на родине, дав концерт «Хворостовский и друзья» вместе с латвийской певицей Элиной Гаранчей в Государственном Кремлёвском дворце. 31 октября выступил в Москве на открытии исторической сцены театра «Геликон-опера».

В декабре 2016-го было сообщено, что , в виду чего он был вынужден отказаться от участия в спектаклях.

"К сожалению, я не могу появляться в оперных спектаклях в обозримом будущем. У меня возникли проблемы с координацией в связи с моей болезнью, что делает чрезвычайно затруднительным выступление в постановках. Я буду продолжать выступать и давать сольные концерты, а также записываться на студии. Пение - это моя жизнь, и я хочу продолжать приносить радость людям во всем мире", - писал тогда Хворостовский в соцсетях.

В июне 2017 года он выступил в Красноярске, а запланированный на 26 октября концерт в Московской государственной консерватории отменили из-за резкого ухудшения здоровья певца.

Оперный певец . Смерть наступила в 3.36 утра по лондонскому времени.

27 ноября . Согласно завещанию Дмитрия Александровича, его тело было кремировано, а прах разделен на две части. Одна капсула захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве, другая - в родном Красноярске.

Дмитрий Хворостовский - Песни и романсы

Рост Дмитрия Хворостовского: 193 сантиметра.

Личная жизнь Дмитрия Хворостовского:

Первая жена - Светлана (1959-2015), бывшая балерина кордебалета. Они познакомились в 1986 году в Красноярске, поженились в 1991-м. Дмитрий удочерил Марию - дочь Светланы от первого брака.

В 1994 году супруги поселились в Лондоне (Ислингтон), где в 1996 году у них родились близнецы: девочка и мальчик - Александра и Данила.

В 1999 году супруги расстались из-за измены жены. Однажды, вернувшись с гастролей, он застал жену с другом. В ярости Хворостовский избил обоих и чуть не угодил в тюрьму. Как пояснил причины распада семьи сам Дмитрий, предательства он не прощает. Развод оформлен в 2001 году, по требованию Светланы в 2009 году сумма алиментов и ежегодных выплат Хворостовского бывшей жене была увеличена решением лондонского суда.

Светлана Хворостовская скоропостижно скончалась в Лондоне 31 декабря 2015 года. За год до смерти она переболела менингитом, болезнь перешла в заражение крови - умерла от сепсиса, который погубил женщину за несколько дней. Похоронена на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Дочь Александра - художница, сын Данила - играет в рок-группе на соло-гитаре.

Вторая жена - (до замужества - Илли, родом из Женевы), имеет итальянские и французские корни. Она пианистка и певица.

В 2003 году у пары родился сын Максим, а в 2007 году - дочь Нина.

"В первом браке я был очень несчастлив. Встретив Фло (вторая жена), я перевернул все в своей жизни с ног на голову. Хотя родные были против... Моя бывшая жена протестовала. У нас с ней общие дети. К сожалению или к счастью, но ради детей зачастую приходится чем-то жертвовать. Вот и передо мной встал выбор: либо пожертвовать собой ради детей и стать несчастным, либо выбрать собственное счастье. Я остановился на втором варианте. Но все равно считаю, что сделал правильный шаг, это было к лучшему", - говорил певец.

Дискография Дмитрия Хворостовского:

1990 - Tchaikovsky and Verdi Arias
1991 - Пьетро Масканьи. «Сельская честь»
1991 - Russian Romances
1993 - Пётр Чайковский. «Евгений Онегин»
1993 - Traviata
1994 - Songs and Dances of Death
1994 - Rossini, Songs of Love and Desire
1994 - Dark Eyes
1995 - Tchaikovsky, My Restless Soul
1996 - Dmitri
1996 - Russia Cast Adrift
1996 - Credo
1996 - Г. В. Свиридов - "Отчалившая Русь"
1997 - Джузеппе Верди. «Дон Карлос». Дирижёр - Бернард Хайтинк
1997 - Russia’s War
1998 - Kalinka
1998 - Arie Antiche
1998 - Arias & Duets, Borodina
1999 - Николай Римский-Корсаков. «Царская невеста». Дирижёр - Валерий Гергиев
1999 - Пётр Чайковский. «Иоланта»
2000 - Don Giovanni: Leporello’s Revenge
2001 - Verdi, La traviata
2001 - From Russia With Love
2001 - Passione di Napoli
2002 - Russian Sacred Choral Music
2003 - Пётр Чайковский. «Пиковая дама»
2003 - «Песни военных лет»
2004 - Георгий Свиридов. «Петербург»
2004 - Дмитрий Хворостовский в Москве
2005 - Songs and Dances of Death Symphonic dances
2005 - Свет берёз Любимые советские песни
2005 - Пётр Чайковский. «Пиковая дама», лучшие фрагменты
2005 - I Met You, My Love
2005 - Verdi Arias
2005 - Moscow Nights
2006 - Portrait
2007 - Heroes and Villains
2007 - «Евгений Онегин», дирижёр Валерий Гергиев (Онегин)
2009 - Дежа Вю
2010 - Tchaikovsky Romances
2010 - Pushkin Romances