Главные персонажи ревизор. Судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре»

В 1835 г. А.С. Пушкин рассказал Н.В. Гоголю анекдот про чиновника, который в уездном городке был принят за важную государственную персону. Под пером великого сатирика этот анекдот превратился в комедию. В ней все необычно - и смелость завязки, и неожиданность развязки. Так, завязкой служит момент, когда чиновники города принимают Хлестакова за ревизора.

Важно отметить, что страх чиновников перед более важной персоной и становится движущей силой всех описываемых событий. Именно из-за страха чиновники не видят, что Хлестаков на самом деле обыкновенная пустышка. Кульминационный момент наступает, когда почтмейстер, вскрыв письмо Хлестакова другу, сообщает всем, что Хлестаков не ревизор. Развязка - сообщение жандарма о том, что настоящий ревизор ждет городничего в гостинице. Чиновники понимают: вряд ли кому-нибудь из них удастся избежать наказания, поскольку каждый нечист на руку.

    Возражая на замечания Аксакова о том, что современная русская жизнь не дает материалов для комедии, Гоголь сказал, что это неправда. По его мнению, «комизм кроется везде, живя посреди него, мы его не видим; но что если художник перенесет его в искусство...

    Время, когда жил и творил Н. В. Гоголь, было отмечено крупными общественно-историческими событиями. Детские годы писателя совпали с разгромом Наполеона в Отечественной войне 1812 года, выходом России на широкую международную арену. Юношеские годы Николая...

    Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России...

    Николай Васильевич Гоголь - замечательный русский писатель, умевший подметить и высмеять отрицательные стороны российской действительности. Наряду с Фонвизиным и Грибоедовым Гоголь стоял у истоков создания репертуара русского национального театра. Его...

    Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года. Считается, что сюжет пьесы был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным, а также основан на реальных фактах российской действительности, в которой нередки были случаи...

Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века. Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время. Описание героев вызывает смех и в то же время грусть.

Иван Александрович Хлестаков – глупый, пустой, рассеянный юноша лет двадцати трех, который работает чиновником в Петербурге. Он любит похвастаться, слова его необдуманные. Но, несмотря на это, Хлестаков очень хитрый. Как-то раз он был в городе N, государственные деятели которого приняли его за ревизора. Хлестаков отлично справляется со своей ролью. Иван одновременно ухаживает за женой городничего и его дочкой. Воспользовавшись положением, он берет в долг деньги у чиновников, а сам уезжает, обманув всех и оставив ни с чем. ()

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – мужчина в возрасте, солидный, грубый взяточник, работает городничим. Одет он так, как подобает настоящему чиновнику: во фрак и ботфорты. Он абсолютно не боится ревизоров, так как легко с ними умеет договариваться. Но в этот раз он опасается проверяющего, потому что ревизора никто в глаза не видел. Постоянно скрывает свое неудачное управление с помощью обмана и взяток. ()

Анна Андреевна – супруга городничего, провинциальная красавица, женщина в расцвете сил. Любопытная, немного глуповатая барышня, но зато хорошо управляет мужем.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича, миленькая девушка 18 лет, красива и наивна. Она неравнодушна к Хлестакову, который так же проявляет к ней чувства и даже делает предложение. После сватовства он раз и навсегда покидает город и оставляет девушку «у разбитого корыта».

Осип – мужчина в возрасте, служит Хлестакову. Он уравновешенный и сообразительнее своего юного господина.

Бобчинский и Добчинский – помещики, невысокого роста, с небольшими животиками. Они не пользуются авторитетом среди горожан, все их призирают, так как они вечно разносят сплетни. Приятели очень быстро разговаривают, при этом постоянно жестикулируя.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья-неудачник, некачественно работает, делает все «тяп-ляп», поэтому его так и прозвали. Около 15 лет он занимает данную должность, но при этом ничего толкового не сделал. Любит охоту, поэтому предпочитает брать взятки щенками, а не грошами, как делают все высокопоставленные чиновники.

Артемий Филиппович Земляника – управляющий больницами. В больницах грязно, не убрано. Пациенты курят прямо в палатах, при этом одеты они в грязные вещи. Медперсонал может поставить не тот диагноз и назначить не то лечение. «На все воля Бога» так они считают.

Христиан Иванович Гибнер – главврач города N, немец по происхождению, он абсолютно не владеет русским языком и поэтому не может выполнять свои должностные обязанности.

Иван Кузьмич Шпекин – почтальон. У него имеется одна плохая привычка, он получает удовольствие от прочтения чужих писем.

Комедия актуальна и по сей день, так как и в современное время можно встретить людей, занимающих высокие должности, напоминающих героев произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс

    В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • Любовная лирика Маяковского (Любовь в творчестве) сочинение 11 класс

    Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои чувства, эмоции, любовь. Именно поэтому зачастую каждое стихотворение поэтов это именно их истории. Одним из знаменитых русских поэтов

  • Сочинение Тайны жителей леса 4 класс

    Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка (описание)

    Ф.П. Решетников - это известный художник. Он написал множество чудесных картин, но самая любимая для многих людей это «Опять двойка»

Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году. Она писалась два месяца. Сюжет комедии подсказал А.С.Пушкин. В 1836 году комедия была поставлена в Александрийском театре. Действие комедии происходит в мрачную эпоху правления Николая I, когда действовала система доноса и сыска. В комедии были вскрыты общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, и т.д. Гоголь писал так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за один раз посмеяться над всеми». События разворачиваются в уездном городе Саратовской губернии в 1831 году. В этом маленьком городе как в любом государстве есть своя юстиция, здравоохранение, просвещение. Во главе каждого учреждения свои чиновники. Самый главный – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – начальник уездного города. Свою карьеру он начал молодым, с самых низов, и, к старости дослужился до начальника уездного города. Из письма друга городничего мы узнаем, что Антон Антонович – взяточник. Он не считает взяточничество преступлением, а думает, что взятки берут все, только «Чем выше чин, тем больше взятка.» Ревизорская проверка для него не страшна. На своем веку он повидал их много. Но его настораживает, что ревизор едет «инкогнито». Когда городничий узнает, что «ревизор» уже живет в городе вторую неделю, он хватается за голову. В эти две недели была высечена унтер-офицерская жена, на улица грязь. Церковь, на строительство которой были выделены деньги, строиться не начиналась.
Лука Лукич Хлопов – Смотритель училищ. По натуре он очень трусливый. Про себя говорит: «Заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завянул». В училище преподают учителя. Один учитель свое преподавание сопровождал постоянными гримасами. А учитель истории, от избытка чувств ломал стулья.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Считает себя очень умным человеком, так как за всю свою жизнь прочитал пять или шесть книг. Он заядлый охотник. В его кабинете, над Шкафом с бумагами, висит охотничий арапник. Взятки берет борзыми щенками. Уголовные дела, которые он рассматривал, в таком состоянии, что он сам не мог разобраться, где правда, а где ложь.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. В больницах царит грязь и беспорядок. У поваров грязные колпаки, а у больных одежда такая, как будто они работали в кузнице. Кроме того больные постоянно курят. Артемий Филиппович не утруждает себя определением диагноза заболевания пациента и его лечением. Он на этот счет говорит: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровит, то и так выздоровит». К тому же лекарь Христиан Иванович Гибнер – немец и не говорит по-русски.
Иван Кузьмич Шпекин – почместер. У него есть одна слабость, он любит читать чужие письма. Особо понравившиеся он коллекционирует.
Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна и сегодня, так как и в наше время встречаются чиновники чем-то похожие на героев комедии.


/ / / Характеристика чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

В комедии « » Гоголь показал нам собирательный образ российского чиновника 30-х годов 19 столетия. На примере чиновников города N, автор высмеивает быт и нравы тогдашнего общества. Общество, в котором правило взяточничество, казнокрадство, лицемерие. Все эти черты присущи главным героям произведения. Именно такими Гоголь видел чиновников России во время правления Николая I.

На верху этой чиновничьей пирамиды располагался Антон Антонович. Он был человеком достаточно умным, поднялся с самых низов и теперь управлял городом. Про городничего можно с уверенностью сказать, что он был заядлым взяточником. К сожалению, он не считал это противозаконным. В свое оправдание Антон Антонович говорил, что казенного жалования даже на хлеб и соль не хватает. Именно поэтому он без зазрения совести присваивал городскую казну, требовал с купцов непомерные взятки. Главной целью Антона Антоновича было желание стать генералом. Управляющим он был отвратительным – подчиненным грубил, наказывал, не разбираясь. С людьми чином повыше городничий был вежлив и услужлив.

Про городского судью Ляпкина-Тяпкина тоже нельзя сказать ни чего хорошего. Про его отношение к своим служебным обязанностям красноречиво говорит его фамилия. Господин судья допустил то, что в канцелярии суда слуги развели гусей и сушили мокрое белье. Должность судьи была выборной, поэтому Ляпкин-Тяпкин мог открыто спорить с городничим. Прочитав за всю свою жизнь пять или шесть книг, городской судья считал себя очень образованным человеком. Главным его увлечением была охота. Поэтому взятки он брал борзыми щенками.

Следующим городским чиновником был смотритель богоугодных заведений Земляника. В его ведомстве был полный хаос. А больными никто не смотрел, они были похоже на кузнецов, постоянно курящих табак. Врач вообще был немцем по национальности и по-русски вообще не понимал. Земляника жил по принципу: умрет - так умрет, выздоровеет - так выздоровеет. Как и многие городские чиновники, Земляника трепещет перед начальством и с пренебрежением относится к простому человеку.

Лука Лукич Хлопов был начальником учебных заведений. В его ведомстве, как и во всем городе, царил беспорядок. Учителя учили учеников плохим манерам. Хлопов также как и Земляника трепета перед начальством.

А вот почтмейстер Шпекин увлекался прочтением чужих писем. Те, которые ему нравились, он оставлял себе. Из писем почтмейстер узнавал последние новости и черпал жизненную мудрость.

Скорее всего, собирательный образ русского чиновника 30-х годов 19 столетия будет не полным без такого героя, как Иван Александрович Хлестаков. Его приняли за столичного ревизора, и он воспользовался этим сполна. Про Хлестакова мы знаем, что он был мелким служащим в одной из канцелярий Петербурга. По дороге домой Иван Александрович проигрывает все деньги в карты и поэтому останавливается в одной из городских гостиниц.

Не был провинциальным чиновником, он видел столичную жизнь. Но к сожалению, он ни чем не отличается от всех остальных, Он также берет взятки, выслушивает доносы, нагло лжет.

По моему мнению, этим хотел показать нам, что все чиновники того времени были одинаковы в своем мышлении и мировоззрении. Николай Васильевич смеялся над этим и верил, что когда-то наступят лучшие времена, и чиновники будут слышать простых людей.

Рассмотрим известную пьесу, которую Николай Васильевич создал в 1836 году, проведем ее анализ. (произведение) оценил как скопление всех несправедливостей, непрестанно творившихся по местам, в особенности в то время, когда справедливость была крайне необходимой. Автор описал все плохое, что он наблюдал в обществе (в чиновничьей сфере) и посмеялся над этим. Кроме смеха, однако, читатель видит и то, что происходящие события с горечью описывает Гоголь ("Ревизор").

Анализ пьесы начнем с указания основного конфликта.

Конфликт в пьесе

На забавном совпадении основано построение конфликта этого произведения. Оно сопровождается паникой чиновников, которые боятся, что могут быть раскрыты их аферы. Город в скором времени посетит ревизор, поэтому наиболее оптимальным вариантом для них является выявление и подкуп этого человека. Действие произведения разворачивается вокруг обмана, столь привычного для чиновников, как показывает анализ.

Гоголь "Ревизор" создал для того, чтобы вскрыть пороки власть имеющих, типичные для того времени. Основной конфликт в произведении - между чиновничьим миром, который воплощает самодержавный строй, и угнетенным им народом. Враждебность чиновников к народной массе ощущается уже с первых строк. Народ подвергается насилию и притесняется, хотя данный конфликт в комедии прямо не показал Гоголь ("Ревизор"). Анализ его развивается подспудно. В пьесе этот конфликт осложняется еще одним - между "ревизором" и чиновничьим аппаратом. Раскрытие данного конфликта позволило Гоголю остро разоблачить и выпукло описать как представителей местной уездной власти, так и мелкого столичного чиновника, заехавшего в город, а также показать одновременно их антинародную сущность.

Взяточничество и коррупция в произведении

Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь ("Ревизор") отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков - ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь - ложь - демонстрирует Гоголь ("Ревизор"). нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.

Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь "ревизорщина" в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.

К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом - они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь ("Ревизор"). Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.

Глупость и необразованность чиновников

Хлестаков понимает, что чиновники, встретившие его, не образованы и глупы. Это позволяет главному герою пьесы даже не трудиться запоминать сказанную им ложь. Чиновники всегда вторят ему, преподнося в правдивой форме обман Хлестакова. Это всем выгодно, никого не смущает ложь. Главное, что Хлестаков может получить деньги, а чиновники - перевести дыхание.

Широта обобщений характеров, внесценические образы

С письма, уведомляющего о грядущей проверке, начинается пьеса, которую создал Н. В. Гоголь ("Ревизор"). Анализируя ее, можно отметить, что им же она и завершается. Финал произведения становится лаконичным - правду открывает письмо Хлестакова. Остается только дожидаться настоящего ревизора. Нет сомнений при этом, что чиновники еще раз повторят льстивый подкуп. Перемена персонажей на исход не повлияет - до того дошла безнравственность. Чиновники сменятся со временем себе подобными, так как развращение человека происходит от личной неуправляемости, а не от власти.

Проводя анализ комедии Гоголя "Ревизор", отметим, что широта обобщения характеров в пьесе выражается в тонкой отделке действующих в комедии персонажей. Кроме того, введением внесценических образов расширяется галерея действующих лиц. Это яркие жизненные характеры, которые способствуют углублению характеристик лиц, выведенных на сцене. Например, это отец Хлестакова, его петербургский приятель Тряпичкин, ключница Авдотья, сын и жена Добчинского, трактирщик Влас, дочь Земляники, пехотный капитан, который обыграл в Пензе Хлестакова, приехавший ревизор, квартальный Прохоров и другие.

Типичные для николаевской России жизненные явления

Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.

Злоупотребления чиновников

О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.

Отсутствие положительного героя

Нужно заметить, что читатели узнают о преступных действиях, совершенных чиновниками, из уст их самих, а не из показанных на сцене действий произведения "Ревизор" (Гоголь). Анализ героев позволяет выявить и некоторые другие интересные особенности. Подтверждением того, что в чиновничьем мире творятся противозаконные поступки, являются и жалобы притесняемых чиновниками людей, особенно городничим. На социально-политические явления переносится центр тяжести. Гоголь не ввел в свою пьесу положительного героя, резонера и носителя добродетельных качеств, являющегося рупором мыслей автора. Самым положительным героем является смех, который разит общественные пороки и устои самодержавного режима.

Образ Хлестакова

Образ Хлестакова является центральным в произведении. Проведем его анализ. Гоголь "ревизора" изобразил легко ориентирующимся в создавшейся обстановке. Например, желая покрасоваться перед своей невестой, Марьей Антоновной, он себе приписывает сочинение "Юрий Милославский" Загоскина, однако девушка вспоминает его истинного автора. Безнадежное, казалось бы, создалось положение. Однако Хлестаков и здесь быстро находит выход. Он говорит, что есть другое сочинение с таким же названием, принадлежащее ему.

Отсутствие памяти

Отсутствие памяти является важной чертой образа Хлестакова. Для него не существует будущего и прошлого. Он сконцентрирован лишь на настоящем. Хлестаков в силу этого неспособен к эгоистическим и корыстолюбивым расчетам. Герой живет лишь одной минутой. Его естественным состоянием является постоянное превращение. Проведя действенный анализ "Ревизора" Гоголя, вы увидите, что Хлестаков, принимая тот или иной стиль поведения, мгновенно в нем достигает высшей точки. Однако легко теряется то, что легко приобретается. Заснув фельдмаршалом или главнокомандующим, он просыпается ничтожным человеком.

Речь Хлестакова

Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет "дураком" и "скотиной", а хозяину трактира кричит "подлецы!", "канальи!", "бездельники!". Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.

Два центра пьесы

Хлестаков в произведении является лицом влекомым. Он действует и живет по логике развития отношений, в которые городничий поставил его. Вместе с тем проявляющиеся в поступках и речах этого героя неожиданности также обусловливают развитие действия пьесы. Это, например, "сцена вранья", объяснения Хлестакова в любви дочери и матери одновременно, сделанное им предложение Марье Антоновне, безвозвратный и неожиданный его отъезд. В пьесе Гоголя есть два центра и два лица, которые направляют и ведут развитие действия: Хлестаков и городничий. Анализ пьесы "Ревизор" Гоголя продолжим характеристикой образа последнего.

Образ городничего

Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) - в котором происходит действие интересующей нас комедии. Это "очень неглупый", "постаревший на службе" человек. Его черты лица жестки и грубы, как у всякого, который с низших чинов начал тяжелую службу. Городничий в начале пьесы зачитывает письмо своим подчиненным. В нем сообщается о приезде ревизора. Эта весть очень напугала чиновников. В страхе городничий приказывает "обустроить" город к его приезду (выгнать из больницы лишних больных, привести преподавателей в училищах в надлежащий вид, прикрыть недостроенные здания заборами и т. д.).

Антон Антонович предполагает, что ревизор уже прибыл и живет инкогнито где-нибудь. Помещики Бобчинский и Добчинский находят его в лице Хлестакова, мелкого чиновника, ни о чем не подозревающего. Городничий, поверив, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, не может разубедить себя в этом. Он верит во все, даже в фантастические враки "ревизора" - до такой степени сильно раболепство в городничем.

Когда к его дочери, Марье Антоновне, сватается Хлестаков, чиновник стал размышлять о том, какие выгоды сулит ему родство с "важным человеком", и решил, что "славно быть генералом". До глубины души оскорбляет городничего неожиданное разоблачение Хлестакова. До него наконец доходит, что он принял "тряпку", "сосульку" за важного человека. Городничий, пережив унизительное потрясение, духовно прозревает, впервые в жизни. Он говорит, что впервые видит вместо лиц "свиные рылы".

Завершая анализ комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", добавим, что комическая фигура его в финале комедии перерастает в трагическую. Трагизм наиболее явным становится в немой сцене, когда становится известно о прибытии настоящего ревизора.