Художник марк шагал. Известные картины марка шагала

Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунутся в удивительный сказочный мир Марка Шагала.

Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. Двое влюбленных парят высоко в небе над маленьким уютным Витебском. Мужчина и женщина, сбежав от мирской суеты, вознеслись над сонным городком. Нетрудно узнать в этой паре самого Шагала и его возлюбленную – Беллу. Наступил долгожданный момент встречи после утомительной разлуки и теперь они могут всецело отдаться наслаждению друг другом, забыв обо всем. Любуясь ими, фразы «парить в небесах» и «летать от счастья» уже не кажутся такими надуманными и иррациональными, граница между сном и реальностью размывается.

Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего. Большое внимание уделено женственному образу Беллы. Вся её наружность говорит о её чистоте, невинности и молодости: волосы, уложенные естественно, глубокий спокойный взгляд чёрных глаз, кружевная блузка и длинная черная юбка. Она в безопасности, её жених держит её крепко, хотя и поза его легка и непринужденна.

Однако Шагал, придерживаясь своего стиля, недостаточно прорисовал крупные объекты. Городской ландшафт и архитектура изображены схематично, все будто покрыто дымкой. Выбор цветовой гаммы картины тоже не случаен. Серый и безликий город в контрасте с насыщенными оттенками одежды влюбленных говорит нам о превосходстве искреннего чувства над скучной обыденностью.

Но не только сила любви отрывает эту удивительную пару от земли, но и сила искусства. Вся сила и мощь живописи Шагала соединилась в этой картине – и кубизм, и футуризм, и настоящая любовь.

Творчеству Шагала всегда был присущ мифологизм и фольклоризм. Все его картины наполнены волшебством, но история любви Шагала с Беллой, его главным архетипом и музой, была реальной. Все свои работы он посвящал ей, всегда советовался и прислушивался к любимой.

Разгадка тайны этой картины кажется невозможной. Каждый увидит по-своему. Но, несомненно, равнодушным не останется никто. Ведь она отсылает к такому вечному, светлому и простому – настоящей любви. А это сможет почувствовать каждый.

Кем должен был стать один из восьми детей, родившихся в конце девятнадцатого столетия в маленьком местечке под Витебском в семье бедного еврея - разносчика селедки? Наверное, мировой знаменитостью. Так и случилось. И если кто-то еще не догадался, о ком идет речь, знайте - это известный художник Марк Шагал. Краткая биография его детства, конечно, не содержит никаких намеков на звездное будущее. И тем не менее, имя этого человека на сегодняшний день достаточно популярно.

Начало творческого пути

Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. После освоения азов образования в школе, до начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина "Смерть", которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.

Затем молодой Марк Шагал переехал в Париж, в студию на окраине города Богемии, в известный район под названием Ля Руш. Там он встретил несколько известных писателей и художников, в том числе Гийома Аполлинера, Роберта Делоне и других. В этой компании приветствовалось экспериментирование, и Шагал быстро начал развивать поэтические и инновационные тенденции, находясь под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов.

Возвращение в родные места

И с этого времени только начинается его творческая биография. Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрел известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Но он уезжает.

После берлинской выставки Марк Захарович возвращается в Витебск, где, впрочем, не намерен оставаться слишком долго, только чтобы успеть жениться на своей невесте Белле. Однако застрял в связи с началом Первой Мировой войны, так как российские границы были закрыты на неопределенный срок.

Но, вместо того чтобы впасть в отчаяние, Марк Шагал продолжает творить. Женившись на Белле в 1915 году, он создает такие шедевры, как "День рождения" и игривое акробатическое полотно под названием "Двойной портрет с бокалом вина". Все произведения этого периода выступают в качестве свидетелей радостного состояния художника в течение первых лет его супружеской жизни.

Революционный период в жизни художника

У евреев были все основания любить революцию. Ведь она уничтожила черту оседлости и дала возможность многим представителям этой национальности стать комиссарами. А как относился к революции Марк Захарович? И какие сведения об этом периоде содержит его биография? Марк Шагал тоже пытался любить революцию. В своем родном Витебске в 1918 году он даже стал комиссаром по культуре, а затем основал и руководил художественной школой, которая становится очень популярной.

Марк Захарович вместе с учениками украсил город к празднованию первой годовщины Октября. Чиновники были не так довольны оформлением торжества, как сам художник. И когда представители новой власти стали спрашивать у мастера, почему его коровы зеленые, а лошади летают по небу, и самое главное - что у персонажей Шагалова общего с великими революционными принципами и Карлом Марксом, увлечение революцией быстро исчезло. Тем более, что большевики установили новую черту оседлости, и не только для евреев.

Переезд в столицу и решение покинуть Россию

Чем же стал заниматься Шагал Марк Захарович? Биография его по-прежнему связана с Россией, и теперь он переезжает в Москву, где начинает обучать рисованию сирот революции в детской колонии. Это были дети, не раз подвергавшиеся ужасному обращению со стороны уголовников, многие помнили блеск стального лезвия ножа, которым были зарезаны их родители, оглушенные свистом пуль и звоном выбитых стекол.

Однажды, проходя мимо Кремля, Марк Захарович увидел, как из машины выходит Троцкий. Тяжелым шагом он направлялся в свои апартаменты. Тогда художник понял, как он устал, и остро почувствовал, что больше всего на свете хочет писать свои картины. Ни царской, ни советской власти, по его мнению, он не был нужен.

Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России. Он становится первым комиссаром, который уезжает из нового государства для того, чтобы не только спасти жизни близких людей, но и душу свою от несвободы.

Новая жизнь, или Отношение к творчеству художника за рубежом

Марк Шагал, биография и творчество которого теперь больше не связаны с Родиной, ехал во Францию - навстречу своему бессмертию. В последующие годы к его имени прибавляли словосочетания "гений века", "патриарх мировой живописи". Французы объявили Марка Захаровича главой Парижской художественной школы. А в это же время в Германии в огромном костре сожгли полотна Шагала. Почему же одни считали его живопись вершиной современного искусства, а другим она мешала воплощению их "людоедских" замыслов.

Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Где бы ни жил Шагал - в Витебске, Нью-Йорке или Париже - он всегда изображал почти одно и то же. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух... Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.

Сон наяву, или О чем говорят картины Марка Захаровича

И все же знатоки и ценители поражались. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича - обычные детские сны. В них - неудержимое желание летать. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Марк Шагал - художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Это единение с большой Вселенной.

Этот человек известен по всему миру

Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Он написал сотни полотен. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Его работы - это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника.

Творческая биография. Марк Шагал и мировая известность

Когда пришел к власти Гитлер, стали выражать тревогу художника по поводу дальнейшей судьбы человечества. Это "Одиночество", где еврейские и христианские символы смешиваются с нацистской толпой, терроризирующей евреев. Марк Захарович эвакуируется в Соединенные Штаты и уже там продолжает свое творчество.

Стоит отметить еще один период в творчестве художника, который описывает его биография. Марк Шагал в 1944 году потерял свою супругу, и, конечно, это отразилось в его произведениях. Белла появляется на таких полотнах художника, как "Ноктюрн" и другие: в нескольких формах, с привидениями, в виде ангела или призрака невесты.

Возвращение в Париж

В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу. Здесь он получает множество заказов, разрабатывает декорации и костюмы к балетам. В 1960-м он начинает создавать витражи для синагоги медицинского центра Хадасса.

Позже он берет на себя создание больших проектов в оформлении собора в Цюрихе, церкви Святого Стефана в Майнце в Германии и в церкви Всех Святых в Объединенном Королевстве. Умер величайший художник Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года, оставив после себя обширную коллекцию работ в ряде отраслей искусства.

Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. Его бессмертие - в умении передать присутствие Божественного духа в каждом предмете окружающего мира.

Марк Шагал – талантливый человек, писавший стихи, занимавшийся графикой и иллюстрацией изданий, создавший уникальные мозаики и фрески. Но мировую славу и признание принесла ему живопись. Живопись была делом всей его жизни.
Рисовал Мойша Сегал (а именно это имя дано было ему при рождении) всегда. И всегда придерживался своего стиля, не пытаясь подражать знаменитым художникам, благодаря чему стал одним из самых ярких представителей авангардного течения.
Друг и учитель Г. Апполинер, которому он посвятил картину «Памяти Аполлинера», придумал специально для него название стиля — сюрнатурализм. Сюрреалисты и экспрессионисты называли Марка Шагала своим предшественником.
Его произведения почитают за честь выставить самые знаменитые музеи мира. До сих пор не существует полного каталога его произведений, но даже самые ранние его картины бесценны.


Картина одновременно и реалистична, и наполнена разнообразными символами. С первого взгляда все предельно ясно – бабка-повитуха с новорожденным на руках, женщина, только что в муках ставшая матерью, муж, сидящий рядом с ними на полу. Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона? Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение? Роженица, по сравнению с остальными персонажами, совсем небольшая, а младенец и вовсе маленький, но именно они являются центром всей картины, именно к ним притягивается взгляд. Это главное в жизни.


Картина, написанная художником в 1908 году во время учебы в Санкт-Петербурге, понятна каждому с первого взгляда. Работа реалистична, в ней все понятно: смерть, горе, боль видны сразу в голосящей и плачущей женщине. Темные краски подчеркивают мрачность темы. Черная дорога, покойник, лежащий в гробу, грязно-желтое небо, бедные домики городской окраины.
Индивидуальный, своеобразный взгляд художника на мир выдает скрипач на крыше, вроде неуместный для этого грустного события, но очень органично смотрящийся на картине. Он играет, наверное, свои печальные мелодии.


Картина из цикла работ, сделанных во время учебы художника во Франции. Прекрасно ассимилировавшись в Париже, Шагал не забывает родину.

В этом немного нереальном полотне без труда угадывается сельская местность. Женщина, доящая корову, мужчина с косой на плече разговаривает с девушкой, на заднем плане улица с разноцветными
домиками.

Узнаваемый автор на первом плане, напротив него, глаза в глаза, белый ягненок. Ощущается единение с природой, любовь к своей родине, своему городу Витебску (а это именно он). Белая ветвь, вся такая пушистая и чистая – символ мира, добра. Картина написана с элементами кубизма. О применение приемов фовизма свидетельствуют нарушенная перспектива и нереальные размеры, цвета естественны и ярки, что свойственно импрессионизму. Талантливый художник использует в своем творчестве все, что видит и чему учится.



Эта работа была сделана Шагалом под впечатлением от старинных русских и византийских икон.Картина написана в стиле неопримитивизма, она одновременно и реалистична, и в тоже время от нее веет мистикой. Персонажи и действие легко узнаваемы, хоть и выглядят неестественно и несовершенно. Христос распят на кресте, который только визуально угадывается, но воображение сразу дорисовывает его целиком. Лица людей больше похожи на маски, но сюжет таков, что каждый из персонажей картины легко узнаваем. Художник не изменяет своему видению мира и вовлекает в этот мир своих почитателей.


Сам Марк Шагал рассказывал, что набросок картины был им сделан по наитию, в считанные минуты. Когда жена, решив порадовать, принесла ему цветы, вдохновение сразу настигло мастера. Полностью доработал он картину позже, но идея, замысел родились в одно мгновение, и получилась эта интересная работа.
Это очередной нестандартный автопортрет художника со своей женой и букетом цветов. Обычная комната, обыденные, повседневные вещи из быта любого человека. Пейзаж за окном такой знакомый каждому, живущему в маленьком городке. И необычная сцена проявления любви и благодарности.


Светлая, солнечная картина, она полна оптимизма. Пикник на крыше под самым небом. Как высоко забрались эти влюбленные, они выше всех и счастливей всех. Без труда угадывается в молодом, широко улыбающемся человеке, сам художник. Он держит за руку свою воспарившую супругу, свою сбывшуюся мечту. Им хорошо вместе, в этот момент они не думают о плохом. Им так хорошо и легко, что они готовы вместе улететь.


Сказочная картина, яркий и красивый сон, полет над городом в обнимку с любимой. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Город внизу маленький, нереальный. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное — где-то там. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна.
Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким.

.

В годы, предшествующие второй мировой войне, антиеврейские настроения, предчувствие близкой и страшной трагедии накладывают отпечаток на его работы. В это время основной темой его творчества становится распятие.

«Белое распятие» — одна из самых пронзительных работ художника. Это квинтэссенция страданий всех людей от фашистской идеологии. На этой картине распятый Христос – символ страданий еврейского народа в годы войны. Сцены на заднем плане изображают погромы и убийства еврейских семей. В этой работе нашли отображение горе и боль еврейского народа так, как это видел один из его сыновей.

Это совсем небольшая часть работ художника, известного во всем мире. Его картины выставлены в крупнейших музеях России, Франции, США. Самые известные коллекционеры спорят на аукционах за право обладать работами мастера.

Марк Шагал – один из самых знаменитых , талантливый живописец и график, яркий представитель художественного авангарда ХХ века, покоривший мир своим неповторимым стилем и особенным взглядом на жизнь…

Биография Марка Шагала

В этот период на родине были написаны знаменитые полотна "Над городом" , "Венчание", "Прогулка" … И все же работа в училище стала для Шагала разочарованием из-за творческих разногласий с коллегами.

В 1920 году художник уехал в Москву, где занимался оформлением костюмов и декораций в Еврейском камерном театре . Потом в его жизни опять были Берлин и Париж , где Шагал сошелся со старыми друзьями и приобрел новых – Пабло Пикассо, Анри Матисса, Пьера Боннара…

В начале Второй мировой войны Марк Шагал с семьей переехал в США и вскоре собирался вернуться во Францию, но в 1944 году внезапно умерла Белла. После долгого перерыва в память о возлюбленной он написал картины "Свадебные огни" и "Рядом с ней" .

В Европу Шагал вернулся в 1948 г. В послевоенное время его творчество сопровождала библейская тема. Множество офортов к изданию французской Библии, картины, гравюры, витражи и шпалеры составили "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце он открыл музей. Правительство Франции признало это собрание официальным национальным музеем.

В 1952 году художник познакомился с Валентиной Бродской, которая стала его второй женой.

В 1977 году Шагал удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона , а в честь 90-летия мастера в Лувре состоялась крупнейшая прижизненная выставка его работ. Вопреки всем правилам, в знаменитой сокровищнице были выставлены картины здравствующего автора.

Марк Шагал умер в 1985 году в городе Сен-Поль-де-Вансе на юго-востоке Франции.

Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль , сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма . В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.

Среди самых известных картин Шагала – "Я и деревня", "Посвящение моей невесте", "Памяти Аполлинера", "Голгофа", "Вид Парижа из окна", "День рождения", "Над городом", "Синий домик", "Прогулка" , "Одиночество", "Белое распятие", "Свадебные огни", "Исход", "Мосты через Сену", "Война"…

Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах . В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…

Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация . Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.

Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье , а в 1966-м создал панно "Триумф музыки" и "Источники музыки" для нью-йоркской "Метрополитен-опера" .

Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций . В 1940-50-х годах он вместе с работал над постановками из легендарных "Русских сезонов" Сергея Дягилева, балетами "Алеко", "Жар-птица", "Дафнис и Хлоя"…

В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра "Хадасса" , позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Талантливый живописец оставил след и в литературе : поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала "Моя жизнь" .

Фильмы и театральные постановки о Марке Шагале

Фильм режиссёра Александра Митты , премьера которого состоялась в 2014 году, рассказывает о жизни и взаимоотношениях двух всемирных гениев, которые жили и творили в белорусском в 1918-20-х годах.

В настоящее время киностудия "Беларусьфильм" снимает анимационный фильм о Шагале на основе его книги "Моя жизнь" . Лента, в которой мысли, чувства и мироощущение художника переданы с помощью его картин, расскажет о важнейших событиях из витебского периода.

Летом 2015 года в родном городе Шагала Витебске в честь состоялась театрализованная "Свадебная феерия "Влюбленные над городом", а возле прошла символичная церемония иудейского бракосочетания .

На сцену Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа в Витебске вернулся , который в 2000 году завоевал главную награду международного фестиваля в Эдинбурге.

Выставки Марка Шагала в Беларуси

Первая выставка произведений Марка Шагала состоялась в 1997 году по инициативе его внучек Беллы Мейер и Мерет Мейер-Грабер , которые предложили каждый год отмечать день рождения художника новыми интересными проектами.

В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: "Марк Шагал. Работы средиземноморского периода", "Марк Шагал. Посвящение Парижу", "Марк Шагал. Пейзажи", "Марк Шагал и сцена", "Марк Шагал. Цвет в чёрно-белом".

В основе логотипа международного фестиваля – знаменитый шагаловский василёк , который со временем стал узнаваемым брендом, символом не только родного города художника, но и всей страны.

Марк Захарович Шагал (1887-1985) - живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Суббота Ворота еврейского кладбища Я и деревня Автопортрет с семью пальцами

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.

Открывая утром глаза, я мечтаю увидеть более совершенный мир, в котором правят дружественность и любовь. Одного только этого достаточно, чтоб мой день был прекрасен и достоин бытия

  • Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения, расположенные в Америке, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
  • В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
  • Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
  • Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
  • Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
  • Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко .

Библиография и фильмография художника

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. - М.: 1995.
  • Мак-Нил, Давид . По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал - художник театра: Витебск-Москва: 1918-1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце - Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х - 1990-х годов.
  • Шагал, Белла . Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. - Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. - 27 с.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова . - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 260-268. - ISBN 5-7859-0074-2.
  • Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Круглов Владимир , Петрова Евгения . Марк Шагал. - СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. - С. 168. - ISBN 5-93332-175-3.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110-111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.