Как жить - история любви галины вишневской и мстислава ростроповича. Никто никогда не видел меня пикирующей вниз Оперные премьеры Галины Вишневской

Галина Вишневская – удивительно талантливая оперная певица, выдающийся педагог. На протяжении длительного времени ее голосом восхищались не только в России, но и далеко за ее пределами. Биография Галины Вишневской – яркий пример того, как человек должен и может переносить все превратности судьбы.

Детские годы

Родилась Галина Павловна Вишневская в Ленинграде 25 октября 1926 года. О ее отце и матери практически ничего не известно. Детство будущей оперной дивы было омрачено разводом родителей, который она переживала очень тяжело. Чтобы хоть немного сгладить боль, ее отправили к бабушке, которая фактически и воспитала девочку.

Позже, в одном из интервью, Галина Павловна призналась, что родители были для нее совершенно чужими людьми. Отец был репрессирован. А когда после 13 лет разлуки девушка встретилась наконец со своей матерью, та ее попросту не узнала. Блокада Ленинграда стала очередным испытанием судьбы – в это чрезвычайно тяжелое время умерла любимая бабушка Вишневской, единственный в то время ее родной человек.

В 16 лет, в годы войны, Галина Вишневская была зачислена в одну из частей ПВО. Здесь сразу заметили ее талант – девушка имела невероятно сильный, красивый голос. Несмотря на военное время, у Галины появилась возможность заниматься творчеством: она постоянно участвовала в концертах для защитников. Чуть позже она устроилась работать в Дом культуры в Выборге, где также постоянно проводились концерты.

Незадолго до окончания войны девушка начала учиться в музыкальной школе. А спустя еще немного времени стала солисткой хора Ленинградского театра оперетты. Это был судьбоносный момент в жизни певицы и начало ее блестящей карьеры.

Жизнь на сцене

Отсутствие музыкального образования молодая женщина компенсировала данным от природы невероятно мощным голосом и упорством. Услышав в 1952 году о том, что Большой театр проводит конкурс для отбора молодых исполнителей, она решила, что непременно должна попробовать свои силы. Строгое жюри было поражено редкостным талантом красивой хрупкой девушки.

Ее приняли в театр как стажера, но уже вскоре предложили исполнять одну из главных партий в опере «Фиделио». Выступление молодой исполнительницы имело ошеломительный успех: и зрители, и даже критики были в восторге. Талантливая певица довольно быстро стала примой театра – ей начали предлагать главные партии в самых популярных оперных постановках. Среди выдающихся работ Вишневской можно назвать оперы:

  • «Евгений Онегин».
  • «Снегурочка».
  • «Свадьба Фигаро».
  • «Аида».
  • «Война и мир».
  • «Фауст».

Галина Вишневская – одна из немногих личностей среди артистов российских театров, кто сумел добиться успеха не только на родине, но и далеко за ее пределами. Она много гастролировала, в 50-60-х годах значительная часть выступлений певицы прошла на лучших мировых сценах. Ее приглашали выступать в США, Италии, Франции, Великобритании – и везде партиями Галины Вишневской восхищались. Она работала с лучшими дирижерами того времени, а ее партнерами по сцене были всемирно известные оперные исполнители.

Несмотря на довольно напряженный рабочий график и частые гастроли, она все же нашла время получить образование: в 1966 году окончила консерваторию в Москве, сдав выпускные экзамены экстерном. В то же время вышел первый кинофильм с ее участием – фильм-опера «Катерина Измайлова».

Но, несмотря на огромную любовь зрителей, карьера Вишневской внезапно пошла на спад. Ей перестали предлагать партии в спектаклях, запрещали записывать пластинки. Причина была политической: Галина Вишневская с мужем предложили пожить на их даче диссиденту Александру Солженицыну, а затем опубликовали открытое письмо, в котором откровенно его поддержали. Это не могло остаться незамеченным правительством.

Певица не могла, да и не хотела жить вне сцены. Поэтому, видя активное противостояние властей, она решилась на отчаянный шаг – покинуть Россию. И уговорила супруга, виолончелиста Мстислава Ростроповича, переехать в Европу – там ее почитали, невзирая на политические взгляды. В результате в 1974 году Вишневская с мужем и дочерьми обосновались во Франции, затем некоторое время жили в США, Великобритании.

Оперная певица была счастлива – она снова могла петь. Лучшие сцены мира, крупнейшие театры Европы и США – ее приглашали везде. И все было бы прекрасно, если бы не тоска по России. Галина Павловна не раз говорила, что безумно скучает по родине. Впрочем, власти не были готовы принять опальных супругов обратно. Более того, «за действия, порочащие звание гражданина СССР», они с мужем были лишены и гражданства СССР, и всех полученных наград.

В 1982 году оперная дива пела на сцене в последний раз. В театре «Гранд-Опера», в Париже, Галина Вишневская исполнила главную партию в «Евгении Онегине». В дальнейшем она занималась исключительно преподаванием.

Незадолго до распада СССР Вишневская с семьей все же смогла вернуться в Россию. Более того, ей и ее мужу вернули не только гражданство, но и все ранее отнятые почести. Впрочем, прославленные музыканты не приняли этих милостей от государства: «Мы не просили лишать нас гражданства, не просим и вернуть его». И до самой смерти Галина Павловна жила в России по швейцарскому паспорту.

Ее талантом по-прежнему восхищались. Поэтому, несмотря на преклонный возраст, Галина Вишневская вернулась на сцену. Правда, уже как актриса драматического театра – МХТ им. Чехова. Она сыграла главные роли во многих спектаклях, снялась в нескольких кинокартинах.

Фильмография Галины Вишневской сравнительно невелика – она включает 10 картин, из них в четырех фильмах артистка исполнила роли, а в шести принимала участие в озвучивании. На телевидении в 2000-х годах было подготовлено и снято около 10 биографических передач и документальных фильмов о Г. Вишневской и М. Ростроповиче.

Кроме того, певица выпустила несколько книг. Первая – «Галина» – была издана еще в 1984 году за границей. В ней певица достаточно жестко, в негативном ключе, пишет о политическом строе в СССР. Спустя несколько лет, в эпоху перестройки, книгу выпустили и в России. Вторая книга Вишневской – «Галина. История жизни» – вышла из печати в преддверии юбилея легенды оперной сцены в 2011 году.

В 2002 году в Москве был основан Центр оперного пения. Галина Павловна руководила им до самой смерти.

Семья и дети

Личная жизнь Галины Вишневской была достаточно насыщенной. Невероятно красивая, миниатюрная, она всегда привлекала внимание мужчин.

Первый раз она вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. В то время Галине было всего 17 лет. Но девушка достаточно быстро поняла, что этот брак был ошибкой, – развелись супруги всего через несколько месяцев после свадьбы.

Расставанием закончился и второй брак оперной дивы – в 1944 году она стала женой Марка Рубина, руководителя Ленинградского театра оперетты. Некоторое время они жили в гражданском браке, позже оформили отношения. В 1945 году женщина впервые стала матерью – у нее родился сын Илья, проживший, к сожалению, совсем немного (мальчик умер в 1945 году от туберкулеза). В 1955 году супруги расстались.

И только третий брак стал для певицы счастливым. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были знакомы всего четыре дня, но и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы понять, что они буквально созданы друг для друга. Они вместе работали, вместе переживали тяжелые репрессии правительства, вместе покинули страну и спустя много лет все так же вместе вернулись. В браке у Галины родились две дочери – Ольга и Елена.

Смерть мужа в 2007 году стала для Галины Павловны сильным ударом. Спустя некоторое время, в 2009 году, она согласилась сняться в документальном фильме «Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович». Умерла певица в 2012 году. Похоронена рядом в Ростроповичем на Новодевичьем кладбище.

Галина Вишневская награждена большим количеством наград (их полный перечень можно найти на странице певицы в Википедии), ее именем названы улицы, музыкальные школы и даже самолет. А еще ее имя носит малая планета № 4919. Автор: Наталья Невмывакова

На девятый день после ухода Галины Вишневской корреспондент «КП» пообщалась с дочерьми великой певицы [аудио, видео]

Галина Вишневская вместе со своими дочерьми Ольгой и Галиной (на снимке оперной певице 82 года)

Конечно, еще рано говорить, кто станет новым художественным руководителем оперного центра, и как распорядятся наследием Ростроповича - Вишневской их дети. Пока дочери Галины Павловны пытаются свыкнуться с мыслью, что они осиротели, слишком велико горе утраты. Потом будут думать, как им жить дальше.

«Родители выехали из СССР без копейки»

Когда на церемонии прощания в оперном центре на экране сменялись слайды с мамиными портретами, я вспомнила всю свою жизнь, от раннего детства до последних дней, - призналась нам Елена Ростропович. - Мы уехали с родителями из России , когда мне было 16 лет, а Ольге - 18. Хорошо помню, как мы с сестрой ходили в Большой театр на все мамины спектакли. Потом бежали в буфет, там продавали вкусные бутерброды и пирожные. В театр мы всегда надевали нарядные платья, переобували туфли в гардеробе. Это был праздник, несмотря на то, что Большой театр мы воспринимали как дом родной. В моих воспоминаниях это была сказочная, волшебная жизнь. Мы с Ольгой с детства слушали прекрасную музыку, ходили на папины концерты. К сожалению, наши дети такой жизни не знали.

Когда ваших родителей выслали из СССР в 1974-м, вы тоже были вынуждены уехать вместе с ними. И начался не менее интересный этап - заграничный...

Когда мы уехали, я еще училась в школе, Ольга - в консерватории. Никто не думал, что наш отъезд - это надолго. Родители нас определили в пансион при католическом монастыре в Швейцарии . Французский язык мы не знали. Друзья детства остались в Москве . Опекать было некому. Отец должен был играть концерты и зарабатывать, потому что родители выехали из СССР без копейки денег. Я помню, что мы были одеты не как швейцарские дети, и нам хотелось купить что-то новое. Но семейный бюджет на тот момент был очень скромным. Правда, когда мы жили в России, в семье не принято было давать нам деньги на карманные расходы. 22 копейки на мороженое - и мы счастливы. Родители считались обеспеченными по советским понятиям людьми, но нас с сестрой не баловали. Мама всегда говорила: «Что вам еще нужно? У вас и так все есть». Если сравнивать с ее голодным, блокадным детством, у нас действительно было все.

- А чего все-таки в детстве не хватало?

Возможно, семейных застолий... Родители жили своей профессией. Отец - гениальный музыкант, мама - известная на весь мир певица. Им некогда заниматься бытом . У нас всегда была помощница по хозяйству. Но когда я обзавелась собственной семьей, я по-другому организовала свой быт. У меня четверо детей. И холодильник в моем доме всегда забит продуктами, столько и не нужно. Но мне все равно кажется, что чего-то не хватает. В моей семье принято обедать вместе, я всегда готовлю. Хотя и мама могла под настроение что-то приготовить и делала это очень вкусно. А у папы была привычка: для каждого нового жилища он покупал дрель, молоток, гвозди и сам вешал картины. Ему было важно показать, что он может выполнить любую мужскую работу.

С Наиной Ельциной и дочерью Ольгой

«Во время войны мама чистила канализацию»

Галина Павловна из рабочей семьи, выросла в Кронштадте , жила в коммуналке. Трудное детство. Но удивительно, по внутреннему ощущению она родилась... королевой.

Мама говорила, что в детстве убегала от реальности в радужные грезы. Умирала от голода во время блокады, но думала не о хлебе, а о том, как вылезти из этого ужаса любой ценой. Во время войны она чистила в городе канализацию. Но всегда надевала перчатки, потому что даже в такие минуты не забывала, что будет артисткой. А у артистки руки должны быть в порядке. Она родилась с характером. Если она ставила цель, всегда ее добивалась. Плюс к этому Богом данный талант, у нее от рождения поставленный голос. С детства любила петь и видела себя только на оперной сцене. Сломить ее было невозможно. И она построила свою жизнь так, что добилась мирового признания. Она на равных общалась с представителями королевских семей, считала, что принцы, принцессы, короли и королевы - это только титулы. В остальном это такие же люди, как мы с вами. А представители королевских династий испытывали большой пиетет перед нашими родителями, перед их талантом.

Елена Ростропович: "Мама хотела, чтобы я продолжала ее дело"

Я видела на фотографиях, как Галина Вишневская обставляла свои квартиры. Это царские палаты. А ее дом в центре Петербурга на набережной Невы - настоящий дворец.

Маме так жить было комфортно, поэтому она собрала такую коллекцию раритетов. Картины, мебель, портьеры - все покупалось на аукционах. Любая одежда на ней смотрелась как царский наряд, так она могла его подать. На самом деле это могла быть совершенно обычная вещь. Я же другой человек, и моя сестра Ольга тоже другая. Мне не очень комфортно в этой роскоши.

«СОЗДАДИМ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

После смерти Мстислава Ростроповича в Москву из Америки переехала старшая дочь Ольга. Она была главным помощником Галины Вишневской в оперном центре.

Мама была для меня не только мамой, но и другом, - рассказала нам Ольга. - Каждый вечер мы с ней - на спектаклях, ужинали вместе, ходили на репетиции. Теперь образовалась пустота, которую заполнить нечем.

Что будет с оперным центром Галины Вишневской? Насколько я знаю, Галина Павловна хотела, чтобы вы продолжили ее дело?

Пока об этом говорить рано. Мама дала мне ряд указаний, как она видит в будущем оперный центр. Это учебное заведение уникально тем, что здесь готовят исполнителей для оперной сцены. Не только учат их петь, но и готовят артистов.

- Ваш старший сын Олег признался, что собирается через год переехать в Москву помогать вам.

Этому я очень рада. Но это и для меня сюрприз.

- Рано или поздно встанет вопрос о завещании Галины Вишневской. Она его успела составить?

Конечно. Для Запада это нормальная практика. Мы все ходим под Богом. Я тоже составила свое завещание, и у моей сестры Елены оно тоже есть.

- Что будет с имуществом Ростроповича - Вишневской?

Наши московские квартиры на Остоженке , в Газетном переулке, дача в Жуковке , дом в Петербурге , квартира в Париже - все это семейная собственность. Продавать ее мы не собираемся. Но планируем создать центр культурно-исторического наследия. Этого хотела мама. Отец собирал архивы, письма Чайковского, Римского-Корсакова , он покупал их на аукционах. Держать эти ценности дома - огромная ответственность. Однажды в нашей квартире в Лондоне лопнула труба. Водой залило не только стены, но и картины, слава богу, не очень ценные.

Но они погибли, как и погибли сюиты Баха , которые записал отец. Все было залито водой. В доме, в котором ты не живешь, может произойти все что угодно. Вот почему родители решили продать часть своей коллекции. Мама это сделала после смерти отца (коллекция Вишневской - Ростроповича была продана несколько лет назад. Ее приобрел бизнесмен Алишер Усманов и передал в Константиновский дворец под Петербургом. - Ред.). Часть архивов мы хотим передать в будущий центр культурно-исторического наследия. Эти бесценные материалы не должны лежать мертвым грузом.

СПРАВКА КП

Ольга Ростропович - виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, который поддерживает молодых музыкантов и проводит ежегодные фестивали. У Ольги двое сыновей - 20-летний Олег и 16-летний Слава. Олег учится бизнесу, Слава еще школьник. Елена Ростропович - пианистка, возглавляет международный медицинский фонд Ростроповича - Вишневской, который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Под ее руководством находится еще и ассоциация Ростроповича-Вишневской. Эта ассоциация реализует гуманитарные музыкальные программы в том числе в лагерях беженцев. У Елены четверо детей: старший сын Иван (29 лет) стажируется в банке, Сергей (25 лет) будущий режиссер, сценарист, Анастасия (21 год) - художница, Александр (20 лет) - пианист.

Галина Вишневская. Некролог

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Галина ВИШНЕВСКАЯ: «Я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать» - Ни бесплатного образования, ни бесплатной квартиры - мы жили в коммуналке здесь - я не получила. Ни у кого ничего не просила. Никому ничем не обязана. А чтобы сверкать, надо иметь талант, другого пути я не знаю. Еще надо, конечно выйти и предъявить себя, а дальше - добиваться самого высокого качества. Работать надо! И я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать, и книгу свою не перерабатывала - пару эпизодов добавила и все. Ах, да - там еще досье КГБ на меня есть. И много фото. Ну и напоследок Вишневскую спросили, что бы она сделала, стань она президентом. - Пенсии изменила бы! - ни секунды не колеблясь ответила Галина Павловна. - чтобы срамоты этой не было, чтобы наши пенсионеры не тыкались как слепые котята , чтобы наши деды и матери не были бы вынуждены попрошайничать. УРОКИ ЖИЗНИ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ О ЖИЗНИ - В молодости еще можно найти в себе силы принимать с юмором тычки и затрещины, но с годами, когда внутреннее зрение становится безжалостным, жизнь бесстыдно обнажается перед тобой и в уродстве своем, и в красоте. Ты вдруг неумолимо понимаешь, что у тебя украдены лучшие годы, что не сделал и половины того, что хотел и на что был способен; становится мучительно стыдно перед собой, что позволил преступно унизить в себе самое дорогое - свое искусство. - Самое главное - это не давать воли отчаянию. - Если ты хочешь совершить какой-нибудь поступок, то, сначала подумай - ты хочешь подниматься вверх или падать вниз. - Никому не жалуюсь, хожу, задрав голову, назло всем моим завистникам, и торчу у них как кость в глотке. О РАБОТЕ - Для меня во время исполнения роли все, что я делаю на сцене, так важно, как вопрос о жизни и смерти. Если бы мне отрезали голову, только тогда я не смогла бы допеть спектакль. - Все эти страсти-мордасти - просто отсутствие актерской техники и внутреннего контроля. - Темперамент - это умение себя сдерживать.

25 октября 2016

25 октября исполнилось 90 лет Галине Вишневской — великой русской женщине, выдающейся актрисе и гениальной певице.

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету не коснется -

Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила

Будто там впереди не могила,

А таинственной лестницы взлет.

Анна Ахматова. «Слушая пение».

19 декабря 1961 (Никола Зимний). Больница имени Ленина (Вишневская пела «Бразильскую бахиану» Э.Вилла-Лобоса)

Великая женщина, Галина Вишневская всегда была окружена великими мужчинами. Она была бы великой и без них, но они были.

Ростропович

«- Мел… Мтл… Извините, трудно выговорить ваше имя…

А вы зовите меня просто Славой. Можно мне вас Галей звать?

Хорошо, зовите Галей.»

Главный мужчина ее жизни. Муж, с которым она прожила более полувека. Прошла через великую славу и тяжкие испытания. В своей книге Галина Вишневская много рассказывает об отношениях с мужем - романтических, творческих, дружеских. Действительно, семья Ростроповича и Вишневской долгое время считалась этаким эталоном ячейки общества советской творческой интеллигенции. Фотографии, где Слава дома играет на виолончели, обошли мировую прессу.


И эта пара была образцовой не только в пропагандистском смысле. Их отношения - идеал гражданских чувств. Вот, что вспоминает Вишневская о том, как Ростропович решался подписать письмо в поддержку Солженицына.

«- Оставь, не те теперь времена. Я знаю, что письмо не напечатают, и всё же какой-то круг людей узнает о нём от сотрудников редакций газет.

Но ты берёшь на себя очень большую ответственность за судьбы многих близких тебе людей. Ведь это коснётся не только тебя, но и твоих близких друзей, твоей сестры-скрипачки, которую в любую минуту смогут выгнать из оркестра, а у неё муж и дети. Ты не можешь не думать, что ждёт их, а также меня. У меня театр, и я не хочу перечислять - чего лишусь… Всё, что я создавала в течение всей жизни, пойдёт прахом.

Уж с сестрой-то ничего не случится, а с тобой мы можем фиктивно развестись, и тебя ничто не коснётся.

Фиктивный развод? А где же ты собираешься жить и что ты скажешь детям?

Жить мы будем вместе, а детям я объясню, они уже большие, и всё поймут.

Но, как я понимаю, ты предлагаешь развод, чтобы именно внешне отделить себя от семьи, а тогда мы должны жить врозь. Ты что же, собираешься тайком лазить ко мне в окна по ночам? Ах, нет? Ну, конечно, это смешно. Тогда мы будем жить вместе, а я повешу себе на грудь объявление, что не сплю с тобой в одной постели и потому не отвечаю за твои поступки. Ты это мне предлагаешь? Ты хоть никому не рассказывай, не выставляй себя на посмешище.

Но ты пойми, если я сейчас не вступлюсь, не вступится никто.

Открыто не вступится никто в любом случае. Ты выступаешь против адской машины в одиночку и должен трезво и ясно видеть все последствия. Не забывай, где мы живём, здесь с любым могут сделать всё. Возвысить и уничтожить. Вон Сталина, который был в этой стране больше, чем Бог, выбросили из мавзолея, потом Хрущёва как ветром сдуло, будто он и не был десять лет главой государства. Первое, что с тобой сделают, это тихонько вышвырнут из Большого театра, что нетрудно: ты там приглашённый дирижёр. И, конечно, твоим заграничным поездкам можешь сказать «прощай!». Ты готов к этому?

Перестань паниковать. Я уверен, что ничего не случится. Я должен это сделать, я много думал, и ты пойми…

Я тебя очень хорошо понимаю, и уж ты-то прекрасно знаешь, что в результате во всём поддержу тебя и буду рядом с тобой. Но я отчетливо представляю, что нас ждёт, а представляешь ли ты - в этом я очень сомневаюсь. Я признаю всю твою правоту, хоть сама бы этого и не сделала, имея в виду все несчастья, что свалятся на нашу семью, о чём тебе сейчас говорила… Но ты - большая личность, ты великий артист, и если ты чувствуешь, что должен высказаться, ты это делай.

Спасибо тебе. Я знал, что ты меня поймёшь.»

Шостакович

Великий композитор, а к тому времени, когда он познакомился с Вишневской, даже в ЦК КПСС понимали, что Шостакович - великий, был настолько очарован Галиной Вишневской, что начал писать специально для нее. Сначала вокальный цикл «Сатиры» на стихи Саши Черного, который был совершенно непохож на предыдущие работы Шостаковича, и с трудом пробился на сцену, естественно, из-за сатирического содержания. Потом композитор сделал оркестровку для вокального цикла Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти» - Вишневской очень нравился этот редко исполняемый цикл, прежде всего, из-за его драматической глубины.

Вишневская спела Катерину Измайлову в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», которую он восстановил после разгрома 30-х годов (об этой опере написана знаменитая статья «Сумбур вместо музыки»). Сначала, 26 декабря 1962 года, когда восстановленная опера прошла на сцене театра Станиславского, потом - на киноэкране, в фильме Михаила Шапиро, и наконец, в постановке 1978 года, когда, выполняя завещание старшего друга, Ростропович поставил оперу в ее первой редакции 1932 года.

Бриттен

Бенджамен Бриттен впервые услышал Галину Вишневскую во время ее выступления в Ковент-Гарден. Вишневская уже в 50-е объехала почти весь мир, выступала на крупнейших оперных площадках с лучшими музыкантами и певцами.

Бриттен был очарован «советской Каллас», как называли Вишневскую в буржуазной прессе, и написал специально для нее партию сопрано в своем «Военном Реквиеме». Предполагалось, что Вишневская поет на мировой премьере «Реквиема» в Ковентри - реквием был заказан собором этого города и исполнялся на открытии отреставрированного собора, разбомбленного фашистами во время войны, состав певцов был продуман, один англичанин, один немец и Вишневская - русская, но советская власть распорядилась иначе, на премьеру в Ковентри Вишневскую не пустили, и Галина записала произведение Бриттена в составе «лучших голосов за последние 100 лет».

Там, возмущенная, что инженеры звукозаписи усадили ее с женским хором, а не с солистами-мужчинами, Галина Павловна устроила скандал, но запись все равно считается великой.

Солженицын

Александр Исаевич просто жил рядом с Галиной Вишневской почти четыре года. На даче. Галя и Слава пустили Саню, как он себя называл, пожить на даче, потому что ему негде. Правда, как пишет она в своей книге, Солженицына, жившего фактически через стену, она видела нечасто - он работал, она ему не мешала. Самое удивительное, что пресс КГБ, международная известность Солжи (очень скандальная!), подписывание писем, в общем, ничего не мешало Галине Павловне получать новые награды и звания.

Перед Солженицыным она благоговела, и если бы не Галина Павловна (потому что решения принимал, конечно, больше Ростропович, но жила на даче больше Вишневская), которой невольно пришлось принимать участие в жизни писателя, еще неизвестно, как сложилась бы судьба русской литературы.

Сокуров

Это последний киноэпизод в удивительной биографии Галина Вишневской. Достойный всей ее предыдущей жизни.

Александр Сокуров, снявший документальный фильм-посвящение Ростроповичу и Вишневской, приглашает ее на главную роль в свой фильм «Александра». Это один из первых фильмов о войне в Чечне. Бабушка Александра Николаевна приезжает к внуку-офицеру в расположение части, стоящей в Чечне. Без грима, без музыки, в фильме, который, наверное, можно назвать «мокюментари» - имитирующем документальность, Галина Павловна совершает свой последний выход на широкий экран. Сам фильм и его послание остаются до сих пор неоцененными, и можно только восхититься высочайшим уровнем мастерства Вишневской, которой во время съемок было уже 80 лет.


Природа гармонично соединила в ней талант, красоту и силу характера. Галина Вишневская — одна из выдающихся оперных певиц 20 века.

В юные годы жизни Галины Вишневской один за другим следовали тяжелые испытания и потрясения. Отец ее был репрессирован, а в годы ВОВ юная Галина пережила блокаду. Во время войны Галина Вишневская прошла службу в войсках ПВО, а в 1944 году получила начальное музыкальное образование.

Ее талант к оперному исполнению признавали все педагоги, у Галины Вишневской был от природы поставленный голос.

Творческая биография Вишневской началась в середине 40-х годов на сцене ленинградского театра оперетты.

Большая сцена влекла юную певицу. В 1952 году в биографии Галины Вишневской наступает судьбоносный момент — она принята на стажировку в Большой театр Москвы, несмотря на отсутствие академического музыкального образования. Галина Вишневская брала частные уроки и много работала самостоятельно над своим волшебным сопрано.

По словам дирекции театра вскоре стало ясно, что певица Галина Вишневская — будущая прима главной сцены страны. «Не ей повезло, а, безусловно, театру». Вскоре все ведущие партии репертуара большого театра принадлежали Вишневской. Вишневская блистательно поет в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Пуччини.

В 1955 году Галина Вишневская встретила любовь всей своей жизни. Певица, обладающая потрясающей красотой, побывала уже дважды замужем, но будущим блистательным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем увлеклась сразу и на всю жизнь. Их брак зарегистрирован после 4-х дней знакомства.
В 60-х Вишневская покоряет мировые театральные подмостки. Она выступает Ковен-гаден (Лондон), в Метрополитен-опера (Нью-Йорк), в Ла-Скала (Милан), в Гранд-опера (Париж).

Вишневскую приглашают сниматься в кино. Такая внешность не может оставить равнодушной ни режиссеров, ни зрителей.

За время своей творческой биографии Вишневская работала со многими музыкальными знаменитостями современности. Она записывала свои исполнения в сопровождении самых лучших оркестров мира и выдающихся дирижеров и композиторов 20 века.

Безоблачная жизнь в СССР творчески состоявшейся элитарной советской певицы, актрисы, живущей счастливо в семейной жизни, Галины Вишневской закончилась в начале 70-х, когда вместе с мужем Ростроповичем она предоставила убежище гонимому властью философу Солженицыну у себя на даче.
Партия и лично тов. Брежнев не могли стерпеть такого оскорбления от ведущей примы Большого театра. Чтобы «урезонить» ранее вполне «политнадежную и выездную» Вишневскую ей вручают орден Ленина.

Но, не отказавшись от покровительства опального Солженицына, вскоре Вишневская и Ростропович сами становятся неугодными. В 1978 году лишенные советского гражданства они окончательно покидают СССР и возвращаются лишь в 1990 году.

За время пребывания за границей успешный творческий дуэт Вишневской и Ростроповича приобретает поистине грандиозную славу.

По возвращении в СССР Галина Вишневская не приняла обратно гражданство, отметив, что «не просила его отбирать и вновь возвращать».

Свои творческие переживания, разочарования, надежды Галина Вишневская описывает в интереснейшей автобиографической книге «Галина», которая впервые вышла в США в 1984 году. Книга была издана во многих странах, а затем разлетелась как бестселлер в СССР в 1991 году.

В 90-х Вишневская становится профессором московской консерватории. В 1993 году она закончила карьеру оперной певицы и с успехом выступала на сцене МХТ им. Чехова в Москве, снималась в кино.

Галина Вишневская занимала активную гражданскую позицию, вела благотворительную деятельность.

Скончалась великая русская оперная певица Галина Вишневская на 87 году жизни 11 декабря 2012 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

В память о выдающейся певице ее именем названы музыкальные школы в Москве и Санкт-Петербурге, на небесной орбите одна из малых планет Солнечной системы теперь носит имя Галины Вишневской.

Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова). Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде - умерла 11 декабря 2012 года в Москве. Советская и российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966).

Практически все ее детство прошло в Кронштадте.

Отец был репрессирован перед войной. Перенесла блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943-1944 годах в течение полугода училась Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И.С. Дид-Зурабова.

С 1947 года работала в Ленинградской филармонии.

С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре, по образному выражению Б.А. Покровского, стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н.А. Булганин.

С 1955 года гастролировала за рубежом: Чехословакия, ГДР, Финляндия, Великобритания, Италия, Франция, Бельгия, США, Канада, Югославия, Австрия, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы - произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение А. А. Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, И. Б. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др.

Была партнёршей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом - Д. Фишера-Дискау, П. Доминго, Н. Гедды и др.

Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград - «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён.

В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года - руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве. Церемония прощания проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя.

Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с Мстиславом Ростроповичем.

В честь Галины Вишневской названы:

Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование - улица Галины Вишневской.
- Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская».
- Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве.
- Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте названа именем Г. Вишневской.
- Малая планета Солнечной системы № 4919.

Рост Галины Вишневской: 161 сантиметр.

Личная жизнь Галины Вишневской:

Трижды была замужем.

Первый муж - Георгий Вишневский, военный моряк. Брак продлился несколько месяцев в 1944 году.

Второй муж - Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты. Гражданский и официальный брак продлился с 1944 по 1955 год. У пары родился сын - Илья Рубин (умер в младенчестве в 1945 году).

Третий муж - (1927-2007), дирижёр, виолончелист.

Вышла за него замуж в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства. Впоследствии в ансамбле с ним выступала на самых престижных концертных площадках мира (М.Л. Ростропович сначала работал в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра).

Состояли в браке с 1955-го по 2007-й год.

У них родились две дочери.

Старшая дочь - Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время - художественный руководитель Центра оперного пения.

Младшая дочь - Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская - Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Фильмография Галины Вишневской:

1966 - Катерина Измайлова (фильм-опера) - Катерина Львовна Измайлова
1972 - Звезда в ночи - Аделина Патти
1990 - Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
1992 - Наш любимый юный дед (документальный)
1993 - Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) - Кручинина
1994 - Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
2006 - Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
2007 - Александра (реж. А. Н. Сокуров) - бабушка Александра Николаевна
2008 - Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
2009 - Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
2010 - Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
2011 - Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Работы Галины Вишневской в Ленинградском областном театре оперетты:

«Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова - Яринка
«Продавец птиц» К. Целлера - Христина
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана - Нинон

Галина Вишневская - Аида

Оперные премьеры Галины Вишневской:

Большой театр:

1953 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского - Татьяна
1954 - «Фиделио» Л. ван Бетховена - Леонора
1955 - «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова - Купава
1957 - «Укрощение строптивой» В. Шебалина - Катарина
1957 - «Свадьба Фигаро» В. Моцарта - Керубино
1957 - «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини - Баттерфляй
1958 - «Аида» Дж. Верди - Аида
1959 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского - Лиза
1959 - Война и мир" С. С. Прокофьева - Наташа Ростова
1962 - «Фальстаф» Дж. Верди - Алиса Форд
1962 - «Фауст» Ш. Гуно - Маргарита
1962 - «Каменный гость» А. С. Даргомыжского - Донна Анна
1962 - «Судьба человека» И. И. Дзержинского - Зинка
1964 - «Травиата» Дж. Верди - Виолетта
1964 - «Октябрь» В. Мурадели - Марина
1965 - «Человеческий голос» Ф. Пуленка - Героиня
1970 - «Семён Котко» С. С. Прокофьева - Софья
1970 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова - Марфа
1971 - «Тоска» Дж. Пуччини - Флория Тоска
1973 - «Франческа да Римини» С. Рахманинова - Франческа
1974 - «Игрок» С. С. Прокофьева - Полина

Другие театры:

1964 - «Турандот» Дж. Пуччини - Лиу (Ла Скала, Милан)
1969 - «Отелло» Дж. Верди - Дездемона (Москва)
1976 - «Макбет» Дж. Верди - Леди Макбет (Эдинбург)
1981 - «Иоланта» П. Чайковского - Иоланта (Вашингтон)
1983 - «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Галина Вишневская - Болеро

Концертные премьеры Галины Вишневской:

1957 - Девятая симфония л. ван Бетховена - партия сопрано
1958 - «Реквием» Дж. Верди - партия сопрано
1961 - «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
1962 - «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
1962 - Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
1963 - «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
1963 - Вторая симфония Г. Малера (Вена)
1965 - «Эхо поэта» Б. Бриттена
1965 - Четвёртая симфония Г. Малера
1967 - Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
1969 - Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
1972 - Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
1979 - «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
1981 - Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
1983 - «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)