Какие сказки написал антоний погорельский. Краткая биография погорельского самое главное

Антоний Погорельский (1787–1836)
Русский писатель, прозаик, государственный деятель. Один из первых отечественных писателей обратился к жанру фантастики.

Настоящее имя - Алексей Алексеевич Перовский. Точная дата рождения не установлена. Происходил из очень известной семьи. Внебрачный сын графа Алексея Кирилловича Разумовского, брат государственных деятелей графов Перовских, дядя А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых. Детство провёл в имении Разумовского на Украине где и получил начальное образование. В 1805 году поступил в Московский университет, который закончил через два года со степенью доктора философских и словесных наук.

С детства имел способности к сочинительству и был знаком со многими известными литераторами того времени (Карамзин, Жуковский, Тургенев), однако свое предназначение видел в государственной службе. С 1808 по 1812 служил на разных должностях в провинции и Петербурге. Когда началась Отечественная война 1812 года Погорельский вопреки воле отца оставил пост секретаря министра финансов и ушел в действующую армию. Служил в третьем Украинском казачьем полку, принимал участие в партизанских действиях и крупных сражениях (под Лейпцигом и при Кульме). До 1816 служил в оккупированной союзниками Саксонии адъютантом кн. Н. Г. Репнина. Здесь Погорельский познакомился с творчеством Гофмана, оказавшим на него значительное влияние.

В 1816 году Погорельский покинул армию и вернулся в Петербург где продолжил гражданскую службу. В это время значительно расширяется круг его литературных знакомств, Погорельский входит в среду арзамасцев, знакомится с Пушкиным. В частности Погорельский активно защищал от нападок критики Пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Помимо этого Погорельский становится воспитателем своего племянника А. К. Толстого, мать которого (сестра Погорельского) ушла от мужа вскоре после рождения сына. В 1822 году умер отец писателя и Погорельскому по наследству досталось имение Погорельцы на Украине, в котором он подолгу жил и от названия которого и взял себе псевдоним. Под этим псевдонимом в 1825 году была опубликована первая значительная художественная работа Погорельского – повесть "Лафертовская маковница", высокого оцененная Пушкиным, а затем и сборник "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (1828). К 1829 г. относится детская фантастическая повесть "Черная курица", а с 1830 года начинается публикация самого крупного произведения Погорельского – романа «Монастырка». Все произведения Погорельского оказались новаторскими для своего времени и вызывали обширные дискуссии. В 1830 году Погорельский окончательно ушел в отставку. Писатель жил в своем имении Погорельцы (хотя много ездил по Европе и России), много времени уделяя воспитанию племянника. Скончался Погорельский от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.

ПОГОРЕЛЬСКИЙ, АНТОНИЙ (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, за 1805–1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830), издававшее сборники по литературе и фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности.

В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В 1825–1830 – попечитель Харьковского учебного округа, много способствовавший совершенствованию образовательного процесса.

В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова «Новости литературы» была напечатана фантастическая повесть Погорельского Лафертовская маковница – первая в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы – старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича (Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин писал брату: «Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину».

В 1828 вышел сборник Погорельского Двойник, или Мои вечера в Малороссии (помимо Маковницы , включал повести Изидор и Анюта , Пагубные следствия необузданного воображения и Путешествие в дилижансе ), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам воспитания, направленный против эгоизма и пустоты «общепринятого» стиля дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той, однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический Двойник, второе «я» рассказчика, стремится решить естественнонаучным объяснением.

Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. В волшебной повести для детей, как определил ее жанр автор, Черная курица, или Подземные жители , написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после Рыцаря нашего времени Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Впоследствии сказка была особенно любима Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира.

В 1830 Погорельский стал сотрудником «Литературной газеты» А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа Магнетизер и начало романа Монастырка , в котором сентиментальная дидактика и авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда, на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного монастыря. В либеральных литературных кругах это произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а «Литературная газета» называла Монастырку «настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов».

Имя: Алексей Алексеевич Перовский
Псевдонимы: Антоний Погорельский, К. Григорий
Дата и место рождения: 1787, Москва
Дата и место смерти: 1836, Варшава
Род деятельности: писатель
Жанр: повесть, сказка, роман

Краткая биография Антония Погорельского (1787 - 1833 (46 лет)) содержит полную информацию о классике, зачинателе традиций фантастики в русской литературе, Алексее Алексеевиче Перовском. Писатель также был известен под псевдонимами Антоний, Б-в, Буква Ъ, Григорий; его произведения востребованы до сих пор.

Незаконнорожденный

На государственной службе

В действующей армии

На литературном поприще

Подземные жители

Последние годы жизни и смерть

Незаконнорожденный2

В 1787 году у графа Алексея Разумовского родился сын вне законного брака. Для богатых вельмож того времени это было обычным явлением: ребенок, названый по отцу Алексеем, был оставлен в родовом имении близ г. Почеп. Прекрасное домашнее образование продолжилось в Московском университете (1805). Выдержав экзамен на докторскую степень философии и словесных наук, Алексей Перовский стал служить в одном из департаментов Сената.

На государственной службе

Продвинутся по службе Алексею, во многом, помогли связи отца. Он, также, смог познакомиться с передовыми людьми своего времени: Карамзиным, Вяземским, Жуковским. Повесть «Бедная Лиза» Карамзина, была им переведена на немецкий язык. Кроме того, были изданы лекции Погорельского. В них, автор, в популярной форме, изложил основы ботаники, теорию Карла Линнея, мысли по распространению сельскохозяйственных культур в России. Погорельский входит в ряд научных сообществ, которые занимались историей и естествознанием. В 1812 году он получает должность секретаря министра финансов, но пребывает в ней недолго – началась война с Наполеоном.

В действующей армии

Вопреки отцу Алексей идет добровольцем в армию. Штаб-ротмистр Погорельский, в составе 3-го Украинского иррегулярного полка, прошел горький путь отступления, видел поражение бегство армии объединенной Европы, воевал в составе рейдовых партизанских формирований. Пройдя через десятки сабельных атак во многих сражениях (в том числе под Кульмом, в «Битве народов» у Лейпцига), Алексей Перовский получил назначение в штаб князя Репнина. В мае 1814 года он поступил в лейб-гвардии Уланский полк, в составе которого два года находился в Германии.

Отставка, Петербург и начало творчества

В 1816 году Алексей Перовский оставил службу и возвратился в столицу, чтобы продолжить штатскую службу чиновником особых поручений. Он входит в круг общения А.С. Пушкина, пробует свои силы в поэзии (переводы из древнеримских од). Служба позволяет Алексею Алексеевичу заниматься литературным трудом. В 1825 году он опубликовал мистическую повесть «Лефертовская маковница», вызвавшую дискуссию среди любителей российской словесности. Три года спустя писатель издает сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», которая получила горячее одобрение Пушкина.

На литературном поприще

Успех «Двойника», нашедший отклик в «Русском инвалиде» и «Северной пчеле» позволяет Погорельскому выйти в отставку. Он приступил к написанию сентиментально-романтического произведения «Монастырка» (1833), который был позитивно воспринят читателями. Писатель много времени проводит в родном Погорельском, занимается воспитанием своего племянника, который в будущем станет известным писателем и драматургом. Вместе с ним Алексей Алексеевич путешествует по Европе, общается со знаменитым художником Брюлловым, библиофилом Соболевским. В России также нашлось немало мест, которые посетили Погорельский и Толстой.

Подземные жители

В 1829 году Погорельским была опубликована волшебная повесть «Черная курица или Подземные жители» о контакте с параллельным миром. Главный герой произведения, получив сверхспособности, не выдержал испытания; под угрозой он выдал своих новых друзей.

Сказка стала первым произведением в жанре философской фантастики, со временем нашедшем множество последователей. Написанная Антонием Погорельским для своего племянника, «Черная курица» выдержала множество переизданий, войдя в золотой фонд литературы для детей.

Последние годы жизни и смерть

В середине 30-х годов XIX столетия писатель прочно обосновался в Погорельцах, занимаясь литературой и воспитанием племянника. Незадолго до смерти встречался в Москве с Пушкиным, высоко ценившим его произведения.

Весной 1836 года у Погорельского обострился туберкулез и по дороге в Ниццу он скончался, оставив в наследство сестре и племяннику имение Красный Рог.

Незаконнорожденный3

В 1787 году у графа Алексея Разумовского родился сын вне законного брака. Для богатых вельмож того времени это было обычным явлением: ребенок, названый по отцу Алексеем, был оставлен в родовом имении близ г. Почеп. Прекрасное домашнее образование продолжилось в Московском университете (1805). Выдержав экзамен на докторскую степень философии и словесных наук, Алексей Перовский стал служить в одном из департаментов Сената.

На государственной службе

Продвинутся по службе Алексею, во многом, помогли связи отца. Он, также, смог познакомиться с передовыми людьми своего времени: Карамзиным, Вяземским, Жуковским. Повесть «Бедная Лиза» Карамзина, была им переведена на немецкий язык. Кроме того, были изданы лекции Погорельского. В них, автор, в популярной форме, изложил основы ботаники, теорию Карла Линнея, мысли по распространению сельскохозяйственных культур в России. Погорельский входит в ряд научных сообществ, которые занимались историей и естествознанием. В 1812 году он получает должность секретаря министра финансов, но пребывает в ней недолго – началась война с Наполеоном.

В действующей армии

Вопреки отцу Алексей идет добровольцем в армию. Штаб-ротмистр Погорельский, в составе 3-го Украинского иррегулярного полка, прошел горький путь отступления, видел поражение бегство армии объединенной Европы, воевал в составе рейдовых партизанских формирований. Пройдя через десятки сабельных атак во многих сражениях (в том числе под Кульмом, в «Битве народов» у Лейпцига), Алексей Перовский получил назначение в штаб князя Репнина. В мае 1814 года он поступил в лейб-гвардии Уланский полк, в составе которого два года находился в Германии.

Отставка, Петербург и начало творчества

В 1816 году Алексей Перовский оставил службу и возвратился в столицу, чтобы продолжить штатскую службу чиновником особых поручений. Он входит в круг общения А.С. Пушкина, пробует свои силы в поэзии (переводы из древнеримских од). Служба позволяет Алексею Алексеевичу заниматься литературным трудом. В 1825 году он опубликовал мистическую повесть «Лефертовская маковница», вызвавшую дискуссию среди любителей российской словесности. Три года спустя писатель издает сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», которая получила горячее одобрение Пушкина.

На литературном поприще

Успех «Двойника», нашедший отклик в «Русском инвалиде» и «Северной пчеле» позволяет Погорельскому выйти в отставку. Он приступил к написанию сентиментально-романтического произведения «Монастырка» (1833), который был позитивно воспринят читателями. Писатель много времени проводит в родном Погорельском, занимается воспитанием своего племянника, который в будущем станет известным писателем и драматургом. Вместе с ним Алексей Алексеевич путешествует по Европе, общается со знаменитым художником Брюлловым, библиофилом Соболевским. В России также нашлось немало мест, которые посетили Погорельский и Толстой.

Подземные жители

В 1829 году Погорельским была опубликована волшебная повесть «Черная курица или Подземные жители» о контакте с параллельным миром. Главный герой произведения, получив сверхспособности, не выдержал испытания; под угрозой он выдал своих новых друзей.

Сказка стала первым произведением в жанре философской фантастики, со временем нашедшем множество последователей. Написанная Антонием Погорельским для своего племянника, «Черная курица» выдержала множество переизданий, войдя в золотой фонд литературы для детей.

Последние годы жизни и смерть

В середине 30-х годов XIX столетия писатель прочно обосновался в Погорельцах, занимаясь литературой и воспитанием племянника. Незадолго до смерти встречался в Москве с Пушкиным, высоко ценившим его произведения.

Весной 1836 года у Погорельского обострился туберкулез и по дороге в Ниццу он скончался, оставив в наследство сестре и племяннику имение Красный Рог.

Алексей Алексеевич Перовский, писавший под псевдонимом Антоний Погорельский, родился в 1787 году. Поскольку он был незаконнорожденным, точная дата его появления на свет не сохранилась. Отец мальчика, Алексей Кириллович Разумовский, граф, сенатор, самый богатый человек России начала XIX века, в свое время вступил в законный брак с графиней Варварой Петровной Шереметевой, но через несколько лет «отженил» ее и стал сожительствовать с мещанкой Марией Михайловной Соболевской.

Разумовский пользовался большим авторитетом у российских императоров и очень любил своих детей от Соболевской (всего их было 10, и отец называл их «воспитанниками»). По ходатайству графа Александр I дал его отпрыскам дворянство и фамилию Перовские – по подмосковному селу Перово, принадлежавшему Разумовским.

Алеша получил хорошее домашнее образование. Однажды он попал отцу под горячую руку, и Разумовский спровадил сына в закрытый пансион. Ребенок был в отчаянии и решил бежать. Он забрался на забор, свалился с него, повредил себе ногу, на всю жизнь оставшись хромым. А из пансиона его немедля забрали.

Уже в детстве у Алексея проявились литературные таланты. Как-то раз он подарил отцу на день рождения тетрадку со своими сочинениями, чем привел Разумовского в великое умиление. Вообще Алексей Кириллович из всех своих детей (а у графа помимо Перовских были еще 2 сына и 2 дочери от Шереметевой) выделял и особенно любил Алешу.

После получения дворянства Перовский поступил в Московский университет и окончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Он вознамерился было сделать чиновную карьеру… Однако вскоре грянул 1812 год, и Алексей Алексеевич, вопреки воле Разумовского, отправился добровольцем в действующую армию. Партизанил, участвовал в битвах под Тарутином, Лосецами, Морунгеном, Дрезденом и при Кульме. Храброго офицера приметил российский генерал-губернатор королевства Саксонии Н.Г. Репнин и взял его к себе старшим адъютантом. В Дрездене, столице Саксонии, Алексей Алексеевич впервые познакомился с новеллами Э.Т.А. Гофмана. Он был очарован ими, что наложило неизгладимый отпечаток на все творчество писателя.

В 1816 году Перовский вышел в отставку и вернулся в Петербург. Его назначили чиновником особых поручений по департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий. Служба оказалась не обременительной, что позволило Алексею сблизиться со столичными литераторами, в том числе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским.

Перовский периодически выезжал в свое любимое имение Погорельцы в Черниговской губернии. Осенью 1817 года к нему в Петербурге неожиданно нагрянула родная сестра Анна Алексеевна с месячным сынишкой Алешенькой. Год назад она вышла замуж за пожилого вдовца Константина Петровича Толстого, но не ладила с мужем, а после рождения сына супруги окончательно разругались. 18-летняя Анна Алексеевна забрала младенца и поспешила к брату за помощью. Перовский немедля отвез сестру и племянника в Погорельцы. Отныне Толстые стали семьей одинокого писателя. В отличие от дяди Алексей Константинович Толстой достиг несравненно больших высот в словесности и ныне признан классиком не только российской, но и мировой литературы.

Когда в 1820 году Алексей Алексеевич вознамерился опубликовать свой перевод оды Горация – это была его первая публикация, то решил подписаться псевдонимом, произведенным от названия любимого имения – Антоний Погорельский. Впоследствии этот псевдоним стал более известным, чем настоящее имя сочинителя.

Отец не дождался литературной славы сына. Алексей Кириллович Разумовский умер весной 1822 года, оставив Алексею Алексеевичу имения Погорельцы и Красный Рог. Уже в июле того же года Перовский подал прошение об отставке. Несколько лет он безвыездно жил в Погорельцах, где занимался садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи и сочинительством.

В 1825 году в журнале «Новости литературы» Антоний Погорельский опубликовал первую в истории русской литературы фантастическую повесть «Лафертовская маковница». Успех был необычайный.

Весной 1826 года Алексей Алексеевич с племянником Алешей совершил полугодовое путешествие в Германию, где, в частности, состоялась их встреча с И.В. Гёте.

Полный отеческой любви к 11-летнему племяннику, Алексей Алексеевич задумал написать для него сказку – первую сказочную повесть в русской литературе. В тот год маленького Алешу, как и когда-то дядю, отдали в закрытый пансион. Мальчик там очень тосковал. Однажды он рассказал навестившему его дяде, как подружился с курицей и спас ее от кухарки, намеревавшейся зарезать бедняжку. Эта история и легла в основу сюжета повести, которая получила название «Черная курица, или Подземные жители». А героем повести стал мальчик Алеша. Автор опубликовал свой маленький шедевр отдельной книжкой в 1829 году. Это произведение и обессмертило имя писателя.

Потом Антоний Погорельский представил читателям еще несколько романов, повестей и новелл. Но все им созданное после «Черной курицы…» ныне предано забвению, современному читателю оно скучно и интересует только исследователей русской литературы первой половины XIX века.

В начале 1836 года у Перовского обострилась «грудная болезнь» (предположительно, туберкулёз). Летом он в сопровождении Анны Алексеевны и племянника отправился для лечения в Ниццу, однако по дороге слег в гостинице в Варшаве, промучился 3 дня и умер 21 июля того же года.

ЧЕРНАЯ КУРИЦА ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ

Р. Михеенков. Черная курица. Инсценировка.

Н. Шувалов. Черная курица. Пьеса в двух действиях.

И. Ционский. Черная курица. Пьеса для театра кукол.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

Золотым веком русской литературы называют XIX век. В развитии детской литературы, не было резкого перехода от одного столетия к другому. Все основные тенденции развития литературы для детей, отмеченные для предыдущей эпохи, наблюдаются в основном и в начале нового века, видоизменяясь, развиваясь, с тем, чтобы перейти в новое качество. Это характеризует литературную ситуацию первых двух десятилетий, когда весомую лепту в развитие русской литературы внесли В.А.Жуковский, А. С. Пушкин. В 30-е годы появляются новые авторы -- профессиональные детские писатели, развиваются новые жанры, разновидности детских книг, появляются талантливые писатели, чьи произведения стали классикой детского чтения, -- А. Погорельский, В.Ф.Одоевский.

Писатели-романтики открыли для «высокой» литературы жанр сказки. Параллельно с этим в эпоху романтизма произошло открытие детства как уникального, неповторимого мира, глубина и ценность которого притягивает взрослых. Исследователь русского романтизма Н.Берковский писал о том, что романтизм установил культ ребенка и культ детства. В поисках идеала романтики обратились к незамутненному детскому взгляду на мир, противопоставляя его порой эгоистическому, грубо материальному миру взрослых. Мир детства и мир сказки идеально соединились в творчестве А. Погорельского и В. Одоевского.

Итак, тема нашей работы: «Творчество А. Погорельского и В. Одоевского для детей»».

Цель нашей работы - изучить художественные особенности сказок А. Погорельского, В. Одоевского.

Задачи:

1. Познакомиться с интересными фактами из биографии писателей.

2. Выявить особенности сказок А. Погорельского, В. Одоевского.

1. Антоний Погорельский - жизнь и творчество

Антоний Погорельский (1787-1836)-- псевдоним Алексея Алексеевича Перовского. В детстве А. Перовский получил разностороннее домашнее образование, затем за два с не большим года окончил Московский университет. Из университета вышел со званием доктора философии и словесных наук. Во время войны 1812 года Перовский был боевым офицером, участвовал в сражениях при Дрездене, Кульме, служил в Саксонии. Здесь он познакомился с известным немецким музыкантом и писателем-романтиком Т.Амадеем Гофманом.

Иронический псевдоним «Антоний Погорельский» связан с названием имения писателя Погорельцы в Черниговской губернии и именем святого Антония Печерского.

А. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. Погорельский внес вклад в развитие русской литературы и тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника -- Алексея Константиновича Толстого.

Известность Погорельскому принесли повесть «Лафертовская маковница» (1825), сборник повестей «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), нравоописательный роман «Монастырка» (1830--1833). Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования Погорельского делает привлекательными его произведения. Его первая сказочная повесть «Лафертовская маковница» наряду с «Черной курицей» включается в сборники для детского чтения. Повесть привлекла внимание Пушкина. Его особенно восхитил один из персонажей, существующий то в облике титулярного советника, то в облике бабушкиного кота. Пушкин писал брату: «Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном (у Погорельского -- Аристарх.) Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину».

2. Владимир Федорович Одоевский - «живая энциклопедия»

художественный сказка одоевский погорельский

Значительный вклад в развитие литературы для детей внес известный деятель культуры первой половины XIX века В.Ф.Одоевский. «В совершенстве развитый человек», «живая энциклопедия» -- так отзывались о нем знавшие его. В.Ф. Одоевский (1803-1869) -- самобытный философ, талантливый писатель, музыковед, педагог, пропагандист фольклора, издатель альманаха «Мнемозина» и журнала «Московский вестник», соредактор пушкинского «Современника». Будучи помощником директора Публичной библиотеки в Петербурге, директором Румянцевского музея (книгохранилище которого стало основой Российской государственной библиотеки), он способствовал развитию книжного дела в России. В сфере его разносторонних интересов находилась и детская литература.

В.Ф. Одоевский родился в Москве. По отцу он принадлежал к старинному княжескому роду, восходящему к легендарному Рюрику. Мать будущего писателя была из крепостных. После смерти отца он воспитывался в доме дяди, а с 1816 по 1822 год учился в Московском университетском благородном пансионе. Пансиону Одоевский обязан систематическими знаниями в области гуманитарных и естественных наук. Здесь сформировался его интерес к самостоятельным научным изысканиям. Увлечение философией привело Одоевского к созданию «Общества любомудрия», объединившего талантливых молодых людей, известных впоследствии деятелей литературы и культуры. В это общество входили поэт Д. Веневитинов, критик И.Киреевский, поэт А. Хомяков. К кругу любомудров были близки молодые поэты Ф.Тютчев, С.Шевырев, историк М.Погодин, журналист и издатель Н.Полевой. Цель общества его участники определили самим названием -- любовь к мудрости, глубокое изучение античных и немецких философов (Канта, Фихте, Шеллинга), размышления о связи философии и литературы. Любомудры провозглашали: литература не только область чувств, но и мыслей, а для науки необходима не только логика, но и образность. «В наш век наука должна быть поэтическою», -- утверждал Одоевский и реализовал этот принцип в художественном творчестве, в частности обращенном к детям.

Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что включал ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и члена разных ученых обществ Иринея Модестовича Гомозейко. Магистр философии в книгах для детей превратится в обаятельного рассказчика -- дедушку Иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки», что характеризует особенности его стиля -- соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов. Поэтика этих сказок близка поэтике Гоголя в его петербургских повестях.

Белинский, характеризуя одну из повестей Одоевского, отмечал «необщее выражение», то есть необычность проявления дидактизма и юмора. Своеобразное выражение «идея невидимого» получила в сказке «Игоша» из этого сборника. Ее иногда относят к детскому чтению. Игоша -- некое фантастическое существо, без рук, без ног, действующее вопреки логики. Взрослые не верят в его существование и за все проказы (разбросанные игрушки, сдернутую со стола скатерть) наказывают мальчика. У современного читателя сразу возникнут ассоциации с популярным ныне домовенком Кузей, Карлсоном. А для современников Одоевского явны были параллели с гофмановской сказкой «Неизвестное дитя».

Сказка Одоевского создана на пересечении фантастического, мистического и вполне научного интереса к тайнам человеческой психики. Заключая повествование о полузабытом сказочном эпизоде детской жизни, Одоевский пишет: «Мало-помалу учение, служба, житейские происшествия отдалили меня даже от воспоминаний о том полусонном состоянии моей младенческой души, где игра воображения так чудно сливалась с действительностью, но иногда в минуту пробуждений, странное существо, являвшееся мне в младенчестве, возобновляется в моей памяти, и его явление мне кажется естественным и понятным».

Линию «Игоши» Одоевский продолжил в «таинственных» повестях «Сильфида», «Саламандра», «Косморама». У читателей-современников пользовались большим успехом его «светские» нравоописательные повести «Княжна Мими», «Княжна Зизи». Главная книга Одоевского «Русские ночи» (1836--1844) своеобразна по жанру: это и философский роман, и собрание романтических повестей. Среди героев повестей -- замечательные музыканты и художники, от Баха, Бетховена до неизвестного импровизатора Киприяно. Здесь органично соединился талант Одоевского-писателя и музыканта, музыковеда.

Особое место в творчестве Одоевского занимают научно-фантастические произведения. Незадолго до смерти он писал: «Но будет время -- лишь бы оно поскорее пришло -- когда во всех и в каждого проникнет убеждение, что в России все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука». Свое представление о будущем России он выразил в неоконченном фантастическом романе «4338-й год». Предугадывает писатель-провидец полеты на Луну, возможность влиять на климат, новые способы передачи информации («изобретение книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг», «типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек»).

Одоевский -- активный участник литературного процесса на протяжении нескольких десятилетий. Узами дружбы он был связан со многими представителями отечественной литературы -- от Грибоедова, Жуковского, Пушкина, Белинского до Толстого, Гончарова, Достоевского, Лескова. Параллельно с литературным творчеством он уделяет внимание науке, активно занимается просветительской, педагогической и филантропической деятельностью. По его инициативе в Петербурге были основаны две больницы, ряд детских приютов, создано Общество посещения бедных -- благотворительная организация, оказавшая практическую помощь десяткам тысяч нуждающихся семейств.

В целях просвещения народа князь Одоевский пишет и издает популярные книги. В сотрудничестве с А.П.Заблоцким-Десятовским он издает альманах «Сельское чтение», в котором помещает статьи по различным отраслям знания, советы по ведению сельского хозяйства.

Одоевский -- педагог и детский писатель. В течение длительного времени Одоевский входил в Ученый комитет Министерства государственных имуществ, занимался организацией учебного процесса в различных учебных заведениях -- от воспитательных домов, приходских сельских училищ до Мариинского института благородных девиц. Он написал ряд учебных пособий для учащихся, руководств для учителей.

В 1834--1835 годах он издает необычное пособие для воспитательных домов, где пребывали сироты, -- «Детские книжки для воскресных дней». Здесь помещались педагогические наставления для воспитательниц, дидактические материалы, а также рассказы и сказки для чтения детям.

Одним из первых в России Одоевский заинтересовался педагогикой как наукой. Он задумал большое сочинение по вопросам педагогики под названием «Наука до науки». При жизни писателя была опубликована только небольшая его часть. Во многих статьях по вопросам школьного преподавания, в заметках о воспитании содержится целый ряд идей, ставших впоследствии ключевыми в русской педагогике.

Педагогические идеи Одоевского взаимосвязаны с его философскими воззрениями. Магистральная мысль писателя устремлена к целостному познанию, к необходимости культуры мысли и чувства. Главную задачу воспитания педагог видел в «приучении ученика прежде всего быть человеком». Общее образование он понимал как общечеловеческое, предшествующее всякому специальному. Современно звучат его мысли о целостном восприятии мира ребенком («дитя -- отъявленный энциклопедист; подавайте ему все, не дробя предметы искусственно»), о путях воспитательного влияния на человека, об искусстве говорить с детьми.

Одоевский пишет: «Три пути действовать на ребенка: разумное убеждение, нравственное влияние, эстетическая гармонизация кому недоступно убеждение (дело труднейшее), на того можно подействовать нравственным влиянием; ребенок вам уступит, потому что этого желаете вы, из любви к вам; не добились вы любви от ребенка, старайтесь развить его эстетической гармонизацией -- музыкой, картинами, стихами...».

Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. Само обращение к детской литературе естественно вытекало из его педагогической и филантропической деятельности. Первые свои произведения для детей Одоевский помещает в периодических изданиях, чаще всего в «Детской библиотеке» А. Очкина и Львова.

В творчестве, обращенном к детям, Одоевский прежде всего ставил задачу развить умственные способности ребенка, «укрепить его умственные силы». Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробуждении «непроснувшегося» детского ума, в содействии духовному росту ребенка. Одновременно с этим писатель ставит задачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.

При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847).

В жанровом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи. Написал Одоевский и несколько колоритных пьес для театра марионеток: «Царь-девица», «Мальчик-фарисей», «Воскресенье», «Переносчица, или Хитрость против хитрости». По воспоминаниям друзей, Одоевский с большим удовольствием придумывал сюжеты и ставил домашние спектакли с детьми. Он был человеком увлекающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Таких людей, по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником». Одоевский идеально объединил в себе качества, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу живую, и поэтическую фантазию, и знание детей». Это и предопределило его успех.

В художественном отношении рассказы Одоевского традиционны -- сентиментальны, откровенно дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки Одоевского научно-познавательного плана. Часто переиздавались и получили высокую оценку критики познавательные очерки «Два дерева», «Анекдоты о муравьях», документальный рассказ-очерк «Столяр» о сыне ремесленника, впоследствии известном архитекторе, добившемся упорным трудом успеха и славы.

Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Успешно писал он волшебные сказки, рассказы, стихи, пьесы. В произведениях сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. В его творчестве переплелись фантастика и пропаганда науки, просвещения, реалистичность и прямой дидактизм. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

3. Художественные особенности сказок А. Погорельского и В . Одое в ского

3 .1 «Черная курица, или Подземные жители»

«Черная курица» (1828) имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». В ней две линии повествования -- реальная и сказочно-фантастическая. Их причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал повесть для десятилетнего племянника. Алешей он называет главного героя. Но в ней ощутимы отголоски не только детства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). В детстве он на короткое время был помещен в закрытый пансион, страдал от разлуки с домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников -- это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти детства» автора.

«Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было -- подбежать к забору».

Круглые дырочки в заборе -- единственная связь с внешним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельского. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность. Время и место произошедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона...» Перед читателем возникают Петербург конца XIX века, пансион, учитель с буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудренная и напомаженная, с целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши.

Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны с учетом детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жителей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пансиона. Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота. Алеша любовался этим убранством, но странным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в сказочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, кивающие головой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на шляпах) сближают два плана повествования, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью героя к мечтательности, к фантазированию. Он любит рыцарские романы и часто готов видеть обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к приему которого с волнением готовятся в пансионе, в его воображении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с блестящими перьями», но, к своему удивлению, вместо «шлема пернатого» Алеша видит «просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой был маленький пучок». Но автор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему Чернушка, будучи министром, является в виде курицы и какую связь имеют подземные жители со старушками-голландками.

Развитое воображение, способность мечтать, фантазировать составляют богатство личности растущего человека. Поэтому так обаятелен главный герой повести. Это первый живой, несхематичный образ ребенка, мальчика в детской литературе. Алеша, как всякий десятилетний ребенок, любознателен, подвижен, впечатлителен. Его доброта, отзывчивость проявились в спасении любимой курочки Чернушки, что и послужило завязкой сказочного сюжета. Это был решительный и смелый поступок: маленький мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей ему «ужас и отвращение» своей жестокостью (кухарка в тот момент с ножом в руках схватила Чернушку за крыло). Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него империалом, подаренным доброй его бабушкой. Автору сентиментального детского рассказа этого эпизода было бы вполне достаточно для того, чтобы вознаградить сторицей героя за доброе сердце. Но Погорельский рисует живого мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к своим бедам Алеша совершает непреднамеренно. На заманчивое предложение короля назвать свое желание Алеша «поспешил с ответом» и сказал первое, что могло прийти в голову почти каждому школьнику: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Все произошедшее с героем заставляет читателя задуматься о многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, если не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Детская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повествования, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизненно убедительную, поистине волшебно-сказочную форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Развязка повести -- сцена прощания Чернушки с Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка воспринимается читателем как эмоциональное потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе с героем драму предательства. Без преувеличения можно говорить о катарсисе -- возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки Погорельского.

«Черная курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Органичное сочетание гуманной педагогической идеи, проникновенного тона повествования, художественно выразительной формы, занимательности для читателя делает повесть Погорельского классическим произведением детской литературы, равных которому найдется немного в истории не только отечественной, но и зарубежной литературы.

3 .2 «Городок в табакерке»

Главное открытие Одоевского как детского писателя -- произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «Городок в табакерке» -- самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей. «Сказка должна занимать, тешить ребенка, расшевеливая его воображение, его любопытство», -- считал Одоевский -- дедушка Ириней. Материалы для сказочника, по мнению писателя, «везде: на улице, в воздухе». Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая любопытство ребенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего, кстати, музыкальный инструмент под названием «Себастьянон».

Маленький Миша очарован внешним видом табакерки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья с серебряными листиками, солнышко с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки -- происхождение музыки. Естественное желание любознательного мальчика войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке», герой путешествует по городку Динь-Динь. В сущности Одоевский знакомит маленьких читателей с устройством заводного механизма музыкальной игрушки. Окутывая рассказ легким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии» (Белинский).

Любознательный пришелец видит множество разновеликих мальчиков-колокольчиков («кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка «в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу музыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвязано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает чудесную гармонию. Стоило Мише прижать пружинку, «все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...». Городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.

Путешествуя по сказочному городку, Миша, а значит, и маленький читатель, попутно открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. И все это просто и естественно вписывается в повествование. Сказка несет и воспитательный заряд. Подспудно проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная. Большую роль играют диалоги:

«-- Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

Зиц-зиц-зиц, -- отвечала царевна. -- Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь!..»

Сказочные персонажи, несмотря на свою «механистичность», имеют свой облик, манеру поведения, свой язык. «Динь-динь-динь», -- звенят мальчики-колокольчики. Молоточки, «господа на тоненьких ножках, с предлинными носами», шепчут между собою: «Тук-тук-тук! поднимай! задевай! тук-тук-тук!» «Шуры-муры! шуры-муры!» -- шуршит Валик, пребывающий «в палате и в халате».

Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Довольно условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика -- задавать вопросы и выслушивать ответы. Образ мальчика придает сказке композиционную целостность и законченность. Он связывает два плана повествования: реалистический и сказочно-фантастический.

«Городок в табакерке» -- первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей. В «Городке в табакерке» отчетливо звучит социальная аналогия (рождение -- смерть -- романтическое воскрешение человека).

З аключение

Творчество В.Ф.Одоевского и А. Погорельского достойно венчает развитие литературы для детей в первой половине XIX века. Первоначально представленная в немногочисленных произведениях, адресованных юным читателям, к середине прошлого века она утвердилась как самостоятельная ветвь отечественной словесности. Для юных читателей издавались десятки журналов, альманахов, в которых публиковались произведения профессиональных детских писателей. Литература для детей начинает развиваться как литература художественная и научно-познавательная. На пересечении появляется жанр научно-художественной сказки и рассказа.

Самый популярный и наиболее художественно разработанный жанр этого периода -- литературная сказка. Она выросла на фундаменте народной сказки. Обогащенная традициями романтизма, литературная сказка способствовала дальнейшему развитию литературы для детей: так возникли сказочная повесть («Черная курица» А. Погорельского), научно-фантастическая сказка («Городок в табакерке» В.Одоевского), положившая начало научно-художественной литературе.

С писок использованной литературы

1 Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.--3-е изд. -- М., 2005.

2. Детская литература: учеб. для студ. ср. проф. образования / под ред. Е.Е. Зубаревой.--М., 2004.

3. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова.-- М., 2002.

4. Русская литература для детей: учеб./ под ред. Т.Д. Полозовой. - М., 1997.

5. Хрестоматия по детской литературе: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева.--2-е изд., стереотип.-- М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность и писательское кредо Антония Погорельского. Волшебная повесть А. Погорельского "Черная курица или подземные жители". Нравственные проблемы и гуманистический пафос сказки. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Детские годы и образование русского писателя, первого из русских гофманистов, члена Российской академии Антония Погорельского (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский). Издание Погорельским первой в истории русской литературы книги о детстве.

    презентация , добавлен 05.02.2015

    Утверждение в романтической сказке А. Погорельского нравственных ценностей: честности, бескорыстия, высоты чувств, веры в добро. События, происходящие в реальной жизни маленького воспитанника частного пансиона. Фантастический колорит Подземного царства.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Выявление специфики жанра литературной сказки в творчестве писателей-романтиков XIX в. Рассмотрение сюжетных линий, персонажей, соотношения реальности и ирреальности в произведении, проявления авторской позиции. Роль сказочных героев в произведении.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Память Одоевского о любомудрии как об особом духовном феномене. Откровения музыки, обманчивая логика бездушных экономических концепций и загадки психологии в романе "Русские ночи". Комическое бытописание автора, сочетание духа анализа с верой в вымыслы.

    реферат , добавлен 11.06.2009

    Биография и творчество Николая Николаевича Носова. Популярность произведений писателя у детей. Мир детства в творчестве писателя. Технические гении в рассказах Носова. Волшебный мир сказки, отражение биографии писателя в повести "Тайна на дне колодца".

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Романтизм, как направление в литературе и искусстве. Основные причины появления романтизма в России. Краткая биография В.Ф. Одоевского, творческий путь автора. Обзор некоторых произведений, смешение мистики с реальностью. Социальная сатира "волшебства".

    реферат , добавлен 11.06.2009

    Изучение биографии французского писателя, драматурга, основателя атеистического экзистенциализма Альбера Камю. Анализ литературной деятельности поэтессы Юлии Друниной, писателей Эрнеста Хемингуэя т Чингиза Айтматова. Обзор их сравнения автором с цветами.

    доклад , добавлен 14.09.2011

    Методика исследования психологизма в произведениях В.Ф. Одоевского и Э.А. По. Изучение сознательного и бессознательного в поведении героев. Повышенное внимание к внешней и внутренней структуре личности, ее действиям, изменениям и душевным порывам.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Биография американского писателя У.К. Фолкнера и краткий обзор его литературной деятельности. Присуждение ему Нобелевской премии "За яркий и уникальный вклад в современную американскую прозу". Особенности произведений Фолкнера, их тематика и герои.