Литературное занятие "Как вести читательский дневник?". Как оформить читательский дневник для школьников


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
Один из вариантов ведения читательского дневника:
для Читательского дневника берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

♦ название произведение,

♦ главные герои,

♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Если книга понравилась:
можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним
найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
придумай загадки или ребусы о героях;
составь кроссворд по прочитанному;
можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)
2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.
3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
Опиши внешность героя,
Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия
Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
Нарисуй портрет любимого героя
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.
И еще один образец.
Как правильно оформить читательский дневник

1. Напиши автора и название (с большой буквы).
2. Укажи, к какому литературному жанру относится данное произведение (сказка, стихотворение, рассказ, былина и т.п.).
3. Напиши, кто нарисовал иллюстрации (ФИО художника).
4. О чём или о ком прочитанное тобой произведение.
5. Кто являются главными героями.
6. Понравилось ли тебе то, что ты прочитал. Дай оценку поступкам героев.
7. Сделай иллюстрацию к тексту.
Когда все книги из списка будут прочитаны, расположи, пожалуйста, по порядку: №1 – самая интересная из списка, №2 – понравилась чуть меньше и т.д. все прочитанные книги.
Заведи красивую тетрадь или альбом и оформляй свой читательский дневник так, как подскажет тебе фантазия – рисунки, стихи, викторины, загадки будут только украшением твоего читательского дневника! Дневник можно вести не один год, а в течение нескольких лет.

Как оформить читательский дневник?

1 . Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2 . На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.

3 . При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:
Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

Если книга очень понравилась:

создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;

придумай загадки или ребусы о героях;

составь кроссворд по прочитанному;

можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;

узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:


1 . Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
Опиши внешность героя,
Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия
Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
Нарисуй портрет любимого героя
3 . Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.

Читательский дневник может пригодиться как в учебе, так и в повседневности. Вы сможете зафиксировать в нем основные факты, которые пригодятся при сдаче экзамена. Записанные впечатления от книги помогут воскресить в памяти литературные образы даже спустя много лет после того, как вы перевернули первую страницу.

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся и целенаправленно брать их в библиотеке.

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс.

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения.

Заполнять дневник лучше сразу после того, как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге.

Как делать записи в дневнике?

Самый простой способ - делать записи в таблице:

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:


1. Опиши внешность любимого героя. Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия. Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.. Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

2. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.

3. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
4. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие слова.

5. Собери самые интересные и «показательные» цитаты. После каждого высказывания укажи, кем оно было произнесено и, если это необходимо, в каком контексте. Не отвлекайся на красивые, но не очень важные фрагменты текста. Выносите в дневник лишь те цитаты, которые являются ключевыми для понимания произведения.

Внимание!


Данные пункты можно использовать не все, частично! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.
Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Для учеников 2 класса ведение читательского дневника является обязательным. Но подобная шпаргалка необязательно должна быть тяжкой повинностью. Наоборот, если уделить некоторое время оформлению этой «шпаргалки», то она станет любимой «книжкой» и предметом гордости для малыша.

Для чего нужно вести дневник

Основное предназначение читательского дневника — это напоминать учащемуся о прочитанных произведениях. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок всегда сможет вспомнить о сюжете и главных героях рассказа, а также о впечатлении от прочитанного.

Ведение читательского дневника для 2 класса помогает ребёнку запоминать произведения.

Кроме того, ведение читательского дневника отлично влияет на развитие школьника. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок:

  • учится связано высказывать свои мысли;
  • развивает память;
  • учится анализировать и обдумывать прочитанное;
  • тренирует навыки чтения и письма.

К тому же читательский дневник влияет на творческие способности ребёнка, ведь малышу необходимо придумать, как красиво оформлять эту «шпаргалку».

Как сделать читательский дневник

Не существует жёстких правил ведения читательского дневника. Но чтобы ребёнок с удовольствием его заполнял, рекомендуется сделать «шпаргалку» яркой и красочной. Кроме того, для дневника лучше выбрать толстую тетрадь в клеточку, ведь обычная быстро потеряет привлекательный вид.

Уделите внимание титульному листу дневника. Здесь необходимо указать фамилию и имя читателя, номер школы и класса.

Не забудьте придумать название «шпаргалки». При желании титульный лист можно оформить картинками, иллюстрациями или фото ученика.

Образец готового читательского дневника нередко даёт учитель. Но многие педагоги рекомендуют детям самостоятельно придумать, как должна выглядеть эта тетрадь. Пример необходимых колонок:

  • Дата чтения.
  • Автор произведения.
  • Название.
  • Главные герои рассказа.
  • Краткое содержание произведений.

Поработайте над дизайном каждой страницы, ведь красиво оформленный дневник вести намного приятней. Можно выделить заголовки цветной пастой, а остальное заполнять обычной.

После краткого содержания произведения желательно написать отзыв о прочитанном.

Как вести читательский дневник

Для того чтобы «шпаргалка» приносила пользу и удовольствие школьнику, необходимо её постоянно заполнять. Правила ведения дневника:

Ведение читательского дневника — весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия юному школьнику, необходимо уделить достаточно внимания оформлению «шпаргалки». Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.