Онегин и Татьяна. Сочинение по роману «Евгений Онегин

1. Реализм в романе Пушкина «Евгений Онегин».
2. Образ Татьяны.
3. Образ Онегина.
4. Трагический финал романа.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. Пушкин изображает жизнь молодого человека светского общество. Очень интересно время, на фоне которого разворачиваются события в романе. Писатель изображает последние годы царствования Александра I и первые годы царствования Николая I. Исторические реалии романа заслуживают пристального внимания. Но еще больше читателей привлекает сюжет, то есть история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина — главная героиня романа, сам Пушкин называет ее «милый идеал». Поэт не скрывает этого: «...я так люблю Татьяну милую мою». Татьяна — собирательный образ, в котором Пушкин воплотил те черты, которые больше всего нравились ему самому. Татьяна близка к народу. Ее мировоззрение сформировалось на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний. Не последнюю роль в жизни девушки сыграло и увлечение любовными романами. Именно поэтому она сделала Евгения предметом своих романтических грез. Татьяне показалось, что Онегин сочетает в себе все те качества, о которых написано в романах. Чувство любви поглощает Татьяну полностью. Письмо героини свидетельствует о том, насколько велико ее чувство. Девушка нарушает все правила, действующие в обществе. Она сама открывает свою душу в письме,
«отдает себя»... в руки Онегина, полагаясь на его честь и благородство («Но мне порукой ваша честь...»).

Татьяне не суждено было узнать счастье взаимной любви. В душе девушки буря чувств, мечтаний, надежд. Но холодная отповедь Евгения оказалась тяжелым ударом для Татьяны. В романе есть мистические мотивы. Это сон девушки. Мы знаем, что Татьяна «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. / Ее тревожили приметы; таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь». Не случайно девушка, верящая во все потустороннее, видит сон, который предвещает судьбу.

После трагических событий, дуэли и гибели Ленского, Татьяна стала посещать дом Евгения. Она читала его книги с пометами на полях, узнала о том, чем жил и о чем думал ее любимый. Девушка поняла, что Евгений только «пародия»:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Кто же он на самом деле? Неужели Евгений Онегин — только подражательный образ? На самом деле Пушкин рисует судьбу типичного русского дворянина. Онегина можно назвать «лишним человеком», ведь ему не удалось реализовать себя, найти себе применение.
Однако сам автор с симпатией относится к своему герою:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Онегину быстро надоедало все, с чем он соприкасался. Любое занятие казалось неинтересным, пустым и никчемным. Юноша получил неплохое образование, однако применение себе найти не мог. Во многом трагедия Евгения и в том, что он с высокомерием относится к окружающим людям и к самой жизни. Он презирает всех и все. Даже любовь не привлекает Онегина, кажется ему игрой, несерьезной и сиюминутной. Евгению всегда все давалось слишком легко, поэтому он и разучился ценить это. Пушкин с сожалением констатирует:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели...

Нетрудно представить себе, что жизнь Онегина была пустой и неинтересной. Тем не менее он делает робкие попытки что-то изменить. Однако «труд упорный ему был тошен». Можно сделать вывод, что молодой человек был ленив и это существенно усугубляло его скуку. Онегин решает покинуть шумный и суетной город, отправляется в деревенскую глушь. Ему кажется, что так он будет счастливее. Возможно, на лоне природы, в тиши деревни, жизнь Евгения могла бы измениться. Но это было бы реальностью только в том случае, если бы молодой человек сам был заинтересован в духовном росте. Между тем лень и апатия Евгения поработили его полностью, так что перемена места жительства в данном случае была бесполезной. Любовь могла бы стать спасением. Судьба была к Онегину столь благосклонна, что послала ему искреннюю, любовь доброй и нежной девушки. В городе Евгений не встречал подобных Татьяне. Но разочарованный герой отказывается от семейного. счастья, любовь Татьяны не трогает его сердца. Сама мысль о домашнем уюте, о семье тяготит Евгения. Он привык к одиночеству и его все вполне устраивает. Онегин не скрывает своих убеждений, он честно говорит Татьяне:

Когда бы семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Татьяна слышит жестокие и холодные слова. Они как нельзя лучше характеризуют Евгения:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я.

Противоречивость поведения Онегина в том, что, несмотря на наличие положительных качеств, он как бы сознательно лишает свою жизнь главной составляющей. Ум и интеллектуальность героя не помогают ему осознать пустоты своей жизни. Жизнь молодого человека, в сущности, бесцельна. Не случайно Пушкин говорит:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Однако судьба жестоко подшутила над Евгением. Ему суждено было встретить Татьяну, которая когда-то не затронула тонких струн его души. Мы знаем, что Татьяну отправили в Москву. Ее стали возить по балам, потому что девушке пришла пора выйти замуж. Героиня крайне неуютно чувствует себя в обстановке московских гостиных. Светское общество вызывает у нее скуку, Татьяна мечтает о родной деревне, о природе. Девушка вспоминает, как хорошо ей было там, где прошло детство. Но жизнь идет своим чередом. Татьяна вышла замуж за военного, стала светской блистательной дамой. Вот тут-то и произошла знаменательная встреча с Евгением. Он не сразу узнает Татьяну, ведь она давно утратила облик юной провинциальной девушки. В Онегине пробудились любовь и страсть. Но теперь ему не суждено узнать счастье взаимной любви. Татьяна сильно изменилась, это было обусловлено правилами светского общества, в котором ей приходилось постоянно находиться. Она стала «равнодушною княгиней», «неприступной богиней». Признание Евгения не находят в Татьяне отклика. Пусть в глубине души она и любит его. Ответ ее: «Но я другому отдана, / Я буду век ему верна». Татьяна не может разрушить брачные узы. Моральные принципы для нее слишком важны, чтобы она могла ими поступиться.

Онегин, словно утопающий за соломинку, хватается за любовь к Татьяне. Он предчувствует скорую гибель. И последним утешением жизни для него становится чувство любви:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.

Увы, мы не знаем дальнейшей судьбы главного героя. Вероятно, ему так и не суждено было стать счастливым. Остается только сожалеть, что мимо него прошло счастье, любовь, радость. Конечно, во многом он был виноват сам.

Какой она была, Татьяна, русская душою? Какой мы ее видим, читая роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»? Все описание ее поступков указывает на меланхоличный темперамент.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

На склонность к меланхолии указывают и следующие эпитеты: грустна, молчалива, в уныние погружена, мечтательница нежная.

Пушкин нигде не упоминает о ее внешности – не говорит ни о цвете глаз, ни о разрезе губ, не рисует портрет. Все описание сводится к внутреннему, духовному миру Татьяны, ее поступков. Единственное, что бросается в глаза – это то, что Татьяна была полной противоположностью своей энергичной и беспечной сестры. И если Ольга была белокурая, и круглолицая барышня, то Татьяна, скорее всего, была шатенкой с тонкими чертами всегда бледного лица и карими глазами.

И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;

Почему именно карие глаза?

И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает:

Вряд ли Пушкин назвал бы темнеющими голубые, или зеленые глаза.

Татьяна жила в мире своих мечтаний, избегала общения с соседями, предпочитая их пустым разговорам и играм с детьми прогулки по лесу или полю.

Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива.

Как и большинство дворянских детей, она плохо знала русский язык. Ночами зачитывалась французскими романами, и воображала себя героиней прочитанного. Но, несмотря на это, она была русская душою, любила зиму, верила в гадания и приметы.

На момент развития сюжета Татьяне было 13 лет. Об этом дважды упоминается в поэме. Правда, существует мнение литературных критиков о том, что Татьяне было 17 лет. Но оставим эту точку зрения на совести самих критиков, потому что будь Татьяне 17, родственники девушки усердно подыскивали бы ей жениха, а Пушкин вряд ли вспомнил бы о куклах.

С Татьяной Лариной читатель снова встретится спустя несколько лет в Петербурге. Она повзрослела, стала более женственной. В обществе Татьяна держалась с чувством собственного достоинства, и своими манерами, статью, внушала уважение присутствующих к собственной персоне. В ней нет никакого кокетства, вульгарности, дамских ужимок. В заключительной части «Евгения Онегина» мы читаем такое описание Татьяны:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Провинциальная девочка довольно быстро усвоила уроки высшего света, в котором оказалась благодаря замужеству. Но такой она стала и благодаря приобретенному горькому опыту. Пребывание ее в усадьбе и чтение его книг позволило лучше узнать этого человека. Она сумела запереть на замок свое сердце, и не показывала людям истинных чувств. Нет, она не кривила душой, этого ей было не нужно. Она просто ни кому не обнажала своей души, своего сердца. А скрывать – это не значит лгать. Даже если она и не испытывала любви и страсти к своему мужу, она уважала его, а он мог гордиться своей женой —

Татьяна Ларина в пушкинском «Евгении Онегине » – полная противоположность своей сестре Ольге во внешности и характере. Ещё ребенком она жила в родной семье одиноко, «казалась девочкой чужой», не любила детских игр и молча могла просиживать целые дни у окна, погруженная в мечты. Но внешне неподвижная и холодная, Татьяна жила сильной внутренней жизнью . «Страшные рассказы няни» сделали ее фантазеркой, ребенком «не от мира сего».

Чуждаясь наивных деревенских развлечений, хороводов и игр, Татьяна зато всей душой отдалась народному мистицизму, её наклонность к фантазированию прямо влекла к этому:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины:
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы.
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Что ж? тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так вас природа сотворила,
К противоречию склонила.

От сказок няни Татьяна рано перешла к романам.

Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо...

Из фантазерки-девочки Татьяна Ларина сделалась «мечтательной девушкой», которая жила в своем особом мире: она окружала себя героями своих любимых романов и была чужда деревенской действительности.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь.
Душа ждала кого-нибудь.

Татьяна Ларина. Художник М. Клодт, 1886

«Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия.

Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны.

Татьяна влюбилась в евгения Онегина потому что, как говорит поэт, ей пришла пора любить. Вместе с тем, Татьяна влюбилась в него, не случайно. Как Онегин, который «для всех… кажется чужим» (письмо Татьяне), так и «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Но были между ними и отличия. Если сравнить детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения, становится ясно, что они прямо противоположны друг другу. У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка.

Татьяна - идеальный образ русской женщины. Она мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у Онегина «наука страсти нежной», цепь легких и скоро надоевших побед. Татьяна повзрослела в атмосфере провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна. Она «любит не шутя».

Другой! …Нет, никому на свете

Не отдала бы сердце я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя.

Онегин испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Поэтому главный герой роман и прошел мимо того, что предлагало ему открытое сердце Татьяны.

И только в последней главе в охладевшем, давно «потерявшем чувствительность» сердце Евгения Онегина спонтанно вспыхивает светлое чувство. Но даже теперь он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой». такой Татьяной Онегин пренебрег бы и сейчас. Он стал «томиться жаждою любви» к Татьяне, блистательной великолепной обрамленной рамой столичных гостиных, - «непреступною богиней роскошной царственной Невы»,»равнодушною княгиней».

Заметим, что эта пленительная Татьяна сама себе чужда. Ей самой «душно здесь», в этой новой среде, в которой она стала так интересна Онегину. Она презирает «волненье света», ненавидит окружающую ее «постылой жизни мишуру», «весь этот шум, и блеск, и чад». Всё ее истинное существо: искренность и глубина чувств, верность долгу, душевное благородство - связано с ее близостью к природному, народному…

Показательно и то, что Татьяна, продолжая испытывать чувства к Онегину, называет его внезапную любовь к ней «мелким чувством». Здесь с ней можно и согласится и нет. С одной стороны, Евгений полюбил Татьяну искренне, нежная влюбленность в героиню произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви, которая вдохнула новые силы в привычную жизнь Онегина и наполнила ее смыслом и содержанием. А с другой, чувства Онегины «мелки» уже потому, что они лишь капля в сравнении с тем морем чувств, которые испытывала Татьяна к Евгению.

Финальный монолог Татьяны отбирает у центрального героя этот едва обретенный смысл, погасив всякую надежду на личное счастье. И абсолютизируя личную драму героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения в последней сцене.

Таким образом, несмотря на взаимность героев, автор разводит их жизненные пути, не оставляя шансов на счастье. В этом и заключается основная трагедия главных героев романа А.С. Пушкина Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Пара Онегин и Татьяна – это классическая пара, и отношения, подобные их отношениям давно стали классическими, да и имена их – это давно уже имена нарицательные. Произнося их, мы уже не вспоминаем ни о чувствах, пережитых героями, ни о трагедии каждого из них в отдельности, ни об их общей трагедии непонятости и никчемности. Но если мы вдруг возьмемся перечитать поэму Пушкина, то вдруг, неожиданно для себя откроем, что мы, оказывается, с прежним волнением следим за перепитиями жизни героев, также вместе с ними надеемся на хороший конец и долгую и счастливую любовь, и также вместе с ними размышляем о причинах трагедии, трагедии любви.

    Онегин – лишний человек, мы понимаем это с первых строк его описания Пушкиным, он подтрунивает на ним, и сообщает читателем о всех его недостатках:

    Недуг, которого причину

    Давно бы отыскать пора,

    Подобный английскому сплину,

    Короче: русская хандра

    Им овладела понемногу;

    Он застрелиться, слава богу,

    Попробовать не захотел,

    Но к жизни вовсе охладел.

    Вот таким предстает перед нами Евгений Онегин. Нет, мы не испытываем к нему неприязни, ни с начала ни после того, как он бросает дерзкий и нравоучительный отказ Татьяне, однако, определенное чувство холодности и непонимания все же зарождается в нашем сердце. Но Онегин старается, он спешит избавится от этого чувтва, бежит в деревню, и, кажется, всеми силами должен пытаться отвлечься от себя и света. Но нет, русская хадра не так легко излечима, тем более, что уж грех таить, Онегин и сам не очень-то спешит от нее избавиться. Деревня прекрасна, в ней живут прекрасные люди, такие как Ленский, Татьяна Ларина, казалось, вот оно спасение! Татьяна, «чистейшей прелести, чистейший образец», наверное, была ниспослана Онегину судьбой, она, как ангел, могла бы зажечь его жизнь, наполнить ее смыслом, да она сама вся как загадка, разгадывать которую можно всю жизнь:

    Задумчивость, ее подруга

    От самых колыбельных дней,

    Теченье сельского досуга

    Мечтами украшала ей.

    Ее изнеженные пальцы

    Не знали игл; склонясь на пяльцы,

    Узором шелковым она

    Не оживляла полотна.

    Но почему-то она не смогла этого сделать. Онегин, видимо, помятуя о своих всегдашних победах в свете, решил пополнить свою коллекцию разбитых сердец, или, может быть, он просто испугался огромной ответственности, которую налагает на любого такая чистая душа, как Татьяна? Онегин просто испугался. Да, за такой короткий срок он и не смог бы узнать Татьяну. Да, она принадлежит деревне, но, позови он ее на край света, она пошла бы за ним не раздумывая. Не о такой ли любви мечтает и каждый из нас? Однако, видя Татьяну в ее стихии, на лоне природы, Онегин решил было, что увлекшись Татьяной, он навеки привяжет себя к деревне. Или, может быть, это его глубоко засевший сплин боится, что оторвашись от однообразного света, он умрет в душе Онегина? Слыша отповедь Онегина Татьяне, разве не улавливаем мы отголоски этой хандры?

    Когда бы жизнь домашним кругом

    Я ограничить захотел;

    Когда б мне быть отцом, супругом

    Приятный жребий повелел;

    Когда б семейственной картиной

    Пленился я хоть миг единый, -

    То, верно б, кроме вас одной

    Невесты не искал иной.

    Но Татьяна не знает про эту хандру, она проста и безыскусна, и влюблена в Онегина. Но это превая, юношеская любовь, и она, как правило, несчастна. Наверное, это даже и не любовь, а репетиция любви. Татьяна, не зная Онегина, создала себе его образ, наделила его всеми положительными чертами, которые только могут быть в человеке и полюбила именно этот образ. Так мы думаем, и сам автор не разубеждает нас в этом. Однако, мы помним и слова Пушкина, который сказал, что его герои перестали слушаться своего творца и начали жить самостоятельно. Поэтому и сам автор и мы вместе с ним так удивлены словам Татьяны в конце романа, удивлены этой своеобразной отповеди в ответ:

    Я вышла замуж.

    Вы должны,

    Я вас прошу, меня оставить;

    Я знаю: в вашем сердце есть

    И гордость и прямая честь.

    Я вас люблю (к чему лукавить?),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна.

    Вот так сначала страх, а потом долг помешали этой любви. Но если вдуматься, то, наверное, она, эта любовь, так прекрасна только потому, что не случилась. Ведь мог же Онегин принять любовь Татьяны, остаться в деревне или увести ее в Петербург. Что бы изменилась? Для того, чтобы стать светской дамой, хоть и презирающей весь этот свет, Татьяне надо было повзрослеть и забыть свои романы «и Ричардсона, и Руссо», и именно Онегин, а лучше сказать его монолог в саду, и стал отправной точкой этого взросления Татьяны. Впервые разочаровашись, она поняла, что жизнь не настолько проста, как кажется, и за каждый миг счастья в этой жизни нужно бороться. Татьяна - сильная личность, она смогла выстоять, и страдания закалили ее. Кто знает, останься она в деревне, и встреть ее Онегин там, не бросилась ли бы она ему на шею, с признаниями все еще не завявшей любви. А вот Онегин, он проиграл. Его хадра все же взяла верх над ним, и в конце мы видим его просто жертвой жизни и обстоятельств, никчемным человеком, ведущим никчемное существование. Но Татьяна не торжествует. Оставаясь верной своим чистым принципам и идеалам, она не смеется над коленопреклоненным Онегиным и не пытается отомстить. Нет, она просто видит перед собой развенчанный образ своего героя, но все так же любит его. Поистине любовь творит чудеса!

    А счастье было так возможно,

    Так близко!..

    Но судьба моя

    Уж решена.

    Неосторожно,

    Быть может, поступила я…

    И все же в конце Татьяна раскаялась…

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.