Подготовка к ЕГЭ Сочинение по литературе. Направление Время

Мы подготовили 72 готовых сочинения по направлениям «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». Стоит помнить, что оригинальность итогового сочинения должна составлять не менее 50%, поэтому при использовании готовых сочинений для надёжности следует менять слова местами.

Все сочинения распределены по тематическим направлениям:


ВРЕМЯ

1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
2. «Время – это простор для развития способностей»
3. Потерянное время
4. Влияет ли время на судьбу человека?
5. Мы все дети своего времени
6. Время и Мы
7. Какое место занимает время в человеческой жизни?
8. Категория времени в литературе.
9. «Писатель – судья своего времени»
10. «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской...» (Есть ли надежда в лирике Лермонтова?)
11. История – ключ к пониманию народа
12. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
13. Проблема времени в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»
14. Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
15. Человек и время в рассказах Л.Н. Андреева

16. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
17. «Дом - островок, крепость в хаосе революционных, военных событий»
18. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
19. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
20. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
21. «Дом – основа человеческого бытия»
22. Какую роль семья играет в становлении личности?
23. Что значит для человека дом?
24. Что означает понятие «Дом»?
25. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
26. Образ родного Дома в творчестве русских классиков
27. Образ дома в романе «Белая гвардия»

ЛЮБОВЬ

28. В семейной жизни самый важный винт – любовь
29. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
30. «Любовь – прекрасное чувство»
31. «Любовью дорожить умейте»
32. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
33. Что важнее: любить или быть любимым?
34. «А вечно любить невозможно!» (М.Ю. Лермонтов)
35. «…Всё движется любовью…» (О. Э. Мандельштам)
36. Любовь – высшее начало
37. Любовь как вечная тема мировой художественной литературы
38. Любовь – огромная страна
39. Что такое любовь?
40. Какова сила любви?
41. Безответная любовь
42. Любовь многолика
43. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
44. Любовь, какая она... (по произведениям А. Куприна)
45. Любовь, о которой мечтает каждый
46. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе XX в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
47. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
48. Любовь в жизни Онегина, Татьяны и Пушкина (по роману «Евгений Онегин»)
49. Рассуждение о любви
50. Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
51. Что объединяет повести Тургенева о любви? (по произведениям «Первая любовь», «Клара Милич», «Вешние воды»)

52. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
53. Легко ли найти свой путь в жизни?
54. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
55. Дорога без начала и конца
56. Мотив пути в русской литературе
57. Образ дороги в русской литературе
58. «Духовность - это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
59. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...»
60. В чём смысл жизни?

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

61. Художественная литература – это исповедь или проповедь?
62. «Поэт в России - больше, чем поэт» (Е. Евтушенко)
63. «Книга... освещает наше личное движение к истине...»
64. «Хорошая книга – это ручеек, по которому в душу втекает добро» (Ф.А. Абрамов)
65. Какого читателя можно назвать талантливым?
66. Значение литературы для человека
67. Влияние литературы на формирование личности
68. Роль книги в моей жизни
69. Каково место литературы в современном обществе?
70. Уроки, данные книгой...
71. Книга, которую хочется перечесть
72. Мое любимое произведение современной литературы

Составитель: И.А.Суязова

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ВРЕМЯ»

«Время» - направление ориентировано на широкое осмысление ВРЕМЕНИ как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

КОРОТКИЕ СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ

— суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

— на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;

— не менять тему в процессе написания сочинения;

— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

— нумеровать страницы черновика;

— строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

— не сбиваться на пересказ текста;

— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения;

— то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;

— главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ«маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения;

— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Клише для вступления или

для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

Могу предположить, что …(тезис)

Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Заключение

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

ВРЕМЯ БИОГРАФИЧЕСКОЕ - детство, юность, зрелость, старость.

ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ - характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.

ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКОЕ - представление о вечности и вселенской истории.

ВРЕМЯ КАЛЕНДАРНОЕ - смена времени года, будней и праздников.

ВРЕМЯ СУТОЧНОЕ - день и ночь, утро и вечер.

Время личное и время историческое настолько тесно взаимосвязаны, что представляются единым целым.

Если в мире беда (война, революция, репрессии, безжалостный режим), то человек в полной мере испытывает на себе все ужасы этой вселенской трагедии.

Если время летит вперёд, происходят открытия, например, полёт в космос, то и человек гордо и уверенно смотрит в будущее.

Воспоминания личные обязательно соприкасаются с исторической памятью.

Человек быстрее взрослеет, если вокруг происходят события, требующие приложения и физических, и интеллектуальных, и духовных сил каждого из нас.

Все мы в течение жизни преодолеваем себя, и результаты этих преодолений зависят от характера человека, его целеустремленности, от окружения, от времени, в котором тот живёт.

Каждый из нас понимает, что время циклично: прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущее не придёт к тому, кто забыл прошлое».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

в форме вопроса

в форме цитаты

в форме назывного предложения

В форме повествовательного предложения

"Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский)

Герой своего времени

Шагнувшие в бессмертие

Что значит жить, опережая время?

«Деньги пропали - наживёшь, время пропало - не вернёшь». (русская пословица)

Взгляд через века

Память неподвластна времени

Что значит родиться не в своё время?

«Времена не выбирают...» (А.Кушнер)

О скоротечности времени

Время - лучший лекарь душевных ран

Историческое время - стрела или вихрь?

«Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик)

Потерянное время

Победившие время

Какое оно, время?

«На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец)

Человек и эпоха

Время может отнять у нас все, кроме любви

Что неподвластно времени?

« Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". ( И.С.Тургенев )

Старая фотография

Писатель - летописец истории страны

Надо ли торопиться жить?

«Связующая нить времён...» (Б.Пастернак)

Время поиска

Истинные нравственные ценности - на века

Можно ли победить время?

«У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». ( Уильям Шекспир)

Ценности времени

Воспоминания помогают жить.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ К ТЕМЕ «ПОБЕДИВШИЕ ВРЕМЯ...»

Вариант вступление

Пример

Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа

Советы к аргументации

1) эмоциональный ввод в тему

День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время!

Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными.Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время

Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Б.Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н.Островский, пьесы и др.)

2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору

Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время - это продолжительность какого-либо действияили существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут.

Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», И.А.Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.)

3) обоснование причин обращения к этой теме

Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память.

Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе.

Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А..Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

4) использование оригинальной цитаты

«- Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

- Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

- Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!».

Знакомые строчки из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарит». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики!

Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство - искусство слова... За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы

Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких)

5) оформление вступления в виде вопросов

Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?

Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках.

Вспомните поэму Маргариты Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.

Можно обратиться к книге Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени

Вы видите, тема одна, но тезис сформулировать можно не один, а значит, и раскрыть эту тему можно на разном литературном материале

НАБРОСКИ БУДУЩИХ СОЧИНЕНИЙ...

Тема «Потерянное время»

Какая удивительная тема - «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день - минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

Аргумент 1 - «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

Аргумент 2 - И.А.Гончаров «Обломов»

Можно взять в заключение - слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: « Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

ТЕМА ТА ЖЕ

Потерянное время

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет -

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям — «гарикам». (Вступление - 40 слов)

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время - это потерянная жизнь . (тезис - 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (скрепа - 9 слов)

1 аргумент - рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

2 аргумент - стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)

Заключение.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время - наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное - саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам... (80 слов)

ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ

Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,

потом промчатся года —

И старое сменится новью:

так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

«Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Выбирать время - значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИГОДИТЬСЯ...

1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.

2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.

3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)

6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов»

Можно взять в заключение - слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: « Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

Тема та же Потерянное время

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов)

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь . (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (скрепа – 9 слов)

1 Аргумент – рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

2 Аргумент – стихотворение м.Ю.Лермонтова «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)

Заключение.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам... (80 слов)

Так можно начать сочинение... Или завершить

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,

потом промчатся года -

И старое сменится новью:

так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

«Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

Итоговое сочинение – это письменное размышление на указанную тему, которое в обязательном порядке должен сдать каждый 11-классник для допуска к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ). В декабре 2018-2019 года школьники будут писать данный вид работы вот уже в 5 раз, ведь он был утвержден в России с 2014 года.

Обязательным условием хорошо написанного итогового сочинения является наличие аргументов – обоснований выбранной позиции, которые приводятся с опорой на произведения русской или зарубежной классической литературы. Так какие же доводы помогут школьникам справиться с поставленной задачей в этом году?

Общие факты

Минимальный объем итогового сочинения равняется 250 словам, в то время как специалисты рекомендует писать больше – в среднем около 300-350 слов, чтобы раскрыть тему полно и всесторонне. Структура работы не регламентирована, однако практика показывает, что самое большое количество баллов получают такие письменные размышления, которые содержат 3 ключевых блока: вступление, основную часть и заключение с выводами. На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Ребята имеют возможность обращаться к орфографическим словарям, которые должны наличествовать в кабинете в достаточном количестве.

Высшая оценка за итоговое сочинение – 10 баллов. Даже если школьник допустит 1 негрубую орфографическую ошибку, экспертная комиссия поставит ему максимально возможное количество баллов. Окончательная оценка зависит от того, насколько подросток учтет основополагающие критерии. К ним относятся:

  1. Соответствие теме. Важно писать итоговое сочинение только в контексте заданной темы/вопроса, не растекаться мыслью по древу и не переходить к рассмотрению сторонних проблем.
  2. Аргументация и привлечение литературного материала. Мало просто высказать определенную позицию – в своих доводах нужно также опереться как минимум на одно произведение русского или зарубежного классика. Важно продемонстрировать не только знание материала, но и умение его анализировать. При написании итогового сочинения 2018-2019 года простого пересказа или поверхностного упоминания произведений окажется недостаточно.
  3. Композиция и логика рассуждения. Здесь оценивается структурность работы и последовательность изложения. Рекомендуется, чтобы каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. При этом основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение (в сумме последние блоки должны составлять около 1/3 всего текста).
  4. Качество письменной речи. В своем рассуждении ученику старшей школы понадобится использовать синонимы и различные речевые обороты, и, наоборот, избегать штампов и лексических повторов.
  5. Грамотность. Здесь проверяется наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Направления и темы

Каждое итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с определенной темой. Однако они раскрываются лишь за 15 минут до начала проведения испытания. Несмотря на это, возможность заранее подготовиться к написанию итогового сочинения в 2018-2019 году есть, ведь и педагогам, и их подопечным известны т.н. «глобальные направления». Окончательные темы, которые получат ученики, будут обязательно укладываться в рамки именно этих направлений.

Другими словами, темы просто окажутся более детальными, дробными, конкретизированными. Зато знание направлений позволяет сориентироваться и даже подобрать подходящие аргументы из литературных произведений отечественной школьной программы уже в настоящий момент. Всего направлений будет 5.

Отцы и дети

Аргументы для итогового сочинения 2018-2019 года по глобальному направлению «Отцы и дети» можно обнаружить в одноименном произведении И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» является одним из самых подходящих для обоснования тезисов, связанных с проблемой «конфликта поколений». Представителями «поколения детей» выступают Евгений Базаров (главный герой) и Аркадий Кирсанов, а представителями «поколения отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

В книге показано, как молодые люди, позиционирующие себя нигилистами (отрицателями общепринятых норм), обесценивают опыт взрослых людей, которых считают непрогрессивными традиционалистами. В свою очередь, старшее поколение также не стремится понять молодежь. В заключении автор развенчивает учение нигилизма и провозглашает единственный путь, благодаря которому возможно прекращение извечного конфликта, – это воссоединение родственников, научившихся любить друг друга после познания страданий.

Другие произведения для приведения аргументов к темам по направлению «Отцы и дети» в декабрьском сочинении 2018-2019 года:

  • Д.И. Фонвизин, пьеса «Недоросль»;
  • М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри»;
  • Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба»;
  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка».

Мечта или реальность

Направление «Мечта или реальность» является глубоко философским, т.к. заставляет задуматься о переплетении самых заветных человеческих желаний и реальной действительности. Пример положительной героини, которая остается верна своей мечте и делает все возможное для ее осуществления, – это Марья Миронова из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Все, чего желает Маша, дочка коменданта Белогорской крепости, – жить спокойно и счастливо вместе с любимым человеком, которым становится офицер Петр Гринев. Однако девушке приходится преодолеть немало испытаний на своем пути, прежде чем она окончательно воссоединяется со своей любовью, ведь и Петр, и Маша попадают в самую гущу Пугачевского восстания. Несмотря на это, девушка не отрешается от мечты и не теряет силу духа. Даже тогда, когда надежда почти утрачивается, она берет судьбу в свои руки и отправляется к императрице Екатерине II с просьбой поспособствовать освобождению Петра. Благодаря бесстрашию Маша добивается осуществления мечты, а именно – становится супругой любимого мужчины.

Также аргументы к декабрьскому сочинению 2018-2019 года по направлению «Мечта и реальность» можно найти в следующих произведениях:

  • Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание» (Родион Раскольников как пример опасного мечтателя, которому следовало бы побояться своих желаний);
  • А.Н. Островский, пьеса «Гроза».

Месть и великодушие

Здесь ученик получит возможность сравнить самые разные стороны и качества человеческой натуры: доброту и злобу, милосердие и жестокость, миролюбивость и агрессивность…

Несостоятельность, негативность, мелочность, глупость и всеразрушающее начало мести было ярко показано А.С. Пушкиным в его романе «Евгений Онегин». Деструктивное чувство, которым загорается главный герой, приводит к тому, что он убивает на дуэли своего некогда хорошего друга – доброго малого Владимира Ленского. Одновременно с этим в произведении обнаруживается образец глубоко великодушного человека – речь идет про Татьяну Ларину, которая на протяжении всего романа ставит чувства окружающих ее людей выше своих собственных (например, в конце книги она отвергает влюбившегося в нее Онегина потому, что не может предать супруга).

Дополнительно аргументы по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения 2018-2019 года можно найти в следующих книгах:

  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (Емельян Пугачев как человек, умеющий быть великодушным и благородным по отношению к тем, кто этого заслуживает);
  • М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени» (часть «Княжна Мери» и, в частности, мстительность натуры Грушницкого).

Искусство и ремесло

Тема о предназначении творческого человека (писателя, художника, музыканта и пр.) является одной из основополагающих в литературе. Проанализировать феномен творчества и отразить важность созидательного труда можно благодаря произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В поэме показывается, как музыка поднимает дух и согревает душу тем, кто ее слышит, даже когда вокруг бушуют тяжелейшие военные времена. Однако музыка, позволяющая людям забывать о печалях, не существует сама по себе – ее несет в этот мир музыкант, которым здесь выступает гармонист Василий Теркин.

Также аргументы для тем по направлению «Искусство и ремесло» обнаруживаются у следующих авторов:

  • В. Короленко, повесть «Слепой музыкант»;
  • А.П. Чехов, рассказ «Скрипка Ротшильда»;
  • К.Г. Паустовский, рассказ «Корзина с еловыми шишками».

Доброта и жестокость

Данное направление частично перекликается с направлением «Месть и великодушие». Здесь акцент делается на важности гуманистического отношения к жизни вообще, к любой жизни, вне зависимости от того, кому она принадлежит.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, решает пойти на убийство старухи-процентщицы. Родион думает, что он лучше никчемной старухи, а, следовательно, имеет право избавить мир от ее существования. Однако когда герой совершает убийство, то осознает, что в действительности он хуже, во много раз хуже самой бесполезной и злобной из старух. Окончательно понять это ему помогает повстречавшаяся на жизненном пути Соня Мармеладова – образец доброты, добродетели и всепрощения. Благодаря ей Раскольников отказывается от бесчеловечных идей и меняет свое мировоззрение.

Другие примеры по направлению «Доброта и жестокость»:

  • Н.В. Гоголь, повесть «Шинель» (жестокости лицемерного и злого общества противостоит доброта, простота и безобидность Акакия Акакиевича);
  • М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон» (черствость и жестокость могут возникнуть в душе человека под влиянием внешних обстоятельств, как и произошло с крестьянином-казаком Григорием, вынужденным отправиться на войну и начать убивать, чтобы не умереть самому).

Стали известны направления, по которым для выпускников составят темы сочинений. Совет по вопросам проведения итогового сочинения, который возглавляет Наталия Дмитриевна Солженицына, определил пять тематических направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы в России".

По желанию сочинение могут писать и выпускники прошлых лет, - пояснили "РГ" в Минобрнауки. - Темы разрабатываются в закрытом режиме.

Большинство учеников с сочинением справились и почти не превышали допустимое число ошибок - 5 на 100 слов. Другое дело, каким слогом и стилем они писали творческие работы. Учителя об этом не очень-то хотят рассказывать, а вот вузовские педагоги от сочинений не в восторге. В Московском городском педуниверситете проверили 1300 работ.

К сожалению, большинство сочинений шаблонные и напоминают по структуре часть С из ЕГЭ, - рассказал ректор Игорь Реморенко. - Почти у всех последний абзац начинается так: "В заключение хочу сказать..."

Известный писатель Андрей Аствацатуров, который преподает в вузе, рассказал "РГ", с какими знаниями по литературе вчерашние школьники приходят в вузы: "На экзамене узнаешь от студента, что современниками Пушкина были поэт Батюшкин и Боратышкин. Бывает и что-нибудь посмешнее...". Впрочем, стоит ли удивляться, если все предыдущие годы учеников просто натаскивали на тесты?..

Советы выпускникам

"Время" . В центре рассуждения человек и время, общество и эпоха.

"Дом" . Это единство малого и большого, соотношение материального и духовного, внешнего и внутреннего.

"Любовь" . Тут есть возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.

"Путь" . Это и дорожные впечатления, и раздумья о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

"Год литературы" . Темы будут обращены к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Здесь понадобятся читательский кругозор и умение рассуждать о большой литературе.

C сайта ФИПИ

Прямая речь

Наталия Солженицына:

Направления даны не для учеников, а для учителей и разработчиков тем. Ученики же будут писать сочинения на конкретные темы. Всего будет подготовлено не менее 300 разных тем сочинений. Почему так много? Темы будут разными для каждого часового пояса. Те, кто получат "незачет", смогут переписать работы в феврале и мае, и темы не будут пересекаться с теми, что были в основной день.

Каждый ученик в день экзамена получит 5 конкретных тем, которые он сможет раскрыть на выбранных им самим произведениях. В сетях паникуют: а что если человек, раскрывая тему любви, захочет взять "Лолиту" или "Пятьдесят оттенков серого"? Ну, если выпускника это волнует, пусть лучше пишет, чем загонять его в подполье с его переживаниями, однако я сомневаюсь, что в реальности такое произойдет. К тому же книги эти теперь маркируются знаком "18+" в соответствии с законом о защите детей о нежелательной информации, впрочем, дискуссия о применениях этого закона продолжается. Но направление "Любовь" порождает десятки тем: это и любовь к своей профессии, к родителям, к Родине, большой или малой, это может быть любовь к животным, к горам или морю, к живописи или музыке, любовь может быть светлая и трагическая, эгоистическая и жертвенная.

Некоторые учителя предлагают рядом с темами давать авторов, на которых можно опираться, раскрывая тему. Такого не предполагалось, мы всячески старались уйти от школьного литературоведения, от навязывания детям шаблонов. Обсудить, каких авторов и какие произведения взять, раскрывая ту или иную тему, учитель может на уроках. Допустим, укажем мы трех-четырех авторов к теме сочинения. Слабого ученика это не спасет, а сильного только стреножит.

Компетентно

Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

Комментарии к направлениям составлены таким образом, чтобы они не подсказывали темы сочинений, но при этом давали бы определенные ориентиры, показывали различные возможные ракурсы формулировок. Более конкретный комментарий мог бы провоцировать на разработку репетиционных тем сочинений, разного рода шпаргалок, в том числе и силами недобросовестных издательств. Темы станут известны за 15 минут до начала сочинения. Уверяю вас, они будут несложными. Разрешается использовать художественное произведение, отечественное или зарубежное, фольклор, мемуары, публицистику, стихотворные произведения. Требование: в сочинении не меньше одного стихотворения. Использовать религиозную литературу, в том числе Библию, Коран, не запрещено.

Какие сочинения писали гимназисты в начале ХХ века

Слово как источник счастья.

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Родина и чужая сторона.

О скоротечности жизни.

Какие предметы составляют богатство России и почему?

О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

Замирание нашего сада осенью.

Встреча войска, возвратившегося из похода.