Проблема одинокой старости егэ. Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов

Текст из ЕГЭ

(1)По всей видимости, страх одиночества гораздо чаще, чем кажется, определяет поведение людей. (2)Например, многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе, непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру, непонятно, как без компании провести выходные или отпуск. (3)Поспешный брак, случайные приятели, бессодержательное общение призваны заглушить неприятное переживание, придать уверенности. (4)Особенно тяжело положение людей, которые чувствуют себя одинокими, находясь в кругу приятелей или членов семьи. (5)Конечно, личности независимые, самостоятельные легко переживают одиночество, а если в какой-то период им не хватает общения, то бывает достаточно повидаться со старым другом. (6)Человек же, надеявшийся преодолеть одиночество, вступая в брак, будет сильно разочарован, если убедится, что этого не произошло. (7)Мучительно переживают одиночество люди, которые не мыслили себя без совместной жизни с кем-то, а потом неожиданно, из-за развода или смерти близкого человека, оказались одни. (8)Для тех, кто остро переживает своё одиночество, существует множество программ психологической и психотерапевтической помощи. (9)Это группы встреч, а также тренинги, обучающие навыкам знакомства, установлению взаимопонимания и искренних, открытых отношений. (10)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (11)Американский психолог Дж. Оди пришёл к выводу, что данное чувство по характеру творческое, созидательное: (12)«Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погружённости в уединение в целях их переработки». (13)По словам немецкого философа Фридриха Ницше, для развития человека необходим «семикратный опыт одиночества». (14)Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. (15)А человек с наполненной и цельной душой всегда привлекателен для других, так что он обязательно найдёт, с кем разделить любовь и дружбу!

(По М. Широковой)

Вступление

Проблема

Проблема одиночества волнует психологов, поэтов и писателей, художников и ученых. Люди пытаются постичь причины одиночества, выяснить положительные стороны противоречивых ощущений, связанных с состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему.

Комментарий

Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков человека. Порой люди даже пообедать или прогуляться наедине с самими собой боятся. Чтобы хоть как-то сгладить неприятные для себя ощущения, многие женятся или выходят замуж без любви, стараются ежесекундно быть на связи со знакомыми посредством смартфонов и приложений для общения.

Следствием поспешных поступков становится разочарование – в себе, в семье, в друзьях. Ведь без настоящих чувств и взаимопонимания разделить свои интересы и потребности не получится. Другими словами, так не преодолеть одиночество.

Есть в мире сильные личности, для которых оказаться один на один с мыслями означает найти ответы на многие вопросы, связанные с познанием мира и окружающих людей. Психологи уверены, что чувство одиночества необходимо человеку для гармоничного развития и правильного построения отношений с реальностью.

Получение впечатлений и информации должны чередоваться с моментами их осмысления – моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться.

Авторская позиция

Своя позиция

Поразмыслив над предложенным текстом, мне хочется согласиться с его автором. От одиночества мы никуда не денемся. Ощущение одиночества может подтолкнуть нас к более активным действиям в области налаживания отношений с людьми – заботе о стариках, поиске своей второй половины, рождению детей.

Внутренние переживания сподвигают творческих людей к созданию великолепных произведений искусства: литературных очерков, щемящих сердце музыкальных зарисовок или шедевров живописи.

Аргумент №1

Думая об одиночестве, нельзя не вспомнить слова из знакомого с детства стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?». Поэт на протяжении всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве.

Мне кажется, что причины необъяснимой тоски Лермонтова, его осмысления себя самого как изгнанника, гордого и одинокого Демона, кроются еще в детстве мятежного поэта, ведь он остался сиротой при живом отце. Он много страдал, и результатом этих страданий стали его бессмертные стихотворения.

Аргумент №2

Еще одним ярким литературным примером влияние одиночества на жизнь человека становится повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Главный герой настолько одинок, что, гуляя, беседует с деревьями и встречающимися зданиями. Когда жизнь дает ему шанс на любовь, он утрачивает его, так как не умеет жить в реальности. Скорее всего, он не способен выстраивать простое человеческое общение, следствием которого могут стать крепкие родственные узы.

Заключение

Одиночество пугает, но оно и созидает. Самодостаточные люди легко справляются с этим ощущением, извлекая из него пользу – познание себя и создание величайших и сильнейших произведений.

Прочитав множество текстов, мы выудили наиболее популярные проблемы, касающиеся старости. Все они пригодятся в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, подобранные нами с учетом специфики критериев, составляют основу данной работы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы в конце статьи.

  1. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о Самсоне Вырине, которого бросила дочь Дуня, уехав с молодым офицером. Старик очень скучал по ней и хотел заботиться, но похититель его дочери просто вытолкнул приехавшего родителя за дверь. Через какое-то время после смерти смотрителя какая-то барыня приезжала на место могилы с тремя детьми и долго там лежала. После этого она дала пятак сыну пивовара, который её туда проводил, и уехала. Это была та самая Дуня, которая так и не смогла сжиться с мыслью, что своим равнодушием сгубила деда своих детей
  2. К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» пишет о пожилой женщине Катерине Петровне из далёкого села Заборье. У неё была только одна дочь, проживавшая в Ленинграде, и они три года не виделись. Старушка не хотела мешать, поэтому почти не выходила на связь. Дочь лишь иногда переводила ей деньги. Однажды Катерина Петровна попросила Настю приехать, но та не успела: оказалась в селе лишь на второй день после похорон. Дочь почувствовала свою вину перед мамой за её одинокую старость, и крадучись покинула село, чтобы никто не увидел.

Роль старости в жизни человека

  1. Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст - это новая ступень в жизни человека. По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом этапе нужно выполнить большое количество задач, не меньше, чем и в юном возрасте. Если человек будет от них увиливать и презирать свою старость, то окажется недостойным представителем этой ступени жизни.
  2. В романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир» присутствует старый князь Николай Андреевич Болконский. Несмотря на преклонный возраст, герой произведения полон жизненной энергии. Он постоянно работает: пишет мемуары, делает выкладки из высшей математики, занимается садом, следит за постройками. Помимо этого, князь интересуется происходящим в сфере политики и военной обстановки в России. Старость совершенно не мешает Николаю Болконскому вести насыщенный образ жизни.

Проблема восприятия старости

  1. В рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар» описывается человек преклонного возраста, который серьезно болен, и полностью осознаёт и принимает скорую смерть. Он хочет исповедаться перед кончиной, но не имеет возможности пригласить священника. Поэтому вместо богослужителя приходит простой прохожий. Он отпускает грехи старого повара и даже исполняет желание. С помощью музыки помогает умирающему увидеть прошлое. Старик узнаёт его имя и спокойно отходит в мир иной.
  2. М.М. Пришвин в рассказе «Старый гриб» описывает человека преклонного возраста, который рассуждал о старости. Однажды его товарища назвали старым грибом, и он вспомнил о том, как ходил в лес. Там была сыроежка, из которой после дождя пили птицы и сам рассказчик. То есть этот гриб приносил пользу, а позднее должен был дать семена, чтобы произвести на свет потомство. Товарищ рассказчика тоже приносил пользу, несмотря на старость.
  3. Неуважение к старшим поколениям

    1. А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
    2. В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.
    3. Несоответствие возрасту

      1. В рассказе И. А. Бунина «Молодость и старость» речь идёт о курде, который рассказывал притчу красавцу-греку. Основная мысль заключалась в том, что человек должен выполнять только свои функции, не растрачивая жизнь на заработок богатств и их охрану. Тогда душевно он останется молодым, и будет стар лишь телом. Курд утверждает, что нужно сохранять в себе человечность и достоинство, тогда с возрастом не станешь ворчливым.

Готовя учеников к ЕГЭ по русскому языку, я встретилась с множеством проблем и убедилась в том, что учеников часто пугает часть 3 (Задание С1). В чём же заключается основная трудность? Часто в том, что ребята не совсем понимают, что от них «требуется» на экзамене.

И основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру данного вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.

Несколько лет назад мне самой пришлось выступить в роли ученика 11 класса. На курсах повышения квалификации я выполняла ту же самую работу, которую необходимо написать выпускникам. Мне достался исходный текст (на сегодняшний день уже очень известный) по К. Паустовскому о Катерине Ивановне. Сейчас я понимаю, что это «удачный» текст, в котором явно прослеживается проблема (публицистический текст). Труднее с текстами художественными.

Однако и на сегодняшний день работу над сочинением-эссе в 11 классе при подготовке к экзамену я начинаю именно с этого «удачного» текста, а когда учащиеся почувствуют свою «силу», поймут окончательно структуру данного вида письменной работы, то перехожу к текстам художественным, обучаю постановке проблемы вопросом.

На одном из первых занятий предлагаю ученикам работу с текстом К. Паустовского. Прошу ответить на вопросы: О чём текст? Какую проблему поднимает автор в своём тексте? (На столах у учащихся «Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку»). Как вы относитесь к данной проблеме? Объясните, как вы понимаете следующие предложения: «Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!» Назовите произведения Ивана Бунина об одиночестве.

На следующем этапе знакомлю учеников с сочинением по тексту Паустовского, которое когда-то написала сама. Сразу сообщаю ребятам о том, что ставить проблему, комментировать текст, а также делать вывод будем учиться и по-другому.

Образец сочинения

Константин Паустовский рассказывает о пожилой женщине, которая живёт одна, её родная дочь Настя забыла о матери.
Автор на примере Катерины Ивановны рассматривает проблему одинокой старости. Одинокие старики стали привычным явлением в нашем обществе, а мы как будто живём в другом мире, мире, где нас всё это не касается.
К сожалению, эта проблема в нашей современной жизни становится всё более актуальной. В наш прогрессивный и загруженный век дети часто забывают о своих родителях, которые терпеливо ждут, пока о них вспомнят.
Позиция автора очевидна. Старость сама по себе страшна, а одинокая – вдвойне. Забывчивость детей глубоко ранит сердца самых родных и дорогих людей.

В связи с этим мне вспомнилась повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин, главный герой этого произведения, остается совсем один. Его дочь Дуню увозит ротмистр Минский в Петербург. Смотритель пытается вернуть дочь, но у него ничего не получается. Оставшись один, Самсон Вырин спивается с горя и умирает от тоски и одиночества. Внимания, заботы и любви родной дочери не хватило главному герою.
Не хватает внимания и сочувствия близкого человека и героине рассказа Ивана Бунина «Холодная осень». С горечью и грустью вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о семимесячном ребёнке, которого не бросила в трудное время. Однако девочка выросла, стала миленькой и совершенно равнодушной к женщине, которая воспитала её.

Давайте же не будем забывать о людях, которые подарили нам жизнь! Они очень ждут нашего участия.

Обсудив данное сочинение по исходному тексту К. Паустовского с учениками, предлагаю им написать сочинение-рассуждение по исходному тексту, используя образец сочинения и приводя примеры из рассказов Ивана Бунина «Холодная осень» и «Тёмные аллеи». Почему именно из этих рассказов? Ответ очевиден. Именно в самом начале 11 класса учащиеся знакомятся с произведениями данного автора.

Ученическое сочинение

Константин Паустовский рассказывает об одинокой женщине, которую забыла её родная дочь.
Автор на примере Катерины Ивановны рассматривает проблему одинокой старости. Одинокие старики стали привычным явлением в нашем обществе, а мы все живём так, как будто это нас не касается, как будто мы никогда не будем старыми.
Позиция автора очевидна. Забывчивость детей, близких, родных глубоко ранит сердца самых дорогих людей.
Я соглашаюсь с позицией автора и считаю, что одинокая и заброшенная старость – это трагедия. Одиночество может привести к болезни и даже к смерти.
В связи с этим мне вспомнился рассказ Ивана Бунина «Холодная осень». Героине этого произведения не хватает внимания и сочувствия близкого человека. С горечью и грустью вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о маленькой девочке, которая осталась одна в трудное время и которую вырастила. Однако девочка стала взрослой и совершенно забыла о женщине, благодаря которой она выжила.
А в рассказе И.Бунина «Тёмные аллеи» героиня добровольно обрекла себя на одиночество, сохраняя воспоминания о первой любви. Прошло много времени. При встрече Надежда объяснилась в своей любви с человеком, которого когда-то любила, подтвердив словами, что всё проходит, да не всё забывается. Николай Алексеевич, которого она всё это время любила, не ответил ей взаимностью, но понял, что потерял в ней самое дорогое, что имел в жизни. Он тоже стал одиноким: жена его оставила, а сын вырос без сердца, без чести, без совести…
Эти примеры из художественной литературы ещё раз доказывают, что одиночество – это страшная трагедия.
Давайте же не будем забывать о людях, которые подарили нам жизнь, помогли нам, приняли участие в нашей судьбе! Ведь одинокие люди ждут нашего участия.

Сразу отмечу, что ещё одно такое, можно сказать, «совместное сочинение» мои ученики пишут по исходному тексту Н. Самвеляна о доброте. В качестве аргументов учащиеся должны приводить примеры из прочитанных на уроках литературы произведений Максима Горького.
Какие виды работ ещё использую в своей работе?

Работа эксперта

Даю исходный текст, ученическое сочинение по данному тексту, а также критерии оценивания ответа задания С1. Потом знакомлю с отредактированным текстом сочинения. Хочется отметить, что есть замечательный материал в статье «Учимся на чужих ошибках» (автор Т.А. Кушевич), который опубликован в методическом журнале «Русский язык» (февраль 2012 г.) Издательского дома «Первое сентября».

Чтение журнала «Русский язык»

На протяжении нескольких лет я выписываю методический журнал «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября». Много полезной информации о рекомендациях написания сочинения-рассуждения, об ошибках по написанию данного вида письменной работы узнала сама и с этой информацией знакомлю своих учеников. Для прочтения рекомендую, например, статью Е.В. Юминовой «Маленькие радости, большие сомнения и робкие надежды рядового армии экспертов» (методическая газета для учителей словесников «Русский язык» № 1, № 2 за 2011 год Издательского дома «Первое сентября»).
Также в своей работе использую рекомендации Г.Т. Егораевой по написанию комментария к основной проблеме текста (методический журнал «Русский язык» № 16 за 2011 г. Издательского дома «Первое сентября»).

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну: важно не только подготовить учащихся к выполнению части 3 (Задание С1) ЕГЭ по русскому языку, но и научить выпускников свободно выражать свои мысли, использовать в своей письменной работе примеры из художественных произведений.

Что такое одиночество? Каким образом человек должен бороться с этим чувством? По каким причинам люди становятся одинокими? Эти и другие вопросы затрагивает в тексте известного публициста Б.П. Екимова. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема одиночества.

Чтобы лучше разобраться в этой злободневной проблеме, Б.П. Екимов анализирует причины того, почему человек испытывает чувство одиночества. Автор обращается к диалогу Марьяны и отца с сыном. Няня доживала свои одинокие дни в доме для престарелых, не жалуясь на жизнь: «Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живется. » Прозаик вовлекает читателей в круг переживаний своего героя, описывая его внутреннее состояние. Марьяна чувствовала себя одинокой в этом доме, но она делала вид, что ей хорошо: «Чувствовалось, предложи мы ей сейчас оставить этот замечательный приют с прекрасным налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине. »

Позиция автора текста выражена ясно и однозначно. Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что необходимо заботиться об одиноких людях, помогать им для того, чтобы в их жизни стало больше позитивных моментов.

С мнение автора трудно не согласиться. Вряд ли кто-то будет отрицать то, что одинокому человеку необходима поддержка. Нужно чаще задумываться об окружающих людях, ведь, может, среди них есть одинокие, которые нуждаются в помощи.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени.» Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Отличным примером проблемы одиночества человека может служить повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Писатель повествует об одиноком Мечтателе, счастье которого так и не состоялось. Герой встречает девушку, Настеньку, в которой он находит спасение от одиночества и по-настоящему влюбляется в нее. Однако Настя бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает ее и все равно продолжает любить, оставшись одиноким в холодном, не понимающем его городе.

Я с интересом прочитал текст Б.П.Екимова, и считаю, что читатели задумаются над проблемой, поднятой автором, и поймут, насколько важно сострадать людям, которые испытывают одиночество.

Матрена жила совсем одна. Ее муж Ефим пропал на войне (но похоронного не было), а шесть детей умерли совсем рано. У Матрены была только приемная дочь Кира. О Матрене никто не вспоминал. Все обращались к ней лишь только за помощью, а женщина никогда не отказывалась помочь. Ей же никто не помогал. Матрена не могла работать: по несколько дней она страдала от странного недуга. После смерти Матрены всем появилось дело до ее наследства. Люди для вида рыдали у гроба, представлялись близкими людьми. О Матрене Васильевне вспомнили не при жизни, а тогда, когда ей это уже было не нужно.

К.Г. Паустовский "Телеграмма"

Уехав в Петербург, Настя оставила в одиночестве Катерину Ивановну, свою старую мать. Девушка жила интересной жизнью, с головой ушла в работу. Она не думала, каково в одиночестве ее близкому человеку, находящемуся очень далеко от нее. Получая письма от матери, Настя радовалась, что мать ее жива. Просьба Катерины Ивановны приехать возмутила девушку: она даже не представляла, как хоть на несколько дней может бросить работу. Только после получения телеграммы о том, что мать умирает, Настя все поняла. Она осознала, что обрекла на одиночество единственного человека, который ее по-настоящему любит.

М. Шолохов "Судьба человека"

Война сделала Андрея Соколова одиноким. Попавший в дом снаряд убил его жену и дочерей, а в канун победы от пули снайпера погиб его сын Анатолий. Но потеря близких не убила в герое его лучшие качества. Андрей Соколов усыновил Ванюшку, родители которого погибли в годы войны. Два одиноких человека нашли друг друга в самое тяжелое для них обоих время.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Когда Мартин Иден был обычным моряком и только начинал свой путь к славе, в него никто не верил. К молодому человеку не относились серьезно, считали его планы стать писателем глупыми мечтами. Вскоре Мартин Иден прославился. Но произведения, которые сделали его известным, были написаны давно. Однако только потом к герою начали тянуться люди. Причем те, кто совсем недавно смотрел на него с неодобрением. Деньги и слава сделали героя желанным гостем в любом доме. Но Мартин Иден понимал, что он ничуть не изменился с того времени, когда был на пути к славе. Будучи известным, он оказался еще более одиноким, потому что окружающий мир стал казаться герою отвратительным.