Сочинение по направлению «Смелость и трусость»: как его написать? Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость.

Толкование понятий. Цитаты. Фразеологизмы. Из истории, аргументы для комментирования, примеры сочинений.


«Как отличить трусость от благоразумия...»

Пример итогового сочинения 2017-2018: «Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?» [Смелость и трусость]

Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…

Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость - это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» . Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, - это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир «. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска - самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по направлению»

Сочинение по направлению «Смелость и трусость».

Каждый из нас воспринимает смелость по-своему. Для кого-то она является возможностью без особого труда преодолевать всевозможные трудности, для кого-то смелость – это бесстрашие во всех сферах жизни. Кто-то начинает считать себя смелым после обычной уличной драки, а иногда даже самому бесстрашному человеку не хватает сил просто признаться самому себе в совершенных им же ошибках. И все же, какими качествами должен обладать смелый человек? Как мне кажется, первым и самым основным показателем смелости является абсолютная и непоколебимая решимость. Только по-настоящему смелый человек, проникшись ситуацией, не станет нагонять на самого себя страх и придумывать какие-то оправдания. Смелость помогает человеку быстро и решительно действовать, выбирая короткий путь к результату. Иначе говоря, какой смысл бояться того, что и так случится?

Герой романа М.А. Шолохова «Судьба человека» является по-настоящему сильным и смелым человекам. Он обладает таким качеством, как вера в собственные силы, и потому до последнего сражается на поле боя, слушая свист пуль, звук взрывающихся гранат, но вырывая победу из рук врага. К тому же, Андрей Соколов уважает себя и свой выбор, и потому отлично понимает, что трусость приведет к неуважению как со стороны однополчан, так и со стороны его самого. Поэтому герой идет на разговор с Миллером с четким пониманием того, что результатом станет либо смерть, либо пощада, но не трусость и не предательство. И, действительно, некая отчаянная дерзость и бесстрашие русского солдата вызвали уважение даже у немцев, и те в свою очередь выразили это, дав Андрею Соколову немного еды. И, наконец, самым ярким показателем смелости героя была его решительность во время крайнего побега из плена. Поняв, что действовать нужно очень быстро, Андрей забирает форму у пьяного унтера и подготавливает гирю, которой позже оглушает немецкого майора и привозит «гостинец» на фронт к своим солдатам. За свою смелость герой был представлен к государственной награде.

Этими же качествами обладает и герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в Белогорскую крепость, Петр с первых же дней становится «своим», влюбляется в капитанскую дочку и обретает врага в лице Швабрина, который так же желал расположения Марии. Испугался ли Петр соперничества? Конечно, нет, он прекрасно понимал, что все в руках него самого, и потому, когда Швабрин вызвал нашего героя на дуэль, Петр без промедления согласился, потому как страх смерти был гораздо слабее желания показать свою смелость. Её Петр показал и в тот момент, когда в крепость ворвался Пугачев со своими людьми. Увидев, как погибают самые близкие, Петр, казалось бы, прекрасно понимал, что от верной гибели его может спасти лишь переход на сторону врага, но уважение к самому себе не позволило ему так поступить. Между предательством и смертью он с уверенностью выбирает второе, в отличие, например, от трусливого Швабрина. Самым главным показателем смелости Петра служит, конечно, его решение в одиночку спасти любимую из лона врага. Выбравшись за подмогой в соседнюю крепость, Петр не находит единомышленников, желающих вместе с ним ворваться в крепость к Пугачеву, после чего берет коня и в одиночку скачет через все преграды, не боясь ничего, кроме того, что Мария может пострадать.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что смелый человек должен уважать себя и свой выбор, верить в собственные силы и не бояться действовать напрямую, а также уметь принимать быстрые и правильные решения.

Просмотр содержимого документа
«Темы для соч. Смелость и...»

Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ - Смелость и трусость.

    Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс

    Смелость - начало победы. Плутарх

    Когда можно оправдать трусость?

    На самом ли деле удача сопутствует смелым?

    Когда нужно быть смелым?

    Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. Конфуций.

    Согласны ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость?

    В душах трусливых нет места для счастья. М. Сервантес.

    Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков.

Просмотр содержимого документа
«slovar_trusost_i_smelost»

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Смелость

Трусость

Определение

Это готовность к решительным поступкам;

Это умение трезво оценить ситуацию и себя в ней, и взять верх над эмоциями;

Нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Это стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций;

Поведение труса, робость, боязливость;

Неспособность преодолеть страх и противостоять ему

Синонимы

бесстрашие, геройство, мужество, неустрашимость, отвага, присутствие духа, решительность, храбрость, подъем духа, бесстрашие, героизм, дерзость

трусость, боязливость, робость, малодушие, нерешительность, колебание

Антонимы

робость, трусость

бесстрашие, геройство, мужество, неустрашимость, отвага, присутствие духа, решительность, храбрость, подъем духа, бесстрашие, героизм, дерзость

Фразеологизмы, поговорки и пословицы со словами

    Не хватило смелости

    Взять на себя смелость

    Иметь смелость

    Набраться смелости

Пословицы

    Смелый там найдет, где робкий потеряет

    Смелым Бог владеет

    Смелость города берет.

    Труса праздновать.

    Поджать [прижать] хвост

    Овечье сердце

    Не храброго десятка

    Прятаться за спины

    Показывать [показать] кукиш в кармане

    Молодец против овец

Пословицы

    Лучше быть мертвым героем, чем живым трусом.

    Героем упадёшь - поднимут, трусом упадешь - раздавят.

    Волков бояться - в лес не ходить.

    Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

    Трусливому зайке и пенек - волк.

    Трус и таракана принимает за великана.

    За очи горда, а в очи раба.

    У страха глаза велики.

    Герой умирает однажды - трус тысячу раз.

    Дома петух, а на улице цыпленок.

    За одного смелого семь несмелых дают, да и то не берут.

Сочетание прилагательных со словами

Безграничная смелость

Безрассудная смелость

Безудержная смелость

Безумная смелость

Беспредельная смелость

Беспримерная смелость

Большая смелость

Исключительная смелость

Невероятная смелость

Отчаянная смелость

Потрясающая смелость

Удивительная смелость

    отъявленный трус

    порядочный трус

    потрясающий трус

В романе В.А. Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. Они подружились с момента встречи в школе-интернате, куда попал Саня как беспризорник. Валька – настоящий друг Сани, не то, что Михаил Ромашов. Когда между Ромашкой и Григорьевым возникает конфликт, Валька знает правду, но боится её сказать, так как подлый Ромашов его шантажирует. Однако, понимая, что его молчание может стоить другу слишком дорого, он рассказывает всё Сане, а тот просит его сказать это всем на педсовете, на котором будет обсуждаться его исключение из школы. Если у тебя есть поддержка такого смелого и отважного друга – никто не страшен.

2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии возникает конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Молодой человек смело говорит в лицо всем представителям московского света о том, насколько нелепо выглядят их привычки и пристрастия. Он отважно осуждает ханжество и лицемерие, царящие здесь, презрительно отзывается о чинопочитании и низкопоклонстве. Каждый гость на балу услышал в его словах что-то оскорбительное. А ведь, на самом деле, кому приятно слышать о себе что-то обличительное. Так для графини-внучки такими словами показались сравнение её с модисткой, для Натальи Дмитриевны Горич – рекомендация переехать в деревню, старуху Хлёстову оскорбил его смех по поводу Загорецкого. Но тем не менее Чацкий продолжает говорить о подлости крепостников, которые обращаются с крестьянами как со скотом, о лизоблюдстве, о вечном подражании иностранцам. Именно за эту смелость И.А.Гончаров назвал героя Грибоедова победителем.

3. Б.Васильев «Завтра была война»

В повести показаны взаимоотношения трёх подруг: Зина Коваленко, Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Однажды на дне рождения в квартире Люберецких прозвучали стихи Есенина. Творчество этого поэта считалось запрещённым. Завуч школы Валентина Андроновна собирала информацию от детей, которые были слабее других по характеру и личным качествам. Такой оказалась Зиночка. Она и сообщила Валендре, что читали Есенина. Спустя некоторое время отца Вики Люберецкой арестовывают. Вика оказывается перед сложным выбором: она должна либо отказаться от отца, либо выйти из комсомола. Она не может сделать ни того, ни другого. Не желая выслушивать обвинительные слова в её адрес, подставлять друзей, она решает отравиться. Своей смертью Вика высказывает протест существующему миропорядку. Искра Полякова на похоронах своей подруги читает стихи Есенина, доказывая всем, что эти люди не победили ни Вику, ни их дружбу.

Вариант итогового сочинения

по литературе-2017-2018.

Направление четвёртое - «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от решения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных

произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и

персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Высказывания и мысли о смелости:

    Смелость города берёт.

    Смелость-начало победы (Плутарх).

    Кто мужествен, тот смел (Цицерон).

    Смелым помогает судьба (Вергилий).

    Надо дерзать: смелым помогает сама Венера (Тибулл).

    Отвага заменяет крепостные стены (Саллюстий).

    Смелый погибнет, но он не отступит.

    Храбрость получает свой выигрыш от трусости других (Я.Б. Княжнин).

    Только доблесть бессмертно живёт,

    Ибо храбрые славны вовеки (В. Я. Брюсов)

Высказывания и афоризмы о трусости

    Трусость всегда стремится переложить ответственность на другого (Хулио Кортасар).

    Герой умирает один раз, а трус – постоянно.

    К страху привыкают лишь трусы (Сергей Довлатов).

    Трусливый друг страшнее врага (Л. Н.Толстой).

    Хитрость-сила трусливого.

    Трусость отнимает разум.

Тема сочинения - Смелый погибнет, но не отступит

Основная часть. Первый тезис и первый литературный аргумент.

Тезис-смелым помогает судьба.

Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом Андреем Соколовым. В сцене допроса в концлагере проявляется твёрдый, решительный и стойкий характер героя. Эта сцена - настоящая психологическая дуль, в которой победителем выходит смелый и мужественный воин. Мюллер хотел убить русского. Но в конце допроса он оставляет Андрея Соколова жить: немца поразил решительный и стойкий пленный, не отступивший от своих убеждений. Своим таким поведением Андрей обезоружил начальника лагеря. Комендант заявил, что Соколов – «храбрый солдат, настоящий русский солдат». И Мюллер отказался стрелять в пленного. А за смелость и отвагу наградил героя буханкой хлеба и куском сала. Читая и перечитывая рассказ М.А. Шолохова, мы ясно видим, что « смелым помогает судьба».

2-б

Основная часть.

Второй тезис и второй литературный аргумент.

Тезис –хитрость –сила трусливого, смелый погибнет. но не отступит.

На страницах повести Василя Быкова «Сотников» представлены два совершенно разных героя. Оба партизаны. Один из них- Сотников, смелый и решительный, принял смерть ради спасения товарищей из партизанского отряда. А другой- Рыбак, настоящий трус и предатель, проявил слабость духа, отсутствие воли и малодушие. Этот партизан не смог совладать с судьбой и перешёл на сторону полицаев, спасая свою жизнь. При этом он совершил подлость - выбил ящик из-под ног Сотникова во время казни. Рыбак проявляет опасение и тревогу. Читая повесть, мы приходим к выводу, что хитрость-сила трусливого. Убеждаемся в том, что «смелый погибнет, но не отступит».

3

Заключение

(вывод)

К какому выводу привели меня рассуждения по данной теме? Серьёзный вопрос заставляет задуматься над решением очень трудной задачи - что выбрать в конкретной ситуации: смелость или трусость? Много ли смелых людей в нашей жизни? Работает ли смелость активно сегодня?

«Смелость и трусость» - аргументы для итогового сочинения

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.

По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.

«Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами.

Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.

Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.

Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ.

«На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен.

Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только

Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он - духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».

Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые

Всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой».

Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»

Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре»,

«Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата

№ 6", "Страх", "Черный монах" и др.

Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.

Он рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Дмитрий Петрович как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе.

И тут Силин получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе".

Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

Герой рассказа "О любви" Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину.

Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой

момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.

Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения.

Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.

К теме трусости и смелости неоднократно обращались и современные писатели. Одно из наиболее ярких произведений – повесть

В. Железникова «Чучело». В одну из провинциальных школ приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она внучка художника, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила. Со временем ее начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают ей кличку «Чучело». У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, пытаясь не реагировать на оскорбительное прозвище. Однако жестокость детей, ведомых лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке и начинает с ней дружить – Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вернулся в класс, чтобы забрать забытую вещь. Его встретила учительница, и мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали с уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его. Одноклассники быстро забывают грех Димы и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети сжигают чучело, символизирующее Лену. Девочка не в силах больше выдерживать такого гнета, просит дедушку покинуть этот город. После того как Бессольцева уехала, дети испытывают мучения совести, они понимают, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что-либо предпринимать уже поздно.

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Лене и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, – нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите». И причину этой симпатии она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, смелость, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов рассказа занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и этим отличается от своих сверстников. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Боясь мнения одноклассников, он оказался способным на неоднократное предательство: предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы, внутренней силы и смелости.

В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться. Не случайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне.

Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом

не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.

Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии

радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.

Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии

стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни».

Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не

выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны». Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина...

«Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть

что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого

«непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные

седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти». Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.

С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что под смелостью подразумевается способность человека к решительным действиям в любой ситуации, а трусость – это уход от этих действий.

Перечитывая отечественную литературу, можно встретить множество примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков тех, кто проявил себя как настоящий трус. В известном романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт как человек, который демонстририрует смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» У Грушницкого есть Георгиевский крест, но Печорин считает его трусом. Прав ли он? Вспоминается сцена ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну с целью отомстить, Печорин же потребовал извинений. Грушницкому было проще соврать, чем при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Он боялся гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Грушницкий не изменился, даже стоя перед лицом смерти, он «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…». Однако настоящая смелость ему чужда. Если бы он был смелым, то он бы признал своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на такое просто не способен.

Вспоминается также роман Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это действительно так. Да, в первом бою под Шенграбеном он не открыл стрельбу по французам, вместо этого он бросил пистолет и, словно заяц, бросился бежать наутёк. Но это был его первый бой. Потом Ростов стал настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл серьёзную сумму Долохову, он сознался себе в совершённом преступлении, и поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он быстро навёл порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это бесценное качество, которое формируется со временем. Смелые поступки могут совершать только по-настоящему добрые и сильные люди. Только смелые люди могут сделать мир чуточку лучше и добрее, изменить его к лучшему.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Смелость и трусость» читают: