Тема 5 симфонии бетховена. Бетховен

Пятая симфония, которая поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. Однако создавалась она дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить в эти годы две симфонии совершенно иного характера: в 1806 году была написана лирическая Четвертая, в следующем начата и одновременно с Пятой завершена Пасторальная, позднее получившая № 6.

Это было время наивысшего расцвета таланта композитора. Одно за другим появляются самые типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбой: скрипичная соната опус 47, известная как Крейцерова, фортепианные опус 53 и 57 («Аврора» и «Аппассионата» - названия даны не автором), опера «Фиделио», оратория «Христос на горе Елеонской», три квартета опус 59, посвященные русскому меценату графу А. К. Разумовскому, фортепианный (Четвертый), Скрипичный и Тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели) концерты, увертюра «Кориолан», 32 вариации для фортепиано до минор, месса до мажор и др. Композитор смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта, - глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»

Пятая симфония посвящена известным меценатам - князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая симфония в до миноре» - № 6. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор повздорил с предоставленным ему оркестром - сборным, невысокого уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает дирижер И. Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.

Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве кз четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».

Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе. Как это свойственно Бетховену, реприза не является точным повторением экспозиции. Перед появлением побочной партии возникает внезапная остановка, солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу. Но развитие не заканчивается и в репризе: в коде продолжается борьба, при­ чем исход ее неясен - первая часть не дает вывода, оставляя слушателя в напряженном ожидании продолжения.

Медленная вторая часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема - поначалу вариант первой - приобретает у медных и гобоя фортиссимо в сопровождении ударов литавр героические черты. Не случайно в процессе ее варьирования затаенно и тревожно, как напоминание, звучит мотив судьбы. Любимая Бетховеном форма двойных вариаций выдержана в строго классических принци­ пах: обе темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.

Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо - вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема пред­ ставляет собой диалог - затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы. Картина резко меняется в трио - энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности - варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами...

Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции - марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, - броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.

Симфония № 5 до минор , op. 67 , написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804- 1808 годах , - одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний . Впервые исполненная в 1808 в Вене , симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения.

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:

Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

Бетховен. Пятая симфония. Судьба стучится в дверь...

Кто не знает Пятую симфонию Бетховена? Название её всегда на слуху. Однажды я слышал, как один человек сказал другому: «Бетховен? Как же, я его знаю. Ведь это он написал пятую симфонию Бетховена!»

Первые звуки симфонии, знаменитые бетховенские 4 ноты, являются известным мотивом классической музыки. Если даже вы не узнаете его «с листа», то наверняка знаете, что эти четыре ноты, исполненные на литаврах, в годы Великой Отечественной войны радиостанция Би-Би-Си использовала в качестве позывных начала вещания «Свободной Франции». Одного этого факта было бы достаточно, чтобы Пятая симфония навсегда ассоциировалась у нас с темой судьбы, однако ассоциация эта берёт начало в далёком прошлом, во времена жизни Бетховена и его секретаря Антона Шиндлера.

Подобно другим, наиболее сложным произведениям , Пятая симфония рождалась медленно. По свидетельствам современников, Бетховен начал работать над симфонией за пять лет до того, как она окончательно вышла из печати. В первый раз он вынужден был прервать сочинение во время работы над оперой «Леонора», а затем взялся за Пятую симфонию. Это был очень трудный период в жизни Бетховена. 14 ноября 1805 года состоялась премьера «Леоноры», и композитор тяжело переживал необходимость представлять своё произведение перед собравшимися в зале французскими вояками, оккупировавшими Вену. Бетховен находился в таком мрачном расположении духа, что покровительствовавший композитору князь Лихновски пригласил его в свою летнюю резиденцию в Силезии, чтобы тот мог немного отдохнуть и восстановить силы. Единственным островком стабильности стал переезд на новую квартиру в доме Паскуалети, где композитор прожил несколько лет.

Пятая симфония стала первой симфонией Бетховена, и вообще первой симфонией в истории, в которой начальный четырёхнотный мотив повторяется, в той или иной форме, во всех четырёх частях. Я употребляю тут слово «мотив», поскольку, как и в «Лунной сонате», вы не сможете напеть главную тему симфонии, поскольку это не тема и не мелодия. Это именно мотив.

Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Обычно композитор, заявив тему, начинает её развитие. Но Бетховен поступил иначе. Он обрывает главную тему, отводит на второй план, снова и снова повторяет её. Примерно на середине первой части симфонии побочная партия сменяет главную и звучит в до мажор, а в конце вновь с невероятной силой и энергией вступает главный мотив.

Во второй части основной мотив повторяется в разных вариациях, в ней столько фортиссимо (очень громких пассажей), что совершенно неожиданным оказывается переход к третьей части, открывающейся пианиссимо (очень тихо) с постепенным нарастанием звука. Но это длится недолго, вскоре вновь вступает грозный четырёхзвучный мотив первой части, который становится доминирующим. Ближе к концу третьей части этот таинственный мотив повторяется. сопровождаемый звуком литавр. Мы чувствуем приближение какого-то события, что-то должно случиться, но что? В концертном зале, если вам повезло попасть на хорошее исполнение, в этом месту вы невольно до боли в суставах впиваетесь руками в подлокотники кресла. Будь это фильм, вы бы приготовились к шоку.

И этот шок наступает с началом четвёртой части, но какой шок! У вас перехватывает дыхание, вы широко открываете глаза, ахаете – а потом облегчённо улыбаетесь. Мы вышли из тьмы к свету или, говоря музыкальным языком, от минора к мажору. Четвёртая часть открывается мощным фортиссимо. Впервые в истории симфоний Бетховен использовал в финале тромбоны. Трое тромбонистов, просидевших в молчании все три предыдущие части, впервые вступают в финале (что не так-то просто сделать, если музыканты за все три предыдущие части ни разу не прикоснулись к своим инструментам!).

Начало четвёртой части столь прекрасно, победно и торжественно, что во время представления Пятой симфонии в Париже какой-то старый солдат не выдержал, вскочил со своего места и закричал: «Да здравствует император!» И снова, как уже было раньше у Бетховена, симфония плавно разворачивается от начала к концу, так что слушателю кажется, будто он пережил долгое и опасное путешествие, но с победой и славой вернулся в родной дом.

Бетховен никогда не был склонен недооценивать свои произведения, однако у нас нет точных свидетельств о том, что он в полной мере осознавал гениальность Пятой симфонии. Отчасти на это указывает тот факт, что Бетховен обещал продать партитуру симфонии графу Опперсдорфу за 500 флоринов, но удержал её у себя и сначала отослал издателю. Известно также, что уже после публикации он внёс в партитуру несколько небольших изменений, к немалому раздражению издателя, которому пришлось заново переделывать всю работу.

Пятую симфонию Бетховена можно без преувеличения назвать самым главным произведением европейской классической музыки.

Именно секретарю и помощнику Бетховена принадлежит знаменитая фраза о начале Пятой симфонии: «Так судьба стучится в дверь». Вполне возможно, что сам Бетховен никогда ничего подобного не говорил. Вообще, Шиндлер – крайне ненадёжный источник и биограф, несмотря на его близость к Бетховену в последние годы жизни. Шиндлер сжёг множество разговорных тетрадей Бетховена, в которых знакомые оглохшего композитора записывали обращённые к нему вопросы. Он настолько боготворил Бетховена, что вознамерился создать ему безупречную биографию, для чего намеренно сфальсифицировал многие документы, которые, по его мнению, бросали хоть малейшую тень на личность великого человека.

К свидетельствам Шиндлера следует относиться с большой долей скептицизма, однако, в его определении Пятой симфонии, несомненно, есть доля истины.

Текст: Джон Суше

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония №5:
I часть. Allegro con brio, mp3;
Мотив судьбы, mp3;
II часть. Andante con moto, mp3;
III часть. Allegro, mp3;
IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Антон Шиндлер говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь» .

Симфония № 5


Обложка Пятой симфонии с посвящением князю Лобковицу и графу Разумовскому
Композитор
  • Людвиг ван Бетховен
Тональность до минор
Форма симфония
Сочинение 67
Время и место сочинения 1804-1808, Вена
Первое исполнение , Вена
Первая публикация
Посвящение Йозеф Франц фон Лобковиц [d] и Андрей Кириллович Разумовский
Части 1. Allegro con brio
2. Andante con moto
3. Allegro
4. Allegro

Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера.

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:


Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы », «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино , телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

Сочинение

Пятая симфония, в частности, известна тем, что подготовительный период ее создания был долог. Первые наброски симфонии датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией . Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио », Сонату № 23 (Аппассионату), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию . Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807-1808 параллельно с Шестой симфонией , а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.

В это время Бетховену было 35-38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой . В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами , политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.

Премьера

Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям - князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года .

Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин » на громадном концерте-бенефисе , целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая - как № 5. Программа включала в себя:

  1. Арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
  2. Части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
  3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (в исполнении самого Бетховена);
(антракт)
  1. Пятую симфонию (значилась в программе как «Большая симфония до минор »);
  2. Части Sanctus и Benedictus из Мессы до мажор;
  3. Хоральную фантазию.

Премьера была неудачной. Концерт длился четыре часа - с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё ещё несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего (исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт) .

Отклики

Ученик Бетховена, пианист и музыкальный педагог Карл Черни и бременский капельмейстер В. К. Мюллер независимо друг от друга считали, что тему Пятой симфонии Бетховен взял, подражая крику известной лесной птицы, под которой подразумевалась овсянка обыкновенная , распространённая в европейских средних широтах и обитавшая, в частности, в венском парке Пратер , где обычно гулял Бетховен .

Назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи».

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:

Симфония и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы») стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

Состав оркестра

Деревянные духовые Флейта пикколо 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота Контрфагот Медные духовые 2 валторны (Es) 2 трубы (C) 3 тромбона Ударные Литавры Струнные I и II скрипки Альты Виолончели Контрабасы

Части

  1. Allegro con brio (до минор)
  2. Andante con moto (ля бемоль мажор)

3-я и 4-я части исполняются без перерыва.

История

Сочинение

Пятая симфония известна своим долгим временем вызревания. Первые её наброски датируются годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио », Сонату № 23 (Аппассионату), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в - параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.

В это время Бетховену было 35-38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами , политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в году.

Премьера

Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям - князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле года.

Театер ан-дер-Вин, 1815 г.

Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря года в венском «Театр ан дер Вин» на громадном концерте-бенефисе, целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая - как № 5. Программа включала в себя:

  • арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
  • части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
  • фортепианный концерт № 4 (в исполнении самого Бетховена);
  • (антракт)
  • Пятую симфонию (значилась в программе как «Большая симфония до минор»);
  • части Sanctus и Benedictus из мессы до мажор;
  • Хоральную фантазию.

Премьера была неудачной. Концерт длился более четырёх часов - с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё еще несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего. (Исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт.)

Форма

Произведение состоит из четырёх частей:

I. Allegro con brio (сонатная форма) II. Andante con moto III. Scherzo. Allegro IV. Allegro (финал, сонатная форма)

  • Фрагменты Пятой симфонии Бетховена цитируются в некоторых произведениях Альфреда Шнитке - Первой симфонии , музыке к спектаклю «Ревизская сказка» и основанной на ней «Гоголь-сюите» для оркестра.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пятая симфония (Бетховен)" в других словарях:

    Симфония № 5 (Айвз) Симфония № 5 (Альвен) Симфония № 5 (Бетховен) (1804 1808) Симфония № 5 (Брукнер) Симфония № 5 (Вайнберг) Симфония № 5 (Гайдн) Симфония № 5 (Глазунов) Симфония № 5 (Гречанинов) Симфония № 5 (Дворжак) Симфония № 5 (Канчели)… … Википедия

    Симфония № 1 в C major, Op. 21 (Bia. 203) симфония Людвига ван Бетховена в тональности до мажор, посвященная барону Готфриду ван Свитену. Содержание 1 История создания и исполнения 2 Оркестр … Википедия

    Симфония № 8 фа мажор, op. 93 симфония Людвига ван Бетховена. Завершена в 1812 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 27 февраля 1814 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота Медные духовые 2 валторны (F,… … Википедия

    Симфония № 2 ре мажор, op. 36 симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1801 1802 годах в Вене, премьера состоялась в Вене, 5 апреля 1803 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (A) 2 фагота Медные духовые 2 валторны… … Википедия

    Симфония № 7 ля мажор, op. 92 симфония Людвига ван Бетховена. Завершена в 1812 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 8 декабря 1813 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (A) 2 фагота Медные духовые 2 валторны (A,… … Википедия

    Симфония № 6 фа мажор, op. 68 («Пасторальная») симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1808 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 22 декабря 1808 г. Состав оркестра Деревянные духовые флейта пикколо 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота … Википедия

    Композитор Людвиг ван Бетховен Симфония No. 9 Ре минор, Op. 125 Эпическая последняя завершённая симфония, созданная Людвигом ван Бетховеном. Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха… … Википедия

    Симфония № 4 си бемоль мажор, op. 60 симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1806 году в Вене. Состав оркестра Деревянные духовые 1 флейта 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота Медные духовые 2 валторны (B) 2 трубы (B) Ударные Литавры Струнные I и… … Википедия

    БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 5. Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера. Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетхов … Википедия

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ БЕТХОВЕНА

От соль-минорной симфонии Моцарта пятую симфонию Бетховена отделяют 20 лет, а от «Лондонских симфоний» Гайдна — и того меньше. Но как отлична она от своих предшественниц!

Пятая симфония была закончена в 1808 году. В симфонии четыре части. Впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным (непосредственными предшественниками симфоний Бетховена и здесь можно считать произведения Моцарта — его симфонии соль минор и до мажор «Юпитер»). Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной и повелительной темой, которая звучит в начале произведения как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».

Бетховен подчеркивает значительность этой темы, давая ее в унисон, то есть в одновременном звучании у разных инструментов оркестра, fortissimo.

Симфония не имеет программы, ее содержание не выражено словами. Но яркая музыка, конкретный смысл основного мотива дают право толковать всю симфонию как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Четыре части произведения можно представить себе как отдельные моменты этой борьбы. Финал симфонии знаменует собою победу и торжество человечества над силами зла и насилия.


Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Ее темп — Allegroconbrio, то есть быстро, с огнем. Главная партия представляет собою развитие начального мотива симфонии. Ее отличает большая ритмическая четкость, решительная устремленность вперед:

Вместе с тем эта тема полна тревоги, беспокойства. Достигнув вершины, главная партия внезапно обрывается на доминанте. Остановка подчеркнута знаком ферматы.

Вновь звучит грозный боевой клич «мотива судьбы». Он дает толчок прекратившемуся было движению. Главная партия продолжает свое развитие. Постепенно усиливается звучность, достигая fortissimo. Но и на этот раз движение прерывается на неустойчивом аккорде. Так второе предложение главной партии выполняет роль связующей партии: оно подводит к доминанте ми-бемоль мажора — тональности побочной партии.

Побочная тема начинается властным призывом, повелительным мотивом солирующих валторн. А вот, наконец, и новая мелодия — напевная, нежная, светлая. Звучание валторн сменяется мягким пением скрипок:

Но характерный ритм основного мотива симфонии не исчезает и здесь. Он лишь отходит на второй план и глухо рокочет в басах.

Экспозицию завершает заключительная партия, целиком построенная на том же грозном мотиве. Повторяясь много раз в мажоре, в могучих возгласах всего оркестра (tutti), основная тема произведения звучит здесь решительно и победно.

Вся разработка построена на развитии основного мотива симфонии. Резкие динамические контрасты, огромные нарастания силы звука придают этому разделу колоссальную напряженность звучания. Разработка заканчивается упорным, многократным повторением мотива судьбы, который принимает яростный, неистовый характер. Этот кульминационный момент разработки совпадает с началом репризы.

Звучит главная партия. Как и в экспозиции, ее изложение прерывается. Но здесь после ферматы появляется нежная мелодия, как робкая просьба, мольба. Мелодию исполняет солирующий гобой:

Может быть, Бетховен хотел здесь сказать о страданиях человека, слабеющего в борьбе с невзгодами жизни.

Главную партию сменяет побочная, которая в репризе звучит в одноименном мажоре (до мажор). Эта светлая, нежная тема опять вносит успокоение в столь тревожную, бурную музыку. Она дает надежду, что человек преодолеет все препятствия, стоящие на его пути, и победит.

Первая часть симфонии заканчивается большой кодой. С новой силой наступает «мотив судьбы», вновь звучат его яростные угрозы. И опять, как и в репризе, не находит ответа жалоба, еще более робкая и несмелая. Судьба безжалостна, до победы еще далеко.


Вторая часть — Andanteconmoto(неторопливо, с движением), ля-бемоль мажор. Подобно медленной части «Патетической сонаты», вторая часть пятой симфонии дает передышку, борьба как бы временно прекращается. Правда, и здесь ненадолго появляется характерный ритм основной темы симфонии. Но угроза ее звучит очень глухо. Вторая часть представляет собою вариации на две темы или двойные вариации. С подобным строением мы встречались в симфонии Гайдна и также во второй части.

Первая тема напевна, глубока и серьезна. В ее мелодии, исполняемой альтами и виолончелями, слышится выразительность человеческой речи: это «рассказ», «повествование» человека, полного мужества и воли к борьбе.

Вторая тема, несмотря на трехдольный размер, производит впечатление маршевой песни. Благодаря мощному звучанию — при изложении темы в до мажоре — кажется, что эту песню «поет» не один человек, а масса народа. Именно такого рода песни пришлось слышать Бетховену в юности. У этой темы есть явные черты сходства с «Марсельезой» — боевым гимном французской революции: Вторая тема контрастирует с первой не только по характеру, звучности, оркестровой окраске, но и по тональности. В до мажоре она, подобно побочной партии первой части, звучит как-то особенно светло и радостно. Несмотря на такое различие, темы Andanteимеют и общие черты. Их объединяет мелодическое сходство, характерное «призывное» начало, пунктирный ритм.

Дальше идут поочередно вариации на первую и на вторую темы. В вариациях на первую тему изменяется, главным образом, фактура изложения. Оркестровая окраска мелодии и тональность остаются неизменными. Только в третьей вариации звучит одноименный минор.

Подобным образом варьируется и вторая тема. Она неизменно звучит громко, могуче. Во второй раз тему исполняет весь оркестр. В последней вариации вместо второй темы звучит первая в исполнении также всего оркестра, fortissimo. Благодаря этому певучая мелодия приобретает качества, характерные для второй темы, — мощность, «массовость» звучания.

Контраст между темами постепенно сглаживается. Он совсем исчезает в коде, где появляется как бы новая мелодия, объединившая в себе характерные черты обеих тем.


Третья часть — Allegro, до минор, скерцо. В переводе с итальянского «скерцо» — «шутка». Это пьеса в стремительном темпе, с острым ритмом. Начиная со второй симфонии, Бетховен пишет вместо менуэта — скерцо (исключение составляют четвертая и весьмая симфонии). Скерцо более чем менуэт, отвечало драматическому замыслу симфоний Бетховена, напряженному звучанию его музыки. Музыка третьей части возвращает нас к настроениям первой части симфонии. Борьба возобновляется с новой силой. Тревожно, стремительно у виолончелей и контрабасов взбегает мелодия по звукам трезвучия. Ее продолжают другие струнные инструменты. Движение останавливается на доминанте и замирает как вопрос, робкий и нерешительный:

Пятая симфония Бетховена во многом отличается от симфоний Гайдна и Моцарта. Впервые Бетховен объединяет четырехчастный симфонический цикл единой мыслью, единым замыслом: «от тьмы к свету, через борьбу — к победе». Важное объединяющее значение имеет «тема судьбы» — ведущая тема, или лейтмотив, всей симфонии. Еще ярче, чем в «Патетической сонате», в пятой симфонии проявилась особенность музыки Бетховена — рождение контрастных тем из одной. Так, по существу, все темы первой части симфонии, а также основная тема скерцо возникают из той же «темы судьбы». Различны и в то же время глубоко родственны между собою темы второй части симфонии.


В пятой симфонии борьба двух враждебных сил дана в развитии. Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому симфония приобретает сюжетность, «программность». А это обстоятельство, в свою очередь, делает музыку Бетховена более понятной. Серьезность и глубина замысла вызвали необходимость увеличить состав оркестра, что придало звучанию величие и мощность.