Задания по сказкам салтыкова щедрина. Основная проблематика сказок М.Е

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки - итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А.С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков- Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886 годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе «мелкие, срамные» злодеяния или «крупные кровопролитья», как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его «уважили мужики», «посадив на рогатину». Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: «Главное в нашем ремесле - это: позволять, не мешать». И сам Топтыгин спрашивает: «Я даже не понимаю, зачем воевод посылают!»

Сказка «Дикий помещик» - произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою» трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. «...Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья».

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке «Премудрый пискарь». Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Обыватель - «пискарь» считает основным смыслом жизни лозунг: «Выжить и щуке в хайло не попасть». Ему всегда казалось, что он живет правильно, по наказу его отца: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба». Но вот пришла смерть. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. «Какие были у него радости? кого он утешил? Ком добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» На все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто. «Он жил и дрожал - только и всего». Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человека, заключается в словах: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари». Таким образом, «пискарь» - это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

7 класс

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения. (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героя, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Сколько произведений включает в себя книга М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»?

1) 23

2) 24

3) 32

3. Сарказм – это

1) способ выражения насмешки

2) едкое выражение насмешки

3) сильное преувеличение

4. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Ди­кий помещик»?

1) маленькой пенсией

2) обилием мужиков

3) отсутствием жены

5. Кого звал помещик в гости?

1) медведя

2) губернатора

3) генералов-соседей

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) с волком

2) с медведем

3) с лисой

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) колбасой

2) пряниками

3) вареньем

8. Какую газету читал глупый помещик?

1) «Весть»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

9. Как звали слугу помещика?

1) Санька

2) Иван

3) Сенька

10. После чьего приезда задумался помещик о том, «чем это пахнет»?

1) полицейского

2) капитана-исправника

3) губернатора

11. Какое образное средство реализуется в названии сказки?

1) метафора

2) эпитет

3) сравнение

12. Что стало с помещиком?

1) уехал из поместья

2) остался диким, но власть у него не отобрали

3) разбогател

II вариант

1. В каком году была написана сказка «Дикий помещик»?

1) 1869

2) 1879

3) 1868

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

3. Аллегория – это

1) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

2) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

3) иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) надел тулуп

2) сидел на печи

3) оброс волосами

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) губернское начальство

2) сам помещик

3) соседи

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) в некотором царстве

2) в Орловской губернии

3) в приволжских степях

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) вперед

2) старайся

3) долой

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) когтей

2) шерсти

3) хвоста

9. Назовите фамилию актера, который посетил помещика?

1) Щепкин

2) Садальский

3) Садовский

10. Укажите фамилию дикого помещика

1) Урус-Кильдибаев

2) Урюпинский

3) Урус-Кучум-Кильдибаев

11. Что является завязкой действия?

1) чтение газеты

2) исполнение желания помещика

3) приезд генералов

12. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) на четвереньках

2) верхом на лошади

3) в карете

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 11 – 12 баллов,

«4» - 9 – 10 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

«2» - 0 – 5 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Викторина по сказке Л. Керролл «Алисы в стране чудес» КГУ «Береговая средняя школа»учитель начальных классовЧайка Марина Владимировна Как нужно лететь, чтобы удалось рассмотреть стены колодца? 1. Уж очень не спеша 2. Со скоростью улитки3. Как пушинка4. Как падающий снег Как звали главную героиню сказки? 1) Мария2) Полина 3) Алиса4) Лиза Почему Алиса решилась выпить жидкость из пузырька? 1. Он был похож на бутылку с лимонадом2. На нём не было написано «Яд»3. Жидкость была прозрачной4. Он внушал ей доверие В какое время года происходили события сказки? 1) Летом2) Весной3) Осенью 4) Зимой Это кондитерское изделие иногда увеличивает рост до невероятных размеров1. Печенье2. Булочка3. Пирожок4. Пирожное Как звали кошку девочки? 1) Алиса2) Марго3) Дина4) Марфа Куда именно придет Герцогиня, если Кролик опоздает?1. К Кролику2. В ярость3. Вне себя4. Во дворец Какая надпись была на флаконе с волшебной жидкостью? 1) Яд2) Выпей меня3) Не пей меня Какую награду получила Алиса после кросса по инстанциям? 1. Бокал 2. Кубок 3. Напёрсток4. Ведро Море, в котором чуть не утонула Алиса? 1) Чёрное2) Из её слёз3) Каспийское Таким ростом, по мнению Червяка, можно гордиться.1. Шесть дюймов2. 10 см3. Как у мамы4. С палец Каким маслом чинили часы Шляпочник и Кролик? 1) Сливочным2) Машинным3) Оливковым Что показывали часы Кролика? 1) Час2) Минуту3) Секунду4) День Что особенного было в чеширском коте? 1) Его строение тела2) Отсутствие каких то частей тела3) Его возраст На волшебном пирожке была выложена надпись: «Съешь меня», чем? 1) Кремом2) Ручкой3) Изюмом4) Курагой С каким предметом сравнила Алиса своё внезапное уменьшение? 1) С подзорной трубой2) С пирамидой3) С песочным домиком Что внушало почтение во внешнем виде Чеширского Кота?1. Исчезающая в последнюю очередь улыбка2. Разноцветные полоски на шерсти3. Длинные когти и полон рот зубов4. Лукавый взгляд Что так напугало голубку при встрече с Алисой? 1) Её рост2) Её вес3) Её длинная шея Где в море можно взять мед?1. У Морского Медведя2. У Медузы 3. У Рака-Отшельника4. У Морских пчёл Какие предметы держал в руках кролик? 1) Шляпу2) Чашку3) Перчатки4) Перчатки и веер Все приключения Алисы были… 1) явью2) сном3) сказкой, написанной Алисой


Приложенные файлы

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).

Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках - это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко.

Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием - генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, - опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина - “Коняга”, которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами” - такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.

  1. Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор?
  2. Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними?
  3. Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию?
  4. Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках?
  5. Чему и кого хотел научить писатель сказкой «Дикий помещик»? Каков ее смысл? Какие художественные приемы использует автор?
  6. Разные ли враги у карася и ерша из сказки Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»? Что такое щука в символике щедринской сказки? В чем основа конфликта карася и ерша? О чем мечтают и какую жизненную позицию защищают карась и ерш? Всегда ли ерш был таким? Лучше ли теперешняя позиция ерша? На чем держится власть щуки в рыбьем царстве? Печальный конец карася-идеалиста - случайность или закономерность? Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». В чем перекликаются позиции щедринских героев и героев Некрасова? В чем вы видите гротеск в этой сказке?
  7. Чем интересны диалоги генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и как они их характеризуют? Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов, от смеха, направленного против мужика? Как автор относится к героям? Какую роль играют гиперболы, гротеск?
  8. К какому жанру можно отнести «Историю одного города»? Какова композиция произведения? Какое место в произведении занимает «Опись градоначальникам»?
  9. Как сатирик рисует взаимоотношения народа и его правителей?
  10. Докажите, что гротеск - главный прием, с помощью которого раскрывается образ Брудастого.
  11. Укажите сатирические приемы, с помощью которых изображены глуповцы, когда они ждут нового градоначальника, когда они впервые встречаются с ним, когда они в смятении. Что в их поведении вызывает негодование?
  12. Какова авторская позиция в главе «Органчик»? Приведите примеры.
  13. Какие черты правителей заострены в облике Органчика?
  14. Какой след в истории города Глупова оставили Двоекуров, Фердыщенко, Грустилов, Бру-дастый, Угрюм-Бурчеев?
  15. Зачем Бородавкину нужно было вести войны «за просвещение»? Был ли смысл в них? Как вели себя глуповцы в период войн? Почему они безмолвствовали?
  16. Что олицетворяет собой Прыщ? Каких взглядов придерживался этот градоначальник и как относились глуповцы к поведению градоначальника и порядкам, установленным в городе?
  17. Как раскрывается образ Угрюм-Бурчеева (портрет, бред Бурчеева, реализация бреда, авторские характеристики)? Что сатирического в этих приемах? Как совершается переход от слога летописца к авторскому? Как выражается в языке произведения авторская позиция?
  18. Каков смысл финала «Истории одного города» и какова его роль?
  19. Когда при изображении градоначальников автор прибегает к юмору, иронии, а когда рисует их в саркастической манере?
  20. Приведите примеры художественных приемов, которые использовал автор в «Истории одного города».
  21. В чем смысл сопоставления народа и его правителей?
  22. Назовите главную проблему сатиры «История одного города».
  23. Каковы характерные особенности глуповцев и как они проявляются в истории глуповского свободомыслия?
  24. Пользуется ли писатель при изображении народа теми сатирическими приемами, к которым прибегал для характеристики градоначальников?
  25. Как вы понимаете эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?
  26. Докажите примерами из текста необоснованность обвинений писателя критиками, которые заподозрили его в глумлении над народом.
  27. Какие традиции Н. В. Гоголя развил в своем творчестве М. Е. Салтыков-Щедрин? В чем он проявил себя как новатор?
  28. Назовите произведения русской литературы, в которых продолжены традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина.