Дориан грей аргументы егэ. Cочинение «Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Вайльд освещает важные проблемы, связанные с культурным, социальным и межличностным аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Вайльд через созданные им художественные образа раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Безила, искусство - это определенное зеркало людской души, оно отбивает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном миру зображуванихлюдей.


Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всего грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой вернулась к первоначальному виду


В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное зломсерце.


Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не весьма проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибилли Вейн он с большим бременем на сердце размышлял о своем отношении к девушке, которое привело до трагического конца. Однако, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь выполнила свою последнюю роль актрисы


Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошо и чистое сердце, на эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Вайльд подчеркивает мысль, которая только совесть способна контролировать жизнь человека, ее поступки и хоть не исправлять их, но ставить в укор за них. Человек живой до тех пор, пока живая ее совесть, которая способна уничтожим только она самая


Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенный уже тем, что похожий на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления


О чем же роман? Прежде всего о том, какой связи между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через самую манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятие. Каждый из героев - воплощение какого-то бока искусства, прекрасного. Безил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасным, как самое искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои осуществляют поступки, которые нельзя считать за прекрасные. Наиболее ярко мыслит лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума. Так раскрывает Уайльд мысль о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может завести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего, кроме самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а самовивищення, утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные принципы, которые держат человечество, и парадокс здесь неуместный, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимое. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, то есть не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дорианови.


О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимое искупление человеческих грехов, потому что мораль и красота составляют гармонию?

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Общая оценка идейного содержания творчества Оскара Уайльда считается установленной и завершенной. Западноевропейская критика пришла почти что к единодушному заключению, что щедро одаренный и глубоко несчастный художник был чистым эстетом и проповедником крайнего аристократического индивидуализма. Его высшим, верховным божеством была телесная красота, его религиозным культом -- поклонение изящной форме, а его нравственным законом -- гедонизм, признание единственной целью жизни человеку чувственные наслаждения.

Крупнейшим произведением Уайльда был роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890), в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя в годы расцвета его художественного творчества. Роман построен на интересном вымысле: красивый юноша Дориан Грей мечтает о том, чтобы молодость и красота никогда не покидали его. Художник Холуорд создаёт портрет, который обладает чудесным свойством -- на нём отпечатываются все последствия порочной жизни Дориана, тогда как сам Дориан сохраняет чистый, юношеский облик. .

Воплощение принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Понятия «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с прописной буквы) ставятся в произведение на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение -- жизнь Дориана -- как будто вполне соответствуют такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно -- Красоту») .

Буквально все уровни повествовательной структуры раскрывают позицию автора, его сложное отношение к красоте. Так, сюжет «Портрета Дориана Грея обнаруживает, что фабула -- не главное в романе. Фабульная завершенность возникает не в результате событийной завершенности, а в результате итоговой оценки автора. Если в реалистических произведениях сюжет -- способ раскрытия характеров, то роман Уайльда по типу сюжета ближе к произведениям романтическим, в которых «образ автора, как субъективная норма или идеал художника, густо окрашивает своими отсветами весь изображаемый мир» Оказывается, что сюжет романа Уайльда -- это некая иллюстрация точки зрения повествования. .

Английский поэт был настоящим романтиком и гедонистом, выдержавшим точку зрения эстетизма и гедонизма до конца, до ее логических неизбежных последствий. Дориан Грей, отражая, без сомнения, внутренний мир своего творца -- натура цельная, свободная, чуждая раздвоенности и расслабляющей рефлексии.

Одаренный всеми данными для того, чтобы взять из жизни максимум приятных чувственных ощущений, Дориан берет их, не отравляя радости удовлетворения ядом раскаяния.

Исход такого «злоупотребления» удовольствиями жизни был неминуем. Пресыщенный до последних пределов, Дориан Грей, исчерпав все формы наслаждения, сделав красоту и искусство своим религиозным мировоззрением, потерял под этим влиянием всякую эстетическую восприимчивость. И, потеряв ее, он ищет потерянную восприимчивость в диких, грубых, дисгармонических проявлениях. Он устраивает концерты, исполнителями которых являются «безумные» цыгане, негры, индусы игравшие на первобытных инструментах; «дикие интервалы, говорит О. Уайльд, и режущие ухо диссонансы варварской музыки возбуждали Дориана, в то время как изящество Шуберта, дивная скорбь Шопена и могучая гармония самого Бетховена не производили никакого впечатления на его слух».

Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: лицо молодого человека оставалось прекрасным -- на портрет же ложились морщины. Юноша пытается таким способом убежать от реальности, которую, в свою очередь, так порицал Уайльд. Дориан ударил ножом портрет, однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашел слуга, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный облик юноши.

Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности .

В итоге Дориан карается только тогда, когда тот поднимает руку на прекрасное -- на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя. Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления .

Весь строй эстетических убеждений Оскара Уайльда значительно не совпадает с системой отсчета истинности и состоятельности существования героя по законам, декларированным викторианской этикой и согласно с нашими современными воззрениями на этот счет. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений, которая в ином виде и более пространно была изложена в диалогах и статьях, объединенных в книгу «Замыслы». Некоторые из этих афоризмов, сформулированных с предельным лаконизмом, куда более подробно и обстоятельно развернуты в диалогах.

Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласие и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения. .

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,-- вспомним еще раз один из самых вызывающих афоризмов в предисловии». С ним перекликается другая сентенция; «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля» [там же с.5].

Впрочем, у художника Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить, есть «этические симпатии» и даже некоторая склонность к морализированию; однако искусство Холлуорда находится вне сферы проявления этих качеств, а его морализаторству никак не влияет на друзей художника, разве что несколько утомляет их. Здесь Уайльд -- романист нисколько не противоречит Уайльду -- законодателю эстетизма.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни»,-- мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи» ») .

Концепция Уайльда базируется на том, что Дориан сам по себе отражал эстетические взгляды автора, ставшие в дальнейшем его жизненной философией. Юноша представляет собой зеркало под названием «искусство», которое отражает в себе всю порочность и прозаичность жизни. И как последствие переносит это на полотно.

«Искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает за ней», -- пишет Уайльд в своих письмах.

В романе переплетаются две совершенно противоположные концепции, которые, однако, являются их основой.

Первая: автор показывает стремление Дориана превратить жизнь в искусство, внести в неё красоту. С этой точки зрения роман является, несомненно, эстетическим произведением, в котором наряду с глубоким изучением души героя, подвергшегося эстетическому влиянию, прослеживается история его жизни, целью которой становится попытка Дориана сделать её похожей на красивый портрет. Дориан Грей -- денди, эстет, любитель прекрасного, окруживший себя утончённой роскошью. Исходя из того, что красота единственная высшая ценность, Дориан делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, получившая отражение в романе, парадоксальным образом противоречит первой: автор выявляет ограниченность эстетических взглядов Дориана, попавшего под «разрушительное обаяние» лорда Генри. Изощрённый эстетизм лорда Генри становится для него ловушкой. В этом можно усмотреть научно-философскую направленность романа, отразившего современные научные представления об эволюции личности и о причинах её деградации. .

Роман «Портрет Дориана Грея» - крупнейшее произведение Оскара Уайльда, в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя.

*Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в роковой судьбе героя. В один из дней художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея, и в этот портрет влюбляется сам Дориан. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, - молодости. С Дорианом знакомится непревзойдённый остроумец Генри Уоттон, в котором мы узнаём черты самого Оскара Уайльда.

Дориан Грей попадает под влияние лорда Генри, поддаётся его речам о всесилии красоты, о неподвластности её каким-либо законам. Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала порочной, лживой и грязной. Портрет становится совестью Дориана Грея. Он прячет его от глаз людей в отдельную комнату, запираемую им лично на ключ. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью были невыносимо мучительны для Дориана. В один из дней он всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля его порочной жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет). Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты. А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.

Дориан Грей - юноша, наделенный невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нем сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Бэзил Холлуорд - художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека.

Лорд Генри - аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на все викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.



Сибила Вэйн - актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своем выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность ее мира, где она не жила, а только играла. С любовью в ее душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к ее гибели.

Джеймс Вэйн - брат Сибилы, моряк.

После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа - судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру - это философский роман, написанный в декадентском стиле.

Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы. Большое влияние оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а так же и герой, которому позволено все. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот ». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно уникальное, стоящее особняком в литературе произведение. В нем поставлены вечные вопросы человечества -о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха.

Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» очень многопланова, стоит также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда занимает проблема соотношения искусства и действительности. Для Уайльда, искусство стоит выше жизни. Эта идея получила выражение в той роли, которую играет в произведении портрет героя. Облик живого Дориана не выражает сущности его порочной, развращенной натуры. Только на портрете видно, каков на самом деле Дориан. Таким образом, искусство вернее самой действительности выражает душу, сущность характеров и явлений.



В романе «Портрет Дориана Грея» можно также выделить конфликт гедонизма и аскетизма. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет – отшельник, чернец) – добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночество. Конечная цель аскетизма – достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами!

В романе «Портрет Дориана Грея» героями-гедонистами являются «теоретик Лорд Генри и «практик» Дориан Грей. Ужасная, развернутая до мельчайших подробностей, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Грейем имеет значение более широкое, чем кровавые подробности криминального романа: тривиальное, чисто английское убийство получает символистично-алегорическое значение: гедонист убивает аскета, наслаждение расправляется с Аскезой. Настоящий средневековый театр. Но оба действующих лица этого кровавого фарса – преступные и антигуманные – разрушающие душу и проливающие кровь. А идеал жизни – его золотую середину – нужно искать в другом месте, среди других идей, в гармоничном единстве чувственно-физической и интеллектуальной жизни личности.

Реферат

Проблема чистого искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Выполнила: студентка гр. 5 «А»

Вербец В.А.

Проверила: Шайкина И.П.

Волгоград 2010г


Оскар Уайльд является писателем, давшим начало художественному направлению, которое носит название - эстетизм .

Эстетизм – это литературное направление, наиболее яркое проявившее себя в английской литературе. Эстетизм основывается на философской идее «чистого искусства» и «искусства ради искусства». Главная задача художника – поиск красоты. Красота возведена в абсолют, и лишена нравственного начала. Художник ради красоты и искусства готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью. Эстет в искусстве создает произведение для избранных, способных наслаждаться искусством и ставить его выше жизни. Реальность в иерархии ценностей занимает последнее место, а искусство создается ради его самого. Эстетическая ценность произведения искусства неизмеримо выше ценности жизни и окружающего мира.

На протяжении своей жизни и деятельности в сфере литературы, Уайльд восхваляет силу красоты, хотя все его произведения – являются исключительно хвальбой добродетели и нравственности.

Этот парадокс особенно четко наблюдается в его романе, хотя центральное место все же здесь занимает иная тема.

Это произведение, прежде всего о силе искусства, о великой жертве ради искусства, о понятиях нравственности и ее связи с искусством.

Не только во времена Оскара Уайльда, когда эстетизм был известен, но и сейчас «Портрет Дориана Грея» занимает далеко не последнее место как лучший роман обо всех аспектах искусства и учении о прекрасном.

В связи с этим необходимо решить так называемый вопрос «чистого искусства». Что же, по мнению писателя, являлось тем самым истинным, чистым искусством? И как это выражается в романе, с помощью каких сюжетных ходов и образов.

В самом начале романа мы знакомимся с предисловием, в котором Оскар Уайльд высказывает взгляды на искусство, красоту и самого художника. уайльд чистое искусство дориан грей

Художник – творец прекрасного. <…> Те, кто в прекрасном видит уродливое, - люди безнравственные, но безнравственность не делает их привлекательными. Это порок.

Те, кто в прекрасном видит признаки красоты, - люди нравственные. Они не полностью безнадежны. Но только избранные видят в прекрасном одну лишь Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница.<…> Нравственная жизнь человека – лишь одна из сторон творчества художника, а нравственность Искусства – в совершенном применении несовершенных средств.<…> У художника нет этических пристрастий. Этические пристрастия художника порождают непростительную манерность стиля. У художника не бывает болезненного воображения. Художник вправе изображать все.

Мысль и Слово – инструмент, которым художник творит Искусство. Порок и Добродетель – материал, из которого художник творит Искусство.<…> Всякое искусство в одно и то же время поверхностно и символично. Те, кто пытается проникнуть глубже поверхности, идут на риск. Те, кто пытается разгадать символы, тоже рискуют.

Искусство – зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь.<…> Если критики расходятся во мнениях, - значит, художник верен самому себе.

Можно простить человеку создание полезной вещи, если только он ею не восторгается. Но того, кто создает нечто бесполезное, может оправдать лишь безмерное восхищение своим творением.

Всякое Искусство бесполезно.

Перед нами – манифест декаданса и модернизма. Но весь роман – четкое и явное опровержение этого манифеста. Это роман о человеке, искренне поверившем в этот манифест. Это роман о лицемерии художника, предоставляющего другим проживать то, о чем он пишет.

Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» В ответ художник ему сказал, что хорошо было бы каждый год рисовать такие странные портреты, чтобы природа только на них отбивала свои зарубки, тогда внешность ангела, которого только что увидел Уайльд, вечно оставалась бы молодой.

В самом романе проявляется четкая параллель между этим событием и развитием сюжета.

Действие начинается в мастерской художника Бэзила Холлуорда. Там мы знакомимся и с самим художником и с его друзьями – молодым лордом Генри Уоттоном и юным Дорианом Греем, который уже долгое время позирует для Бэзила. И как восторженно признается в разговоре с Гарри сам художник – является тем идеалом, который каждый творец ищет едва ли не всю свою жизнь, который встречается всего лишь единожды и, потеряв таковой – уже невозможно найти похожий на него.

И в самом деле, как замечает лорд Уоттон, знакомясь с Дорианом – он просто ангельски красив. И было бы жаль, если бы такая красота, через какие-то несколько лет увяла, вот так безвозвратно, в никуда.

Однако Холлуорд не очень рад тому, что ему пришлось познакомить их. Он боится того, что Генри испортит юношу, а потом и вовсе отберет его, забрав под свое влияние.

А тот в свою очередь в открытую и напрямую говорит Дориану Грею о его красоте и утверждает, как было бы плохо, если такой красивый юноша потратит лучшие года своей жизни, не познав ее.

И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает не только художника, но и самого Дориана и лорда Генри.

Таким образом, портрет молодого мужчиныДориана является своеобразным идеалом красоты. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увидел себя». Дориан был поражен своим портретом, а мысль, которая через несколько лет его красота начнет вянуть, вызвала ужас. Ему стало трусливо, что года унесут за собой красные уста и золотистые роскошные волосы, а сам он станет отвратительным, жалким и страшным. Эта мысль беспокоила его, «словно ледяная рука легла ему на сердце». И тогда Дориан подумал, что было бы чудесно, если бы старел только портрет, а сам он навсегда оставался молодым. За осуществление этого желания, как ему сдалось, он все отдал бы, даже свою душу.

Проходит некоторое время, и Дориан влюбляется в Сибиллу Вэйн, юную актрису, в которой его привлекает, прежде всего, ее невероятный талант. Но в спектакле, на который Дориан приглашает своих друзей, она играет совершенно отвратительно. Дориан приходит к ней за кулисы и говорит ей, что между ними все кончено. И когда он возвращается домой и смотрит на портрет, то с удивлением замечает, что портрет изменился – на его лице явно появилось выражение жестокости. Перепуганный Дориан решает на следующий же день вернуться к Сибилле, но уже поздно – из газет он узнает, что Сибилла умерла, по ошибке выпив какой-то яд в гримерке, но совершенно ясно, что она совершила самоубийство.

Так, он когда-то хотел, чтобы следы страданий и тяжелых дум отбивались бы только на полотне, но неужели, же его желания исполнилось? Страшно было поверить в невозможное, но вот перед ним его портрет со складкой жестокости возле губ: Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое было вызвано нарушениям гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, его совестью. Именно так сперва решает сам герой.

Но затем, он быстро утешается, последовав совету лорда Генри не зацикливаться на прошлом, а смотреть в настоящее. Бэзил в недоумении. Художник сомневается в нем, и винит во всем влияние Гарри. Однако Дориан убеждает его в том, что случись что-нибудь плохое – он обязательно доверится ему, и эти слова трогают душу Холлуорда.

Далее следует целый путь падения и гниения души Дориана Грея. С каждым его проступком, который он совершал на поводу у собственной прихоти – портрет все больше искажается, и Дориан уже не в состоянии ни видеть его, ни держать в открытом для посторонних глаз месте.

Он становится сущим параноиком, который каждый час, каждый свой шаг думает о том, как бы никто не увидел его портрет. Как бы никто не узнал о том, что творится в душе все еще юного аристократа. Он уже не доверяет никому, а когда Бэзил сообщает ему, что собирается выставить портрет на своей выставке картин – доходит едва ли не до бешенства.

Вместо того, чтобы рассказать художнику причину своего нежелания, он выуживает из него самое что ни на есть откровение. Холлуорд вынужден был признаться Дориану в своей любви к нему – чем действительно удивил самого юношу. Сам Грей считал, что в дружбе окрашенной романтической влюбленностью есть что-то трагическое.

Тем временем, слухи нарастали вокруг Дориана как снежный ком. Уже немногие из высшего общества отказывались с ним даже находиться в одной комнате, а просто демонстративно вставали и удалялись. Он стал оказывать дурное влияние на тех, кого окружал, и тем самым отталкивал от себя остальных.

Эти сплетни взволновали Бэзила. Художник потребовал от своего друга ответа, а тот вместо долгих откровений – показал ему свой портрет, когда-то написанный Холлуордом. Потрясенный, он долго не может узнать в том что увидел свое творение.

Дальнейшие мольбы его и взывания к Дориану, чтобы помочь ему искупить свою вину и раскаяться, вводят юношу в состояние неконтролируемого гнева. В бешенстве, он убивает Бэзила, ударив его несколько раз ножом.

Кошмары еще долго преследуют Грея. Он шантажирует своего давнего друга Алана, и тот помогает ему избавиться от главной улики – трупа художника. Дальнейшая же его жизнь складывается не лучшим образом. Он смог избавится от напоминаний, но отнюдь не от памяти. Избежавший возмездия за Сибиллу от ее брата Джеймса Вейна, он решает начать новую жизнь. Но все это оказывается только волей его тщеславия. Долгие раздумья тяготят Дориана, он снимает с себя вину и за смерть Бэзила и за самоубийство Алана и даже за то, что бросил Хетти – девушку из деревни, очень похожую на Сибиллу. А затем решает избавиться от портрета, как от причины его страхов и напоминании о пороках, чтобы начать всё заново, будучи свободным от прошлого. Он протыкает картину ножом, и в результате этого умирает, став тем, кем и был на самом деле: безобразным стариком, которого даже собственные слуги узнали только по перстням на пальцах. А портрет так и остался нетронутым, и с него смотрел все тот же юноша с внешностью ангела – ровно как в тот день, когда Холлуорд нарисовал его.

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд . Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный 1891 года, - произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость .

Единственный роман Уайльда - опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля») и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов .

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь в первую очередь стоит назвать «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Мы можем утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировалась на широком использовании всего массива предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века .