Исследовательская работа «Для чего нам нужен нос? «Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим пользоваться чужим носовым платком)

Почему мы чувствуем запах. Как устроен нос. Зачем нам самая выдающаяся часть на лице. Почему нужно лечиться ароматами. Как запахи влияют на человека.

Вы когда-нибудь задумывались, почему запах так тесно связан с памятью?

Почему он может очень быстро перенести вас в прошлое?

Почему в воображении всплывают картинки из детства или просто какие-то приятные моменты? Запахи с легкостью влияют на ваши восприятия и эмоции.

Организм с помощью обоняния моментально получает сигнал об опасности, вреде, пользе, о возможности расслабиться или получить удовольствие. И какие же запахи в современном мире преследуют нас? Какие реакции они способны вызвать в нашем сознании и в нашем организме? Живем ли мы с чувством страха, желанием спрятаться, предчувствуя беду, или ощущаем удовольствие и радость от вдыхаемых ароматов? К сожалению, в нашем мире мы гораздо чаще дышим продуктами урбанизации и выделениями промышленных предприятий. Понятно, что нужно чаще бывать на свежем воздухе, в лесу, ездить на дачу, в общем общаться с природой. Но как быть, если отпуск всего 2-3 недели в году, а дача в черте города?

То, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов.

Обоняние – одно из самых сильных чувств человека, потому что оно контролируется одной из самых глубинных частей мозга, той частью, которая была хорошо развита у наших предков. Эта часть несет ответственность за сон, сексуальные реакции, голод, жажда, память. Древние люди целиком зависели от своего носа. Запах предупреждал о появлении хищника, указывал на источник пищи, так же помогал выбрать брачного партнера. У современного человека со временем развились другие части мозга, отвечающие за интеллект, творчество, речь, навыки. Но то, что мы наследовали от своих предков, никуда не исчезло. Конечно, есть чисто реактивные вещи, основанные на прошлом негативном опыте. Например, если вы расстались с любимым человеком, который пользовался определенным ароматом, и для вас это было огромной потерей, то если этот запах вам встретится, вы будете чувствовать себя не комфортно. И напротив то, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов. Поэтому многие антидепрессанты делаются из летних цветов розы, жасмина, лаванды, герани, ванили… Эти растения вызывают ассоциацию с теплом и светом, детством и летним садом.

Как устроен нос.

Обоняние изучено не так хорошо, как другие чувства: зрение, слух, осязание, вкусовые ощущения. Обонятельные нервы находятся в верхней части носа. В отличие от нервов, участвующих в процессе осязания, слуха и зрения, они непосредственно связаны с мозгом. Эти нервные клетки так и называют «клетки мозга, находящиеся вне его». От каждой обонятельной клетки отходит несколько тонких нитей, называемых ресничками и достигающих слизистой оболочки носовых проходов. Кончики этих нитей снабжены рецепторами, улавливающими присутствие любого запаха. (На схеме они обозначены цифрой 2б). Внутренняя часть носа всегда влажная, и в этой влаге частицы аромата растворяются. Обонятельные нервы могут идентифицировать ароматические молекулы только в жидком состоянии. Затем информация поступает в мозг, мы его воспринимаем и осознаем, иногда не осознаем. С изобретением электронного микроскопа ученые внимательно рассмотрели рецепторы на кончиках ресничек. Они все имеют разную форму. Молекулы пахучего вещества, так же имеют разную форму и размеры. Не нос говорит о том, какой запах он ощущает, он просто передает данные о поступлении молекул. Мозг сам регистрирует все данные и выдает окончательный результат: пахнет розами или кошками. Нос может обнаруживать гораздо больше разных запахов, чем ухо может различить звуков — 10000 разных типов обонятельных ощущений.

Схема устройства органа обоняния.⇒

1.Пахучие молекулы. Аромат вдыхается через пазухи носа.

2. Обонятельный эпителий. Покрыт тонким слоем слизи (20 мкр).

  • 2 а. Аксоны. Отвечают за даль нейшую передачу информации в головной мозг.
  • 2 б. Белки рецепторы.

3. Обонятельная луковица. Отвечает за первичную переработку электрического сигнала.

4. Лимбическая система. В ней происходит анализ запахов и определяется связь с эмоциями.

Обоняние — это самое мимолетное ощущение. Вначале оно острое, а затем слабеет. Когда мы долго ощущаем один и тот же запах – восприятие притупляется. Многим людям очень сложно ощущать запахи. Им трудно получать успехи от ароматерапии, так как они не испытывают эмоциональных реакций от эфирных масел. Но это восприятие можно воспитать со временем. В этом может помочь масло базилика. Достаточно время от времени употреблять его в пищу и использовать для ароматерапии в виде ингаляций в очень слабых дозировках.

Эксперимент.

Учеными был проведен интересный эксперимент, который очень наглядно показал влияние эфирных масел на организм. Цель эксперимента — выяснить, действуют ли запахи в силу того, что они порождают разнообразные ассоциации, — или же действие запахов связано с тем, что небольшие количества летучих биологически активных веществ попадают непосредственно в кровь через слизистую оболочку носа, богатую кровеносными сосудами? Выяснить это непросто. Но идея была достаточно простой: нужно проверить действие запахов на тех людях, которые…запахов не воспринимают. Отсутствие обоняния, или аносмия , встречается довольно редко и может быть вызвано различными причинами: искривление носовой перегородки, некоторые отравления, иногда это следствие общего ослабления организма или же последствия черепно-мозговой травмы, когда задет обонятельный нерв. У добровольного помощника была как раз посттравматическая аносмия

…»До начала эксперимента: пульс 72, давление 100 на 80.

Первое вещество – эфирное масло лимона. Подносит к носу пробирку и исправно вдыхает неощутимый запах в течение трех минут. «Воздух и воздух», — комментирует он. Считаю пульс. Пульс 60, давление 115 на 80 . Между прочим, запах лимона считается хорошим тонизирующим.

Второе вещество – мята, у нее сильный ментоловый запах. Верхнее давление еще немного повышается, пульс и нижнее давление не изменяются .

Третий препарат – иланг-иланг. Пульс 56, давление понижается до 105/80 . (Иланг-иланг известен, как сильное седативное средство, используется при сильных эмоциональных расстройствах, снижает давление). Замечу, что нижнее давление в течение всего эксперимента менялось незначительно, в пределах погрешности измерения.

В качестве четвертого вещества — толченый зубок обычного чеснока . Пульс 64, давление 100/80.

Пятое вещество – розмарин, известный стимулятор нервной системы. Получено стимулирующее действие! Пульс 76, давление 115/80.

(шестое) Для контраста достаю — валериану (сухой корень) . Давление не меняется , а пульс в течение тех же трех минут снижается до 60 ударов . Между прочим, обычные препараты валерианы, в отличие от пустырника и боярышника, хорошо успокаивают, но при этом почти не понижают давления. А при некоторых заболеваниях, например, при бессоннице, корень валерианы рекомендуется не пить, а как раз нюхать перед сном. И, наконец, седьмой препарат – эфирное масло базилика, известного и как пряность, и как превосходное лекарственное средство при сосудистых и мышечных спазмах. Он еще немного снижает пульс до 52 ударов, а давление даже слегка повышается до 120/80.

Выводы:

  • запахи влияют на человека даже в том случае, если он их не воспринимает (следовательно, гипотеза о действии микродоз активных веществ, ближе к действительности)
  • тонизирующее, и успокаивающее действие запахов имеет различный физиологический механизм (и лимон, и розмарин тонизируют, но первый снижает, а второй заметно повышает частоту пульса)
  • влияние запахов на верхнее артериальное давление гораздо заметнее, чем на нижнее, которое зависит от тонуса сосудов»…

Вот и добрались до истины: нос — иногда не самая красивая часть тела, но одна из самых ценных для человека! Дышите на здоровье!

Ароматолог Ольга Шарова… с любовью

Подписывайтесь на видеоканал Живые Ароматы

Наталья Коновалова
Конспект занятия «Зачем нам нужен нос?»

Беседа на тему"Носы нужны не только для красы".

Цель : дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,способствовать закреплению на основе этих знаний необходимых гигиенических навыков и привычек, которые нужны для жизни и труда.

Задачи :

Образовательные

Закреплять и расширять знания детей об одном из важнейших органов чувств- обонянии;

Уточнить, какое значение имеют для человека нос;

Приучать детей беречь нос и соблюдать правила ухода за ним.

Развивающие;

Развивать внимание, логическое мышление;

Развивать носовое дыхание, обучать элементам дыхательной гимнастики;

Воспитательные;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Ход беседы:

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте угадать о чём мы с вами будем беседовать :

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит.

Слайд (нос) 2

Это нос. Кто догадался о чём мы с вами будем говорить (о носе)

Правильно, ребята мы будем говорить о носе.

Сначало мы поиграем с вами в игру, а называется она «Где чей нос?»

Слайд(3-9)

(Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети угадывают)

А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга – одинаковые у вас носы?

Похожие, но всё таки у всех разные они.

А вы знаете, что бывает 15 разновидностей носов.

Ребята, а вы сможете мне сказать какие носы бывают?

Слайд (длинные, курносые….) 11

Молодцы! Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие,плоские,прямые.

Как вы думаете для чего нужен нам нос ?

Конечно в первую очередь – для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно для этого приспособлен.

Слайд (схема носа в разрезе) 12

Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным корридорам.

Если мы вдыхаем холодный воздух, он за секунду непременно согреется до темпиратуры тела.

А если мы вдыхаем тёплый или горячий воздух, как вы думаете, какой воздух поступит внутрь (Горячий и сухой)

Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.

- Теперь послушайте стихотворение про нос :

Я ничего не знал и вдруг

Мой нос мне говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит.

Я ничего не знаю

Это нос доложил

Кто-то купил апельсин

И во-о-он туда положил.

Как мы узнали, что чем то пахнет?

Молодцы!

Сейчас мы проведём эксперимент. Называется он «Узнай по запаху» .

(я рараздам каждому стаканчик, где хранится свой определенный запах. Вы должны раскрыть тайну и определить чем пахнет стаканчик)

Как вы думаете, почему на экране появились эти картинки?Духи, цветы…

Правильно, это приятные запахи. Их приятно вдыхать.

А это что за картинки?

Это не приятные запахи. даже опасные. Давайте посмотрим, что это за запахи. (Выхл. газы, утечка газа, дым, пожар)

А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом?Насморк

Кто лечит нам больной нос? (врач)

ЛОР или ОТОЛАРИНГОЛОГ

Слайд (врач) 15

Что ещё лечит ЛОР? (уши и горло) .Вывод : видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам , чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи. Он ещё помогает нам говорить.

Да, вы наверное удивитесь, но от носа зависит так же ваш голос.

Давайте проведем ещё один эксперимент.

Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь

Мы растём, и он растёт вместе с нами. Как же мы можем беречь наш носик?Кто скажет?

1. Дышать надо носом, а не ртом.

2. Регулярнопроветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попало в нос)

3. Нос нужно чаще мыть и не ковырять в носу пальцем.

А почему, кто объяснит?

А ещё ребята делать дыхательную гимнастику.

Слайд 16, 17.

Сейчас мы с вами её сделаем. Встали. Когда мы будем приподниматься на носки – мы вдыхаем воздух. Опускаемся – выдыхаем.

А ещё надо делатьточечный массаж. Он полезен для носа и от насморка. Давайте мы потренируемся.

- -Сейчас я прочитаю стихотворения про нос :

Задали себе вопрос :

Как работает наш нос?

Не простой вопрос тот,дети

Всёж мы на него ответим.

Он на вдохе –пылесос,

А на выдохе – насос,

Фильтром служит от болезней,

Нету органа полезней.

Любит чистый он платок,

По утрам – воды поток,

Любит нюхать он цветы

Любит он тебя, а ты…

Пальцем в нем не ковыряй

И по лужам не гуляй!

А не то любимый нос

Запыхтит как паровоз!

Если так, то мчи скорей,

«Пинасола» не жалей,

Ноги парь, лекарство пей,

Выздоравливай скорей!

Итак нос нам нужен для красоты ?

А зачем ? – Чтобы дышать

Чтобы нюхать

Чтобы говорить.

Публикации по теме:

Конспект НОД по математике «Всем на свете нужен дом» Тема недели: Как звери к зиме готовятся. Цель недели: Формирование у детей представлений об изменениях в жизни животных осенью. Тема дня:.

Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных проблем. Зачастую ребенок не понимает реальной опасности, которая.

Конспект беседы «Взрослым и детям нужен мир на всей планете» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Взрослым и детям нужен мир на всей планете.» Цели: -Активизировать имеющие знания.

Конспект НОД для детей средней группы «Для чего нужен нос?» Программное содержание: дать детям представление и расширить знания о носе, как органе дыхания. Познакомить с понятиями: приятные и неприятные.

Конспект НОД к Дню Победы «Нам нужен мир» Программное содержание Развивать умение подбирать слова по заданной характеристике. Познакомить детей понятием «война». Создать.

Татьяна Терехова
«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим»

Цель : познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных

Оборудование и материалы : маленькие зеркала для всех детей, бумажные короны с рисунками, воздушные шарики.

Ход занятия:

Воспитатель :Ребята отгадайте загадку :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Ответы детей)

Ребята, мы с вами уже знаем, что все мы, люди, дышим : вдыхаем и выдыхаем воздух. А что для этого нам нужно? (Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, для чего нам нужен нос ?

Дети : Нос помогает нам дышать и чувствовать запахи.

Воспитатель : Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас носы? Чем то они похожи, но в тоже время, у каждого человека свой, неповторимый нос. И каждый по своему хорош. А для чего в носу дырочки? Не для того же в самом деле, чтобы совать туда пальцы? давайте посмотрим как устроен наш собственный нос. Дети рассматривают свои носы в зеркале.

Рассказ педагога. Дети рассматривают таблицу «Строение носа» .

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которых покрытые волосками. Вы и сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.Воспитатель : Почему у человека иногда бывает насморк? (Ответы детей)

Для чего нужен носовой платок и почему его надо часто менять? (Ответы детей.)

А какие способы лечения простуды вы знаете? (Ответы детей)

Пояснения педагога

Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Ещёдревние греки говорили : «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле» . Промочил ноги – схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем ноги надо вытереть сухо – насухо и надеть шерстяные носки. И ещё надо выпить горячего чая с мёдом и или малиной. А если чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.

Не засовывайте в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т. п., а если иногда простужаетесь, то никогда не сморкайтесь сильно и не втягивайте в себя слизь, чтобы не заболело ухо, всегда пользуйтесь только своим носовым платком.

Я хочу вам дать совет.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен ,

Чтобы сон когда придёт,

Тихо спать, закрывши рот.

Ещё можно пожелать

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

(Ю. Прокопович)

Нос - это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм.

Показываю детям, где у них примерно находятся трахеи и легкие (необязательно их называть) - это особые трубочки в которые поступает воздух. Но и это не конец пути. Дальше воздух попадает в главный орган дыхания - легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе и сдуваются при выдохе. (рассказ сопровождаю показом на плакате) . Вдохнем глубоко, наши легкие внутри как будто "надулись шарики", наша грудь поднимается - в ней много воздуха. Теперь выдохнем, воздух выходит, и наши легкие как бы "сдуваются".

Для того чтобы легкие работали, нужен не весь воздух , а только его часть - кислород. Человек вдыхает воздух, его легкие всасывают кислород и выдыхают воздух обратно. Воздух легкий и невидимый, он состоит из нескольких газов. Один из них - кислород. Именно он нужен для дыхания живым существам. А выдыхают люди и звери другой газ - углекислый.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете чем отличаются газ, жидкость (вода) и твердое вещество (тело? (рассуждения детей) . Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких - маленьких частичек. Эти частички ведут себя по - разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе) .

Первый этап игры . Дети изображают частички в твердом веществе, надевая бумажные короны с сосулькой. Встают рядом друг с другом, согнув руки в локтях и соединив свою ладошку с ладошкой соседа.При этом дети стоят неподвижно : частички в твердых телах не двигаются, они не свободны.

Второй этап. Изображаем жидкость (короны с капелькой) . Дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянуты) . Жидкость течет.

Третий этап. Изображаем газ (короны шариками) . Дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начинают сталкиваться с друг другом. Объясняю детям, что вот также сталкиваются частички в газах, по этому газам как бы не хватает места, они стремятся вырваться наружу, как убегает воздух из шарика, когда в нем появляется дырка.

Воспитатель : Откуда берется кислород воздухе? (размышления детей) .Ведь мы его все время вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ. Ставлю перед детьми любое комнатное растение. Кислород вырабатывается на специальной "фабрике". Это фабрика- зеленые листья растений. В отличие от нас, они "любят" углекислый газ, Вдыхают его и нам людям и животным, очень хорошо жить рядом с такими соседями. Фабрики, дающие нам кислород, есть не только на суше, но и в океане. Там ведь плавает огромное количество маленьких, иногда совсем крошечных растений. Ребята как вы думаете, почему нужно беречь леса и океаны

(ответы детей) .

Цель : Выясняю, почему у верблюда, сайгака такая не обычная форма носа.Оборудование и материалы : фотографии указанных животных, трех литровая банка с крышкой, не большое количество песка, резиновый шланг, груша.

В трехлитровую банку насыпаю немного песка, закрываю полиэтиленовой крышкой, переворачиваю на бок. Песок должен покрывать тонким слоем стекло. Проделала в крышке отверстие и вставила в него шланг соединив его с резиновой грушей. Она понадобиться для того чтобы накачивать воздух в банку. Необходимо при этом соблюдать технику безопасности, что бы вовремя опытов песок случайно не попал детям в глаза, и в дыхательные органы. Можно поместить в банку маленькую игрушку верблюда.

Рассматриваем с детьми фотографии или рисунки животных, обращаю внимание на форму их носа. Затем переходим к проведению опытов. Ребята давайте предположим, перед нами - песчаная пустыня. Налетает ветер (резко сжимает грушу, чтобы песок поднимался) . Вот такие песчаные бури, только еще сильнее, бывают в настоящих пустынях, где живут верблюды, сайгаки. Ребята, а сейчас вы можете сами ответить на мой вопрос - Почему у них такие необычные носы? мы уже говорили, что даже наш не большой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представьте, как нос сайгака или верблюда помогает ему во время бури? носящиеся в воздухе песчинки попадают в нос, который не пропускает их дальше.

«Для чего человеку нос?»

Конспект ООД по валеологии.

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом;

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов);

Закрепить правила гигиены и ухода за носом;

Словарная работа:

Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки;

пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

Ход:

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Между двух светил Я один. (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает?

Дети: У человечка не хватает глаз.

Воспитатель: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Дети: Глаза человеку нужны для того, чтобы он мог смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

Воспитатель: Ребята, а теперь все правильно?

Дети: Нет, не хватает носа.

Карандашкин: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

Воспитатель: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки.

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»: Раз, два, три . Возьми снежинку,

Раз, два, три. Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

Карандашкин: Дышать можно и ртом.

Воспитатель: Да, можно, но через нос дышать лучше.

Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (Ответы детей)

Воспитатель: Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.

Серёжа, помоги провести опыт. В пустой стакан вставляем фильтр и выливаем через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Ребята, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра .

(Ответы детей)

Воспитатель: Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Вывешивается изображение печки. Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

Карандашкин: Да, нос – очищает и согревает воздух.

Карандашкин: Ребята, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Дети: Это Буратино

Карандашкин: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки.

Физкультминутка: Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Карандашкин: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

Воспитатель: Нет, не только. Ещё нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Воспитатель: Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос».

Стихотворение читают дети:

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

Карандашкин: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Карандашкин: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

Воспитатель: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво? (Ответы детей)

Так для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

Воспитатель: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Дети: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

Воспитатель: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Дети: Мы чихаем.

Воспитатель: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Дети: Мы с ним гуляем. Мы его моем и прочищаем.

Воспитатель: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

Карандашкин: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ещё помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

Карандашкин: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Дети: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

Воспитатель: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.


Для чего нам нужен нос?

«Все части лица имеют свое назначение. Одного носа определить невозможно. Нос есть вещь непостижимая. Человек все может понять, но он не в силах понять своего носа. Что значит нос? Зачем растет он на лице? Чего от людей хочет? Нос! Ужасный нос! Проклятый нос! Скажи, кто ты? Откуда ты? Кончик носа есть острая скала, о которую разбиваются все умозрения».

Из рецензии на статью философа Александра Галича «Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год.

«Но в сторону носы: этот предмет очень плодовит, и о нем было довольно писано и переписано - жаловались вообще на его глупость, и что он нюхает все без разбору, и зачем он выбежал на середину лица. Говорили даже, что совсем не нужно носа, что вместо носа гораздо лучше, если бы была табакерка, а нос бы носил всякий в кармане, в носовом платке»

Н. В. Гоголь. Из письма к Е. Г. Чертковой.

Теперь попытаемся выяснить, для чего же нужен нос?

«Ну, это нам ясно! - скажете вы. - Чтобы дышать и нюхать. Дышать воздухом и нюхать цветочки. Ведь верно?» И да, и нет. Верно то, что вы назвали две важные функции носа - дыхательную и обонятельную, но этого мало. Ведь мы упомянули уже и о других функциях, например, о защитной. Защита осуществляется выведением из воздуха мельчайших пылевых частиц, благодаря мерцательной деятельности ресничек (более крупные пылевые частицы задерживаются волосками, расположенными в преддверии носа). К защитной функции относят также чихание и слезоотделение, о них мы поговорим отдельно.

Но и это еще не все. Существует еще согревательная функция полости носа. Какая бы температура не стояла на улице (пусть даже лютые февральские морозы), воздух, поступающий в легкие и предварительно нагретый в полости носа, будет иметь температуру +36°, +37°. Значит, нос является уникальным кондиционером. Попробуйте-ка назвать хоть один искусственный кондиционер с таким коэффициентом полезного действия - нагревание на 40–50° за секунду? Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше набухают кавернозные тела носовых раковин, а, следовательно, тем более тонкой струйкой проходит воздух между перегородкой и носовыми раковинами и тем лучше этот воздух нагревается. Действительно, вам, наверное, знакомо ощущение заложенности носа при выходе из теплого помещения на мороз. Это ощущение наступает вследствие рефлекторного отека носовых раковин.

Нам, жителям северных широт, привычно говорить о морозах, о согревающей функции носа. А как это применить к уроженцам Африки или знойных азиатских пустынь? Какой температуры воздух поступит в легкие, если на градуснике +50°? В носоглотке воздух будет также иметь температуру +36–37°, полость носа способна не только нагревать, но и охлаждать проходящий воздух. Поэтому правильнее было бы говорить не о согревающей, а о кондиционирующей функции полости носа.

К кондиционирующей функции относится также и увлажнение поступающего воздуха, происходящее в полости носа, так как слишком сухой воздух неблагоприятно сказывается на деятельности легких. Как вы думаете, какой объем жидкости в сутки расходуется на увлажнение поступающего воздуха? 500 миллилитров, ровно пол-литра. В это трудно поверить, но это так, цифра эта подтверждена неоднократными экспериментами ученых.

Мы с вами перечислили только основные функции носа, но ведь существуют еще и дополнительные. Например, мимическая, косметическая - ведь это тоже важно, и я хочу посвятить этим функциям отдельные разделы данной главы.

Существует еще резонаторная функция носа. Попробуйте-ка зажать нос пальцами и произнести несколько фраз. Вы почувствовали, что голос приобрел неприятный гнусоватый оттенок. О причинах этого я расскажу в специальной главе, посвященной голосообразованию.

Огромный свисающий нос самца обезьяны-носача используется как резонатор при подаче сигнала тревоги. Когда животное кричит, нос раздувается, еще больше увеличивается в размерах. Большой нос морского слона, похожий на хобот (за счет чего животное и получило свое имя) тоже является резонатором. Именно благодаря резона-торной функции этого огромного носа, морской слон способен издавать столь громкие звуки.

Ну, а зачем же нужны пазухи? Они принимают участие в кондиционировании поступающего воздуха. При каждом вздохе в пазухи поступает холодный воздух, а из пазухи в носоглотку - уже нагретый и увлажненный воздух, который, смешиваясь с поступающей воздушной струей, способствует ее нагреванию и увлажнению. Пазухи также участвуют в резонаторной функции носа, о чем я расскажу дальше.

Но основная, главная функция околоносовых пазух состоит в облегчении веса черепа. Человек превратился в прямоходячее существо, встал на ноги. При этом, по сравнению с животными, у него кардинальным образом переместился центр тяжести, теперь он располагается на уровне поясницы, что наиболее благоприятно для прямохождения. Предположим, что на месте пустого, заполненного воздухом пространства околоносовых пазух носа находилась бы кость. Вес черепа значительно бы увеличился. Значит, для сохранения центра тяжести на уровне поясницы пришлось бы компенсаторно наращивать массу нижней части тела, а это бы сказалось, в свою очередь, на подвижности. Как видите, в природе все взаимосвязано.


| |