Картина брачный пир. Царская свадьба

Боярский свадебный пир - Константин Егорович Маковский. 1883. Холст, масло. 236x391 см


Персидские ковры, клетки с удивительными певчими птицами, китайские вазы, из которых торчали перья страусов и павлинов, старинное оружие, самобытные африканские ритуальные маски, подушки из парчи и шкатулки из слоновой кости – всё это описание не музейного собрания, а домашняя обстановка Константина Маковского.

Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.

Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов. Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать. По настоящему новаторский метод того времени!

Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе. Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно – европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо. Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.

В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр – богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами – всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой.

Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием – объединяются два боярских рода. Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу. Герои по-разному глядят на эту сцену – девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.

По иронии судьбы, одна из самых русских работ Маковского, поменяв несколько владельцев, сегодня принадлежит музею Вашингтона.

Творчество К. Маковского, одного из самых знаменитых живописцев 2-ой половины XIX века, весьма многогранно. Пожалуй, больше всего художник известен своими яркими картинами, описывающими жизнь и быт патриархальной Руси. Маковского называют вдохновенным певцом древнерусской старины с ее своеобразным колоритом и самобытной прелестью.

К. Маковский стал создателем так называемого боярского цикла полотен, тесно связанного с русской историей. В его создании огромную роль сыграла страсть автора к коллекционированию антикварных вещей, Действительно, старинные вещи обретали вторую жизнь на полотнах художника.

Пожалуй, одним из самых известных произведений боярского цикла К. Маковского является большое полотно «Боярский свадебный пир XVII века». Картина была написана в 1883 году и имела огромный успех на Всемирной выставке в Антверпене.

Перед зрителем предстают сводчатые хоромы, заполненные причудливой заморской посудой, кубками разнообразных форм. Изображен момент праздника, когда свадебный пир близок к завершению – в это время вносится традиционное блюдо «лебедь».

Современники подчеркивали высочайшую степень исторической достоверности картины. В этом произведении художник стремится к правдивому изображению древнерусского быта, не пропуская особенностей и подробностей, касающихся костюмов персонажей, столового серебра, всей обстановки. С удивительным мастерством переданы физические качества драгоценных камней, золота, слоновой кости, бархата, парчи.

К.Маковский в своем произведении очень достоверно и убедительно сумел воскресить позабытую эпоху – XVII век. Стремление к исторической достоверности в изображении деталей в полотне соединяется с фантазией и воображением живописца, а это сообщает полотну необыкновенную поэтичность.

Помимо описания картины К. Е. Маковского «Боярский свадебный пир XVII века», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Константин Егорович Маковский

Боярский свадебный пир в XVII веке

1883, 236?400 см. Масло, Холст

Описание картины «Боярский свадебный пир в XVII веке»

Русский художник Константин Маковский запросил у Павла Третьякова за «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 тысяч рублей. Немыслимая цена по тем временам! Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника. В отличие от многих его современников, для него свет клином на Третьякове не сходился. И он благополучно продал «Боярский пир» американскому ювелиру Шуману за 60 тысяч. Причем покупатель был в полном восторге, немедленно заказал еще одно полотно - «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887 г) - и запустил производство открыток с репродукциями «Пира».

«Боярский пир» сначала в доме Константина Маковского представили в виде так называемой «живой картины». Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать. Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением. Причем для Константина Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром». С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин» (1, 2, 3).

Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами - свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха. Возле него за столом сидит их сын Сережа. Богато убранные чертоги наполнены роскошными сундуками, драгоценными кубками, роскошной посудой. Нам показывают один из ключевых моментов свадебного пира, завершающий празднование: внесение традиционного блюда «Лебедь». А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил. Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.

https://artchive.ru

О картине:

Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.

Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов. Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать. По настоящему новаторский метод того времени!

Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе. Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно - европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо. Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.

В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр - богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами - всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой.

Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием - объединяются два боярских рода. Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу. Герои по-разному глядят на эту сцену - девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.

Белое платье, воздушная фата, свидетели со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша Мендельсона и другие атрибуты церемониала - непременные атрибуты современной свадьбы, одного из самых торжественных и важных событий в жизни человека. Сколько браков заключается ежегодно в нашей стране! Их устроители и участники, следуя давно выверенной и отработанной ритуальной схеме, чаще не подозревают, что истоки этого прекрасного обряда уходят в седую старину народных традиций и даже царских свадеб. Документы Посольского приказа, которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней давности. Свадьбы российских царей XVI-XVII веков, то есть до петровских преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого лежали многовековые национальные традиции.

Константин Маковский "Под венец"

Царские свадьбы эпохи позднего средневековья удивительно похожи одна на другую, потому что праздновались по строгому канону, так называемому "свадебному чину", традиция которого уходит еще в великокняжеские времена. Именно благодаря сохранившимся и дошедшим до нас "свадебным чинам" - этим своеобразным и подробным сценариям торжеств - мы имеем уникальную возможность, например, узнать, как проходила свадьба Ивана Грозного или Михаила Романова, Алексея Михайловича или Федора Алексеевича.
Попытаемся составить общее представление о царской свадебной обрядности в средневековой России. (Кстати, не столь богато, но по тем же обрядам справляли свадьбы бояре, купцы и простой люд.)
Праздничные торжества по случаю бракосочетаний российских царей проходили в Московском Кремле, в Грановитой палате (при Иване Грозном ее еще называли "Большой Золотой", а при Федоре Ивановиче - "Большой Золотой подписной" из-за того, что палата была украшена настенной росписью по золотому фону) и в Золотой Царицыной и Жилецкой палатах (последняя была предназначена для свадебных охранников - жильцов, отсюда и ее название). Это древние жилые парадные царские покои, на месте которых в 1635 году начали возводить Теремной дворец. Венчание происходило в Благовещенском соборе, а с 1671 года - в Успенском.

А.Рябушкин. В ожидании царя. 1901

Все царские свадьбы, как уже говорилось, будучи церемониями "раз и навсегда учиненными", то есть жестко регламентированными, начинались в воскресенье или в четверг и продолжались от двух до четырех дней. В первый день свадьбы, в ожидании времени венчания, жених и невеста не могли видеть друг друга. Царь, одетый как при короновании, сидел в своих дворцовых покоях, царевна - в Золотой палате.

Портрет Алексея Михайловича Романова

Церемония начиналась с хода царя и царевны в Грановитую палату. Но сначала царь со своим свадебным "поездом" шел в Золотую палату к царевне, чтобы через своего дружку повелеть ей идти в Грановитую палату. Согласно обычаю, первой в Грановитую палату должна была прийти невеста, за ней - жених. Это торжественное шествие выстраивалось по чину: впереди шли свечники, каравайники, фонарщики и дружки. Окольничий и дьяк "берегли путь", протопоп - кропил его святой водой. Царевну вели под руки свахи, сидячие боярыни и постельницы, а царя сопровождал тысяцкий.

А.Рябушкин. Свадебный поезд в Москве XVII века. 1901

Современные свадьбы несравнимо проще организуются, однако и теперь жениха и невесту всегда сопровождают "поезжане", правда, называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельницей. Каравайники, постельницы, фонарщики и другие - сегодня это те, кто берет на себя функции по обслуживанию гостей и обустройству торжества. Немало в современных свадьбах и ритуалов, связанных с оберегами, хотя выполняют их не протопопы и дьяки, а все желающие.

Григорий Седов.Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

После избрания на царство Михаил Федорович долго не решался на брак. В 1624 году он наконец женился, но почти сразу овдовел. Царь был еще молод, и, естественно, встал вопрос о новой женитьбе. В назначенный день к царскому двору было привезено более полусотни невест самых именитых и знатных фамилий. Каждая из них имела при себе так называемую "подругу для собеседования". "Подругой для собеседования" при дочери окольничего Григория Волконского была его племянница Евдокия Лукьяновна Стрешнева.
Смотрины невест огорчили царя - ни одна из них не пришлась ему по нраву, но, уступая желанию матери, он вновь отправился выбирать будущую царицу. На сей раз выбор его остановился на неизвестной девице Стрешневой, покорившей сердце государя своей красотой, обходительностью и кротким нравом.
Выбор Михаила Федоровича вызвал в царской семье разочарование, но он оставался непреклонен. Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших ее родственников.
Получив благословение родителей - Святейшего Патриарха Филарета и инокини Марфы, - Михаил Федорович объявил о своей женитьбе на Евдокии Стрешневой. Царские посыльные отправились в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца государевой избранницы Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак.


Святейший Патриарх Филарет благословляет сына, царя Михаила, на брак. Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых.

Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых".


Брачный поезд царя Михаила Федоровича Описание в лицах...

Брачный поезд царицы Евдокии Лукьяновны Описание в лицах.

Парадный зал Грановитой палаты, в то время самый большой в России, был заблаговременно приготовлен соответственно случаю. Пол застилали турецкими и персидскими коврами, дорогими цветными сукнами, место жениха и невесты поднимали на рундук (большой ларь, служивший в качестве подставки). Его обивали червчатым, то есть красным, бархатом и украшали расшитыми золотом подушечками и соболями. Праздничный стол, покрытый, согласно обычаю, тремя скатертями (первую использовали перед венчанием, вторую - отдавали новобрачным с угощением в опочивальню, третью - оставляли для пиршества гостей), был уставлен драгоценной посудой.
На первом выходе жениха и невесты в Грановитую палату их встречал свадебный стол с хлебом, сыром и солью - этими древнейшими еще языческими символами, олицетворявшими месяц и солнце, бракосочетание и благополучие.
Как видим, современный красивый свадебный ритуал встречи молодых "хлебом-солью" имеет давние корни.

Маковский.Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Здесь совершался интереснейший обряд царской свадьбы: в парадном зале Грановитой палаты под молитву священника происходило чесание гребнем голов жениха и невесты. Жена тысяцкого, обмакивая гребень в вине или в меду, расчесывала волосы царю и царевне, символизируя тем их переход в новое качество, а затем надевала невесте фату - знак ее "невидимости", скромности, стыдливости, осыпала жениха и невесту хмелем, что было залогом плодородия, богатства и достатка, обмахивала, словно веером, соболями, означавшими царственное богатство. (Даже в средневековье, когда пушнины в России было несравнимо больше, чем в наши дни, соболий мех считался поистине царским.)
В наши дни от этого красивого свадебного ритуала остались, пожалуй, только фата и осыпание, правда, чаще не хмелем, а зерном, деньгами, цветами, иногда - конфетами. Фата же сегодня в основном служит украшением и не несет той ритуальной значимости, как в далеком прошлом.
Когда царю и царевне чесали волосы, дружка жениха кормил гостей хлебом и сыром, а дружка невесты подносил царю от имени царевны подарки. Здесь же стольники от имени молодых строго по росписи одаривали их родителей и ближайших "поезжан". А далее происходили символическое прощание родителей невесты с дочерью и передача ее жениху - ритуалы, в различных вариациях дошедшие до наших дней.

И. Репин. Выбор невесты для великого князя

Но вот наступала торжественная минута, когда жених и невеста отправлялись из Грановитой палаты для венчания в собор. В допетровской России существовало два обычая прибытия будущей царственной четы в церковь: зимний и летний. Зимой жених приезжал верхом на коне к собору со своим "поездом" раньше невесты. Царевна со своими "поезжанами" приезжала в санях следом.
Ныне в загс или в церковь жених и невеста очень часто едут в разных машинах, а обратно - в одной, повторяя, таким образом, старинный обычай.
Когда царская свадьба справлялась летом, царь с царевной, взявшись за руки, шли до собора пешком. Под ноги им стольники и стряпчие стлали по обычаю дорожки из красивой материи. Но когда бы ни была эта пышная церемония, зимой или летом, всегда она сопровождалась множеством действий, означающих всякого рода обереги, и звоном всех колоколов кремлевских и других московских церквей.

К.Маковский.Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883


Участники современного "свадебного поезда" - несколько машин, украшенных лентами, цветами и шарами, - во всю сигналя, и не подозревают, что это пережиток древней предохранитель ной магии (когда прежде венчаться отправлялись не в автомобиле, а в коляске, ритуальный шум создавали щелканьем кнута). Звон церковных колоколов в старину и звуковые сигналы свадебных машин сегодня - различные формы оповещения "целого света" о празднуемой свадьбе.
Наконец, после всех предварительных этапов, наступала кульминация свадебного торжества - венчание. Перенос его места при царе Алексее Михайловиче из домовой церкви русских царей, Благовещенского собора, в Успенский кафедральный говорил о том, что изменились представления о брачном венчании царей. Все, что было важно для государства в царской свадьбе, воплощал уже не весь "свадебный чин", а лишь акт церковного венчания. Именно при Алексее Михайловиче его значение неизмеримо возросло, почему и место венчания было перенесено в собор, предназначаемый для событий государственной важности (а старинный свадебный "чин" постепенно отошел в прошлое).
Итак, венчание. В соборной кремлевской церкви жених и невеста становились близ алтаря на соболя, застланные камками (так называли шелковую узорчатую ткань), и начинался священный акт венчания, по завершении которого молодые пили вино из одного сосуда и целовались. Отныне они соединялись "вечно-навечно" самим Богом и обретали новый государственно-значимый статус. Новобрачный царь проходит как бы повторную, после коронации, процедуру утверждения во власти, он отныне воспринимается как "зрелый" правитель, гарантирующий своей женитьбой продолжение династии, а значит, сохранение стабильности России. Ведь ее могущество, в традиционной российской системе ценностей, опиралось на прочность царской власти. Новобрачная в новом статусе царицы (так нарекали ее только после венчания) воспринималась как будущая мать наследника престола, иначе говоря, хранительница династии.

Г. Мясоедов. Смотрины невесты

После венчания молодые и гости шли в Грановитую палату на свадебный пир. Царь с царицей занимали свои прежние места, где им до венчания гребнем чесали головы, а гости рассаживались согласно своему чину и должности. В центре стоял большой стол, во главе которого садились новобрачные, а вокруг него - "кривой", огибавший большой в виде буквы "П". По старинному обычаю на свадебном пиру новобрачные ничего не ели и не пили.
Посидев немного, царь с царицей покидали шумный пир и отправлялись в опочивальню. Царская опочивальня замыкала ряд комнат дворца - Переднюю, Крестовую и Престольную, то есть государев кабинет. Ее низкие двери для сохранения тепла были обиты материей, полы застланы в несколько слоев коврами, ведь опочивальня не отапливалась. Центральным предметом всего убранства была, конечно же, постель. В старину говорили - "постеля". По своему богатству и роскоши она напоминала великолепный шатер. Сделанная из дорогих пород дерева, увенчанная балдахином постель убиралась особым образом. Вниз клали ржаные снопы, застланные ковром (снопы издревле на Руси считались символом прибытка в доме), на ковер - до десятка перин, на перинах возвышались изголовье и две подушки, все застилалось шелковой простыней и одеялами - холодным и теплым, собольим или куньим, в ноги клали шубу и ковер. В довершение кровать со всем убором покрывали простыней. За убранство спальни и постели отвечали постельники, самые доверенные и надежные люди царя, в обязанности которых входило соблюдение всех мер предосторожности.

Иван Грозный выбирает невесту»
Гороховская Т


Перед дверью в спальню происходил еще один любопытный ритуал. Жена тысяцкого в овчинной шубе навыворот (символ плотского начала и новой семейной жизни) осыпала новобрачных хмелем. Дружка царя приносил им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завернутые в скатерть, и оставлял наедине.
На утро следующего дня новобрачные мылись в бане. Это тоже был символический обряд очищения и вступления в новую жизнь с чистыми намерениями. Царская баня, или мыленка, находилась на нижнем этаже Теремного дворца, в одной из дальних комнат. Вода в мыленку в XVI веке специально привозилась, а с 1633 года стала подаваться водоподъемной машиной Водовзводной башни Кремля из Москвы-реки. В XVI-XVII веках еще существовал обычай, по которому сопровождавшие царя тысяцкий и дружки, а царицу - свахи и боярыни мыли новобрачных вином и медом. После бани царь с царицей завтракали в своих хоромах.
Заключали царскую свадьбу праздничные обеды, прием поздравлений и раздача государевых милостей по случаю брачного торжества. Милости полагались всем, кто принимал участие в царской свадьбе, - от митрополита (с 1589 года - патриарха), благословлявшего брак, до сотника, охранявшего Кремль.

М. Шибанов. Брачный договор. 1777

Вот так, по-царски торжественно, богато и красиво праздновались в XVI-XVII столетиях свадьбы всех российских государей. Обнаруженные в них некоторые ритуальные параллели с современностью весьма показательны. Эпоха российского позднего средневековья с точки зрения эволюции свадебной обрядности стала переломной. Уже никогда после царская свадебная обрядность, еще "не перекроенная" на западный манер, не была настолько национально своеобычна и близка народной.
В царской свадебной обрядности еще обнаруживаются пережитки архаических верований, преданий, обычаев, формировавшихся в различные эпохи и продолжающих жить до сих пор.
В последующие периоды все изменилось. Эпоха Петра Первого знаменовала резкий разлом в свадебной культуре, когда свадебные обряды различных слоев общества стали развиваться своими путями. Традиционная "учиненная" царская свадьба с ее "причудами" навсегда осталась в XVI-XVII веках, не пережив культурных веяний нового времени. А народная свадьба адаптировалась к менявшимся культурно-историческим реалиям, сохранилась в своей основе и дожила до наших дней.

М.Клодт. Терем царевен

Свадебный чин - подробное описание всего хода царской свадебной церемонии от первого до последнего дня с росписью всех гостей "по чинам", в соответствии с которыми они исполняли строго закрепленные за ними ритуальные функции. Свадебные чины составлялись для российских царей в Посольском приказе с середины XVI по конец XVII столетия.
Свадебный поезд - выстроенные по строго определенному порядку царские придворные.

Дружки - придворные свадебные чины на Руси в XV-XVII веках. Их роль на свадьбе заключалась в том, чтобы созывать гостей, произносить ритуальные речи, раздавать дары и угощения.

Свечники, каравайники, фонарщики - придворные чины на Руси, выполнявшие определенные церемониальные и хозяйственные функции.

Окольничий - придворный чин, распоряжавшийся церемониями.

Сидячие боярыни - придворные, чья роль на свадьбе сводилась к почетному сидению в Грановитой палате за свадебным столом.

Постельники, постельницы - придворные свадебные чины, охранявшие брачную спальню.

Тысяцкий - придворный главный чин со стороны жениха, сопровождавший его повсюду во время свадебной церемонии.

Стольники, стряпчие - придворные чины на Руси, выполнявшие хозяйственные и церемониальные функции.

В историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова , согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина .

На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою картину «Поцелуйный обряд»:

Поцелуйный обряд.Маковский.

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах.

А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Впервые «поцелуйный обряд» у русских описан австрийским (т.е. Священной Римской империи) послом бароном Августином Майербергом в 1661 г.:



«Иной раз на этих пирах не бывает недостатка и в подарках своего рода. Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки , омочив в ней края своих губ. А пока пьет он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.


Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдает терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своегодостоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили...»

В настоящее время среди ученых-исследователей бытовой культуры Московской Руси нет единого мнения по поводу происхождения этого обряда. Г.П. Успенский считал, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. И.Е. Забелин («Домашний быт русского народа») выводил его от некого «языческого поклонения» .