Леди Макбет Мценского уезда — история любви и преступлений Катерины Измайловой. Н

Образ Катерины в очерке Лескова очень противоречив. Вначале произведения женщина выступает в роли жертвы. Она несчастна в браке, так как супруг, помимо того, что старше ее, так еще и не уделяет ей внимания. Они с отцом постоянно заняты работой и приумножением капитала.

Катерина Львовна же в это просто умирает от скуки. Возможно, если бы у них был ребенок, это бы как-нибудь разбавило ее быт, но ее муж бесплоден. Однако в отсутствии наследников упреки доходят только до девушки, что заставляет ее еще больше мучиться.

Однако постоянная роль жертвы Катерину Львовну не устраивает. Она жива и хочет любви. Поэтому, когда супруг надолго уезжает, девушка, начинает принимать ухаживания молодого приказчика Сергея.

Ее интерес к мужчине с каждым днем возрастает, несмотря на его плохую репутацию. Вскоре, мужчина становится ее любовником и человеком, без которого она не представляет дальнейшего существования.

Когда ее тайная связь вдруг случайно раскрывается свекром, девушка незамедлительно «решает» возникшую проблему. Она безжалостно травит мужчину, подмешав крысиный яд ему в грибы. В этот момент девушкой движет чувство мести, так как свекр не только наказал Сергея плетями, но и заточил его в погребе.

Безнаказанность окрылило женщину. Она перестала бояться людской огласки, а тому, кто что-либо мог сказать, она щедро заплатила. Поэтому, люди хоть и догадывались о ее любовной связи с местным приказчиком, предпочитали молчать.

Однако не оставлял «возлюбленную» в покое. Он часто говорил о том, что по возвращению Зиновия Борисовича станет неугодным для Катерины. Но Катерина Львовна, кажется, придумала, как она расправится и с супругом. Женщине противна была сама мысль о том, что она должна будет делить ложе с кем-нибудь другим.

Женщину обуяла сильная ненависть ко всему, что было связанно с «прошлой» жизнью. Ведь только Сергей научил ее любить, радоваться, чувствовать и желать. Это желание было хищное и непреодолимое. Оно призывало бороться и не отступать. Горе будет тому, кто станет у женщины на дороге.

Зиновий Борисович не догадывался о перевоплощениях, которые произошли с его женой. Ему доложили об ее измене, а так же о странной и скоротечной кончине отца. Мужчина спешил за разъяснениями. Однако мужчина не ожидал увидеть той картины, которая предстала перед его очами…

Позже, когда молодая купчиха с полюбовником расправились и над Зиновием, то спрятали его тело в подвал.

Теперь Катерина становилась прямой наследницей всего капитала Измайловых. Но нужны ли ей были эти деньги?! Нет! Она была счастлива уже потому, что рядом был мужчина ее мечты. Ради него она не остановится ни перед чем, и именно от него, она ждет ребенка.

Нужна ли сейчас ей эта беременность? Нет. Сейчас ребенок женщине не был уже нужен. Она никогда бы не стала для него хорошей матерью.

Когда женщину с любовником застали за убийством племянника и действующего наследника Феденьки, то пару сразу задержали. После наказаний «влюбленных» отправили по этапу, где Катерина Львовна, наконец, узнала цену своей любви. От рожденного младенца она сразу отказалась, а Сергей, перестал обращать на нее всякое внимание. Мужчина влюбился в другую девушку.

Катерина под взглядами мужа, свекра и Феденьки в последний раз идет на двойное убийство. Она прыгает за борт и толкает туда же соперницу…

Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где нет ни звука живого, ни голоса человеческого, а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда, когда на нее обращает внимание уездный сердцеед.

Рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой! По-детски простодушно восклицает героиня в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.

Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать...

И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем. Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!

Сословный мир достает Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную Аравию счастливую. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви. И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг. Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления.

Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.

Это прекрасное произведение послужило основой для оперы Д. Д. Шостаковича Катерина Измайлова, написанной в 1962 году. Что еще раз доказывает незаурядность произведения Н. С. Лескова, сумевшего найти и передать типичные черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие героиню к неминуемой гибели.

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-правдоискатели, окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие вечные истины о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. Жители огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они праведники, как их определяет сам Лесков. Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу. Читатель ясно представляет себе цель автора обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожертвовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то ради Отечества, а Катерина Измайлова, героиня , пожертвовала всем ради того, чтобы спасти свою любовь, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку. Это похоже на финал пьесы Островского , где Катерина Кабанова гибнет из-за своей любви, и в этом Лесков и Островский схожи.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения отводить душу, заливая горе вином.

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Мир Лескова мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к праведникам и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Леди Макбет Мценского уезда — история любви и преступлений Катерины Измайловой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение
Две Катерины

План
I. Женская тема в драме А.Н.Островского «Гроза» и в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
II. Две Катерины – две героини, две судьбы. Их сходные и различные черты и особенности:
1. В характере и внешности.
2. В замужестве.
3. В образе жизни, в воспоминаниях, мыслях, мечтах.
4. В запретной любви.
5. В наказаниях, которые произошли в жизни и совести.
6. В обретении смерти в водной стихии.
III. Портрет русской женщины в судьбах двух Катерин Н.С.Лескова и А.Н.Островского.

Александр Николаевич Островский в драме «Гроза» и Николай Семенович Лесков в повести «Леди Макбет Мценского уезда» представили женскую душу и любовь, долю женщины, находящейся в купеческой среде. Эти писатели показали, что женщина из купеческого класса, как и всякая другая женщина, также способна к страданиям, переживаниям, чувствам и страстям.
Главными героинями произведений стали две Катерины: Катерина Кабанова у А.Н.Островского и Катерина Львовна Измайлова у Н.С.Лескова. У обеих героинь есть и сходства, и различия в судьбах, в характерах, в отношениях к другим людям, в мечтах, мыслях, речи, в проявлении чувств.
Обе Катерины молоды и красивы. Катерина Измайлова «была по наружности женщина очень приятная», «росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы». Катерина Кабанова – натура поэтическая, лёгкая, возвышенная, «у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
Обе женщины вышли замуж не по любви. Катерину Львовну выдали «замуж за купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось». Замужество Катерины Кабановой тоже было не по её желанию, не по любви. Мужем её стал сын богатой купчихи – Кабанов Тихон Иваныч, который в глубине души любит Катерину, способен даже простить ей обиду. Чувствуя страх перед маменькой, он не может защитить Катерину и помочь ей в трудную минуту.
Купеческая среда, её порядки и обычаи отражаются в образе жизни героинь. Катерина Кабанова не может привыкнуть к традиционным представлениям купеческой жизни, а постоянные упрёки свекрови делают её жизнь тесной. Утешают её лишь только сны и воспоминания о девичестве, когда она жила «как птичка на воле». До замужества Катерина любила ходить в церковь, видела красивые, яркие сны и мечтала. Вот как она об этом говорит: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится; «А какие мне сны снились…!... Или храмы золотые или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса и кипарисом пахнет…». Если же Катерина Кабанова успокаивает и развлекает себя мечтаниями, то Катерина Измайлова живёт скучно. Она не может себя ничем развлечь, не читает книг, не размышляет, не мечтает. Её жизнь полна тоски, скуки и однообразия: она только зевала, гуляла по дому, по саду, по двору, отдыхала, лежала на высокой своей постели, распивала чай – так проходила её жизнь в купеческом доме день за днём.
У обеих девушек не было детей, что их немало печалило и огорчало. Катерина Львовна от скучной и тоскливой жизни была рада иметь ребёнка: «когда б я себе ребёночка родила, вот бы мне с ним и весело стало». Катерина Кабанова говорит о детях так: «деток то у меня нет», «люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».
Грешная и запретная любовь есть в жизни двух Катерин. В чувствах обеих есть страсть, их чувства глубоки, но это проявляется в каждой из них по-разному. Чувство Катерины Кабановой к Борису – светлое, искреннее, пусть и грешное. Она понимает всю тяжесть этого чувства, но ничего поделать с собой не может. «Сердце болит» у героини, она чувствуется свою вину, боится наказания, ведь этот грех «камнем ляжет на душу». В её любви есть поэтичность, чистота, надежда, но есть и боль, и страдания, и душевные муки. Страсть и любовь к Сергею в Катерине Измайловой погубили все нравственные границы. Ради любви она убивает, ради любви бросает своего ребёнка, ради любви она даже идёт на каторгу. Все грязные поступок свои совершала она хладнокровно, жестоко, с животной силой и безразличием. От её руки умирает «крысиной смертью», тихо и просто, свёкр, со спокойствием и равнодушием убивает она мужа, убивает невинного, чистого душой, племянника мужа, Феденьку. Отказывается от родившегося ребёнка, не интересуясь его дальнейшей судьбой, так как думает только о Сергее. С Сергеем ей и каторга не стала наказанием.
Катерина Кабанова была наказана муками совести, так как в её душе существуют нравственные устои, прежде всего христианские законы, которым она была верна, которые не давали ей спокойно пережить это грешное чувство. Она наказывает себя сама, не дожидаясь, когда жизнь накажет её. Катерина Измайлова, напротив, не чувствует никаких угрызений совести, не страдает и не понимает всю тяжесть и вину совершённых преступлений из-за того, что безбожная и животная любовь к Сергею затмила её глаза, сердце и душу.
Обе героини стали жертвами своих сильных чувств. Борис оставил Катерину одну против тёмного купеческого царства. Смириться, вернуться в дом к мужу, у свекрови она не могла. Другая женщина, может быть, и могла бы это сделать, но не Катерина, созданная Островским. Самоубийство – логичный и единственный выход. Катерина Кабанова уходит из жизни, не принимая мир Кабанихи, Тихона, Дикого, мир тёмного купеческого царства. Катерину Измайлову жизнь наказала не каторгой, а предательством Сергея. И эта героиня тоже не смогла смириться с этим. Преданная Сергеем. Униженная им, она не нашла другого выхода, как умереть и лишить жизни свою соперницу – помеху её счастью. Её хищническое, животное начало остаётся с ней до самой смерти: «…Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе уже не показались».
Ещё одно сходство судеб – это то, что обе Катерины умирают в Волге, в воде. А вода – это символ свободы, она привела героинь к освобождению от мук, к смерти привела их любовь, наполненная искренними чувствами. Лёгкое падение, точно птичий полёт, в воду Катерины Кабановой и звериная месть Катерины Измайловой в воде – два свойства их характеров, которые были свойственны им в жизни.
Н.С.Лесков и А.Н.Островский показали в своих произведениях две души, две судьбы – двух Катерин. В их судебных сходствах проявляются свойства русской женщины: решительность, любовь, полная страсти, глубоких и сильных чувств, забота, свободолюбие и душевная ответственность. Поэтому Катерина Лескова и Катерина Островского – это портрет женщины, которая живёт, мечтает, страдает, переживает, радуется и любит.

На вопрос Напишите характеристику Екатерины Львовны из повести Лескова "Леди Макберет. Мценского уезда". заданный автором Алексей Селютин лучший ответ это Катерине Измайловой очень трудно переносить жизнь в доме мужа, главным образом оттого, что жизнь женщины в купеческом доме скучна. Чем заняться жене богатого купца? Катерина слоняется из угла в угол в своем большом доме, спит и мается от безделья.
Катерину мучают несправедливые обвинения. Молчаливым укором героине становится то, что она не имеет детей от своего престарелого мужа, хотя семейство Измайловых очень ждет наследников. Писатель подчеркивает, что замужняя жизнь за запертыми дверями «душит» героиню, уничтожает ее потенциал, все хорошее, что есть в ней. Измайлова с сожалением рассказывает, какая она была в девичестве – веселая, полная радости жизни, энергии, счастья. И как невыносимо ей жить в замужестве.
Катерина Измайлова даже не задумывается об измене. Вся она полностью поглощена чувством к приказчику Сергею и готова ради него на что угодно. Эта страстная натура полностью отдалась своему чувству, которое не знает никаких границ: ни физических, ни нравственных, ни моральных.
Катерина Измайлова умирает – пытаясь утопить свою более счастливую соперницу: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту - и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома» .
Героиня понимает, что погибнет вместе с другой девушкой, но это ее не останавливает: зачем ей жить, если Сергей больше не любит ее?
В своей животной, безбожной любви Измайлова доходит до предела: на ее совести кровь трех невинных людей, в том числе, и ребенка. Эта любовь и все преступления опустошают героиню: «…для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила» .
Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти.

Ответ от Ўлия [гуру]
Измайлова Катерина Львовна - молодая (двадцати трех лет) жена богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова. В портрете И. выражены привлекательность и чувственность героини: «по наружности женщина очень приятная. <...> Росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы». Страстно полюбившая работника Сергея, И. , боясь разоблачения и разлуки с любимым, убивает с его помощью свекра и мужа, а затем лишает жизни малолетнего родственника мужа, Федю Лямина. Бессердечие и сила воли, готовность ради своих целей переступить через все нравственные нормы сочетаются в характере И. с безумной страстью и беззаветной преданностью любимому. Бесчеловечность И. подчеркивается благодаря приемам контраста: И. , ожидающая ребенка от Сергея, хладнокровно душит маленького Федю, совершая убийство в канун великого христианского праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Судьба И. после ареста представлена как страшное возмездие за совершенное преступление; И. теряет самое дорогое в жизни - любовь Сергея, который на каторжном этапе сходится с другой осужденной, Сонеткой. На переправе И. сбрасывает в реку Сонетку, топит ее и тонет сама.
В заглавии повести Лесков уподобляет И. леди Макбет, героине трагедии Шекспира «Макбет» , побуждающей мужа к совершению вероломных убийств. Образ И. полемически соотнесен с образом героини драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерины Кабановой. Обе героини носят одно и то же имя, обе - купчихи, обе изменяют мужьям с любовниками. Отличие заключается в том, что И. не испытывает семейного гнета, не является жертвой в доме мужа.
У героини Лескова значимое имя. С одной стороны, И. , охваченная темной, «инфернальной» страстью, противопоставлена «светлой» и «тихой» Катерине из «Грозы» Островского. Вместе с тем само имя «Екатерина» по-гречески означает «всегда чистая» и как бы олицетворяет жертвенное начало в любви лесковской героини. Отчество И. подчеркивает твердость и мужскую силу ее характера. Фамилия И. свидетельствует о черных, демонических истоках страсти героини: «измаильтянами» в древнерусской словесности назывались восточные, тюркские народы, исповедовавшие ислам. История И. послужила основой для оперы Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» .
Сергей - молодой работник, любовник, а затем муж Катерины Львовны Измайловой, совершающий вместе с ней убийства ее родственников. Последнее из трех преступлений (убийство мальчика Феди Лямина, получившего основную часть состояния Измайловых) Катерина Измайлова совершает ради С. , который жаждал стать единственным наследником. Сила воли, беззаветная страсть и забота Катерины о С. противопоставлены его слабоволию и эгоистической и неглубокой натуре. На следствии он называет И. соучастницей всех преступлений, на каторжном этапе пренебрегает любовью И. , издевается над ней и сходится с Сонеткой.
Сонетка - молодая каторжница, с которой сходится на этапе Сергей, оставляя Катерину Измайлову. Измайлова топит С, в реке, погибая вместе с ней. Корыстная С. , получающая от Сергея подарки, контрастирует с беззаветно любящей Измайловой. Жестоко издевающаяся над униженной Измайловой, С. противопоставлена солдатке Фионе, мимолетной любовнице Сергея, сострадающей Катерине. Свидетельство жестокого, злого нрава - миниатюрная фигура, худоба С. (Худоба представлена как признак злого характера и в некоторых других произведениях Лескова.)

Сочинение на тему: Катерина Измайлова. Произведение: Леди Макбет Мценского уезда


КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА - героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864, авторское обозначение жанра - очерк). Никаких сведений о возможных реальных прототипах К.И. не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел. Отдавая в печать свой «очерк», Лесков представил его как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности». К.И., как писал о ней Лесков в начале повести, «купеческая жена, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали называть ее леди Макбет Мценского уезда». Писатель прямо указывает на литературный прототип К.И.- это леди Макбет У.Шекспира. И та, и другая убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает; обе гибнут под тяжестью своих преступлений. Однако в отличие от прототипа К.И. - крестьянка, ставшая «купеческой женой»; в слепой страсти к своему любовнику приказчику Сергею она убивает мужа и свекра, а затем племянника, попадает в тюрьму и на каторгу, испытывает всю горечь предательства со стороны сообщника-любовника и в финале топит вместе с собой в водах ледяной реки свою соперницу Сонетку. Возможно Лесков при создании образа К.И. использовал английские народные баллады, очень популярные в России XIX»Шв. В частности, балладу «The Lord of Waristoun», в которой рассказывается о жене, убившей мужа. Фабула «очерка» во многом построена на основе сюжетов широко распространенной в России лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

К.И. стала символом шекспировских страстей на русской почве: в ее образе Лесков сделал попытку исследовать «грубые и несложные формы», в которых проявляется «рабская покорность своим страстям и преследование дурных недостойных целей у людей простых, почвенных, невыдержанных». В характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. К.И. очень сильна физически, Лесков всячески подчеркивает ее «диковинную тяжесть», телесную «чрезмерность». Духовные же запросы К.И. практически сведены к нулю, что усугубляется еще и «скукой русской, скукой купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». В доме есть Библия и «Киевский патерик» (жизнеописания святых и великомучеников Киевской Руси), но К.И. даже не открывает их. «Киевскому патерику» Лесков придает символическое значение - перед смертью племянник К.И. Федя читает в этом патерике житие «своего ангела»»Шв. велико-муч. Феодора Стратилата.

Вспыхнувшая в К.И. страсть к приказчику Сергею заставляет ее «чрезмерность» развернуться во всю мощь ее языческой силы. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек, // И только зверь на большее способен». Поступки, совершаемые К.И. под влиянием этой «языческой силы», поначалу вроде бы даже не вызывающие особого отвращения (первые две жертвы К.И.- персонажи малосимпатичные), неизбежно ведут героиню к провалу в «кромешное зло», к абсолютному противоречию христианству. Весь ужас и низость происходящего Лесков подчеркивает тем, что убийство мальчика Феди совершает беременная К.И. в ночь под праздник «Введения Богородицы во Храм». «Божья кара» настигает преступников тут же: их уличают и отдают под суд.

Вопрос об оправдании К.И. тем, что она совершила преступления «во имя любви», потом не раз поднимавшийся в критике, Лесков отвергает полностью. Это не любовь, а «темная страсть»: «Помнишь, как мы с тобой ночами погуливали да твоих родственничков на тот свет провожали» - уже на этапе говорит Сергей К.И., которая в своем унижении «уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится». Сам Лесков вспоминал потом, что ему становилось по временам жутко, когда он писал «Леди Макбет Мценского уезда».

Русская критика XIX и XX вв., рассматривающая очерк Лескова в традиции «органической литературы» (термин Ап.Григорьева), относит образ К.И. к т.н. «хищному типу». Многие исследователи в этой связи (например, Б.М.Эйхенбаум) противопоставляют К.И. образ Катерины Кабановой из «Грозы» А.Н.Островского, которая в классификации Ап.Григорьева олицетворяет одновременно «смиренный» и «страстный» типы. У Катерины Островского любовная драма «перерастает в трагедию высокого духа», а у Лескова - в трагедию «грубо поставленных страстей», во многом напоминающую «Власть тьмы» Л.Н.Толстого. Райскому саду героини Островского противостоит «звериный» рай К.И., где «дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге, к темным желаниям». Создав образ К.И., Лесков как бы завершил характерную для XIX века литературную цепочку исследования «темных страстей» персонажей, принадлежащих к различным социально-сословным группам: царь Борис Годунов, помещик Иудушка Головлев и купчиха К.И. Все они погибают, преследуемые тенями своих жертв. Во фразеологический обиход русского языка прочно вошел сам эпитет «леди макбет мцен-ского уезда», употребляющийся, как правило, с оттенком иронии.

До 30-х годов XX века очерк Лескова находился в своеобразной литературной тени. В 1931 г. поэт-конструктивист Николай Ушаков в книге «30 стихотворений» опубликовал стихи «Леди Макбет», в которых «под лесковским эпиграфом» описал кровавую историю - на сей раз лесничихи. Стихотворение заканчивается в ироническом тоне: …То не бор в воротах, леди, не хочу таиться я,- то за нами, леди, едет конная милиция.

Образ К.И. не обошли вниманием и художники. В 1930 г. иллюстрации к очерку сделал Б.М.Кустодиев, а в 70-х - И.С.Глазунов.

Лит.: Анненский Л. Мировая знаменитость из Мценского уезда // Анненский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986; Гуминский В. Органическое взаимодействие // В мире Лескова. М., 1983.

А.Л.Цуканов Повесть Лескова имела ряд воплощений на драматической сцене и на киноэкране - художественно мало значительных. Совершенно иной масштаб образ К.И. приобрел в опере Д.Д.Шостаковича (1932, авторское название такое, как и в повести; название «Катерина Измайлова» ввел В.И.Немирович-Данченко в своей постановке 30-х годов; позднее оно было использовано во второй, цензурной, редакции оперы, навязанной композитору в 60-е годы). В опере жанр первоисточника трансформирован в «трагедию-сатиру». Переосмыслен характер К.И.: не хищная страсть одуревшей от сытости и пятилетнего «заточения» купчихи, а всепоглощающая любовь владеет героиней. К.И.- жертва духовно-нищего общества, но одновременно и его палач. Музыка Шостаковича передает разнообразные чувства героини: тут и любовное смятение, муки совести, сознание безысходности. Шостакович принципиально исключает самый тяжкий грех К.И.- убийство ребенка ради наследства. В опере К.И. человечнее, одухотвореннее литературного прообраза, мотив ее поступков - мечта о любви как высшей цели существования, семье, материнстве. Однако тем ужаснее ее преступление, тем глубже трагедия. Подлинно трагедийный образ К.И. был создан Г.Л. Вишневской (1966), отразившей богатейший диапазон чувствований героини. В ее интерпретации К.И. предстает как олицетворение силы и боли женской души.


Поделиться в социальных сетях!