Много нам открытий чудных готовит просвещенья. Эссе «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель….(А.С.Пушкин)

Ему ты мнемли мой читатель,

Услышь же глас его мечтатель,

Незримой музой вдохновленный,

Взлети как гений окрыленный,

Над миром суетных страстей,

Горящим светочем идей,

Ты путь сквозь терни освещаешь,

И дивным светом озаряешь,

Даруя радость и прозренье,

И дум высокое стремленье,

Наполни истиной своей,

Даруя благо для людей…

Алексей Болдарев Ответить

Очень красиво

Хорошо бы расставить запятые

В стихотворении все знаки препинания на своих местах, как в оригинале.

Прости меня Пушкин,но я дописал немного твой стих…

Алексей Болдарев Ответить

вся правда в последней строчке, только Бог Пушкин писал с большой буквы и следует писать

Владимир Иванов Ответить

Очень ёмко и на века!

Лидия Борисенко Ответить

С детства помню эти строки к передаче «Очевидное невероятное». Запомнила, очень нравится.

Лилия Яшина Ответить

Такое короткое произведение, а сколько смысла в нем!

Лучшие поэты
ТОП-20 стихов

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

© Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Оказывается, если при изучении человечества использовать методы квантовой механики, получаются неожиданные результаты...
"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг," - эти пушкинские строки мы все знаем не от большой любви к классику и не из школьной программы, а исключительно благодаря Сергею Петровичу КАПИЦЕ, откопавшему их в пушкинских черновиках. Тому самому Капице, который во времена тягучей советской власти был бессменным ведущим программы "Очевидное-невероятное". Помните его тысячекратно пародируемое "Добрый де-ень"?
Теперь научпоп не в моде, раздумчивая программа ушла с телеэкранов, а потомственный физик Капица увлекся, как ни странно, демографией. Говорит, что демография - самое важное и интересное на сегодняшний момент. В науку о социуме Капица внес нечто такое, чем ранее демографы не пользовались - математические методы, применяемые в физике элементарных частиц. Люди ведь те же частицы - такие же принципиально непредсказуемые и такие же атомарные - мельчайшие неделимые частички общества. И у Капицы получилась картина мира вовсе не такая, к которой мы все привыкли.

Лет двадцать назад человек по фамилии Хантингтон написал статью о том, что ХХ1 век будет веком военных столкновений не стран, но цивилизаций. Мусульманской и христианской. Идея показалась ученым, психологам, социологам, журналистам и политологам интересной, но до 11 сентября сего года известностью у широкой публики не пользовалась. А теперь все кому не лень говорят о столкновении цивилизаций.
Повылазили изо всех дыр мрачные геополитики, предупреждающе и грозно вздымающие кривые указательные персты. Наконец-то мы увидели в газетах и на телеэкранах благообразное лицо черного мистика Дугина, о коем доселе писала лишь так называемая "патриотическая" пресса, которая по бюджетной скудости не особо тратится на фотографии персонажей. А теперь геополитик-христианин Дугин стал узнаваем. Вот она, бесовская сила телевидения!
Меня все это страшно раздражает... Как представитель точных наук по образованию и гуманист по складу души, я всегда с недоверием относился и к теории столкновения цивилизаций, и к гумилевским бредням о пассионарности, а геополитику вообще считал и считаю лженаукой. Но - каюсь! - сам порой использовал все эти термины. Такова сила информационной среды, когда культурный шторм захватывает и несет, поневоле наглотаешься.
Наверное, смутное беспокойство нарастающим общественным психозом, а также врожденная тяга к простым рациональным объяснениям и привели меня к Капице. Правда, простых объяснений я не услышал, поскольку "квантовая физика народонаселения" оказалась наукой непростой. Да и сам Капица - человек сложный. Хорошо еще, что заканчивал я не журфак, иначе после первых же неласковых слов, типа "инвариант", "аддитивность" и "сходимость функции" был бы вынужден уйти несолоно хлебавши, размазывая горючие слезы по всей морде.
…Я начал изучение «квантовой демографии» с внимательного разглядывания графика, под чутким руководством Сергея Петровича. График изображал изменение численности населения на планете за последние несколько тысяч лет… Надо сказать, до ХХ века численность населения на планете взрывообразно росла по гиперболической кривой. Если бы все шло так и дальше, то в первой половине ХХ1 века человечество должно было бы попасть в большую неприятность - на так называемую область сходимости функции, то есть на тот участок графика, где кривая асимптотически устремляется в бесконечность. В реальности это означало 100, 200, 500 миллиардов населения, чего планета, конечно, не выдержала бы. Это означало бы катастрофу и закат цивилизации на Земле. Но что-то произошло. Вмешались некие ограничивающие факторы, функция вышла за пределы области определения, гиперболическая кривая затормозила свой рост. В общем, случилось то, что Капица называет демографическим переходом.
Сначала в Швеции, потом в других европейских странах скорость роста населения сначала замедлилась, а потом стала равной нулю. В Швеции этот процесс начался в начале ХХ века и длился примерно до середины ХХ века. В других странах демографический переход начался позже, зато и проходил быстрее, как бы по накатанной колее.
Расчеты Капицы показывают, что примерно через 45 лет кривая численности населения планеты выйдет на насыщение, рост прекратится и стабилизируется на уровне 10-11 миллиардов человек. В исторических масштабах процесс происходит практически мгновенно, линия графика буквально ломается о 2000-й год, словно ветка о колено.
…Смотрел я, смотрел на функцию и вдруг что-то древнее, первобытное шевельнулось в мозгу, и я воскликнул: "Да это же типичный фазовый переход!"
- Да, - ничуть не удивившись моим глубочайшим познаниям жизни, кивнул Капица. - Самое точное определение.
…Я вам скажу, милые читатели, что такое фазовый переход, я это хорошо знаю... В институте Стали и сплавов, каковой я успешно закончил, мы долго и упорно учили металловедение, а там сплошные фазовые переходы. Фазовый переход - это когда температура образца постепенно повышается, повышается - и ничего с образцом не происходит. Не происходит, не происходит, а потом вдруг раз - и весь массив образца мгновенно меняет структуру. Была одна фаза, с одними свойствами, а стала совсем другая, с другими свойствами. Химически вещество осталось прежним, а физические свойства образца резко изменились. Бывают такие удивительные штуки в нашем мире. И не только с металлами и сплавами, оказывается, но и с населенными планетами...
Взволнованный этим открытием, я некоторое время обдумывал его последствия, после чего спросил:
- А с чем связан этот фазовый переход? Что такое случилось в мире в начале ХХ века, что положило конец количественному изменению населения на планете и положило начало изменению качественному?
- Не в ХХ веке, все случилось раньше... Смотрите, если продолжить график влево, начало кривой роста населения находилось бы в километре отсюда! Примерно полтора миллиона лет назад начался рост населения, кривая плавно пошла вверх. Потом темпы роста увеличились, период особо бурного набухания длился последние 4 тысяч лет - на графике он занимает несколько сантиметров длины временной оси. После чего рост населения резко - в течении сотни-полутора сотен лет - прекратится. На графике этот перегиб займет полсантиметра. Почувствуйте разницу масштабов: километры - сантиметры - миллиметры. Типичный фазовый переход - словно ударная волна прошла! Вернее, еще проходит - мы в ней живем.
До демографического перехода рост населения был автомодельным, то есть пропорциональным квадрату числа людей на Земле. И если бы продолжался дальше, гиперболическая кривая разошлась бы в 2025 году - число людей стало бы бесконечным.
Я думаю, и бурный рост населения, и фазовый перегиб на кривой связаны с информационными процессами в обществе. Если бы люди находились в равновесии с природой, как все остальные животные, нас было бы сто тысяч. Всего. Как прочих животных, аналогичных человеку по массе и типу питания. Но человек примерно полтора миллиона лет назад взял в руку палку, начал совершенствовать язык, транслировать информацию по вертикали и по горизонтали.
- То есть?
- По вертикали - передача знаний будущим поколениям, от родителей детям. А по горизонтали… Новые решения, новые изобретения быстро распространялись географически, синхронизируя разные сообщества людей в историческом времени... Когда появилась письменность, информационные процессы ускорились. Одновременно росла инструментальная мощь человека... О чем вообще говорит тот факт, что рост количества людей на планете зависел от квадрата числа самих людей? О том, что это был рост, обусловленный взаимодействием самих людей. N2 - это параметр коллективного взаимодействия, сетевая функция.
- Нептун, как известно, был открыт на «кончике пера», расчетно. И только потом обнаружен на практике с помощью телескопа. А вашу теорию практика подтверждает?
- Да. Если бы население размножалось как раньше, в соответствии с гиперболической кривой, нас было бы сейчас 10 миллиардов, а не 8. Налицо тенденция замедления роста. Включился некий регуляторный механизм, который имеет информационную природу. Человечество накопило столько информации, что ее количество перешло в качество, отразившись на демографической кривой.
Раньше человек мог жениться, становился самостоятельным в 16-18-20 лет. Сейчас цивилизованный человек достигает аналогичного уровня самостоятельности к 30 годам. И все чаще говорят о том, что учиться нужно всю жизнь, чтобы поспевать за меняющимися технологиями. То есть с образованием мы уже уперлись в некоторый биологический предел.
Недавно я был в Англии в музее викторианской эпохи, это вторая половина Х1Х века. Там экспонировалась табличка из паба. На ней написано: "Спиртные напитки отпускаются лицам, достигшим 13 лет." В то же время, когда я гулял по музею, в США разразился скандал. Дочерей Буша, двух великовозрастных 18-летних дур в Техасе арестовали за то, что они пили пиво. Потому что в Техасе пиво отпускается только с 21 года. Викторианская Англия при всей строгости тогдашних порядков считала, что с 13 лет человек уже взрослый. В бурном современном Техасе полагают, что человек до 21 лет - ребенок. А ведь физиологически люди современные ничем не отличаются от тех, что были 150 лет тому назад!
- Исходя из ваших таблиц и данных получается, что в среднем по планете демографический переход начался примерно с 60-х годов ХХ века. И продлится он примерно 90 лет. Из них 45 лет уже прошло, и 45 осталось. Этот процесс связан с урбанизацией. За оставшиеся полвека процесс урбанизации во всем мире окончательно завершится. А в Европе, США, России процесс перехода сельского населения в города уже завершился... Получается, что по всем признакам Россия - развитая страна?
- Да, в России, только 25% населения живет в селах. По этому признаку она, конечно, развитая страна. И форма пирамиды населения (половозрастная диаграмма) России характерна для развитых стран, а не для развивающихся... У нас процесс урбанизации завершился приблизительно к середине семидесятых.
А в этом веке процесс урбанизации завершится и в мусульманских странах, в Индии, в Китае. В Индии и Китае, кстати, рост населения уже замедлился. Так что все разговоры о том, что в Третьем мире люди неимоверно размножаются - сильно устарели. Население Китая растет теперь всего на 1,2% в год, Индии – на 1,3%, а в среднем по миру рост населения составляет 1,4% в год. Если взять кривую демографического перехода для мира в целом, то станет видно, что скорость роста населения падает и через полвека станет нулевой во всем мире. А в развитых странах демографический переход уже совершился. Население там стабилизировалось и расти больше не будет НИ ПРИ КАКИХ условиях. И всякие разговоры о политике стимуляции рождаемости, которые у нас ведутся – пустая болтовня. Против физик не попрешь.
- В вашей математической модели рост населения зависит только от квадрата численности уже существующего населения?
- Да. И от времени, естественно. Между прочим, во время демографического перехода в формулах происходит изменение переменных. Грубо говоря, население уже начинает управлять временем.
- Не понял.
- Ну, это такой довольно тонкий чисто математический эффект, связанный с нелинейностью функции. Функция-то квадратичная. Поэтому, кстати, модель нельзя применять в одной, отдельно взятой стране, ведь сумма квадратов не равна квадрату суммы.
- И что это означает?
- Что человечество едино. Оно не делится ни на конфессии, ни на противоборствующие цивилизации, а представляет из себя единый образец, в котором идут объективные процессы. Так что все разговоры о войне цивилизаций, войне бедных и богатых - ерунда. Человечество развивается как единая система. Квантовая демографическая модель позволяет увидеть, как глобальное развитие влияет на отдельную страну, но не наоборот.
Знаете, вся современная наука и общественное восприятие основано на редукционизме, то есть люди полагают, что если они разберутся в психологии человека, общины, города, региона, страны… то из этих кирпичиков сложат общемировую картину. Это ошибка. Общую картину дают только общие законы. В чем была основная слабость демографов? Они никогда не придавали значения развитию человечества в целом, как общепланетарного феномена. Они всегда рассматривали демографию отдельных стран. Поэтому общая картина и ускользала.
Меня часто упрекают, что рассматривая систему в целом и пренебрегая отдельными странами, я ввожу «среднюю температуру по больнице». Но средняя температура – вовсе не бессмысленная вещь! Для главного врача она может служить сигналом, потому что главный врач занимается не здоровьем отдельных пациентов, а состоянием дел в больнице, и если средняя температура по больнице увеличилась, значит, в больнице эпидемия.
- А если средняя температура упала градусов до двадцати, значит все уже умерли… Правильно ли я понял, что причиной демографического перехода являются процессы урбанизации? Современные образованные горожанки не хотят рожать, прирост населения падает… Так?
- Нет. В нелинейных системах нельзя рассуждать в терминах причинно-следственных связей. Здесь причина и следствие перепутаны. Даже само строение формул не позволяет сказать - население зависит от параметра времени или время от населения.
- Во, блин, как… Но если отбросить всю эту математическую тряхомудию, то ясно, что население зависит от времени. Чем больше времени прошло - тем больше народу успело народиться.
- Молодой человек, историческое время и физическое время существенно отличаются друг от друга! Историческое время – это логарифм астрономического времени, преобразование Фурье. Это элементарно... Здесь нужно рассуждать не в терминах причин и следствий, а терминах инвариант. Произведение времени на население – величина постоянная…
- Хорошо, хорошо, не будем ссориться… Вернемся к причинам…
- Так вот, демографический переход происходит не по какой-то определенной причине, а просто потому, что он происходит. Таковы общие свойства системы! Здесь все перемешано - и наука, и религия, и войны... Очень многофакторное пространство. И нет главной причины. Но есть главная переменная – общая численность населения. Точнее, ее квадрат. Чем нас больше, тем больше мы взаимодействуем друг с другом – общаемся, смотрим кино, летаем на самолетах, производим товаров и ученых, воюем, покупаем, создаем секты, конфессии и комиссии… Мы - тесто. Наше общение между собой - дрожжи.
Нужно учесть одно важное соображение - если раньше система развивалась адиабатически, медленно, в квазистатическом режиме, то при теперь, при распространении ударной волны фазового перехода, система находится в крайне неравновесном состоянии. Так называемого нормального распределения свойств в ней не происходит, классической кривой Максвелла не получается, потому что на ее формирование нужно время. Отсюда разрыв между богатыми и бедными; отсюда профессора из нашего академического дома, которые раньше были людьми обеспеченными, теперь ищут булку хлеба у помойки. Весь раздрай наш - прямое следствие физической неустойчивости системы.
Мы разбирали это на примере Первой мировой войны. Демографическая система тогда находилась на грани устойчивости, благодаря страшно интенсивному развитию. Экономики России и Германии развивались по 10% в год. Это слишком много. Соответственно, и в России, и в Германии складывалась предреволюционная ситуация. Вообще, ситуация в Европе была накаленной. Любой звук мог спровоцировать сход лавины. И такой звук раздался - выстрел в Сараево. Началась Первая мировая война, которая плавно перетекла во Вторую мировую - это ведь на самом деле два боя одной войны.
- А не спровоцирует ли что-нибудь нынче Третью Мировую войну?
- Вряд ли сейчас что-либо спровоцирует Третью мировую войну в том смысле, как ее понимают. Во всяком случае это не будет война между Севером и Югом или Западом и Востоком. Потому что в Западном мире нет демографических ресурсов для войны. Россия, например, которая тоже часть западного мира, едва укомплектовывает свою армию. Не лучше ситуация и в других цивилизованных странах с аналогичными половозрастными характеристиками (пирамидами населения). Очень много стариков, мало молодежи – длительность жизни высокая, рождаемость маленькая. Кем воевать-то?
- Зато у мусульман есть, кем воевать…
- Есть. Только не с Западом. Мусульмане хорошо бегают с калашниковыми по своим горам. Но в глобальной мировой войне побеждают ядерные баллистические ракеты. Которых у мусульман практически нет. Да и обычное оружие мусульманским странам тоже продаем мы – Запад. В случае Третьей мировой, мы же не будем врагу продавать оружие. У них патроны кончатся…
- Угу. Вы сказали, что мы живем сейчас в эпоху неустойчивости. А как это отражается на психологии людей?
- Психология вообще меняется медленно - поколениями. А сейчас время изменений в системе сравнимо со временем человеческой жизни. То есть изменения происходят быстрее, чем сменяются поколения. Отсюда разрыв между поколениями в ценностных установках. Проблема отцов и детей в острой форме. Поскольку структура общества меняется быстро, раскалываются даже пласты одного поколения.
- Ну, хорошо, пройдет 45 лет, все утрясется. Что же будет дальше, после того, как численность населения планеты стабилизируется на отметке 10-11 миллиардов?
- Количественный рост закончился. Начнется качественное совершенствование человечества. Будет совсем другая временная структура истории. Начнется бурный рост расти продолжительности и качества жизни, подъем культуры, науки.
- Золотой век.
- Не век. И не тысячелетие. Эра. Новая эра. Это можно совершенно четко сказать.
- Та-ак. Вот, что я подумал… Если в планетарных масштабах система развивается объективно, как физический процесс, значит, что бы мы ни делали, избежать счастья все равно не удастся?
- Да. Главное - не попасть под колесо Фортуны. Процесс-то, конечно, объективный. Но он, как и все процессы, может идти в пределах определенных допусков – плюс-минус. В нашей ситуации эти допуски могут обернуться миллионами жизней.
Пользуясь критерием Ляпунова можно просчитать устойчивость системы. Для западных стран, у которых демографический переход начался раньше, чем у стран Востока, пик неустойчивости приходился как раз на мировые войны. То есть для нас, западников кризис миновал. Но сейчас ударная волна демографического перехода как раз дошла до стран третьего мира. И у них тоже вполне может случиться потеря устойчивости. В виде огромной войны
- Ага, значит, Третья мировая война все-таки возможна, но уже не для нас - мы свое отхлебали в ХХ веке, - а для стран третьего мира? Но их «мировая» война не может отразится на нас в такой степени, что мы уйдем с исторической арены? Захлестнет…
- Отразится, конечно. Но с исторической сцены мы не уйдем. Мы не ушли с не во время своих мировых войн, почему должны уйти из-за чужих? Но если «мировая» война в третьем мире и случится, и они между собой передерутся, могут погибнуть уже не сотни миллионов, как в ХХ веке, а миллиарды людей. Естественно, это не может не задеть западный мир. Если такое случится, нам будет нелегко, поверьте. А случится может -Китай и Индия находятся сейчас на взводе. И могут взорваться. Все признаки этого есть, в том числе и бурный экономический рост… Но если взрыва удастся избежать в течении ближайших 20 лет, считайте, что пронесло: сама возможность войн тогда сойдет на нет, потому что демографическая кривая минует участок неустойчивости и выйдет на плато насыщения. Вероятность военных конфликтов будет стремиться к нулю. И дальше нас ждет счастливое будущее.
- Нам бы только 45 лет простоять да 45 зим продержаться…

​Виталий СТРУГОВЩИКОВ, педагог дополнительного образования:

С детских лет у меня было желание знать, как сделано, устроено, работает: как устроены часы, как работают моторы, другие сложные механизмы. Я увлекся цифрами, конструированием, в дальнейшем - физическими явлениями и химическими превращениями: из деталей конструктора строил химические вещества, соединяя различные шары друг с другом, получал макеты молекул новых веществ с неизвестными мне свойствами, позже самостоятельно пытался изучить свойства получившихся веществ. Эти маленькие самостоятельные исследования были для меня открытием! В формировании своего мировоззрения я всегда опирался на знания старших учителей-наставников (повезло!). В дальнейшем пришел к мысли, что давать и помогать осваивать знания гораздо важнее и интереснее, чем только знать. Во время учебы в станкоинструментальном институте произошло мое становление как педагога: будучи студентом, помогал осваивать сложную науку - математику - сокурсникам.

Сегодня мой рабочий кабинет оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, это адаптивно- и программно управляемые токарный, фрезерные, сверлильные, раскроечные станки; 3D-станки, компьютерная и мультимедийная техника, электрические и электронные малые станки и инструменты. Все эти средства помогают делать занятия насыщеннее, красочнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к освоению новых знаний. Особый интерес при работе с детьми - создание конструкторско-проектных работ как в рамках занятия, так и в качестве дополнительной деятельности (проекты, связанные с конструированием скоростных автомобилей и летательных аппаратов, адаптированных под беспилотное перемещение). Знания в области (знать, как - know how) конструирования и новых технологий позволяет моим ученикам воспринять мир по-другому (они начинают понимать, как это работает, устроено, сконструировано), а некоторые из них смогут стать архитекторами (технологами, конструкторами) нового современного мира. С младшими школьниками мы создаем проекты простых стендовых моделей, позволяющих освоить технологию изготовления и увидеть конструкцию в целом, с учащимися средней ступени обучения создаем более сложные макеты, знакомим с технологией изготовления и финишной обработки, с учениками высшей ступени выстраиваем бизнес-проект. Ученики придумывают новый «продукт», составляют техническое обоснование, конструируют (создают конструкторско-технологическую документацию), разрабатывают и строят наглядный и действующие макеты, и, наконец, «продукт» готов в производство и для потребителя. Важное направление - работа с одаренными детьми, ведь именно они добиваются успехов на соревнованиях, конкурсах, выставках высокого уровня. Я создал методическую разработку по подготовке детей к соревнованиям по техническим видам спорта.

Звание учителя стало жизненным кредо, призванием. Для меня важно, чтобы занятия были интересными и эффективными, чтобы на каждом занятии ученики делали свои маленькие открытия.

Ирина РЕВЯКИНА, учитель русского языка и литературы:

Каждый из нас пришел в профессию разными дорогами, но школа не терпит «прохожих». Поработав год-два, человек навсегда остается в этой профессии или уходит, не возвращаясь.

Волшебником быть трудно: все время он сам творит чудеса и учит творить других, открывая книгу знаний, но не все имеют желание учиться, творить. Как мотивировать ученика, как помочь разобраться в себе, в науках? Как помочь не пройти мимо прекрасного? Как дать понять, что все эти знания необходимы ему. Слова часто проходят мимо, а дела запоминаются. Чтобы что-то открыть, надо приложить усилия. Спрашивая с детей, спроси сначала с себя. Учить надо не только словами, но и личным примером. Ведь учитель ежедневно находится под прицелом сотни глаз. Мы должны научить наших компьтеризованных учеников мечтать, ассоциативно думать, чаще смотреть в книгу, а не на экран; видеть, чувствовать, понимать тех, кто рядом с ними, сопереживать чужому горю и искренне радоваться победам других, научить реализовывать себя в этом информационном сумасшедшем потоке современной жизни. Любовь и знания помогают нам в просветительской деятельности.

Я очень люблю свою профессию. Когда вижу детские глаза, растворяюсь в них, неся разумное, доброе, вечное, забывая обо всем. Мы погружаемся в тайны орфографии и пунктуации русского языка, в тайны слов художественной литературы. Объясняя правила, я всегда привожу примеры из жизни, говорю, где бы они могли их применить. Зачем надо знать эти приставки, суффиксы, части речи? Надо! Необходимо знать все: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, морфологию и лексику, а иначе грамотно ни писать, ни говорить дети не научатся. Так витает дух просвещения на уроках, помогая создавать чудеса.

Уроки литературы - это истинное волшебство. То мы на неведомых дорожках изучаем следы невиданных зверей, то на метле, как бабки-ешки, летим за тридевять земель, то, размышляя, плачем: почему так Герасим поступил с Муму? А когда уже став постарше, мы собираемся на первый бал, восхищаемся очарованием летней ночи, задумываемся над вопросами: можно ли убить одного ради спасения нескольких? Кто я - тварь ли дрожащая или право имею? Как много в этом мире «зачем?» и «почему?»! И все ведь это в книгах откроется тому, кто внимательно и терпеливо не просто прочитает, а пристально изучит все скрытое, зашифрованное автором.

Свои уроки я строю так, чтобы детям было комфортно, чтобы они умели не только получать необходимую информацию из разных источников, но и самостоятельно ее находить, правильно использовать, чтобы дети не боялись ошибаться, ведь ошибаются все, а вот признают и исправляют свои ошибки немногие. Теоретический материал я связываю с практикой реальной жизни, события давних лет сопоставляю с сегодняшним днем.

Наша профессия такова, что мы не сразу видим результат своего труда. Мы даем детям не только знания, но и часть своей души, частички нашего сердца, тепла, а они порой не учат, не знают, не умеют, не делают, не слушают, да и просто не хотят. Наши слова и дела дают всходы через годы. Как радуется сердце, когда встречаешь выпускников или слышишь по телефону: «Спасибо вам за ваши уроки!», «Спасибо, мы сдали все экзамены и поступили в институт!» (За многие годы педагогической деятельности у меня не было ни одной двойки за экзамен, хотя ученики были разные, даже классы коррекции.) «Мы часто вспоминаем ваши уроки!», «А вы были правы, когда говорили...», «Мы столько книг прочитали. Так, как вы нас учили!», «А помните наши экскурсии, походы?», «Мы приглашаем вас на нашу свадьбу». ...Действительно, «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

Сегодня педагог не только учит, но и сам учится посто­янно.

Современный учитель - это виртуоз своего дела, коммуникабельный, мобильный, креативно мыслящий, хорошо владеющий компьютерными технологиями, уважающий личность, стильный. Учитель готовит будущее.

Я горжусь тем, что я учитель. Эти правила мне помогают подготовить детей к «открытиям чудным»: старайся сделать обучение увлекательным, обучай энергично, заставляй ученика правильно устно и письменно излагать учебный материал, следи за его речью, никогда не останавливайся!

Работа в школе помогла мне реализовать многие возможности: психолог, актер, режиссер, оператор, экскурсовод, модельер, визажист... И своим ученикам я помогаю раскрыться и почувствовать себя, может быть, и гениями.

Надежда ВОРОБЬЕВА, воспитатель:

Как далеко шагнула вперед наука, с какой неумолимой скоростью движется она дальше благодаря гению ученых, талантливому мастерству тысяч людей! Этот процесс коснулся всех областей нашей жизни, в том числе и образования. Не утихает дискуссия о том, что такое педагогика - наука или искусство. Мне близка мысль, что педагогика - наука, которая сотворчество мудрого взрослого и ребенка превращает в искусство. Приобретать опыт на основе знаний, замечать «удивительное рядом» и совершать открытия, быть ответственным за свои поступки - это ли не философия новых стандартов образования?!

Мы, как педагоги, учим будущему, то есть тому, чего еще нет, жить в условиях, которые мы сейчас только можем предположить... В этом нам помогают такой гений, как мастерство педагога, и такой гений, как любознательность ребенка, опыт взрослого и желание нового эксперимента ребенка... Взрослый и ребенок... Рука в руке... Вперед и вперед...

Пушкин, будучи гениальным писателем и поэтом, очевидно, был еще и гениальным педагогом. Подтверждение - его многочисленные детские произведения (в том числе и такие познавательно-поучительные сказки, как, например, «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»). Стихотворение «О, сколько нам открытий чудных...» можно даже считать программным произведением, в котором Пушкин, заглянув вперед, показал нам, к чему должны стремиться в воспитательно-образовательном процессе педагоги будущего, как ныне считается, инноваторы. Дочитав стихотворение до конца, как мне кажется, в этих строках можно рассмотреть практически все выделенные области развития ребенка, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

С первых же строчек «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» мы окунаемся в чувство предвкушения, что любой наш полезный труд, работа, проведенная не только с детьми, с родителями, с коллективом, в окружающем мире, а также в первую очередь над собой (любую деятельность необходимо начинать с себя), обязательно приведет к положительному результату и откроет и перед тобой, и перед твоим окружением что-то новое, необыкновенное и неожиданно прекрасное.

Следуя за мыслью Александра Сергеевича «и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг...», мы приходим к осознанию того, что, вкладывая в каждого ребенка максимально возможные знания, умения, навыки, любовь, мы испытываем трудности, бывает, ошибаемся, но всегда стремимся к лучшему и получаем этот результат, возможно, и кратковременный, потому что вся наша жизнь состоит из случаев и парадоксов. Но на протяжении всей нашей деятельности как мы, педагоги, так и все объекты образовательно-воспитательного процесса приобретаем опыт, который нельзя заменить никакой научной литературой, никаким высшим образованием.

Читая стихотворение, мы подходим к описанию тех областей, которые необходимо развивать человеку для достижения своих самых лучших качеств, положительного результата, прогресса, того, к чему нас призывают современные требования, отраженные во ФГОС. Александр Сергеевич советует развивать в человеке такие качества, как способность к изобретательству, созиданию, развитию воображения, независимо от того, кем является человек по своей сути («один - алмаз, другой - бриллиант»). ФГОС диктуют нам абсолютно те же требования к развитию личности ребенка, но через определенные образовательные области: способность к изобретательству - познание, музыка, изобразительное творчество, чтение художественной литературы, труд; созидание - музыка, здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество; воображение - музыка, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество.

В итоге мы приходим к мысли, что достигнуть просвещения, открытий, добиться вообще чего-либо в нашей жизни независимо от того, в какой стране, регионе, городе мы живем, какой век за окном, можно только ежедневно, ежечасно, ежесекундно трудясь и работая над собой, окружающим миром. Через века звучат напутствием потомкам слова гениального Александра Сергеевича Пушкина: «Все достигается чрез труд».

Сегодня - День русского языка и День рождения Александра Сергеевича Пушкина. Читайте и смотрите приколы на данную тематику. Всем добра и позитива!

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.


1. «И собака ушла, с благодарностью виляя хвостом. Hе многие люди могли бы так сделать!»
2.«Мертвые души» отразили жизнь и быт заглохшего человека и как из живых людей могут быть мертвые.
3… Рембрант стоял под дождем в семейных трусах и блаженно улыбался…
4.А на груди у него была белая мошонка.
5.Александр Матросов закрыл своей амбразурой пулемет.


6. Александр Сергеевич всецело стоит на рельсах Петра I, всегда и всюду поддерживая мнение Петра I по основанию Петербурга.
7.Аммиак получают синтаксическим способом и применяют для выведения человека из бессознания.
8. Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.
9. Армия полностью состояла из недобитых офицеров и казаков.
10-Базаров любил разных насекомых и делал им прививки.
11-Базаров против любви и всего такого.
12-Базаров умер молодым человеком и сбыча его мечт не произошла.
13-Бедная Лиза рвала цветы и кормила мать.
14-Богдан Хмельницкий послал русскому царю телеграмму.
15-Больше всего он любил свою лошадь - овчарку Хильду.
16-Борис Годунов был помещик, он старался поступить на место царя.
17-Будучи еще мальчиком, его мать упала с дерева.
18-В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь описывает ведьм, леших и прочих безобразных личностей того времени.
19-В «Отцах и детях» действующим лицом является еще не забракованная девушка Феничка.
20-В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка. Они были братьями.
21-В клетке сидит мой пернатый друг - хомячок.
22-В лице Печорина было много черт, интересных для женского персонала. Вообще он был очень шикарен.
23-В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину.
24-В прорехах виднелись лохматые и выпирающие ребра крестьян.
25-В романе «Герой нашего времени» Печерин выполняет две функции: роль главного действующего лица и «лишнего человека».
26-В романе «Отцы и дети» Базаров является не отцом, а дитем.
27-В то время, как в газах и жидкостях молекулы скачут с места на место, в твердых телах они только лежат и дрожат.
28-В тот день хорошо выспавшийся Онегин быстрее поднял пистолет и точнее выстрелил. Ленский, обомлев, сразу умер.
29-В характере Самозванца нет человеческого чувства любви к женщине.
30-Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.
31-Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
32- Войский стал допытываться, кто его убил, но никто не знал.
33- Вронский сошелся с Анной совершенно новым, неприменяемым в нашей стране способом.
34- Герасим бросил Татьяну и связался с Муму.
35- Герасим ел за четверых, а работал один.
36- Герасим налил Муме щей.
37-Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой.
38-Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.
39-Головы, закружившиеся от успехов, встали на место.
40-Гриша Добросклонов - сын батрачки безответственной.
41- Грушницкий тщательно целил в лоб, пуля оцарапала колено.
42- Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина.
43-Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь.


С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
Самая моя любимая книга «Три Дрантаньяна».
Серая Шейка грустно опустила зад в ледяную воду…
Сержант одним выстрелом в ухо повалил целый батальон.
Сзади у поросят находится кудрявый хвостик, по которому их отличают от других домашних животных.
Сидит Аленушка на камешке, а в заду у нее темный лес чернеется…
Снегири - это такие же воробьи, только с красным рылом.
Советский народ не только вершит дела на земле, но забрался и в космос.
Сонные веки опали ему на грудь.
Социальные и нравственные истоки бунта Раскольникова находились в его мозгу и каморке, похожей на туалет.
Стихи его такие огромные, бьющие прямо в самое больное место, в сердце.
Стихотворение написано в быстром ритме сплошным текстом.
Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.
Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами.
Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться.
Так вот какой внутренней силой и стойкостью нужно было обладать, чтобы полуголодным на голодный желудок выпить водки, не закусывая!!!
Так как Корея знаменита своими яблоневыми садами, основная отрасль сельского хозяйства здесь - свиноводство.
Так как Печорин - человек лишний, то и писать о нем - лишняя трата времени.
Так как крестьяне Чехова были очень бедны, они принуждены были ходить в отхожие места.
Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.
Таким образом, Печорин овладел Бэлой, а Казбич - Каракезом.
Тарас Бульба сказал своему сыну: «Чем я тебя породил, тем я тебя и убью!»
Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.
Татьяна ехала в карете с поднятым задом.
Татьяна копила, копила - и все вылила на Онегина.
Татьяна любила природу и часто ходила на двор.
Тельняшка у моряка была распахнута настежь.
Тихон спрашивает мертвую Катерину: «Ну, как ты там?»
Толстой и Марью Волконскую сделал матерью, и в этом его заслуга.
Трагедии Шекспира бессмертны: в наше время, как и 400 лет назад, Ромео любит Джульетту, а Отелло душит Дездемону.
Трактор мчался по полю, слегка попахивая…
Троекуров был, хотя не глуп, но немного с приветом.
Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети.

Дождь бывает грибной, проливной, мелкий и крупнокалиберный.
Дубровский имел сношения с Машей через дупло старого дуба.
Душа Татьяны полна любви и ждет не дождется, как бы обдать ею кого-нибудь.
Дятел уселся и стал грызть дерево.
Его главная цель в жизни - есть добро ближнего.
Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.
Запорожская Сечь привлекала Тараса потому, что там было военное училище.
Земная ось - это только воображаемая линия, но Земля все-таки ухитряется как-то вращаться на ней.
Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка.
К автобусу бежала одевающаяся по моде женщина, а за ней аккуратно бреющийся мужчина.
Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.
Казбич очень любил Белу и хотел ее убить, но Печорин любил ее больше и та умерла у него на руках.
Как и многие помещики, Онегин родился не в роддоме, а «на брегах Невы».
Как перевозили революционеры свои листовки? В чемоданах с двойной подошвой.
Кактус упал на кота и взвыл от боли.
Катерина бросилась в реку по личному делу.
Кащей Бессмертный хранил свою смерть в одном из двух яиц, сбивая с толку Иванушку.
Климат находится с нами все время, а погода приходит и уходит.
Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа.
Когда бомбы стали разрываться в гуще солдат, Пьеру неожиданно открылся внутренний мир простых русских людей.
Когда туман pассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго.
Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам.
Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену.
Кровавое воскресенье еще раз показало, что царь мог стрелять не только по рабочим, но и по выходным.
Кругом было тихо, как будто все вымерли… Какая красота!
Кулацкая хунта надвигалась на деревню.
Лoдка самым наглым oбразoм приставала к берегу…
Лев Толстой родился в 1828 году среди леса на ясной поляне.
Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.
Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге.
Лермонтову так и хочется сочинить горячий стих и облить им ненавистное светское общество.
Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.
Лопоухий лосенок собирал землянику.
Лоси забежали во двор и обделались от страха.
Макар и Андрей не только сильные и волевые натуры, но и нежные человеческие души, умеющие горячо любить, страдать и переживать за судьбу близких людей.
Мальчик боялся глубины, поэтому плавал на берегу.
Мать водила Прокла в баню и обдавала кипятком.
Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной.
Медведи увидели, что постель медвежонка измята, и поняли: здесь была Маша.
Медведь выкопал яму под пальмой, открыл пасть, засунул в нее лапу и упал в зимнюю спячку.
Между ног его висела са{цензура}.
Мне нравится то, что с таким талантом Пушкин не побоялся стать народным поэтом.
Много повидавшая на своем веку старуха Изергиль делится на три самостоятельные части.
Муравей снес такое большое яйцо, что еле-еле доволок его до дома.
Муравьи - очень дружные люди, я бы не отказался пожить в муравейнике целое лето.
Мы спали, но нам не спалось.
Мышьяк используется как хорошо успокаивающее средство.
На балах он ухаживал за дамами, но скоро ему эти прибаутки надоели.
На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот.
На борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты, от мала до велика.
На картине изображен последний зимний месяц февраля.
На крыше было много голубей. Человек соpок.
На переднем плане этой картины сидят две перевернутые килем вверх девочки.
На поле боя слышались стоны и крики мертвецов.
На полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания.
На тонкой, увитой сухожилиями шее, моталась обыкновенная голова.
На школьном полу валялись разбросанные грязные следы.
На этой странице собраны ответы школьников и цитаты из сочинений. Иногда они бывают смешные, иногда просто несуразные. Иногда - оригинальные по мысли или построению фразы.
Наташа хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот.
Наша кошка приобрела трех щенят.
Наши далекие предки делали революцию голыми, босыми, в лаптях.
Небо Аустерлица переломило Болконского пополам.
Некрасов был прикован к постели раком.
Нехлюдов был аристократ и каждый день мочился одеколоном.
Но в этом городе есть и такие люди, которые своими пошлостями загрязняют окружающую среду.
Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.

Обломов разложил Ольгу на диване.
Один раз за весь ход истории прихотливая природа создает такое удивительное сочетание атомов, имя которому - Горький.
Однажды мудрый Диоген вернулся к своей бочке, а ее нет! После этого он стал еще мудрее.
Ольга гуляла с Ленским, но у них ничего не вышло.
Он взял нож, и застрелился.
Он обманным путем завел девушек к себе домой и совершил половое сношение с обоями.
Он склонился перед своей высокой худощавой фигурой и как бы замер.
Он увидел следы копыт и навоз. Это значит, что здесь прошли красные.
Он шел назад разболтанной, какой-то рыдающей походкой… Задняя мысль стояла, как прут, в рассыревшей его душе.
Она не слышала от него ни одного ласкового слова, кроме слова "дура".
Она продрогла от мозга до костей.
Онегин был Джон-Дуан и ухлестывал за Татьяной.
Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.
Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
Оплодотворилась рябина - значит, скоро осень.
Отелло рассвирипело и задушило Дездемону.
Отелло ревновал Дездемону в те времена, когда ревность еще не была пережитком прошлого.
Отец Чацкого умер в детстве.
Папа Карло вырубил Буратино.
Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие - он сразу женился.
Петр Заломов нес красное знамя, по поводу чего все время вспоминал мать.
Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами.
Петруша Гринев вынес из родного дома много хорошего.
Печорин - человек нервичный, иногда он выражается до нециничностей.
Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Но ему это не удалось. Не удалось ему это и с Максимом Максимычем.
Печорин равнодушный и равносердечный. Он любил много любить, но любовь его была не такова.
Плотность населения Австралии составляет 4 квадратных человека на один метр.
Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.
По всей площади был разбросан различный мусор: камни, обрывки плакатов, куски дерева. Был и Ленин.
По дороге в Богучарово Андрей Болконский, как старый дуб, расцвел и зазеленел.
По площади, чеканя шаг, прошли танки.
По тогдашней моде Коробочка чесала мужу пятки, а себе пудрила мозги.
Под старость лет его приковало к постели раком.
Пока мушкетеры не привезли королеве подвески, она вешала на уши лапшу.
Полководцы - смелые люди, они готовы рисковать жизнью других людей.
Потом он положил руку в подворотню сюртука и задумался.
Поэма «Мороз - красный нос» показывает, что в крепостной России нельзя было искать счастья между женщинами.
Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.


Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился.
Произведения Достоевского глубокие, сложные, я перечитывал «Преступление и наказание» много раз в день пока не начал его понимать…
Пролетариат взял власть для того, чтобы дать возможность всем почувствовать, как ему плохо жилось до революции.
Просыпаясь по утрам, сплошь и рядом лежали мертвые.
Противогаз защищает зараженный воздух от органов дыхания.
Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча.
Пугачев помогал Гриневу не только в работе, но и в любви к Маше.
Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену.
Пушкин, как и Грибоедов, показывал женщину, но только в более расширенном виде.
Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором.
Рахметов не пил, не курил, не любил женщин. Охота быть похожим на Рахметова.
Рахметов хотя и дворянин, но вполне интеллигентный человек.

Результатом политики ускорения явился взрыв на Чернобыльской АЭС.
Реки имели очень большое значение для людей. В них они ловили рыбу, могли сообщаться друг с другом. Сейчас с этой же целью на реках строят электростанции.
Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
Рудин - красавец с голубыми глазами, никаких отклонений ни в строении черепа, ни в черепе, ни в разговоре.

"О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных ,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель"

Та же мысль у русского писателя (1860 - 1904) в письме А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 14 сентября 1889 г. Москва:

"У меня в прошлом масса ошибок, каких не знал Короленко, а где ошибки, там и опыт".

Фраза "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…" была эпиграфом к популярной во времена СССР передаче "Очевидное невероятное" , которую вел академик (1928 - 2012).

Примеры

«Сначала Пушкин написал:

О сколько ждут открытий чудных Ум и труд…

Мысль сразу не дается. Поэт, видимо, находит, что Ум и Труд — слишком простые, маловыразительные образы. Постепенно они вытесняются другими — смелый дух-, „ошибки трудные“.

И вдруг появляется „случай“:

И случай, вождь… Позже — новый образ, „случай-слепец“.

отец Изобретательный слепец…

Затем еще;

И ты слепой изобретатель…

И случай, Бог изобретатель…

Стихи не закончены. Пушкин перебелил только две с половиной строки и почему-то оставил работу.

Этот текст для Полного академического собрания сочинений Пушкина готовила Татьяна Григорьевна Цявловская. Она рассказывала, что ей жалко было отправлять чудесные строки в ту, финальную часть третьего тома, которая предназначалась для неосновных, черновых вариантов: ведь там стихи станут менее заметны и оттого — менее известны… В конце концов редакция решила поместить среди основных текстов Пушкина две с половиной беловые строки… и еще две с половиной строки, которые Пушкин окончательными не считал».

Последняя строчка «и случай, Бог-изобретатель…» — самая гениальная. Но на советском телевидении ужасно боялись слова Бог, и эпиграф долго существовал без нее, только когда Бога допустили на телевидение, мы смогли прибавить последнюю строчку.