Описание проекта. Проект «Туризм, здоровье-жизнь» для учащихся

Выполнила

учитель начальных классов

МОБУ лицея № 22

Ковалева Татьяна Викторовна

г.Сочи, 2013г.

Пояснительная записка

Проект «Туризм, здоровье-жизнь.»

1. Полное название проекта

программа «Туризм и здоровье»

2. Цель реализации проекта

Привлечение учащихся школы к туристской деятельности

Ковалева Т.В.

4. Название организации, реализующий проект

МОБУ лицей №22

5. Адрес организации, телефон

г.Сочи, ул.Учительская, 19

6. Сроки реализации

15.09. 2014г. – 31.06. 2015 г.

7.Ресурсное обеспечение проекта

Наличие в школе спортивной площадки,

имеются в наличии палатки, спальники, коврики, рюкзаки, костровые принадлежности, полигон для занятий ориентированием.

8. Общее количество участников проекта

75 человек

9. Контингент участников

возраст участников с 7 до 12 лет

10. Условия участия в проекте

по желанию,

для участия в многодневных походах:

Зачёт по учебно-тренировочным сборам,

Школьный туристский слёт,

Медицинский допуск

11. Краткое содержание проекта

Закрепление туристских навыков, полученных в предыдущие годы;

Проведение одно и многодневных походов и туристских мероприятий;

Физическая подготовка туриста;

Отражение деятельности в дневниках «Это мы»

Игровые туристские уроки,

12. Список используемой литературы

1. Абуков А.Х. «Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в России». - М.: Профиздат, 1983.

2. Азар В. И. «Экономика и организация туризма». - М.: Просвещение, 2007 -

3. Алексеев А «Спортивный туризм в России: проблемы становления и развития» Парламентская газета. . - 8 августа 2004.

4. Александрова А.Ю. « Международный туризм» - М.: Аспект Пресс, 2002. -

5. Аналитическая записка. «Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации» Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова - СПб.: Невский Фонд, 2005.

6. Биржаков М.Б. «Введение в туризм» - М-СПб "Невский фонд".

© 2000-2009 Ежедневный познавательный журнал "ШколаЖизни.ру"

7. Subscribe.Ru

8. EUROLAB

9. www.leovit.ru

10. http://www.prelest.com

11. Copyright © 2008-2009

Актуальность проекта.

Перед современным обществом остро стоит одна из главных задач – это духовное возрождение нации. Нам россиянам важно, каким будет человек будущего. Радикальная реформа системы образования ориентирована на воспитание ответственной, самостоятельной, творческой личности, способной к действиям, умеющей самостоятельно добывать знания. Какими бы мы ни хотели бы видеть своих детей в 21 веке? Добрыми, заботливыми, доброжелательными, трудолюбивыми, преданными своему Отечеству. Но при всём при этом все они должны быть психологически и физически развиты. т.е. быть здоровыми людьми. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.

Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие. Развитие физических качеств начинается с раннего возраста, и школьный период жизни - самое благотворное время для этого. Но школьных уроков физкультуры не всегда достаточно для физического развития личности, нужна целая система по физическому воспитанию, которая не возможна без внеклассной спортивно-массовой работы. Поэтому многие дети занимаются в спортивных секциях и кружках.

Среди средств, которые эффективно действуют в данном направлении можно назвать туристско – краеведческую деятельность и здоровьесбережение. Туристско- краеведческая деятельность формирует и утверждает здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, в том числе и психическое, помогает достичь физического совершенства.

Состояние проблемы.

Проект будет реализоваться на базе МОБУ лицея №22. В лицее имеются все необходимые условия и туристское снаряжение для проведения занятий и походов. Накоплен опыт туристско – краеведческой работы.

Проект рассчитан на 1 год с 15.09.2014 г. по 31.06. 2015 г., включает в себя три этапа подготовительный (сентябрь-ноябрь 2013 г.), практический (декабрь 2013 г.- апрель2014 г.),обобщающий (май- июнь 2015 г.).

Особенность этого проекта в том, что к участию привлекаются учащиеся начальной школы и учащиеся 5-6 классов. В этом учебном году туристские группы созданы из учащихся 1-2 классов, учащиеся 5-6 классов активно занимались туристско-краеведческой работой летом 2013 года.

Дети занимаются на школьной спортивной площадке, в спортивном зале. В течении учебного года каждый класс совершает один однодневный поход. Принимает участие в традиционном школьном дне здоровья. Активисты проекта совершат многодневный поход по Западному Кавказу, так же примут участие в соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, в городском туристском слете.

Объект проекта : туризм и краеведение

Актуальность проекта:

Заполнение времени учащихся нужным и полезным делом,

Возможность выбора деятельности исходя из интересов ребёнка,

Подготовка к самостоятельной жизни.

Цель проекта:

Пропаганда туризма и здорового образа жизни,

Привлечение к туристской деятельности учащихся школы.

Задачи проекта:

Привитие интереса к туризму, через массовые туристские мероприятия;

Достижение физического совершенства;

Организация досуга учащихся;

Воспитание активной жизненной позиции,

Обучение учащихся основам туризма;

Способствовать развитию патриотических чувств, убеждений, через соприкосновение к историческому прошлому своего края.

Направление

деятельности

Краткое содержание

направления

Проводимые

мероприятия

Туризм

Теоретические и практические занятия

Безопасность путешествия,

Безопасное поведение в лесу,

Психологические основы выживания в лесу,

Основы ориентирования,

Туристское снаряжение, подготовка и подбор снаряжения в зависимости от времени года,

Организация биваков, типы костров, установка палатки,

Чрезвычайные и экстремальные ситуации, правила поведения,

Стихийные бедствия,

Международные сигналы бедствия,

Лекарственные растения,

Медицинская аптечка,

Оказание первой доврачебной помощи, наложение повязок, переноска пострадавших,

Туристские узлы, применение, вязка узлов,

Организация страховки, страховочные системы,

Прохождение туристской полосы препятствий,

Городской туристский слёт,

Школьный туристский слёт,

Однодневные походы выходного дня
- многодневные походы;

Степенные походы,

Соревнования по технике пешеходного туризма,

-«Школа туриста» (обучающая игра по станциям),

Игровые туристские уроки,

Соревнования по ориентированию

Физическое совершенство

Спортивные игры (теннис, волейбол, баскетбол, футбол),

Спортивные эстафеты,

Общая физическая подготовка

Соревнования по теннису,

Соревнования по футболу,

Весёлые старты,

Краеведение

Знакомство с природой, памятниками истории и культуры г.Сочи.

Посещение природных и культурных объектов, мест, связанных с историческим прошлым края во время однодневных, многодневных походов,

Эколого-краеведческие игры,

Краеведческие викторины, конкурсы «Черное море», «Непознанное рядом».

Правильное питание

Это направление дает возможность передать детям знания о сбалансированном питании.
Направление сфокусировано на формировании знаний и умений, необходимых для покупки, подготовки и приготовления простой домашней еды, а также для контроля за калорийностью потребляемых продуктов

Составление «Меню туриста»

Образовательная программа «Я здоровьем дорожу- с витаминами дружу» (всё о здоровом и правильном питании)

Мастер-классы «Пальчики оближешь!»

Семейный праздник «Кулинарный поединок».

Осенняя выставка «Овощное и фруктовое ассорти».

Закупка необходимого для практических занятий оборудования (для проведения практических занятий необходимо приобретение мелкой бытовой техники).

I этап. Подготовительный (сентябрь –ноябрь2014 г.)

Деятельность

Ответственный

1.Знакомство и изучение методической и специальной литературы

Учитель ФК,

Инструктор детского и юношеского туризма

2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско- краеведческой работы

Учитель ФК

3.Разработка годового плана проведения мероприятий.

Учитель ФК и ОБЖ

4. Согласование с администрацией школы мероприятий различного масштаба

Учитель ФК.

Руководитель проекта

5. Разработка сценариев туристско-краеведческих мероприятий

Учитель ФК и ОБЖ и учителя.

6. Подбор и расстановка инструкторов- старшеклассников с учётом реализации целей и задач проекта.

Учитель ФК, учитель ОБЖ

7. Проведение учебного семинара для инструкторов, которые будут в новом учебном году заниматься туристко-краеведческой деятельностью

Учитель ФК, педагоги ЦДиЮТиЭ

8. Различные психологические игры, игры на командообразование, заполнение дневников «Это мы»

Психолог Ланговская Е.А.

Промежуточный контроль на подготовительном этапе Ковалева Т.В.(руководитель проекта)

Деятельность

Ответственный

1. Работа туристско-краеведческого объединения в школе.

Учитель ФК и ОБЖ

2. Проведение спортивных походов (пропаганда здорового образа жизни, занятие туризмом),

Учитель ФК, актив лицея

3. Проведение мероприятий – туристских уроков, школы туриста, полосы препятствий, спортивных игр, эколого- краеведческих игр, игр на местности с элементами ориентирования

Учитель ФК, актив лицея

4. Проведение учебно-тренировочных сборов по ориентированию, технике пешеходного туризма, лыжному туризму, оказанию первой доврачебной помощи.

Учитель ФК, актив клуба

5. Проведение учебно – тренировочных сборов по подготовке к степенным походам

Учитель ФК

6. Проведение степенных походов Западному Кавказу

Учитель ФК, Озерова С.Н., актив лицея

7. Подготовка и проведение учащимися туристско- краеведческих мероприятий

Актив лицея

9. Пропаганда туризма, здорового образа жизни через средства массовой информации (публикации в школьной газете.

Актив лицея

10. Психологические игры, заполнение дневников «Это Я»

Педагог –психолог Ланговская Е.А.

Промежуточный контроль на практическом этапе осуществляет

Ковалева Т.В. (руководитель проекта)

III этап. Обобщающий (май- июнь 2014 г.)

Деятельность

Ответственный

1. Обобщение опыта проектной деятельности

Учитель ФК

2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.

Учитель ФК

3.Корректировка программы объединения.

Учитель ФК

Учитель ФК

Педагог-психолог

5. Проведение итогового семинара «Здоровый образ жизни через занятия туризмом»,

Учитель ФК

Итоговый контроль на обобщающем этапе осуществляет

Ковалева Т.В.(руководитель проекта)

В лицее имеются все условия для реализации проекта. Учебное заведение располагается в отдельном четырехэтажном здании, в котором находятся спортивный зал, тренажерный зал, столовая, спортивная площадка, методический кабинет. На территории лицея имеется стадион. Для проведения походов имеется туристское снаряжение: палатки 3-х местные – 6шт., коврики – 15 шт., спальники- 15 шт., рюкзаки – 15шт., страховочные системы – 15шт., карабины -45 шт., костровые принадлежности.

Имеется библиотека методической литературы, которая постоянно обновляется.

В реализации проекта будут участвовать:

Руководитель проекта: Ковалева Т.В.- учитель начальных классов, инструктор детского и юношеского туризма.

Организационный комитет: Бочка В.В. .- учитель ОБЖ,

Учитель ФЗК Озерова С.Н.

Актив лицея

Привлечение учащихся школы к туристской деятельности;

Проведение походов по району;

Проведение учебно-тренировочных сборов в школе;

Проведение массовых туристских мероприятий;

Участие учащихся школы в учебно-тренировочных сборах, массовых туристских мероприятиях, многодневных походах;

Для отслеживания результатов работы в проекте в школе будет создан координационный совет: отчёты о завершении работы и выяснения мнения об участии в проекте будут проводиться путём анкетирования участников проекта.

Участие родителей, волонтеров в деятельности по проекту .

Участие родителей предполагается на всех этапах проекта:

Подготовительный этап:

    Анкетирование;

    Родительский лекторий (знакомств с проектом)

    Копилка идей (мозговой штурм по разработке и уточнению проекта)

После завершения проекта работа в этом направлении не закончится, будет продолжаться с учащимися других классов.

. Ожидаемые результаты проекта

Снижение заболеваемости учащихся в сравнении с предыдущими годами с 75% до 60 %;

Увеличение с 50% до 90% количества детей, соблюдающих режим правильного питания и физической активности;

До 90% детей занимаются подвижными играми на переменах, во внеурочное время;

Увеличение с 45% до 70% количества семей, использующих рекомендации по организации правильного питания и увеличения физической активности детей;

-улучшение самочувствия, аппетита и сна, уменьшени е пропусков занятий по болезни;

Выпуск сборника «Город Здоровейск»;

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

Пересмотр семейных традиций питания в сторону полезных продуктов питания – участников проекта 2 класс.

Уменьшение потребления учащимися рафинированной и консервированной пищи, модифицированных продуктов всеми учащимися школы.

Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе для учащихся, учителей и родителей – проведение общешкольных праздников совместно с родителями; представление результатов проекта (в виде презентаций по всем направлениям) общественности, обсуждение проекта с педагогическим коллективом.

Интерес к изучению подвижных игр, способность самостоятельно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми, создание условий для увеличения физической активности детей, за счет приобретения нового спортивного оборудования;

Включение в учебный план начальной школы Программы «Будь активным» через уроки окружающего мира, классные часы и внеурочную деятельность.

Приложение

Все дети и подростки в возрасте 7–12 лет должны двигаться разнообразно и соответственно своему возрасту по меньшей мере 1–2 ч в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более 2 ч подряд. Работа на компьютере допускается не более 2 ч в день.

Рекомендуется как минимум 2 ч физической активности в день для 7-летних детей и как минимум 1 ч для 18-летних, посредством чего можно уменьшить риски для здоровья, вызванные неподвижностью. Для достижения оптимального результата необходимо двигаться еще больше (рис. 1 ).

Физкультура – каждый день

Ежедневные занятия физкультурой – залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Детям необходима физическая активность каждый день. Ее влияние нельзя суммировать. Если в какой-либо день школьнику не удалось позаниматься физкультурой, это не страшно, но длительных периодов без движения следует избегать.

В детстве минимальная физическая активность составляет 2 ч в день, но рекомендуется все-таки двигаться больше. Дети обучаются методом проб и ошибок, поэтому им нужно много времени и возможностей, чтобы научиться двигаться и заниматься физкультурой. Не стоит вообще ограничивать физическую активность и естественные движения: здоровый ребенок остановится сам, если нагрузка окажется ему не под силу. Чрезмерная физическая нагрузка может принести вред здоровью, если занятия однообразны или длительное время без перерыва присутствует напряженная двигательная активность. Ребенку нужно также достаточно времени для отдыха, и в частности для сна. Он легко выполнит кратковременные интенсивные упражнения, однако следует избегать длительных изнуряющих тренировок.

В подростковом возрасте минимальная физическая нагрузка несколько меньше, чем в детстве. И все же подростку также рекомендуется двигаться несколько часов в день. Подростки старше 13 лет могут усидеть на месте дольше, чем маленькие дети. Взрослые могут вообразить, что ежедневную потребность подростков в движении можно удовлетворить небольшой физической нагрузкой. Но на самом деле 13–18-летние переживают бурный период роста и развития, так что их потребность в движении ненамного отличается от потребностей детского возраста. У подростков часто возникает впечатление, что они и без того много двигаются. Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогут им найти подходящее занятие. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, они могут улучшить свое физическое состояние.

Ежедневные занятия физкультурой должны содержать несколько коротких, по крайней мере, 10-минутных периодов интенсивной нагрузки.

Ежедневная физическая нагрузка должна содержать периоды интенсивного движения, во время которого ЧСС и частота дыхания должны несколько учащаться. Бодрая ходьба, езда на велосипеде – хорошие примеры такой физической активности. У ребенка совокупная физическая активность состоит из относительно коротких активных промежутков в течение всего периода бодрствования, большинство которых происходит с низкой интенсивностью. Наибольшая польза достигается, когда по крайней мере половина всей физической активности в течение дня состоит из 10-минутных интенсивных физкультурных периодов. В течение такого единовременного периода ребенок должен больше двигаться, чем сидеть на месте. Хорошим подспорьем могут стать подвижные перемены. Ребенок может активно двигаться в течение 10 мин. и отдыхать 5 мин.

Ежедневные занятия физкультурой должны содержать также интенсивные, напряженные упражнения, при выполнении которых дыхание и сердечный ритм заметно учащаются. Интенсивная физкультура вызывает более глубокие изменения и благотворнее влияет на различные органы, в частности на сердце, чем легкие бодрые движения, при этом развивается выносливость.

Периоды интенсивной физической активности у детей осуществляются обычно в виде интервалов (от нескольких секунд до нескольких минут), в течение которых чередуются движение и отдых. Не стоит требовать от детей выполнения длительных интенсивных упражнений.

У подростков интенсивная физкультура часто соединяется с занятиями спортом самостоятельно или в секциях. Будни подростков редко содержат ситуации, когда учащается сердечный ритм. Поэтому важно, чтобы хотя бы в подростковом возрасте каждый выбрал для себя ви д спорта, в котором получил достаточно интенсивные нагрузки.

Физкультура – естественная составляющая жизни детей и подростков. Физкультура должна быть забавной, доставлять детям и подросткам радость и положительные эмоции. Это возможно, когда учитывается их мнение и принимаются их условия. С точки зрения социального и этического развития можно рекомендовать обучающие и тренировочные методики, основанные на коллективных действиях и одновременно развивающие самостоятельность. Не стоит переоценивать значение соревновательности. Физкультура для детей и подростков должна быть разнообразной и соответствовать возрасту. Основная моторика и специфические умения требуют для своего развития разнообразных видов деятельности и дозировки нагрузки. Для детей физкультурное многообразие – условие усвоения основных умений.

Физический рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно, поэтому в процессе занятий физкультурой они развиваются быстро и легко овладевают новыми умениями. Организм ребенка требует ежедневной, многообразной физкультуры, чтобы стимулировать развитие. Младшим школьникам необходимо ежедневно много двигаться, чтобы удовлетворить свои потребности в этом.

Самостоятельное обучение основным навыкам движения – основное право каждого ребенка. Хорошие двигательные навыки – лучшее обеспечение безопасности ребенка в его повседневной жизни. Развитие основной моторики требует выполнения множества разнообразных упражнений в движении и повторов. Разнообразные занятия физкультурой улучшают нервно-психическое развитие ребенка и укрепляют его в стремлении познать новое, в том числе научные факты. Автоматизация основных навыков – процесс длительный, требующий тысячекратного повторения. Эта автоматизация освобождает чувства ребенка для новых открытий и обучения новым, все более специфическим навыкам. Основные умения укрепляются, когда ребенок имеет возможность двигаться в как можно более разнообразной среде: в помещении и на улице, на различных поверхностях, в различных местностях, на снегу, на льду, в воде, на песке, на траве и т.д.

В школьном возрасте большое значение имеют комбинации основных двигательных навыков, а также умений в различных видах спорта. Хорошо развитые двигательные навыки открывают бесчисленные возможности для разнообразной деятельности в последующей жизни.

Занятия спортом в детстве, например, 1–2 раза в неделю – прекрасное, но не достаточное дополнение к общему количеству движения, которое получает ребенок. С этой точки зрения важнее, что происходит во временной промежуток между занятиями дома, в школе, во дворе или на стадионе. Спортивные увлечения, поддержанные специалистом на условиях, приемлемых для ребенка, привносят в детские будни дополнительное движение.

В подростковом возрасте многообразие занятий физкультурой способствует равномерному развитию физических способностей. Некоторые из них можно развить уже в раннем детстве, другие - в переходном возрасте, а третьи - основательно и безопасно только после его окончания. Разнообразие физкультуры и используемых приемов влияют также на мотивацию подростков – разнообразные задания выполнять приятно, они не надоедают. Для подростков имеют значение самостоятельность и возможность принимать решения – они хотят отделиться от взрослых и понять границы собственных возможностей. Важно участие молодежи в организации и проведении занятий физкультурой.

Подростки в переходном возрасте любят командные соревнования. Групповые занятия физкультурой предоставляют для этого прекрасную возможность (игры, танцевальные группы и т.д.).

Укрепление мышечного тонуса

Для развития и поддержания мышечного тонуса, или мышечной силы, занятия физкультурой должны включать упражнения, дающие нагрузку на определенные группы мышц. Укрепление мышечной системы детей школьного возраста рекомендуется начинать еще до наступления переходного возраста, совершенствуя технику выполнения, используя вес собственного тела или не слишком тяжелые предметы. Эспандеры, например, могут помочь в увеличении мышечной массы. Виды спорта, развивающие мышечную массу, – это культуризм, гимнастика, аэробика, упражнения в тренажерном зале и т.д.

В младшем школьном возрасте физкультура очень полезна для формирования скелета. У тех детей, которые активно двигаются, минеральный состав скелета богаче, а кости прочнее, чем у тех, кто двигается мало. Более всего для этой цели подходят различные прыжки и быстрые игры с частой сменой направления движения или подобные виды спорта. Хорошим увлечением являются занятия в кружках, основанные на элементах спортивной гимнастики, где практикуются прыжки; в спортивных школах общего направления, а также подвижные игры с мячом.

С точки зрения подвижности и поддержания амплитуды движений следует тренировать различные суставы, максимально используя их возможности. Примером занятий физкультурой, развивающих подвижность, являются разные формы растяжки в гимнастике.

На месте не сидим!

«Человек способен насидеть себе болезнь и набегать здоровье», – гласит известная народная мудрость. Школьникам следует избегать длинного непрерывного сидения в течение школьного дня и в свободное время. Неподвижность стоит предупреждать по многим причинам. Установлено, что излишнее сидение вызывает вредные последствия независимо от занятий физкультурой, такие как ожирение, а также нарушения опорно-двигательной системы.

Ребенку или подростку, который мало двигается, нужно время для достижения минимального двигательного уровня. Если школьник недостаточно занимается физкультурой или вообще не увлекается ею, хорошо постепенно добавлять по полчаса занятий в день, а потом понемногу переходить от минимальной нормы до достаточного уровня. Одновременно стоит уменьшать время: сначала 15 мин. дополнительных занятий и на 15 мин. меньше сидения, затем – полчаса и т.д. (табл. 1 ).

Таблица 1

Тренировочный план по увеличению физической активности

Месяц

Ежедневная двигательная активность

Ежедневные интенсивные занятия физкультурой

Увеличение ежедневных занятий физкультурой

Дополнительное ежедневное уменьшение времени неподвижности

Не менее 20 мин. в сутки

10 мин.

30 мин.

30 мин.

Не менее 30 мин. в сутки

15 мин.

45 мин.

45 мин.

Не менее 40 мин. в сутки

20 мин.

60 мин.

60 мин.

Не менее 50 мин. в сутки

25 мин.

75 мин.

75 мин.

Не менее 60 мин. в сутки

30 мин.

90 мин.

90 мин.

Силантьева Вероника МОУ "Гимназия №58", Куликова Наталья МОУ "СОШ №40"

В данном проекте описывается проведенная работа по созданию туристического маршрута в Татищевском районе Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс проектов «Я познаю мир»

Проект на тему: «Лучше нет родного края».

Работу выполнили:

Саратов

2012 г.

Актуальность темы

Возможные изменения климата вследствие выброса в атмосферу парниковых газов (глобальное потепление) по прогнозам специалистов могут привести к изменению видового состава многих экосистем на Земле, так как количество одних видов уменьшится, а других возрастет.

Утрата видового разнообразия как жизненного ресурса может привести к серьезным глобальным последствиям, так как угрожает благополучию человека и даже самому его существованию на Земле. Устойчивость экосистем может быть нарушена при уменьшении биоразнообразия; виды, которые в данный момент не являются доминирующими, могут стать доминантами при изменении условий среды. Пока нельзя предсказать, как отразится на функционировании экосистемы потеря биоразнообразия, но специалисты предполагают, что вряд ли такие потери будут благоприятными.

Даже если экзотические растения не представляют непосредственной угрозы, они обедняют природу, выживая целый ряд местных видов или создавая гибриды путем межвидового скрещивания. Все больше ученых согласны в том, что биовторжение является самой актуальной - и, несомненно, самой быстрорастущей, - угрозой растительной и животной жизни после уничтожения лесов и головокружительных темпов застройки территорий. "Если у вас в системе появилось "некоренное" растение или животное, становится очень трудно вернуть природную среду в исходное состояние, - сетует эксперт по видам-экзотам в лондонском Музее естественной истории Марк Спенсер. В мировом масштабе, как говорит Пайментель, цена биологического вторжения для экономики и природы - учитывается ущерб, наносимый бассейнам рек, оскудение почвы и вымирание живой природы - может доходить до 1,4 трлн долларов в год. И если расчеты ученых верны, то цена биологического вторжения будет только расти.
По своим качествам агрессивные вредители и патогенные микроорганизмы идеально подходят к особенностям мира без границ. Некоторым чужеродным растениям и животным достаточно маленькой "зацепки", чтобы обосноваться на новой земле. Спустя всего десять лет после того, как балтийский моллюск Дрейсена попал во внутренние воды Соединенных Штатов из трюмов европейских кораблей, а он уже распространился от Великих озер до дельты реки Миссисипи, засоряя водопроводы, облепив сооружения гидроэлектростанций и вытеснив на "обочину" экосистемы водоросли и моллюски естественной среды. Власти тратят 1 млрд долларов в год на борьбу с моллюском Дрейсена и кваггой (разновидность лошади) - а это только два из 88 экзотических видов, которые "разгуливают" по территории Соединенных Штатов.
Биологи называют их несколько старомодно - "экзотические виды", а для остального человечества они - биозахватчики, которые появляются под разными личинами: от малюсеньких микробов до гигантских деревьев, от москитов до мангуст. Но у всех у них есть общая склонность к маскировке и адаптации: они облетают планету на крыльях перелетных птиц, гнездятся в одежде или путешествуют в кровотоке человека. Огромное количество биозахватчиков сознательно выпускают на волю фермеры и разные умники, которые пытаются перехитрить природу (например, импортируют змей, чтобы прогнать крыс), садоводами с экзотическими пристрастиями (например, к растению горец) или не слишком дальновидными предпринимателями (которые хотят получить "идеальную" виноградную улитку). О виноградной улитке мы узнали в ботаническом саду. К нам ее тоже завезли с Карпат. Вреда наносит много. Избавиться почти невозможно. Биозахватчики также беспощадны в конкурентной борьбе: освободившись от угрозы, исходившей от хищников у себя на родине, они процветают на новых территориях, монополизируя все источники пищи и воспроизводясь с такой скоростью, которой кролики могут только позавидовать. Однажды закрепившись на новой земле, вторгнувшийся вид может никогда больше с нее не уйти, заставляя власти снова и снова вступать с ним в борьбу с помощью земляных работ, огня и яда - и все это "сизифов труд".
Биозахватчики могут на десятилетия "впадать в спячку" и дожидаться своего биологического шанса (вроде бури или жары), который их "разбудит".

Обоснование проблемы

Наша работа берет начало в 2011 году. Учащиеся гимназии стали проводить экскурсии по памятным местам Саратовской области. Сначала с целью проведения соревнований по туризму, в которые входил конкурс по краеведению. Потом такие встречи переросли в посещение памятных мест, связанных с великими соотечественниками. Здесь можно упомянуть А.Н. Минха, А.А. Шахматова и др. Увидев плачевное состояние, в котором находились памятники культуры, появились первые попытки восстановить и защитить исторические места. С попыткой защиты усадебных парков и парковых насаждений возникла необходимость обосновать свое решение в необходимости восстановления парков и наблюдении за парковыми растениями.

Помимо исторической и краеведческой ценности объектов мы определили более конкретную и важную проблему, которая может привести к вымиранию многих видов растительности нашего края. Эту проблему можно назвать «Растения-экзоты».

Цель проекта

Составить и организовать туристический маршрут по сёлам Татищевского района.

Задачи проекта

  1. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
  2. Помочь в восстановлении приусадебных парков в сёлах Татищевского района Саратовской области;
  3. Организовать в гимназии волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Саратовской области.
  4. Принять участие в исследовании влияния экзотических растений на природу нашего края.

Планирование деятельности

В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.

  1. Сбор информации в архивах, краеведческом музее и в беседах с местными жителями об истории сел. Изучение литературы по растениям-экзотам.
  2. С теоретическим материалом принять участие в школьных научно-практических конференциях с целью привлечения общественности к проблеме.
  3. Выйти на работников СГУ, которые помогут нам обосновать с точки зрения теории, всю важность проблемы и заключить договор о совместной деятельности с сотрудниками ботанического сада (посильное участие в научной и практической деятельности).
  4. Договор с СГСЭУ, с кафедрой туризма для экономических расчётов по маршруту и овладения технологиями по созданию туристических маршрутов.
  5. Вовлечение в экологическую деятельность учащихся и их родителей нашей гимназии и других школ.
  6. Походы по памятным местам Саратовской области и работа по восстановлению парков, культурного наследия.
  7. Проведение тематических классных часов для учащихся гимназии и других школ района.

Для создания туристического маршрута (Приложение №1) мы определили критерии: маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса, сёла должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени, в каждом селе должны быть растения-экзоты, местные виды растения необычных форм и размеров, знаменитые личности (земляки), которые внесли свой вклад в развитие страны, маршрут должен приносить прибыль, которую можно направить на развитие и обустройство парков.

Наши исследования литературы привели нас к мнению, что растения-экзоты, при неконтролируемом процессе со стороны людей, могут при незначительном изменении климата поменять всю флору вокруг, изменить химический состав почвы и привести к экологической катастрофе. Наш поиск привел нас в Краеведческий музей, где мы познакомились с Ириной Михайловной. Она познакомила нас с архивом И.Б. Миловидовой, бывшим директором Ботанического сада, в котором мы нашли работы Инны Борисовны по описанию села и интересующих нас растений. Эти растения ее стараниями были причислены к статусу мемориальных. Далее мы со своими одноклассниками ездили на экскурсию в Ботанический сад. Получив разъяснения по растениям-экзотам, от сотрудника ботанического сада Панина Алексея Владимировича, стало понятно, что при надлежащем уходе за парком (поддержании его в первоначальном состоянии, в подсадке нужных растений, в удалении ненужных, в систематическом наблюдении за всеми изменениями в природной среде, а самое главное - содержание его в чистоте) можно избежать в дальнейшем многих проблем. В рамках осуществления задачи по принятию участия в исследовании влияния экзотических растений на природу нашего края мы получили подтверждение своей теории про растения-экзоты и договор с планом мероприятий для наблюдения за растениями и возможностью поучаствовать в написании научных статей по своим разработкам.

Свои поездки мы начали с экскурсии в село Полчаниновка Татищевского района Саратовской области. Учащимся гимназии очень понравилось село, особенно местность. Ребята беседовали с директором Полчаниновской школы Моисеевым Вячеславом Юрьевичем об истории села, о жизни знаменитых односельчан. В.Ю. Моисеев и Куликов Александр Петрович представили нам интересные факты о Полчаниновке, о людях, связанных с этим историческим местом. Они рассказали нам историю Полчаниновки и Полчаниновской волости, немного из жизни Александра Николаевича Минха, о том, что происходит в селе сейчас, показали фотографии. В прошлом году был юбилей - Полчаниновке исполнилось 205 лет. Нам так же удалось познакомиться с архивом клуба «Родина», в состав которого входили дети-полчаниновцы, занимающиеся волонтерской деятельностью по поддержанию парка и села в чистоте. В.Ю. Моисеев подарил нам запись своего выступления на дне села. (Приложение №2). Вторым селом стала Губаревка – Родина известной семьи Шахматовых. Здесь экскурсию нам проводил директор школы из Большой Каменки Ф.Ф. Кусяпкулов. Он рассказал нам легенду, которая сделала наш маршрут более интересным и являлась главным критерием по отбору маршрута.

Сейчас усадьба Минха и село в плохом состоянии: дом в усадьбе полуразрушен, все заросло сорняками. Раньше, более десяти лет назад, в селе проводилась волонтерская деятельность под руководством директора школы Моисеева Вячеслава Юрьевича и завуча школы Дубова Валерия Владимировича. Жители села, и ученики школы активно участвовали в процветании села. Последние работы были проведены в 2006 юбилейный год. В данный момент ничего этого нет. Даже не являясь жителями этого села, мы хотим помочь. В рамках решения задачи организовать в гимназии волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Саратовской области мы решили создать волонтерский отряд, который будет состоять из учеников 6А и 8А классов. Сейчас мы (восьмиклассники) готовим тематический классный час для учащихся 6 класса по истории села Полчаниновка и разрабатываем лыжный поход в Большую Ивановку.

Для помощи в восстановлении приусадебных парков в сёлах Татищевского района Саратовской области у нас пока нет опыта и помощи взрослых людей, но совместно с учителями нашей гимназии и сотрудниками Ботанического сада мы планируем выезд в Полчаниновку, и провести первые работы по расчистке территории парка А.Н. Минха. Думаем, у нас это получится.

Закончить свою работу хотим словами И.Б. Миловидовой: «Ни в Саратове, ни в Аткарске, где провёл А.Н. Минх последние годы своей жизни, ни в селе Колено, где была усадьба родителей, не осталось ничего, связанного с его жизнью. Только Полчаниновка – хранитель памяти о нём». И так можно сказать про каждый памятный уголок нашей малой Родины.

Приложение №1. Туристический маршрут:

«Лучше нет родного края»

Мы все куда-то уезжаем,

Найти, пытаясь, сход дорог.

И, лишь хлебнув всего, узнаем,

Как дорог нам родной порог.

А сколько всяких мест на свете,

Красот земных не перечесть.

Но не заменят дива эти,

Тех мест родных, что в сердце есть

Полчаниновская волость.

Татищевский район Саратовской области знаменит не только множеством точек ПВО, но и наличием сохранившихся до наших дней элементов русских усадеб конца 19 века. Усадьбы Татищевского района располагались в живописных местах в большей степени в Полчаниновской волости.

Мне хотелось бы кратко рассказать обо всех этих усадьбах, чтобы люди смогли оценить, какое богатство сосредоточено только в одном районе Саратовской области.

Полчаниновская усадьба (имение А.Н. Минха).

Полчаниновская усадьба в течение 23 лет (с 1874 по 1896 гг.) принадлежала Александру Николаевичу Минху. Полчаниновский парк находится на окраине с. Полчаниновка, у подножия лесистого склона Круглой горы, вдоль берега пруда. Из дневниковых записей и рисунков А.Н. Минха следует, что парк создан им после приобретения усадьбы, в 1876-78 годах. Таким образом, он - старейший в области. До сих пор растут и впечатляют своим величием 120-летние ели, сосны, лиственницы, тополь белый, несколько более молодые берёзы. До 70-х годов рос и плодоносил единственный в таком возрасте на Юго-Востоке "кедр" (сосна сибирская), посеянный А.Н. Минхом, а также ель канадская.

Достигнув высоты более 20 метров и диаметра ствола 60-100 см, деревья придают парку обаяние старины, позволяют судить о продолжительности жизни деревьев в местных условиях.

В составе усадебного комплекса, кроме парка и пруда, кирпичный дом с мезонином, построенный в 1853 году, лиственный лес, липовые аллеи вдоль границы бывшего фруктового сада, два старинных родника. По рисункам и описаниям А.Н. Минха прослеживается действующая и сейчас тропиночно-дорожная сеть, видно место церкви, беседки, огородов, постоялого двора, конюшни, сохранился прудик с канавой-водоспуском, где был березовый мостик.

Губаревская усадьба (имение Шахматовых).

Губаревская усадьба дворян Шахматовых у с. Губаревка располагалась на равнинной местности и по лесистому оврагу с ручьем. Граница бывшей усадьбы четко очерчена сохранившейся межевой канавой. По найденному в ГАСО плану середины прошлого века легко восстанавливаются места бывших построек, дороги, сквер перед домом из белой сирени, липовая аллея. Более чем двухвековой дуб и две старые сосны, заброшенный фруктовый сад, аллея с одичавшими кустами роз, лилейник на месте цветника перед домом, родник - приметы, позволяющие ориентироваться на местности.

С Губаревской усадьбой связано имя Алексея Александровича Шахматова, языковеда, специалиста по восточнославянским языкам, истории русского языка и древней русской культуры, этнографа, академика русской и советской Академий Наук, члена ряда зарубежных академий, почетного доктора многих европейских университетов. Как удалось выяснить, из 56 прожитых им лет (1864-1920) 47 лет связаны у него с Губаревкой. То постоянным пребыванием в ней, то приездами на каникулы, то в отпускное время, когда он особенно плодотворно работал по 15 часов в сутки. Губаревский дом с большой библиотекой, привезенной дядей из Парижа, обстановка высокой духовности, знакомство с А.Н. Минхом предопределили судьбу талантливого ребенка, ставшего ученым. В зрелые годы А.А. Шахматова любимая им Губаревка продолжала оставаться очагом культуры: сюда приезжал к А.А. Шахматову норвежский славяновед Олаф Брок.

Большеивановская усадьба (имение Казариновой, С. П. Корбутовского).

При заселении Саратовского края земля эта принадлежала помещице Казариновой, которая остановила свой выбор для постройки дома именно здесь потому, что ей понравилась дубовая роща, превращённая позже в парк. Он сохранился до сих пор, хотя очень старых деревьев осталось мало. Разросшийся самосев лиственных деревьев очень густ, ухода за парком нет. Только совсем недавно сделана попытка удалить сухостой. К парку примыкал большой фруктовый сад. Их разделяла липовая аллея. Сад перестал существовать, но липы, достигшие в высоту более 20 метров, вполне жизнеспособны, продолжая обильно цвести. Такого возраста, протяженности и хорошей сохранности липовой аллеи в области больше нет.

На территории бывшей усадьбы сохранился господский дом, пруд, мельница.

Последним владельцем усадьбы был Сергей Павлович Корбутовский, большой друг Александра Николаевича Минха, жившего в Полчаниновке, в пяти верстах от Большой Ивановки. Друзья навещали друг друга почти ежедневно. Минх приезжал то один, то с женой, то с родным братом Г.Н. Минхом, профессором Киевского университета, когда тот посещал Полчаниновку. В свою очередь С.П. Корбутовский ездил к Минху в гости с женой и тещей. Происходили встречи и с Николаем Павловичем Корбутовским, главой "Садового Хозяйства Н.П. Корбутовского".

● Учитывая вышеизложенное можно сделать однозначный вывод, что Большеивановский парк свидетельствует не только об истории заселения края, но и позволяет представить культурную среду, которая сформировалась в Полчаниновской волости благодаря местному дворянству. Полчаниновская усадьба А.Н. Минха была интеллектуальным центром всей округи. К нему, человеку очень широких интересов, тяготели Шахматовы из Губаревки, в семье которых воспитывался племянник, ставший впоследствии академиком, историком русского языка, возможно не без влияния А.Н. Минха, а так же С.П. Корбутовский из Большой Ивановки с братом Н.П. Корбутовским, известным главой Садового хозяйства, и другие.

● Во всех обследованных усадьбах в той или иной степени сохранности, присутствуют следующие элементы. Постройки сохранились в местах: Большой Ивановке, Полчаниновке. Парковые насаждения лучше всего сохранились в Полчаниновке. Остатки фруктовых садов продолжают существовать в Губаревке. Водные элементы есть повсюду.

Возраст парковых насаждений - от 90 до 120 лет, но только в двух случаях он установлен точно: в Полчаниновской усадьбе А.Н. Минха, оставившего в своих дневниках записи о времени посадки деревьев. В остальных возраст парка называется приблизительно, датируясь второй половиной XIX века - началом XX века. В ряде мест, где в парковую зону входил лес, многие деревья старше: в Большеивановском парке два экземпляра сосны обыкновенной - старейшие в области, в Губаревской усадьбе, возраст их около 250 лет. В составе зеленых насаждений парков учтено более 70 деревьев и кустарников, из них около 40 - экзоты.

В Губаревке до сих пор растут одичавшие розы, а из травянистых - лилейник.

● В Полчаниновском парке, сохраняются деревья, посаженные собственноручно А.Н. Минхом, определяет их статус мемориальных.

Часть 2. Из истории села Полчаниновка

В этой главе я приведу выступление на празднике «День села» 11 августа 2006 г. И интервью с директором школы В.Ю. Моисеевым.

Уважаемые односельчане и гости нашего села!

2006 год – юбилейный год Полчаниновки. Двести лет истории – это 10 поколений полчаниновцев, живших и живущих на этой земле, которые в мирное время выращивали хлеб, разводили скот, а когда приходила лихая година, шли защищать свою землю, как это было в Великую Отечественную. Геройски сражались на фронте, геройски трудились в тылу. Двести лет – большой срок. Всю историю села не пересказать, да и не знаем мы её всю. Это наша беда. Народная мудрость говорит: нельзя быть Иванами, не помнящими своего родства.

Я не первый, кто заинтересовался историей Полчаниновки. Об этих людях мы должны знать и помнить: они любили и любят наше село.

Нина Андреевна Васильева, будучи библиотекарем сельской библиотеки, приложила немало труда к поиску информации о Полчаниновке, создала подборку документов разных периодов жизни села.

Александр Павлович Фёдоров, житель с. Вязовка. Это был уникальный человек, таких мало: тактичный, мягкий, но настойчивый, если речь шла о сохранении памяти, музейных экспонатах. Всю жизнь свою положил на создание музея в Татищевском районе. О Полчаниновке знал больше любого полчаниновца. Светлая ему память!

Целенаправленная работа по изучению истории села начинается в 90-е годы. Вдохновителем и организатором этой работы был Валерий Владимирович Дубов, учитель истории нашей школы. Именно Валерий Владимирович наладил тесную связь с другим замечательным человеком – Миловидовой Инной Борисовной, биологом, краеведом, членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Историко-литературный клуб «Родина», организованный В.В. Дубовым вёл переписку с И.Б. Миловидовой, которая обладала возможностью работать в областном архиве, она приезжала к нам в село, водила детей и нас, взрослых, по роще и рассказывала: «Вот здесь была беседка, вон то место называлось «блюдичко», этот родник – «красный крест»… А такой вид сосны больше нигде в Саратовской области не произрастает. А этим липам сто с лишним лет…» Мы шли и удивлялись себе, сколько же мы не знаем?!

Инна Борисовна Миловидова впервые узнала наше село в шестидесятые годы прошлого века. Вот как она описывает первую встречу с Полчаниновкой (Ж-л «Волга» № 5-6, 1995 г.)

Выдержка из журнала №1.

А в 1998 году к 200- летию Саратовской губернии вышел альманах «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40 посвящён памятникам Саратовской области. В этот альманах вошла и наша Полчаниновка. В разделе «Забытый мир» статья И.Б. Миловидовой «Полчаниновка» и её хозяин», посвящённая Александру Николаевичу Минху, парку, созданному им, и нашему родному селу.

Выдержка из журнала №2.

И ещё не могу не упомянуть об одном человеке: Королёв Вячеслав Викторович. Городской житель. Детство провёл в Вольске, живёт в Саратове. Приехал в Полчаниновку в 90-е годы. Как говорится, приехал «по- любви». Когда я впервые услышал в его рассказах историю Полчаниновки, удивился, откуда он это знает. Он ответил: «У меня есть книжка Минха про Полчаниновку». Это была ксерокопия оригинала книги А.Н. Минха «Саратовский уезд. Саратовский сборник: материалы для изучения Саратовской губернии». Год издания 1881. С «ятями» и «ерями». Я попросил прочитать, а затем и перепечатать.

На основании всех перечисленных выше документов, благодаря встречам с интереснейшими людьми и была воссоздана достаточно реальная историческая картина первой половины жизни нашего села.

* * *

История села Полчаниновка начинается, примерно, с 1779. По книгам генерального межевания тех лет Полчаниновские дачи принадлежали селу Троицкому (Глядковка тоже) и намежены от сёл: Покровского (Сокур) и Никольского-Чардым (Озёрки); владелицей этих земель названа в то время майорша Казаринова Авдотья Фёдоровна.

Около 1802 года Казаринова поставила на правом берегу речки Сокурки постоялые дворы (Здесь проходила большая почтовая московская дорога). Назывались они по планам и картам «Сокурским умётом», позже «Казариновым умётом» (Умётом в старину называли хутора).

В 1806 году жена Фёдора Дмитриевича Казаринова Наталья Михайловна (крестьяне звали её Казарихой), урождённая Шевырёва, выселила из села Полчаниновка Петровского уезда принадлежавшие ей 10 семейств в Казариновский умёт, где стояли постоялые дворы на почтовой дороге; сели выходцы ниже этих дворов (за нынешним кладбищем) по берегу Сокурки, в один порядок, лицом к бараку. Во второй половине 1840-х годов село было перенесено на то место, где оно сидит и теперь по большой дороге, в два порядка, одной прямой и широкой улицей.

Наталья Михайловна, по воспоминаниям старожилов, была барыня «важная», водила хлеб-соль с губернаторами и властями; у неё был сын Сергей Фёдорович и три дочери: одна из них вышла замуж за Протопопова.

Василий Петрович Протопопов, получивший имение за женой, в 1853 году построил каменный дом с мезонином и великолепным подвалом под всем жильём.

Выдержка №3.

А в 1873 году имение купил Александр Николаевич Минх

(Известный учёный, краевед, один из создателей Саратовского краеведческого музея, член Императорского Московского археологического общества при Московском университете, член Императорского Русского географического общества, член Нижегородской, Тамбовской и Владимирской архивных комиссий, Саратовского губернского статистического комитета и корреспондент Министерства земледелия…)

Закладка Минховского парка проходила в период с 1874 по 1880 годы. Большинство посаженных деревьев в этих местах до этого никогда не росли: ель обыкновенная, сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель канадская, туя складчатая, тополь серебристый и др. А.Н. Минхом же была заложена и большая берёзовая роща, более ста пятидесяти деревьев. На рисунках Минха, которые имеются у местных жителей, эти деревья чуть более полуметра высотой. Сказать, что Александр Николаевич всё это создавал для себя, радовать свой глаз, будет неправильно. Он создавал всё это для будущих жителей Полчаниновки!

Список использованной литературы и материалов:

И.Б. Миловидова «Ботанический сад Саратовского в истории Саратовского университета»;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 6, 2007 год;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 8, 2009 год;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 9, 2010 год;

Миловидовой И.Б. «Приусадебные парки – памятники природы, истории культуры»;

Миловидова И.Б. альманах «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40

Ксерокопия оригинала книги А.Н. Минха «Саратовский уезд. Саратовский сборник: материалы для изучения Саратовской губернии». Год издания 1881.

Лукин С. Чтобы не прервалась связь времен. - Годы и люди. Вып.4. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.

Интервью с директором школы с. Полчаниновка

Очерк современного русского литературного языка Шахматов А.А. Учпедгиз. 1941.

http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/saratovskaya_oblast/64/index.html#lat=51073213&lng=44829899&z=12&mt=1&v=1 ; http://arkadak.sarmo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=249&Itemid=232 ; http://lsshbur.narod.ru/6.htm ; http://admgorod.strussa.net/?wiev=145&show , http://www.livelib.ru/book/5-02-026780-5,http://www.livelib.ru/book/5-484-00511-6, http://www.livelib.ru/book/5-8360-0263-0 , http://www.livelib.ru/book/1000275652, http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/14088, http://libinfo.org/index/index.php?id=80828, http://tatiskray.narod.ru/4/097.htm, http://enc-dic.com/history/SHahmatovy-47657.html, http://tatiskray.narod.ru/4/097.htm.

Вице-президент ОПОРЫ России Алексей Кожевников вручил приз Инге Экзархо (агротуристический комплекс "Ферма Экзархо").

18 сентября, в основной день форума ITIF-2017 состоялся отбор лидеров конкурса трэвел-стартапов. С утра членам жюри представили три решения в области инфраструктуры гостеприимства. Оценку бизнес-идеям эксперты давали под руководством гендиректора «Альянс Отель Менеджмент» Вадима Прасова. Одновременно шло голосование в зале. Мнение экспертов и аудитории совпадало не всегда. Например, больше всего симпатий публики набрал мацестинский агротуристический комплекс «Ферма Экзархо », а у жюри возникли сомнения: специалисты в области туриндустрии не были уверены, что у инвесторов получится быстро вернуть вложения. И всё же именно этот проект одержал победу в своей категории. По мнению гендиректора санатория «Знание» Дмитрия Богданова, ферма – наименее инновационный проект из представленных, однако его существенное преимущество в том, что бизнес уже «крепко стоит на ногах». «В Сочи подобных предложений пока действительно нет. Если грамотно его позиционировать, то можно рассчитывать на успешную интеграцию в туроператорский продукт и привлечение индивидуальных туристов», – подытожил Вадим Прасов.

Вторая и третья питч-сессии были объединены темой технологий в туризме и гостеприимстве. Одну из них модерировал Валентин Домбровский, «ведущий алхимик» Travelabs, другую – Вадим Шпильман, гендиректор Miceline. Всего было отсмотрено пять проектов, причем сильных стартапов оказалось больше, чем призовых мест, поэтому эмоции зала накалились до предела.

Вадим Шпильман, говоря о финалистах, отметил, что все они достойны инвестиций, поэтому выбор жюри был чрезвычайно сложным: «Например, проект Frontdesk24 – это абсолютная ниша для малого и среднего отельного бизнеса. Tourex.me требует небольшой доработки, но он будет очень востребован, так как у нас сейчас мало технологичной экскурсионки. И так далее – практически каждый проект интересен и имеет потенциал в мире турбизнеса».

В итоге жюри все же пришлось остановить свой выбор на двух лучших бизнес-идеях. Первой стала туристическая медиаплатформа izi.Travel – по меткому выражению основателя IQPlanner, бизнес-ангела Игоря Калошина, «опытный убийца для стартапов, которые занимаются аудиогидами». А Валентин Домбровский отметил, что верит в команду создателей этого сервиса: «Это опытные бойцы, прошедшие многое, даже банкротство. Тот самый случай, когда за одного битого сто небитых дают. У них всё получится!»

А победителем последней сессии стал онлайн-гид по горнолыжным трассам Skadi . Заместитель директора по продукту и операционной деятельности TUI Россия Леонид Пустов отметил, что и само решение, и его реализация – на высшем уровне. При этом, по его мнению, в нем кроется еще очень много возможностей, которые пока не раскрыты. «А потом это приложение можно будет продать какому-нибудь гиганту», – спрогнозировал он. А Андрей Уманский, не входивший в жюри, признался, что позаимствует у Skadi идею интерактивной игры для своих отелей.

Лидеров конкурса наградили денежными призами от Uniteller, Go2Rus и OneTouch & Travel, а главное – они приобрели множество контактов в бизнес- и инвестиционных кругах. «Я венчурный инвестор, поэтому для того, чтобы я решился вложить деньги в стартап, его потенциал роста продаж должен достигать 1 000 раз за пять – семь лет, кроме того, необходим хороший продуктовый и продажный «ген», т. е. сильная команда с высокими компетенциями. Мне очень понравился Skadi, но для меня он «перерос» ту стадию, на которой я мог бы вкладываться, – он уже более интересен фондам. В инвестиционном плане также очень привлекателен izi.Travel», – поделился своими впечатлениями от конкурса Игорь Калошин.

О том, в какой атмосфере ITIF, читайте в онлайн-дневнике форума на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка PR-проекта "Организация въездного туризма в Республике Дагестан". Содержание модулей-блоков для формирования идеи и выбора средств её технического исполнения. Построение фирменного стиля проекта. Организация его информационной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Пути создания туристического агентства "Relax". Характеристика, планируемый объем и структура предоставляемых услуг. Анализ украинского туристического рынка. Разработка конкретных мероприятий, связанных с реализацией бизнес-плана инвестиционного проекта.

    бизнес-план , добавлен 08.09.2010

    Рассмотрение особенностей стандартизации услуг в туристическом бизнесе. Ознакомление с номенклатурой основных групп показателей качества. Определение целей и объектов сертификации в сфере услуг. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Резюме проекта реконструкции гостиницы "Черноморье". Анализ внутренней среды и основных конкурентов гостиницы. Маркетинговый план гостиницы, разработка ценовой структуры и ценовой стратегии компании. Организационный и финансовый план реализации проекта.

    бизнес-план , добавлен 17.02.2010

    Исследование понятия сельского туризма, определение потенциала его развития в Тункинском районе. Характеристика теоретических основ и видов туристско-рекреационной деятельности. Разработка проекта СПА-курорта, финансово-экономическое обоснование проекта.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Определение понятия "нематериальное культурное наследие". Трудности туристического использования этнографического наследия РБ. Разработка туристического проекта "Этнографическая деревня, сохранившихся обрядов Беларуси". Экскурсионная деятельность деревни.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Оценка конкурентоспособности бизнес-плана. Смета капитальных затрат по приобретению объектов основных средств. Виды рисков и методы их страхования. Прогнозирование выручки от продаж при реализации проекта. Стратегия финансирования и эффективность проекта.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

  • Прочитано 4361 раз
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ВИДЕО В ТЕМУ:

Правительство РФ присудило премии за достижения в области туризма авторским коллективам 10 туристических проектов. Доля отельной составляющей среди победителей не так уж высока – лишь два проекта имеют в своем составе гостиничные комплексы. Среди фестивальных проектов значительная часть имеет многолетний опыт проведения и во много являются классическими ежегодными ивентами.

Ежегодные премии в области туризма в размере 1 млн рублей каждая были учреждены постановлением Правительства РФ от 25 июля 2014 года №704 "О премиях Правительства Российской Федерации в области туризма". В текущем году на рассмотрение межведомственного совета по присуждению премий в области туризма было представлено 23 проекта. Победители было определены в распоряжении правительства от 16 августа 2017 года №1745-р.

Как отмечается на официальном сайте кабинета министров , при отборе проектов учитывались их социальная и экономическая значимость, вклад в развитие туристской индустрии России. При этом члены авторских коллективов были награждены с формулировкой "за создание проекта", хотя значительная часть проектов запущена как минимум 3-5 лет назад.

Лауреаты премии Правительств РФ в области туризма:

Гостиничные проекты

1. Туристский комплекс арт-отель "Николаевский Посад" (Суздаль) 4*, на 140 номеров, распределенных в главном корпусе и нескольких двухэтажных коттеджах.

Премия правительства за создание комплекса присуждена гендиректору ООО "Холдинговая Корпорация ЭНЕРГОСТОКСЕРВИССТРОЙ" Денису Браге, гендиректору ООО "Николаевский Посад" Елисею Браге и председателю Совета некоммерческого партнерства "Сообщество инвесторов и строителей "ЭЛИТ КРОУС ГРУПП" Николаю Браге. Стоит отметить, что сам комплекс был открыт еще в 2008 году и с той пор удостоился ряда региональных и общероссийских наград в туристической сфере.

2. Инвестиционный проект по созданию туристской инфраструктуры в Рязанской области в рамках развлекательного комплекса "В некотором царстве".

Премия правительства за создание комплекса присуждена Олегу Свирину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Между тем, по факту бизнесмен является одним из крупнейших рестораторов Рязанской области, владельцем или совладельцем комплексов "Конюшенный двор", "В некотором царстве", отеля "Старый город" с Bristol Pub, "Рыбацкая деревня", а также паба Beefeater.

Отель "В некоторым царстве" был открыт весной 2015 года, при этом в церемонии открытия приняли участие губернатор области Олег Ковалев и глава Ростуризма Олег Сафонов. В рамках соглашения о государственно-частном партнерстве между правительством области и индивидуальным предпринимателем объем инвестиций в инфраструктуру комплекса составил 115,4 миллионов рублей. Сейчас в отеле работает 45 номеров.

Другие проекты

3. Туристский комплекс "Этнопарк "Кочевник" (Сергиево-Посадский район Московской области).

Этнопарк создан в 2013 году как культурно-образовательный комплекс, посвященный традиционной жизни кочевников.

4. Проект по развитию внутреннего и въездного туризма "Международный фестиваль “Кижская регата” (Республика Карелия).

Фестиваль начался в 1998 году с местной инициативы и получил статус международного.

5. Проект по развитию внутреннего и въездного туризма "Международный фестиваль воздухоплавания “Небесная ярмарка” (Кунгур, Пермский край).

Фестиваль стартовал в июле 2002 года, и с тех пор является ежегодным.

6. Проект по развитию внутреннего и въездного туризма "Международный фестиваль исторических реконструкций “Времена и эпохи” (Москва).

В числе награжденных членов авторской группы – президент РСТ Сергей Шпилько. "Времена и эпохи. Собрание" – главный исторический фестиваль в России и один из крупнейших в мире. Одно из самых популярных шоу реконструкторов. Стартовало в 2011 году.

7. Туристско-выставочный комплекс "Музейный квартал" в городе Городце (Нижегородская область).

Официально квартал был образован в 2005 году. Находится в исторической части города и охватывает старинные улицы Купеческую, Рублева и Набережную.

8. Проект по развитию событийного туризма "Новогодняя столица России".

Проект с 2012 года проводится при поддержке Министерства культуры.

9. Детский туристский комплекс "Научный музей и город профессий" (Тула).

Начал свою работу в 2014 году, как частный музей занимательных наук "Экспериментория".

10. Проект по развитию детского образовательного туризма "Живые уроки".

Награду получила генеральный директор ООО "Интерс-Рус" Татьяна Козловская – инициатор создания проекта. Межрегиональный проект действует с декабря 2015 года и уже получил статус Федеральной программы по развитию экскурсионно-образовательных туров.

От редакции сайт

Несмотря на то, что именно качество отельной инфраструктуры является определяющим фактором для развития внутреннего туризма, отельеров среди награжденных российским правительством не много. Вряд ли можно утверждать, что вклад российских отелей в развитие внутреннего туризма незначителен, скорее всего это результат плохой коммуникации между чиновниками и представителями гостиничного бизнеса.

Учитывая ежегодный характер премии было был логично награждать только недавно запущенные проекты, между тем большинство правительственных наград достались туристическим проектам, стартовавшим 5-10 лет назад (и более). В этом случае, никоим образом не умаляя значимость проектов, отмеченных правительственной премией, было бы логично награждать авторские группы не за "создание проекта", а за некие достижения в ходе его развития.

Для гостиничной индустрии России было бы чрезвычайно важно и полезно, если бы российские власти награждали самых успешных представителей отрасли, внесших наибольших вклад в развитие внутреннего туризма. К сожалению, проблемы коммуникации между представителями индустрии гостеприимства и чиновниками, за эту индустрию отвечающими, до сих пор не решена. Достаточно показательным стало возвращение в гостиничный бизнес Константина Горяинова, ранее занимавшего поста замглавы департамента спорта и туризма Москвы . На сегодняшний день в столичном правительстве вновь нет ни одного выходца из гостиничной индустрии. Речь не идет даже о лоббировании интересов отрасли, а об элементарной компетентности российских чиновников, которые должны разбираться в отраслях, которые они регулируют.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ВИДЕО В ТЕМУ:

  1. Исследования
  2. Около отельное
  3. Реклама
  4. Эксклюзив
  5. Еще +

Календарь гостиничной индустрии

Новости поставщиков

  • Российский Стартап HOTY - электронный консьерж для гостиничной индустрии

  • Специальное обращение команды Hotel Advisors: представление услуги "удаленный менеджер по доходам".

  • По канонам пяти звёзд – что говорят отельеры о продукции Tork.

  • Форум загородных отельеров. С 22 по 24 апреля. Event-отель Конаково Ривер Клаб.

  • AZIMUT Смоленская Москва принимает участников "Moscow Hospitality Conference 2018. Гостиничные решения".

  • Компания dormakaba приглашает на выставку в рамках форума индустрии архитектурного стекла ARCHGLASS 2018.

  • ТМ Tork запустила обновленную туалетную бумагу с гладким тиснением для 4-5-звездочных отелей.

  • Бизнес-завтрак для отельеров Петрозаводска: курс на revenue management задан.

  • Информационная безопасность в отеле. В Казани состоится конференция "Кибер- и информационная безопасность: как не потерять…

  • Network Северо-Запад: Ежегодный Международный Форум по отельному бизнесу и индустрии гостеприимства.

  • Аналитика гостиничного рынка продолжает экспансию вглубь страны: мероприятие в Новосибирске.

  • Booking.com открыл новый офис в Новосибирске, который будет отвечать за работу с партнерскими объектами размещения…

  • История развития делового туризма в России: клиентский сервис, работа с отелями, работа с авиакомпаниями –…

  • Инструментарий продаж и основные заблуждения отельеров - выступление Hotel Advisors на West HoReCa Forum 2018.

  • Мобильное приложение Logus HMS.

  • iQonnect от Vileda Professional – новый уровень эффективности.

  • Компания Hotel Advisors провела бизнес-завтраки по рыночной аналитике и основам revenue management для отельеров Челябинска…

  • Китайские инвестиции в российский туризм обсудят в Москве на Российско-Китайском туристическом форуме в марте.

  • dormakaba приглашает на выставку Securika/MIPS 2018!

  • Новости Edelink: Ecvi подружился с 1С.

  • "Эдельвейс" покоряет Якутию.

  • В Казани прошла конференция, посвященная безопасности в отелях во время Чемпионата мира по футболу.

  • «Туризм в России: шансы и вызовы ЧМ-2018» - II-я ежегодная конференция «Ведомостей».

  • На рынке гостиничного образования – новый игрок: тренинг-центр Галины Анохиной, запустивший первый мастер-курс "Искусство быть…

  • Ежегодный бизнес-завтрак компании Hotel Advisors. Обзор операционных показателей Нижнего Новгорода за 2017 год. Тенденции и…

  • В Казани пройдет конференция по безопасности в отелях во время Чемпионата мира по футболу.

  • Чемпионат мира по футболу 2018: новый вызов для сферы гостеприимства.

  • Инструменты TravelLine официально интегрированы с автоматизированной системой управления OPERA 5.5.

  • Ежегодный бизнес-завтрак компании Hotel Advisors. Обзор операционных показателей Санкт-Петербурга за 2017 год. Тенденции и…

  • Гостиничный комплекс "Альфа" (Измайлово) перевел отель под управление системой автоматизации Logus HMS от Libra Hospitality.

  • "Эделинк" продолжает завоевывать регионы.