Открыть левое меню живерни. «Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне Восстановление сада Моне

Клод Моне поселился в нормандской деревне Живерни в 1883-м году. На это место он обратил внимание, поскольку часто проезжал мимо на поезде — это был период его увлечения Руанским собором, который он рисовал в течение двух лет. Моне вообще тяготел к Нормандии: в Гавре прошло его детство и юность, там он написал свою эпатажную (ставшую «вывеской» импрессионизма) картину «Впечатление. Восход солнца», он любил нормандское побережье Ла-Манша, много там писал — особенно его вдохновляли меловые .

Итак, Моне арендует, а потом приобретает в Живерни дом с участком. Было ему 43 года, и к этому времени — после долгого периода непризнания, отвержения и насмешек – к нему, наконец, пришли успех и достаток.

В Живерни Моне прожил 43 года до самой своей смерти в 1926 году. За эти годы перед домом был разбит дивный сад. Первоначальный участок ограничивался железной дорогой, за которой протекала узкая речушка в заросших берегах. Моне прикупил кусок земли за путями и построил к нему подземный переход (сейчас пути разобраны, поезд через Живерни больше не ходит). Речушку запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы.

Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание. Сад Моне – это тоже импрессионизм, совокупность ярких цветовых пятен, создающих общее полотно — впечатление. Только полотно это живое – возвращаясь в Живерни через пару недели, вы видите перед собой уже совсем другую картину: одни краски поблекли, другие зазвучали в полную силу.

Сад Клода Моне

Я бродила по саду, и меня не покидала мысль: какой это был счастливый человек. Он родился гением – первое везение. Художник, увидевший мир по-другому, ловец света и солнечных бликов, отражатель впечатлений и мимолетной красоты. Второе везение – у него были друзья-единомышленники: он пришел не один, не был трагически одинок, не бился в одиночку со всем миром. Новое искусство витало в воздухе. Они шли широким фронтом. И победили.

При страстной его увлеченности он занимался бы любимым делом при любых условиях. Но во второй половине жизни перед ним уже не стоял вопрос о хлебе насущном, не отвлекал от главного. Только творчество, лакомое, вожделенное творчество. Картины и сад. Кувшинки, которые он рисовал до конца жизни, уже полуслепым, не различая контуров – только световые пятна. Можно сказать, сколько ему было дано Богом – столько и отдал. Может быть, чуть больше.

Он мечтал в Париже создать некое пространство, попадая в которое, человек отрешался бы от суеты, погружался в созерцание кувшинок, ниспадающих ивовых ветвей, игру солнечных бликов на воде. Так возник музей Оранжери – место, где мы застываем и приходим в себя.

Мне очень понравился дом Моне и его семьи – не скромный и не богатый, все в меру: вот сколько надо человеку — столько и есть. Два этажа, большая зала с картинами, комнаты залиты светом, из окон – вид на цветущий сад.

Столовая

Удивило большое количество на стенах рисунков Хокусая.

Что еще посмотреть в Живерни

За домом тянется длинная улица Клода Моне – главная улица Живерни. Культ цветов сопровождает вас и дальше. Так, кафе на углу называется «Botanic» — во внутреннем его дворе, действительно, много цветов. (Там же находится информационный туристический центр ).

Через дорогу — стриженые кустарники чередуются с клумбами, лиловое облако лаванды лежит на траве. Возле лавандового облака стоят столики летнего кафе, примыкающего к Музею импрессионизма .

Да, есть в Живерни и такой музей. Его прежнее название – Музей американского искусства , там были представлены американские художники. Сейчас музей поменял тематику, предмет его изучения – история импрессионизма и смежных течений живописи. В мае 2014 года музею исполнилось 5 лет.

Импрессионисты из Америки стали селиться в Живерни сразу после того, как сюда перебрался Клод Моне. Учитывая, что французские художники – друзья Клода Моне – тоже были в Живерни частыми гостями, можно представить, сколько людей с мольбертами бродили в окрестностях скромной нормандской деревушки в конце 19 века – а потом сидели за столиками кафе. В окрестностях Живерни проложены прогулочные тропинки, их схему можно взять в информационном центре.

Часы работы усадьбы Моне и стоимость билетов

Музей Клода Моне в Живерни открыт для посещений с 1 апреля по 1 ноября. Часы работы: 9-30 – 18-00. Стоимость билетов — 9.50 евро для взрослых и 4 для детей. Есть комбинированные билеты:
вместе с музеем импрессионизма — 16.50, вместе с парижскими музеями Оранжери или Мармоттан — 18.50.

Очередь в музей Клода Моне. Полдень

Как из Парижа добраться до Живерни

Садитесь на вокзале Сен-Лазар в поезд и едете до Вернона. Время в пути – 1-15 (расстояние между ними – 87 км).

От Вернона до Живерни ходит автобус. Дорога занимает 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 4 евро.

Время отправления автобуса стыкуется со временем прибытия парижского поезда. Так, поезд из Парижа прибывает в Вернон в: 9-11, 11-11, 13-11, 15-11.

Автобус отправляется из Вернона в Живерни в: 9-25, 11-25, 13-25, 15-50.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Подбор отелей - Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке . В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

Съём жилья у хозяев -

Сад Клода Моне в Живерни по праву можно назвать настоящим произведением искусства, на которое можно любоваться бесконечно. Тихая деревушка Живерни так бы и осталась спокойной живописной провинцией, если бы не художник-импрессионист, проезжавший мимо на поезде и влюбившийся в местную красоту.


Благодаря Клоду Моне сюда ежегодно приезжают туристы, желающие в реальности познакомиться со всеми достопримечательностями усадьбы великого гения.


Клод Моне придавал огромное значение свету, его оттенкам и игре теней и по-настоящему боготворил природу. Он купил простой крестьянский домик в Живерни в 1883 г. Там должна была жить его многочисленная семья - жена Алиса, ее дети от первого брака и их общие дети.

Моне настолько безумно любил цветы, что высадил на своем участке целую оранжерею различных сортов. Все буйство красок, игра света и тени, неповторимые пейзажи, утопающие в зелени отражались на картинах художника, которые он рисовал с особой любовью. Чуть позже на участке за домом Моне организовал сад на воде, основной достопримечательностью которого стали цветущие круглый год кувшинки. Их особо любил рисовать художник.

Практически каждый день, начиная с пяти утра, художник проводил время в этом саду, перенося всю окружающую красоту на полотна. Именно в это время творения Клода Моне были высоко оценены поклонниками художественного искусства, и он заслужил популярность. Полюбоваться на цветущий сад приезжало немало соратников великого художника, Живерни стала ассоциироваться с громким именем Моне.

Импрессионист прожил долгую и счастливую жизнь, оставив после себя неповторимые произведения искусства. Сегодня в усадьбу Моне может попасть каждый желающий. Там по-прежнему растут и чаруют божественным ароматом розы, в пруду плавают белые кувшинки, а в воздухе летает бессмертный дух импрессионизма.


Живые картины Клода Моне

Елена Тяпкина

«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни, живописную деревушку недалеко от Парижа.
- Моне «великий садовник»? Поэт ошибся: Моне великий импрессионист, всю жизнь рисовавший картины!
Но нет, Кан был прав: всю жизнь — 43 года! — Моне создавал сад.

Он всегда любил цветы и всегда их рисовал. И в 1883 году, поселившись в Живерни, стал садовником. Поглощенный любовью к растениям, он создает сначала нормандский, а затем удивительный водный сад. Сад рождается не сразу — Моне беспрерывно пробует, ищет, экспериментирует. Во время путешествий находит нужные ему растения: из Руана присылает полевую горчицу и две «маленькие забавные настурции», а из Норвегии обещает детям привезти «несколько особенных растений» северной страны.

Он собирает книги по садоводству и больше остальных ценит перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джорджа Николса; выписывает почти все журналы о цветах и садах; коллекционирует каталоги семян, особенно интересуясь новинками.
В поездках художник постоянно возвращается в мыслях к Живерни. Он спрашивает жену Алис, как сад, беспокоится о растениях, советует, как лучше ухаживать за питомцами оранжереи. «Остались ли еще цветы в саду? Мне бы хотелось, чтобы к моему возвращению там сохранились хризантемы. Если будут заморозки, нарежьте из них красивые букеты» (из письма 1885 года).

День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, в которой красота и изменчивость природы переданы с помощью цветовых сочетаний и форм. В саду Моне не было ничего лишнего, случайного, не было слепого коллекционирования — только гармония.

Сад стал продолжением его мастерской. Неустанно ища совершенства, Моне сначала создал цветочную картину в саду, а затем перенес ее на холст. В последние годы жизни ему больше не нужно было уезжать из Живерни — он рисовал сад. Передвигаясь на небольшой лодочке по «аллеям» водного сада, художник бесконечно писал, писал, писал... горбатый мостик, водную гладь с отражающимися в ней деревьями, глицинией и кувшинками.

Так появилась лирическая серия полотен под общим названием «Кувшинки». «Прошло много времени, — писал Моне, — прежде чем я смог понять мои кувшинкиѕ Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой моделиѕ Восприятие живой природы приходит к нам не сразу».

Дивный сад Моне

А ведь ничего этого могло и не быть: власти долго не разрешали художнику устроить водный сад, опасаясь, что нимфеи — неизвестный тогда цветок — отравят воду в речке Эпт...

И многого мы, увы, не увидим: чрезвычайно требовательный к себе, Моне без сожаления сжег множество набросков и уже готовых картин. «Знайте, что я поглощен работой. Пейзажи воды и отражений стали наваждением. Это выше моих старческих сил, однако я хочу успеть запечатлеть то, что чувствую. Я их уничтожаю и начинаю снова», — писал он биографу Гюставу Жеффруа в 1908 году.

Самой значительной работой мастера стала серия огромных «Декоративных панно с кувшинками»: «Небо и линия горизонта проявляются только в отражении. В этих панно постоянно меняющийся мир; мир непостижимый, но он словно проникает в нас. И этот вечный обновляющийся мир словно растворился на поверхности пруда с кувшинками».

На склоне лет Моне признался Жоржу Клемансо: «Если много раз пишешь окружающий нас мир, то начинаешь лучше воспринимать реальность, или то малое, что мы в состоянии постичь. Я постигаю образы вселенной, чтобы засвидетельствовать увиденное своей кистью».


После смерти художника его сад был надолго забыт. Творение, которое Моне полжизни создавал с таким тщанием и такой любовью, постепенно дичало. К счастью, Французская академия изящных искусств приняла решение восстановить сад. Из маленьких осколков, разбросанных по миру: эскизов, фотографий, бланков заказов, которые делал Моне в питомниках, очерков журналистов, — вновь попытались создать цельную картину. Реставрация заняла три года, и в 1980 году на дорожках сада снова появились посетители. Снова, потому что Моне никогда не был затворником и искренне радовался любому гостю.

Сад занимал площадь около двух акров и разделялся дорогой на две части. Та, что возле дома, — верхний, или цветочный, сад, — была устроена на месте огорода. Это «усадьба в Нормандии», выдержанная в традиционном французском стиле. Центральная аллея украшена железными арками, по которым взбираются вьющиеся розы. Розы обвивают и балюстраду вокруг дома. Пространство сада разделено на клумбы, где цветочные заросли разной высоты создают объем. Строгие прямые линии аллей контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов. У каждого времени года особая цветовая гамма. Весной — изобилие нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов, их художник особенно любил. Дорожка, окаймленная ирисами, изображена на знаменитой картине «Сад художника в Живерни». Ирисы сменяются пионами, лилейниками, лилиями, маками. В разгар лета цветут колокольчики, львиный зев, ипомеи, водосборы, шалфей и, конечно, розы всевозможных оттенков и форм. А в сентябре наступает время георгинов, мальв, астр и хризантем, дорожки оккупирует настурция. Это настоящее царство цветов и цвета!

В 1893 году, через 10 лет после своего приезда в Живерни, Моне купил участок земли рядом со своим имением по другую сторону железной дороги и превратил его в пруд «с водными растениями ради развлечения и отдыха для глаз, а также сюжет для рисования». При планировке водного сада Моне следовал советам японского садовника, гостившего какое-то время в Живерни. Здесь явно чувствуются японские мотивы, влияние традиционной восточной философии созерцания природы. В 1895 году Моне строит знаменитый японский мостик, словно перекочевавший в сад с гравюры Хокусая. Среди привычной растительности в саду выделялись китайские гинкго, японские фруктовые деревья, вдоль узких аллей тянулся плотный лес бамбуковых зарослей. Пруд был густо обрамлен папоротниками, азалиями, пышными кустами роз. Вода в некоторых местах подогревалась, и там цвели роскошные тропические кувшинки. «Там и сям на водной поверхности краснели, как земляника, цветки кувшинок с пунцовым сердечком, белым по краям... а поодаль некие подобия анютиных глазок теснились, как на плавучей клумбе, и, словно мотыльки, простирали лощеные голубоватые крылышки над прозрачной покатостью этого водного цветника; и небесного цветника тоже...» — писал Марсель Пруст.


Сады Клода Моне, расположенные на правом берегу Сены в маленьком живописном местечке Живерни (Giverny) в Нормандии, известны во всем мире благодаря картинам великого художника, который жил здесь с 1883 года до своей смерти в 1926 году.

На протяжении многих лет он черпал вдохновение в природе и добавлял к своему саду все новую палитру цветов и оттенков, которые нашли свое отражение в его картинах.

Более полумиллиона гостей ежегодно приезжают в Живерни, чтобы полюбоваться на прекрасный садовый дизайн, многообразие растительного мира и посетить дом, где художник провел самую счастливую и плодотворную половину своей жизни.

Художник любил пейзажи сельской местности, черпая свое вдохновение в окружающей природе, поэтому вполне естественно, что красочные сады Клода Моне расположены в 80 км от шума и суеты Парижа.

В 1883 году семейство Моне - его жена Элис и восемь детей поселились в доме деревушки Живерни, купив участок земли.

Великий пейзажист серьезно увлекался садоводством, изучая журналы, книги, переписываясь со специалистами и обмениваясь семенами и растениями. Это была его вторая страсть после живописи.

Со временем он создал этот пасторальный сказочный рай со множеством растений и цветов, которые меняются в зависимости от сезона. Моне творил и экспериментировал, обустраивая свой участок с любовью и энтузиазмом, творил живые картины, применяя свой талант великого художника.

Центральная аллея, ведущая к дому, украшена высокими декоративными арками, обвитыми великолепными розами, а главным акцентом пейзажа являются необычные цветники из полевых, садовых и экзотических растений. От их многообразия цветов и оттенков просто дух захватывает!

На создание сада в японском стиле, с многочисленными дорожками и уютными уголками, художника вдохновила одна из японских гравюр, которые он коллекционировал.

Возле небольшого природного ручейка Моне построил довольно большой пруд с прекрасными водяными лилиями и кувшинками, вдохновившими великого пейзажиста на создание целой серии самых значимых его полотен.

На берегу пруда, который пересекает деревянный мост, увитый глициниями, были посажены ивы и бамбук Художник отразил этот садовый уголок во многих своих работах. Водный сад с его сказочным мостиком, водяными лилиями, глициниями и азалиями, воссоздают образ, который так вдохновил Моне на бессмертные произведения: "Японский мостик " (1899) и " Кувшинки " (1914 -1917), известные во всем мире.

Вы также можете посетить Розовый дом, в котором находится старинная мебель того времени, репродукции некоторых картин и многие японские гравюры из коллекции основателя импрессионизма. Из дома открывается прекрасный вид на садовый пейзаж.

Где находится : 76 км к северо-западу от Парижа, 66 км к юго-востоку от Руана, 7 км от Вернона.

Как добраться
:
- своим ходом : поездом до Вернона с парижского вокзала Сен-Лазар. На местном вокзале каждый поезд ожидает автобус, который довозит туристов 6 км до сада Моне. Можно также взять напрокат велосипед (12 евро) в "Café du Chemin de Fer" напротив вокзала. Можно и прогуляться: пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.
- на автомобиле : дорога займет около часа. Выехав из Парижа двигайтесь по автостраде А13, в сторону Вернон/Живерни, до поворота 14.

Как работает : с апреля по октябрь 10.00-18.00, по пн. закрыт.
Цена визита : 5,5 евро – посещение дома и сада, 4 евро – посещение только сада. Детям и студентам - скидки.

В городке Живерни, расположенному между Руаном и Парижем, находится Дом-музей французского художника-импрессиониста Клода Моне (Musée Claude Monet). Здесь он жил с 1883 г. до своей смерти в 1926 г., пытаясь вновь и вновь отобразить на своих полотнах то, как в зависимости от времени года солнце по-разному освещает сад, который он разбил между домом и рекой. Ехать сюда, чтобы увидеть картины художника, смысла нет – они выставляются в крупнейших галереях мира. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы, полюбовавшись садом, разбитым вокруг дома, попытаться ощутить, каким же образом Моне удавалось писать не красками, а светом. Каждый месяц, с весны до осени, сад выглядит по-разному, но самые лучшие месяца для его посещения – это май и июнь, когда вокруг пруда с кувшинками цветут рододендроны, а над знаменитым японским мостом играет красками глициния. Но в это время вам придется соперничать с толпами людей, желающих сфотографировать кувшинки или просто позирующих на мосту.

Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом: и в Аржантейе, и в Ветейе , и в Живерни, и непременно запечатлевал их на картинах. Однако художник считал сад в Живерни своим величайшим шедевром. После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок ".

Когда Моне стал владельцем этого гектара земли, через участок проходила ветка местной железной дороги. К несчастью, постепенно она трансформировалась в вечно забитое автомобильное шоссе, разбивающее парк на две обособленные территории.

В северной части парка (Clos Normand) находятся дом художника – здание с зелеными ставнями, выкрашенное в идиллический пастельно-розовый цвет. Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены комнат по-прежнему украшает собранная самим художником замечательная коллекция японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге. Сейчас знаменитая студия "Водяная лилия" представляет собой холл музея. Она оформлена прекрасно выполненными репродукциями работ Моне. Здесь же продаются сувениры.

К южной части парка "Водный сад" (Jardin d"Eau) ведет туннель, пробитый под насыпью автомобильной дороги. В 1895 году уже добившийся признания художник осушил это болотистое место каналами и прудами, засадил их водяными лилиями и построил знаменитый неправильный, несимметричный Японский мостик, точную копию которого можно осмотреть в наши дни.

Здесь художник создал знаменитые работы, например, "Скала Эгюй и Порт д"Аваль" или "Ворота Маннпор в Этрета" . находящиеся ныне в ГМИИ им.Пушкина в Москве: "Скалы в Бель-Иль", "Скалы в Этрета", "Стог в Живерни", "Руанский собор при луне", "Руанский собор вечером" , "Водяные лилии" . Руанских соборах можно почитать .)

Никакие фотографии не расскажут лучше о саде , чем полотна самого художника.

Живописная деревушка Живерни стала всемирно известной благодаря художнику-импрессионисту Клоду Моне. Усадьба, где прошли его лучшие годы и были написаны десятки шедевров, сегодня является одним из самых посещаемых уголков Франции.

Предыстория

Биографии Клода Моне повествуют, будто впервые он увидел Живерни из окна поезда. Весной 1883 года он специально посетил это место, и пейзажи с цветущими садами произвели на него глубочайшее впечатление.

На тот момент Моне был уже достаточно известен и богат. Вскоре он приобрел в Живерни дом и навсегда переехал туда с семьей, а через несколько лет начал обустройство своего уникального сада. Здесь Клоду Моне суждено было счастливо прожить 43 года, вплоть до самой своей смерти в 1926 году.

Дом-музей

В 1980-х годах дом в Живерни стал музеем Клода Моне (Fondation Claude Monet). Его внешняя и внутренняя отделка, расстановка мебели и все предметы убранства полностью сохранены в том виде, в каком они были при жизни художника.


Обустройством дома Моне занимался лично: оформление гостиных, спален и других помещений выполнено в его излюбленных ярких оттенках. Одной из самых запоминающихся частей дома является столовая: она выдержана в насыщенном желтом цвете и украшена ценными японскими гравюрами, которые художник коллекционировал на протяжении всей жизни. Его увлечение японской культурой нашло отражение и в других комнатах, где можно встретить не только гравюры, но и предметы мебели в восточном стиле.


В музее сохранилось большое количество личных вещей и предметов быта, которые принадлежали Клоду Моне и его семье: посуда, кухонная утварь, ковры, часы и т.д. Спальня художника украшена картинами, подаренными ему друзьями-импрессионистами: Ренуаром, Сезанном, Писсарро и другими.
Для занятий живописью Моне оборудовал в усадьбе 3 студии, для посетителей сейчас открыта только одна из них. В ней художник хранил свои любимые произведения, не предназначенные для продажи. Сегодня самих картин Моне здесь нет, «рабочую» атмосферу создают их качественные копии. Увидеть оригинальные полотна основателя импрессионизма можно в парижских музеях Орсэ и Мармоттан-Моне.

  • (30.00 €)
  • (35.00 €)

Сад

Большой интерес для туристов представляет не только дом Клода Моне, но и его главная «мастерская» – сад. В течение многих лет это место был главным источником вдохновения великого импрессиониста и практически единственным объектом творчества. За 43 года, которые художник прожил в Живерни, им было написано несколько сотен картин с изображением сада и пруда в японском стиле с плакучими ивами, белыми цветами на воде и деревянными мостиками. Здесь была создана и самая известная серия полотен Моне – «Кувшинки».


Сегодня уходом за усадьбой в Живерни занимается Фонд Клода Моне. Как и дом-музей, все уголки сада поддерживаются в первозданном состоянии. Туристы могут осмотреть усадьбу в период с апреля по октябрь, а лучшими месяцами для посещения считаются май и июнь: именно в это время расцветают любимые цветы художника – кувшинки.