Почему мне нравится картина за обедом. Сочинение-описание по картине-портрету З.Е








Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не можем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.




Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута. На девочке красивое, нарядное платье тёмно- синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами.


Вопросы Вводная частьЧто изображено на картине? Трое детей в столовой комнате, дети художницы Основная частьЧто объединяет этих детей? Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать Какими вы увидели детей? Что они делают? пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон. Что находится на столе? Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница Какая атмосфера царит в семье? Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят Заключительная частьПонравилась ли вам картина? Чем?



Цели урока:

  • научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;
  • показать особенности построения текста сравнительного характера;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Техническое обеспечение:

  • Использование средств ИКТ:
  • Программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчествеН.С. Лескова

В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. (слайд № 2) Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой "За завтраком", созданной в 1914 году. (слайд№ 3)

О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? (Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)

Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.

Задача нашего урока не только описать картину-портрет и изображённых на ней героев, но и произвести их сравнительную характеристику.

Что же такое сравнение и сравнительная характеристика?

Сравнение - одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами.

Сравнительная характеристика - выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения. (слайд № 4)

2. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках) (слайд № 5)

1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? (Да, это родные люди.Это дети художницы.)

2. По каким признакам вы определили, что это родные?(Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане.У них практически одинаков цвет глаз, овал лица.)

3. Что объединяет этих детей? (Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать)

4. На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их дома, связанных единым действием - они завтракают.(слайд № 6)

5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой).

6. Кто из детей старше? (Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины.Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру).

7. Опишите этого мальчика.(слайд № 8) (Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.)

8. А теперь посмотрите на второго мальчика.(слайд № 9) Чем он отличается от старшего? (Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.)

9. А их младшая сестра? (слайд № 10) Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. (Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев).

Итак, мы убедились, что дети, изображённые на картине, имеют общие черты, а с другой стороны, разные. Можно их сгруппировать по общим признакам? Для того, чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте составим таблицу, в которой выделим черты сходства и различия наших героев.(слайд №11)

Младший брат и девочка Старший мальчик
Поза Повернули голову к зрителю, сидят в пол-оборота, мальчик держит ложку, а девочка положила руку на тарелку, другой держится за стул Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол
Лицо Тонкие черты лица, выразительное, яркое Бледное, правильные черты
Глаза Карие, большие, широко раскрыты, живые, блестящие Прищуренные, опущены вниз
Взгляд Обращен к зрителю, внимательный, выразительный, любознательный Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии
Нос Маленький, курносый Прямой, острый, средний по величине
Рот, губы Изящный, маленький, "бантиком"; яркие, алые Небольшой; тонкие, ярко-красные, вытянуты "ниточкой"
Волосы Каштановые, прямые, непослушные Русые, короткие, аккуратно уложены
Характер Добрый, покладистый Мечтательный
Одежда Темно-синее платье и белый, с кружевами фартук; темно-синяя в тонкую белую полоску рубашка Тёмно-синяя домашняя рубашка

10. Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).

3. Словарно-орфографическая работа

Как вы понимаете следующие словосочетания (слайд №12)

  • мирная сцена (спокойная, налаженная жизнь);
  • активное состояние детей (их неподвижность, различные действия);

Вставьте пропущенные буквы в слова(слайд №13): жё лтый кувшин, суповая миска, очаровательныедети, белоснежная скатерть, домашняя традиция

Задание на дом: написать сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е Серебряковой "За завтраком".

Известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова, также была участницей объединения «Мир искусства». Вся ее семья занималась искусством, поэтому талант девочки никого не удивил. Она была одной из первых женщин, которые вошли в историю живописи. С первых работ в З. Серебряковой проявился свой стиль. В ХX веке ее моделями были собственные дети, а в 1914 году она нарисовала групповой портрет с названием «За завтраком».

На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы. Мальчик на заднем плане пьет воду, девочка в торце стола вполоборота смотрит на автора, а другой мальчик, на переднем плане, взял ложку и готов кушать. Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим. Девочку зовут Тата, мальчик с водой - Женя и, по-видимому, самый голодный - Шурик. У каждого ребенка иное выражение лица. Тата заинтересованно смотрит на нас, Во взгляде Шурика просматривается некий вопрос, а Женя задумано утоляет жажду. Одежда на тетях очень красивая. Мальчики в темно-синих костюмах, а на девочке такого же цвета платье покрыто белым сарафаном.

Зинаида Серебрякова изобразила непросто портрет троих детей, а целую картину, произведение, пропитанное семейной теплотой и любовью.

Помимо ребят, она определила большую часть полотна натюрморту. В центре картины красиво накрытый стол. Скатерть очень чистая и белая. Салфетки красиво сложены и имеют держатель. На суповой миске изображен узор, а в центре стола стоит желтый кувшин.

З.Е. Серебрякова изобразила непросто картину утреннего завтрака, а она перенесла на холст частичку своей жизни. И глядя на качество исполнения и цвета, это был один из любимых этапов ее жизни. Это было то время, где были все члены семьи и они могли спокойно поболтать за семейной трапезой.

За обедом (За завтраком)

Зинаида Серебрякова - очень талантливая художница и одной из ее самых известных картин, является картина «За обедом». С ней дети обычно знакомятся во 2 или 6 классе. На этом полотне художница изобразила троих ребятишек, которые сидят за столом в ожидании завтрака. Это двое мальчишек и одна девочка.

Все они одеты в школьную форму, значит, ребята только что пришли со школы и еще не успели переодеться. Проголодавшись, они сразу прибежали к столу.

На переднем плане изображен мальчик, он сидит на стуле и уже кушает вкусный суп, который приготовила мама. На вид ему около десяти лет, он старший ребенок в этой семье. Мальчик изображен повернутым к художнику и такое ощущение, что его позвали, а он этого совсем не ожидал, ведь даже не успел выпустить ложку из рук.

Следующей художник изобразил девочку. Это очень милая малышка примерно шести лет. Наверное, девочка первоклассница и только привыкает к школе. Она сидит на самом краешке стула, в ожидании своей порции горячего и ароматного супа. Услышав, что кто-то позвал ее брата, она также обернулась на голос.

Третий мальчик сидит с другой стороны стола. Он держит стакан воды и о чем-то задумался. Наверное, у него небольшие проблемы в школе или он получил двойку и боится об этом сказать.

Также художник изобразил руки заботливой матери, которая наливает горячий суп для своего ребенка.

Изображенный стол накрыт красивой белой скатертью, он невероятно большой и сразу видно, что здесь живет большая и дружная семья. Посуда, которая стоит на столе, очень красива, она расписана, необычным синим узором. Из еды, на столе не только горячий и вкусный суп, но и свежеиспеченные булочки, и шоколадное печенье. Рядом с супом стоит свежая сметана, а в кувшин налито парное молочко.

Да, мама с лихвой подготовилась к приходу своих детей со школы, наготовила столько всего вкусненького!
Атмосфера, исходящая с этой картины очень домашняя и теплая. Ведь что может быть лучше большой и дружной семьи?
Удивительно, но Зинаиде Серебряковой удалось передать не только атмосферу, происходящую за столом, но глядя на полотно, мы можем услышать и почувствовать нечто большее.

Вы только посмотрите на эту кастрюлю с супом, чувствуете, какой аромат от него исходит? А озорные и милые ребятишки, вы только посмотрите на них! Наверное, буквально несколько минут назад, эта комната была наполнена их веселыми и звонкими голосами.

Эта картина действительно шедевр, ведь крайне сложно изобразить большое действие в мелочах, а художнице это удалось.

2 класс, 6 класс, 5 класс.

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс (описание)

    Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому.

  • Сочинение по картине Максимова Все в прошлом (описание)

    На известном всем полотне изображена хозяйка усадьбы, которая спокойно отдыхает в своем любимом кресле


За завтраком



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
За завтраком


Описание картины «За завтраком»

«Как же за завтраком, когда обед подают?», – удивлялись зрители. Но в доме Серебряковых был принят европейский режим питания, более физиологичный, чем привычный трехразовый, состоящий из завтрака, обеда и ужина.

Утром подавался «маленький завтрак», а в полдень следовало то, что мы называем ланчем, плотный второй завтрак. О нем и речь.

За столом изображены трое старших детей художницы. По дальнюю сторону – восьмилетний Женя, на переднем плане – Саша, которому 6-7 лет, справа двухлетняя Тата. Младшей, Катюше, за стол пока рано, она еще на руках у кормилицы.

Отдельный персонаж – руки кого-то взрослого, разливающие суп. Мы не знаем, кто это – бабушка, няня или кухарка. Но именно ее руки добавляют уюта и ощущения защищенности картине.

Дети не оставлены, они под присмотром, их кормят. Смотреть, как ест ребенок – особое, понятное каждой матери ощущение. Это о том, что дети здесь, рядом, с ними всё хорошо, они сыты и здоровы.

Руки на этом портрете вообще написаны виртуозно: разливающие суп руки взрослой женщины, мягкие, пухлые ладошки Таты, длинные пальцы уже большого Жени, Сашина ладонь с зажатой в ней ложкой – еще не такая вытянутая, как у старшего брата, еще таящая отголоски детский пухлости, но уже гораздо более «взрослая», чем младенческая ладошка Таты.

Композиция кажется спонтанной, но при этом очевидно, что она хорошо продумана и согласована. Помимо великолепной работы портретиста, обращает на себя внимание и натюрморт.

Серебрякова отлично передает фактуру предметов: матовое сияние столового серебра, блестящий желтый бок кувшина, поджаристая корочка хлеба, контраст материалов, тяжесть деревянных стульев, мягкая белизна скатерти, соединяющая и предметы, и персонажей вокруг себя.

Эта работа – одно из самых интимных и обаятельных произведений Серебряковой. Она на долгие годы стала образцом семейного и детского портрета. По словам Александра Бенуа, Зинаида Серебрякова, «не знает себе соперников» в этом жанре.

Картина «За завтраком» возникла не на пустом месте. Предварительные портреты, эскизы – в них уже заметно мастерство, с которым Серебрякова пишет детей: материнская интонация бесконечной нежности и при этом ни малейшего намека на слащавость, сентиментальность, сюсюканье.

Так ребенка видит любящая его мать, а не дамы в салоне, умиляющиеся над парадным вариантом абстрактного ангелочка в кудряшках. Работы, предваряющие появление «За завтраком»: "Так заснул Бинька", "Портрет Жени", "В детской".



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Так заснул Бинька (Женя Серебряков)
1908 Темпера, Бумага
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
Москва


Портрет Жени Серебрякова
1909, 30×36 см Акварель, Темпера, Белила, Бумага
Государственный музей-заповедник Петергоф

Зинаида Евгеньевна Серебрякова
В детской. Нескучное
1913, 46×56 см Темпера, Бумага
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Если попытаться сравнить детские портреты Серебряковой с кем-то, то разве с классиками.

Впрочем, сама она такой аналогией была бы возмущена до глубины души, потому что чрезвычайно скромно оценивала собственное дарование и боготворила классиков.