Поль сезанн произведения список. Поль сезанн, биография и картины художника

СЕЗАНН Поль (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже.

Ранний период творчества П.Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала у Ж.Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуаром, А.Гийоменом. Живопись П.Сезанна тех лет резко отличается от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К.Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П.Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей.

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения - природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К.Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства ("Дорога в Понтуазе", ок. 1876, ГМИИ, Москва). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет цветов в вазе", 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879 - 1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888, ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888, ГМИИ, Москва).

В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой" , 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св.Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора св.Виктории, 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Чем отличается просто талантливый художник от гениального? Бывает так, что человек с детства поражает всех своими художественными способностями, и окружающие пророчат ему блистательное будущее, но, вырастая, он становится лишь одним из многих. А бывает и наоборот: никто не видит в ребенке или молодом человеке ничего примечательного, но по прошествии какого-то времени все вдруг начинают замечать то, что он делает великолепно и гениально. Сезанн Поль относится именно к таким художникам.

Детство художника

Биография Поля Сезанна интересна и необычна. Впрочем, разве может быть обычной жизнь гениального художника? А началось все в конце 1839 года. Именно тогда, 19 декабря, во французском городке Экс-ан-Прованс появился на свет младенец, которому дали имя Поль. Отец будущего художника - Луи Огюст - был богатым человеком. Сначала он торговал а затем стал потихоньку давать деньги в рост и, быстро поняв преимущества такого бизнеса, открыл в городе собственное банковское дело.

Матерью Поля Сезанна была продавщица из шляпного магазина. Это была скромная и малообразованная женщина, но она любила сына до безумия и как могла оберегала от сурового нрава отца. Сохранилось единственное ее изображение на картине "Девушка за пианино", на которой мать Поля сидит на заднем плане с рукоделием в руках.

Характер у Сезанна-старшего был и вправду "не сахар". В городе его не любили, так как он прослыл жестоким и очень скупым человеком. Сезанн Поль тоже не любил своего отца и боялся его. Долгие годы он сильно страдал от своего зависимого положения в родительском доме. Но нужно признать, что, несмотря на строгость и суровый нрав, отец хорошо позаботился об образовании мальчика и отдал сына учиться в самую престижную школу города - колледж Бурбон.

Годы учебы в школе и формирование характера

Поль Сезанн был способным и прилежным учеником. Он прекрасно справлялся с математикой и очень любил писать сочинения. Особой страстью будущего художника была поэзия. Сезанн Поль выучил наизусть почти всего Вергилия и Гомера. У него была превосходная память, и даже спустя многие годы он мог свободно цитировать этих поэтов наизусть.

Удивителен тот факт, что школьные уроки рисования мальчик не то чтобы не любил, а боялся их, хотя и чувствовал в себе сильную тягу к искусству. В ту пору никто, включая самого Поля, даже и подумать не мог, что из него когда-нибудь выйдет настоящий художник. В школе его успехи в учебе неоднократно отмечали похвальными грамотами. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет продолжателем семейного дела. Он заставил Поля после окончания школы поступить на юридический факультет в местном университете.

Непростые отношения в семье и внутренние противоречия оказывали не лучшее влияние на юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, он всю свою жизнь избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Дружба с Эмилем Золя

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Они познакомились еще в младших классах школы, так как учились вместе. Детей сблизил один неприятный инцидент: маленького Золя постоянно дразнили в школе за то, что он сильно шепелявил, однажды одноклассники побили его, а Поль заступился за однокашника. Это положило начало их 40-летней дружбе.

Сезанн Поль очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.

После окончания школы Эмиль едет в Париж и настойчиво зовет Поля с собой. Но юноша не осмеливается ослушаться деспотичного отца и остается в своем родном городе. Но дружба продолжалась еще долго, до тех пор, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием "Творчество", в главном герое которого - неудачнике и самоубийце - Сезанн узнал себя.

Обучение живописи

Вот и закончились школьные годы! Юный Сезанн по настоянию отца учится в университете, но вместе с тем он начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры, отпускает его в столицу.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана. Первые самостоятельные работы Поля Сезанна мрачные и романтичные, пронизаны влиянием творчества этих живописцев. С другой стороны, в ранних картинах Сезанна отобразились его сильные душевные переживания того периода.

Первые шаги в искусстве

Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией.

Первые картины, которые художник выставлял в Парижских салонах, не принесли ему никакого успеха. Публика и критика не принимали его "странного", необычного взгляда на этот мир. В это время единственным человеком, который его поддерживал, был Эмиль Золя. Сезанн чудовищно много работал, пытаясь постичь секреты ремесла, но успех был еще впереди.

Знакомство с Камилем Писсарро

Шли годы, Поль Сезанн - художник и мужчина - минует первую бурю страстей, становится спокойнее и уравновешеннее. В его жизни происходит знаковое событие - знакомство с известным импрессионистом Камилем Писсарро. Этот художник дает Сезанну совет сделать свою палитру более светлой, учит его технике раздельного мазка. Этот период творчества Сезанна - с 1872 по 1879 гг. - можно назвать импрессионистическим.

Основным жанром этого времени был пейзаж. Сезанн Поль и Писсарро часто работают вместе над одними и теми же мотивами, правда, средства при этом они используют разные. Несмотря на сильное влияние импрессионизма и Писсарро на его творчество, Сезанн так и не стал полным приверженцем этого

Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Личная жизнь художника

Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом, избегал людей, новых знакомств и женщин. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн - в своем имении в Провансе, а Гортензия - в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.

Картины Сезанна

Поль Сезанн, творчество которого оставило глубокий след в сердцах современников, был настоящим отшельником и трудоголиком. Он оставил после себя более 800 картин, написанных маслом. И это не считая множества рисунков и работ, выполненных в технике акварели, которой особенно увлекался в последний творческий период Поль Сезанн.

Вот названия некоторых самых известных его картин: "Мост в лесу" (1880 г.), "Дома в Провансе близ Эстака" (1882 г.), "Море в Эстаке" (1885 г.), "Портрет мадам Сезанн" (1887 г.), "Вид Гарданны" (1886 г.), "Гора св. Виктории" (1890 г.). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: "Яблоками я покорю Париж". Это восклицание ребенка стало пророческим. Через много лет его многочисленные великолепные натюрморты с яблоками действительно покорили столицу Франции.

Маэстро работал в разных жанрах. Наряду с пейзажами и натюрмортами, у него есть множество и жанровых картин, в основном написанных маслом.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник был болен сахарным диабетом, но по-прежнему много и плодотворно работал. Только в конце творческого и жизненного пути к Сезанну пришел успех, которого он, правда, не искал. Живописец был настоящим затворником, презрительно относился к мирской суете и жил, боготворя лишь святое искусство.

Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года. Сейчас его картины стоят миллионы долларов, и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.

Работы Поля Сезанна в России

В разных музеях нашей страны находится немало работ французского постимпрессиониста. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты "Фрукты", "Букет цветов в вазе", пейзажи "Большая сосна близ Экса", "Голубой пейзаж", "Гора св. Виктории". Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн - "Автопортрет в каскетке", написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна "Пьеро и Арлекин", "Мост на Марне в Крейтеле", "Дорога в Понтуазе" и т. д.

Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne; 1839-1906) - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма .

Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом, и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре этот «грубый и жадный» человек - таким он запомнился друзьям детства Сезанна - сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.

В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн хорошо учился и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.

С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в колледже Сезанн никогда не получал - его в 1857 году удостоился лучший друг юного Поля - Эмиль Золя.

Художественное наследие Сезанна составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того - триумфом художника.

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность - с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну, очевидно, были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма

Краткая биография

Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne; 1839 - 1906) - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он былединственным сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя.Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом, и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре этот «грубый и жадный» человек - таким он запомнился друзьям детства Сезанна - сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн хорошо учился, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея , Вергилия и Лукреция.

С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в колледже Сезанн никогда не получал - его в 1857 году удостоился лучший друг юного Поля - Эмиль Золя .

Произведения

Художественное наследие Сезанна составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того - триумфом художника.

Индивидуальность

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность - с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну, очевидно, были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

Ранние работы

Ранние работы Сезанна отличаются темпераментом, мрачными сценами и признаками отсутствия профессиональной школы. По сюжетам их можно отнести к романтизму, в выборе сюжетов видны отпечатки работ старых мастеров, которые, однако, помогают молодому художнику обуздать свои воображение и характер. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ, и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения.

Пейзажи Сезанна

В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки - раздельными. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений, и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени, и остаётся всегда таким же.

Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Сезанна совершенно не интересуют разные планы пространства. Он стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн часто использует обратную и сферическую перспективу, чтобы как бы заглянуть в пространство извне, откуда-то из другого измерения. В пейзажах Сезанна почти не встречаются абсолютно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон.

Стиль Сезанна

В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны. Но те конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи.

Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что связь между классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо законов гармонии и красоты. Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира. Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Сезанн верил, так же, как и представители Возрождения и классицизма, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию. Родственны Сезанну были и те защитные барьеры, которые ставил классицизм на пути произвольного подхода к решению живописных задач и задач выражения формы.

Выразительность как самоцель, выразительность ради выразительности, применение тех или иных живописных приёмов ради создания того или иного экспрессивного эффекта противоречили взглядам Сезанна, для которого живопись была прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность непосредственно соприкоснуться с некими основами мироздания. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе, и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников - новаторов, таких, как Гоген, Ван-Гог, Сёра, и другие, именно потому, что видел в их работах перевес произвольности, индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. И хотя трёхмерность на живописном полотне - искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, потому что изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна, живопись к реальности. Поэтому работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство, и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм.

Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые свойственны людям разных исторических эпох, независимо от того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Это означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они родственны. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, потому что утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, поэтому и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна.

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.

Итоги творчества Сезанна

Если итоги творчества осмысливать в рамках не общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.

В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.

Главное при восприятии картин Сезанна - не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.

  • Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). ок. 1868. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Букет цветов в голубой вазе. 1873-1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Мост через Марну в Кретее (Берега Марны). 1888-1894. ГМИИ им.

Содержание статьи

СЕЗАНН, ПОЛЬ (Cйzanne, Paul) (1839–1906) – французский живописец постимпрессионистического периода. Большая часть жизни Сезанна, который родился и умер в Экс-ан-Провансе, приходится на 19 в., однако его творчество остается практически не замеченным до 90-х., когда к нему начинают проявлять интерес вначале молодые художники, затем наиболее компетентные коллекционеры и любители искусства.

После 1900 к нему быстро приходит мировая известность; он становится самым влиятельным художником в истории искусства, давшим, по словам одного из французских искусствоведов, «направление всей живописи первой половины 20 в.»

«Его творчество, – замечает М.К.Жалард, – не ассоциируется ни с одним из течений 19 в. Его настоящее место – в истории искусства 20 в.»

Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо , Эль Греко , Делакруа (1860–1872); следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне , Ренуаром . Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). После 1879 отходит от импрессионизма. В последующие годы его картины систематически отвергаются самым представительным художественным форумом Парижа – Осенним салоном.

Его особый дар проявляется в тот момент, когда, не находя удовлетворения в импрессионизме, он находит свой собственный метод. Становление происходит в 80-е, когда Сезанн окончательно преодолевает самый плодотворный для его творческого созревания – переходный период.

В это время его внимание привлекают те, кого можно назвать реалистами: Пуссен, Домье, Курбе. При этом определяющим для его становления было мощное влияние Писарро, о преподавательском таланте которого один из его учеников сказал: «Он был таким учителем, который смог бы и камень научить точному рисунку».

После Понтуаза, где Сезанн работает в 1872–1873 вместе с Писарро, его живопись преображается. На картине 1873 Дом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой. Здесь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже появляются означенные цветовыми пятнами вертикали, строящие перспективу, создающие глубину картины. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Внимательное изучение техники Писарро, его особой манеры наложения краски небольшими плоскостями дает Сезанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета.

В конце 1873 Сезанн поселяется недалеко от Понтуаза, в Овере, в доме доктора Гаше – офортиста, друга Писарро и других художников, в частности Ван Гога , сделавшего его портрет. Гаше становится одним из первых покупателей работ Сезанна.

Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз!». Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии целого. Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции; пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством.

Пейзаж Тополя , написанный около 1879–1882 в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма. Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Суть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и понять. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Чем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и приятнее для глаза передаваемые ощущения… Контрасты и связи между ними – вот весь секрет рисунка и модели», – говорит он.

Отходя от импрессионизма, который делает мир эфемерным, растворяя предметы в атмосфере, в изменчивой игре света и тени, Сезанн считает необходимым вернуться к классическим основам живописи, он призывает создавать «искусство основательное, как то, которое мы видим в музеях».

Он предлагает использовать достигнутое, не разрушая классическую изобразительную систему, говорит о необходимости примирения мимолетного и постоянного, капризов светотени и структуры предметов, пространства и объема с богатством цветовой гаммы. Внимание к структуре, к объемной «скульптурной» лепке предметов – гор и скал, домов и стволов деревьев – будет доведено до логического завершения кубизмом с его уже даже не скульптурным, но «архитектурным» принципом моделирования.

В становлении новой манеры – собственно сезанновского стиля – известную роль сыграло его пребывание на юге, куда он возвращается в 1878 и где остается до конца своей жизни. Сухой прозрачный воздух, резкие границы света и тени здесь выявляют пластику предметов, делают ясными их очертания. Яркое солнце четко обрисовывает форму, выделяет существенное, уничтожая все эфемерное, неустойчивое.

Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. В своем стремлении к монументальности, стабильности он придает устойчивую весомую форму даже таким изменчивым вещам, как море, травы, кроны деревьев. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Окраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна, исходит из знания вещей – будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Особенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остается нечто дразнящее незавершенное . Эта мнимая незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находится только на самой начальной его ступени. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. Производное этих отношений – специфическая деформация натуры – и есть то, что принято называть стилем. Сезанн в этом отношении уникален. До последних дней он продолжал свои поиски и, даже признавая свое собственное открытие, говоря о том, что нашел некий новый путь в живописи, повторял: «Я первобытный дикарь в отношении найденного мной метода», «Я только веха на этом пути – придут другие».

Он остается в первую очередь художником для художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. Его открытие видится как универсальный метод, как общее достояние, а его живопись выглядит как приглашение к продолжению начатого. В начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, для которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состояния и внешнего мира – объективной реальности. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить, исходя из теоретических предпосылок. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры.

Естественно, что именно этот крен в сторону отвлеченного конструирования: геометризация формы, построение композиции, превращение колорита картины в самостоятельную ценность – прежде всего становится предметом внимания художников разных направлений – от наби и фовистов до импрессионистов и кубистов.

И все же представляется несправедливым, по существу неверным считать, что Сезанн в своем увлечении проблемами цвета и объема уходит в чистое формотворчество, что он различает в изображаемых предметах «только богатство тонов, чистоту формы и ее полноту, превращающие предметы натюрморта в захватывающе убедительные пластические символы». Обращая внимание на то, что натюрморт, занимающий большое место в творчестве Сезанна, в принципе, самый удобный объект для формальных экспериментов, автор статьи о Сезанне – Ж.Э.Мюллер задается вопросом, нельзя ли сказать, что Сезанн трактует все свои сюжеты, кроме пейзажа, в духе натюрморта. Возможно, характеристика портретируемого не была целью художника, но живопись Сезанна, не пренебрегавшая ни одной мелочью, преобразует натуру в художественный образ в процессе именно ее, натуры, скрупулезного изучения. Результатом такой установки становится проникновение в глубинную суть изображаемого объекта. В сопоставлении портрета с натюрмортом верно только то, что и в том, и в другом случае результат достигается тем же методом «прочтения» и интерпретации модели через проникновение в самые сложные отношения тонов, цветовых сочетаний – не копируемых механически, но и не подменяющих порядок реальности искусственным порядком. (Такие «подмены», включая придуманные психологические характеристики, типичны для современной натуралистической живописи.)

Его портреты как бы очищены от несущественного, изменчивого, тех поверхностных назойливых характеристик, которые обычно нам навязывают салонные портретисты.

Эта тенденция к проникновению в структурные основы изображаемого и пренебрежение к изменчивому – сколь бы эффектным оно ни было – обостряется в последние годы его жизни. Его знаменитая серия картин и этюдов Гора Сент-Виктуар – это художественное исследование избранного сюжета – почти анатомия естественной гармонии: сочетания масс и планов, пространства и света – исключительно средствами живописи.

После смерти отца – местного банкира (1886) художник живет в Экс-ан-Провансе, целиком посвятив себя живописи, лишь ненадолго выезжая в Швейцарию (1841), Живерни (1894), где он остается на некоторое время с Моне. Между 1882-м и 1895 г. Сезанн пишет ряд портретов: Мадам Сезанн , Гюстав Жеффруа , Молодой человек и др. Особенно плодотворным для него оказался 1892, когда были написаны пять версий знаменитых Игроков в карты , многочисленные варианты Горы Сент-Виктуар и ряд картин на тему Купальщицы .

Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. В 1900 Морис Дени создает в честь Сезанна большую картину, изображающую группу известных французских художников. В центре картины, которая называется Похвала Сезанну , на мольберте натюрморт Сезанна; вокруг него кроме самого Дени и его супруги О.Редон, Э.Вюйар, П.Серюзье, а также Воллар и др. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В это время парижская пресса пишет: «Сезанн, униженный и презираемый на протяжении всей своей жизни, забрасываемый камнями уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на Выставке осеннего салона… Все молодые живописцы во главе с Пикассо сбежались в Гран-Пале… Тем временем старый мэтр из Экса не жалует энтузиастов, которые являются к нему в мастерскую. Он долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелателями, чтобы посмеяться над ним».

«Может быть, я пришел слишком рано, – говорил он своим молодым почитателям. – Я художник в большей степени вашего, чем своего поколения».

В сентябре 1906 Сезанн написал своему другу Э.Бернару: «Я стар, болен и решил умереть за мольбертом». Его желание исполнилось месяц спустя – 22 октября. Последний его этюд – Садовник написан так же свежо и энергично, как и остальные его работы зрелого периода.

После смерти Сезанна его влияние на мировое искусство достигает ни с чем не сравнимых масштабов. Он становится неким абсолютным эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм. Его живопись вдохновляет Брака на фовистские штудии, и под его же влиянием он переходит к кубизму. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь».

Даты жизни и творчества.

1839, 6 января – Родился в Экс-ан-Провансе.
1855 – Учится в коллеже Экса. Дружит с Золя.
1858–1860 – Учится в муниципальной художественной школе в Эксе.
1861–1862 – Пытается поступить в художественную школу изящных искусств в Париже.
1864 – Работы Сезанна отвергнуты Салоном.
1865 – Занимается в Academie Suisse в Париже.
1886–1889 и в последующие годы – Работы Сезанна регулярно отвергаются Салоном.
1872 – Работает в Понтуазе с Писарро.
1873 – Работает в Овере.
1874 – Участвует в Первой выставке импрессионистов.
1876 – Отказывается от участия во Второй выставке импрессионистов.
1877 – Работает с Писарро в Понтуазе, а также в Овере и Исси-ле-Мулино.
1878 – Работает в Эксе. Отвергнут Салоном.
1879 – Работает в Эстаке.
1881 – Работает с Писарро и Гогеном в Понтуазе.
1882 – Работает с Ренуаром в Эстаке.
1883 – Встречается с Монтичелли, Моне и Ренуаром.
1884 – Работает в окрестностях Экса. Синьяк покупает пейзаж Сезанна.
1885 – Работает в Эстаке и Эксе.
1886 – Умирает отец Сезанна. Разрыв с Золя после опубликования романа Творчество , в котором Сезанн узнает себя в художнике-неудачнике.
1888 – Первая статья Гюисманса о Сезанне в «Ла Краваш».
1889–1890 – Выставляет свои работы в Брюсселе вместе с «Группой двадцати».
1891 – Бернар и Анкетен восхищаются творчеством Сезанна в интервью, опубликованном в одном из парижских еженедельников.
1892 – Создает серии картин: Игроки в карты , Купальщицы , Гора Сент-Виктуар .
1895 – Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара.
1900 – Картины Сезанна представлены на Всемирной выставке в Париже. Начало его широкой известности. М. Дени пишет картину Похвала Сезанну .
1901 – Строит в Эксе большую мастерскую.
1904 – Варианты Горы Сент-Виктуар . Парижская пресса пишет о растущей славе Сезанна.
1906, 22 октября – Умирает в Экс-ан-Провансе.

Виль Мириманов