Программы для развития слуха. Программа для развития абсолютного слуха "ухогрыз"

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Все любят музыку, но далеко не каждый человек является музыкальным от рождения. Бывает, наступает момент, когда в эмоциональном порыве хочется исполнить пару строчек из свежего хита Майли Сайрус. Однако после перформанса приходится ловить на себе сочувствующие взгляды и слушать неодобрительные комментарии. Чтобы этого не допустить, нужно разобраться, что такое музыкальный слух и что делать, если у вас его нет.

Кому-то абсолютный слух дан от природы, кто-то воспитал его
со временем

Музыкальный слух - довольно широкое понятие, вмещающее в себя целый список способностей, позволяющих полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её достоинства и недостатки. Хорошо развитый музыкальный слух является жизненно важной способностью музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров. Кому-то он дан от природы, кто-то воспитал его со временем. Любому творческому человеку, даже и несвязанному с музыкой, не помешает добавить в свою копилку скиллов и этот. Недавно специалисты доказали , что музыкальный слух даже помогает осваивать иностранные языки.

Научно установлено, что в мозгу есть определённый участок, отвечающий за музыкальный слух. Этот пучок расположен в слуховой зоне: чем он объёмнее и чем больше нервных волокон содержит, тем лучше развит у человека слух. Как же определить, есть ли у вас слух и как обстоит дело с вашими нейронами в той самой области мозга? Для этого не обязательно идти и делать магнитную томографию, достаточно попытаться точно повторить услышанную мелодию, например, из припева песни Reflektor группы Arcade Fire, при этом стараясь удержать ритм. Не получилось с первого раза - не расстраивайтесь. Вероятно, у вас нарушена координация в работе слухового или голосового аппаратов, и вам нужно больше тренироваться.

Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы. Но, в любом случае, нет смысла отчаиваться, потому что это всё можно развить. Главное, чтобы было желание.

Существуют несколько разновидностей
музыкального слуха:

Абсолютный слух

Это способность точно определять высоту тона (музыкальную ноту) любого звука, не прибегая к сопоставлению его с каким-либо эталоном. Считается, что этот талант - врождённый и присутствует у 1 из 10000, и даже большинство из величайших музыкантов в мире не имеют абсолютного слуха.

Относительный (или интервальный)

Слух, способный определять и воспроизводить музыкальные интервалы в мелодиях, аккордах и т. д. При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталоном.

Внутренний слух

Способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических построений.

Интонационный слух

Вид восприятия музыки, позволяющий понимать её характер, экспрессию.

Ладовый слух

Умение слышать, разделять и определять различия в аккордах, созвучиях и отрезках мелодии, например, их устойчивость и неустойчивость.

Ритмический слух

Способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Также мастера вокала и музыковеды выделяют гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный и архитектонический слух

Поставив себе серьёзную задачу - во что бы то ни стало натренировать свои уши, конечно, нужно обратиться к специалисту и найти преподавателя по сольфеджио (есть такая специальная дисциплина, предназначенная для развития слуха и музыкальной памяти).

Лучше всего пойти к опытному частному преподавателю и хорошо бы начать осваивать нотную грамоту вместе с желаемым инструментом. Вас научат различать ноты и интервалы, а далее и аккорды целиком, тональности и как с этим всем можно обращаться. Я пошёл на сольфеджио, когда у меня самого возник интерес. Каждое занятие мозг вспухает от новой информации и начинает её болезненно обрабатывать. Самое полезное в сольфеджио для музыканта - это практические занятия, когда тебя на слух натаскивают определять ноты и их соотношения - интервалы, аккорды и т. п.

Самое элементарное упражнение - это, наверное, просто пропевать гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) в унисон под фортепиано. Также я бы посоветовал на слух подбирать на инструменте мелодии из любимых треков, пока не будет получаться один к одному. Вдвойне полезно заниматься под метроном и уделять отдельное время упражнениям на чувство ритма.

Позанимавшись некоторое время, начинаешь слышать структуру композиций на гораздо более тонком уровне. Просто слушаешь музыку и адски во всё врубаешься! Отмечаешь крутые ходы или, наоборот, простые, элементарные. В общем, воспринимаешь всё более проницательно.

7 программ и приложений

Если на преподавателя нет времени, можно попробовать натренировать музыкальный слух с помощью специальных веб-сервисов, программ и приложений, которых в последнее время появилось масса. Мы подобрали некоторые из них.

Чтобы натренировать слух и научиться различать и определять интервалы, аккорды, тембры, ритмы и другие базовые элементы музыки, необходимо много практиковаться. Для таких практических занятий просто необходимо иметь партнёра-аккомпаниатора, который играл бы на инструменте те самые интервалы и аккорды для угадывания. Сервис Ear Teach позволяет тренироваться самостоятельно, чётко отслеживая свой прогресс. Программа существует как в веб-версии, так и в виде отдельной программы (правда, пока только для Windows).


Theta Music Trainer - ресурс, включающий в себя несколько десятков флеш-игр для развития слуха, большинство из которых интуитивно понятны. В некоторые игры можно играть бесплатно без всякой регистрации, для доступа к другим придётся ввести свои данные. Для полноценного прохождения всего курса и доступа ко всем материалам сайта нужно завести платный аккаунт (за $7.95 в месяц или $49 в год).


EarMaster 6 - это последняя версия обучающей программы датских разработчиков. В ней вы найдёте 2000 уроков и упражнений, как для самых начинающих, так и для опытных музыкантов. Подключив к своему компьютеру микрофон, вы можете напевать мелодии по нотам, отображающимся на экране. Программа в свою очередь оценит ваш слух, выдав подробный отчёт о попаданиях в тона. Стоимость: €47.95


Auralia 4 - серьёзная программа, которая содержит 41 тему, охватывающую основы сольфеджио: интервалы и гаммы, аккорды и их последовательности, ритмы, гармонии и мелодии. Auralia позволяет устраивать самому себе мелодические диктанты, подключать MIDI-клавиатуру и микрофон. $99.00


Pitch Improver

Простой сборник базовых упражнений, предлагающих воспроизвести мелодии по слуху. Нажмите кнопку Play и попытайтесь повторить услышанное на виртуальных клавишах. Первая нота отмечена буквой, а остальные подсвечены зелёным. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно безошибочно сыграть все ноты. Pitch Improver можно попробовать в сетевой версии, а также загрузить на смартфон

«Ухогрыз» — это обучающая программа из .

Что она делает : помогает вам подобрать яркую ассоциацию к каждой ноте, потом даёт ноту и спрашивает: до, ре, ми, фа? вы отвечаете. Правильно — идёте дальше. Неправильно — сравните ноты, в которых вы ошиблись. Разница становится очевидна.
Ну и наконец — от нот вы переходите к мелодиям известных песен, которых в программе больше 60-ти , и подбираете их.

В программе : 5 темпов (от самого медленного до самого быстрого)
3 тембра звуков (фортепиано, гитара, флейта)
Диапазон звуков : три октавы (малая, первая, вторая).
Звук НЕ МИДИ! А качественный.

Обучение происходит по уровням. Уровень прошли — отправляете отчёт, он уходит к нам.
Вот некоторые отчёты тех, кто уже занимается:

13.01.2009 — Узнавать мелодии из семи нот гораздо интереснее, забавно то, что когда были первые четыре ноты, нота ми была у меня каплей воды, а когда добавились остальные, она стала ведром воды) Ноты стали узнаваться гораздо быстрее, раньше приходилось больше сосредотачиваться

04.02.2009 — я стала по-другому музыкально мыслить, иногда узнаю отдельные ноты, когда слушаю музыку(гитара или клавишные), стала точно настраивать гитару. узнаю все ноты первой актавы, то есть различаю их друг от друга при условии опред. скорости, у каждой из них есть особенность, именно в звуке, в характере звука. теперь понимаю как мыслит абсолютник — просто он когда-то давно заметил эту особенность, так запомнил звуки. хотя когда меняешь тембр, довольно сложно определять, особенно голос!

Ольга Чернецова

23.12.2008 — Сначала было старшновато придумывать ассоциации. Глупость, конечно, но казалось, что если придумать неправильные ассоциации и приписать неправильные ощущения, курс вообще провалится и обучение не получится совсем. У меня с некоторых пор трудности с локализацией ощущений от музыки в теле, равно как со вкусом и запахом ноты.
Но потом... Как-то ощущения сами по себе начали приходить и все стало в порядке. Я перестала бояться и учиться стало легко.

23.12.2008 — Фа. Ее четкое ощущение пришло после работы над ми. Я запоминала ми, а потом перешла к фа, и фа захлестнула меня внезапным ощущением, как то, когда очень-очень сладко лежать в постели перед сном, зная, что завтра никуда не нужно будет спешить. Это было просто чудесное открытие ноты)

18.01.2009 — Первое ощущение от ноты почему-то не зацепило эмоции. Нота получилась эмоционально пустая и я никак не придумаю ей новое ощущение.

18.01.2009 — Да, хотя я все же больше вижу клавиатуру фортепиано, нежели думаю нотами. Я скорее «вижу ноты» на клаве. Хотя и думать ими тоже начинаю.

18.01.2009 — Сейчас у меня более-менее получается определять ноты, если я повторяю их вслух или про себя. Получилось определить строй своих двух варганов. А еще меня очень стал выводить мой ми-бемольний тин-вистл своим глупым и нелогичным строем в ужасной тональности. Я ведь играю и думаю на нем в ре-мажоре и аналогичных тональностях, а он звучит на полтона выше.

Надежда Добрянская

10.02.2009 — я проговариваю нотами мелодию и поэтому она легче и бстрее запоминается

10.02.2009 — я профессиональный музыкант, поэтому трудностей особых пока не было, но порадовало, что мелодия запоминается сразу. Хочу с одного раза научится подбирать более длинные мелодии.

Елена Буторина

07.02.2009 — Для меня было трудновато, так как слухом практически не обладаю, но с каждым днём все лучше и лучше различаю ноты.

Анна Луговая

22.02.2009 — Надолго бросала это занятие, и сейчас, почти случайно открыв програму, очень удивилась, что узнаю мелодии почти безошибочно

22.02.2009 — Хочется: 1. научиться узнавать не короткие мелодии, а отдельные ноты; 2. хочу научиться узнавать звуки разного тембра

22.02.2009 — Обидно, что програма второй раз пускает только сразу на последний этап тренировки.

Таина Безрукова

28.11.2008 — Страшно. Достаточно легко, но не одной левой. Несколько часов, но не дней. Вижу, что развит относительный слух, а абсолютная часть хромает. Голова начинает математически вычислять звуки.

Кузьма Востриков

16.01.2009 — Узнаю все белые клавиши в этой октаве (о первой октаве). Пока в очень умеренном темпе, но все впереди, надо работать.

16.01.2009 — Хочется со временем увеличить темп мелодий

16.01.2009 — все замечательно.

Сергей Пудин

18.12.2008 — Лучше стал узнавать ноты. Но по прежнему если есть перерырыв 1-3 дня, то иногда нужно послушать одну ноту, что бы понять какая именно звучит (наверное больше развился относительный слух). Что касается думать нотами, то как-то пока не сильно... но все — равно прогресс есть. Да и еще странная вещь, мне почему-то легче думать какая нота звучит глядя на клавиши с названиями нот, без клавиатуры они сложнее вспоминаются.

Владимир Астафьев

08.11.2008 — Относительно легко. Образы построил быстро,по одной ноте узнавал сразу,а по две уже было трудно,но по три было уже легче,а потом наступил момент когда почти без затруднений начал узнавать.

12.11.2008 — Я начал лучше настраивать гитару,первые четыре струны в ноль проверил по тюнеру. А когда занимаюсь на гитаре и чувствую что гитара начинает расстраиваться я сразу слышу какая струна.

12.11.2008 — Изначально я хотел научится снимать произведения,но сейчас начал подумывать о том как бы освоить музыкальную теорию так сказать на профессиональном уровне, т.к. я самоучка и знаний в теории маловато, и я думаю что абс.слух без теории это просто слух. Простые мелодии я мог и раньше снимать, сейчас начало получаться лучше.

27.04.2009 — (в ответ на вопрос в отчёте, изменилось ли что-то в восприятии нот) — Конечно изменилось. Я слышу ноты.
Извините за то что, так долго не давал о себе знать. Ваша программа работает. Спасибо вам.
Хотелось бы программу по развитию слуха но для гитары. Потренироваться в слушании интервалов. Получить элементарные знания по гармонии.
Отличный программный продукт. Продолжайте в том же духе.

Шаген Григорян

29.10.2008 — Действительно стало получаться. каждая нота приобрела свой оттенок. Надеюсь, что дальше все будет так же просто

29.10.2008 — Пару нот пока еще путаю, и памяти не хватает для мелодий, но, надеюсь, это придет

Дмитрий Борисов

11.11.2008 — После упорных тренировок удается узнавать выученные ноты практически всегда с первого раза, без повторений. Хотя бывают и ошибки. Вдохновляет то, что иногда при прослушивании ноты осознаешь, какое у ее название, причем не задумываясь. Но это пока только иногда:)

Елена Лукашина

28.10.2008 — Удивляет, что действительно каждая нота вызывает конкретные узнаваемые ощущения, и они оказваются на 100% верные!

12.01.2009 — это трудно. В основном различие — что чёрные клавиши вертикальные, а белые горизонтальные. И ещё в малой октаве это более очевидно — чёрные клавиши имеют более блестящий и вместе с тем грязноватый звук. (уровень15)

25.01.2009 — Все диезы очень хорошо запомнились, и за ними закрепились конкретные легко узнаваемые образы (уровень 16)

Юлия Аулова

24.02.2009 — запомнились все ноты

24.02.2009 — не трудно

26.02.2009 — начал слышать и даже думать нотами во время их звучания.это собственно и удивляет.

Дмитрий Виноградов

21.11.2008 — Трудно. Я дважды застревала на мелодиях, посмотреть ответ негде, вот и занималась перебором вариантов. А вообще-то, восторг просто переполнял. Сам факт, я и ноты, раньше эти вещи были просто несовместимы. Спасибо.

21.11.2008 — до — она очень ровная и длинная, ре — в ней затык хорошо слышно.

21.11.2008 — на сочетаниями фа-ми, ми-фа

21.11.2008 — Я когда к трем нотам перешла, поняла, что мне нужно знание всех последовательностей из двух нот. В-первых потому что то, как я слышу ноту, зависит от того, какая нота звучала до нее и на самом деле еще продолжает звучать. В реальном времени я не успеваю сделать поправки на предыдущие ноты, т.е. мне нужно выучить все 16 последовательностей из двух нот.

30.11.2008 — Легче, чем до-ре-ми-фа. Правда теперь создание образов нот казалось еще более нудным занятием. Зато с самого начала пыталась называть ноты их именами и действительно это сильно помогло, в до-ре-ми-фа я как-то это пропустила. Я вроде неплохо слышу и почему все раньше считали, что у меня нет слуха. :)

30.11.2008 — вот теперь да, на скорости 60 пишу под диктовку, а с большей скоростью пока не могу.

10.01.2009 — Мелодии с диезами подбирать интереснее, они с обычными нотами почти не путаются.

24.01.2009 — Как же было трудно отличить ля# от ля. Вообще получилось так, что диезы горизонтальных нот: до, фа и ля отличить от самих нот оказалось намного труднее, чем диезы нот вертикальных: ре и соль. Когда отличить трудно все-таки проверяю по зубам: диезы звучат в верхних передних зубах.
Главное, конечно, заниматься. Каждый вечер пришлось стиснув зубы садиться за компьютер без какой-либо надежды на успех, но всегда наступает день когда становится слышно, он всегда подкрадывается как-то незаметно, раз и все ноты, что вчера были одинаковыми становятся очень разными.
Спасибо. Это так приятно записывать пусть совсем маленькую мелодию, но самыми настоящими нотами.

Венера Нигматуллина

06.01.2009 — Мне стало ясно слышно какие звучат ноты,благодаря чему я просто их называю когда проигрываеться мелодия. Удивительно,что несмотря на музыкальное образование, до прохождения программы мне совершенно не представлялся образ отдельно взятой ноты,вот мелодии — да,но что б каждой ноты...

06.01.2009 — С нотами у меня проблем нет,только нужно запоминать их по-порядку в мелодиях,что пока не совсем удается.

Юрий Задорожный

2.02.2009 — Трудно, особенно в первый день как запустил программу, вроде бы ноты запомнил, а угадывать не получалось, решил отложить на следующий день, когда попробовал вновь все стало намного легче, хоть и не сказал бы что без труда =)

Георгий Довгалло

03.12.2008 — Было не легко, но не скажу, что очень трудно. Сначала прослушал диски по 3-4 раза, потом каждый день занимался по программе, примерно по 40 минут в день. В один прекрасный день вдруг ноты стали названиями в голове и их последовательность стала читаться практически безошибочно.

20.01.2009 — Прошел эту часть на всех скоростях. Ноты стали каждая со своим характером и особенностями. Некоторые уже узнаются однозначно и без ошибок, с ми и фа наибольшая путаница. Начало появляться имя ноты в голове, когда она звучит, но не всегда получается поверить себе:) Думаешь, что показалось, пробуешь — нет, не показалось:) иногда узнаются ноты в музыке, но пока только эпизодически. Чем больше темп — тем сложнее узнавать, а музыка продолжается и в результате заваливает нотами:)

Алексей Гордеев

20.11.2008 — О каких то грандиозных изменениях говорить пока рано. Слушая ноту в ухогрызе обычно узнаю её, а
вот в другой программе меняю тембр и с распознанием начинаются проблемы угадываю где то 72 из 100.

20.11.2008 — Хочется четко понимать какая нота звучит и сходу её распознавать и аккорды слышать тоже хочется.

20.11.2008 — Самое сложное угадывать по одной ноте, а не по 4. Когда угадываешь по 4 относительный слух невольно начинает давать подсказки. И работая в одном тембре привыкаешь к нему, а слушая затем ту же ноту в другом теряешься.

21.11.2008 — Да, появилось некоторое представление, черные звучат более звноко и узко по сравнению с белыми. Обидно
только в нотах когда игралась первая не распознал «соль» а так остальные даже правильно определил название белых. Не знаю правильно ли я делаю, но паралельно закрепляю распознавание нот в программе Music Box 3.0 там
интерфес удобно построен можно выбирать любой тембр инструмента и ноты для распознания, на белых угадываю

Евгений Морозов

04.02.2009 — Узнаваемость нот стала лучше, хотя некоторые звуки еще не достаточно хорошо узнаваемы, особенно в быстрых темпах, тем не менее особых проблем с мелодиями не было, они всем известные и легкие.

04.02.2009 — Хочется развить абсолютный слух, но пока еще не получилось:)

04.02.2009 — Увеличить количество мелодий, их все же мало, и они часто повторяются, так бывает такое что уже на подсознательном уровне просто происходит запоминание, и повторное выполнение в случае ошибки не вызывает труда.Так же хорошо было бы, чтобы сразу в случае ошибки задания с мелодиями сразу начинались выполняться заново, т.к. в контрольных заданиях можно прерваться на середине играя мелодию, услышав не ту ноту, прекрать, заново прослушать, а потом уже сыграть правильно, а это уже подбор,что снижает эффективность.И конечно же больше мелодий, их очень мало.

09.02.2009 — Ноты на белых клавишах более прозрачные, звонкие, четкие, понятные, простые. На черных клавишах более тяжелые, глубокие, тягучие. Белые устойчивые. Черные менее устойчивые, с движением

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.