Роман обломов социальная и нравственная проблематика. Социальная и нравственная проблематика романа обломов Какие вопросы поднимает роман обломов

История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция.

«История о том, как лежит и спит ленивец Обломов

и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,

не бог весть какая история...»

1. Замысел романа «Обломов.

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова» , в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. Но основная часть романа была написана почти 10 лет спустя, в 1857 году , в Мариенбаде (Германия), где Гончаров лечился на минеральных водах. За это десятилетие автор не только тщательно обдумал весь план произведения, но и все сюжетные ходы и детали. Впоследствии писатель отмечал, что он «написал в течение 7 недель почти все 3 последних тома «Обломова». Гончаровым была проделана колоссальная работа. Он писал до изнеможения. «Я так заработался, так много сделал в эти два месяца, что другой в две свои жизни не написал столько».

В 1858 году «Обломов» был закончен , а полностью опубликован лишь в 1859 году.

2. Тема, идея романа.

Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Идея - показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу . «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде вре­мени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства ».


3. Проблематика

1) В своем романе писатель показал, какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку . Следствие этих порядков - застой и неподвижность во всех областях жизни .

2) Условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие .

3) Деградация личности и распад личности.

4) Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе , любви , о гуманизме .

Время, изображенное в романе «Обломов», около 40 лет.

4. Художественные достоинства романа «Обломов» :

1) Представлена широкая картина жизни России.

2) Особое внимание уделяется описанию внутреннего состояния героев: внутренний монолог персонажей и передача переживаний посредством жеста, голоса, движений.

3) Полнота раскрытия характера персонажей достигается путем повторяющейся детали (у Обломова - халат и домашние туфли).

5. Структура романа:

1 часть - Обломов лежит на диване.

2 часть - Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него.

3 часть - Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся.

4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру - Агафье Матвеевне Пшеницы ной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

«Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий…не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории . ()

6. Композиция

Все действия развертываются вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.Действия в романе мало. Место действия в романе – Петербург.

1. Экспозиция - первая часть и 1,2 главы 2 части - затянута, очень подробно показаны условия формирования характера Обломова.

2. Завязка 3 и 5 гл. 2-й части - знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.

3. Кульминация - 12 глава 3-й части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.

4. Развязка – 11, 12 главы 3 части, в которых показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4 главе романа - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Отношения Ольги и Штольца.

В эпилоге 11 глава 4 часть, Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Гончаров назвал роман «Обломов* «романом-монографией». Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

В первой части романа неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обло-мова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть. Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.

Вторая и третья части романа - это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц - это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Он постоянно в движении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) - ив этом видит счастье. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова. О детстве и семейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги). Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Обломов же «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд». Однако и образ Штольца более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова, говорит о «честном» и «верном» сердце Обломова, «которое не подкупишь ничем». Именно Штольца автор наделил пониманием нравственной сути Обломова, и именно Штольц рассказал «литератору» всю историю жизни Ильи Ильича. И в конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии, он приходит к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов. Это «отражение» образов друг в друге можно рассмотреть как процесс соединения крайностей.


Важное место в романе занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герои проходит испытание любовью. Гончаров не дает развернутого портрета Ольги, но подчеркивает, что в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». В первый раз перед Обломо-вым мелькнул контур его идеала. Разрыв был закономерен, ибо Ольга и Обломов ждали друг от друга невозможного. Он самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать всем: «спокойствием, молвой, уважением». Она от него деятельности, воли, энергии. Но Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Это чувствует и Обломов, когда пишет ей письмо. В дальнейшем каждый из героев обретает такую жизнь, которая соответствует его идеалу. Ольга выходит замуж за Штольца, Обломов находит сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В ее доме на Выборгской стороне «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

Роман И. Гончарова - величайший литературный памятник второй половины 19 столетия. В данном произведении отражен не только привычный быт человека того времени, но и его мировоззрение, мысли, страдания, словом, сама жизнь! Проблемы в романе «Обломов» столь значительны, что о них возникает необходимость говорить снова и снова. Все очень неоднозначно и глубоко.

Гончаров «Обломов». Проблемы романа

Истоки мироощущения Ильи Ильича весьма примечательны, имеют свои корни. В главе «Сон Обломова» показаны причины той глубокой душевной дремы, от которой страдал главный герой. Имя тому - «обломовщина». Это страшное слово толкуется в произведении как подсознательное нежелание жить, развивать деятельность, стремиться к высоким результатам и достижениям.

Может быть, такой характер у героя сформировался в результате того, что в детстве его чрезмерно опекали, но забота эта оказалась пагубной для развития, постепенно ограничила ум и сердце. Если на дворе стояла ненастная погода, то маменька с батюшкой не только не отпускали его выйти во двор погулять, но и не отправляли в этот день учиться «к немцу». Такая излишняя опека постепенно сделала из мальчика изнеженное, ни к чему не приспособленное существо. Он боялся холода, любой болезни и много времени проводил дома.

Быт и образ жизни

Проблемы Обломова в романе «Обломов» видны читателю не сразу, но постепенно открываются сообразно тому, как их начинает осознавать главный герой повествования. Илья Ильич живет, словно в глубоком сне: его не волнует окружение, не хочется вести активную светскую жизнь - он находит ее скучной. Сначала он еще выходил в гости, а потом и вечера надоели. Вскоре он бросил службу в департаменте, так как она наводила на него тоску. В какой-то момент Обломов решил, что ему вполне достаточно того состояния, что он имеет, и работать больше не нужно - он не находил в том необходимости.

Нормальным состоянием героя обозначено лежание. Он отдыхает не от физической или душевной усталости, а просто потому, что не знает другого образа жизни. Это для него норма. Илья Ильич в каждом своем действии ищет смысл и, прежде чем сделать какое-то движение, наперед продумывает его полезность. Он быстро устает, его утомляют светские беседы. Душа жаждет чего-то возвышенного, поэты «задели его за живое». Главного героя можно назвать излишне нежной и впечатлительной натурой. Проблемы произведения «Обломов» пронзительны и глубоки: когда читаешь, возникает чувство сопереживания, но не осуждения.

Тема дружбы

Несмотря на свою некоторую отстраненность и замкнутость у Обломова есть единственный близкий друг - Андрей Штольц. Они сблизились еще в детстве, когда вместе учились в гимназии. Однако, достигнув зрелого возраста, один стал важным влиятельным человеком, а другой так и остался наивным ребенком, который пытается всюду укрыться от жизни. Проблемы Обломова в романе «Обломов» открываются одна за другой, но постепенно, все больше интригуя и завораживая читателя.

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба - личности, самодостаточные и искренние.

Непревзойденное чувство

Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.

Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.

Отношение к труду

Проблемы Обломова в романе «Обломов» затрагивают все сферы жизни человека. Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. В самом деле он с гораздо большей охотой посвятил бы день отдыху, чем ехать в гости только потому, что там можно познакомиться с влиятельными людьми и завести полезные связи.

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Поиски смысла жизни

Так уж устроен Илья Ильич, что душа его постоянно искала невидимый источник вдохновения. Хождение на службу он воспринимал как каторгу и вскоре ее оставил. Но и находясь дома, он не нашел ничего для себя важного, ничем не занял свое воображение, которое на самом деле требовало от него напряженной внутренней мысли. Не найдя высокой идеи, которой можно было бы служить годами, ум героя скучал и постепенно начинал сосредоточиваться на сне. Илья Ильич засыпал не только физически, а долгое время также не пробуждался душой. Проблемы в романе «Обломов» действительно насущные, они заставляют о многом задуматься. Роман будет особенно полезно прочесть тем людям, которые в зрелом возрасте до сих пор ищут свой уникальный путь.

Таким образом, проблемы Обломова в романе «Обломов» рассматриваются с чрезвычайным мастерством. Литературный талант, которым обладал И. Гончаров, породил замечательное произведение, не теряющее своей актуальности и в наши дни.

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» - социально-бытовой роман. Бытовой - потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта - хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы - обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить». Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов – человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром - его слугой. Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу. Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать». Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей. Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено. смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить - душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров говорит о Захаре, что он «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать действительно качественно, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину. Сопоставив все эти качества в одном человеке, Гончаров вывел типического героя, создал собирательный образ, с помощью которого автор показывает, насколько пагубны для обеих сторон барско-крестьянские отношения.

Здесь искали:

  • проблемы в романе обломов
  • обломов проблемы
  • проблемы романа обломов

В романе «Обломов» (1856) И. А. Гончаров задался целью изобразить историю жизни одного дворянина. Он хотел показать доброго и симпатичного человека, который ищет правду, но на каждом шагу встречает ложь и потому впадает в апатию.

Обломов - это разнополярная личность, воплотившая в себе резкие противоположности: пассивная жизненная позиция в обществе и активная внутри самого себя, явление сонного, «заплесневевшего» героя в начале и трогательного и симпатичного во второй части романа. Образ Обломова своей противоречивостью вывал такие же неоднозначные выводы в критике. А. В. Дружинину Илья Ильич дорог как человек, незлобный и нежный, способный при иных обстоятельствах жизни и ином развитии на дела истинной любви и милосердия. Н. А. Добролюбов же видел в Обломове апатичного и бесхарактерного человека с одним неизменным качеством - отвращением от серьезной деятельности.

Первая часть романа «Обломов» посвящена описанию всех подробностей жизни главного героя романа Ильи Ильича Обломова в его петербургском доме, который, в сущности своей, является не чем иным, как частью родного поместья Обломовки, где прошло детство Ильи Ильича. Обломовка - это некий край, отгороженный от всего мира, почти непроезжий уголок, где никто не знает новостей о том, что делается на белом свете. Это золотой сон, сказка и мечта Ильи Ильича. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют там. Нет в Обломовке ни грабежей, ни убийств, ни каких-либо страшных случайностей. «Ни сильные страсти, ни отажные предприятия» не волновали обломовцев. Никто не знал там, беден он или богат, потому что не с чем было ему сравнивать. Обломовка - это тот идеал детства, с которым подходит Илья Ильич к своей жизни.

Поместившись на диване в петербургском доме, Обломов будто вернулся в родные места. Лежание становится его нормальным состоянием. Печать запустения и небрежности видна на всем том, что окружает Обломова: пятна на ковре, забытое полотенце на диване, не убранная со вчерашнего ужина тарелка, хлебные крошки, книга, открытая всегда на одной и той же странице.

Слуга Обломова Захар похож на своего хозяина во всех своих действиях: он не любит суеты, не желает работать и частенько лежит на кушетке. Как Обломов привязан к старому домашнему халату, так и Захар не старается изменить ни своего образа жизни, ни своего костюма, привезенного из деревни, Он такое же порождение Обломовки, как и его барин.

Посетители, приходящие к Обломову, олицетворяют три жизненных пути, по которым мог бы пойти главный герой. Он мог бы стать светским человеком, проводящим жизнь в бездумном веселье, в балах и развлекательных поездках, как Волков. Мог Илья Ильич пойти на службу и стать начальником отделения, как Судьбинский, который занят лишь тем, что старается успеть за всеми переменами в канцелярском деле. Надо ли писать теперь в письмах «примите уверения»? Открыт был для Обломова и путь Пенкина, который стал кем-то вроде писателя. Казалось бы, все эти люди гораздо деятельнее лежащего на диване Ильи Ильича - они куда-то спешат, торопятся. А чем они заняты? Что они в действительности делают? Да ничего. В сущности, их деятельность ничем не важнее для общества, чем лежание Ильи Ильича на диване.

Ничто не нарушает спокойного течения жизни Обломова. Но появление старого друга деятельноо немца Андрея Штольца заставляет беспокоиться русского барина. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки. Он уговаривает его ехать в путешествие. Обломов уже почти соглашается, но в последнюю минуту, несмотря на то, что старый друг ждет его в Парие, остается. Штольц энергичен и деятелен. Он верит в то, что человек должен трудиться. Он постоянно занят какими-то делами: то он куда-то едет, то участвует в каких-то предприятиях. В этом для него счастье. Мать у Штольца русская, и потому немецкое трудолюбие и организованность отца соединяются в его характере с русской романтичностью и мечтательностью матери. Штольц противопоставлен в романе Обломову во всем. Если у Обломова мягкость в чертах, «сонный взгляд», и он обрюзг не по годам, то Штольц весь «составлен из костей и нервов». Илья Ильич - барин, у которого есть свое имение, и ему не нужно трудиться. Штольц же пробивает в жизни дорогу себе сам. Он закончил университет, пользуется успехом на службе, постепенно наживает приличные деньги и собственный дом.

И. А. Гончаров объяснял, почему он не русского поставил в противоположность Илье Ильичу. Дело все в том, что писатель задался целью изобразить застой, болото русской жизни. Поэтому, сравнивая русского Обломова с деятельным и энергичным русским же человеком, он впал бы в противоречие, так как цель его была нарисовать типичный для тогдашней России образ бездеятельного русского барина, а его родовое поместье Обломовку изобразить как всю Россию в миниатюре. Миросозерцание Обломова, по Гончарову, есть продукт реального бытия российского помещика. Илья Ильич - порождение сонного царства Обломовки. Ему не нужно трудиться. Он барин. Притом русский барин. Именно поэтому русскому Обломову противостоит немец Штольц.

Однако образ Штольца не так прост, как кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова и желает помочь ему. Штольц хорошо знает и пониает Илью Ильича. Он, например, не раз говорит о его верном и добром сердце и щедрой душе. Именно Штольц, как никто другой, понимает нравственную суть Обломова. Именно он рассказывает «литератору» историю жизни своего ближайшего друга. Но Гончаров подчеркивает и еще одну очень важную деаль. В конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии и практически приближается к тому, на чем остановился Обломов.

Очень важное место в романе занимает тема любви. Гончаров видел в любви главную силу, которая движет миром. Ольга Ильинская была идеалом Обломова. Она старалась расшевелить, пробудить его, но из их романа ни него не вышло. Ольга, казалось бы, любила Илью Ильича, но, видимо, она любила в нем свою мечту, свой идеал, а не того реального Обломова, коорый существовал на самом деле. В итоге каждый из героев находит свою любовь: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов успокаивается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. По сути своей, Илья Ильич в ее доме снова находит свою Обломовку.

Русский критик Добролюбов высоко оценил этот роман Гончарова. По его мнению, в произведении Гончарова о том, как лежит и спит Обломов, отразилась вся русская жизнь, то явление, которое критик определил как «обломовщину». Обломов сам по себе не является ни глупым, ни апатичным человеком, но российская жизнь сделала его таким. Обломов стоит в ряду таких «лишних» людей, как Онегин и Печорин. Но они были сильными натурами, Обломов же - человек мягкий и слабый. Вряд ли он захочет и сумеет что-то делать, даже если обстоятельства изменятся.

Роман Гончарова не был воспринят критикой однозначно. Если посмотреть на образ Обломова повнимательнее, то за его барством и апатией можно увидеть и нравственный вызов человека современной жизни. Что может изменить его деятельность? Читатель видит, чем заняты его приятели, понимает, к какому концу приходит и Штольц. И если Добролюбов усмотрел в романе кризис и распад крепостнической России, а самого Обломова считал последним в ряду «лишних» людей, то многие другие критики подчеркивали доброту Ильи Ильича. А в жестоком мире уже одно это заслуживает уважения.