Сваны народ. Сваны бежали от войны, бросив оружие, коров и русских батраков

Один за всех, и все за одного. Каждый — часть большой семьи. По такому принципу живут грузинские горцы, оберегающие ценности рода так же тщательно, как и свободу

Нас легко вычислить по фамилии. У сванов она оканчивается на -ани. А еще у нас нетипичные для Грузии светлые волосы и глаза. Я верю, что именно в Сванетии живут те грузины, чья кровь не смешалась с кровью тюрков и других завоевателей.

Язык у нас тоже свой. Он совсем не похож на грузинский, на котором преподают в школах нашим детям. Мы всегда разговариваем с грузинами на государственном языке, с русскими — на русском, а между собой — на сванском.

Главное для нас — свобода. Нами никогда никто не управлял, сванов не подчиняли князья, не порабощали феодалы и враги. Мои предки выбрали независимую жизнь вдали от цивилизации. Потому часто Вольную Сванетию (она же Восточная Сванетия — территория от Латали до Ушгули) справедливо называют «сообществом свободных кланов».

Символ нашего края — сванские башни. Их возводили в VIII-XIII веках, в основном для обороны. Сейчас они превращаются в туристические достопримечательности. Но до сих пор эти высокие каменные сооружения защищают нас от лавин: как волнорезы, «срезают» силу снежных ударов. А когда-то с башен оповещали соседей об опасности, в них прятали церковную утварь, которую свозили со всей страны во время вторжений неприятеля. Семьями укрывались в башнях от врагов.

Сванские земли были разделены между общинами. В общине они распределялись по кланам, а внутри кланов — между семьями. Я происхожу из древнего рода Парджиани. Первые упоминания о нем датируются XII веком, и связаны они с именем великой царицы Тамары, которая по пути в летнюю резиденцию в Ушгули останавливалась на ночлег в доме моего далекого предка Вахтанга Парджиани. Как и он, я тоже живу в Латали. Вот уже 39 лет живу, не считая периодических выездов в другие страны.

Было время, я покинул свой край и устроился работать в России. Там познакомился с Ксенией, которую в итоге перевез в родной дом, когда осознал, что в Сванетии я вижу будущее семьи. У меня пока две дочери, но вообще сванские семьи многодетны. Обычно к 30 годам мужчина имеет уже троих детей. Пятеро в семье не предел, иногда бывает и десять.

Под одной крышей живет сразу несколько поколений, как в старые времена. Наши предки жили в мачуби — просторном каменном доме с одной комнатой, в центре которой горел очаг. Зимой к большому семейству присоединялся и скот, чтоб всем вместе было теплее. Сейчас у нас, конечно, дома современные, оснащены всей техникой, а животных мы переселили во двор.

У каждого мужчины должен родиться сын. Он унаследует дом и земли. Дочери всегда переезжают в дома мужей, а это значит, что, если нет сына, отчий дом обречен на разрушение. Знаю случаи, когда мужчины брали вторую жену, если первая не могла родить мальчика. Но это скорее исключение, чем правило. На традиционном сванском застолье третий тост посвящается святому Георгию, покровителю Грузии. Во время этого тоста мы желаем сына тем, у кого его еще нет.

Я работаю много, как и большинство соплеменников. Нам всегда есть чем заняться: выгнать коров на пастбище, почистить сарай, построить забор, заготовить дрова на зиму. Наши женщины трудятся не меньше. На их плечах дом и кухня. Мы и детей приучаем работать. Дочери помогают убираться и готовить, а сыновья все лето пасут скот на горах. Поэтому среди местных мужчин так много альпинистов. Мы чувствуем себя на вершинах как дома!

День начинаю в шесть утра с овсянки со сванским медом — самым вкусным в мире. С раннего утра женщины замешивают тесто — здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами. Средняя семья из 6-7 человек съедает около 10 лавашей в день. Когда тесто замешано, женщины доят коров и готовят сыр и мацони из парного молока.

Возле домов мы выращиваем горные травы. Для них выделяем почетный угол в саду. Кинзу, уцхо-сунели, имеретинский шафран добавляем в традиционные блюда и в сванскую соль. Ту самую, которую перемалывают 2-3 часа в большой деревянной ступке вместе с травами и специями, растущими только в Сванетии. Это особое искусство и особая традиция, которая передается из поколения в поколение по женской линии, вместе со ступкой. Нашей уже 400 лет.

Сваны похожи на сицилийцев. Нам всегда была свойственна кровная месть. Она могла разгореться из-за оскорбления или земли. История знает пример, когда вендетта между двумя кланами продолжалась более 300 лет, и за это время было убито по 12 человек с каждой стороны. Мой народ считал, что кровная месть помогает сохранить порядок в крае. Страх смерти силен, тем более что за преступления могла быть наказана вся община. Потому мы несем ответственность за поступки не только перед собой, но и перед предками и будущими детьми. Хотя сегодня былые обиды люди в основном заглаживают деньгами или скотом.

Все меняется... Мать, которой сейчас 73 года, часто рассказывает, какой была Сванетия в ее детстве — без электричества и дорог. Как 500 лет назад. А сейчас мы одеваемся, как и все, живем в домах с удобствами. В 2011 году сюда проложили прекрасную дорогу из Зугдиди, в поселке Местиа построили аэропорт, откуда можно добраться до Тбилиси. Жизнь стала другой. Поэтому важно не потерять самое ценное — наши традиции.

Один из самых высокогорных и труднодоступных районов Грузии - Сванетия. Первый самолет там увидели в середине прошлого века, а первая современная дорога была построена четыре года назад. За что уважают сванов и почему их боятся - разбирался Кирилл Михайлов.


Сваны - маленький горный народ, который живет на южных склонах Большого Кавказского хребта на северо-западе Грузии. По сложившейся в советское время традиции сванов относят к грузинам, хотя они говорят на своем языке, который составляет самостоятельную ветвь в картвельской языковой семье.


Предположительно, картвельская языковая семья распалась на грузинско-занскую и сванскую ветви на рубеже IV и III тысячелетий до Р. Х., так что у сванов есть основания утверждать, что они - отдельный народ, хотя все сваны говорят по-грузински, а родной язык остается языком бытового общения. По разным оценкам на территории Грузии сейчас проживают 30-35 тыс. сванов.


История этого народа прослеживается по источникам со времен царицы Тамары (конец XII - начало XIII века), хотя есть упоминания о сванах даже у античных авторов. Благодаря нескольким важным факторам - общая христианская вера, общая письменность, - культура сванов в значительной степени сформирована грузинской культурой и составляет ее часть. При этом маленький горный народ, живущий в относительной изоляции, сохранил в отличие от грузин родовой строй, что до сих пор определяет национальный характер.

Вот как в №4 «Исторического вестника» за 1885 год описывает сванов Корнилий Бороздин, служивший чиновником в Тифлисской губернии в середине XIX века: «Рослые, мускулистые, с типом, напоминающим наших хохлов, они были одеты в светлые чохи (верхняя мужская одежда из сукна, напоминающая черкеску. - прим.


ред.), на густых волосах, остриженных в скобку, вместо шапок наложены были какие-томаленькие кружки из сукна, подвязанные шнурками под выбритые подбородки; такой головной убор служил в то же время и пращею, из которой сванеты с необыкновенной ловкостью бросают камни. Обувь, напоминающая древние сандалии, состояла из кожаных (калабанов) башмаков шерстью кверху, перевязанных ремешками».

Кровная месть

Кровная месть для сванов давно стала традицией - фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное - это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединенной Европе придется забыть.


Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию: «Знакомясь все более и более с Вольными сванетами(Вольная Сванетия - одна из частей Сванетии - прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность…»


На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмерзшие в лед тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы - коммунистов.


Впрочем, в немецких источниках о боевом пути дивизии «Эдельвейс» о серьезных потерях, нанесенных сванами, не сообщается. В интернете есть рассказ одного альпиниста, которому в сванском селении давали пострелять из прекрасно сохранившейся немецкой винтовки Mauser 98k, но скорее всего это не боевой трофей: в начале 1943 года дивизия была спешно снята с фронта из-за угрозы окружения и отправлена в Грецию. А часть вооружения и экипировки пришлось просто бросить в горах.

Сванские башни

Один из самых известных символов Сванетии - сванские башни. Большинство их них построены несколько столетий назад по одному архитектурному плану: высота до 25 метров, основание 5 на 5 метров, четыре или пять этажей с деревянными перекрытиями, на каждом этаже одно узкое окно, обращенное, как правило, на юг, на верхнем этаже несколько окон, но все они не приспособлены для стрельбы из лука или из огнестрельного оружия. До сих пор ведутся споры о назначении сванских башен: то ли это боевые или дозорные сооружения, то ли хозяйственные, но уж точно не жилые. Чтобы представить себе, как жили сваны еще полтора столетия назад, обратимся опять к воспоминаниям Корнилия Бороздина: «Представьте себе людей, числом не более трех тысяч, поселившихся в местности, имеющей вид ящика, открытого только три месяца в году, а в остальные девять месяцев запертого герметически. Почва тут не родит ничего, кроме ржи, иногда и не доспевающей, из которой гонят вонючую водку (араки), да в течение трех месяцев горы покрываются травой, которой в это время может питаться баранта (стадо баранов и овец. - К. М.) и скотина и затем, кроме незначительного количества меду, дичи, лисиц, маленьких зверков, нет ничего, - буквально ничего.

Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счет соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».


Судя по условиям, в которых жили сваны, башни были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения.

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.

Сваны.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Исторические сведения

Сваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они иберы по происхождению и говорят на грузинском языке. Страбон размещал их по соседству

с Диоскурией, а Плинии писал: «Река Коби с Кавказских гор течет через земли сванов». Еще и сегодня сваны живут в верхнем течение реки Хоби, название которой более точно написано Аррианом, чем Плинием. Птолемей называет этот народ свано-колхами. Вот сведения, оставленные об этом народе Плинием и Страбоном.

Текст Плиния: «Некогда в Колхиде царствовал Субоп, который, первым покорив сванов, добыл там много золота и серебра, так же как в царстве, знаменитом золотым руном. Говорят, что балки, колонны и рельефы в его дворце были сделаны из золота и серебра. Его победил Сесострис - царь Египта...»

Кажется, что экспедиция Сесостриса имела ту же цель, что и путешествие Фрикса, и поход Ясона, и что владельцами золотого руна были вовсе не колхи-египтяне, а свано-колхи, или сваны (соаны). Посмотрим, что же говорит об этом народе Страбон.

Текст Страбона: «Сваны - соседи фетейрофагов и не менее их нечистоплотны, однако превосходят их могуществом, а также мужеством.

Они живут на вершине Кавказа, расположенной над Диоскурией, и в областях, образующих круг с этой вершиной в центре. У них есть царь и совет, состоящий из 300 человек. Поскольку все их мужчины носят оружие, они, как уверяют, могут выставить 200 тысяч пехотинцев.

Уверяют, что у них в реках течет золото и они его собирают в корытца с дырочками (что-то типа сита) и складывают в овечьи шкуры. Именно из-за этого и родилась легенда о золотом руне или, может быть, речь идет о западных иберах, носящих то же название, что и эти, чьи земли тоже очень богаты металлами. У сванов стрелы смочены ядом, который проникает в раны и вызывает непереносимое зловоние».

Из текста видно, что сваны, живущие в высокогорье Кавказа, - настоящие грузины, так как Страбон им тоже дает название «иберы». И действительно, они говорят на одном из диалектов грузинского языка, а их внешний вид такой же, как и у грузин.

В трактате о посольствах Менандра (Протектора) сказано, что византийцы и персы в 562 году воевали за овладение Сванетией, и Хосров заявил послам, что страна сванов совершенно недостойна внимания византийцев и они не смогут получить от нее никакой прибыли.

В Сванетии есть горный перевал, которым пользовались и раньше, и пользуются сейчас для пересечения Кавказа. В 569 году Земарх возвращался из своей посольской поездки к хану турок Эктагу (Алтай), Сародийаланский (осетинский) князь посоветовал ему не ходить через страну миндиан, поскольку персы устроили ему западню по соседству со Сванетией, и скорее уж лучше выбрать дорогу Дариньян (Дарьял), чтобы наверняка вернуться домой.

Говорят, что когда-то сваны подчинялись Грузии, но по крайней мере точно известно, что они входили в состав царства лазов. Те, которые живут на Цхенис-цгали, подвластны мингрельскому князю Дадиани. Напротив, у тех, кто живет на Ингури, свои более или менее независимые князья.

Сваны исповедуют христианство с очень давних времен, в их горах еще встречаются церкви в хорошем состоянии; сваны с Цхенис-цгали признают юрисдикцию епископа Лечкуми.

Название

Сваны сами себя называют «шнау», а грузины, имеретины и мингрелы называют их «сваны», или «соны», а их страну - Сванетия. Сваны ныне занимают южные альпийские луга Кавказа; сначала их можно найти к востоку от горы Джумантау, расположенной примерно в 40 верстах к югу от поселения карачаевцев.

Расположение

Узкая долина, орошаемая Тебердой, тянется до снежных гор, дорога через эти горы пересекает Кавказ и приводит к истокам Цхенис-цгали (река Лошади) - реке, которую древние называли Восточный Гиппиус, и далее, по ту сторону гор, в Имеретию и Мингрелию. Сваны живут в верховьях этой реки, протекающей через их земли под названием Лашхури, а также в верховьях рек Хопи и Ингури, впадающей в Черное море у Анаклии. На западе сваны граничат с абхазами.

На Лашхури у них есть поселения Лашети, Чолури, Ралаши и Иента. Лашети находится в одном коротком переходе от селения Сард мели, расположенного в районе Рача на ручье Рицеаули, который на некотором расстоянии отсюда впадает в Риони с левой стороны.

Селения, расположенные на Ингури, или Энгури, следующие: Учкур, Кайя, Адиш, Мигат, Ипар, Богреш, Цирми, Йели, Милох, Ленгор, Латели, Бечи, Дол-Зебут, Цхумар, Йезер и Лахмура.

Внешний облик жителей

Сваны - высокий, красивый, хорошо сложенный народ, но один из самых нечистоплотных на всем Кавказе. Внешне сваны похожи на грузин, тем не менее их наречие сильно отличается от иберийского и мингрельского и содержит большое количество чужих слов. Это, вероятно, из-за того, что сваны в течение столь долгого времени отделены от этих народов, а ведь числительные, местоимения и другие слова у них похожи на мингрельские и грузинские.

Жилища

Дома сванов построены из камней без закрепляющего раствора или из плетенок, обмазанных глиной; в них нет окон. Через отверстие в центре крыши проникает свет и выходит дым. Крыша построена из толстых балок, горизонтально положенных на четыре стены; крыша засыпана землей.

Вся семья спит вместе со скотом на соломе.

Одежда

У сванов нет обычая носить рубашки, они надевают два или три узких бешмета один на другой, оставляя открытой грудь, предплечья и колени. Передник заменяет им штаны, а полосы сукна, обмотанные вокруг ног от щиколотки до бедер, - чулки. Они оборачивают ступни необработанной кожей, складывающейся впереди в острый нос. Некоторые из них носят имеретинскую шапку, хотя часто голова у них не покрыта, а волосы большинство из них никогда не причесывает.

Девушки у сванов никогда ничего не носят на голове, а женщины, выйдя замуж, покрывают голову красным платком, причем закрывают не только темень и затылок, но и лицо, открытыми остаются лишь уши.

Женщины у сванов носят длинные узкие платья, обычно из красного полотна, с завязкой спереди; зимой они накидывают поверх платьев плащ из грубого сукна, а летом носят накидки из красного холста.

Сванетки считаются прехорошенькими, да и нравы их не очень суровы: некогда считалось для женщины позорным, если она не имела нескольких возлюбленных.

Готовят они очень грязно, в золе. Хлеб пекут из пшеницы, ячменя, а летом заменяют его очень густым, сваренным в воде, просом. У сванов большие стада коз и много птицы. Несмотря на свою нечистоплотность и бедность одежды, они все - и мужчины, и женщины - любят украшать себя, насколько позволяют средства, золотыми и серебряными цепочками. В каждом доме и в каждой семье есть, как правило, только один сосуд для питья, которым пользуются все вместе по очереди, обычно сосуд бывает серебряный. Ружья их украшены пластинками серебра, какие-то больше, какие-то меньше.

Земля сванов богата месторождениями свинца и меди, которые они умеют плавить, того же нельзя сказать о железе. Они сами делают порох, имея все вещества, входящие в его состав, и продают его карачаевцам, от которых получают в обмен соль, которую те выменивают в России. Они производят грубое сукно, которое продают в Имеретин. У них есть все необходимое для жизни, за исключением соли, но, поскольку им нужна и одежда, и всевозможная галантерея, они вынуждены толпами ходить в Мингрелию и Имеретию в начале лета, чтобы предложить свои руки для работы на равнине. Они возвращаются после сбора урожая и приносят в качестве платы за труд не деньги, которые были бы для них бесполезны, а пластинки меди, железа, котлы, холсты, ткани, ковры и соль.

Народонаселение

Население Сванетии составляет в целом около 25 тысяч человек, они могут выставить 3 тысячи вооруженных пехотинцев. Территория Сванетии разделена на 4 округа, а именно:

1. Циохо - 7 тысяч жителей.

2. Татархан - 5 тысяч жителей.

Эти два округа управляются двумя князьями с теми же именами - Циохо и Татархан - из семьи Дадешкильянов; первый из них подчиняется России, а второй собирается последовать примеру первого, прислушиваясь к уговорам правящего князя Мингрелии Дадиани.

3. Свободные сваны - 8 тысяч жителей, часть из которых вновь приняла христианство в 1830 году. Князь Дадиани склонил их подчиниться, и они отправили в Тифлис депутацию для переговоров об этом.

4. Сваны, относящиеся к Мингрелии и называемые «сваны-дадиани», поскольку подчиняются правящему князю Мингрелии Дадиани,- до 5 тысяч душ.

Новые сведения о сванах (получены в апреле 1834 года): границы и расположение

Кавказский массив в направлении с северо-запада на юго-восток образует близ горы Эльбрус, называемой сванами Ингистав, угол, вершина которого обращена к Кубани, а восточная сторона проходит по вершинам Нака и Париста, где он и кончается.

Ответвления хребта, соединяясь с горами Супис-та, Китлаш, Кугуб и др., образуют снежную цепь Кавказа и, упираясь в высокую гору под названием Пазис-мта, являются с севера и юга границами земель, занятых сванами, и отделяют их от аланетов, карачаевцев кабардинцев высокогорья (балкарцев и чегемцев) и осетин.

От горы Пазис-мта (так звучит название на языке сванов, а по-осетински Бассиан-гог), где находятся истоки двух значительных рек - Риони и Ингури (древний Сингамис) - отходит большой отрог, который тянется к юго-западу в направлении почти параллельно снежной цепи. Наиболее высокие вершины этого отрога - Сацхену, Ацхи, Табера, Лашхет, Лешниул, Омиаш и Намджогу; они являются южной границей сванов и отделяют их от Мингрелии и Имеретин; между ними и снежным хребтом образуется широкое и очень глубокое ущелье, по дну которого течет Ингури в направлении с востока на запад, затем река впадает в Черное море близ крепости Анаклия. С западной стороны земли сванов отделены от Абхазии большим отрогом, отходящим от Кавказского кряжа в юго-западном направлении и называющимся хребтом Джодесюки.

Крутые склоны гор, со всех сторон окружающие страну сванов, прорезаны глубокими ложбинами и дают начало бесчисленному множеству потоков и ручьев, которые впадают в Ингури; основные из них впадают с правой стороны реки, следуя по течению,- Шихра, Дахмара, Кедлера, Кхене, Туби, Цхемара, Мейлера, Гештерг, Маулаш, Никара, Чубер, Уди.

С левой стороны в Ингури впадают Лакудра, Бакари, Марчхоб, Кумпурра, Махашир, Ведера.

Протяженность

Сванетия протянулась в длину от горы Пазис-мта до хребта Джодесюки (с востока на запад) примерно на 110 верст, в ширину (с севера на юг) от горы Ингистав до горы Лешниул - на 50 верст; общая площадь территории, заселенной сванами, приблизительно составляет около 3700 квадратных верст. Если принять во внимание большую высоту гор Сванетии, их склоны должны занимать площадь, значительно большую, чем основания, и, следовательно, соотношение количества жителей и площади не должно рассматриваться только с учетом территории, занимаемой сванами, судя по карте.

Деление

Сваны разделяются на три племени, а именно:

1. Земля независимых сванов, которые сами себя называют «упуста» (без господ), простирается к западу от горы Пазис-мта на 45 верст по обоим берегам Ингури и граничит с территорией Татархана Дадешкилъянова. Вот перечень селений этого округа: Латани, Лашли, Сола, Ленскер, Местия, Циорми, Мулах, Мужалуа, Бограши, Лагуст, Ленджа, Ипари, Мебзагер, Кусроли, Зарглеш, Клал, Ушкул, Муми-кур, Лессу, Лам, Энаш, Лахусата, Чуанаш.

Число домов в этих селениях доходит до двух тысяч.

2. Территория князя Татархана Дадешкильянова находится между землями свободных сванов и землями князя Циохо Дадешкильянова, от которых она отделяется притоком Ингури - Кхене. В длину этот район не превышает 17 верст, здесь известны 30 селений, вот их перечень: Искари - является резиденцией князя, располагается недалеко от левого берега Верхней Кедлеры; Лабекал, Магаудер, Лезгара, Тубери, Сют, Уэбаддо, Каляш, Ладрер, Лашхер, Лантели, Целянар, Пхатрер, Угвал, Берж, Чалир, Моил, Кураш, Генут, Лянкури, Картвани, Долг, Чхидонар, Ушханар, Нашткол, Тхебишь, Багданат, Мазер, Гул, Келедкар.

В этих поселениях насчитывается до 750 дворов.

3. Территория князя Циохо Дадешкильянова занимает самую западную часть Сванетии и ограничена на востоке рекой Кхене, а на юге - Мингрелией. Сваны князя Циохо занимают площадь в 2250 квадратных верст по обоим берегам Ингури, у них 21 селение. Вот список этих селений: Пари - резиденция князя на правом берегу Туби; Большая Лахмула, Малая Лахмула, Большая Лыха, Малая Лыха, Ламхера, Кацха, Супи, Лакури, Гештера, Хофуа, Паледа, Кич-Хилдаш, Чубери, Цалери, Лашхераш, Таврар, Джухрани, Герухаш, Кудано, Гаиш.

В этих селениях насчитывается около 500 дворов.

Население

Предположив, что в каждой семье 7 человек, можно насчитать в Сванетии 23 200 душ населения, но в новых данных приводится число жителей в 26 800 человек, а именно:

Сваны Циохо Дадешкильянова - 7000

Сваны Татархана Дадешкильянова - 5000

Свободные сваны -14800

Итого: 26800

Примечание. Существует еще и четвертое племя сванов численностью около 5000 душ, но поскольку они живут в высокогорных долинах Мингрелии, к югу от своих сородичей, и находятся в зависимости от князя Мингрелии Дадиани, то мы о них будем говорить, но не при описании этой области.

Климат, хозяйственные занятия и промыслы

Климат Сванетии очень суровый, так как эта область - одна из самых высокорасположенных на Кавказе и окружена горами, часть из которых покрыта вечными снегами, а другая открыта холодным безжалостным ветрам. Туманы здесь очень часты и настолько густые, что пешеход, внезапно захваченный туманом, не осмеливается продолжать путь из страха упасть в пропасть, а вынужден остановиться и стоять до тех пор, пока ветры не рассеют облака.

Из всего вышесказанного можно заключить, что природа здесь не очень щедра на свои дары. Зима начинается в октябре и продолжается до мая, когда сваны сеют ячмень, в июне они обрабатывают поля проса и льна, в августе закладывают на гумно пшеницу, а в начале сентября - остальные зерновые. Не имея ни малейшего представления о сельском хозяйстве и с детства привыкнув к нужде, сваны выращивают лишь то количество пшеницы, которое необходимо для скудного питания семьи; они настолько привыкли к голоду, что им достаточно одного либра хлеба в день и, когда они отправляются в поход, одного маленького хлебца (чурека) им хватает, чтобы питаться три дня.

Полевые работы в Сванетии очень тягостны как летом, так и зимой; все перевозки зерна, леса и прочего осуществляются с помощью саней, похожих на сани наших крестьян. Они пашут землю плугом, в который впряжены быки, но счастлив тот, кто владеет таким наделом земли, где быки могут пройти, поскольку остальные должны обрабатывать маленькие клочки земли собственными руками.

Суровый холод, царящий в Сванетии большую часть года, мешает жителям активно заниматься разведением скота, тем не менее они продают его в Мингрелию и Имеретию, получая в обмен соль и железо. Они также меняют на серебро сукно, которое делают сами.

Князья сванов почти так же бедны, как и их подданные, но у них есть право иногда продавать кого-нибудь из подвластных им людей. Они берут за мужчину 200 овец, а за красивую женщину - 300 овец. Часть овец идет им в пищу, а другая - продается в Мингрелии, где взамен покупается шелковая ткань и другие предметы роскоши.

Свободные сваны богаче, чем подданные князей Дадешкильяновых, поскольку они часто устраивают разбойничьи набеги на своих соседей. Те из свободных сванов, кто приходит по торговым делам в селение Лентели на территории мингрельского князя Дадиани, вместо налога дают двухлибровую мерку пороха и несколько овец.

Гора Лакура на территории князя Татархана Дадешкильянова богата свинцом; несколько раз там находили слитки самородного серебра, которое Жители используют для украшения своего оружия. Гора Латли на территории свободных сванов отличается теми же свойствами.

Ингистав дает серу, и сваны делают порох хорошего качества.

Облик и характер сванов

Лицом сваны похожи на русских, у большинства из них светлые волосы, они оставляют их и не сбривают с головы, как это делают черкесы, на которых они похожи манерой одеваться. На их чекменях с каждой стороны груди находится по двенадцать трубочек для вставления патронов. Оружие у них такое же, как и у остальных, и превосходного качества.

Сваны храбрые, нравы их грубые и отличаются безудержной распущенностью, что делает их отважными и предприимчивыми. Они посвящают «се достижению поставленной цели. Сваны готовы отомстить за малейшую нанесенную им обиду, и часто какая-нибудь безделица вызывает смерть целой семьи и ее соседей; кроме того, сваны по своему характеру скрытные и лживые:

Обработав свое поле, сван принимает участие в каком-нибудь разбойничьем набеге или же разрабатывает его план и проводит свои дни, мечтая о счастливых временах, когда он не боялся встретить русские штыки и ему было позволено похищать людей и продавать затем туда, куда захочет.

Сваны считают постыдным сидеть возле своих жен, они даже не любят разговоров о прекрасном поле и, как следствие, не знают образа жизни женщин в кругу семьи.

Жилища сваны строят, как хижины, из горизонтально расположенных балок и необработанных камней. Их дома прижаты к какому-нибудь выступающему утесу или же помещаются под скалой, которая низко нависает и служит крышей. В домах можно встретить лишь самую необходимую мебель, но зато в самой бедной хижине есть превосходное ружье, украшенное серебром, хорошая шашка, пистолет и кинжал - неотъемлемое их оружие, всегда прикрепленное к поясу, обвивающему стройную талию свана.

Крутые и скалистые горы Сванетии не позволяют использовать лошадей, и сваны способны без особой усталости пройти 60-70 верст в день, и это по тропинке, все время идущей вдоль глубоких ущелий, где быстрые потоки постоянно преграждают путь, угрожая унести путника своим стремительным течением в Ингури.

Как и другие народы гор, сваны не запасают сено на зиму; в это время года они оставляют свои отары овец пастись у южного подножия Эльбруса, где животные сами находят себе корм вместе со стадами карачаевских овец и коз.

Язык

Язык сванов не имеет ни малейшего сходства ни с одним из наречий горцев Северного Кавказа; произношение в нем очень сложное, но, во всяком случае, язык сванов имеет что-то общее с грузинским языком. Сваны, торгующие в Мингрелии и Имеретии, говорят по-грузински, чтобы быть понятыми, но очень немногие из них хорошо на нем говорят, поскольку в основном сваны поддерживают мало отношений с подчиненными России областями.

Религия

Хотя сваны считают себя христианами и у них есть церкви (времен грузинской царицы Тамары), они не имеют ни малейшего представления о догматах религии. Во время раздела Грузинского царства в середине XV века сваны окончательно отделились от Грузии, и, будучи окружены с трех сторон языческими народами, впоследствии принявшими ислам, они избежали влияния фанатизма и собственно сейчас практически не имеют никакой религии.

Сван может жениться столько раз, сколько раз захочет, но не имеет права одновременно иметь несколько жен. Он должен отослать предыдущую жену, если берет новую. Сваны не знают ни крещения, ни причастия, они не соблюдают никаких таинств религии. Тем не менее среди них есть священники, выбираемые с общего согласия, они читают кое-какие молитвы в дни праздников, но паства ведет себя своеобразно, даже не крестится.

Форма правления

Сваны не могут признавать высшую власть без отвращения, и, хотя князья Татархан и Циохо присвоили себе право на жизнь и смерть своих подданных, они не могут ничего предпринять без общего согласия своих подданных. Споры, не касающиеся кровной мести, улаживаются князьями или старейшинами, которые пользуются всеобщим уважением.

Свободные сваны в важных случаях обращаются к князю Дадиани из Мингрелии; с делами меньшей важности они приходят к князьям Дадешкильяновым. В целом их форма правления представляет собой смесь деспотии и республики.

Воины

Поскольку у сванов мало лошадей, они никогда не могли совершать дальних походов, но расположение Сванетии очень выгодно для оборонительной войны и отлично подходит для устройства всевозможных препятствий врагу, и еще никто не осмелился напасть на них в их почти недоступных ущельях. В случае опасности четверть населения готова взять в руки оружие и защищать исходные рубежи своих горных поселений.

Пути сообщения

Из всего, что здесь сказано о Сванетии, можно сделать вывод о том, что сообщение здесь чрезвычайно затруднено и средства его представлены лишь узкими тропинками, годными лишь для пешеходов.

Примечание. Сведения о Сванетии были собраны на месте капитаном Генерального штаба князем Шаховским и переданы автору начальником Генштаба Кавказского корпуса г-ном генералом Волховским.