В чем смысл произведения бесприданница. "Бесприданница"

Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема - Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт - экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт - развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт - кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт - развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

История написания

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым - редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель - не продешевить.

Лариса Огудалова - тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком - отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она - вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке - гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт - кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт - развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Главные герои

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге - трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

Драма «Бесприданница» (1878)

Годы идут, эпоха меняется и в России – и Островский успевает за ней. Перед нами вместо бородатых, мужиковатых купцов – вот и пожилой «из крупных дельцов последнего времени», и молодой европеизированный представитель «богатой торговой фирмы», и дворянин судохозяин Паратов, «блестящий барин», его приплытие отмечается у пристани приветственным пушечным выстрелом. Да и волжский город уже не рядовой, а скорей всего – сам Нижний Новгород, тут и пароходы, и катеры. (Прежнее купеческое медлительное самоварное чаепитие «до третьей тоски» лишь беглым укором поминается кем-то.) И если попоют нам со сцены, то уже не народную песню, а романс, а то и цыганский хор.

Однако тема , сюжетный конфликт, хоть и в новом одеянии, в новой обстановке – мало переменились. Хотя в заголовке объявлена нам «Бесприданница» первый раз – но уже сколько бесприданниц прошли в череде пьес, всё этот конфликт между потребностью истинной любви и подавляющими денежными расчётами. От раза к разу фабулы будто и меняются, но действующие фигуры и их расстановка – как будто и повторительны для нас. Конечно: и ситуация повторительная в жизни – и куда же драматургу деться от неё и не повторять. Но всё так же у него лёгкость выражения характеров, типов, по самым даже мелькучим, кратким деталям – и читать приятно, и смотреть на сцене – живо.

Бесприданница. Фильм-спектакль 1974 года по драме А. Островского

Год назад этот самоуверенный, развязный красавец Паратов ухаживал за Ларисой, обещал жениться, потом (по корыстным соображениям, всё так же ради миллионного приданого) – уехал, сгинул, знать о себе не давал. Лариса внутренно металась, ждала, ждала – наконец решилась выходить за малозначительного чиновника Карандышева, которого она заранее стыдится, – и рвётся сразу после свадьбы уехать подальше, в глушь, чтобы не испытывать городских насмешек. И тут, накануне, приплыл всё тот же блестящий ослепительный Паратов, под пушечный выстрел, зависть публики и ликование цыган. И в первые же минуты покатил навестить свою покинутую возлюбленную (ищет, как повеселей провести время).

Всё действие пьесы, по лучшим драматическим традициям, умещается в сутки. Карандышев имеет несчастье пригласить богатых гостей к своему скудному обеду. Гости сперва за глаза, потом и прямо в лицо издевательски высмеивают его, даже глумятся. Мучение от жалкости жениха терзает Ларису. Паратова она встретила – и в этом главная психологическая верность автора! – не упрёками за прошлое, а – мгновенной покорностью – сила чувства!! Ведь она ослеплена им, он «идеал мужчины». (Когда-то он смело взялся и выбил выстрелом монету из рук Ларисы.) Паратов затевает после того нескладного обеда – пикник за Волгой, ехать на катерах с цыганами, вопреки всем приличиям зовёт и Ларису – и она с готовностью едет. (Жениха покидают подпоенного.) Чуть раньше мы уже слышали от неё мотив: что её тянет броситься в Волгу (и это воспринимаешь как повтор от «Грозы »). В конце ночи вернулись с гулянья – она слышит от любимого, что на том и конец: он уже обручён. Ей – только смерть, вот – броситься с высоты на камни внизу. Очнувшийся Карандышев ищет мести обидчику, у него пистолет. А Лариса ему: «ваше покровительство – самое тяжкое оскорбление», «жить холодно… я не нашла любви, так буду искать золота». (Два богача уже сыграли на неё, в орла-решку, кто возьмёт её с собой на выставку в Париж, – «она создана для роскоши».) Исступлённый Карандышев застреливает свою невесту – и она успевает поблагодарить его за благодеяние, за освобождение, и взять выстрел на себя.

Однако: был ли неизбежен в фабуле такой явный перебор Островского: ввести мелко-комедийную фигуру «Робинзона»? Много усилий смешить – а совсем не смешно и не к месту, и юмор-то невысокого разбора; только сбивает жанр с задуманного контура – из драмы в комедию, но и её не достигнув.

А вот русское традиционное прорвалось: «На тебе тоже цепи?» Нет, «кандалы, честное купеческое слово». Ведь жили же так: без письменных договоров и без адвокатов. Эта старина – Островскому мила.

Примечание. Премьеры «Бесприданницы» состоялись 10 ноября 1878 года в Малом театре, 22 ноября – в Александринском, обе были малоуспешны. Неуспех и позже преследовал нечастые постановки драмы, пока, спустя 18 лет, ее популярность не стала расти, чему немало способствовали постановки 1896 года в Петербурге с В. Комиссаржевской (Лариса) и в Москве с К. Станиславским (Паратов). В советское время драму ставили во многих театрах страны, ставят и в постсоветское. Первая экранизация была предпринята еще во времена немого кино (1912, реж. Кай Ганзен). В СССР вышло три фильма: 1936 (реж. Яков Протазанов), 1974 (реж. Конст. Худяков), 1984 («Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов).

Я вещь, а не человек!

А. Н. Островский

Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег.

Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исклю-чительное значение придает Островский имущественному и общественному поло-жению героев. Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов послед-него времени... с громадным состоянием», Вожеватов — «один из представителей богатой торговой фирмы», Карандышев — «небогатый чиновник», Паратов — «блестящий барин, из судохозяев». Об имущественном положении Ларисы гово-рит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение геро-ев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу. Но объяснить драматизм пьесы только социальным злом — значит принизить ее значение. «Бесприданница» стала одним из шедевров мировой драматургии бла-годаря глубокому психологизму действующих лиц. Тургенев справедливо заме-тил: «Истинно драматические положения... возникают тогда, когда страдания неизбежно вытекают из характеров людей и их страстей».

Ни Катерина в «Грозе», ни Лариса в «Бесприданнице» не являются всего лишь жертвами обстоятельств. Многое в жизни зависит и от самих людей, от склада их характера. Герои «Бесприданницы» обладают сложными и подчас противоречивы-ми характерами. Каждому из них, за исключением, пожалуй, только Кнурова, Вожеватова и Огудаловой, трудно поладить не только с другими, но и с самим со-бой. Паратов, Лариса, Карандышев хоть и зависят от обстоятельств, но поступки совершают по собственной воле. Драматический герой, подобно витязю из сказки, часто оказывается на распутье. Какой путь выбрать? Лариса решила идти на риск, Потому что не хотела отказаться от забрезживших надежд, в которые ей так хоте-лось верить. Правильно ли она поступает? Ведь она вовсе не уверена в Паратове, ибо помнит о его словах: «Я завтра уезжаю». Покидая дом Карандышева и проща-ясь с матерью, Лариса произносит многозначительную фразу: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Тут нельзя говорить о правильном или неправильном выборе. Этот выбор драматичен, он является результатом сложных побуждений и ведет к драматическим последствиям.

В пьесе раскрыты противоречия времени и человеческих характеров. Интересен в этом отношении образ Робинзона. Этот человек все время паясничает, он спился и опустился до роли шута. Но есть своя серьезность и в этом комическом персонаже. Робинзон нужен в пьесе не только как комический персонаж. В его образе главная тема обретает важный и художественно необходимый смысл: с Робинзоном уже случилось то, что хотят сделать с Ларисой. Он уже превратился в вещь, переходящую из рук в руки: молодой купец передал его Паратову, тот — Вожеватову. Не только для потехи, но и для самоутверждения нужен им Робинзон. Беспредельно униженный, он тоже иногда пытается, подобно Карандышеву, « петушиться» и даже «топорщить-ся», пытается дерзить сильным мира сего. Жалкие попытки Робинзона хоть в чем- то отстоять свое достоинство только смешат Паратова и Вожеватова. Робинзона не надо ни «обуздывать», ни «укрощать», ни выводить из себя, как Карандышева. Он уже укрощен жизнью. И все-таки не до конца. Вспомним одну из самых циничных по своему смыслу сцен пьесы. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию: Сергей Сергеич Паратов, хотя и человек смелый, «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Теперь наступает их черед, и они бросают жребий, кому достанется оставленная Паратовым Лариса. Мнение самой Ларисы никого из них не интересует. «О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию!» — восклицает Робинзон. Как это часто бывает в драматургическом произведении, устами шута здесь глаголет истина.

После слов Паратова: «Она поедет» — мы уже ничего хорошего от Сергея Сергеича не ждем. А Лариса еще ждет и надеется. Хотя слова: «Или ищи меня в Волге» — были ею сказаны.

Все надежды Ларисы рухнули. И дело не в том, что Паратов, как оказалось, обручен, что, поманив Ларису за Волгу, он обманул ее. Дело в том, что Лариса обманывала себя, тщетно надеясь найти и обрести тот «идеал мужчины», которого в жизни, наверное, уже и не найти вовсе. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза: в ее избраннике нет ни благородства, ни смелости, ни широты души, все это она придумала в нем.

Лариса — жертва не только циничных замыслов Кнурова и Вожеватова или само-любивых притязаний Паратова и Карандышева, но и собственных заблуждений, иллюзий, ошибок, за которые надо расплачиваться. Лариса начинала с того, что, совершая внутренне противоречивые поступки, еще не отдавала себе в этом отчета. Потом противоречивость своих действий стала осознавать, о чем свидетельствует ее прощальная речь, обращенная к матери. Теперь, совершая поступки еще более про-тиворечивые, она обретает способность анализировать их с растущей требовательно-стью к себе. Материал с сайта

Древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что цель трагедии — очищение души («катарсис»). Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал истинный их смысл, ему открывалось нечто существенное в себе самом. Именно это переживает и Лариса и доходит до беспощадности к себе. Перед ней выбор: либо соблазниться кнуровской роскошью, либо хоть как-нибудь, да суще-ствовать. Есть еще третий, самый желанный выход: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...» В таком состоянии и застает ее Карандышев. Он продолжает настаивать на своих правах. Но в ответ на его «должна» следует ее «никогда». И тогда Каран-дышев стреляет. «Милый мой, какое благодеяние Вы для меня сделали!» — гово-рит ему Лариса.

«Бесприданница» Островского — пьеса с катарсисом. Очищение тут переживает самый благородный, самый прекрасный, самый глубокий человек — Лариса. «Никто не виноват... Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижа-юсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю», — твердит умирающая Лариса, и слова эти очищают не только ее душу, но и нашу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему пьеса названа бесприданница
  • островский бесприданница герои пьесы
  • в чем суть проблемы пьесы бесприданница
  • кто в главных персанажей в бесприданице островский
  • краткое содержание пьесы бесприданница

1. В чем суть пьесы Островского?
2. Знакомство с героиней.
3. Нравственный облик купцов.

4. Трагедия героини.

Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в буржуазном обществе, драматург открывает читателю истинное положение вещей.

В тихом городке на Волге живет девушка на выданье, Лариса Огудалова. Вокруг много завидных женихов, но Лариса — бесприданница. Поэтому, несмотря на ее душевные качества, она находится в невыгодном положении. Эти мужчины претендуют на Ларису всего лишь как на красивую вещь, говоря о ней как об очередном деле. Лирическая натура Ларисы сначала не понимает этого, она ищет любви. Если не взаимной, то хотя бы любви к себе. Поэтому, за неимением других кандидатов, она согласна стать женой Карандышева, который любит ее. Этим решением она зачеркивает год пустых страданий по другому человеку — Сергею Паратову, решив, что семейные обязанности помогут забыть о нем. Но Паратов вновь появляется в ее жизни. Он решил проститься с вольной холостой жизнью, может, он почти не помнит Огудаловой, но Лариса уверена, что приехал Сергей Сергеевич ради нее.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, знает, что ожидает ее дочь, и ее отношение к ней не отличается от отношения купцов — она тоже хочет выгодно сбыть Ларису с рук. С небогатым Карандышевым она разговаривает с пренебрежением, с Паратовым ведет себя немного фамильярно, с Кнуровым она во всем соглашается, понимает, что он готов взять дочь в содержанки и рада этому, получив гардероб для дочери и триста рублей.

У Ларисы есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт драмы — в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают за нее другие.

Как ни прискорбно это осознавать, но Карандышев. пусть он и влюблен в Ларису, тоже относится к ней как к красивой бездушной вещи. Для Ларисы это ужасно. Ведь она считает любовь главным достоинством своего жениха. Он же радуется тому, что она станет его женой, воспринимает это событие как выгодную для себя сделку. Ему есть теперь, чем кичиться перед этими богачами! Есть, чем уязвить их! Но он ревнует и тоже уязвлен, ведь Лариса не скрывает даже, что любит Паратова! Потому что считает, что она дождалась свою любовь, пройдя через страдания.

Карандышев имеет одно отличие от других героев-мужчин — он действует по велению своего сердца. Говорит Ларисе, что ради нее готов на унижение. Как же ведут себя другие? Что испытывает к Ларисе Паратов? Значит ли она для него больше, чем для других, или же он наслаждается своей властью над влюбленной девушкой, а также ловкостью в обмане жениха? Насколько честны по отношению к Ларисе те, кто ее окружает?

Судя по их поступкам, главным «нравственным» качеством в купеческой среде является деловая хватка. Обо всем они рассуждают с точки зрения выгодности, и чувствам не место там, где должен быть только расчет. Купцы держат с остальным населением дистанцию, и они достаточно недоверчивы даже друг к другу. Их нравственный облик мы узнаем в отношениях с Ларисой. Властный и расчетливый Кнуров подчеркнуто доброжелателен с ней, говорит, что обязан принять участие в ее судьбе. Фактически же это означает, что он воспользуется безвыходным положением девушки.

Паратов ради денег готов на все, а его взаимоотношения с Ларисой — как азартная игра, ведь он считает, что в жизни надо попробовать все. К сожалению, влюбленная девушка не видит его эгоистичность. Нравственный облик Сергея Сергеевича Паратова проявляется для Ларисы только тогда, когда он, соблазнив девушку, говорит ей о своей невозможности жениться на ней. Что же он выбрал? Более выгодную в материальном плане женитьбу на миллионах. Об этом событии узнают все в самом начале пьесы. Но, видя, как мечется Лариса, ей никто не говорит об этом, в том числе и друг детства Вася Вожеватов. Вожеватов — бездушный эгоист, которого не трогает судьба Ларисы. Он не может ей даже предложить помощь в критической ситуации, потому что связан честным купеческим словом. Он разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым.

Кнуров — циничный делец, он может только ради красного словца сказать Огудаловой, что «ни на одну минуту не задумался предложить руку», но он женат, поэтому готов дать ей такое довольствие, что все критики нравственности будут вынуждены замолчать. То есть, не бывает безнравственных поступков — бывает мало денег.

Так человеческие отношения, нравственность, любовь, дружба оказываются перечеркнутыми ради отношений деловых, ради выгоды. Вот как сама Лариса подводит итог своей жизни: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса делает выбор — она готова стать красивой вещью для богача Кнурова.

Как обычно, истина звучит из уст того, чьи слова не воспринимают всерьез. Робинзон говорит Паратову: купцы — невежи. И это самая мягкая характеристика, какую можно дать. Карандышев первым раскрывает глаза невесте на ее окружение, он говорит ей жестокие, но правдивые слова о тех, кого она считает друзьями: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Он считает, что обязан защитить Ларису и наказать ее оскорбителей. Но с ним тоже происходит трансформация — его любовь оскверняется ревностью и местью. Купцам же он завидует и тоже хочет чувствовать себя хозяином.

Ларисе после всего случившегося остается стать игрушкой для Кнурова или умереть. Поэтому она благодарит Карандышева за случайно исполненное ее желание: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» Возможно, она сама и не решилась бы свести счеты с жизнью, а став содержанкой Мокия Парменыча, утратила бы самое себя. Она берет на себя вину в своей смерти, покрывая Карандышева, избавившего ее от дальнейших разочарований и страданий.

Неизбежность трагического финала подготовило то обстоятельство, что Ларису ничего не держит в жизни. Ее любовь никому не нужна, девушка одинока в этом мире. Она утратила гармонию в своей душе и ни от кого не видит сострадания. Драма Ларисы в том, что она рождена в мире, в котором важны только деньги и власть.

Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях проблематики драмы Островского «Бесприданница», о характеристике и сценическом амплуа некоторых её героев. Также обсудим и проанализируем такие пьесы, как «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», трилогию о Бальзаминове. Проведем краткий экскурс по творчеству драматурга после написания пьесы «Гроза».

Рис. 1. Титульный лист одного из изданий драмы «Бесприданница» (1948) ()

«Бесприданницу» Островский написал в 1878 году. 10 ноября она была поставлена в Москве, а через две недели, 22 ноября 1878 года, - в Александринском театре Санкт-Петербурга. В январском номере «Отечественных записок» появилась эта пьеса уже напечатанной. Это драма в четырех действиях, действия происходят в наше время. Место действия - город Бряхимов. Это такой же вымышленный, обобщенный город, как Калинов в «Грозе».

Рис. 2. Иллюстрация к драме «Гроза» ()

Бряхимов также является местом действия в пьесах «Красавец мужчина» и «Таланты и поклонники», обе они написаны позже «Бесприданницы». Как и в «Грозе», декорации - это Приволжский бульвар, но пространство, в отличие от пьесы 1859 года, разделено на уровни, оно организовано вертикально. Кофейня и есть Волга. В спектакле театра-студии Петра Фоменко эти уровни подчеркнуты и часть действий происходит в подмостках на вершине лестницы. Любопытно посмотреть на имена персонажей. У Островского имена персонажей часто говорящие. Часто, но не всегда. Иногда Островский одинаково называет персонажей совершенно противоположных. В «Бесприданнице» фамилии действительно говорят. Вот, например, фамилия Кнуров. Кнур - это боров, кабан. Кнуров - это персонаж нового типа. Это хозяин жизни, богатый купец, но это не Дикой, не Большов, не Торцов. Здесь нет ни сапог, ни поддевки, ни картуза, ни бороды. У него из кармана торчит французская газета, которую он читает довольно много времени. А когда он на сцене - как будто заслоняется этой газетой от недостойных его собеседников. Следующий персонаж - Вожеватов. Само слово вожеватый означает обходительный, приветливый . Фигура достаточно нетрадиционная. Во-первых, молодой, об этом будет сказано с самого начала пьесы, а во-вторых, он с детских лет знаком с Ларисой и симпатизирует ей, хотя и не влюблен. В-третьих, он чувствует в себе еще азарт покупки, приобретения. Это другой тип купца, предпринимателя, «денежного мешка». В пьесе есть такой персонаж, как Паратов. Фамилия Паратов образована от прилагательного паратый , это охотничий термин. Слово паратый означает сильный, быстрый, хитрый. Действительно, Паратов - персонаж необычайно любопытный. Он всегда эффектен, вплоть до театральности, он способен выбить монету из рук Ларисы, он любит быструю езду, хотя если бы капитан парохода послушался его, то, возможно, котлы действительно разорвались бы. Важно, что он уже в первом разговоре с Вожеватовым говорит, что у него «… ничего нет заветного, найду выгоду, так все продам, что угодно…».

Это выражение задает тональность характера Паратова, который, очень эффектно обольстив Ларису, говорит ей, что у него обручальное кольцо, он помолвлен, он чувствует, что он свою свободу уже продал. Это персонаж очень важный.

Имя матери Ларисы - Харита. Оно по-цыгански означает прелестница . Цыганская тема в этой пьесе необычайно важна. Чрезвычайно многое в настроении этой пьесы рождается от цыганского хора, от цыганских песен, и не только цыганских. Здесь все время звучит музыка. Здесь и «Матушка-голубушка», и «Не искушай меня». Поет Лариса. Музыкальная составляющая пьес, а, соответственно, и спектакля, фильма, если говорить об экранизации Эльдаром Рязановым этой пьесы под названием «Жестокий романс», тоже чрезвычайно важна.

Имя Лариса означает приятная, сладкая. Имя персонажа здесь вступает в некий диалог с характером. Это не просто этикетка: если Лариса, то будет всегда приятная и сладкая. А она совсем не сладкая. Или Вожеватов должен быть всегда вежливым и обходительным, но вспомните его отношение с Робинзоном. Робинзон - это персонаж, который читателю Островского должен быть знаком. Это актер Счастливцев, который появляется в пьесе «Лес», написанной намного раньше, чем «Бесприданница».

Заглавие комедии «Лес» также многозначно, как и заглавие «Грозы».

Рис. 3. Титульный лист одного из изданий пьесы «Лес» (1950) ()

С одной стороны, речь идет о продаже леса. Помещица Гурмыжская продает свой лес. Это отражение реального процесса, когда дворянские усадьбы приходят в упадок, имения продаются, мельчают и т. д. Бодаев, один из персонажей этой комедии, говорит: «Нужно любовнику ермолку с кисточкой - она лес продает, строевой, бережёный, первому плуту» . Действительно, Восмибратов - первый плут. Но с другой стороны, лес - это и место действия. В лесу встречаются Петр и Аксюша, Счастливцев и Несчастливцев. Причем здесь снова пьеса становится в контекст творчества Островского: один из указателей ведет в усадьбу Гурмыжской Пеньки, а другой - в город Калинов (место действия «Грозы»). Неслучайно Карп говорит: «Живем здесь в лесу, молимся пенью, да и то с ленью» . А потом Несчастливцев будет говорить Счастливцеву: «Как мы попали в этот лес?» Т. е. лес - это не только деревья, лес - это жизнь в усадьбе Гурмыжской, жизнь с чудовищными порядками.

Несчастливцев: И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.

Так вырастает смысл заглавия и становится символическим.

Очень любопытны имена персонажей. Как всегда, у Островского они значимые. Например, Миланов. Миланов был в «Недоросле» Фонвизина. Миланов - это чувствительный негодяй.

Миланов: Когда были счастливы люди? Под кущами. Как жаль, что мы удалились от первобытной простоты, что наши отеческие отношения и отеческие меры в применении к нашим меньшим братьям прекратились! Строгость в обращении и любовь в душе - как это гармонически изящно!

Т. е. он тоскует о том, что после реформ нельзя пороть крестьян, нельзя безнаказанно ими распоряжаться, как вещами.

Миланов: Не от дам разорены имения, а от того, что свободы много.

Бодаев: Какой свободы? Где это?

В основе пьесы - традиционная ситуация: молодые люди, которые любят друг друга, на пути которых есть препятствие. В конце эти препятствия должны быть преодолены. Так происходит в классической пьесе. В произведении Островского появляются деньги, с помощью которых решается всё.

Буланов: За деньги-то люди черту душу закладывают.

Комедия злободневна. Здесь есть четкие привязки к современности, например земство (местное самоуправление), которое страшно не нравится Бодаеву. Нам становится понятным, как существует театр в театре. Это является самым главным в пьесе «Лес».

Вначале Аксюша спрашивает у Гурмыжской, зачем нужна эта комедия с её замужеством за Буланова. Гурмыжская, как циничное и лицемерное существо, говорит, что если понадобится, то она заставит её играть эту комедию. Здесь вообще каждый разыгрывает свою роль. Например, Гурмыжская. Первое амплуа - она благодетельница.

Гурмыжская: Играешь роль, да и заиграешься.

Сколько я перенесла неприятностей за эту глупую комедию с родственниками!

Разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным.

Сироту обидеть грешно. Ты не забывай Бога-то!

Второе амплуа - она возлюбленная старуха, которая выходит замуж за гимназиста Буланова.

У Буланова тоже несколько амплуа: он - простак, любовник и хозяин игры.

Счастливцев - комический персонаж. Это хорошо видно из разговоров с Несчастливцевым, который, играя роль благородного человека, становится таковым. Например, отдает последнюю тысячу Аксюше.

После упомянутой выше реплики о лесе есть продолжение:

Гурмыжская (пожимая плечами): Комедианты.

Несчастливцев: Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.

«Лес» - комедия, и признаков комедии в этой пьесе очень много, хотя все вместе они не соответствуют типу комедии. Можно считать её сатирической, злободневной, в которой есть и отмена крепостного права, и земство, и разорение помещиков. Но здесь же есть и черты классицистической комедии: молодая пара, любовь, препятствия, которые устраняются к концу. Здесь также есть комедия интриги, например события, связанные с образом племянника Гурмыжской. Здесь есть и черты водевильного комизма, например обращения Счастливцева к Карпу, которого он называет то окунем, то налимом. Здесь есть бутафорские ордена и сломанный пистолет, которые тем не менее позволяют Несчастливцеву получить с Восьмибратова 1000 рублей, которую тот собирался украсть у Гурмыжской. В комедии 5 действий, что соответствует классической комедии.

О пространстве мы уже говорили: всюду лес. Здесь есть фольклорный сюжет: несчастный сирота, добрый избавитель, счастливая развязка. Здесь есть предчувствия, например интересные переходы тысячи рублей. Вначале эту тысячу Восьмибратов недодает Гурмыжской, потом её получает Несчастливцев и возвращает Гурмыжской. Но Гурмыжская сама должна ему тысячу рублей, и Несчастливцев с помощью пистолета получает свою тысячу. Но деньги нужны Аксюше, поэтому тысяча рублей достается ей. Таким образом, происходит круговорот денег.

Важны также цитаты, например из Шиллера. В пьесе также явно выражен мотив дороги и скитаний. Очень сильным является финал пьесы:

Несчастливцев: О, люди, люди! (Идет в угол, надевает котомку.) Ну, Аркадий, мы с тобой попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу! (Выходит на середину сцены, подзывает Карпа и говорит ему с расстановкой и внушительно.) Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти ее, братец, в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подает руку Счастливцеву и медленно удаляется.)

Здесь он в несколько ином амплуа. Он шут, но не просто шут, а шут осознающий, продающий свое достоинство. Очень важен здесь диалог Робинзона с Паратовым. Паратов издевательски спрашивает у Робинзона, скоро ли тот в Париж едет. На словах «поехать в Париж» строится небольшая игра. Робинзон думает, что его повезут в столицу Франции, а «Париж» - это трактир в окрестности города, куда обещает свозить его Вожеватов.

Робинзон: С кем это? С тобой куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами, кончено.

Паратов: Что так?

Робинзон: Невежи!

Паратов: Будто? Давно ли ты догадался?

Робинзон: Всегда знал. Я всегда за дворян.

Современники чувствуют то, что не чувствуем мы. Мы можем сейчас сколько угодно давать социологический комментарий, мол, вот дворяне разоряющиеся, мельчащие, рождающиеся, а вот купцы… Это всего лишь социологический комментарий. Для современников это была жизнь, это было то, чем они жили. Это важно понимать.

Паратов: Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век…

Не золотой век искусства, не искусство выше всего, а сколько ты заслужишь золота, столько ты стоишь. О духе коммерции в современном искусстве впервые заговорили не в XXI веке.

Паратов: Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят - на какого Медичиса нападешь.

Медичи - это покровитель искусств эпохи Возрождения. А здесь Паратов говорит: «какой покровитель достанется» . Могут и ваксой напоить, и в бочке с горы прокатить. За деньги все сделают.

В 1860 году Островский получает Уваровскую премию за пьесу «Гроза» (1859). В конце 1860 году после 11-летнего запрета разрешена к постановке пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849), но с измененным финалом. Островский обращается к историческим темам и пишет такие пьесы, как «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич и Минин-Сухорук», «Тушино». Эти пьесы он пишет в шестилетие от 1861 до 1866 года, период, в котором историческая тематика была характерна для русской литературы. Островский много переводит: «Укрощение строптивой» (У. Шекспир), «Семья преступника» (П. Джакометти), «Кофейня» (К. Гольдони), «Мандрагора» (Н. Макиавелли). В 1861 году Островский дописывает пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь».

Рис. 4. Иллюстрация к фильму «Женитьба Бальзаминова» ()

Это третья пьеса из трилогии о Мише Бальзаминове - незадачливом и недалеком, бедном и глуповатом персонаже, который мечтает жениться на богатой невесте (рис. 4). И вот на протяжении первых двух пьес у него ничего не получается, а на третий раз он находит вдову Белотелову, и сваха устраивает их брак. Эта третья пьеса напечатана в журнале братьев Достоевских «Время», и Достоевский (рис. 5) пишет Островскому письмо:

Рис. 5. Ф.М. Достоевский ()

«Уголок Москвы, на который вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девицы, сваха, маменька, сваха и, наконец, сам герой - это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она ввек не потускнеет в уме. Но из всех ваших свах - Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве, лет десяти от роду; я её помню». Действительно, Островский в этой трилогии о Бальзаминове изображает совершенно особый замоскворецкий мир со своим неторопливым укладом, нелепой претенциозной ученостью и фантастическими суждениями. В пьесе «Праздничный сон до обеда» (1857) сваха появляется в доме купеческой вдовы, у которой дочка на выданье:

Красавина: Да говорят, белый арап на нас подымается, двести миллионтов войска ведет.

Ничкина: Откуда же он, белый арап?

Красавина: Из Белой Арапии.

В 1868 году Островский пишет комедию «На всякого мудреца довольно простоты». В этой комедии все мудрецы: и ретрограды, и консерваторы, и либералы. А сюжет этой комедии состоит вот в чем: некий молодой человек, умный, циничный, собирается продвинуться в своей карьере и решает, что для этого все средства хороши. Он ухаживает за женой одного очень глупого, но высокопоставленного чиновника, который очень любит учить других. И Глумов покорно выслушивает все его поучения, а его жене, довольно немолодой, но с большими претензиями, намекает на свое увлечение ею. Он устраивает дело так, что довольно вздорная вдова Турусина именно за него пытается отдать свою единственную и с большим приданым дочь. Он поступает в секретари к отставному чиновнику Крутицкому, у которого много идей, в частности о вреде реформ. И чтобы как-то вознаградить себя за этот цинизм, Глумов ведет дневник, где дает беспощадные характеристики всем. Но однажды он забывает этот дневник, и дневник попадает к Мамаевой, которая обнародует его. Вначале все шокированы тем, что пишет Глумов о них в дневнике. И вот, что говорит Глумов в финале пьесы:

Глумов: Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки - я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник. И всякий честный человек иначе к вам относиться не может. Вы подняли во мне всю желчь. Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я. Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник. Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все - тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте! (Уходит.)

Молчание.

Крутицкий: А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.

Городулин: Непременно.

Мамаев: Я согласен.

Мамаева: Уж это я возьму на себя.

Так заканчивается пьеса.

В 1870 году Островский пишет комедию «Лес», а в 1873 - «Снегурочку» (рис. 6).

Рис. 6. Издание сказки «Снегурочка» ()

У Островского складывается такой ритм: с мая по сентябрь он живет в имении Щелыково и обдумывает пьесу, осенью печатает, зимой ставит. Но так было не всегда. Пресса к Островскому была настроена не участливо, все время выискивая огрехи в творчестве писателя. В 1875 году Островский ставит дворянскую комедию «Волки и овцы» (рис. 7),

Рис. 7. Титульный лист одного из изданий пьесы «Волки и овцы» ()

в 1880 году печатает пьесу «Сердце не камень», в том же 1880 году участвует в Пушкинском празднике, на котором выступали и Тургенев, и Достоевский. В 1882 году он печатает пьесу «Таланты и поклонники», в 1884 - «Без вины виноватые», а в 1886 году становится заведующим репертуарной частью московских театров, а 2 июня 1886 года умирает в своем Костромском имении, где его и хоронят.

У Островского появляются характеры очень сложные, очень неоднозначные. При всем том, что и Кабаниха, и Варвара, и Катерина - необычайно сложные персонажи, но главное в них все же не внутренняя противоречивость, не сложность психологических мотивов, а сила, с которой выражена та или иная черта. В «Бесприданнице» все сложнее. Карандышев (карандаш, коротышка, недоросток ) не только жалок, не только смешон, он не только ничтожество. Мы увидим, как осложняется этот характер.

Не случайно Кнуров, уже после истории с пикником за Волгой, когда Лариса уже опозорена и несчастна, хладнокровно и цинично говорит: «Я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления… Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат…».

То, что Кнуров готов купить Ларису, понятно с самого начала. Но то, что Кнуров готов разыграть с Вожеватовым Ларису в «орлянку», т. е. в «орла и решку», это мы видим на сцене. А вот насколько он искренен, когда говорит, что не задумался бы предложить Ларисе руку, но он женат? Это новый, неочевидный мотив, оттенок в характере этого героя.

В первом действии пьесы Островского, как всегда, экспозиция. Второстепенные персонажи представляют главных, их предыстории. Пушечный выстрел. Это завязка. Уже Лариса сказала Карандышеву: «Если б явился Сергей Сергеевич, все было бы иначе» . Лариса хочет покончить с цыганским табором, с унизительной долей бесприданницы, с тем, что мать ее продается кому угодно. Она с отчаянья готова выйти за Карандышева, но предупреждает его, что никаких заслуг пока она в нем не видит.

Лариса. Не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их!

А для Карандышева важно, что он здесь победил всех, что неприступная Лариса согласилась выйти за него. Для него это амбиция, черта героя Достоевского, необычайно важна, поэтому он и не хочет уезжать. Драма произойдет на наших глазах. Забери он Ларису, как она просила, увези ее куда-то в захолустье, куда он собирается поехать к чиновникам, и драмы бы не было. Вот чем отличается драма от трагедии. Трагедия неизбежно произойдет, трагедия - это воля судьбы, рока. Драма - результат человеческих решений. Поэтому «Бесприданница» - психологическая драма, а «Гроза» - трагедия.

Еще одно предчувствие, предсказание есть в первом действии. Именно предчувствие, но не пророчество. Лариса видит решетку, у нее кружится голова, она боится отсюда упасть, сорваться. Это, по сути, сюжет «Грозы», но Лариса этого шага не сделала.

Второе действие начинается с диалога Кнурова и довольно лукавой, жадной матери Ларисы. Здесь появляется Паратов у Ларисы, здесь некоторое столкновение Паратова и Карандышева, приглашение на обед. Понятно, что для Кнурова, Вожеватого, Паратова приглашение на обед Карандышева звучит как оскорбление, но все трое принимают его. Кнуров - потому что просит Харита. Он уверен, что так или иначе, в замужестве или нет, Лариса очень скоро разочаруется в своем Карандышеве и ей, как дорогому бриллианту, нужна будет дорогая оправа, вот тут он и понадобится. Вожеватов принял приглашение на ужин, потому что он, как Паратов, собирается подшутить над Карандышевым и его высмеять. Для этого им понадобился Робинзон. Тут еще, вдобавок к унижениям грядущим карандышевским, Островский выводит на сцену его тетку, которая будет рассуждать о том, что слишком дорогое вино куплено, слишком дорогие закуски, все можно было сделать дешевле, все чрезвычайно разорительно.

Третье действие. Обед. Карандышев предлагает тост за Ларису, которая умеет ценить и выбирать людей. Все идет по плану Вожеватого и Паратова. Карандышева подпаивают, и когда он выходит на сцену, входит в комнату, выясняется, что уехали не только Кнуров, Вожеватов, Паратов, а уехала и Лариса. И вот здесь происходит очень важный разговор.

Карандышев: Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Это монолог героя Достоевского. Смешной человек, который оказывается глубоко раненым, уязвленным. Он совсем неоднозначный. А героиня говорит матери: «Или я буду счастлива, или ищи меня в Волге» . Счастлива она не будет, но и в Волгу она не бросится.

Четвертое действие. Этому действию можно было бы дать название «Вещь». Сначала друг другу передают Робинзона. Потом Кнуров и Вожеватов в «орлянку» разыгрывают Ларису. Появляется Карандышев с пистолетом. Смешная фигура. До этого сказано, что он ковер дешевый купил, повесил туда сабли старые, турецкий кинжал, который не вынимается из ножен, пистолеты, ружье, которое не стреляет. Последний его разговор с Ларисой так же не прост, как и характер Карандышева. Сначала Карандышев стыдит Ларису, возмущается ее поведением, потом заявляет свои права на нее: «я ваш хозяин» , а потом говорит (это к вопросу о том есть или нет любовь у Карандышева к Ларисе): «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю» . На что Лариса с горькой улыбкой говорит: «Так я себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы» . Лариса почти цинически говорит: «Да, я вещь, но если быть вещью, то дорогой. Зовите Кнурова» .

Карандышев (вставая): О, не раскайтесь! Вы должны быть моей.

Лариса: Чьей ни быть, но не вашей.

Карандышев: Не моей?

Лариса: Никогда.

Карандышев: Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета).

Лариса (хватаясь за грудь): Ах! Благодарю вас!

Карандышев: Что я, что я …ах, безумный! (Роняет пистолет).

Лариса (нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние… (Поднимает пистолет и кладет на стол).

Их кофейной выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Гаврило и Иван.

Все: Что такое? Что такое?

Лариса: Это я сама… никто не виноват, никто… Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню.

Паратов: Велите замолчать! Велите замолчать!

Лариса (постепенно слабеющим голосом): Нет, незачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю. (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

В этой пьесе важно все: мотив игры, игры сценической, Робинзон, обед у Карандышева, где все разыгрывают гостей, заинтересованных в хозяине, игры в «орлянку», стрельба Паратова. Здесь важны предметные детали: и решетка, и гитара, и пистолет. Время действия - менее суток, как в классической пьесе, Островскому больше и не нужно. Деньги, расчет, самоубийство, Волга, музыка - все это входит в пьесу и реализуется только в спектакле. В пьесе нарастает драматизм от начала к концу. Эта пьеса при жизни Островского не имела успеха, и Савина, для которой Островский писал эту роль, после девятого спектакля отказалась от нее. Созонов перестал играть Карандышева. Эту пьесу ждали только в 1896 году, когда на большой сцене Ларису играла Вера Комиссаржевская.

Закончим урок вопросом, ответ на который вы можете найти, посмотрев иллюстрации и записи фильмов, спектаклей прошлых лет. Как играть Ларису? Играть ее как исключительную героиню, поднятую над всеми (так играла Комиссаржевская), или играть ее как одну из (героиню заблуждающуюся, подверженную таким же искушениям, каких не миновали другие герои пьесы). Вопросы остаются, а следовательно, остаются и разные возможности для разного прочтения пьесы, разных постановок спектаклей, для разных пониманий.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. 3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Telenir.net ().
  2. Rud.exdat.com ().
  3. Lit-helper.ru ().

Домашнее задание

  1. Каковы основные особенности проблематики драмы Островского «Бесприданница»?
  2. Составьте сравнительную таблицу пьес «Бесприданница» и «Лес».
  3. * Подготовьте доклад о творчестве Островского после «Грозы».