Владимир Спиваков: личная жизнь. Владимир спиваков: «жизнь каждого человека – это жертва «Прощальная симфония» в Сан-Лоренцо

Когда-то две богатые семьи сложились, образовали небольшое общество и купили скрипку Страдивари для себя. Но отдали ее в пожизненное пользование человеку-легенде, нашему современнику, которым оказался Владимир Спиваков.

Это было разумным решением. По мнению музыканта, если раньше он учил обычную скрипку играть, то теперь скрипка Страдивари учит играть его.

Детство

Родился Владимир Спиваков в 1944 году в городе Черниковске (так раньше именовали Уфу), что в Башкирии. Мама скрипача, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, приехала к мужу Теодору Владимировичу Спивакову, который по специальности был инженером, получившему ранение на фронте и трудящемуся в тылу. Там и родился Володя.

После войны семья переехала к себе на родину в Ленинград, где ютилась в семиметровой комнате в коммунальной квартире. Маленький Володя помнит, как они часто переезжали из одной комнаты в другую, постепенно расширяя жилые метры. Жили они и около Никольского собора. Владимир Спиваков запомнил на всю жизнь, как он вместе с соседкой Анной Ефимовной ходил в храм. В памяти мальчика запечатлелось его крещение, проведенное тайно. Но он об этом никогда не жалел, хотя и был из еврейской семьи.

Своему музыкальному дарованию Владимир обязан матери, у которой был абсолютный слух. Девятимесячного Володю Екатерина Осиповна сажала на пианино и играла музыкальные этюды. Ребенок при этом двигался в такт. Если музыка была веселая, он подпрыгивал, а если грустная - раскачивался.

Владимир Спиваков, биография творческая

С шести лет Володя стал учиться играть на скрипке у такого мастера, как Б. Э. Крюгер, который сначала не нашел у него таланта. По воспоминаниям музыканта, учитель выжимал из него все соки, и мальчику не хотелось играть. Но однажды услышав «Размышление» Петра Ильича Чайковского в исполнении ученика старшего класса, Володя был так потрясен, что, придя домой и взяв скрипку, одним пальцем и на одной струне исполнил музыкальное произведение. Эта музыка проникла в его сердце, и сейчас, как и тогда, Чайковский является любимым композитором маэстро.

Услышав, как мальчик играет «Размышление», Крюгер решил, что из него может что-то и получиться. Владимир Спиваков в 1955 году поступает в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории.

Живопись в жизни музыканта

Но у Володи открылся также талант к изобразительному искусству. Все эти годы он посещал вольнослушателем школу живописи при Ленинградской академии искусств. Было даже время, когда Спиваков всерьез хотел стать художником, но пришло время, когда перед ним стал выбор: или музыка или живопись.

Владимир Теодорович, делясь своими познаниями, говорил, что живопись сильно помогала ему в игре на скрипке, так как у художников обостренное чувство цвета, перспективы и композиции, которое можно применить в музыке.

Как защищать скрипку

Став подростком, Спивакову пришлось защищать скрипку от безжалостных сверстников. Именно тогда Володя Спиваков, мальчик из хорошей семьи, решил записаться в секцию бокса. Эти навыки ему пригодились и в дальнейшем.

В 1977 году в знаменитом концертном зале Карнеги Холл Владимира Спивакова атаковали прямо на сцене. Во время концерта какой-то молодой человек с десятого ряда выбегает на сцену и бросает Спивакову прямо в солнечное сплетение трехкилограммовую пластмассовую банку. В первый момент музыкант подумал, что его хотят убить. Его согнуло пополам, но он продолжал из последних сил играть. Затем, имея наметанный глаз как художник, Владимир заметил на скрипке каплю красной краски. В сознании все прояснилось, он понял, что его не намеривались убить, и дал себе внутренний приказ доиграть до конца. Постепенно выравнивая дыхание и разгибаясь, Владимир Спиваков концерт доиграл до конца, полностью выпрямившись. Последняя нота ре зазвучала на фортиссимо.

Видя такое мужество музыканта, весь зал встал и кричал «браво». Об этом случае написал известный писатель Сергей Довлатов в своем ироничном рассказе «Соло на ундервуде».

Когда Спиваков рассказал об этом случае другу детства и писателю Соломону Волкову, тот, в свою очередь, выразил желание, чтобы его другу за мужество дали звание заслуженного артиста. На что Спиваков сказал, что лучше бы ему дали звание заслуженного мастера спорта.

Владимир Спиваков: личная жизнь

Первой женой музыканта стала известная пианистка Виктория Постникова. Поженились они совсем юными, по большой любви, и вскоре родился сын, Александр, который в дальнейшем пошел по стопам отца и стал скрипачом.

Виктория была талантливой пианисткой и, как и муж, получала премии на конкурсах. В 1970 году в самом трудном музыкальном конкурсе имени Чайковского Владимир Спиваков становится лауреатом конкурса и получает серебряную медаль и вторую премию. Виктория также получает на этом конкурсе премию. Несмотря на музыкальные успехи супругов и жертвенную любовь мужа, Виктория решает уйти от него к композитору Геннадию Рождественскому.

Спиваков мужественно переносит этот удар, предательство. Он лично провожает жену и сажает в такси. После этого решение его посвятить всего себя музыке укрепляется.

Сати Спивакова

Только много лет спустя, гастролируя вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» в Ереване, Спиваков приходит в гости к известному армянскому скрипачу Зарэ Саакянцу. Увидев на стене фотографии молодой красивой девушки, он сразу подумал, что она станет его женой. Впоследствии так и вышло. Сати Саакянц в это время училась в Москве в ГИТИСе. Пригласив ее на свой концерт, Спиваков уже не мог не думать о ней. Приехав после очередных гастролей домой, он в двенадцать ночи позвонил Сати и извинился за столь поздний звонок, на что она ответила, что ждала его.

У них родились две девочки: Татьяна и Анна. Старшая Татьяна сейчас служит в театре, пошла по стопам матери, а младшая Анна посвятила себя музыке, стала певицей. Помимо них, Спиваковы удочерили дочку сестры Владимира Теодоровича, рано ушедшей из жизни.

Девяностые годы

В начале перестройки и потом в трудные годы, когда распалась такая империя, как Советский Союз, Владимир Теодорович понял, что в данное время тяжело придется жить детям и старикам, и решил вместе с друзьями организовать Фонд Владимира Спивакова, материально и морально протягивающий руку помощи всем нуждающимся.

Когда музыкант и дирижер гастролирует с юными музыкантами по городам России, он ставит условие, которое не может быть не выполнено. Прямо на сцене в качестве приглашенных должны сидеть дети из местных музыкальных школ и их педагоги.

Такие известные пианисты, как Денис Мацуев и Женя Кисин начинали свою карьеру у Владимира Спивакова.

Дирижер

В возрасте 35 лет музыкант начинает задумываться над дирижерской профессией, которая все больше его увлекает. Владимир Теодорович считает, что в каждом музыканте должен сидеть дирижер. Настоящим дирижером трудно стать, это требует особой подготовки. Поэтому Спиваков берет уроки у И. Б. Гусмана, и в течение пяти лет занимается у него в Нижнем Новгороде и Москве.

Владимиру Спивакову своими советами помогали такие мэтры дирижерского искусства, как Бернстайн, Маазель. А дирижерскую палочку Леонардо Бернстайна Владимир Теодорович хранит как реликвию.

Постепенно организуется камерный оркестр Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы», состоящий из блестящих музыкантов, близких друзей мэтра. Об их успешных концертах наслышаны все люди, мало-мальски интересующиеся классической музыкой. Потом, к сожалению, оркестр распался, но сейчас опять звучат «Виртуозы» в новом составе.

На сегодняшний день Спиваков, помимо фонда, камерного оркестра, руководит Российским национальным оркестром, репертуар которого большей частью состоит из музыкальных произведений русских композиторов.

Спиваков - человек большой души, и понимает, что такое культура, искусство и воспитание детей. Поэтому совершенно понятно, почему он создал фонд, который соединяет детей и артистов из разных стран. Такое определение, как человек-мост, вполне ему подходит.

Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни.

Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

В 1960-1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

В 1979 году Владимир Спиваков с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова как дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or («Золотой камертон») и Choc de la Musique . C 2014 года маэстро выпускает записи с Национальным филармоническим оркестром России под собственным лейблом Spivakov Sound .

В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе.

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на профессиональную поддержку юных талантов в области искусства и создание благоприятных условий для их творческого роста. За прошедшие годы созданы отделения фонда в Республике Башкортостан, Твери, Санкт-Петербурге, представительства в Литве, Грузии, Узбекистане, Германии, Нидерландах и США. Проведено более 150 медицинских операций; ежегодно выделяется по 30 (в среднем) выплат на лечение; благодаря сотрудничеству с медицинскими страховыми организациями оформляются по 25-30 обязательных медицинских страховок для иногородних и иностранных учащихся. Подарено более 650 инструментов и выделено более 100 грантов на приобретение и ремонт музыкальных инструментов. Фонд проводит множество концертных программ и художественных выставок на лучших площадках России и зарубежных стран; ежегодно более 1500 человек становятся участниками акций фонда. С 1994 года в деятельность фонда были вовлечены более 50000 детей. Кроме того, многие годы Владимир Спиваков поддерживает различные благотворительные акции в Европе, Азии, проекты фонда Smile Train в США. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов и многие другие.

В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Владимир Спиваков – народный артист СССР (1989), Армении (1989), Украины (2001), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии (2013), Республики Башкортостан (2014). Маэстро удостоен Государственной премии СССР (1989), ордена Дружбы народов (1993), ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени (1999/2009/2014), украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции – ордена Искусств и Литературы (офицер) и ордена Почетного Легиона (кавалер – 2000, офицер – 2010), ордена Звезды Италии (командор, 2012), международной премии «Персона года 2012», ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» и Международной премии «Звезда Чернобыля» (2013), почетного знака Болгарии «Самарский крест» (2013), белорусских орденов «Верность и Вера» и Франциска Скорины (2014), ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2014), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (2014), а также многих других почетных наград и званий.

В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Он является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе. В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

    - (р. 1944) российский скрипач, народный артист СССР (1990), народный артист Армении (1989). Создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Виртуозы Москвы (с 1979). С нач. 90 х гг. работает в Испании. 1 я премия на… … Большой Энциклопедический словарь

    Скрипач и дирижер; художественный руководитель государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы"; родился 12 сентября 1944 г. в г. Уфе Башкирской АССР; окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру; с 1970 г. солист … Большая биографическая энциклопедия

    Спиваков, Владимир Теодорович - СПИВАКОВ Владимир Теодорович (родился 1944), скрипач. Создатель (1979), художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Виртуозы Москвы. В скрипичном репертуаре произведения западноевропейской классики, современных российских… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1944), скрипач, дирижёр, народный артист СССР (1990), народный артист Российской Федерации (1999). Ученик Ю. И. Янкелевича. 2 я премия на Международных конкурсах им. Н. Паганини (1967, Генуя) и им. П. И. Чайковского (1970, Москва), 3 я премия … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Владимир Теодорович Спиваков - Известный скрипач и дирижер, создатель и руководитель камерного оркестра Виртуозы Москвы, Народный артист СССР Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 г. в Уфе. Вскоре после окончания войны семья переехала в Ленинград. Его отец… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Владимир Спиваков [[Изображение:‎|200px|фото]] Полное имя Владимир Теодорович Спиваков Дата рождения 12 сентября 1944 (64 года) Место рождения … Википедия

    Владимир Теодорович (род. 1944), скрипач, дирижёр, народный артист СССР (1990). Ученик Ю. И. Янкелевича. Создатель, художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра Виртуозы Москвы (с 1979; с 1990 работал в Испании). С 1988 артистический… … Русская история

    Владимир Теодорович (р. 12 IX 1944, Уфа) сов. скрипач. Обучался игре на скрипке с 6 летнего возраста у Б. Э. Крюгера в Ленинграде. С 1953 занимался в Муз. школе десятилетке при Ленингр. консерватории у Л. М. Сигал, в 1956 60 у В. И. Шера … Музыкальная энциклопедия

    Спиваков В. Т. - СПИВАКÓВ Владимир Теодорович (р. 1944), скрипач, дирижёр, нар. арт. СССР (1990). Ученик Ю. И. Янкелевича. Создатель, худ. рук. и дирижёр камерного орк. Виртуозы Москвы (с 1979; с 1990 работает в Испании). С 1988 артистич. дир. Междунар. муз.… … Биографический словарь

Случай, не имеющий отношения к основному тексту. Тем не менее

Механик мне рассказывал: он был зимой во Французских Альпах, куда его пригласил друг, чтобы он покатался на подъемниках. На лыжах умеет только по пологому, поскольку шестьдесят лет назад пробовал съезжать с горок Феофании, что под Киевом, на равнинных дровах, и у него не все получилось. Полужесткие крепления с ремешками без конца раскручивались, и поэтому в нагрудный карман куртки с начесом он положил пассатижи, чтобы подтягивать механизм. Увидев на склоне девушек в лыжных костюмах, начисто скрывавших естественные изгибы тела и потому оставлявших простор для прекрасных домыслов, он поднял бамбуковую палку, призывая их посмотреть, как он сейчас лихо прыгнет с (дай бог, если метрового) трамплина, и поехал. Они стали смотреть.

Он скатился на бугорок, присел для дальности полета, и тут крепление на одной лыже отвалилось. Разляпавшись, как медуза, он рухнул плашмя на грудь, из которой пассатижи выломали ему два ребра. Обретя дыхание, Механик бросил взгляд на девушек. Они уходили по лыжне, мелко семеня палками и некрасиво от неумелости хода отставив попы.

Теперь, лихо спустившись в подвесной кабинке из своей деревни в Куршевель, дурная слава которого сравнима для нас с развратным автомобилем «Лорен Дитрих» (он же «Антилопа Гну»), описанного Ильфом и Петровым в «Золотом теленке», Механик отправился на званый, т.е. бесплатный для него, обед в модный ресторан «Трамплин», расположенный у станции подъемника.

Полдюжины эскарго (виноградных улиток — для тех, кто не всякую зиму обедает в этом славном городке) стоили 17 евро. Зажмурившись и понимая, что это могут быть последние эскарго в его опыте, заказал дюжину и, испытывая неочевидные муки совести, выбирал горячее, глядя исключительно на правую сторону меню. Самое дешевое блюдо — колбаски с требухой тянули на 22 евро. Заказав одну, он обратился к официанту, в котором угадал жителя Закавказья.

— Это похоже на абхазури, Артур?

— На купаты, — сказал армянский официант, пятнадцать лет проживший во Франции.

Вокруг было много соотечественников, приехавших покататься на чудесных склонах. Некоторые были умеренны в еде, и скоро перекусив, уматывали в горы. Не спешили только девушки богатых русских с простецкими, но загримированными, как для Ла Скала, лицами. Они ели руками устриц, размазывая помаду вокруг надутых губ.

— Что они здесь делают, если не едят?

— Покупают, когда не на горе, — сказал Механик. — Я сходил, приценился. Там недалеко.

«Ну, — говорю по-английски бойкому продавцу бутика, — почем босоножки?

— Вам на эту погоду? — он не без юмора кивает на разъезженный снег за стеклом витрины. — Вот. Всего за 1300 евро. Они без платформы. Дама полнее ощутит тонкой подошвой, какой прекрасный снег в Куршевеле.

— Стыдно предлагать клиенту такую дешевую обувь.

— Возьмите сумочку из крокодила.

— Сколько?

— К вашему сожалению, за тридцать тысяч утром продали. Осталась только за двадцать тысяч евро.

— Я похож на человека, который купит своей женщине сумку всего за двадцать?

— Нет! Может, выйдем на улицу покурим? — сказал любезный продавец. — Раньше русские покупали за столько, за сколько мы продавали. Теперь мы им продаем за столько, за сколько они покупают».

Вот, такая картинка. Ну как?

— А послушай-ка, Механик, что я тебе расскажу.

Основная часть

Полет в горы Кавказа без лыж, но со Спиваковым

Спиваков говорит:

— Ты давно не был в Тбилиси. А с «Виртуозами Москвы» мы не были там очень давно. Поехали с нами! Даем один концерт. Когда-то принимали хорошо. Теперь не знаю. И еще: Католикосу-Патриарху Грузии скоро восемьдесят пять. Ты знаешь, что Илия II пишет музыку? Мы придем к нему с оркестром и поиграем в подарок.

— Знаю. Он и стихи пишет, и иконы. Конечно, пойдем.

Концерт был на Плеханова в зале имени Володиного товарища Джансуга Кахидзе. Я его знал, и вы его помните по фильму Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Там он играет дирижера, то есть самого себя.

Чудесные лица женщин и мужчин, пришедших слушать музыку. Зал полон, а на улице все еще стоит толпа молодых в основном людей, которым не досталось билетов.

— Вахо, — сказал Спиваков директору зала Вахтангу Кахидзе, дирижеру и сыну дирижера. — Давай поставим стулья на сцене за оркестром и пустим всех.

— Не будут вам мешать?

И пустили всех. Я сидел в этих рядах и снимал Владимира Спивакова с редкой точки, когда во время музыкальной работы было видно его лицо. Это был отдельный спектакль. Отчет о нем я вам частично представляю.

После Триумфального концерта и визита к Илие II, который был истинно растроган, услышав в исполнении оркестра с мировым именем написанную им Ave Maria, мы отправились в Ереван, где история со стульями для безбилетной молодежи повторилась.

По дороге из Тбилиси в Ереван у нас было достаточно времени и можно было поговорить вовсе не о музыке, а о тех тихих делах, которые доставляют Владимиру Спивакову счастливое ощущение участия в коррекции чужих судеб, порой с музыкой не связанных вовсе.

Тема эта, несмотря на наши дружеские отношения, всякий раз повисала в воздухе, едва я в нее углублялся. Володя отмахивался и говорил, что многого не помнит, потому что не считает для себя обязательным запоминать. Тем не менее. Что-то он упомянул в разговоре. Кое-что я знал, а некоторые истории рассказывали люди, которые работают и живут с ним рядом. Описание, пусть не полное и конспективное, этих его — скрытых от публики — дел мне кажется важным.

Слышишь, Механик? Такое теперь время, что компромат нарыть много легче, чем узнать про добрые человеческие поступки. Особенно если человек совершает их не во имя создания образа, а потому что ему нравится быть нравственно чистым пред собой. Ну да, для себя. Хочешь быть хорошим — будь им.

Из того, что удалось собрать, расскажу несколько сюжетов о тайной жизни Владимира Спивакова.

Носильщик и маэстро

Однажды он летел из Америки с попутчиком Вячеславом Фетисовым. Прославленный хоккеист, взявшийся помочь музыканту поднести сумку, справился с весом, но был озадачен:

— У тебя там что, гантели?

— Нет, ноты.

Эту сумку в Шереметьевском аэропорту взялся нести носильщик. Он поднял ее и с трудом потащил к самолету.

— Вы плохо себя чувствуете? — спросил Спиваков.

— Сустав надо менять. Но очередь на три года, если по квоте. А на платную денег нет. Живу с женой в коммуналке, родителей нет.

— Давайте я сам понесу.

— Нет, это моя работа.

У самолета музыкант сказал носильщику:

— Соберите документы для операции и ждите моего звонка.

Вернувшись в Москву, позвонил:

— Идите в Боткинскую. Я все решил.

И правда, решил. Через два года пришлось решать со второй ногой. На этот раз операцию сделали в 31-й больнице.

Теперь в праздники — на Рождество, в Пасху, Благовещенье Алексей Ватолин (фамилию я пишу для Спивакова, который ее не знает) звонит Владимиру Теодоровичу и говорит:

— Спасибо! Я поставил за Вас свечу!

Пусть горит.

Рояль Кисина

Евгению Кисину было пятнадцать с половиной лет, и его родители обратились с просьбой к тогдашнему директору «Виртуозов» Роберту Бушкову помочь заменить Жене прокатное пианино на более новое, потому что на старом он выбил половину клавиш.

Спиваков подумал, что скоро Кисину шестнадцать, и грех не подарить ко дню рождения этому гениально одаренному юноше достойный инструмент.

Он узнал, что один человек, уезжающий навсегда за границу, продает маленький кабинетный «Стейнвей», правда, довольно дорогой.

Спиваков продал картину Коровина из своей коллекции за 60 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Положил их в конверт, конверт в карман брюк, и пошел покупать.

— Сколько стоит ваш рояль?

— Сорок тысяч.

Поскольку торговаться он не умеет, отсчитал из конверта деньги и отдал. И тут увидел на стене старинную икону.

— Вы не хотите расстаться с этой доской?

— Если отдадите мне «сдачу», что осталась от рояля, — забирайте.

Инструмент отвезли Кисину. На клавиатуре лежала записка Спивакова: «Дорогой Женя, на этом рояле ты сможешь добиться еще больших успехов, чтобы радовать свою публику».

Кисин пришел домой, посмотрел на инструмент, закрыл крышку, и с мамой и с учительницей поехал в Дом творчества композиторов, куда по просьбе Спивакова его определил Тихон Хренников, чтобы он мог там спокойно заниматься.

Всю дорогу Женя молчал, но когда доехали до Рузы, он попросил остановить машину, выскочил на снег и стал прыгать и кричать: «У меня есть рояль!»

— А икона? — спрашивает Механик. — Осталась у Спивакова?

— Не распакованная, она действительно лежала в доме Владимира Теодоровича двадцать девять с половиной лет.

Как старинная икона нашла свое место

Во французский Кольмар на первый (из почти тридцати теперь) спиваковский фестиваль приехал из Страсбурга игумен Филипп, настоятель строящегося храма Всех Святых, и попросил войти в попечительский совет. Володя отказался. Быть свадебным генералом ему не хотелось. Но потом с этой же просьбой прислал письмо Патриарх… Строительство тормозилось из-за нехватки денег. Спиваков обратился к богатым компаниям. Они, откликнувшись, помогли избавиться от долга, и стал думать, чем может помочь сам.

С владыкой Илларионом, с которым проводит фестиваль духовной музыки, решили устроить большой благотворительный концерт.

И тут перед выступлением он вспоминает про купленную им давно старинную икону и решает ее подарить Страсбургскому храму.

На концерте (жест был красивый, он совсем не чужд по-настоящему красивому жесту) Спиваков выносит икону Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) XVIII века. Оказывается, что Божья Матерь — покровительница Страсбурга, а игумен Филипп был рукоположен в сан в Смоленске. Все сошлось.

Бывали у него и другие чудесные совпадения. Увидел он по телевизору директора музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка». И так впечатлил его Александр Иванович Ермаков своим азартом и преданностью делу, что, встретившись, Спиваков подарил ему в музей икону Архангела Михаила XVII века.

— Архистратиг, — сказал пораженный Ермаков. — А Вы знаете, что Архангел Михаил был покровителем семьи Рахманиновых?

Не знал Владимир Теодорович. Просто подарил. А Александр Иванович показал найденную им транскрипцию гениального скрипача Яши Хейфеца романса Рахманинова для скрипки и фортепиано. И мы с вами перенесем это известие более или менее спокойно, а Спиваков «чуть со стула не упал».

История Саши Романовского

Саше было одиннадцать лет, он жил в Харькове, был необыкновенно талантливым юным пианистом, но у него беда с коленями. Он ходил с трудом и не мог нажимать на педали. Спиваков отправил его в ЦИТО к своему другу Михаилу Ивановичу Гришину. Профессор убрал опухоль, и Саша Романовский приехал в Кольмар на спиваковский фестиваль еще на костылях, но Шопена играл изумительно. Люди плакали.

В это время Союз распался, и Володя посоветовал мальчику дальше учиться в Италии, в городе Имола, где хорошая школа.

Мама Саши устроилась в баре мыть посуду, а Спиваков помогал им деньгами, о чем напрочь забыл. Саша ему напомнил, когда записывал со Спиваковым концерты Рахманинова. К этому времени молодой виртуоз выиграл первую премию на конкурсе в Бальзано и играл с гениальным дирижером Карло Марией Джулини, считающим его самым талантливым молодым пианистом Италии.

«Прощальная симфония» в Сан-Лоренцо

Спиваков много помогал больным. Часто давал и теперь дает концерты, гонорары за которые идут то в детские хосписы, то в онкологическую больницу имени Раисы Горбачевой, то пострадавшим от стихийных катастроф.

Спиваков создал оркестр, который его понимает и разделяет его готовность помочь. Все музыканты во имя доброго дела время от времени играют, отказавшись от гонораров.

Они играли в помощь турецким сиротам, неимущим детям Испании, больным Японии… Всякий раз, когда Спиваков бывает в Америке, помогает детям, которым нужна операция по поводу заячьей губы и волчьей пасти… Он покупал за свои деньги за границей медикаменты и шприцы.

Наверное, он держит в голове многие примеры, которые обогатили бы этот текст.

9 декабря 1988 года Спиваков шел по мосту через реку Арно во Флоренции и увидел двух монахинь из католического благотворительного общества Caritas при Ватикане с плакатом: «Собираем средства жертвам землетрясения в Армении». Володя пригласил монахинь на вечерний концерт, а сам отправился на обед к представителям старинного флорентийского рода Дометилле и Стефанио Балдески. Он сказал, что весь гонорар за концерт пойдет пострадавшим в Спитаке и Ленинакане и попросил Стефанио обратиться к пришедшим на концерт в церковь Сан-Лоренцо двум тысячам слушателей с просьбой об участии.

Оркестр играл при свечах «Прощальную симфонию» Гайдна. В этот вечер они собрали шестьдесят тысяч долларов (в переводе с итальянских лир).

После концерта монахини сказали маэстро:

— В нашей копилке тысячная часть от вашего сбора.

— Нет, — сказал Спиваков. — Эти деньги мы собрали вместе.

Приехав в Кольмар на свой фестиваль, он купил тридцать детских инвалидных колясок и отправил их в Армению.

Предыстория свадьбы

Позвонила молодая скрипачка из Казахстана по имени Асель. Почти, как гриновская героиня, запомнил Спиваков. «Владимир Теодорович, у меня рак крови. Предстоит пересадка костного мозга. Стоит недоступных мне денег. Может, Вы чем-нибудь поможете?»

Со своим другом он связался с госпиталем имени Раисы Горбачевой, с которой дружил. И помог добраться до Питера.

Когда-то Володя за границей угодил в больницу и его на время положили в большую палату, разделенную лишь занавесками, вместе с тяжелыми онкологическими больными. Их стоны и напряженная тишина ожидания были для него тяжелым испытанием. Он не хотел, чтобы вовсе не знакомая, но «прирученная» им девушка жила в атмосфере готовности к боли. Они с другом сняли ей и папе квартиру, которую оплачивали больше года. Когда «Виртуозы» гастролировали в Петербурге, она пришла на концерт слушать музыку. Без бровей, без ресниц. С укутанной платком головой.

— Ты поправишься, — сказал ей Спиваков.

Она выкарабкалась. И выходит замуж.

Скрипочка Иоанна Бердюгина


Уже помог или еще поможет? Владимир Спиваков после концерта

В Екатеринбурге после концерта подошла женщина и протянула письмо. Речь шла не о деньгах. Она просила узнать фамилию врача, которому она могла бы доверить сына для операции на сердце.

Спиваков оставил ей деньги на дорогу в Москву. Позвонил директору Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева профессору Лео Бокерии и попросил помочь маленькому ребенку.

Операцию сделали успешно, и год спустя Спиваков снова оказался с концертами в Екатеринбурге. В холле стояла женщина с худеньким мальчиком.

— Я Вам принес подарок, — сказал Иоанн Бердюгин и протянул Молитвослов.

— Ты такие книжки читаешь?

— Мой папа священник, а я хочу быть, как Вы, — скрипачом.

В Париже Спиваков купил детскую скрипку, и мальчика стали учить музыке. Потом он перешел на альт, и Спиваков привез ему альт.

Он любит повторять слова о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили.

Сейчас Бердюгин студент Московской консерватории и стажер национального филармонического оркестра.

Однажды в Екатеринбурге, когда с Национальным филармоническим оркестром играл Саша Романовский, за кулисы пришел Иоанн Бердюгин.

— Обнимитесь! — сказал Владимир Теодорович. — Вы крестные братья.

В это время музыканты разбирали сто двадцать освященных куличей, которые в подарок испек отец Иоанна.

Заключение

Если разговорить Владимира Теодоровича, список негромких добрых дел будет много шире. Но эта часть жизни охраняется им.

Запас историй, которые я насобирал у разных людей, не исчерпан. Да у меня и задачи не было создавать реестр не-обязательных дел одного из крупнейших в мире современных музыкантов.

Я просто хотел сказать тебе, Механик, чтобы ты передал шустрому продавцу:

— Некоторые обходятся без сумки из крокодила.

P.S.

18 декабря на сцене театра «Геликон-опера» вместе с молодыми музыкантами маэстро Владимир Спиваков даст концерт «Час Баха. «Человек, возлюби мир!» в поддержку артистов оперной сцены.

Владимир Спиваков родился 12 сентября 1944 года в г. Уфе (Башкирия). Его отец - Теодор Владимирович (1919-1977) - участник Великой Отечественной войны, имел две специальности: работал инженером на авиационном предприятии, врачом-диетологом. Мать - Екатерина Осиповна (Вайнтрауб, 1913-2002) - выпускница Ленинградской консерватории, пианистка, преподавала в музыкальной школе. В 1945 г. семья переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В 1951-1956 гг. одновременно учился в средней и музыкальной школах Ленинграда. В 1956 г. продолжил учебу в Центральной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (педагоги Любовь Сигал и Вениамин Шер), но не закончил ее. В 1961 г. был зачислен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. С 1963 г. по 1967 г. учился в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Юрия Янкелевича. Одновременно посещал как вольнослушатель класс профессора Давида Ойстраха. В 1970 г. окончил аспирантуру консерватории. С этого же года - солист Московской филармонии.

В 1957 г., в возрасте тринадцати лет, получил свою первую премию на конкурсе "Белые ночи" в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем в течении нескольких лет завоевал ряд наград на престижных международных конкурсах: имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), в канадском Монреале (1969, первая премия), на конкурсе имени Чайковского в Москве (1970, вторая премия).

С 1975 г., после сольных выступлений в США, началась его международная карьера. Выступал в качестве солиста с лучшими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Берлина, Вены и др., симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Ему дирижировали Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Леонард Бернстайн, Сэйдзи Озава, Лорин Маазель и др.

В 1979 г. Спиваков дебютировал как дирижер с симфоническим Чикагским оркестром (США). Этому предшествовало обучение дирижерскому мастерству у профессора Израиля Гусмана в России и дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США (в 1984 г. Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой музыкант не расстается).

В том же 1979 г. с группой единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр "Виртуозы Москвы" (15 июня 1982 г. получил официальный статус - Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы") и стал его художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Коллектив побывал с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, Европы, США и Японии, принимал участие в международных фестивалях. Считается одним из лучших камерных оркестров мира.

С 1989 г. проживает в Москве, Испании и Франции.

С 1999 г. по 2002 г. одновременно с работой с оркестром "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков был художественным руководителем и главным дирижером Российского Национального оркестра (РНО). Покинул свой пост досрочно, но до 2003 г. продолжал вести гастрольно-концертную деятельность с РНО.

В январе 2003 г. стал художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России.

С 2003 г. - президент Московского Международного Дома Музыки.

Около 20 лет преподавал в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), имеет звание профессора. Проводил мастер-классы в Цюрихе (с 1994 г.).

До 1997 г. Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), подаренной его педагогом Юрием Янкелевичем. С 1997 г. выступает со скрипкой работы Антонио Страдивари 1712 г., переданной ему в пожизненное пользование меценатами.

Дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает в себя более 40 компакт-дисков. Большинство записей осуществлены на фирмах BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие из них были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or ("Золотой камертон"). Немецкая газета Sddeutsche Zeitung неоднократно называла альбомы Владимира Спивакова "Лучшими записями года".

Создатель и руководитель Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (1989, Франция). В 2001 г. организовал Московский международный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает...".

Много лет занимается гуманитарной деятельностью. Так, после Чернобыльской катастрофы 1986 г. "Виртуозы Москвы" оказались единственным составом, приехавшим на фестиваль "Киевская весна". Вместе с оркестром маэстро давал концерты в Армении после землетрясения 1988 г. В 1994 г. организовал Международный благотворительный фонд, который оказывает детям.

Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале), председатель жюри международного конкурса "Мастера скрипки" в Монте-Карло и международного конкурса скрипачей имени Пабло Сарасате в Испании. Возглавлял жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (2002, 2007). Является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе.

Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), Государственной премии РФ (2011), премии Ленинского комсомола (1982), премии правительства РФ в области культуры (2010, за деятельность Международного благотворительного фонда). Награжден орденом Дружбы народов, орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, а также высшими государственными наградами ряда стран: французским Орденом Почетного легиона (с 2000 г. - кавалер, с 2011 г. - офицер), итальянским орденом Звезды в степени командора, орденами "Данакер" (Кыргызстан), Святого Месропа Маштоца (Армения), Ярослава Мудрого 5-й степени и "За заслуги" III степени (Украина), Франциска Скорины (Белоруссия) и др. В 2006 г. был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 г. награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

В его честь одна из малых планет получила название "Спиваков" (1994, № 5410, открыта 16 февраля 1967 г. советским астрономом Тамарой Смирновой).

От первого брака с Викторией Постниковой (1944 г.р., пианистка, лауреат нескольких международных конкурсов) имеет сына Александра (Рождественский). Вторая жена Сатеник (Сати) Саакянц (1962 г.р.) - драматическая актриса, автор и ведущая программ на телевидении. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна. В семье Спиваковых живет его племянница Александра, дочь умершей младшей сестры Елизаветы.

О жизни и творчестве Владимира Спивакова написаны книги. В частности: Сати Спивакова "Не всё"; Валентина Холопова "Путь артиста. Владимир Спиваков"; Габриэль Бройнер "Годы Спивакова. Хроника Международного музыкального фестиваля в Кольмаре 1989-2003 (G. Braeuner. Les annees Spivakov. Strasbourg, La Nuee Bleue, 2004), Соломон Волков "Диалоги со Спиваковым" и др. Ему посвящено несколько музыкальных произведений, в том числе "Пять фрагментов к картинам Иеронима Босха" Альфреда Шнитке, "Желтые звезды" Исаака Шварца, симфония "Тихое веяние" Вячеслава Артемова.