Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности по Ю. Трифонову «Обмен"

методическая разработка

План-конспект Урока письма в 11классе «Быт и бытие в повести Ю.В.Трифонова «Обмен» Цель урока:1.Формирование навыков литературоведческого анализа текста, привитие интереса к вдумчивому прочтению текста. 2.Помощь учащимся увидеть за бытовыми подробностями проблемы бытийного характера. 3.Воспитание культуры речи,культуры взаимоотношений,культуры души. Воспитание доброты,нравственности,прививать любовь к близким,помнить о великом долге перед матерью. 4.Умение написать письмо.
Оборудование:
текст повести «Обмен» портрет писателя письма
Методические приемы:
аналитическая беседа
Эпиграф к уроку:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Данте
Ход урока:

1.Вступительная беседа
. 2.
Чтение письма ученика о жизни и творчестве Ю.В.Трифонова.
3.Ответное послание учителя. -Здравствуй, дорогой друг! Юрий Валентинович Трифонов был «чужаком» для советской литературы. Его все время попрекали,что он пишет не про то,что его произведения сплошь мрачные,что он полностью погружен в быт.Каково ваше читательское восприятие повести?Понравилась ли вам эта повесть?(мнения учащихся)
Причина столь разных оценок опять-таки пристрастие писателя к бытовым подробностям.Одних это увлекает,других отталкивает.Быт-это условие существования героев.Кажущаяся обыденность,привычность обманчива.На самом деле испытание бытом не менее трудно,опасно,чем испытания, которые выпадают человеку в острых,критических ситуациях.опасно тем,что человек меняется под воздействием быта незаметно для себя.быт провоцирует человека без внутренней опоры,стержня на поступки,которым сам человек ужасается.И чловек теряется в толпе,не может найти свою тропу. Сюжет повести «Обмен» представляет собой цепь событий,каждое из которых является самостоятельной новеллой.Давайте послушаем первую новеллу. (Письмо учащегося об обмене,об уговорах Лены съехаться со смертельно больной матерью Виктора ради жилплощади) -Как реагирует Дмитриев на предложение об обмене? -Чем заканчивается конфликт? (письмо учащегося о переживаниях Виктора,об угрызениях совести,но несмотря на это о его думах о вариантах обмена,подключая к этому даже Таню) -Здесь важна каждая деталь,поэтому подумайте и скажите мне,что выражает поза Дмитриева в этот момент?Какую внутреннюю борьбу переживает Дмитриев,ощутив на плече руку Лены?Что происходит в сознании Дмитриева,когда он подчиняется Лене?Как реагирует Дмитриев на напоминание жены об обмене утром?(Ответы учеников) -Мы говорили о том,что Дмитриев,обдумывая варианты обмена, подключает к этому даже Таню,женщину,которая по-настоящему любит и понимает его. -Как изменилось за год отношение Дмитриева к Тане?Как проявляется Таня в своем отношении к Дмитриеву?Что испытывает Дмитриев во взаимоотношениях с Таней?Что настораживает в душевном состоянии Дмитриева? (рассказы учеников) -Как и почему так ведет себя Дмитриев,когда Таня читает ему стихи? Какую роль играет в повести пастернаковская строчка,которую повторяет герой?
(Дополнения учителя) _Произнесенные после долгой паузы слова «думал больной» свидетельствует об осознании Дмитриевым своей нравственной болезни, своей душевной ущербности,неспособности жить полноценной независимой жизнью.Утратив свои нравственные основы,он не способен на нравственный поступок. -Как же вести себя человеку в этой ситуации? На помощь человеку приходит спасительный самообман. Вспомните еще одну новеллу,а именно тот момент,как Дмитриев попал в ГИНЕГА?Что испытывает герой в этой ситуации?Чем заканчивается внутренняя борьба?Чем успокоил себя герой?(рассказ учащегося об истории со старым другом Дмитриева Левкой Бубриком,вместо которого Виктора пристроили в институт) -Трифонов столь пристально изучает своего героя,что создается ощущение,что Дмитриев-индивидуальность.Но автор опровергает это мнение.Увы,Дмитриев типичен.Он один из многих.Он человек из толпы.И ничем не выделяется. -Как влияет на Дмитриева толпа?(Читаем из текста) -Какую оценку личности дает Дмитриеву его дед?(«Ты человек не скверный,но и не удивительный») -Была ли у героя возможность стать личностью,индивидуальностью? -Символ духовной деградации героя-потрфель с банками сайры. -Виктору всего 37 лет.И иногда ему кажется,что все еще впереди.Почему же герой делает 2 шага вперед и сразу же 2 шага назад.Почему же герой подчиняется давлению обстоятельств?В чем причина?рассказы учеников) Вы,наверное,заметили,что Виктор располагается между двумя «полюсами»: Дмитриевыми(своей родней) и Лукьяновыми(женой и ее родителями). Дмитриевы-потомственные интеллигенты,а Лукьяновы из породы «умеющие жить».Какая из этих семей вам понравилась?Ведь сегодня люди «умеющие жить» ценятся.Каково ваше мнение?(разделяются на 2 группы)
-А сейчас первое задание группам.Нарисуйте в альбомных листках родословную двух семей.Обратим внимание на семью Дмитриевых. -Дадим слово и второй группе.Какие же они Лукьяновы?Что можно сказать об их родословной?В.каких тонах выдержана авторская характеристика Ивана Васильевича и Веры Лазаревны?Каковы главные черты жизненной позиции Лукьяновых?Унаследовала ли их Лена?(рассказы учеников) -Итак,мы дошли до главных героев-Виктора и Лены.Сюжетный стержень повести-это обмен.И.в связи с этим развертываются события и раскрываются два характера-Лены и Виктора.По данному плану попробуем составить сравнительную характеристику этим двум героям не как мужу и жене,а как представителям двух семей:Дмитриевых и Лукьяновых. План: 1.Отношение к собственной судьбе. 2.Право называться личностью. 3.Отношение к традициям семьи. 4. «Умение жить», вкус к жизни. 5.Нравственная неразборчивость в средствах. Сравнительная характеристика (письма двух учеников) Виктор Лена 1.Человек компромисса,человек Решительна,инициативна,обладает ведомый,постоянно подчиняется сильным характером,легко находит обстоятельствам и внутренняя общий язык с нужными людьми. его борьба кончается не с чем. 2.Была возможность стать лич- На право называться личностью ностью,природа наделила его отказана Лене автором. талантом.Но на право называть-
ся личностью отказана родными. 3.Дед Виктора интеллигентен, Иван Васильевич и Вера Лазаревна Принципиален,гуманен.Мать люди «умеющие жить».Лена,их сохранила эти качества.А Виктор дочь унаследовала эти качества. 4.Виктор безвольный… Лена эне ожидали,что из тебя ргична,привыкла добиваться. всего сама,а не винить обстоятельства. 5.Виктора мучает совесть,но Лена «…она вгрызалась в свои желания, Несмотря на это он подчиняется как бульдог.Такая миловидная женщина- бульдог с короткой стрижкой соломенно- го цвета…Она не отпускала до тех пор, пока желания-прямо у нее в зубах-не превращались в плоть…» -Жизнь меняется только внешне,люди же остаются прежними.Вспомним, что по этому поводу говорил булгаковский Воланд: «только квартирный вопрос испортил всех». «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова,испытанием, которого он не выдерживает и ломается.Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали,что из тебя получится что-то другое.Ничего страшного,разумеется,не произошло.Ты человек не скверный.Но и не удивительный».Это суд и самого автора.Процесс «олукьянивания» протекает неззаметно,вроде бы помимо воли человека,с массой самооправданий,но в результате разрушает человека,и не только морально:после обмена и смерти матери «у Дмитриева сделался гипертонический криз,и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме».Герой становится другим: «еще не старик,но уже пожилой,с обмякшими щечками дяденька». Смертельно больная мать говорит Дмитриеву: «Ты уже обменялся,Витя. Обмен произошел…Это было очень давно.И бывает всегда,каждый день,так что ты не удивляйся,Витя.И не сердись.Просто так незаметно…» В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена.Их сухой,деловой,официальный язык
подчеркивает трагизм происшедшего.Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны.Обмен ценностных представлений состоялся. -Трифонов не ставил перед собой задачи нни осудить,ни «наградить» своих героев:задача была иная-понять.Убеждаемся.что это верно отчасти… Идеалов нет.А в круг нашего обсуждения входят такие вопросы:что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас с нами?Действительно ли у Трифонова нет идеалов?Останется ли,по вашему мнению,эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через тридцать лет? Д\З.Написать письмо другу,взяв за основу эти вопросы.,сделав их предметом обсуждения

В 60–70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской прозы героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской жизни. Рассматривалась проблема одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Для произведений городской прозы характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на «вечные» вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».
Творческая деятельность Юрия Трифонова приходится на послевоенные годы. Впечатления от студенческой жизни отражены автором в его первом романе «Студенты», который был удостоен Государственной премии. В двадцать пять лет Трифонов стал знаменит. Сам автор, однако, указывал на слабые места в этом произведении.
В 1959 году выходят сборник рассказов «Под солнцем» и роман «Утоление жажды», события которого разворачивались на строительстве оросительного канала в Туркмении. Писатель уже тогда говорил об утолении духовной жажды.
Более двадцати лет Трифонов работал спортивным корреспондентом, написал множество рассказов на спортивные темы: «Игры в сумерках», «В конце сезона», создавал сценарии художественных и документальных фильмов.
Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» образовали так называемый «московский», или «городской», цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Писатель выдержал нападки критиков, обвинявших его в «мелкотемье». Особенно непривычен был выбор темы на фоне существовавших тогда книг о славных подвигах, трудовых достижениях, герои которых были идеально положительными, целеустремленными и непоколебимыми. Многим критикам показалось опасным кощунством то, что писатель осмелился раскрыть внутренние изменения в нравственном облике многих интеллигентов, указал на отсутствие в их душах высоких побуждений, искренности, порядочности. По большому счету Трифонов ставит вопрос, что такое интеллигентность и есть ли у нас интеллигенция.
Многие герои Трифонова, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, так и не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, но в быту, дома, где не нужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев: неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. По мере знакомства с персонажами повестей перед нами вырисовывается правдивая картина состояния умов советских людей и нравственных критериев интеллигенции.
Проза Трифонова отличается высокой концентрацией мыслей и эмоций, своеобразной «плотностью» письма, позволяющей автору за внешне бытовыми, даже банальными сюжетами многое сказать между строк.
В «Долгом прощании» молодая актриса размышляет, продолжать ли ей, пересиливая себя, встречаться с видным драматургом. В «Предварительных итогах» переводчик Геннадий Сергеевич мучается от сознания своей вины, уйдя от жены и взрослого сына, давно ставших ему духовно чужими. Инженер Дмитриев из повести «Обмен» под нажимом властной жены должен уговорить родную мать «съехаться» с ними после того, как врачи сообщили им, что у пожилой женщины рак. Сама мать, ни о чем не догадываясь, крайне удивлена внезапно возникшими горячими чувствами со стороны невестки. Мерило нравственности здесь – освобождающаяся жилплощадь. Трифонов словно спрашивает читателя: «А как бы поступил ты?»
Произведения Трифонова заставляют читателей строже присмотреться к себе, учат отделять главное от наносного, сиюминутного, показывают, какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести.

В основе повести Юрия Трифонова "Обмен" - стремления главного героя, типичного московского интеллигента Виктора Георгиевича Дмитриева, совершить обмен жилья, улучшить собственную жилищную ситуацию. Ему необходимо для этого поселиться с безнадежно-больной матерью, догадывающейся о своей скорой кончине. Сын убеждает ее, что ужасно жаждет проживать с ней совместно, для того чтобы лучше позаботиться о ней. Однако мать смекает, что его волнует в первостепенную очередь не она, а квартира, и что спешит он с обменом из-за страха

После ее смерти лишиться ее комнаты. Материальная заинтересованность подменила у Дмитриева чувство сыновней любви. И недаром в конце произведения мать заявляет сыну, будто когда-то собиралась жить с ним сообща, а в настоящее время нет, оттого что: "Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно.." Дмитриев, человек изначально порядочный, понемногу под воздействием себялюбия супруги, да и своего личного эгоизма, поменял моральные позиции на обывательское благополучие. И все-таки, успев съехаться с матерью прямо перед ее смертью, ее кончину, может быть, немного вызванную торопливым обменом, переживает удручающе: "После смерти Ксении Федоровны у Дмитриева сделался гипертонический криз, и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме". Потом он сильно сдал и казался будто бы "еще не старик, но уже пожилой". Какова же причина этического падения Дмитриева?

В повести нам представлен его дед, как старый революционер, который говорит Виктору "Ты человек не скверный. Но и не удивительный" В Дмитриеве нет никакой высокой идеи, одухотворяющей его жизнь, нет увлеченности каким-либо делом. Нет, что оказывается в данном случае очень важным, и силы воли. Дмитриев не может противостоять напору жены Лены, стремящейся к получению жизненных благ любой ценой. Временами он протестует, устраивает скандалы, но только для очистки совести, потому что почти всегда, в конечном счете, капитулирует и делает так, как того хочет Лена. Жена Дмитриева давно уже собственное преуспевание ставит во главу угла. И знает, что муж будет послушным орудием в достижении ее целей: "…Она заговорила так, будто все предрешено и будто ему, Дмитриеву, тоже ясно, что все предрешено, и они понимают друг друга без слов". По поводу таких, как Лена, Трифонов сказал в интервью с критиком А. Бочаровым: "Эгоизм - то в человечестве, что победить труднее всего". И в то же время писатель далеко не уверен, возможно ли в принципе полностью победить человеческий эгоизм, не разумнее ли постараться ввести его в какие-то нравственные пределы, поставить ему определенные границы. Например, такие: стремления каждого человека к удовлетворению собственных потребностей законно и справедливо до тех пор, пока оно не наносит вреда другим людям. Ведь эгоизм является одним из мощнейших факторов развития человека и общества, и не считаться с этим нельзя. Вспомним, что о "разумном эгоизме" с сочувствием и чуть ли не как об идеале поведения писал еще Николай Гаврилович Чернышевский в романе "Что делать?". Беда, однако, в том, что очень трудно в реальной жизни найти ту грань, что отделяет "разумный эгоизм" от "неразумного". Трифонов подчеркивал в упомянутом интервью: "Эгоизм исчезает гам, где возникает идея". Такой идеи нет у Дмитриева и Лены, поэтому эгоизм становится для них единственной моральной ценностью. Но нет этой идеи и у тех, кто им противостоит, - у Ксении Федоровны, сестры Виктора Лоры, двоюродной сестры главного героя Марины… И не случайно в беседе с другим критиком, Л. Аннинским, писатель возражал ему: "Вы сделали вид, что я Дмитриевых (имеются в виду все представители этого семейства, кроме Виктора Георгиевича) боготворю, а я над ними иронизирую". Дмитриевы, в отличие от семейства Лены, Лукьяновых, к жизни не очень приспособлены, не умеют извлекать для себя выгоду ни на работе, ни в быту. Они не умеют и не хотят жить за счет других. Однако мать Дмитриева и его родные - отнюдь не идеальные люди. Им свойственен один очень беспокоивший Трифонова порок - нетерпимость (не случайно именно так писатель назвал свой роман о народовольце Желябове - "Нетерпимость").

Ксения Федоровна именует Лену мещанкой, а та ее - ханжой. Мать Дмитриева на самом деле вряд ли справедливо считать ханжой, но неспособность принять и понять людей с иными поведенческими установками делает ее трудной в общении, а подобный тип людей в долгосрочной перспективе - нежизнеспособен. Дед Дмитриева еще был воодушевлен революционной идеей. Для последующих поколений она сильно потускнела из-за сопоставления с очень далекой от идеала послереволюционной действительностью. И Трифонов понимает, что в конце 60-х, когда писался "Обмен", эта идея уже мертва, а никакой новой у Дмитриевых нет. В этом - трагизм положения. С одной стороны - приобретатели Лукьяновы, которые умеют неплохо работать (что Лену на работе ценят, в повести подчеркивается), умеют обустраивать быт, но ни о чем, кроме этого, не думают. С другой стороны, Дмитриевы, сохраняющие еще инерцию интеллигентской порядочности, но со временем все более ее, не подкрепленную идеей, утрачивающие.

Виктор Георгиевич уже "олукьянился", и вероятно этот процесс ускорила Надежда, рассчитывающая на то, что у главного героя воскреснет совесть. Все-таки, на мой взгляд, смерть матери вызвала у героя какое-то нравственное потрясение, с чем было связано, по всей видимости, и недомогание Дмитриева. Но все-таки, шансов на его духовное возрождение очень мало. И неспроста в последних строках этой повести автор сообщает, что узнал всю историю от Виктора Георгиевича, который теперь кажется больным, раздавленным жизнью мужчиной. Обмен нравственных ценностей произошел в его душе, привел к грустному результату. Обратный обмен для героя практически невозможен.

Выходит замена моральных ценностей и традиций главного героя на расчётливость и безразличие к другим.

Виктор Дмитриев «предал» свои идеалы. Он не захотел бороться с женой за право быть «услышанным» и полностью подчинился ее «руководству». Но скорее всего, это зерно «аморальной личности» находилось в нем всегда, а супруга лишь была прикрытием.

Именно по этой причине, Виктор внезапно занимает должность, которую очень рассчитывал получить друг семьи Дмитриевых. Он «свято верит», что делает это ради семьи и жены, но на самом деле, мужчина, обманул товарища, ради личной выгоды.

В возникший из-за предательства скандал вмешалась Лена Иванова. Женщина заявила всем, что это исключительно ее «вина», так как именно она настояла на смене работы мужа. Из-за этого мать и сестра Лора очень осудили именно Виктора, назвав его «олукьянившимся».

Лукьяновы и Дмитриевы были в конфликте. Разные взгляды на жизнь, цели и средства их достижений, создавали между семьями, целую пропасть недопонимания. Виктор же был как на разрыв. Он не мог до конца принять, чьей либо стороны, ведь сложно выбирать между родной мамой и матерью своего ребенка.

Но мужчина был далеко не примерным семьянином. Автор подмечает, что пока супруга с дочерью были в отпуске и уехали из города, Виктор завел роман со своей коллегой Татьяной. Девушка влюбилась в Виктора, и впоследствии из-за своих чувств, вынуждена была развестись со своим мужем. Она не думала, что Виктор в отличие от нее, сможет дальше обманывать свою супругу.

Но мужчина и не собирался врать. Он просто бросил Татьяну по приезду Лены с дочерью и с чистой совестью «вернулся» в семью. Бедная женщина так и осталась жить с надеждой, что они когда-нибудь снова будут вместе. Она даже предложила бывшему любовнику денег взаймы, когда ему они срочно понадобились.

Виктор взял у женщины определенную сумму. Конечно, он собирался их ей отдать, но такая ли была необходимость «ворошить прошлое»? А может он специально давал ей надежду?!

Так или иначе, но средства ему действительно были очень нужны. Мать, недавно перенесшая тяжелую операцию, нуждалась в лечении. Да и Лена, давила на него неминуемым обменом жилплощади. Женщина давно все распланировала, а сейчас узнав о смертельном диагнозе Ксении Федоровны – решила действовать.

Данное действие было кощунством по отношению Дмитриевой, и сын это прекрасно понимал. Он даже пытался возражать против «напора» супруги, но сдался после неудачной попытки «протестовать». Аргументы жены были весомее всех его доводов и осуждений.

Вскоре, еще недавно враждующие стороны «воссоединились», и стали жить в одной двухкомнатной квартире. Комната Ксении Федоровны было обменяно в придачу к комнате в коммуналке Дмитриева. Лена и здесь все продумала. Она знала, что дни свекрови сочтены и «терпеть» ее придется не долго. Иванова оказалась права – мама Виктора вскоре умерла.

Виктор сильно заболел. До него потихоньку начало доходить то, что мужчина действительно изменился, но далеко не в лучшую сторону…

В центре повести Ю. Трифонова "Обмен" - изображение двух семей Дмитриевых и Лукьяновых, породнившихся благодаря женитьбе двух представителей их молодого колена - Виктора и Лены. Две эти семьи являются в известной степени противоположностью друг друга.

Однако автор не показывает их прямого противостояния, оно выражается опосредованно через многочисленные сопоставления, через коллизии и конфликты в отношениях представителей этих семей. Так, Дмитриевых от Лукьяновых отличают, прежде всего, их древние корни, наличие нескольких поколений в этой фамилии, что обеспечивает преемственность нравственных ценностей, этических устоев, сложившихся в этой семье. Передача этих ценностей из поколения в поколение и обуславливает нравственную устойчивость членов этого рода. Постепенно эти ценности уходят из рода Дмитриевых и подменяются другими.

В этой связи чрезвычайно важен образ деда Федора Николаевича, так как он дает возможность проследить процесс утраты родом Дмитриевых тех качеств, жизненных принципов, которыми жили их предки и которые отличали дом Дмитриевых от других. Дед предстает в повести как некий древний "монстр", так как на его долю выпало немало великих исторических событий, но при этом он остается реальной исторической личностью. Дед воплощает лучшие качеств дома Дмитриевых - интеллигентность, тактичность, воспитанность, принципиальность, которые когда-то отличали всех представителей этого рода. Его дочь, Ксения Федоровна, уже несколько отдалена от отца: ее отличают излишняя горделивость, напускная интеллигентность, неприятие его жизненных принципов (сцена спора с отцом о презрении). Появляется в ней такая черта, как "ханжество", то есть стремление выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. Играя в повести роль идеальной женщины-матери, Ксения Федоровна тем не менее не является положительным героем, так как в ней присутствуют и отрицательные качества. С развитием сюжета мы узнаем, что Ксения Федоровна не такая уж интеллигентная и бескорыстная, какой хочет казаться.

Однако человек - это всегда совокупность отрицательных и положительных начал. Несмотря на свои недостатки, Ксения Федоровна полностью реализует себя как мать. Она с чувством трепетной любви относится к своему единственному сыну, жалеет его, переживает за него, быть может, винит себя за его нереализованные возможности (Дмитриев в молодости умел прекрасно рисовать, но этот дар не получил дальнейшего развития). Таким образом, мать Виктора является хранительницей духовных связей этой семьи, своей любовью как бы духовно скрепляет себя с сыном. Окончательно отделенным, духовно отрезанным от деда является Виктор, у которого по отношению к деду осталась лишь "детская преданность". Отсюда непонимание и отчужденность в их последнем разговоре, когда Дмитриев хотел поговорить о Лене, а дед - размышлять о смерти.

Не случайно со смертью деда Дмитриев ощущает свою отрезанность от дома, семьи, потерю родственных связей. Однако процесс духовного отчуждения Виктора с семьей, принявший после смерти деда необратимый характер, начался давно, с момента его женитьбы на Лене Лукьяновой. Именно в породнении двух домов следует искать истоки разрушения рода Дмитриевых, так как оно положило начало ссорам, скандалам и разногласиям как между семьями, так и внутри них. Род Лукьяновых - иной и по происхождению и по занятиям: это люди практической хватки, "умеющие жить", в отличие от непрактичных, не приспособленных к жизни Дмитриевых. Их семья представлена намного уже: они не имеют дома, то есть родового гнезда, тем самым автор как бы лишает их укорененности, опоры и родственных связей в этой жизни.

Отсутствие родственных уз в свою очередь обусловливает отсутствие духовных связей в этой семье, здесь нет любви, семейной теплоты, человеческого участия. Напротив, отношения в этой семье носят отпечаток официально-деловых, являются неуютными, недомашними. В связи с этим закономерными являются две основополагающие черты этого рода - практицизм и недоверчивость.

Чувство любви подменяется чувством долга, именно из-за ощущения своего долга перед семьей Иван Васильевич материально обустраивает свой дом, материально обеспечивает свою семью, за что Вера Лазаревна испытывает к нему чувство собачьей преданности, так как сама "никогда не работала и жила на иждивении Ивана Васильевича". Абсолютной копией своих родителей является их дочь Лена. Она соединила в себе взятое от отца чувство долга, ответственности перед своей семьей, с одной стороны, и преданность Веры Лазаревны своему мужу, семье, с другой, а все это дополняется тем практицизмом, который присущ всему роду Лукьяновых. Именно поэтому Лена пытается совершить выгодный квартирный обмен во время болезни свекрови, устраивает его на выгодную работу в ГИНЕГА, предавая тем самым друга детства Левку Бубрика, у которого в то время вообще не было никакой работы.

Однако все эти "сделки" не являются для Лены аморальными, так как для нее изначально нравственным является понятие пользы, ибо ее главный жизненный принцип - целесообразность. Практицизм Лены достигает высшей степени. Подтверждением тому является "душевный дефект", "душевная неточность", "недоразвитость чувств", которые отмечает в ней Виктор. А отсюда вытекает и ее бестактность, прежде всего, по отношению к близким людям (затеянный в неподходящее время квартирный обмен, ссора из-за перемещения Леной портрета отца в доме Дмитриевых). В доме Дмитриевых-Лукьяновых нет любви, семейного тепла, дочь Наташа не видит ласки, потому что "мерилом родительской любви" для Лены является английская спецшкола. Отсюда чувствуется постоянная фальшь, неискренность в отношениях между членами этой семьи.

В сознании Лены духовное подменяется материальным. Доказательством тому служит не только английская спецшкола, но и тот факт, что автор ни разу не упоминает о ее каких-либо душевных качествах, талантах, все сводится к материальному.

Вместе с тем Лена намного жизнеспособней своего мужа, она сильнее и мужественнее его в моральном плане. И показанная автором ситуация соединения двух семей, слияние духовных начал и практицизма приводит к победе последнего. Дмитриев оказывается раздавленным своей женой как личность, он окончательно "олукьянивается", становится мужем-"подкаблучником". Надо отметить, что повесть начинается в кульминационный момент жизни героя - смертельная болезнь матери, затеянный в связи с этим квартирный обмен. Автор, таким образом, ставит своего героя в ситуацию выбора, так как именно в ситуации выбора проявляется нравственная сущность человека. В результате оказывается, что Дмитриев - это безвольный человек, постоянно идущий на житейские компромиссы.

Уже с начала повести становится ясной его модель поведения - это уход от решения, от ответственности, стремление во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей. Итог выбора, совершенного Виктором, плачевен - смерть матери, которую он обменял на материальное благополучие, на обустроенный быт. Но самое страшное то, что в Викторе отсутствует чувство вины, он не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей с семьей, всю вину он возлагает на обстоятельства, которые он не смог победить, на "олукьянивание", которое он не смог преодолеть.

И если раньше, в фабульной ситуации повести, когда Лена заговорила об обмене, Дмитриев еще был способен на какую-то борьбу с "олукьяниванием", на защиту своих жизненных принципов, то в конце повести он сам с горечью признает, что ему "действительно ничего не нужно", что он ищет лишь покоя. С этого момента Дмитриев начинает быстро "олукьяниваться", то есть терять те духовные качества, то нравственное воспитание, которые были изначально заложены в нем предками дома Дмитриевых. Постепенно Виктор превращается в хладнокровного, душевно черствого человека, который живет самообманом, воспринимая все как должное, а его юношеские стремления и реальные мечты превращаются в недостижимые грезы. Итог "олукьянивания" - духовная смерть героя, деградация как личности, потеря родственных связей.

Важную смысловую нагрузку в повести несет образ Тани, которая является воплощением нормальных человеческих связей, отношений, истинной любви. В ее мире действует совсем иная, чем в мире Дмитриева, система нравственных ценностей, согласно которой Тане представляется невозможной жизнь с нелюбимым, пусть и любящим ее человеком. В свою очередь, этот любящий ее человек уходит, не устраивая сцен и скандалов, не деля тряпок и метров, но позволяя Тане жить своей жизнью. Это и является настоящей любовью - желание добра и счастья любимому человеку. Важным в образе Тани является еще и то, что она, несмотря на все обрушившиеся на нее несчастья, сумела сохранить свой внутренний, духовный мир.

Именно благодаря своей духовной наполненности, крепким нравственным устоям, духовной силе она сумела выжить в этой жизни, благодаря этим качествам она намного сильнее и крепче Дмитриева. "Обмен", осуществленный Таней, оказался гораздо честнее "обмена" Виктора, так как он был совершен не в погоне за материальной выгодой, а в соответствии с чувствами, по зову сердца. Таким образом, обмен у Ю. Трифонова - это не только материальная сделка, но и духовно-психологическая ситуация. "Ты уже обменялся, Витя.

Обмен произошел", - говорит мать Дмитриева, подразумевая не обмен квартиры, а обмен образа жизни, нравственных ценностей и жизненных принципов семьи Дмитриевых на образ жизни семьи Лукьяновых, то есть "олукьянивание". Таким образом, обмен из сферы бытовых, материальных отношений переходит в сферу отношений духовных. В повести Ю. Трифонова лейтмотивом являются раздумья по поводу убывающих духовных отношений между людьми, истончающихся человеческих связей. Отсюда вытекает главная проблема личности - отсутствие духовных связей с другими людьми и, прежде всего, со своей семьей.

По Ю. Трифонову, отношения внутри семьи в большей степени зависят от духовной близости, от глубины взаимопонимания, а это весьма сложные и тонкие вещи, требующие особого дарования, которого лишена семья Дмитриевых-Лукьяновых. Без этих качеств невозможно существование семьи, остается лишь внешняя оболочка при абсолютной внутренней разрушенности, духовной разъединенности.