Анализ фрагмента главы «Княжна Мери. Анализ главы «Княжна Мери

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Задачи и тесты по теме "Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс






















1 из 21

Презентация на тему: Анализ повести «Княжна Мери»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Пейзаж в повестиВчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» ; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Пейзаж в повести Каким настроением проникнуто описание? (восторженным, лирическим) Как это характеризует Печорина? (Он человек, обладающий чувством прекрасного, владеющий даром слова) Какие стихотворения Лермонтова напоминает вам последнее предложение(риторический вопрос)? (И скучно, и грустно…», «Когда волнуется…») Сделайте вывод о сходстве характеров автора и его героя

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Печорин в системе образов романаМаксим Максимыч называет Печорина «странным», рассказчик замечает противоречивость его характера, отраженную во внешности. Является ли «водяное общество» идеальным для героя, ведь он принадлежит к нему? Сам Печорин отвечает на этот вопрос отрицательно: « Во мне душа испорчена светом…»

№ слайда 7

Описание слайда:

Печорин в системе образов романаОни пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают - Найдите соответствия между этим описанием и стихотворением « Как часто, пестрою толпою окружен»

№ слайда 8

Описание слайда:

Печорин и доктор ВернерМожно ли портрет Вернера считать психологическим? Что в нем привлекает внимание? Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

№ слайда 9

Описание слайда:

Печорин и доктор ВернерСопоставляются или противопоставляются герои? Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Почему они не стали друзьями? Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

№ слайда 10

Описание слайда:

Печорин и ГрушницкийЯ познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.

№ слайда 11

Описание слайда:

Печорин и Грушницкий Какое впечатление производит Грушницкий? Прав ли Печорин, говоря о нем: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился.» В каких эпизодах раскрывается позерство и подлость Грушницкого?

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Княжна МериУ нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…

№ слайда 15

Описание слайда:

Почему Печорин решил завоевать Мери?Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

№ слайда 16

Описание слайда:

Мери и Бэла. Одинаково ли отношение к ним?Послушай, милая, добрая Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. – Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы. – Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, – прибавила она голосом нежной доверенности, – не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. – В последних словах было такое женское нетерпение, что я невольно улыбнулся; к счастию, начинало смеркаться. Я ничего не отвечал. – Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?.. Я молчал…

Описание слайда:

Самоанализ ПечоринаПробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Источники Фильм со страницы Рябизовой В.С http://www.sch1262.ru/lermontov/1121.html http://lermontov.sch1262.ru/1121.html http://www.kino-govno.com/movies/knjazhnameri/gallery/images/15 http://900igr.net/kartinki/literatura/Bela/060-Povest-Knjazhna-Meri.html http://history-life.ru/post64451910/ http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-vkl/Lre304-9.htm http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8500.html http://il.rsl.ru/html/057/j05637.html http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/1226538/ - шаблон презентации Писаревская Т.А http://artcyclopedia.ru/portret_voennogo_(pechorin_na_divane)_1889-vrubel_mihail.htm http://900igr.net/fotografii/literatura/Bela/028-Pechorin.html- Печорин http://forum-slovo.ru/index.php?PHPSESSID=0i7ko7k5jl6mjgm3k85d8sp016&topic=28746.20- Даль и Миронов http://www.photosight.ru/photos/2195264/- цветок Слайд из презентации http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Bela/027-Povest-Taman.html


За что они все меня ненавидят? Желчь моя взволновалась. Я начал шутя – и кончил искренней злостью… Григорий Печорин (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).


Пятигорск. Дворянское «водяное общество» – та социальная среда, к которой принадлежит Печорин.

  • Почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его?
  • Молодой человек в душе поэт.
  • Печорин даёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина?
  • Характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях.

  • На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья?
  • Грушницкий мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит.
  • Да, есть.
  • Почему Печорина раздражает Грушницкий?

Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером?

В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера . Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач.

Можно ли эти отношения назвать дружбой?


Оказывается, нет.

Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого».

Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.


Дневник Печорина напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны... ...И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.


Способен ли Печорин на настоящую любовь?

Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её.


Если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери?

16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись».

Что же это за дела?

Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем он это делает.


Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека . «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»


Лермонтов сатирически изображает дворянское общество. Приехавшая московская знать, степные помещики, местная элита, приезжие офицеры – разнородное «водяное общество» Пятигорска. Многочисленные романы и увлечения, сплетни, карты, прогулки, балы – вот то, что интересует светское общество Пятигорска.


На «фоне» этих господ ярко выступает умный и решительный Печорин. Он презирает и московскую знать, и пятигорское дворянское общество. Конфликт между Печориным и обществом неизбежен.



Анализ эпизода дуэли.

Каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?


Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то, и другое будет ложно». И действительно, повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.




СЦЕНА ДУЭЛИ. 1. Что послужило причиной ссоры? 2. Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого? 3. Мог ли он поступить иначе? 4. Ночь перед дуэлью. Какие стороны души Печорина открываются читателям? Чем объясняется ненависть Грушницкого к Печорину? 5. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? 6. Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?




Люди, подобные Грушницкому, по словам Печорина, под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда тем и другим».


Но до старости Грушницкий не дожил. Он запутался во лжи и интригах и был убит на дуэли с Печориным. В последнее мгновение в Грушницком «происходила борьба», проявившаяся в подавленности и смущении, в признании своей неправоты. Он ушёл из жизни со словами: «Я себя презираю».


Печорин оставлял противнику «возможность мирного исхода». Он выстрелил тогда, когда Грушницкий выкрикнул: «Нам на земле вдвоём нет места». Но рад ли Печорин такому исходу? Никакой радости и торжества победителя нет. Душевное состояние Печорина тяжело. У него «на сердце.. камень» . Но в то же время – в Печорине скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.


Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина?

Эта глава позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество

Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем.


«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?!

Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист».


Традиционно Печорин ставится на голову выше всех этих "тупиц и фанфаронов, индюков надутых", к которым в первую очередь и причислялся юнкер, без пяти минут офицер, Грушницкий, кстати, боевой товарищ Печорина. Почему же Грушницкий, несколькими годами моложе Печорина, - фанфарон и индюк, а Печорин, - мыслитель и философ? Видимо, это происходит потому, что так угодно Печорину, ведь "Журнал Печорина" пишет он сам. А читатель этот журнал читает, и наша, читателей, задача - самолично выявлять истинных героев.
Завязка вспыхнувшей и разгоревшейся вражды между Печориным и Грушницким стара как мир: Мери уделила внимание раненому Грушницкому, а вот к Печорину была не столь благосклонна. "Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство - было зависть..." (Лермонтов. С.516). Вот и завязка конфликта, тем более что Печорин узнает о заблуждении княжны насчет Грушницкого, которого она считает разжалованным по какой-то романтической причине из офицеров в солдаты.
День за днем, час за часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого самыми противоречивыми утверждениями и измышлениями; он манкирует чувствами Мери, сознательно внушая ей надежду на взаимность и в то же время зная, что это самый бессовестный обман; он разбивает сердце старухи Лиговской, недвусмысленно отрекаясь от чести стать обладателем руки ее дочери. В истории с княжной Мери Печорин противостоит обществу уже практически, как злая разрушительная сила, покусившаяся на его моральные нормы. Роман Печорина с Мери является своеобразным проявлением войны против общества со стороны этого незаурядного человека, которому тесно и скучно в косных пределах сложившихся отношений. Но как мизерна эта война, и как жалок ее результат. Ни потрясенных основ, ни ниспровергнутых оков, ни даже наказанных угнетателей: одна только неведомо зачем жестоко изломанная девичья судьба. Здесь же обнаруживается и вина Печорина - попирание прав другой человеческой личности. В его романе с Мери он нарушает не только условные нормы поведения, разделяемые светским дворянским кругом (недопустимость романов без намерения жениться и т.п.), но и "естественные" нормы уважения к личности другого (недопустимость превращения ее в простое орудие своей воли). Во всей истории взаимоотношений Мери и Печорина ярко выступает эгоцентризм Печорина. Он сам говорит о себе: "...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы" (Лермонтов. С.540). Внутренне отойдя от того социального коллектива, к которому он принадлежит по рождению и общественному положению, Печорин не нашел и другой, новой системы социальных взаимоотношений, с которою он слился бы. Его личность, противопоставившая себя старому обществу и не нашедшая опоры в каком-либо ином, новом социальном единстве, ни в чем не видит для себя закона, кроме самой себя. Собственная воля является единственной "нормой", которую признает над собой Печорин. Замыкание в пределах собственной личности, признание "законом" над своими действиями лишь ничем не ограниченной собственной воли превращает героя из протестанта в антиобщественную, а в конечном счете - в античеловеческую силу. Но как только он узнает о том, что его хотят наказать, Печорин делается буквально страшен. И самое страшное заключается в том, что он пытается объяснить свои поступки, развивая целую философскую теорию, согласно которой можно оправдать все эти злодейства. Печорин совершенно искренен, когда пишет в своем журнале следующие строки: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!.. я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающие мои душевные силы... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?.. А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого..." (Лермонтов. С.539-540).
Печорин ставит заведомо невыполнимое условие гуманного отношения к другим для себя: он будет любить всех и делать добро только в том случае, если все будут любить его. Это не всегда реально даже в рамках очень ограниченного круга людей, не говоря уже о чем-то большем.
А рассуждения о том, что такое счастье и радость для него, личности неординарной и загадочной, показывают, что и Бэла, и Мери, и Вера, и многие другие, с кем сводила судьба героя, были заранее обречены на роль цветка, которому суждено в конце концов оказаться брошенным и растоптанным ("Я все это уж знаю наизусть - вот что скучно!"). И другой мотивировки поступков Печорина нет и быть не может. И страдания его из-за собственной жестокости настолько кратковременные и смехотворны, что называть это страданиями просто нелепо.
В отношении к Мери Печорин встает как носитель аморального "демонического" сознания, который не видит граней между "добром" и "злом", не признает никаких моральных ограничений и критериев для своих действий. Даже любовь, единственное "связующее" чувство, которое оставалось последней надеждой и точкой опоры для демонических героев Лермонтова в их попытках возрождения и воссоединения с людьми, - даже она попирается Печориным. Начатый со скуки, из желания подшутить над любовными планами Грушницкого, роман Печорина с Мери постепенно разворачивается как страшная картина упорной, бессердечной охоты паука, подстерегающего со своими сетями ничего не подозревающую жертву, чтобы высосать из нее лучшие соки жизни. Мери начинает понимать это сама, когда между героями происходит следующий разговор:
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже... (Лермонтов. С.542).
В "Княжне Мери" с переходом Печорина в типическую и постоянную для него жизненную среду дворянского общества, аристократического в частности, Лермонтов еще более суживает возможности выхода энергии Печорина и показывает его обреченным на деятельность пустую, мелкую и жестокую.
Еще рельефнее вырисовывается характер Печорина в его любви к Вере. Свободная от кокетства женщина светского круга, Вера вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Но и по отношению к ней Печорин не свободен от проявления эгоцентризма. "С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий", - говорит Вера Печорину. Печорин не мог решиться связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Он признается: "Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст мне только почувствовать, что я должен на ней жениться, мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы своей не продам."
А в сцене погони на лошади за уехавшей после убийства на дуэли Грушницкого Верой Печорин, загнав до смерти коня, "упал на мокрую траву и как ребенок заплакал". Но затем он пишет: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Все к лучшему!.." (Лермонтов. С.576-577). Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистической логики и разума. Слезы - лишь причина нервного расстройства и голода, а чувства можно приберечь и на потом. В этом и заключалась вся любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога.
Интересны чувства героя после встречи с Грушницким перед балом, побудившими его пригласить княжну на мазурку вопреки желанию Грушницкого танцевать с нею вечер. Печорин был в духе. Это следует из собственного его признания. Его ум был крайне активен. Он предчувствует интересное наблюдение над нравами, возможно, опасность; это заряжало его восторгом и энергией. Впрочем, идя на бал, герой испытывает противоречащую рассудку грусть, которая делает ему честь. "Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаянье! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя." (Лермонтов. С.546).
Лермонтов, нанизывая описания "подвигов" Печорина на композиционный стержень, постепенно подводит читателя к высшей, кульминационной точке, к самому страшному из дел главного героя: убийству на дуэли Грушницкого.
Да, Грушницкий поступает не лучшим образом, соглашаясь с драгунским капитаном и другими консультантами на бесчестный поступок, а именно: при подготовке оружия к дуэли пистолет Печорина остался незаряженным. Но Грушницкого можно понять: он молод, очень молод, безумно любит Мери и хочет отомстить своему недругу за поруганную любовь и бесчисленные гадости. А Печорин, зная, что убивать его не собираются, а хотят только проучить, все равно стремится подвести дуэль к роковому исходу. Грушницкий, в котором заговорила совесть, пусть даже и разбуженная разоблачением интриги Печориным, поступает "противу правил" и разрешает проверить и зарядить пистолет Печорина, который, в отличие от противника, сознательно легко ранившего его, прицеливается крайне тщательно и хладнокровно убивает Грушницкого (расстояние в шесть шагов и позиция на краю страшного обрыва предлагаются опять же Печориным). Трагическую, нелепую смерть молодого человека он сопровождает словами: "Finita la comedia!"
Нужно отметить, что Печорин уже с самой своей встречи с Грушницким в Пятигорске предвидел возможность этой дуэли и, может быть, стремился к ней: "...я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать." (Лермонтов. С.512).
В крупнейшей, центральной из повестей "Героя нашего времени", в "Княжне Мери" особенно проявляется критическое осмысление образа Печорина. Именно в "Княжне Мери" Лермонтов резко углубляет подлежащие осуждению стороны личности героя. Здесь он осуществляет со всей полнотой и четкостью тот суд над своим героем, элементы которого намечались и раньше, но который здесь впервые получил такое широкое, отчетливое воплощение.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнил преподаватель русского языка и литературы

Гавришев Павел Александрович

Тверь

2013

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий учебным отделом

И.Моряков

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : Использование элементов технологии критического мышления при анализе повести М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Дать представление о психологическом романе, о понятии «диалектика души».

    Проанализировать содержание повести «Княжна Мери».

    Познакомить с философскими концепциями, необходимыми для понимания замысла романа.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ :

    Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное в художественном произведении.

    Развивать умения грамотного и свободного владения речью.

    Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления читателя.

    Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

    Повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.

    Развивать творческие способности и образное мышление c уворовцев.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ :

    Воспитывать гуманное отношение к человеческой личности.

    Содействовать осознанию специфической особенности литературы, отражающей мировоззрение автора и особенностей исторической эпохи.

    Содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

    Воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность.

    Формировать культуру общения на уроке.

    Воспитывать интерес к русской литературе.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: комбинированный.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

демонстрационно-компьютерный комплекс, тексты романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация к уроку.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ :

    Особенности психологического романа.

    «Система» Печорина».

    Оценка «системы» Печорина.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ : 2 урок (9 40 – 10 25 ).

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : кабинет русского языка и литературы № 121.

Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература)

Гавришев П.

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

Компетенции

Технология критического мышления

1.Организационный этап Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение преподавателя. Подготовка взвода к работе.

2.Рефлексия деятельности

Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: самоопределение; смыслообразование;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия

ИКТ + технология развивающего обучения

1.Актуализация знаний

Актуализация темы урока через познавательную деятельность обучающихся..

2.Формирование знаний, умений и навыков

Учебно-познавательные: межпредметная связь (русский язык, литература, история, МХК);

коммуникативные: выступать с устным сообщением;

общекультурные: знакомство сособенностями национальной и общечеловеческой культуры; информационные: владеть навыками работы с учебниками, словарями

Технология проблемного обучения

Организация закрепления знаний

Формирование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Со Содержание урока

Время

Работа суворовцев

Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока

1 учебный вопрос. Особенности психологического романа.

Слово преподавателя.

Герой нашего времени” - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Запись в тетради :

Психологический роман - разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.

Слово преподавателя .

Сведения из биографии Лермонтова говорят о том, что он еще со времен обучения в Благородном пансионе и вплоть до окончания обучения в Московском университете изучал философию, как и все образованные люди своего времени.

В частности, критики признают, что на его творчество оказал огромное влияние журнал «Московский вестник» - философско-эстетический журнал с повышенным интересом к немецкому романтическому движению, к немецкой философии.

Э.Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель и др. – наиболее известные и популярные философы-современники М.Ю. Лермонтова.

Вопрос. Откуда у писателя в столь молодые годы такое знание психологии человека, его слабостей и особенностей характера, продемонстрированные в романе «Герой нашего времени»?

Ответ. Личный жизненный опыт и умение использовать знания, почерпнутые из книг известных современников. Наиболее ярким оказывается совпадение высказываний героя романа и цитат из философского труда А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819 г.)

Анализируя повесть, мы возьмем лишь одну линию сюжета, связанную со взаимоотношениями Печорина и женских персонажей, воссозданных Лермонтовым на страницах «Княжны Мери». Отношение к женщинам в 19 веке очень сильно отличалось от современного, поэтому не удивляйтесь тем высказываниям, с которыми нам придется познакомиться.

Задание взводу:

По стилю определить, какому из двух авторов принадлежат высказывания, выявить смысловые сходства и различия.

    Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной. Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины.

    Женщины более мужчин оказывают к несчастным сострадания, а потому и более человеколюбия и участия, зато уступают им в деле справедливости и добросовестности.

    С тех пор как поэты пишут и женщины их читают, их столько раз называли ангелами, что они, в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплементу…

    Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный рассудок мужчины…

    Между мужчинами существует от природы простое равнодушие, между женщинами уже природная враждебность… уже при встрече на улицах они смотрят друг на друга, как гвельфы и гибеллины.

    Что женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу? … нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-либо, надо довести их до того, чтоб они убедили себя сами…

Ответ. 1, 3, 6 высказывания принадлежат перу М. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»). В этих высказываниях прослеживается желание показать различие между типичными психологическими портретами мужчин и женщин.

Слово преподавателя. В 18 – 19 веке равенства между мужчиной и женщиной не мыслилось, женщине отказывали и в уме, и в порядочности, и даже в красоте, наделяя ее коварством, хитростью, лицемерием. Женщина – существо «низшего ранга». Поэтому Печорин среди дам не ищет друга. Это стыдно!

    Учебный вопрос. «Система Печорина».

Слово преподавателя.

Сегодня мы попытаемся проанализировать повесть, исходя из понимания того, что в ней больше психологизма, чем острого сюжета. Мы попытаемся разобраться в чувствах героев и в мотивах их поступков.

Исходя из личного опыта, Печорин приходит к выводу, что женщинами можно манипулировать, управлять их чувствами, чтобы покорять их сердце, одерживать верх в любовной игре (чем сильно напоминает Евгения Онегина). Играя чувствами женщин, как клавишами музыкального инструмента, он добивается необходимой ему «мелодии».

Отношение Печорина к дамам, к сожалению, не единично, в этом он скорее похож на современное ему большинство, которому внешне противостоит.

Необходимо проанализировать отношения главного героя и княжны, в рамках которых и действует печоринская «система» - система, благодаря которой в течение одного месяца он смог добиться пылкой любви неопытной девушки. Поняв суть этой системы, мы сможем попытаться разобраться в психологии главного героя, её противоречивости.

Ведь именно противоречия внутри самого героя (конфликт Печорина с самим собою) являются яркими признаками жанра психологического романа. Без подобного конфликта психологический роман не мыслим.

Задание взводу:

Проанализировать поступки Печорина по отношению к княжне, рассмотреть «систему» в действии, попытаться объяснить ее суть (подтвердить текстом).

Ответ .

Первое правило «системы» - стать центром внимания людей, дать повод для разговора, стать интересным для окружающих, но не входить в круг общения обольщаемой дамы, дабы разжечь искру интереса в ее сердце (чтение отрывка из романа).

Втрое правило – вызвать в сердце дамы чувство досады, заставить думать о себе, может быть, даже причинив какую-либо неприятность, исходя из принципа, что даже ненависть ближе к любви, чем равнодушие (чтение отрывка из романа).

Третье правило – проявить интерес, вдруг выделить даму среди всех. Если возможно, оказать какую-либо услугу, требующую от мужчины мужества и т.д. И не искать благодарности, вызвав удивление резкой сменой отношения (чтение отрывка из романа).

Четвертое правило – смеяться над всем на свете, особенно над чувствами. Добиться женского изумления, испуга (чтение отрывка из романа).

Пятое правило – лишить избранницу своего внимания, избегать ее общества, заставить женщину засомневаться в своих чарах (чтение отрывка из романа).

Шестое правило – рассчитывать на женское сострадание, чувство, которому так легко поддаются все женщины (чтение отрывка из романа).

Седьмое правило – рассчитывать на первое прикосновение, которое решает дело – это начало страсти (чтение отрывка из романа).

Восьмое правило – добиться того, чтобы женщина была недовольна собой, обвиняла себя в холодности. «Это первое и главное торжество», «Завтра она захочет вознаградить вас. Я все это уже знаю наизусть – вот, что скучно».

Вопрос взводу. Рад ли Печорин тому, что «система» в очередной раз «сработала»?

Ответ. Разочарован.

Читатель убеждается в том, что Печорин – знаток души человеческой. Он способен вызывать в людях нужные ему эмоции. Печорин, говоря современным языком, психолог. Нам как читателям дана возможность следить за зарождением страсти в души молоденькой княжны, дана возможность разобраться в мотивах, которыми руководствовался Печорин, ухаживавший за неопытной девушкой.

Вопрос взводу. Ради какого весьма опасного чувства всего этого добивается Печорин?

Ответ. Ради удовлетворенной, насыщенной гордости.

Печорин сам анализирует свои поступки и обозначает их причины и мотивы. Подобный анализ свойственен жанру психологического романа, поскольку на обозрение выставляется «жизнь души человеческой», «внутренний мир человека». Более тщательно описывается не то, что сделал главный герой, а то, что его подвинуло к подобным действиям.

Вопрос взводу. Зачем Печорин столько времени и труда тратит на столь неблаговидное дело, в чем причина его поступка?

Ответ.

1. Зависть.

«Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться; и вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нем отличившую другого, … который бы не был этим поражен неприятно».

2. Желание показать княжне Мери и Грушницкому истинное положение вещей.

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно…»

3. Желание борьбы, страдание от скуки, поиск развлечений.

3 Учебный вопрос. Оценка «Системы» Печорина.

Мы смогли понять причины, подтолкнувшие Печорина к решительным действиям, смогли понять его психологию, но не вынесли оценки его поступкам.

Вопрос взводу. Как мы должны оценить «систему» Печорина с точки зрения морали, если в результате своего «подвига» Печорин высказывает следующую мысль?

(«И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку; а у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъяснимое наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого звания»)

Ответ. Система Печорина превращает людей в механизмы, омертвляя, убивая чувства в нем самом. Главный герой полон противоречий, раздирающих его душу. Он сам готов броситься к ногам княжны и просить у нее прощения, но не делает этого. И для читателя все равно остаются тайной причины многих поступков Печорина.

Слово преподавателя. И вроде бы здесь надо поставить точку, выяснив, что Печорин – это собранье пороков в полном их развитии, но что-то при чтении романа заставляет сочувствовать герою, и в момент дуэли мы переживаем за Печорина, не желая ему смерти. Значит, герой не совсем понят нами. Остается желание разобраться в сути характера, представленного на обозрение читателям.

Вопрос взводу. Почему Печорин, зная, что принесет страдания княжне Мери, продолжал свои действия, не испытывая особенных угрызений совести?

Ответ. Как один из вариантов ответа вспоминаются слова Печорина о будущей собственной смерти от злой жены. Речь идет о предсказании, услышанном главным героем в детстве. Но вряд ли это является истинным объяснением причины. Возможно, главный герой видел перед собою девушку, кавалером которой быть никогда не хотел (считал ее избалованной излишним вниманием, пустой и напыщенной светской красавицей). Возможно, Печорин намеренно причинил ей страдание.

Слово преподавателя. Мы и современники Лермонтова по-разному относимся к такому понятию, как «страдание». В чем же разница?

А. Шопенгауэр называет страдание «ближайшей и непосредственной целью нашей жизни». Для современников Лермонтова страдание – чувство наиболее глубокое, чем радость, радоваться жизни немодно, глупо, пошло. Печорин уверен, исходя из этого, что запоминается женщинам именно потому, что причинил им страдание.

«Может быть, - подумал я, - ты оттого именно меня и полюбила: радости забываются, а печали никогда…

Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего не дал мне, кроме страданий» (разговор с Верой).

Слово преподавателя . Напрашивается сам собою странный вывод. Печорин хочет, чтобы его любили, и видит единственный путь – приносить страдания любимому человеку. Современники Лермонтова считали, что страдания очищают душу человека, делают его лучше, возвышеннее.

Подобные парадоксы свойственны жанру психологического романа (то, что, на первый взгляд, кажется скверным и злым, может оказаться справедливым и человечным, и наоборот…)

Вопрос взводу . Верно ли, что княжна Мери после «истории» с Печориным стала другой, стала лучше? Опишите, какой она была до знакомства с Печориным.

Ответ . Да. Ее душа, испытав страдания, стала способна к глубоким чувствам. Она смотрит на мир другими глазами.

Вопрос взводу . В чем истинная причина такого состояния души, такого мировоззрения главного героя и многих его современников?

Вывод (записывается в тетради).

Созданная обществом прослойка дворян, не знающих, чем себя занять, искусственна. Лишения и нужды их не коснулись, единственный путь для жизни души – страдания. Скука гнетет их.

Приведем в пример слова известного немецкого философа А. Шопенгауэра:

«Работа, беспокойство, труд и нужда есть, во всяком случае, доля почти всех людей в течение всей жизни. Но если бы все желания исполнялись, едва успев возникнуть, - чем тогда наполнить человеческую жизнь, чем убить время? Если бы человеческий род переселить в ту благодатную страну, где в кисельных берегах текут медовые и молочные реки, … то люди частью перемерли бы со скуки… частью воевали бы друг с другом, и резали, и душили бы друг друга, и причиняли бы себе гораздо больше страданий, чем возлагает на них природа».

Роман «Герой нашего времени» не может быть полностью понят читателем, если тот не почерпнул определенных (необходимых) знаний из психологии и философии, если читатель сам не способен глубоко чувствовать.

Особенностью жанра психологического романа является то, что писатель рассчитывает на подготовленную читательскую аудиторию, на ее познавательный интерес, на её стремление разобраться не только в сути характеров главных героев, но и, прежде всего, в себе самих.

4.Подведение итогов урока . Выставление оценок.

5. Задание на самоподготовку

Письменно ответить на вопрос: «Почему Печорин во время дуэли не пощадил Грушницкого?»

2 мин

3 мин

10 мин.

15 мин.

10 мин.

3 мин.

2 мин.

Рапорт ЗКВ.

Приветствие взвода.

Анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели урока

Анализируют слайды презентации, делают выводы, обобщают.

Осмысляют, сопоставляют, анализируют, делают выводы

Работают в тетрадях

Слушают. Делают записи в тетрадях

Слушают, анализируют, делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы

Выполняют задания преподавателя, реализуют творческое задание

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Записывают в тетради.


Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература) П.Гавришев