Армия Пакистана: описание, история, состав и интересные факты. Ввс индии военно-воздушные силы

Армия Пакистана занимает 7-е место в мире по численности военнослужащих. За историю этой страны она не раз становилась той силой, которая свергала демократически избранное правительство и приводила к власти представителей своего высшего командования.

Армия Пакистана: основание

После раздела Британской Индии в 1947 году эта страна получила в свое распоряжение 6 танковых, а также по 8 артиллерийских и пехотных полков. При этом независимой Индии досталась куда более мощная армия. В нее входило 12 танковых, 21 пехотный и 40 артиллерийских полков.

В тот же год была развязана индо-пакистанская война. стал Кашмир. Эта область, которая при изначальном разделе территориально отошла к Индии, имела важнейшее значение для Пакистана, так как обеспечивала водными ресурсами ее главную сельскохозяйственную область Пенджаб. В результате вмешательства ООН Кашмир был разделен. Пакистану достались северо-западные районы этого исторического княжества, а остальная часть его территории отошла к Индии.

Война за Кашмир показала, что нуждаются в национализации. Дело в том, что на момент обретения Британской Индией независимости большую часть их командного состава составляли англичане. После раздела часть из них оказалась в армии Пакистана. Во время вооруженного конфликта английские офицеры с обеих сторон не хотели воевать друг против друга, поэтому саботировали выполнение приказов вышестоящего руководства. Увидев опасность в подобном положении вещей, правительство Пакистана сделало многое для обеспечения своей армии профессиональными кадрами из представителей местных племен и народов.

История до 1970 года

В 1954 году в Карачи США и Пакистан подписали двустороннее соглашение о взаимной военной помощи. В результате этого договора, а также аналогичного документа, касающегося отношений с Великобританией, страна получила значительные объемы финансовой и военной помощи.

В 1958 году армия Пакистана совершила бескровный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Айюб Хан. При его правлении напряженность с Индией продолжала расти, участились перестрелки на границе. В конце концов в 1965 году армия Пакистана начала операцию «Гибралтар», целью которой был захват индийской части бывшей исторической провинции Кашмир. Она превратилась в полномасштабную войну. В ответ на вторжение на свою территорию Индия начала масштабное контрнаступление. Оно было остановлено после вмешательства ООН, посредничество которой привело к подписанию Ташкентской декларации. Этот документ ознаменовал окончание войны без каких-либо территориальных изменений с обеих сторон.

Война в Восточном Пакистане

В 1969 году в результате восстания Айюб Хан, оставил свой пост и передал власть генералу Яхья Хану. Наряду с этим в Бангладеш началась война за независимость. На стороне бенагльцев выступила Индия. Она вела свои войска в В результате в декабре 1971 года 90 000 солдат и госслужащих сдались в плен армии Индии. Война завершилась образованием на территории Восточного Пакистана нового государства под названием Бангладеш.

1977—1999

В 1977 году армия Пакистана совершила еще один госпереворот, в результате которого руководство страной перешло к генералу Мухаммеду Зия-уль-Хаку. Этот политик не выполнил свое обещание провести демократические выборы в течение 90 дней. Вместо этого он управлял Пакистаном в качестве военного диктатора до своей гибели в результате авиакатастрофы в 1988 году.

Последний на данный момент вооруженный переворот в истории страны состоялся в 1999 году. В результате армия Пакистана четвертый раз, свергла демократически избранное правительство, что привело к введению против этой страны экономических санкций. Они оставались в силе практически в течение всего периода правления генерала Первеза Мушаррафа.

Борьба с терроризмом

После 11 сентября 2001 года Пакистан стал активным участником действий по ликвидации Талибана и Аль-Каиды. В частности, командование Вооруженных сил отправило 72 тысяч солдат на захват членов этих организации, бежавших из Афганистана.

Война с террористами и по сей день является одной из главных задач, стоящих перед пакистанской армией.

Подавление восстания в Белуджистане

В 2005 году пакистанская армия была вынуждена вступить в борьбу с сепаратистами. Они происходили на территории Белуджистана. Руководил восставшими Наваб Акбар Бугти, который требовал большей автономии для региона и компенсации за вывозимые оттуда ресурсы. Кроме того, недовольство было вызвано недостаточным финансированием региона. В результате спецопераций спецназа Пакистана были физически уничтожены практически все лидеры белуджей.

Война с Талибаном

Армия Пакистана, вооружение которой представлено ниже, многие годы была вынуждена вести позиционную войну с внутренним врагом. Ее противником был Талибан. В 2009 году противостояние перешло в фазу активного наступления, которое принесло свои плоды. Талибы понесли тяжелые потери и были вынуждены оставлять свои укрепленные форты. Первым был освобожден Южный Вазиристан. Затем начались бои за Оракзай, в ходе которых Талибан потерял более 2000 боевиков.

Вооружения и численность

Как уже было сказано, армия Пакистана занимает 7 место в мире по числу солдат и офицеров. Ее численность составляет примерно 617 тысяч человек, а в кадровом резерве находится еще около 515 500.

Вооруженные силы комплектуются добровольцами, преимущественно лицами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Во флоте и авиации Пакистана есть также военнослужащие-женщины. При этом ежегодно в стране призывного возраста достигает более 2 000 000 человек.

Сухопутные войска Пакистана используют обширный спектр вооружения, состоящий из 5745 бронемашин, 3490 танков, а также 1065 самоходных и 3197 буксируемых артиллерийских орудий. ВМФ страны состоят из 11 современных фрегатов и 8 подводных лодок, а ВВС имеют на вооружении 589 вертолетов и 1531 самолетов.

Сравнение армий Индии и Пакистана

Полуостров Индостан является одним из наиболее густонаселенных и милитаризированных мест на планете. В регулярной армии Индии на данный момент служат 1 325 тысяч человек, т. е. почти вдвое больше, чем в армии Пакистана. На вооружении находятся танки Т-72, Т-55, «Виджаянта» и «Арджун». Парк ВВС укомплектован боевыми самолетами Су-30МК, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-23, МиГ-27, «Ягуар», МиГ-29, «Мираж 2000» и «Канберра». ВМФ располагает авианосцем «Гермес», несколькими подводными лодками, фрегатами, эсминцами, и корветами. Кроме того, основной ударной силой индийской армии являются ракетные войска.

Таким образом, Пакистан уступает своему постоянному противнику как по количеству вооружений, так и по их мощи.

Теперь вы знаете, чем знаменита армия Пакистана. Парад Вооруженных сил этой страны представляет исключительно интересное и красочное зрелище, которое обязательно стоит посмотреть хотя бы в записи.

भारतीय वायु सेना ; Bhartiya Vāyu Senā ) - один из видов Вооружённых сил Индии . По количеству самолётов находятся на четвёртом месте среди крупнейших военно-воздушных сил мира (после США , России и Китая).

Военно-воздушные силы Индии были созданы 8 октября 1932 года , а первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны . В 1945-1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном , а также в ряде более мелких операций и конфликтов.

На 2007 год ВВС Индии располагали более чем 1130 боевыми и 1700 вспомогательными самолётами и вертолётами . Серьёзной проблемой является высокий уровень аварийности. С начала 1970-х по начало 2000-х годов индийские ВВС ежегодно теряли в среднем 23 самолёта и вертолёта . Наибольшее число лётных происшествий приходится на советские истребители МиГ-21 индийского производства, составляющие основу авиапарка ВВС Индии и заработавшие себе репутацию «летающих гробов» и «вдоводелов» . С 1971 по апрель 2012 года разбились 482 МиГа (более половины из 872 полученных) .

Военно-воздушные силы Индии находятся на четвертом месте в мире по численности после США, России и Китая. Датой создания ВВС Индии считается 8 октября 1932 года, когда в Русалпуре, который сейчас находится на территории Пакистана, колониальная администрация Великобритании приступила к формированию первой «национальной» авиационной эскадрильи RAF из числа местных летчиков. Эскадрилья была организована лишь через полгода – 1 апреля 1933 года.

Военно-воздушные силы Республики Индия, получившей независимость в 1947 году, были сформированы сразу после обретения суверенитета. С первых дней индийским ВВС приходилось отстаивать интересы страны в кровопролитных сражениях с Пакистаном и Китаем. С 1947 по 1971 год произошли три индо-пакистанских войны, непосредственным участником которых была авиация двух вновь созданных государств.

ВВС Индии организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.

Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации.

Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Данные о технике и вооружении ВВС Индии взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology .

Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Английский язык является официальным в вооружённых силах Индии. Все воинские звания существуют только на английском и никогда не переводятся ни на один из индийских языков. Британская система воинских званий используется в Вооружённых силах Индии практически без изменений.

Начал рассказывать о прошедшем девятом международном салоне «Аэро Индия-2013». Ведущий индийский производитель авиационной техники – корпорация «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) представила широкий ряд боевой техники, решающей большинство задач национальных ВВС. Однако потребности военных значительно выше.

Наряду с новыми самолетами и вертолетами индийские предприятия представили различные программы модернизации, которые в настоящее время охватывают значительный спектр летательных аппаратов, состоящих на вооружении национальных ВВС.

Пятилетние планы

Внимание командования ВВС к модернизации эксплуатируемой авиационной техники не случайно и связано с необходимостью увеличения численности летного парка в ближайшей перспективе. Главком ВВС Индии главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун отмечает, в частности, беспрецедентный характер проводимой в настоящее время модернизации, направленной на повышение боеготовности военной авиации. Особенно это касается истребительной авиации, состояние которой вызывает у командования особую озабоченность из-за наметившейся тенденции сокращения числа боевых эскадрилий ниже потребного уровня. Это происходит вследствие выведения машин из строя по техническому состоянию.

Коллаж Андрея Седых (фото Михаила Ходаренка)

В настоящее время в составе национальных ВВС 34 эскадрильи вместо плановых 42. Более того, в период действия нынешнего, 12-го планового пятилетнего периода (2012–2017) количество истребительных эскадрилий сократится до 31 единицы. Переломить эту негативную тенденцию ВВС пытаются двумя путями: модернизацией состоящего на вооружении парка истребителей (МиГ-29, «Ягуар» и «Мираж-2000») и вводом в строй новых самолетов. Цель – увеличить численность эскадрилий до 40–42 к концу 14-го пятилетнего периода (2022–2027) и, возможно, до 45 единиц к моменту реализации 15-го периода (2027–2032).

Высшая степень боевой готовности в ВВС будет достигнута после принятия на вооружение всех запланированных истребителей Су-30МКИ, среднего многоцелевого MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) и легкого боевого самолета (ЛБС) LCA (Light Combat Aircraft). В настоящее время основные усилия направлены на проведение модернизации имеющихся МиГ-29, «Мираж-2000» и «Ягуар», принятие на вооружение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), военно-транспортных самолетов (ВТС) и самолетов-заправщиков.

Совершенствование МФИ

Истребители МиГ-29. Контракт на модернизацию стоимостью 964 миллиона долларов подписан с РСК «МиГ» в 2008 году. Работы по этому соглашению должны быть завершены к 2014-му. Первые три усовершенствованных в России многофункциональных истребителя (МФИ) МиГ-29UPG доставлены в Индию в декабре прошлого года транспортным самолетом Ан-124. Модернизация существенно расширяет круг задач, решаемых этими истребителями. Наряду с расширением возможностей по борьбе с воздушными целями за пределами дальности прямой видимости они приобретают способность к нанесению ударов по наземным (надводным) подвижным и неподвижным целям высокоточным оружием в любое время суток и при любых погодных условиях. На модернизированных машинах установлены БРЛС «Жук-М» корпорации «Фазотрон-НИИР» и система заправки топливом в полете. Контрактом предусмотрено проведение ремонта и доработки самолетов с целью продления ресурса до 3500 летных часов и срока службы до 40 лет. По словам генерального директора корпорации «МиГ» Сергея Короткова, поставка усовершенствованных машин – это первый этап выполнения контракта на модернизацию большого парка МиГ-29 ВВС Индии. В ближайшее время начнется второй этап – апгрейд остальных 63 машин непосредственно в Индии в тесной кооперации с индийской промышленностью.

Истребители «Ягуар». Контракт на модернизацию самолетов, произведенных по британско-французской программе SEPECAT, до конфигурации «Дарин-3» (Darin III) стоимостью 31,1 миллиарда индийских рупий был подписан в 2009 году. Работы на предприятиях корпорации ХАЛ планируется завершить в 2017-м. Первый усовершенствованный самолет успешно выполнил испытательный полет 28 ноября 2012 года. Машина оснащена новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и многорежимной БРЛС. В перспективе она будет также ремоторизована, что сделает модернизированный «Ягуар» всепогодным самолетом с высокой боевой эффективностью, а также значительно увеличит его рабочий ресурс. Проект доработки самолета, включая общее проектирование, подготовку спецификации, программного обеспечения, аппаратных средств, бортовой электрической системы, разработан центром НИОКР боевых систем MCSRDC (Mission and Combat System Research and Design Centre) корпорации ХАЛ. Работы проводились ремонтным управлением этой же корпорации, которая обеспечит модернизацию всего парка самолетов «Ягуар» в соответствии с разработанным проектом. Доработка БРЭО предусматривала обновление архитектуры, установку новых аппаратных средств. В частности, в состав авионики ввели специализированную бортовую цифровую вычислительную машину MC (Mission Computer), систему пилотажных приборов и контроля двигателя EFIS (Engine and Flight Instrument System), полупроводниковую цифровую систему видеозаписи SSDVRS (Solid State Digital Video Recording System), полупроводниковый бортовой регистратор параметров полета SSFDR (Solid State Flight Data Recorder), инерциальную систему глобального позиционирования INGPS (Inertial Global Positioning System), автопилот, БРЛС и приемник системы оповещения экипажа о радиолокационном облучении RWR (Radar Warning Receiver). Модернизация затронула навигационную систему, систему РЭБ, систему наведения (INGPS) с основным и запасным режимами, интерфейс «человек-машина». Кабина летчика была оснащена двумя современными многофункциональными дисплеями и коллиматорным индикатором на лобовом стекле.

Истребители Дассо «Мираж-2000». В июле 2011 года Министерство обороны Индии подписало контракт с компаниями «Талес», «Дассо авиасьон» и ХАЛ на модернизацию до стандарта «Мираж-2000-5». Стоимость соглашения – 2,4 миллиарда долларов. В эту сумму не входят затраты на авиационное вооружение. Контракт на установку вооружения стоимостью 959 миллионов евро подписан позже и предусматривает интеграцию в систему управления вооружением УРВВ «Мика» с автономной системой наведения, производимых компанией MBDA, а также их поставку в количестве 450 единиц. В рамках подписанного соглашения французские компании проведут модернизацию двух машин «Мираж-2000» во Франции в течение 40 месяцев с момента подписания контракта, двух истребителей на мощностях корпорации ХАЛ в Индии при поддержке французских фирм и остального парка самолетов силами ХАЛ. Работы должны завершиться к 2021 году. Срок службы самолетов будет увеличен на 20 лет. В числе планируемых усовершенствований кабина экипажа с панорамными индикаторами, совместимая с очками ночного видения, доработанные навигационная система, двигатели, система радиолокационного опознавания «свой-чужой», многорежимная БРЛС, интегральное оборудование РЭБ и возможность пуска ракет за пределами дальности прямой видимости. Намечено установить оборудование для дозаправки в воздухе, что позволит повысить продолжительность полета. В составе индийских ВВС имеется 42 самолета «Мираж», полученных в 80-е годы, и десять, поставленных в 2005-м. Срок службы продлят на 20 лет.

Новые истребители

ВВС Индии реализуют планы по введению в свой состав свыше 400 единиц вновь построенных машин. В их числе LCA, французские «Рафали», истребители 5-го поколения FGFA и дополнительные 42 Су-30МКИ. Контракт стоимостью 1,6 миллиарда долларов на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства «сухих» корпорацией ХАЛ был подписан в ходе визита Владимира Путина в Индию 24 декабря 2012 года. После реализации этой программы общее количество выпущенных на мощностях ХАЛ самолетов Су-30МКИ достигнет 222 единиц. Общая стоимость приобретенных у России 272 истребителей этого типа – 12 миллиардов долларов.

HAL «Теджас» (Tejas, LCA). ВВС Индии уже разместили заказ на 40 LCA Mk I с турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) «Дженерал электрик» F-404, в том числе на 20 машин в усовершенствованном варианте. Эти самолеты должны быть введены в боевой состав двух эскадрилий в течение 12-го пятилетнего периода (2012–2017). Дальнейшие планы предусматривают ввод в строй дополнительных ЛБС варианта Mk II с более мощными двигателями F-414, которые в количестве 99 единиц уже закуплены в рамках контракта стоимостью 800 миллионов долларов. Предусмотрен также опцион на приобретение еще ста двигателей F-414 в ближайшей перспективе. ЛБС «Теджас» Mk II разрабатывается Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и будет готов в 2014–2015 годах. Вариант Mk II оснащается самым современным бортовым оборудованием, включая БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), несет повышенную боевую нагрузку по сравнению с Mk I. Всего планируется выпустить 108 ЛБС «Теджас» Mk II, из которых будут сформированы шесть эскадрилий в течение 13-го пятилетнего периода (2017–2022).

Истребители «Рафаль» компании «Дассо авиасьон» выбраны в рамках тендера на приобретение 126 средних многоцелевых боевых самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), окончательная стоимость которого, по оценкам экспертов, примерно 20 миллиардов долларов. Согласование условий индийско-французского контракта на этот самолет ожидается в следующем финансовом году (2013–2014). Согласно имеющимся планам первая эскадрилья «Рафалей» в составе 18 самолетов будет получена через три-четыре года после подписания договора. Остальные 108 машин произведет корпорация ХАЛ в рамках лицензионного производства с применением полученных от французской стороны технологий в течение следующих семи лет.

Истребитель 5-го поколения создается в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Нью-Дели. Первоначально предусматривалось, что ВВС Индии приобретут 200–250 самолетов этого типа, в том числе 48 двухместных машин, однако затем главком ВВС Норман Анил Кумар Браун заявил, что это количество будет сокращено до 144 единиц. Контракт на разработку эскизно-технического проекта перспективного многофункционального истребителя стоимостью 295 миллионов долларов подписан Рособоронэкспортом и корпорацией ХАЛ в декабре 2011-го. По данным индийских источников, стоимость программы может составить шесть миллиардов долларов. Все затраты с индийской стороны оцениваются в 30 миллиардов. Предполагается, что FGFA войдет в боевой состав ВВС Индии с 2020 года.

Транспортные самолеты

Парк этих машин, как и истребительный, в настоящее время находится в стадии трансформации. Ведется модернизация состоящих на вооружении самолетов, приобретаются новые машины.

Многоцелевой военно-транспортный самолет MTA (Multirole Transport Aircraft) совместно разрабатывается ХАЛ и Объединенной авиастроительной корпораций (ОАК). Производство MTA в количестве 205 машин будет осуществлять совместное российско-индийское предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Ltd), в котором доли участников распределены в соотношении 50:50. Машины предназначены для вооружения ВВС Индии и России, а также для поставки на экспорт. Как ожидается, мы закажем 100 самолетов, ВВС Индии – 45, остальные 60 машин будут поставлены на экспорт. Ожидается, что первый полет MTA совершит в 2017 году, а его серийное производство начнут в 2019-м. MTA, по предварительным данным, сможет совершать укороченные взлет и посадку. Грузоподъемность – около 20 тонн, скорость – до 800 километров в час, дальность полета – 2500 километров. В индийских ВВС новый военно-транспортный самолет частично заменит устаревшие турбовинтовые Ан-32.

C-130J-30 «Супер Геркулес». В 2008 году Индия подписала с США контракт стоимостью 962,5 миллиона долларов на поставку шести военно-транспортных самолетов национальным силам специального назначения. Все машины производства «Локхид Мартин» были поставлены в 2010–2011 годах с опережением графика. ВВС Индии намерены заказать еще шесть таких самолетов в ближайшей перспективе.

C-17 «Глоубмастер-3». В июне 2011 года подписано соглашение с компанией «Боинг» стоимостью 4,116 миллиарда долларов на приобретение десяти тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Globemaster III. ВТС должны быть поставлены в период между июнем 2013 и июнем 2015-го. Планируется дополнительный заказ еще десяти машин.

Ан-32. Парк из 105 ВТС, полученных с 1984 по 1991 год, в настоящее время проходит модернизацию в рамках индийско-украинского контракта стоимостью 400 миллионов долларов, подписанного в 2009 году. Заключенное соглашение по ремонту военной авиатехники стало крупнейшим за всю историю взаимоотношений между Украиной и Индией. 40 Ан-32 модернизируются на 410-м авиационном заводе гражданской авиации, а оставшиеся 65 машин – на производственных мощностях Ремонтной базы 1 и авиационной станции «Чакери» ВВС Индии. Последний модернизированный самолет поставят в 2017 году. Срок службы обновленных Ан-32 будет продлен еще на 15 лет и достигнет 40 лет. В программе участвуют 20 компаний из России, Швейцарии, Украины и США, включая Спецтехноэкспорт, «Антонов», «Мотор Сич» и «Авиант». Предприятие «Мотор Сич» из Запорожья, например, поставит сто двигателей АИ-20Д серии 5М разработки ЗМКБ «Прогресс», межремонтный ресурс которых увеличен с двух тысяч до четырех, а суммарный срок службы доведен до 20 тысяч часов. Масса груза самолета Ан-32РЭ будет увеличена с 6500 до 7500 килограммов. С применением дополнительного топливного бака дальность полета увеличена с 900 до 1400 километров. Обновленный Ан-32 оснащен усовершенствованным оборудованием, в которое входят система предупреждения о столкновениях в воздухе, система предупреждения о приближении земли, система спутниковой навигации, дистанционно-измерительное оборудование, обновленные радиовысотомеры, БРЛС с многофункциональными индикаторами, системы кислорода и улучшенные места экипажа. По состоянию на конец 2012 года Украиной модернизировано более 20 Ан-32.

Легкий транспортный самолет. Индия также ищет замену самолетам Hawker Siddeley 748M Avro производства корпорации ХАЛ. Планируется закупить вместо них 56 машин с полезной нагрузкой шесть – восемь тонн, для чего выделяется 119 миллиардов индийских рупий. Тендер объявлен в ноябре 2012 года. Предложения направлены пяти компаниям – ОАО «Ил» (Россия), ГП «Антонов» (Украина), EADS (Европа), «Аления Аэрмакки» (Италия) и «СААБ» (Швеция). Предполагается, что производство будет вестись с привлечением индийской компании. Первые 16 самолетов будут получены от победителя тендера в готовом виде, а остальные 40 произведены в Индии при его технической поддержке. При строительстве первых 16 из этих 40 самолетов должно применяться 30 процентов комплектующих индийского производства, а для оставшихся 24 машин – 60 процентов местных комплектующих. Поставки самолетов начнутся через 24 месяца после подписания контракта и будут завершены в течение восьми лет. Реализация этого проекта направлена на активизацию частного бизнеса в индийском авиастроении.

Для летной подготовки

В настоящее время ВВС Индии стоят перед необходимостью модернизации парка УТС, среди которых 114 устаревающих поршневых самолетов HPT-32 и 137 «Киран-2». При полетах на этих УТС обучающиеся летчики испытывают трудности, а полученные навыки не соответствуют требованиям полетов на сверхзвуковых реактивных истребителях. Минимальная потребность ВВС оценивается в 200 УТС.

В ВВС с 1970 года произошло свыше тысячи аварий боевых самолетов, причем почти 40 процентов связаны с человеческим фактором. Необходимость в новых УТС весьма актуальна, так как парку индийских УТС HPT-32 в количестве 114 машин, применявшихся с 1986 года в качестве самолетов основной летной подготовки, было запрещено подниматься в воздух в июле 2009 года после катастрофы с одним из самолетов по причине отказа двигателя. Основная летная подготовка с этого момента в ВВС Индии проводится на самолетах «Киран» (Kiran) Mk I/IA, полученных в 70-е годы и ранее применявшихся для промежуточной летной подготовки.

«Пилатус» (Pilatus) PC-7 Mk II. ВВС Индии выбрали для основной летной подготовки УТС производства швейцарской компании «Пилатус эйркрафт» (Pilatus Aircraft Ltd). Соответствующий индийско-швейцарский контракт стоимостью 500 миллионов швейцарских франков на поставку 75 турбовинтовых УТС PC-7 Mk II, комплексной наземной системы обучения и средств логистического обеспечения подписан 24 мая 2012 года. Поставки самолетов будут осуществлены с февраля 2013 по август 2015-го. «Пилатус» заменят HPT-32 для проведения основной летной подготовки необученных летчиков, причем их численность может быть увеличена до 200 единиц.

IJT (Intermediate Jet Trainers). В рамках плана по решению проблемы с самолетами основной летной подготовки предполагается модернизировать парк промежуточных реактивных УТС до варианта «Этап-2» и заменить ими парк самолетов «Киран» в количестве 81 машины. Корпорация ХАЛ имеет заказ на производство 85 IJT, включая 12 машин головной партии, однако этот проект отстает от графика. Поставки самолетов должны были начаться с июня 2012 года, однако ХАЛ все еще проводит летные испытания. Не исключено, что ВВС при острой нехватке УТС могут пойти на закупку самолетов за рубежом.

«Хоук» Mk 132. ВВС постепенно вводят в строй английские УТС усовершенствованной летной подготовки «Хоук». В рамках двух контрактов, подписанных в марте 2004 и июле 2010-го, суммарной стоимостью 3,96 миллиарда долларов было заказано 123 машины (66 + 57 единиц).

Другие типы

В числе прочих воздушных платформ, которые находятся в сфере повышенных интересов командования ВВС Индии, самолеты-заправщики и самолеты ДРЛОиУ. Ситуация с заправщиками российской разработки освещалась в № 4 «ВПК».

ВВС также заинтересованы в приобретении по крайней мере 20 самолетов ДРЛОиУ для обеспечения контроля границ и береговой зоны страны. В настоящее время в составе ВВС эксплуатируются три машины ДРЛОиУ «Фалкон» на базе Ил-76 и еще два самолета этого типа могут быть заказаны. Российско-индийско-израильский контракт на первые три машины стоимостью 1,1 миллиарда долларов подписан в марте 2004-го. Самолеты были поставлены в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно. В декабре 2012-го Минобороны Индии выступило с запросом о закупке еще двух самолетов и доведении численности парка этих машин до пяти единиц.

К имеющимся «Фалконам» присоединятся три самолета ДРЛОиУ EMB-145 на базе бразильского «Эмбраера». Первый был передан ВВС Индии в сентябре прошлого года, однако его ввод в строй произойдет после интеграции в состав его бортового оборудования ряда систем разработки центра бортовых систем CABS (Centre for Airborne System), который входит DRDO. Интеграция этих систем будет осуществлена в Индии. В июле 2008 года организация DRDO подписала с компанией «Эмбраер» контракт стоимостью 18 миллиардов рупий (406 миллионов долларов) на поставку трех реактивных самолетов EMB-145 и совместную разработку на их базе трех систем ДРЛОиУ. Соглашение также включает пакет сопутствующего материально-технического обеспечения, в том числе обучение персонала, техническую поддержку, поставку запчастей и наземной аппаратуры. «Эмбраер» должен был передать самолеты через 36, 42 и 45 месяцев после подписания контракта. Первый полет EMB-145 должен быть выполнен через 24 месяца после начала работ, но состоялся в декабре 2011-го. На фюзеляже установлена БРЛС с АФАР, разработанная специалистами центра CABS. Самолет адаптирован под воздушную дозаправку, а также оснащен усовершенствованными электрической системой и системой охлаждения в сравнении с другими платформами ДРЛОиУ, созданными на базе ERJ-145. В частности, пять таких систем имеется в Бразилии, четыре – в Греции и одна – в Мексике. Бортовой радиолокационный ответчик самолета будет обеспечивать функцию распознавания «свой-чужой», а системы связи и электронной поддержки – обнаруживать излучающие цели противника. Система самообороны будет состоять из приемника предупреждения о приближении ракет и радиолокационном облучении, а также автомата сбрасывания средств РЭП. Взаимодействие с другими системами ДРЛОиУ и истребителями будет осуществляться с помощью системы связи на основе голосовой связи и каналов передачи данных.