Биография леонардо да винчи краткая. Леонардо да Винчи – биография, интересные факты

Есть теория, согласно которой гении рождаются только в тот исторический момент, когда развитие, культурное и общественное, уже подготовило для них почву. Эта гипотеза хорошо объясняет появление великих личностей, чьи деяния были оценены по достоинству при жизни. Труднее дело обстоит с теми гениальными умами, вычисления и разработки которых далеко превзошли свою эпоху. Их творческая мысль, как правило, получала признание лишь спустя столетия, нередко при этом теряясь в веках и вновь возрождаясь, когда появлялись все условия для реализации гениальных планов.

Биография Леонардо да Винчи - как раз пример такой истории. Впрочем, среди его достижений были и признанные и понятые современниками, и те, что по достоинству смогли оценить только недавно.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи - 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери - Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Первые успехи

С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.

Андреа дель Верроккьо

Пьеро, отдав должное эскизам и наброскам сына, решил показать их своему другу, знаменитому в то время живописцу Андреа Верроккьо. Творчество Леонардо да Винчи произвело большое впечатление на мастера, и он предложил стать его учителем, на что отец, недолго думая, согласился. Так молодой художник начал приобщаться к великому искусству. Освещаемая здесь биография Леонардо да Винчи будет неполной, если не упомянуть о том, чем закончилось это обучение для живописца.

Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. В то время мастера достаточно часто поручали лучшим ученикам писать второстепенные фигуры или фон. Изобразив святого Иоанна и Христа, Андреа дель Верроккьо решил нарисовать рядом двух ангелов и поручил выполнить одного из них молодому Леонардо. Тот сделал работу со всей прилежностью, и было трудно не заметить, насколько мастерство ученика превзошло умение учителя. Биография Леонардо да Винчи, изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки - так задело его это превосходство.

Не только живописец

Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Характерная черта увековеченного героя — легкая полуулыбка, которая чуть позже станет практически визитной карточкой да Винчи. Есть и основания полагать, что свою самую знаменитую работу, статую Бартоломео Коллеоне, Верроккьо создавал вместе с гениальным Леонардо. Кроме того, мастер славился прекрасным декоратором и постановщиком различных празднеств при дворе. Это искусство Леонардо тоже перенял.

Приметы гения

По прошествии шести лет после начала обучения у Андреа дель Верроккьо Леонардо открыл собственную мастерскую. Вазари отмечает, что его беспокойный и всегда жаждущий достичь совершенства сразу во многом ум имел некоторый изъян: Леонардо часто оставлял незавершенными свои начинания и тут же брался за новое. Биограф сожалеет от том, что многое так и не было создано гением из-за этого, скольких великих открытий он не совершил, хотя стоял на их пороге.

И правда, Леонардо был и математиком, и скульптором, и живописцем, и архитектором, и анатомом, но многим его трудам не хватало завершенности. Взять хотя бы картины Леонардо да Винчи. Например, ему поручили изобразить Адама и Еву в райском саду. Картина предназначалась в качестве подарка португальскому королю. Художник мастерски выписал деревья, которые, казалось, могут зашелестеть при малейшем дуновении ветра, тщательно изобразил луг и животных. Однако на том и завершил свою работу, так и не доведя ее до конца.

Возможно, именно такая непостоянность и сделала Леонардо мастером на все руки. Бросая картину, он брался на глину, рассуждая о развитии растений, одновременно наблюдал жизнь звезд. Быть может, если бы гений стремился завершить каждый свой труд, сегодня нам был бы известен только математик или же художник Леонардо да Винчи, но не и тот и другой в одном лице.

"Тайная вечеря"

Кроме стремления объять многое, великому гению было свойственно желание достичь совершенства и умение понять, где предел его возможностей в этом смысле. Картины Леонардо да Винчи прославились еще при жизни мастера. Одну из своих самых известных работ он выполнил для ордена доминиканцев в Милане. Трапезную церкви Санта-Мария-делле-Грацие до сих пор украшает его «Тайная вечеря».

С картиной связана легенда. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды. По его замыслу Сын Божий должен был воплощать все добро, что есть в мире, а предатель — зло. Рано или поздно поиски увенчались успехом: среди хористов он высмотрел натурщика, подходящего для лика Христа. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Пьяный и грязный мужчина был доставлен в церковь, поскольку сам был не в состоянии передвигаться. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему. Чуть позже он пояснил художнику, что три года назад, когда судьба была к нему более благосклонной, с него рисовали Христа для этой же картины.

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Самая известная картина

Главный шедевр великого Леонардо — это, без сомнения, "Мона Лиза". Вазари вполне определенно называет картину портретом третьей жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Однако автору многих биографий было свойственно, помимо проверенных фактов, в качестве источников использовать легенды, слухи и домыслы. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Противники гипотезы отмечали, что столь совершенного мастерства к тому времени художник еще не достиг, а потому, вероятно, картина была написана позже. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари», и она отнимала очень много времени.

Среди альтернативных гипотез были и предположения, что "Мона Лиза" — автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель». Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. В них, в частности, указывалось и то, что да Винчи работает над портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо.

Опередивший время

Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.

Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.

Летающие машины Леонардо да Винчи

Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Он трудился над созданием летающей машины. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины. Внутри первых должен был размещаться летчик. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Тогда чемпионке мира по дельтапланеризму удалось продержаться над землей семнадцать секунд, при этом она поднялась на высоту десять метров.

Еще раньше гений разработал схему устройства, которое должно было подниматься в воздух с помощью одного несущего винта. Машина отдаленно напоминает современный вертолет. Однако этот механизм, приходивший в движение в результате согласной работы четырех человек, имел массу изъянов, и ему не суждено было воплотиться в реальность даже спустя века.

Военные машины

Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.

Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.

Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.

Автомобиль

Была среди разработок гения и модель автомобиля. Внешне он мало чем походил на привычные нам машины, скорее напоминал телегу. Долгое время оставалось непонятно, как Леонардо предполагал ее двигать. Эту загадку разрешили в 2004 году, когда в Италии по чертежам создали автомобиль да Винчи и снабдили его пружинным механизмом. Возможно, именно это и предполагал автор модели.

Идеальный город

Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний - для высших слоев общества, низший - для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.

Достижения в других областях

Многим обязана гению наука. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. Он трудился в поте лица, зарисовывая особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Уделяя время астрономическим изысканиям, он объяснил механизм, по которому Солнце освещает Луну. Не обделил да Винчи своим вниманием и физику, введя понятие коэффициента трения и определив влияющие на него факторы.

Есть в трудах гения и идеи, характерные для современной археологии. Так, он не был сторонником официальной в то время версии, согласно которой ракушки, во множестве обнаруженные на склонах гор, попали туда из-за Всемирного потопа. По мнению ученого, когда-то давно эти горы могли быть берегами морей или даже их дном. И спустя невообразимые промежутки времени они «выросли» и стали такими, какими их видят.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны "Моны Лизы" чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке "Витрувианский человек". Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.

Этот человек является не только символом эпохи, но и ее величайшим достоянием и загадкой. Краткая биография Леонардо да Винчи - это наполненный воодушевленной работой над самыми разными проектами. Один из уникальнейших людей нашей планеты, он был величайшим художником, скульптором, исследователем, ученым, анатомом, инженером, химиком, философом, ботаником, музыкантом, поэтом... Да чем только не занимался великий флорентиец! И при этом на каждом поприще добился огромных успехов.

Биография Леонардо да Винчи началась в Италии 15 апреля 1452 года в небольшом городке близ Флоренции. О матери известно лишь то, что была она крестьянкой, в браке не состояла и самостоятельно воспитывала сына, пока ему не исполнилось 4 года. После этого отец Пьеро Винчи, довольно богатый гражданин, забрал его к себе. Леонардо получил дома. Уже тогда учителя отметили необыкновенные способности мальчика. К примеру, он писал не только традиционно, но еще и слева направо в Леонардо одинаково работал как правой рукой, так и левой.

Краткая биография Леонардо да Винчи рассказывает, что в 1469 году отец забирает его с собой во Флоренцию, куда переезжает на Там он учится на художника, несмотря на желание Пьеро сделать сына нотариусом. Уже в 1472 году его приняли в местную гильдию живописцев. Это во многом повлияло на развитие карьеры гения эпохи Возрождения. В 1481-1482 годах Леонардо работал у Лодовико Моро, правителя Милана, в качестве устроителя придворных праздников, а еще - гидротехника, архитектора и военного инженера. Уже тогда он разработал несколько проектов идеального города, центрально-купольного храма.

Краткая биография да Винчи - это удивительная и увлекательная история о поисках истины, о пытливом разуме ученого, который видел мир другими глазами. Очень жаль, что его научные исследования не были востребованы в родной Италии. Поэтому с удовольствием он отзывается на приглашение и уезжает во Францию, чтобы там занять должность придворного живописца. С собой он увез много своих работ как законченных, так и эскизов. Многие из них сегодня хранятся в самых престижных музеях мира и частных коллекциях, вызывая восторг.

Краткая биография Леонардо да Винчи рассказывает, что умер он 2 мая 1519 года недалеко от Амбуаза, в замке Кло-Люсе. Все нажитое добро он завещал своим ученикам и друзьям, однако не забыл и родных. В Италии в одном из храмов он хранил несколько сотен дукатов, которые были переданы его братьям.

Краткая биография Леонардо да Винчи не может передать всю глубину гениального разума этого человека. Современники описывали его как очень привлекательного мужчину, весьма задумчивого, красноречивого и активного. Однако для всего человечества он остается загадкой: разве могут соединяться столько талантов в одном лице? Одни считают его пришельцем от внеземной цивилизации, другие - обитателем параллельного мира, а третьи - странником во времени. Однако кем бы он ни был, он подарил нам свои изумительные шедевры, которыми всегда будут восхищаться люди.

Великий итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сообщение про итальянского ученого и художника, изобретателя и ученого, музыканта и писателя, а также представителя искусства Возрождения, Вы найдете в этой статье.

Сообщение о Леонардо да Винчи кратко

Великий гений появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. Его родители не состояли в браке, и первые годы своей жизни он прожил с матерью. После отец, вполне состоятельный нотариус, забрал сына в свою семью. Юноша в 1466 году поступает в мастерскую к флорентийскому художнику Верроккьо в подмастерье. Среди его увлечений – рисование, моделирование, скульптура, работы с кожей, металлом и гипсом. В 1473 году в Гильдии Святого Луки он получает квалификацию мастера.

Начало творческого пути ознаменовалось тем, что он все свободное время посвящал только написанию картин. В период 1472 – 1477 годов были созданы такие известные картины Леонардо да Винчи как «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с вазой». А в 1481 году он создал первую крупную работу — «Мадонну с цветком».

Дальнейшая деятельность Леонардо да Винчи связана с Миланом, куда он переезжает в 1482 году. Здесь он поступает на службу к Людовико Сфорце – Герцогу Милана. Ученый имел свою мастерскую, где занимался вместе со своими учениками. Кроме создания картин, он разрабатывал летательную машину, основанную на полете птиц. Сначала изобретатель создал на основе крыльев простейший аппарат, а после им был разработан механизм аэроплана с описанным полным управлением. Но в жизнь свою идею воплотить не удалось. Кроме конструирования он занимался изучением анатомии и архитектуры, подарил миру новую, самостоятельную дисциплину – ботанику.

В конце XV столетия художник создал картину «Дама с горностаем», рисунок «Витрувианский человек» и знаменитую на весь мир фреску «Тайная вечеря».

В апреле 1500 года он возвращается во Флоренцию, где поступает к Чезаре Борджиа на службу в должности инженера и архитектора. Спустя 6 лет да Винчи опять в Милане. В 1507 году гений повстречал графа Франческо Мельци, который станет его учеником, наследником и спутником жизни.

Последующие три года (1513 – 1516 годы) Леонардо да Винчи живет в Риме. Здесь он создал картину «Иоанн Креститель». За 2 года до своей кончины у него начались проблемы со здоровьем: правая рука онемела, передвигаться самостоятельно было трудно. И последние годы ученый вынужден был провести в постели. Великого художника не стало 2 мая 1519 года.

  • Художник прекрасно владел и левой, и правой рукой.
  • Леонардо да Винчи был первым, кто дал правильный ответ на вопрос «Почему небо синего цвета?». Он был уверен, что небо синего цвета потому, что между планетой и чернотой над ней имеется слой из освещенных частиц воздуха. И был прав.
  • С детства изобретатель страдал «словесной слепотой», то есть нарушением способности к чтению. Поэтому он писал зеркальным способом.
  • Свои картины художник не подписывал. Зато оставлял опознавательные знаки, которые все до сих пор не изучены.
  • Прекрасно владел игрой на лире.

Надеемся, что доклад на тему: «Леонардо да Винчи» помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Леонардо да Винчи Вы можете изложить в форме комментариев ниже.

Осмоловский Вадим

Цель работы:

Изучение биографии итальянского художника Леонардо да Винчи, жившего более 500 лет назад.

Ознакомиться с биографией Леонардо да Винчи, создавшего произведения поразительной красоты;

Узнать о достижениях великого Леонардо как ученого и инженера;

Создать презентацию о жизни гения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Леонардо да Винчи

«Какое чудо природы человек.»

Ульям Шекспир.

Выполнил ученик 4 «Д» класса

МБОУ «СОШ» №3 с УИОП» г.Котовска

Осмоловский Вадим

Цель работы:

Изучение биографии итальянского художника Леонардо да Винчи, жившего более 500 лет назад.

Задачи:

Ознакомиться с биографией Леонардо да Винчи, создавшего произведения поразительной красоты;

Узнать о достижениях великого Леонардо как ученого и инженера;

Создать презентацию о жизни гения.

Основополагающие вопросы.

  • В чем гениальность Леонардо да Винчи?
  • Как может в одном человеке сочетаться, казалось бы, несочетаемое?
  • Что такое гениальность, и где её границы?

Этапы деятельности

  • Собрать как можно больше информации о великом Леонардо.
  • Изучить собранный материал и проанализировать его.
  • Отобрать самые интересные факты о Леонардо да Винчи.
  • Постараться ответить на проблемные вопросы.

Краткая биография.

Леонардо да Винчи - великий итальянский художник,живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Леонардо не имел фамилии; «да Винчи» означает просто «родом из городка Винчи» . Полное его имя - Леонардо ди сер Пьеро да Винчи то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил домашнее начальное образование: научился читать, писать, овладел основами математики и латынью.

Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.

Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он рисовал, писал и вычислял шутя. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова.

Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом.

Ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.

Леонардо как художник, скульптор и архитектор.

Уже первые его полотна - «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» - дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.

Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза»(1510), творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре.

До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франческо дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков склоняются к тому, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо.

Единственным недостатком картины является то, что Мона Лиза лишена бровей. Возможно, это результат излишнего усердия, с которым картину очищали в последующие века, а так же не исключено то, что натурщица могла сама их полностью выщипать, поскольку в те времена это было модно.

«Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, начала портиться.

Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его.

В живописи он работал немного, но успел внести огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Леонардо да Винчи сумел создать новую живописную технику. До него пейзаж на картине был вторичен, линия чётко очерчивала предмет, холст представлял собой раскрашенный рисунок. Леонардо же сумел увидеть и запечатлеть размытую линию, показать явление рассеяния света в воздухе.

Конь Леонардо

Леонардо работал над ним 16 лет.

Создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель.

Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня.

В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым.

В семидесятых годах XX века были запущены сразу два проекта репродукций коня Леонардо.

В случае первой статуи процесс затянулся и в сентябре 1999 г. по истечении 15 лет и потраченных 2,5 миллиона гигантская лошадь была установлена на ипподроме Сан-Сиро в Милане (верхний снимок).

Другой результат реконструкции, финансировавшийся американским миллиардером Фредериком Мейером с 2002 года все желающие могут узреть в ботаническом саду мецената. Новый проект воссоздания ближе всего по параметрам к незаконченному оригиналу.

Леонардо как изобретатель

Как конструктор Леонардо да Винчи во многом опередил свою эпоху. Он создал немало проектов, ставших прообразами выдающихся достижений в последующие столетия. При жизни же мастера признание получило только одно изобретение инженера - колесцовый замок для пистолета.

Особенно интересовали Леонардо проблемы полёта. Он детально изучал летательный механизм птиц разных пород, был уверен, что изобретёт-таки выдающийся летательный аппарат. Первая идея аэроплана принадлежит именно ему.

Руке выдающегося учёного своего времени принадлежит и схема зрительной трубы (телескопа).

Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил догадками и наблюдениями почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя стольких лет после его рождения.

Он создал проект водолазного костюма, акваланг, устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам, спасательный круг, перепончатые перчатки, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля.

Исследователи доказали, что именно Леонардо да Винчи принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, пулемет и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

Медицина и анатомия

Немало интересовало этого талантливого человека и строение человеческого тела. За свою жизнь Леонардо сделал тысячу заметок и рисунков, посвящённых анатомии, но издать их ему так и не удалось. Мастер делал вскрытие животных и людей, описывал строение организма в мельчайших деталях. Специалисты утверждают: эти записки Леонардо настолько уникальны, что опережают своё время на триста лет.

Мыслитель.

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины опыт и противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить - значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

Литература.

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX-XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти.

Интересные факты.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Смерть гения

23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Леонардо оставил после себя огромное количество чертежей, рисунков и дневниковых записей.

Записи отражают колоссальную работу, проделанную пытливым умом, никогда не знавшим покоя.

Вывод.

  • В ходе проведения данной работы удалость показать, что самое удивительное свойство Леонардо да Винчи –это УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ.
  • Этот необыкновенный человек все знал и все умел – все, что знало и умело его время, кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время еще не помышляли.
  • Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.