Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. Стругацкий Борис Натанович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Борис натанович стругацкий биография

Один, немного нескромный вопрос... правда, как говорится «Hе бывает нескромных вопросов - бывают нескромные ответы»... Любое из Ваших произведений с течением времени может превратиться (или уже превратилось) из фантастического в повествовательное. Какому из них Вы не дали бы стать реальностью, имея возможность ВЫБОРА?

Сергей Кузьмин < > Вентспилс, Латвия - 06/13/98 21:34:45 MSK

Дорогой Сергей! В своих произведениях АБС спроектировали много «злых» миров. Hапример, мир Саракша. Или мир Гиганды. Или мир Арканара. Разумеется, будь моя воля, ни одному из них я не дал бы реализоваться. Hо с другой-то стороны: в них нет ничего невероятного или «дьявольского» - их сотворили не демоны, а люди, эти миры населяющие. Вправе ли я лишать людей права выбора? Это вопрос! Тут ведь все дело в том, что не бывает миров, где ВСЕ были бы несчастны; в каждом мире можно приспособиться и жить счастливо, и даже не догадываться, что ты несчастен. И каждый раз, когда ты принимаешь решение «прекратить» какой-то мир, ты обязательно лишаешь миллионы людей их маленького, странного, но - для них-то несомненного - счастья. Такие дела. Спасибо за добрые слова о нашей работе.

Борис Натанович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Ваши собственные книги будут выходить?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:44:27 MSK

Имеется в виду: буду ли я их писать? Я пишу, но очень медленно и трудно. Надеюсь, что еще один роман мне закончить удастся. Но когда? Не знаю.

2. Кого в российской фантастико-фэнтазийной литературе Вы сейчас выделяете?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:00 MSK

Есть целая когорта прекрасных писателей. Все они хорошо известны. Рыбаков, Столяров, Логинов, Лукьяненко, Лукин, Штерн... всех не перечислишь. А ведь есть еще Веллер с Пелевиным - сами они себя фантастами не считают, но я-то знаю, что они фантасты - и превосходные.

3. Сколь хорошо или плохо, по-вашему, творчество Майкла Муркока?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:58 MSK

Я давно уже стал равнодушен к зарубежной фантастике. Муркока читать пытался - не понравилось.

4. Вы продолжаете верить в «Храм», который описали в «Граде обречённом»?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:46:42 MSK

Теория (а точнее - гипотеза) Храма есть просто попытка облагородить довольно-таки бессодержательное и очень неопределенное понятие «смысла жизни». Теория эта не хуже других. Но и не лучше. На самом деле смысл жизни каждый человек определяет себе в меру способностей своих и нравственного своего потенциала. Не может быть смысла жизни у толпы, а Храм очень недурен, как смысл жизни для человека определенного типа.

Как Вам удается добиваться того, что, читая Ваши произведения, не кажется, что писали 2 человека? Ведь, наверное у Вас с Аркадием разные стили и представления о пишущемся произведении. Как приходили к консенсусу?

Sol < > Новосибирск, Россия - 06/13/98 21:48:33 MSK

Это был длительный путь проб и ошибок. Мы перепробовали, я полагаю, все возможные способы работы вдвоем и остановились на самом эффективном. Один сидит за машинкой, другой - рядом. Один предлагает фразу, другой ее обдумывает и вносит изменения. Первый соглашается или не соглашается. Если соглашается, - фраза заносится на бумагу. Если нет, - процесс внесения поправок продолжается. И так - фразу за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей. С точки зрения свежего человека этот метод кажется неуклюжим и излишне трудоемким. Однако, это есть не что иное, как УСТНАЯ правка черновика. В каждом окончательном тексте АБС содержится на самом деле три-четыре-пять черновиков, которые никогда не были написаны, но зато были ПРОИЗНЕСЕНЫ. Разумеется, такой способ работы возможет только в том случае, если соавторы, будучи людьми разными и даже очень разными, тем не менее имеют общие представления о том, что в литературе хорошо, а что - плохо. Такое общее представление у АБС было изначально, и с течением времени общего в их позиции становилось все больше, хотя определенные различия и сохранялись. Эти различия, впрочем, не мешали работе, а скорее помогали, особенно когда возникали творческие тупики. Так в процессе эвлюции выживают не самые генетически совершенные виды, а те, у которых генотип способен быстро и резко меняться при необходимости.

Уважаемый Борис Натанович! А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < > New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину. О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.

Почти ВСЕ сегодняшние писатели-фантасты учились на Ваших книгах. Уважаемый БорНат (если Вас так можно называть:), хотелось бы знать, как Вы к этому относитесь?

Sobo Igor < > Уфа, Россия - 06/13/98 21:52:37 MSK

Мне это, разумеется, приятно. Особенно, когда, начав как подражатель АБС, автор находит собственный путь и собственную манеру.

Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази - говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»... Ну, и так далее. Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.

Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?

Александр Бессонов < > Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно - просто подвернулся под руку.

Уважаемый Борис Натанович, у меня два вопроса. 1. Прогрессирует ли человечество духовно или нет ничего нового под солнцем, и мы остались теми же людьми (не скажу - дикарями), с той лишь разницей, что нас окружают не мамонты, а компьютеры? (Речь не идет о социальном прогрессе).

Дмитрий Поляшенко < > Москва, Россия - 06/13/98 22:27:52 MSK

Уважаемый Дмитрий! К сожалению, не существует эталона для измерения духовного прогресса человечества, а потому и ответа на Ваш вопрос также не существует. У меня лично такое впечатление, что все «открытия» в области нравственности и нравственной философии уже человечеством сделаны, и в этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет. Теперь дело за малым: внедрить все эти высочайшие достижения мысли и морали в души гигантских человеческих масс. И вот здесь нас ожидает большое разочарование. Названные массы тысячелетиями живут по принципу «старое поколение повторяется в новом», и ничто пока не способно изменить этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать; или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда, не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже небольших коллективов.)

Стругацкий Борис (род. 15 апреля 1933, Ленинград, РСФСР) - русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звёздный астроном», который закончил в 1955 году, работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.

С 1966 года - профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.

С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики.

На всем протяжении творческой деятельности Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991-1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная научно-фантастическая публицистика.

Произведения братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в том числе, в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа международная литературная премия в области фантастики - "АБС-премия". Произведения братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в том числе такими режиссерами, как Андрей Тарковский (фильм "Сталкер") и Александр Сокуров (фильм "Дни затмения"); а также режиссером Федором Бондарчуком (фильм "Обитаемый остров") в 2008 году. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

После смерти брата Аркадия в 1991 году Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно" и вышел в 1995 году под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В настоящее время, по словам мастера, над крупными формами он не работает и пишет "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 2008 году Борису Стругацкому присуждена медаль «Символ Науки».

Живет и работает в Петербурге.

Бориса Стругацкого часто называют предсказателем будущего, однако сам он себя таковым не считает, "ни фантастика, ни футурология ничего существенного предсказать не способны. Разве что случайно". "Писатель может почувствовать дух грядущего, но детали всегда остаются за пределами человеческих возможностей", - отмечает он.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Его отец Натан Залманович Стругацкий был искусствоведом, научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Александра Ивановна Литвинчева была заслуженным учителем РСФСР, преподавала русский язык и литературу. Во время II Мировой войны Борис был свидетелем блокады Ленинграда, два года провел в эвакуации в Оренбургской области. После окончания войны вернулся с семьей в родной город. В 1950 году с серебряной медалью окончил общеобразовательную школу, а в 1955 году - математико-механический факультет Ленинградского Государственного университета по специальности «астроном». Далее работал инженером в Пулковской обсерватории.

Братья Аркадий и Борис, научная фантастика

Карьера писателя берет свое начало в 1958 году, когда вышли в свет первые публикации «Спонтанный рефлекс», «Извне» и др. В 1959 году публикуется повесть «Страна Багровых Туч». Эти произведения, как и большая часть всего дальнейшего творчества, были написаны Борисом Стругацким в соавторстве с его родным братом Аркадием. Широкую известность братьям принесла публикация первых рассказов в научно-фантастическом жанре («Шесть спичек» (1959), «Частные предположения» и «Испытание "СКИБР"» (1960) и др.). Отличительной особенностью фантастики Стругацких были характеры персонажей, изображаемые с большим вниманием к психологии человека.

Под псевдонимами С. Витин, С. Бережков, С. Победин, Стругацкие также работали над переводами иностранных художественных произведений на русский язык (ими переведены с английского романы Хола Клемента, Андре Нортона, Джона Уиндэма и др.). В 1964 году Борис Стругацкий становится членом Союза Писателей СССР, в 1972 году - руководителем Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (в дальнейшем получившего название «семинар Бориса Стругацкого»). В 1987 году, за сценарий к фильму «Письма мертвого человека» режиссера Константина Лопушанского, братьям вручена Государственная премия РСФСР.

Почти все произведения Бориса и Аркадия Стругацких получили статус классики отечественной и мировой фантастики. Братьям удалось поднять этот, в течение долгого времени считавшийся примитивной беллетристикой жанр до уровня высокой литературы. Наибольшую известность получили такие произведения, как «Страна багровых туч» (1959), «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Улитка на склоне» (1968), «Обитаемый остров» (1969), «Отель «У погибшего альпиниста» (1970), «Град обреченный» (1972), «Пикник на обочине» (1974) и др.

Премии, экранизации, мировое признание

Стругацкие стали лауреатами многих отечественных и иностранных литературных премий («Великое Кольцо», «Аэлита», приз «За независимость мысли» (Англия), премия Жюля Верна (Швеция)). В 1991 году в печать вышли два сборника: «Стругацкие о себе, литературе и мире» и «Куда ж нам плыть?». В них вошли статьи, интервью и выступления братьев, а также не опубликованная ранее научно-фантастическая публицистика. После смерти Аркадия в 1991 году, Борис Натанович создает романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1995) и «Бессильные мира сего» (2003). Оба они опубликованы под псевдонимом С. Витицкий.

Произведения Стругацких были переведены на 42 языка и пережили более 500 изданий в 33 странах мира. Сюжеты из книг братьев Стругацких неоднократно становились основой для съемок кинофильмов («Сталкер» Андрея Тарковского (1979), «Дни затмения» Александра Сокурова (1988), «Обитаемый остров» Федора Бондарчука (2008), «Трудно быть богом» Алексея Германа (2013) и др.).

Именем братьев Стругацких названа международная литературная премия, вручаемая писателям-фантастам – «АБС-премия», а также малая планета № 3054, открытая в сентябре 1977 года учеными Крымской астрофизической обсерватории.

Борис Стругацкий является учредителем премии «Бронзовая улитка». В 2002 году им также был основан журнал российской фантастики «Полдень XXI век», бессменным главным редактором которого писатель оставался вплоть до своей смерти. В том же 2002 году Борису Натановичу была вручена премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2003 году знаменитый фантаст был удостоен Ордена Почета, а в 2008 году ему была присуждена медаль «Символ Науки». Писатель более 40 лет прожил в браке со своей супругой Аделаидой Андреевной Карпелюк. Они познакомились еще во времена студенчества, а потом вместе работали в Пулковской обсерватории. В 1959 году у них родился сын Андрей.

Борис Стругацкий скончался от болезни сердца, в возрасте 79 лет, 19 ноября 2012 года, в Санкт-Петербурге.

Борис Стругацкий вместе с братом Аркадием Стругацким поднял фантастику, которая долго считалась беллетристикой низкого пошиба, до уровня высокой литературы. Для громадного большинства населения — заслуженное олицетворение понятия «писатель-фантаст» на русской почве. Братья Стругацкие стали признанными классиками русской литературы: их романы входят в школьную программу, постоянно экранизируются и остаются учебниками жизни для все новых и новых поколений. После смерти брата Борис Стругацкий издал две книги, написанные им в одиночку, под псевдонимом С. Витицкий. Потом Борис Натанович руководил литературным семинаром молодых писателей-фантастов, являлся членом жюри нескольких литературных премий, страстно, до самой смерти, коллекционировал марки, много читал, увлекался программированием и компьютерными стратегиями. Не любил выступлений перед публикой и организованных встреч с читателями и вообще предпочитал по возможности не выходить из дома. При этом всегда занимал активную жизненную позицию: в 2005 году подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать бывшего главу «ЮКОСа» М. Ходорковского политическим заключенным, в 2012 году — открытое письмо в поддержку Pussy Riot. Был участником проекта «Сноб» с декабря 2008 года, скончался 17 ноября 2012 года в возрасте 79 лет.

Годы жизни

1933 - 2012

Псевдоним

С. Витицкий, С. Победин

Где родился

Санкт-Петербург

У кого родился

Отец: Натан Залманович Стругацкий - искусствовед, библиограф, иконограф.

Мама: Александра Ивановна Литвиничева - преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель РСФСР.

Где и чему учился

Школу окончил с серебряной медалью.

Окончил математико-механический факультет Ленинградского Государственного Университета по специальности «звездный астроном».

Где и как работал

Работать начал в Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счетно-аналитическим машинам. Занимался переводами американской и английской научной фантастики.

С 1957 года в течение более тридцати лет писал в соавторстве с братом Аркадием Стругацким.

«Мы описывали Мир-в-Котором-Нам-Хотелось-бы-жить. В котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Дружба, любовь и работа - вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались».

Основатель и главный редактор журнала российской фантастики «Полдень. XXI век» (с 2003 - альманах, литературное приложение к журналу «Вокруг света»).

«Журнал отнимает много времени и нервов. Но ничего - жить можно. Особенно если учесть, как много замечательных людей мне помогает. У меня одна-единственная обязанность: отобрать лучшее (на мой вкус) из рукописей».

Что такого сделал

После 1991 под псевдонимом С. Витицкий издал две книги: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».

«После ухода брата сам образ жизни изменился. Все стало "не то" - работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот».

«Вот только очень не просто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворенно произносил: "Ну это вам не хрен собачий!"»

Достижения

Книги Бориса и Аркадия Стругацких признаны классикой отечественной и мировой литературы; переведены на 42 языка в 33 странах мира; вышло более 500 изданий. В СССР также распространялись в «самиздате».

С 1999 вручается Международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких (АБС-премия) в области фантастической литературы.

Дела общественные

Член Союза писателей и Русского ПЕН-центра.

Руководил Ленинградским (Петербургским) семинаром молодых писателей-фантастов, известным как «Семинар Бориса Стругацкого».

Председатель и единственный член жюри премии «Бронзовая улитка».

«Предпочтение всегда отдается моей любимой "реалистической фантастике" - где реальные герои живут и действуют в реальном мире, лишь искаженном присутствием Чуда. Главное, чтобы написано было сильно, живо, с выдумкой, поражало воображение и вызывало сопереживание героям».

В 2008-м в составе группы известных писателей обратился с письмом к Президенту РФ о поправках к закону о «Библиотечном деле». В первой редакции закон нарушал авторские права, допуская бесконтрольный перевод библиотечных фондов в электронный вид.

Общественное признание

Награжден орденом Почета за большой вклад в развитие отечественного искусства, медалью «За трудовую доблесть», медалью «Символ Науки - Человек Искусства» и медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

С 1977 года Борис Стругацкиий и его брат Аркадий получили десятки российских и международных литературных премий. Среди них: специальный приз Всемирной организации научной фантастики (World SF) «За независимость мысли», Государственная премия РСФСР по киноискусству им. братьев Васильевых за сценарий к/ф «Письма мертвого человека».

В 1985-м именем А. и Б. Стругацких названа малая планета Солнечной системы.

Обладатель нескольких премий: В. Высоцкого «Своя колея» (вручается за верность своим убеждениям), Президента Российской Федерации в области литературы и искусства и малой премии Аполлона Григорьева за роман «Бессильные мира сего».

Важные события жизни

«Я должен был умереть во время блокады от голода. Меня и маму спасло то, что отец и брат эвакуировались, оставив нам свои продуктовые карточки. Потом - инфекционное заболевание, опасное даже для взрослого. Но у соседки (тоже чудом выжившей!) случайно оказался пузырек бактериофага, и я остался жить. Позже - я тонул, лодка перевернулась, меня вытащили. Потом были два случая в горах, я должен был сверзиться с большой высоты... Нетрудно подсчитать, что вероятность выжить была невелика - что-то вроде одной миллионной. Разве не чудо?»

Впервые создал и придумал

Борис и Аркадий Стругацкие подняли отечественную фантастику на новую высоту.

«Тогда молодые-нескромные, мы уже ставили перед собой задачу создать новую фантастику. Мы твердо понимали, что прежняя - барахло. Все нужно делать иначе».

Удачные проекты

Повесть «Улитка на склоне».

«Самым значительным нашим произведеним мы всегда считали "Улитку на склоне". Я и сейчас удивляюсь, как нам удалось тогда, тридцать пять лет тому назад, создать вешь столь же новую, сколь и глубокую».

Известен тем, что…

С 1998 на сайте «Русская Фантастика» отвечает на вопросы любителей творчества братьев Стругацких в Off-Line интервью (на 2008 - более 7000 ответов).

«Не знаю, как "жизнь известного человека" вообще, но что касается писателя, то я убежден, что жизнь писателя - это его книги, его выступления в печати. Пертурбации его личной жизни, семейные дела, лирические эскапады, "путешествия и приключения" - все это никого не должно интересовать».

Участвовал в скандалах

Был в числе подписавших коллективное обращение деятелей науки и культуры к международному правозащитному сообществу с призывом признать бывшего главу ЮКОСа М. Ходорковского политическим заключенным. Подписал открытое письмо представителей творческой и научной интеллигенции Санкт-Петербурга к руководству страны с просьбой о прекращении уголовного преследования лидера городского отделения партии «Яблоко» М. Резника.

Мне интересно

филателия

«Я страстный филателист-тиффози и собираю марки (с редкими и короткими перерывами) аж с 1948 года».

компьютер

программирование

«Пишу на ТурбоПаскале помаленьку, в меру сил своих и возможностей. Гордость моя: программа, составляющая и решающая кроссворды».

компьютерные игры, в основном, «стратегии»

«...без этих книг я был бы другим. Более того: без них я был бы хуже. Я в библиотеке держу только те книги, которые прочитал как минимум дважды (за очень редким исключением)».

Люблю

путешествовать на автомобиле

«Когда-то очень любили путешествия. Любимый отпуск был: сесть в автомобиль и пуститься по Большому кругу: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и обратно - через Псковщину домой. Примерно три тысячи кэмэ. Приятно вспомнить».

дни рождения

старых друзей

«Компании люблю только свои, проверенные многолетним общением. Мои ближайшие друзья - все - работали в Пулковской обсерватории».

котов и кошек

«Любитель кошек - я. Калям - наследственное имя всех моих кошек, независимо от пола, возраста и происхождения. Собак я уважаю, но той нежности, что к калямам, все-таки к ним не испытываю».

китайскую кухню

проводить время дома

«Я домосед. Слыхали про такое? Из квартиры выхожу, как правило, только в магазин, аптеку, на заседание какое-нибудь, на котором присутствовать обязан, очень редко - просто прогуляться. Мне дома хорошо, а вне дома - плохо. Я даже гостей предпочитаю у себя принимать, а не в гости ходить».

Ну, не люблю

научную фантастику

«Я не слишком люблю научную фантастику. Она построена, как правило, вокруг судьбы идей, а не судеб людей, как это должно быть с художественной литературой вообще».

ложь

«Ложь, особенно официальную, освященную государством, ненавижу, пожалуй, по-прежнему».

юбилеи

говорить о себе

«Я очень не люблю говорить о себе. И, по возможности, не говорю. Не люблю "сугубо личных вопросов" и стараюсь от них всячески уклоняться».

встречаться с читателями

«Мне никогда не нравилось это занятие (встреча с читателями), и в конце концов, я от него отказался. Совсем».

выступать перед аудиторией

«Приглашают часто (на ТВ). Отказываю всегда. Стараюсь быть вежливым. Самое трудное - объяснить, почему отказал. Это - традиция. Зарок, который дал 50 лет назад и который исполняю неукоснительно. Выступать вообще, и по телевидению в частности, я терпеть не могу».

Мечта

«С детских лет я мечтал съездить в амазонские джунгли - но не насовсем, а в экспедицию, и не просто поглазеть, а поработать там - биологом или этнографом».

Семья

Жена: Аделаида Андреевна Стругацкая.

«Вместе учились на матмехе. Вместе работали в Пулкове. Женаты 45 лет. Моя любимая и единственная женщина».

Сын Андрей. Родился в 1959 году в Ленинграде. Окончил географический факультет ЛГУ. Великий знаток рок-музыки и книгочей. Занимается книготорговлей и регулярно снабжает папу-маму книжными новинками. Отец пятерых наших внуков, а с недавних пор еще и дед (так что вслед за Корнеем Чуковским я могу сказать о себе: "Подумаешь - прадед! А вот то, что я РОДИЛ ДЕДА, это да, впечатляет!...")

И вообще…

«Мировоззрение мое полностью сложилось к концу 60-х, и с тех пор в мире не произошло ничего, что заставило бы меня это мировоззрение сколько-нибудь существенно подправить».

«Жизнь дает человеку три счастья: друга, любовь и работу. Ценить дружбу, беречь любовь, радоваться работе - в этом и заключен смысл жизни. Ничего другого я за 75 лет так и не придумал».

«Единственный путь (достижения прекрасного будущего) - создание Теории Воспитания Человека. Человечество должно научиться воспитывать в своих детях доброту, честность, благородство, душевную щедрость».

Стругацкий Борис Натанович (1933-2012) - советский и современный российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А. Н. Стругацкого в 1991 году опубликовал два самостоятельных романа.

Родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако по ряду причин принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «звёздный астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»). В 1974 году привлекался в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда). Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитает называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится человек и его судьба, а иные планеты или техника будущего - не более чем «декорации».

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма. Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий. С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович живёт в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория. Под этим псевдонимом писателем опубликованы следующие произведения:
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
«Бессильные мира сего» (2003)

Награды
- Орден Почёта (2003)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) - за сценарий фильма «Письма мёртвого человека»
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки»
Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»