Бывают ли девушки пилоты. Женщины в гражданской авиации

Очень часто, когда идет разговор об авиации, всплывает вопрос "А есть ли женщины пилоты самолета ?"

Конечно же, есть. Еще в 1910 году, во Франции, лицензию пилота получила первая в мире женщина, ей стала баронесса Раймонда де Ларош.

После, количество женщин-пилотов начинает постепенно увеличиваться. В 1914 году Шаховская Евгения стала первой в мире военной летчицей . В 20-х веках осуществить свою мечту удалось лишь единицам.

В 60-х годах впервые сформировали женский набор в летное училище гражданской авиации .

И уже в 73 году был первый выпуск, состоявший из 40 человек, в 77 году был второй, после которого выпустилось около 50 человек. Но, к сожалению, в нашей стране больше выпусков не было.


Сегодня в США насчитывается около 25 000 женщин-пилотов, благодаря чему Америка занимает первое место в мире по этому показателю. Женщинам посчастливилось получить лицензию на управление самолетом. Эта профессия набирает популярность среди женщин, что касается процентного соотношения, то, в сравнении с 2003 годом, количество женщин-пилотов увеличилось на 9% и женщины составляют 5% от всего числа пилотов. 400 женщин, по данным 2010 года, работают в крупных авиакомпаниях.

Так же дискриминация в профессии в наши дни встречается редко, коллеги и пассажиры адекватно реагируют на женщин в кабинах пилотов .

Офицер польского перевозчика , Агнешка Баран, считает, что нет ничего необычного в нашем веке, в том числе и девушки-пилота. В ее компании всего 7 девушек, остальные все мужчины. Но Агнешка говорит, что к ним никогда не относились предвзято, это их очень радовало, они считали себя полноценными членами экипажа.

Мировая авиация выходит на тот уровень, становится той отраслью, где на пол уже никто не смотрит. Особенно это относится к Западным авиакомпаниям.

Что же касается женщин пилотов в России. Они оказывают поддержку гражданскому сектору авиации.

За штурвалом, в Аэрофлоте - основном российском перевозчике, так же можно встретить девушку.

Азия так же имеет в своем штате женщин-пилотов. Их услугами пользуются Royal Brunei Airlines - национальный перевозчик Брунея.

Хочется завершить эту статью фразой Агнешки Баран :

«Да, нам, девушкам, сложнее, даже когда никто не напоминает об этом, но все же требования остаются высокими, и нам необходимо доказать, что мы так же справляемся с обязанностями. Самое главное – никогда не сдаваться и тогда все Ваши мечты будут осуществимы. Учиться и работать, а главное - никогда не сдаваться».

Почему профессия пилота считается мужской?

— Видимо потому, что изначально полеты на самолетах были делом опасным и сложным, а первые воздухоплаватели были самыми настоящими испытателями. Во время Второй мировой войны не только мужчины поднимались в воздух. Женские полки и подразделения оставили яркий исторический след. Что же касается работы в гражданской авиации c послевоенного времени и до наших дней, я думаю, одной из причин было создание лайнеров с системой управления, предполагающей физические усилия. Но всегда были женщины-исключения, которые летали и на Ан-2 на севере, и на сложных Ту-134, Ан-24, Як-40. Стереотип «мужской среды» держался довольно долго, он заметен и сейчас.

Когда вы решили, что хотите летать?

— Осознанное желание стать пилотом пришло после начального полета с инструктором на маленьком спортивном самолете. Мой первый учитель по аэроклубу Сергей Николаевич Дадыкин сумел создать невероятно комфортную и благоприятную среду обучения для нас — тогда еще школьников. В этом полете я почувствовала, что такое пилотирование, и после уже никакая сила: ни стереотипы, что это все-таки не профессия для девочки, ни удивление окружающих, ни финансовые сложности не могли меня остановить. С семнадцати лет я знала, чем хочу заниматься. Сам аэроклуб, в котором я воспитывалась, был местом очень притягательным и романтичным. Очень жаль, что данная авиационная структура в бюджетном варианте сейчас почти упразднена.

из личного архива героя

Где вы учились профессии?

— Я училась в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации. На своем курсе я была единственной девушкой, но каждое авиационное учебное заведение хранит свои легенды о женщинах-пилотах. И преподаватели всегда с удовольствием вспоминают о них. Отношение к себе я чувствовала уважительное, меня принимали на равных.

Каков сегодня в России процент женщин-пилотов? Он отличается от аналогичных показателей в мире?

— У меня нет точных статистических данных. Я могу предположить, что в структуре гражданской авиации России сегодня работает около 50 женщин. Это совсем скромный показатель. В то время как в крупных европейских и американских авиакомпаниях соотношение женщин составляет примерно 20-30% от общего числа пилотов.

Сталкивались ли вы с недоверием со стороны мужчин-пилотов, стюардов, техников?

— Все зависит от самоощущения. Я не могу представить, что мой экипаж может мне не доверять и сомневаться. То же касается и наземного персонала. Секунды сомнения в глазах коллег сменяются нашим конструктивным сотрудничеством после того, как они осознают, что я компетентна, подготовлена и на своем месте.

Одинаковая ли нагрузка у женщин-пилотов с мужчинами-летчиками?

— Работа линейного пилота сложна не только и не столько работой на критических этапах полета, таких как взлет и посадка, но также и своим интенсивным и часто меняющимся графиком. Смена дневной и ночной активности вредна и плохо переносится как мужчинами, так и женщинами. Лично мой график от «мужского» не отличается.


Мария Уваровская

пресс-служба «Аэрофлота»

Как к вашему решению стать пилотом отнеслись родственники?

— К моему счастью, они не стали запрещать и препятствовать осуществлению мечты, и на этапе обучения помогали морально и финансово. Мой успех — их прямая заслуга.

Расскажите про свою форму. Есть ли какие-то нормы, во что должна быть одета женщина-пилот? И как шьется для вас форма?

— Форма, как и вообще внешний вид, — это часть нашей работы и уверенности в себе. Важно выглядеть сдержанно, так, чтобы комфортно было работать, ну и, конечно, красиво, мы же женщины. По международным стандартам комплект состоит из брюк и кителя, обязательно ношение галстука, головной убор в виде фуражки всегда при себе. «Аэрофлот» заказывает персональную форму для всех женщин-пилотов, мы можем обсуждать и вносить свои коррективы вместе с мастерами.

Были какие-то случаи лично на ваших рейсах или на рейсах других девушек-пилотов, когда пассажиры как-то особо реагировали на сообщение о том, что им предстоит лететь с женщиной за штурвалом?

— Часть пассажиров стараются поблагодарить и высказать свое впечатление от рейса. Кто-то с просьбой сфотографироваться, а был случай, когда пассажирка попросила оставить автограф у нее в паспорте. Лично меня тронул случай, когда одна женщина, выходя из самолета после прибытия рейса, попросила написать на бумаге слова поддержки и ободрения для дочери и подписать мою фамилию и должность. Приятнее миссии я не знаю, если я и мои слова помогли человеку поверить в себя и преодолеть препятствия.

А почему, соббсно, "Первой в России женщиной – командиром воздушного судна" тут названа Уваровская? ИМХО, это не так:
Наша современница Нина Васильевна Литюшкина.
Нина Васильевна пилот авиалайнера, ни одна женщина в мире не налетала столько часов за штурвалом реактивного самолёта.
Статья из газеты "Аргументы и Факты":

Авиаледи.

Над женщинами-водителями мужчины любят подшучивать. Но вряд ли кто-то сможет бросить колкость в сторону этого рулевого. Нина Литюшкина управляет не машиной, а самолётом! Она пилот первого класса, много лет была командиром Ил-18, сейчас - пилот самолёта Ту-154. Общий налёт - около 24 тысяч часов! Это уникальный показатель даже для мужчин-пилотов. Литюшкина - единственная женщина-пилот в России и бывшем СССР, кто имеет столько безаварийных часов налёта.

Она училась и оттачивала своё летное мастерство в небе родной Мордовии. На своей «Аннушке» Нина Васильевна перевозила пассажиров и грузы во все уголки Приволжского округа. Доставляла врачей в труднодоступные районы, вывозила больных. С 1971 года она оказалась в небе Красноярского края, потом и вовсе расширила горизонты, стала летать в различные уголки нашей страны и ближнего зарубежья.

Нина Васильевна отлично владеет техникой пилотирования Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. Имеет допуск к контрольно-испытательным полётам, может перевозить VIP.ов, летает в сокращённом составе - без штурмана, освоила полёты с использованием спутниковых навигационных систем. Кстати, в августе 2007 года пилотесса получила медаль Нестерова. Это самый почётный знак отличия в российской авиации. В авиакомпании, где работает Нина Васильевна, такая награда пока в единственном экземпляре.

Статья в газете "Красноярский рабочий" :

До-жи-ли! За штурвалом - летчики в серьгах!..

Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Лебедю и улыбнулась. Александр Иванович увидел обаятельную женщину в летном мундире, а вскоре узнал, что недавно Нину Васильевну Литюшкину поздравляли друзья и коллеги с 35-летием летной работы и безаварийным налетом 20 тысяч часов. Это среди женщин своеобразный мировой рекорд. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины самолета. Через несколько минут вернулся, занес нарядную коробку конфет и подарил Нине Васильевне...

Ее коллега Альберт Николаевич Жуков, командир такого же типа самолета, сказал о ней кратко, но четко:

Стремилась в небо, мечтала, хотела, попала - через ДОСААФ!

И он прав: другого пути к этой профессии для девушек не было, только через спортивные аэроклубы. Не каждая смогла бы выдержать изнурительные испытания и беспощадный отбор. Всегда ведь считалось: пилотаж - дело мужское...

Нина родилась в ноябре 1942 года в мордовском селении Чуколы Ардатского района. Вскоре отец ушел на фронт, матери непросто стало справляться с четырьмя детьми, и Нина стала жить у бабушки. Татьяна Павловна дала девочке православное воспитание.

Вскоре после войны Нина посмотрела фильм "Ночные ведьмы" - о женском авиационном Таманском полке и его сражениях с фашистами. И эти "ведьмы" утащили ее в небо!..

Закончив среднюю школу, поработала в Саранске на приборостроительном заводе и поехала в Куйбышев. Здесь в аэроклубе сумела пройти первоначальную подготовку инструктора-планериста, совмещая ее с работой приемосдатчицы речного порта. А в табеле почти все отличные оценки, на "хорошо" сданы только "Уставы Советской армии" и "Основы воинского воспитания". Увы! Женскую психологию победить трудно...

Тогда же она освоила полеты на планерах Каи-12 с лебедки "Геркулес-3" и на Л-12 "Бланик", шла за самолетом... Отчаянная девушка совершила 172 полета, налетав почти 36 часов, более десяти из них - парящие, то есть самые виртуозные.

Дорога в небо продолжалась... Через два года Литюшкину направили в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, которую она закончила в 1964 году по специальности "инструктор-летчик-планерист".

Обучалась в школе Нина на самолете Як-12, летала 476 раз, проведя в воздухе более 130 часов!.. Девушке присвоен первый разряд по планерному спорту. Литюшкина изъявила желание работать в Саранском авиапредприятии, где переучилась и на самолет Ан-2. Когда же налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, ее утвердили командиром самолета Ан-2. А затем в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24.

О Сибири в те годы много пишут и говорят, а молодость не терпит однообразия, и Нина Литюшкина соглашается трудиться вторым пилотом Ил-14 и

Ил-18 на Красноярском авиапредприятии. Через три года переобучается в Ульяновске на вождение корабля Ил-18 и получает приписку к Красноярскому 214-му летному отряду. Ее личное дело пополняется бодрящими строчками: "По состоянию здоровья годна к летной работе без ограничения, летает уверенно, в полетах вынослива".

На земле она бывает так мало, что едва поспевает написать письма родным да повидаться с задушевной подругой Галиной - медсестрой из поликлиники. Они словно сестры. "В дружбе нет купли-продажи, есть только честность и доверие, - утверждает Нина. - Боюсь я бессовестных людей, - добавляет она. - Если плохих людей вижу, обхожу стороной". Она считает, что "авиация - сфера порядочных людей".

Оттого, видно, Нина Васильевна никогда не усомнилась в своем выборе. И на летном мундире Литюшкиной прибавился второй знак "За безаварийный налет 7000 часов". И вновь Нина набирает скорость: в Ульяновске переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. Вот и снова высший пилотаж ее жизни - аттестационная комиссия в 1983 году утверждает ее на должность второго пилота Ту-154.

Нина Васильевна улыбается: "Из женщин России я одна летаю на "Тушке"...

В ее характеристике появляется запись: "Сложную, временами тяжелую работу выполняет наравне с мужчинами, не требуя скидок..." Далее вывод: "Достойна быть кандидатом в командиры корабля..."

Не будет тайной, что отделы кадров аэрокомпаний хранят страховку-распоряжение пилотов на случай гибели. Нина Васильевна завещает скромную сумму сестре Лиде. Говорим, конечно, о риске в летном деле. Она же как-то доверительно произносит: "Всевышний хранит нас!" Добавляет: "Буду летать, сколько живу!"

И это естественно. Небу - Нинина молитва, но матушка-земля однажды все-таки взяла свое - помогла испытать женское счастье с Сергеем, разделить с ним любовь к небу. Теперь она не только взлет с восторгом встречает, но и посадку. На земле ее ждут, здесь она с супругом взращивает сад, в котором каждый цветок, каждая травинка радостью сердце ласкает. Цветы Нина боготворит и сожалеет, что их нет среди неописуемых красот небосвода...

Но зато ей дано, как она утверждает, "всю Россию видеть с неба!.."

Т.е., она еще в СССР была уже КВС, и перешла с этим званием уже в новую Россию. Так шта...

Большинство людей думает, что летчиками могут быть только мужчины. Связано это с тем, что пассажиры авиалайнеров преимущественно слышат мужской голос пилота во время взлета или при посадке самолета. Поэтому многим кажется, что женщина-пилот – это что-то из ряда вон выходящее. Может ли женщина быть пилотом пассажирского самолета? Однозначно, может. Более того, в истории есть множество примеров, которые это подтверждают. Женщины становились пилотами не только в гражданской, но и в военной авиации .

Управлять самолетом могут и мужчины, и женщины. Для представителей обоих полов выдвигаются идентичные требования касательно прохождения обучения и получения права пилотировать воздушное судно. Несмотря на это, сегодня многие авиакомпании все еще подпускают женщин к большим авиалайнерам с некой опаской. Но все же представительницы прекрасного пола, которые соответствуют всем требованиям, выдвигаемым к пилотам, получают право управлять воздушными судами и осуществлять на них пассажирские авиаперевозки.

Пилотесса «Аэрофлота» Мария Уваровская

Примеры

Бывают ли женщины-пилоты? Чтобы в этом не оставалось сомнений, приведем несколько примеров. Ольга Кирсанова – пилот, который уже на протяжении нескольких лет управляет авиалайнером. Ольга является одним из немногих специалистов женского пола, которые получили право управлять большими самолетами. Последние годы Ольга является пилотом авиалайнера, который весит более 100 тонн. Как утверждает сама пилотесса, каждый может получить место в кабине авиалайнера. Главное – иметь сильное желание и стремление этого достичь. Ольга признается, что ей пришлось упорно трудится и прилагать максимальные усилия, чтобы добиться права пилотировать самолет, но оно того стоило.

Еще одним ярким примером женщин в истории гражданской авиации является Мария Федорова . Этот специалист является сотрудником компании «Аэрофлот». Мария получила право управлять пассажирскими самолетами в 23 года. Это первая в мире девушка, которой удалось стать пилотом в столь раннем возрасте. В 23 года многие еще не умеют водить машину. А Мария уже успела освоить управление гигантскими авиалайнерами с более, чем 100 пассажирами на борту.

Мария Федорова, ставшая пилотом в 23 года

В период Первой и Второй мировых войн в ряды военных разрешили поступать не только мужчинам, но и девушкам. Результат удивил всех: многие девушки справлялись с поставленными задачами и проявляли такую смелость, которой могли позавидовать многие представители сильного пола. Девушки и женщины поднимались в небо на военных самолетах, которые были далеко не такими безопасными, как современные модели военных воздушных судов.

Первая женщина-пилот – Раймонде де Ларош . Она получила статус единственной девушки-пилота в 1910 году. Это была летчица из Франции. Во времена царского правления были женщины-пилоты в гражданской авиации России. На учебу, чтобы стать летчиками, поступало 80% мужчин и 20% женщин. В этот период княгиня Шаховская официально получила статус военной летчицы. Во время Второй мировой войны многие женщины, которые были допущены к управлению истребителями, стали героинями. Однако в те времена в гражданской авиации пилотами были только мужчины. Из-за этого у многих людей сформировался стереотип, согласно которому управлять авиалайнером могут только мужчины. Поэтому, когда перед взлетом объявляют имя пилота, и оно женское, многие испытывают шок. Аналогичную реакцию можно наблюдать у людей, которые узнали, что лучшим пилотом прошлого столетия стала женщина. Действительно, это звание было присвоено летчице Светлане Капаниной. И это в очередной раз доказывает, что женщины могут управлять авиалайнером ничуть не хуже мужчин.

Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации? Конечно. Ольга Грачева, Мария Уваровская, Мария Федорова, Дарья Синичкина, Ларина Ермурзаева, Татьяна Казачкова – далеко не полный перечень. Многие из этих девушек годами добивались получения права управлять самолетом. Кто-то из женщин в российской гражданской авиации работает вторым пилотом, а некоторые девушки имеют статус управляющего воздушным судном. Всего в России имеют лицензию пилота около 400 женщин. В «Аэрофлоте» работает тринадцать девушек-пилотов. Трое из них имеют должности КВС. В частности, Мария Уваровская управляет самолетом Airbus A320. Для сравнения в США лицензию имеют более 25 000 женщин. Но только 800 из них могут управлять линейным самолетом.

В Европе и в США количество женщин, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, значительно больше, чем в России. Почему такая разница? Это объясняется тем, что после распада СССР в стране осталось немного возможностей для обучения на летчика. Далеко не каждая девушка могла позволить себе поступить в летное училище, после окончания которого придется потратить немалые деньги и много времени для получения практических навыков, которые необходимы, чтобы поступить в гражданскую авиацию.

Как женщине стать пилотом?

Если вы мечтаете управлять воздушным судном, грезите о небе, вы должны понимать, что путь становления летчицей тернистый и очень сложный даже для мужчины, не говоря о молодых девушках. Раньше разрешалось сначала проходить обучение в училище, после чего отрабатывать летные часы, посещая специальные клубы. Создавались курсы при университетах, которые предназначались только для женщин. Но после первого и единственного выпуска, как правило, такие курсы прекращали свое существование.

В современном мире ситуация совсем другая. Есть множество действующих летных клубов, которые предлагают ученикам полную базу обучения, параллельно давая летную практику. После того как вы наберете необходимое количество летных часов, можно получать лицензию коммерческого пилота. С такой лицензией вы сможете устроиться на работу в Аэрофлот и другие крупные авиакомпании.

Пилот вне зависимости от того, мужчина это или женщина, должен обладать следующими качествами и знаниями:

  1. Идеальное здоровье.
  2. Стабильное психологическое состояние: умение быстро справиться с паникой, оставаться хладнокровным и действовать быстро, не поддаваясь эмоциям.
  3. Необходимый запас инженерных знаний.
  4. Знания и навыки управления самолетом.
  5. Определенное количество летных часов.

Только при соответствии всем этим пунктам пилот может рассчитывать на получение лицензии. Но, разумеется, игра стоит свеч.

Вконтакте

Раймонда де Ларош – француженка, первая женщина, получившая лицензию пилота. Случилось это в 1910 году 8 марта. Через четыре года появляется первая военная летчица – Евгения Шаховская. Вначале прошлого века, всего несколько дам удостоились права управлять самолетом. С того времени все очень изменилось, бывают ли женщины-пилоты сегодня?

Женщины в современной авиации

Берут ли девушек в пилоты сегодня? Конечно же, берут, многие из них добиваются в этом нелегком деле огромных успехов. Наибольшее количество женщин — пилотов самолетов насчитывается в США. Согласно данным американской авиационной службы, на данный момент около 30 000 женщин имеют лицензии, позволяющие управлять воздушным транспортом. Среди них частные летчицы, коммерческие, а также имеющие лицензии от авиакомпаний. Это подтверждает популярность профессии пилота среди представительниц прекрасного пола.

От общего количества пилотов, женщин — пилотов гражданской авиации примерно пять процентов.

Эти данные не сильно отличаются от тех, которые были актуальны еще десять лет назад. На самом деле, в крупных авиакомпаниях насчитывается всего, примерно, по сто девушек — пилотов. Сами дамы говорят, что никакой дискриминации по этому поводу сейчас практически нет. Пассажиры и коллеги вполне спокойно и с уважением относятся к девушке за штурвалом самолета.

Современная авиация находится на таком уровне, когда вопрос о том, бывают ли женщины – пилоты, уже не актуален. Разница между мужчиной и женщиной в этом плане практически отсутствует. Хотя, девушек, все же, намного меньше. Агнешка Баран (польская летчица) сообщила, что в ее компании работает всего пять женщин, а мужчин — больше сотни. Но, она говорит, что, как руководство, так и инструкторы с капитанами относятся к ним так же, как и к мужчинам.

Женщины пилоты в России

Пол в авиации сейчас практически не важен, достигнуто это в первую очередь, благодаря западу. Там более либерально относятся к такому вопросу. А может ли женщина быть пилотом в России? Такой подход распространяется и на другие регионы, поэтому и в России можно нередко встретить женщину в капитанском кресле. Дамы принимают участие не только в гражданских полетах, но и в военных. Во многих российских авиакомпаниях, в качестве пилотов, работают женщины, среди них «ЮТэйр», «Аэрофлот» и «Трансаэро».

Что касается Азии, то там женщины тоже играют немалую роль в коммерческой авиации. В некоторых компаниях они занимают ключевые позиции. К примеру, в штате авиаперевозчика «Royal Brunei Airliens» есть несколько девушек-пилотов.

Сами женщины понимают, что профессия пилота очень важная и нелегкая. Они готовы к тому, что к ним будут серьезно относиться и требовать идеального выполнения работы. Каждая женщина — пилот с гордостью выполняет все возложенные на нее обязанности, часто даже лучше мужчин.

Как сказала Агнешка Баран, главное – это правильно подойти к делу, тогда все получится и мечты сбудутся. Не важно, какую должность в авиации хочет занять девушка, если ее мечта – это рулить самолетом, то она сбудется в первый же день начала карьеры пилота.

Девушки – пилоты, вперед!

Особого внимания заслуживает компания «British Airways». В 2013 году ее руководство объявило, что впредь будет отдавать предпочтение, именно, девушкам-пилотам. Цель такой программы – разбавить мужской штат сотрудников представительницами прекрасного пола. В связи с этим, были изменены требования для вступления на курсы летчиков. Мужчин записывали в последнюю очередь, сначала набирали всех желающих среди девушек.

Наибольшее количество женщин на данный момент работает в «Lufthansa».

Это европейская авиакомпания, в штате которой насчитывается 300 летчиц. Что касается «British Airways», то там до объявления нового курса, ориентированного на девушек, количество мужчин в восемнадцать раз превышало женский коллектив. В США на данный момент летчиц уже примерно 7 процентов. Это, учитывая, что всего пилотов в стране более 120 тысяч. Количество дам в штатах авиакомпаний постоянно растет, за последние десять лет этот рост составил около 20 процентов.

Но, хоть авиакомпании уже полностью доверяют прекрасным девушкам — пилотам, этого нельзя сказать о пассажирах. Большинство из них спокойно к этому относятся, но есть и те, которые, узнав, что в кабине пилотов сидит женщина, напрочь отказываются садиться в самолет. Еще несколько лет назад, согласно опросу, проведенному в Великобритании, чуть более половины респондентов не желали видеть пилотов в юбках. На данный момент этот показатель значительно снизился.

Пилот — женская или мужская профессия?

Современный уровень развития общества практически полностью упразднил деление профессий на женские и мужские. Какую специальность выбрать, летчика или любую другую – это дело каждого. И тут не имеет значения пол, главное – талант и умения. Если женщине хорошо дается летное дело, она разбирается во всех его тонкостях, без проблем осилит управление любым самолетом, то почему бы ей не быть пилотом?

То же самое с мужчинами, ведь среди них есть много искусных поваров, дизайнеров и парикмахеров, и никто не говорит, что это сугубо женские профессии. Поэтому, сегодня пилотом может быть хоть женщина, хоть мужчина.