Как нарисовать страх из головоломки.

Возрастные страхи

Возрастные страхи появляются в определенное время и так же, в определенное время, сходят на нет. Например, до семимесячного возраста дети боятся резких, громких звуков, а также незнакомых людей.

С 7 месяцев до 3 и более лет многие малыши побаиваются расстаться с мамой, зачастую бурно реагируя на ее отлучки.

3 года - возраст, когда у ребенка появляются страхи перед Бабой Ягой, Серым волком, Кощеем бессмертным, Бабаем и прочими монстрами, держащими в страхе многие поколения маленьких детей. Подобные страхи особенно сильны у впечатлительных ребят, обладающих богатой фантазией, а также у тех, кто слишком часто слышит от родителей: «Вот будешь хулиганить - Леший заберет!»; «Не шуми, а то дяденька милиционер уведет тебя с собой!» и прочие страшилки.

В 5-6 лет дети обычно начинают осознавать, что люди смертны, и это открытие тоже может спровоцировать возникновение всевозможных страхов: за близких или свою собственную жизнь.

Ну и, наконец, с поступлением в школу у маленького человека появляются новые поводы для беспокойства и новые страхи: опоздать на урок, получить «двойку» и т.д.

Почему возникают страхи

Конечно, помимо возрастных страхов, проходящих с течением времени, существуют страхи индивидуальные. Они могут быть спровоцированы конкретным случаем, произошедшим с ребенком (испугала собака, застрял в лифте, видел пожар, который был в доме напротив…). А могут возникать из-за излишней тревожности родителей, то и дело предостерегающих малыша: «Надень капюшон, а то простудишь голову и станешь дурачком»; «Не прикасайся к кошке, а то заразишься страшной болезнью!»

Существуют и другие причины возникновения детских страхов, например, дети, родители которых постоянно конфликтуют, больше подвержены тревогам и опасениям, чем ребята, растущие в благополучной обстановке.

А иногда за детской боязнью чего-либо скрывается недостаток внимания со стороны взрослых. Испытывающий дефицит общения с родителями, не получающий достаточно ласки и поддержки малыш может говорить, что он боится «того, кто сидит в шкафу», бессознательно надеясь на то, что мама или папа пожалеют, обнимут, успокоят, станут ближе…

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и индивидуальные особенности каждого маленького человека: тревожным, чувствительным, впечатлительным детям страхи присущи больше, чем уравновешенным и не отличающимся повышенной тревожностью.

Рисуем страх

Нарисовать страх - один из самых верных способов одержать над ним победу. Для работы нам понадобятся: цветные карандаши, краски, пастельные мелки, фломастеры, маркеры - что больше по душе - и лист бумаги. Если на предложение нарисовать страх ваш ребенок отвечает, что не хочет или не умеет этого делать - не стоит его заставлять и принуждать, постарайтесь лучше подбодрить его: «А ты попробуй, я верю, что у тебя обязательно получится! Ты начни, а я тебе помогу». И действительно помогите, - только пусть малыш руководит, объясняет, направляет вас. При этом не забывайте, что основную часть работы ребенок должен проделать сам.

Далее, когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком о его страхе, - спросите, почему он его боится. Задайте и другие вопросы: где живет страх, откуда взялся, какого он цвета, на что похож… И, наконец, - как можно его победить? Чего он (страх) cам боится больше всего на свете? Далее - по обстоятельствам: если страх, нарисованный ребенком, боится, к примеру, огня - листок с его изображением можно торжественно сжечь на металлическом подносе. А если - воды, то его можно отправить в дальнее плавание по канализации, предварительно спустив в унитаз. Страх можно изорвать, изрезать ножницами на мелкие кусочки, сделать из него самолетик и выпустить в окно.

Но можно поступить и по-другому. После того, как ребенок нарисовал свой страх, предложите ему с помощью тех же карандашей и красок превратить его во что-то безопасное, совсем не страшное а, может, даже и смешное. Если ваш малыш боится собаки или волка - пусть «отправит» страшного зверя в клетку с тяжелым замком, нарисовав и то, и другое. Если он опасается тигра с настенного календаря (бывает и такое) - пускай изобразит рядом с полосатым хищником дрессировщика, способного его обуздать. Кощея Бессмертного можно «нарядить» в шутовской колпак, розовые тапочки с помпонами и, в довершение всего, усадить на горшок. В таком комичном виде злобный персонаж сразу же утратит свою сверхъестественную силу. Наконец, ребенок может нарисовать себя побеждающим свой страх, не боящимся той или иной ситуации.

Кроме того, страх можно слепить из пластилина, а затем преобразовать его в нечто не несущие угрозы, жалкое или смешное, - вылепите Бармалею поросячий пятачок и задорный розовый хвостик, украсьте его голову красным бантиком в белый горошек. Также можно проиграть с ребенком тревожащую ситуацию, сочинить сказку, герой которой тоже чего-то поначалу побаивается, но, в итоге, одерживает победу над своим страхом, находит выход из сложившегося положения.

Если вам не удалось справиться с проблемой за один раз, не стоит отчаиваться. Возвращайтесь к тревожащей ситуации снова и снова, каждый раз придумывая новые способы борьбы со страхом. Стремитесь к тому, чтобы данный процесс был интересен ребенку, вызывал у него положительные эмоции, веселил и поднимал настроение. Если же вы чувствуете, что страх малыша очень силен, и в домашних условиях с ним не справиться - обратитесь к детскому психологу.

Наши дети часто подвержены различным страхам. Рисование может помочь родителям лучше понять внутренний мир своих детей,их интересы,переживания и страхи.Нам всем следует лучше присматриваться к рисункам детей,какой материал,цвет и технику они используют. Так мы можем помочь своим детям пережить пугающие моменты их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские страхи: поможет рисование

Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В первую очередь, посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5–11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию.

Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но, тем не менее, они требуют каждый раз пристального внимания и изучения со стороны взрослых, тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, препятствующие полноценному образу жизни и общению.

Конечно, лучше всего, что бы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но, если у вас есть уверенность в том, что вы справитесь сами и самое главное есть доверие и контакт с ребёнком, то можно попробовать устранить их самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.

Кто и как даёт задание нарисовать страх

Это один из очень важных пунктов в рисовании детского страха. Если родители всё-таки решают сами заняться рисованием, то очень необходим доброжелательный настрой.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

Родитель не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Важно, чтоб ребёнок чувствовал доверие и абсолютное принятие. Нужно быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Если вы знаете, какие страхи беспокоят вашего малыша, то можете преступать к работе, если нет, то нужно выявить, что именно беспокоит малыша.

Как обнаружить страхи у детей

Обнаружить страхи у детей можно предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обитают различные животные, ёлочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы медицинского обихода и т.д.

Отношение ребёнка к ним позволит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестественность поведения, напряжённость говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребёнок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но и категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества и т.д.

После игры можно и побеседовать с ребёнком, с целью-выявить страхи.

Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играющим ребёнком, присев на корточки, если это маленький ребёнок. Главное быть спокойным и не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: "Скажи, ты боишься…" , а спрашивают: "Скажи, как ты относишься к…" , - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха.

Рисование страхов

После того, как стали известны страхи, нужно организовать их рисование. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Самое главное, чтобы детям была предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Домочадцев следует предупредить о недопустимости прерывания рисования.

Скажите: "Нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе" . Если у ребёнка возникают вопросы по поводу как рисовать страх, то ему можно пояснить. Например, страх одиночества - нарисуй себя и одновременно всё то, чего ты боишься, когда остаёшься один (т.е. ребёнок материализует свои опасения и страхи). Обычно, страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх темноты - это обычно слегка затушёванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребёнка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам и т.д.

Не нужно обещать, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное - нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых.

Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребёнок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха.

Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителя или психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.

Через какое-то время, можно показать ребёнку его рисунок и попросить рассказать, что на нем нарисовано. Лучше начинать и с более легко устранимых страхов - воды, открытого пространства, вид крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).

Хорошо, если при этом присутствуют все члены семьи, рисунок показывается им, в то время как ребёнок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии.

Теперь же ребёнок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить всё как есть, страх всё равно будет устранён - если не рисунками, то другими способами.

Если положительный эффект имеют не все рисунки, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами: "Ничего" , "Всему своё время" , "Идём дальше" , "Вернёмся к нему потом" и т.д.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джинну в бутылке.

Через некоторое время (1–2 недели) опять можно вернуться к этим рисункам, но уже со словами: "А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься" . Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребёнок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывёт по воде и летит на самолёте. Здесь очевиден эффект внушения - установки на преодоление страха в воображении путём его определённого, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребёнка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребёнок уже не один на один со своими страхами - они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблёкли после их предыдущего изображения. К тому же родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.

Удачи вам родители, в помощи своим деткам!


психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
19.01.2012
Психолог
Многие дети напрямую просьбу нарисовать свой страх по понятным причинам отвечают отказом, а если не отказываются прямо, то саботируют выполнение задания. Настаивание/уговоры в этом случае приводят к "культивированию" страхов, а не к их изживанию. Для работы со страхами больше подходит картинка страха, которую ребенок сделал НЕ СВОИМИ руками. В легких случаях, когда страх не перешел в невроз Можно применить следующее упражнение.

ВНИМАНИЕ! НЕ ПСИХОЛОГАМ НЕ ПОВТОРЯТЬ!!! Дана только суть упражнения. Применение упражнения требует освоение специальных методик!!!
1. Ребенок рисует себя в "безопасном месте".
2. Обсуждается, что/кто в этом месте есть, а кого/чего нет.
3. У ребенка спрашивается, где его страх.
4. Страх рисуется на отдельном листе.
Далее работа по известным методикам.
Важно, что происходит разделение себя и страха. Тогда страх рисуется более искренне и результат более эффективен.


24.01.2012
Диляра
Очень эффективное упражнение, проверено на практике. Но к сожалению не всем детям легко удается диссоциировать себя от страха. Это одна из "развитых" психзащит. Тогда необходимо проработать сначала способность ребенка к "Диссоциации" на других примерах, а затем рисовать.
03.02.2012
Татьяна,психолог
Когда страхи трансформировались,имеют плотный скрытый характер,хорошо работает техника рисование гуашью на стекле.Предлагается нарисовать что хочешь,плавно входишь, что нравится,что нет и т.д.нюанс в том, что быстро можно стереть,значит быстрый уход,нет тяжести потери,а главное все потихоньку стирается иработаешь с страхом в чистом виде, который при необходимости быстро можно свернуть.Из практики могу сказать это 5-8 арт-терапевтич. занятий.Результат 90-95%,это прием из школы Копытина
08.04.2012
Злой психолог.
И вы серьёзно думаете, что изменив рисунок бессознательное ребенка воспримет это изменение? Бред.
Работа неполная, а лишь начало долгой работы по коррекции фобий и страхов.

03.12.2012
шлюха
ппппппппппппппппппппппппппп как смешно
27.01.2013
7passion-психолог
Как правило многие детки о страхах не говорят или говорят "ничего не боюсь" в этом случае помогает фраза "а когда ты был маленьким, чего боялся" Тут ребенок легко делится тем, что беспокоит. И не стоит бояться говорить с детьми про их страхи, чем чаще они о них говорят, рисуют и т.п., тем быстрее происходит отреагирование накопившихся эмоций и тем легче страх проходит.
15.04.2015 Я когда была маленькой я сначала рисовала свой страх а потом раскрашивала рисунок.Ачерез день не боялась.
09.03.2017
Екатерина
Хорошее упражнение, мне нравится! Самое главное начать, а потом ребенок сам уже научается и неосознанно все свои страхи переносит на свои рисунки и если с ним поговорить и обсудить эти рисунки у ребенка часть проблем уже решается само собой! Я со своим ребенком люблю работать по рисункам)

Все люди боятся. Страх естественная реакция организма на опасность. В момент испуга человек становится сильнее примерно в 10 раз: его слух и зрение обостряется, мышцы сокращаются, сердце перекачивает кровь быстрее. От этого вырастает и выносливость и ум. Именно по этой причине некоторые люди каждый день рискуют своей жизнью, чтобы испытать страх: прыгают с парашютом, бьют себя током, лезут в драки, летают в космос, смотрят фильмы ужасов. Страх дает возможность почувствовать себя живым, узнать где предел твоих возможностей. Попробуй зафиксировать свое выражение лица во время испуга. Я покажу тебе пример как рисовать страх. В этот момент у людей обычно мурашки бегают по коже, и открывается рот и глаза до предела. Бывает даже кричат, а, иногда, не могут сказать ни слова. Никому не советую без подготовки переступать черту своих человеческих возможностей. Но приближаться к ней стоит. Особенно художникам. Это раскрывает новые возможности. Запомните мой совет.

Как нарисовать страх карандашом поэтапно

Шаг первый.
Шаг второй.
Шаг третий.
Шаг четвертый.
Нарисуй другие эмоции.

Рисование страхов

Рисование - это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношение к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет больше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствия жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий их полного устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психики, готовые вспыхнуть в любой момент. Но это не значит, что нужно, во что бы то ни стало выбивать их, что называется палкой из ковра. Нередко этим увлекаются родители, которые своим более чем решительным поведением вызывают страх у детей. Тогда вместо помощи устранения страхов они достигают противоположного эффекта, не признавая своих ошибок и обвиняя детей в нежелании пойти на встречу.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной плохого» (хорошего), «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого мероприятия заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых двух занятиях выбираются самими детьми. Это могут быть домики, машинки, деревья. Затем мошки, собака, птичка, человек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть, за столиками и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

В последующие после подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисунку. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчеркнуть успех других.

В рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающим на затруднения в приобретении устойчивых дружеских контактов и чрезмерную опеку в семье.

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на нее изменение в благоприятную для ребенка сторону.

Тема «Что мне снится страшное» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитанием не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязанным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации в рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного неопределенного, и вместе это способствует потери эффектно - травматического звучания страха в психики ребенка. Существенно и то, что занятие происходит в жизнерадостной обстановки общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.

Тема «Что было со мной самое плохое или хорошее» представляет собой возможность выбора событий, происходивших с детьми большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтическая ориентированность детей в своих силах.

«Кем я хочу стать» - заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в нее оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

Продолжительность специально отведенных занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован только один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновения, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количестве страхов необходимо проводить соответственно 4 - 6 занятий. Рисовать лучше красками или фломастерами (цветными).

Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая «А как?» - в чем отражается их неуверенность и тревожно - мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило, трудным является только начало, что преодолевается. При рисовании исключается тема смерти, так как они как абстрактные категории очень трудны.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков конечно, проще его провести со всеми детьми, но вследствие развития в группе эффекта подражания большинство детей будут при всех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изображал себя не боящимся.

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.

Так же следует отметить, что если семья не полная по разным причинам, тогда эффект от рисования страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью от внешней опасности. Но и в полной семье эффект рисования страхов может быть подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь, поскольку не меняется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье. По этому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные между собой родители к устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и то же: в 4 - 5 раз хуже, чем в других семьях. Еще не достаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например укус собаки, избиение и т.д. был недавно, тогда более целесообразнее использовать игры.

Таким образом, можно заметить что рисование, как и лепку детских страхов, используют преимущественно в старшем и подготовительном к школе возрасте. Что помогает более точно выявить наличие страхов у детей с разным уровнем интеллектуального развития.