Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами. Свой бизнес: как открыть музей Как открыть свой детский музей

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец - компания "СтройТехнология" - три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для "неразрушающего производства".

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор "секрет" пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция - назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? - говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. - Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр - коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах - большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, - отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств "АРТЛОТ 24" в Санкт-Петербурге Александр Губанов. - Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства "Эрарта" и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия - лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой "выход через сувенирную лавку" - дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый "Ратный музей", его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, - рассказывает один из создателей "Ратного музея" Алексей Сухановский. - Цена билета средняя в этом сегмента - около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками - это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея "Ар Деко" Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, "музей занимательной науки" или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, - замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса "Гринвуд" Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, - считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. - Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль - заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство - это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера "Коломенская пастила" Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход - организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, - подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Не так давно я ездил в Ярославль — город, который является частью «Золотого кольца» нашей страны.
Был там, в музее «Музыка и Время». Директор этого музея Д.Мостовский, просто великолепный цирковой артист, с самых малых лет собирал колокольчики. Над ним все смеялись, называли его дураком, идиотом и т.д. Никто не хотел понимать увлечения человека. Даже его жена и то не разделяла его взглядов. Так и говорила: «Не верь людям, которые над тобой смеются из-за колокольчиков, просто они не знают, что ты от рождения дурак».
Время шло, коллекция колокольчиков росла — это и поддужные колокольчики с надписями «Возьми меня подари меня», и бубенцы с которыми тройки ездили и т.д..

Одновременно с коллекцией колокольчиков стала появляться постепенно коллекция часов… Часы, надо сказать, необычные. Например, к напольным часам немецкой фирмы Sauer имеется в наличии 30 разных мелодий. На восстановление каждого экземпляра уходило от трёх до пяти лет. Каждые часы — это время, каждое время — это секунда, каждая секунда — это мгновение истории, да к тому же ещё и судьба владельца.

Одни часы переводил сам А.П.Чехов, другие часы переводил Ф.И.Шаляпин. Человек, оставшись на пенсии после увольнения из Цирка, начал задумываться над тем, как жить дальше и в его голову пришла мысль о создании частного музея не подвластного государству. Он тут же ухватился за неё, и начал реализовывать.

Первое, что он сделал, это приобрёл уже полузапущенный дом местного купца, разместил на трёх этажах свою коллекцию.

Ему никто не верил, что он сможет поднять на ноги этот дом, все говорили «Да зачем тебе он — не лезь туда». Вопреки всем возгласам он всё-таки купил его, восстановил. И получает с него прибыль. Но, как и везде ему приходится торговать всякой мелочью, сувенирами — это составляет его основной доход.

Но самое интересное, что он делает, это на прощание перед уходом группы играет на шарманке, и люди оставляют ему кто сколько сможет. Его доход настолько велик, что на данный момент он купил в Германии Орган и восстанавливает специально для него отдельное строение возле своего музея. Через пять лет люди будут гулять по парку и слушать И.С.Баха.

У многих людей понятие музея ассоциируется с пустыми залами, бабушками-смотрительницами, развешанными по стенам картинами и бюджетным финансированием.Эти представления, в какой-то мере, связаны со старыми подходами к музеям, когда их содержание полностью брало на себя государство. Однако в наши дни небольшой частный музей может стать примером отличного малобюджетного бизнеса для начинающих предпринимателей.

Безусловно, создание музея, как бизнеса, будет приносить прибыль только в тех городах, в которых существуют большие потоки туристов и гостей города. Создание музея в таких туристических центрах не слишком сложное дело, которое может принести его создателям не только неплохие деньги, но и массу удовольствия от участия в интересном деле.

Например, во многих небольших городах, расположенных по Золотому кольцу России, существует огромное количество частных музеев, которые активно посещаются не только российскими туристами, но и иностранными путешественниками. Уже сами названия таких музеев служит прекрасной рекламой и привлекают к себе посетителей: музей утюга, музей хитрости и смекалки, музей мышки, музей шоколада и так далее.

Что нужно для создания музея?

Прежде всего, это помещение. Музей желательно размещать в собственном помещении, так как аренда, особенно на первых порах, не будет окупаться доходами от продажи билетов. Частные музеи не обязательно размещать в больших просторных помещениях, как это принято в крупных городах.

Особым интересом у посетителей пользуются специализированные и этнографические музеи.

Поэтому размещение частного музея возможно просто в деревенском доме или в нескольких больших комнатах бывшей частной квартиры. Экспозиции частных музеев, как правило, не слишком большие. Размещение экспозиции на небольшом пространстве позволяет сделать выставку насыщенной, а экскурсии довольно короткими, что увеличивает оборачиваемость и доходы.

Большим интересом среди туристов пользуется старинные вещи, частные собрания предметов различных эпох, фотографии, плакаты.

Как ни странно, популярными оказываются даже музеи, посвященные совсем недавнему, советскому периоду, истории города или местным обычаям. Достаточно поездить по ближайшим селам, собирая у населения старые, зачастую ненужные вещи, или приобрести коллекцию какого-нибудь коллекционера, чтобы положить основу экспозиции.

Так, например, в музее хитрости и смекалки собраны различные бытовые вещи, которые демонстрируют недюжинную смекалку русского народа, применяемую в быту по самым различным поводам. Здесь и приспособление для ловли рыбы, и различная кухонная утварь, и приспособления для сельскохозяйственных работ.

В музее шоколада могут быть продемонстрированы обертки различных видов шоколада и шоколадных конфет, старинные фотографии, образцы рекламы. Все это вызывает интерес со стороны посетителей и служит замечательной рекламой при проведении экскурсий.

Затраты на создание частного музея могут быть минимальными, особенно, если этим делом занимается владелец хотя бы небольшой коллекции. Очень важно при создании экспозиции частного музея проявлять чувство юмора, чтобы сделать экскурсию живой и интересной.

Важным также является правильный подбор смотрителей и экскурсовода в музее.

На первых порах владелец музея и сам может выступать в роли экскурсовода, но, как правило, в целях увеличение длительности работы, приходится нанимать штат сотрудников.

Доходы от продажи билетов могут дополняться доходами от продажи различных сувениров.

Поэтому в частном музее необходимо сразу предусмотреть помещение, где будут продаваться сувениры. В небольших частных музеях продажу сувениров можно организовать при входе, где сувениры становятся как бы частью экспозиции.

Важную роль для рентабельности музея играет его месторасположение.

Наиболее прибыльными оказываются музеи, размещенные вблизи наиболее посещаемых туристами мест в центре города, вблизи стоянок туристических автобусов.

Первоначальные затраты на создание частного музея могут ограничиваться стоимостью ремонта и оборудования помещения. При этом, например, при размещении экспозиции в деревенской избе, такие затраты могут быть сведены к минимуму. Однако расходов на рекламу музею не избежать. Необходимо изготовить и разместить вывески, баннеры, указатели направления движения к музею, проспекты и красочные буклеты об экспозиции.

Стоимость входного билета может колебаться от 50 до 250 рублей. Посещение музея даже одной автобусной экскурсией может принести доход в 10 тысяч рублей как минимум.

Однако нужно учесть, что текущие затраты на содержание и охрану музея, заработную плату персонала, постоянную рекламу могут свести рентабельность частного музея к нулю.

Поэтому крайне желательно, создавая бизнес на базе частного музея, с самого начала действовать прагматично и планомерно. Как это сделать, Вам поможет , который Вы можете заказать на нашем сайте.

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Преимущества и недостатки открытия музея

Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.

Преимущества Недостатки
Простота открытия Высокие арендные платежи за помещение в центре города
Не требует наличия большого количества персонала Наличие экспертных знаний при составлении коллекции
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00

Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»

Форма организации бизнеса Преимущества использования Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель ) Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью ) Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС 26%, тогда как для других видов деятельности 34%.

Как открыть музей с нуля?

В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук «Экспериментаниум» Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей «Винзавод» в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов. Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства «Гараж» и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей «Космонавтики», а рядом с зоопарком «Московский планетарий». Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. «Международный музей и исследовательский центр НЛО» (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) — был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. «Музей Star Wars» — музей любителей и поклонников культового фильма «Звездные войны».
  3. «Музей Советских игровых автоматов» — для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. «Музей плохого искусства» (США, штат Массачусетс) — собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. «Музей бокса» — ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу : фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея ~1200 000 руб. (мебель ~200 000 руб., ~стеллажи 100 000 руб., витрины ~100 000 руб., отделка и ремонт помещения ~400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция ~500 000 руб.).

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Финансовые показатели бизнеса

Основное время посещения музея — это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб., можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет ~500 000 руб., чистая прибыль за вычетом постоянных затрат ~100 000 руб.

Оценка привлекательности бизнеса журналом сайт

Рентабельность бизнеса




(3.0 из 5)

Привлекательность бизнеса







3.3

Окупаемость проекта




(3.0 из 5)
Простота создания бизнеса




(3.8 из 5)
Открытие частного музей как бизнес будет успешно только при ориентации на конкретную целевую аудиторию (поклонники Star Wars, спортсмены боксеры, рожденные в СССР и т.д.) и четкое понимание, что им может быть интересно и что волновать в создаваемой коллекции. Второй важный аспект это месторасположение музея, рекомендуется его располагаться в центре города в местах скопления отдыхающих людей и туристов. Срок окупаемости первоначальных затрат ~1.5-3 года в зависимости от размера целевой аудитории.

Музей – это специальное учреждение, где хранятся памятники и предметы, которые имеют свою уникальную историю. Любой музей начинается с коллекции, и чем она оригинальнее, тем больший к ней интерес. Основные музейные задачи предусматривают постоянный мониторинг и анализируют работу конкретного музея. Современные музейные технологии включают в себя несколько составляющих:

  • Музейные выставки – требуют к себе особого подхода, потому что должны быть правильно организованы и спланированы.
  • Оборудование для хранения экспонатов.
  • Музейный климат. При низкой влажности или слишком высокой влажности происходит деформация экспонатов, а также теряется их ценность. Необходимо устанавливать все нужное оборудование, чтобы это предотвратить.
  • Музейные витрины.
  • Оборудование для реставрации.
  • Хранители.
  • Концепция – это документ, который покажет уникальность данного учреждения на современном этапе. Он состоит из трех основных пунктов: модернизация, инновации и сохранение собственных традиций.

Чтобы создать новый музей, необходимо, прежде всего, конкретно выявить его цель, именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие деятельности. Можно объединить несколько назначений, например, повествовать историю своего города в клубе единомышленников. Затем необходимо выбрать помещение, где будут проводиться определенные выставки, лучше, если это очень людное место, можно сэкономить на рекламе. Немаловажным фактором есть выбор рабочего персонала (для хорошего функционирования музея, нужно, как минимум четыре работника). Нужно грамотно организовывать экскурсии, чтобы заинтересовывать большее количество людей, и они начала приводить сюда своих знакомых. Но, одними экскурсиями не обойтись, к ним быстро пропадает интерес, необходимо проводить творческие вечера, встречи единомышленников и различные культурные мероприятия.

Ни один музей не сможет существовать без постоянного финансирования. Поэтому необходимо найти богатого единомышленника, чтобы решить эту проблему. Нужно доказать значимость данного учреждения для пользы общества и тогда дела пойдут вверх, повышая прибыли. Чтобы создать музей, который будет постоянно иметь посетителей, нужно иметь не малый опыт работы в этой сфере, а иначе его ожидает полное фиаско. Этим должны заниматься мастера, которые знают, как правильно все организовать и обойти конкурентов. Грамотная тенденция развития современного музея – это создание внутренних и около музейных структур, которые создают единое пространство. Люди, посетившие заведение, должны получить культурное общее развитие.