Какой увидел онегин татьяну в 8 главе. Изменения в Татьяне

Вряд ли найдется другое такое произведение в русской литературе, которое бы имело столь значительную популярность на протяжении длительного времени, как "Евгений Онегин". 8 глава (краткое содержание) показывает сущность событий, раскрывает главных героев.

Данная статья будет полезна учащимся школы, которые проходят произведение по программе, и учителям словесности, если они имеют целью сделать уроки литературы качественнее и интереснее. Краткое содержание ("Евгений Онегин", 8 глава) и анализ также пригодятся всем, кто желает освежить в памяти основные события. Тем, у кого нет времени перечитывать роман в стихах целиком, поможет приведенный ниже текст.

"Евгений Онегин", 8 глава: краткое содержание

Это заключительная часть великого произведения А.С. Пушкина, в которой происходит встреча Евгения с Татьяной. В начале главы говорится о том, что главный герой по-прежнему живет без особой цели, у него нет постоянных занятий, как и привязанностей, он до сих пор не женат. Одни события сменяют другие, и вот читатель видит Онегина на приеме у одного князя, своего давнего приятеля. Тот знакомит его с супругой, и Евгений с изумлением узнает в ней Татьяну. Но как переменилась она! Теперь ни за что нельзя было бы узнать в ней ту романтическую, нежную девушку, которая любила мечтать.

Татьяна, конечно, тоже узнала Онегина при встрече, но даже бровью не повела. Такое равнодушие вызвало в душе Евгения смятение, он старается отыскать на ее неприступном лице хотя бы тень прошлого, но не может. Татьяна настолько изменилась, похорошела, что едва ли можно было найти в ней следы прежней любви. Онегин долго мучается, переживает, но наконец решает объясниться с княгиней и отправляет ей письмо.

Однако послание остается без ответа, и он едет к ней, чтобы упасть на колени и рассказать о своей любви. Татьяна молча выслушивает его и выносит жестокий приговор: их чувство не будет иметь продолжения, она замужем, и поздно пытаться что-либо менять. Онегин застывает в изумлении, его поражает холодность молодой женщины. Вот основные события романа в стихах "Евгений Онегин" (8 глава). Анализ показывает трансформацию в душе героев, их внутренние изменения.

Каков Евгений?

В начале главы мы видим героя, который немного устал от жизни. Она успела ему наскучить, он не видит в ней цели, смысла. Онегину 26 лет, но он еще не сумел обрести самого себя, не знает, чему следует посвятить существование, не может найти девушку, которая стала бы ему супругой. Наступил момент, когда ищущий герой пресытился, он перестал искать и начал просто жить. Онегин много путешествует, предается мыслям, но выглядит потерянным и одиноким. Кажется, что он ни в ком не нуждается, и сам, очевидно, не нужен никому.

Изменения в Татьяне

Читатель встречает героиню по прошествии определенного времени. И вот перед нами уже не та наивная девочка Таня, какой она была когда-то. Татьяна стала светской дамой, она даже выучилась играть роль довольной жизнью женщины. У нее всего достаточно, она, кажется, довольна жизнью и удовлетворена.

Случайная встреча с Евгением, возможно, и выводит Татьяну из состояния душевного покоя, но она ни видом, ни взглядом не показывает своего смущения. Напротив, героиня держится настолько уверенно, что никто не может и помыслить о том, что она испытывает на самом деле.

Любовь жива

Воспоминания о былом чувстве заполонили душу главного героя. Евгений поражен метаморфозой, произошедшей с Татьяной. Он теперь не знает, как к ней подступиться, что сделать, какие слова произнести. Он стремится к встрече с ней и одновременно страшится ее. Смятение и отчаянное беспокойство овладело им. Евгений не знал покоя с того самого дня, когда увидел Татьяну в новом образе. Он не понимал, почему она так изменилась, не мог разгадать ее тайну. Вскоре он понял, что влюблен - не в ту прежнюю Таню, а в эту изящную молодую женщину, которая теперь сделалась для него недоступной.

"Евгений Онегин", 8 глава: письмо Онегина к Татьяне

В порыве сладостного чувства, внезапно охватившего сердце, Евгений пишет страстное послание. Он искренне раскаивается в том, что когда-то отверг любовь нежной девушки, которая, наверное, если бы он предложил ей, была готова даже без согласия родителей выйти за него замуж. Письмо Онегина к Татьяне показывает, насколько заблуждался сам герой, считая свободу высшей наградой и достоянием. Кажется, он готов даже плакать от постигшего его нового чувства. Теперь от любви страдает Евгений Онегин. 8 глава (краткое содержание) с деталями раскрывает глубокие душевные переживания героя.

Объяснение

На свое письмо, написанное в отчаянном порыве, Онегин не получает ответа. Проходит время, и молодой человек, надеясь на встречу, приезжает к ней домой. И что же он видит? Татьяна читает его письмо и не может сдержать слез! Значит, понимает он, все это время она лишь играла роль светской дамы! Евгений бросается к ней и падает на колени, обливаясь слезами, целует руки. Но… ничего поправить уже нельзя! Он читает ответ в грустных глазах Татьяны и понимает, что она не простила ему своего стыда и сердце ее до сих пор ранено.

Теперь она отказывает Онегину, подробно объяснив, почему так поступает. Она не говорит про свое настоящее счастье, не смотрит свысока и надменно, а напротив, признается, что чувство в ее груди еще не остыло, но это не имеет уже никакого значения, поскольку она будет хранить преданность своему мужу: "Я другому отдана, я буду век ему верна".

Большим драматизмом отличается "Евгений Онегин". 8 глава (анализ ее) демонстрирует трагедию любви, которая была упущена из-за гордости. Можно долго говорить о том, правильным ли оказался тот поступок, но каждый из героев в свое время отказал другому. Только Татьяна сделала это честнее и великодушнее, не скрывая собственных чувств.

Вместо заключения

В самом деле, нельзя отвергать человека, который нас любит. К сожалению, именно так поступил Евгений Онегин. 8 глава, краткое содержание ее наглядно демонстрируют, как ему пришлось жалеть о своем поступке. А.С. Пушкин изобразил историю личного предательства и поиск истины, опираясь на которую, стоит жить. Герои с честью выходят из этого испытания, но открытым остается вопрос: будут ли они в дальнейшем счастливы?

Всю суть отвергнутой любви показывает произведение "Евгений Онегин" (8 глава). План к сочинению по теме можно составить, опираясь на подзаголовки данной статьи.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Образ Татьяны в романе "Евгений Онегин" Пушкина А.С.
  • Образ Евгения Онегина. Анализ ";Евгения Онегина"; кратко
  • Образ автора в романе "Евгений Онегин" Пушкина
Онегин покинул свою деревню, где ему везде виделась окровавленная тень друга. Он некоторое время путешествовал, но потом вернулся в родную Москву. Вскоре на одном аристократическом рауте его внимание привлекла необычайно красивая дама безукоризненных манер, в которой, однако, не было ни малейшей чванности или надменности. Глаза всего света с невольным восхищением обращались на эту недавно появившуюся в Москве красавицу. Лицо её вдруг показалось Евгению знакомым. Ещё через миг он понял: это – Татьяна Ларина .

Оказалось, она стала женой хорошо знакомого Онегину князя. Узнав, что Евгений – её сосед по имению, князь подвёл его к ней. Татьяна была удивлена и поражена, но ничем не выдала этого. Она сказала Онегину несколько слов с любезным спокойствием и вскоре вышла, а он на некоторое время остался недвижим, потрясённый переменой, которая с ней произошла. Простая деревенская девушка превратилась в блестящую аристократку, величавую законодательницу зал.

Князь часто приглашал Евгения к себе в дом. Татьяна встречала там его с той же спокойной доброжелательностью, но не проявляла ни признака воспоминания об их прежней истории. Всё более увлекаясь Татьяной в её новом образе, Онегин вскоре понял, что влюблён, как дитя. Поднять её платок или накинуть ей на плечо боа теперь стало для Евгения высшим наслаждением. Однако время шло, а Татьяна отнюдь не проявляла к нему большей благосклонности.

Чувствуя, что любовь довела его до болезни, Онегин наконец решился написать Татьяне письмо со страстным признанием. Там объяснялось: встретив её когда-то, он совсем не остался к ней равнодушен, но заметив в своей душе проблеск чувства, поспешил затушить его , ибо не захотел терять дорогой свободы. Он думал тогда, что вольность и покой – замена счастью, но глубоко ошибся. Теперь видеть Татьяну – высшее для него блаженство. Встречаясь с ней, он обречён смирять волнение в крови, удерживать порыв обнять её колени. Не в силах больше скрывать своих чувств, он осмеливается раскрыть их ей.

Ответа не было. Вновь встретив Татьяну в свете, Евгений не заметил в ней ни следа смятения или сострадания. Казалось, что от неё веял лишь крещенский холод. Проклиная своё безумство, Онегин заперся в кабинете, вновь стал много читать, но и во время чтения в его уме всплывали воспоминания минувшего: деревня, тело Ленского и сельский дом, где у окна – она . Евгений одиноко провёл всю зиму, но весна несколько оживила его. В один тёплый солнечный день он сел в сани и примчался к Татьяне.

Она была дома одна. Отворившего дверь Онегина поразил её вид: читая чьё-то письмо, Татьяна рекой лила слёзы. В ней воскресла та прежняя наивная сельская девушка, которую он когда-то знал. Евгений упал к её ногам и целовал ей руку.

Татьяна стала убеждать Онегина, что любовь между ними теперь невозможна. Её судьба решена: она отдана другому и будет век верна ему, хотя, презирая светскую мишуру, она не раз жалела, что покинула простую, смиренную жизнь в деревне. Татьяна призналась: она никогда не забывала свою страсть к Евгению и теперь продолжает питать её. Но для него и для неё лучше не давать своим чувствам воли. (См.

План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну; Онегин пишет письмо Татьяне; отповедь Татьяны Онегину; конец романа. В восьмой главе романа о странствиях Онегина есть только полторы строфы:
Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы,

Без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как вес на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Итак, Онегин снова в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в первой главе. Но если в первой главе свет благосклонно принял Онегина (“Свет решил, что он умен и очень мил”), то теперь свет считает Онегина чужим; если в первой главе Онегин слегка презирает свет, то в восьмой он его ненавидит.
Как и в первой главе, Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь для него была “наукой страсти нежной”, которой он в совершенстве овладел; теперь – он сам любит горячо, искренне, страстно.
В первой главе, разочаровавшись в свете, “условий света свергнув бремя. отстав от суеты”, в восьмой – влюбившись в Татьяну и не получив ответа на свои послания, Онегин отрекается от света и ищет забвения в книгах:
.Глаза его читали, Но мысли были далеко И постепенно в усыпленье И чувств и дум впадает он, А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит. То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых, И круг товарищей презренных, То сельский дом – и у окна Сидит она. и все она!.
В восьмой главе Повествователь снова то приближает Онегина к себе, то отчуждает и даже иронизирует над ним. Вот Онегин на светском рауте: “Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим”. И как бы от лица участников раута ставится ряд вопросов, – в них слышится язвительная насмешка над Онегиным:
Все тот же ль он иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока?
И, не отвечая на язвительные вопросы толпы, Повествователь обращается к ней, защищая своего героя, вызывающего у него глубокое сочувствие
Пушкину искренне жаль своего героя, не нашедшего своего места в жизни, оказавшегося чужим, “лишним”. Но когда речь идет об отношении Онегина к Татьяне, Повествователь снова иронизирует над героем. Ему больно, что Онегин тогда не полюбил Татьяну. И он настойчиво подчеркивает, чем именно Татьяна теперь вызвала его любовь:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна. У пей и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.
Или:
Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюбленной, бедной и простой, Но равнодушною княгиней.
А между тем он все еще не понял, что Татьяной руководят врожденное чувство такта и тонкая интуиция. Попав в высший свет, она быстро усвоила его законы. И ей нетрудно это далось, потому что основа ее характера – простота, утонченность, отсутствие всего, что “зовется уиаг”. В деревне эти свойства Татьяны воспринимались как ее самобытность, непохожесгь на других.
Повествователь старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну. “.Он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле”. Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии:
Он с трепетом к княгине входит
.Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает.
И она доверчиво, просто и открыто говорит: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна”. Онегин предвидел все: и “горькое презренье”, какое взгляд ее изобразит, и “злобное веселье”, какому он повод подавал, и боялся, что она увидит в его объяснении “затеи хитрости презренной”. Но он не ждал этого нового признания в любви с таким решительным отрицанием возможности этой любви:
Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен!
Что так поразило его? Он впервые открыл для себя Татьяну, впервые увидел то, что является самым главным в ней: ее нравственную силу. Это и сила любви, это и сила, которая позволяет ей никому, кроме него, не открывать этой любви; это и сила быть верной супружескому долгу. Татьяна не ответила на любовь Онегина и потому, что у нее возвышенное понимание супружеского долга, и потому, что она Онегина любит и дорожит этим чувством: любовь к Онегину – это самая большая нравственная ценность в ее жизни, это ее богатство, и она не хочет его потерять.
Онегин же, если бы Татьяна ответила на его любовь, “был бы счастлив. сколько мог”. Но он не пережил бы никакой “бури ощущений”, никакого нравственного потрясения. Из этой “бури ощущений” он, вероятно, вынесет резкое самоосуждение за поверхностность своего взгляда на жизнь. И как один из возможных вариантов его дальнейшего развития – приобщение к какой-то полезной деятельности и, может быть, путь к декабристам.
Но, чтобы все это свершилось с Онегиным, надо, чтобы Татьяна, любя Онегина, отвергла его любовь. Их отношениям дальше развиваться некуда. Вот почему роман без конца воспринимается законченным. Поэтому же десятая глава с Онегиным-декабристом не могла быть продолжением романа “Евгений Онегин”; после того нравственного потрясения, на которое Онегин оказался способным в развязке романа, он должен начать новую жизнь, в новых условиях, с новыми людьми. И потому десятая глава – не продолжение известного нам романа, а начало нового – романа декабристском движении, романа, которого Пушкин писать не собирался. Очевидно потому глава; и была уничтожена.
В конце романа Повествователь делает для своего героя все, что можно, чтобы мы о нем не думали плохо. “Буря ощущений”, в которую Онегин оказался погружен, примиряет с ним Повествователя, и он прощается со своим героем так же тепло, как и с самим романом, и с “Татьяной милой”:
Прости ж и ты, мой спутник странный, И ты, мой верный идеал, И ты, живой и постоянный, Хоть малый труд.
И не случайно в размышлениях об Онегине и Татьяне возникают воспоминания о той среде, с которой связывалась у поэта личность героя:
Но те, которым в дружной А та, с которой образован
Встрече Татьяны милый идеал.
Я строфы первые читал. О много, много рок отъял!
Иных уж нет, а те далече Без них Онегин дорисован.
Пушкин не сделал Онегина декабристом. И в этом нет незаконченности: возможен и такой тип дворянского интеллигента 20-х годов XIX. в.

  1. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  2. Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге....
  3. Пушкин был свидетелем крупнейших исторических событий. До самого восстания 14 декабря 1825 г. он жил почти в непрерывном ожидании “великих перемен”. Все это не могло не способствовать возникновению и усилению...
  4. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. По сравнению со стихами, язык прозы находился на более низком уровне,...
  5. “Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской...
  6. (1 вариант) Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А. С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и Екатерине...
  7. В этом разделе будет схематически очерчено поэтическое пространство “Евгения Онегина”, взятое в целом, и выделена взаимосвязь эмпирического пространства, отображенного в романе, с пространством самого текста. Время романа неоднократно подвергалось анализу...
  8. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В. Г. Белинский В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “.развивать в людях чувство изящного и...
  9. Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный и в этом смысле эпический образ-тип, погружаясь лишь в самого...
  10. “Евгений Онегин” – неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествуется...
  11. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться...
  12. “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, – утверждает М. Горький. Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как...
  13. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать...
  14. Роман А. С.Пушкина “Евгений Онегин” вызвал Многочисленные отклики современников как По мере публикации его глав, так и тогда, Когда в 1833 г. он был напечатан отдельным Изданием. Однако критики того...
  15. Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом – стихом, но в...
  16. Когда Пушкин задумал писать роман “Евгении Онегин”, у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному...
  17. Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли...
  18. Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как...

В восьмой главе Татьяна предстает перед нами в неожиданном образе неприступной светской львицы. За годы жизни в великосветском Петербурге она приобрела величие во внешнем облике и научилась правилам поведения в высшем свете. Посмотришь на нее- внешне и следа не осталось от романтичной наивной девочки, к которой когда-то так равнодушно отнесся высший свет.

Напротив, все относятся к ней с уважением. Почему же?

В ней было то, чего так не хватало светским кокеткам - простота(«Все тихо, просто было в ней»). Индивидуальность Татьяны стала ключом к ее успеху.

Обретя уверенность и повадки светской дамы, Татьяна не утратила своих лучших качеств, свойственных ей в девичестве. Об этом говорят ее честность, простота, порядочность. «Я вас люблю, к чему лукавить?» - признается она Онегину. Лгать и кокетничать в данной ситуации кажется ей бессмысленным. Заметим, что далеко не каждая женщина смогла бы сохранить верность мужу, испытывая большую любовь к другому. Это говорит о порядочности героини и возвышает ее в наших глазах.

Узнав в неприступной княгине свою давнюю знакомую, Онегин взволнован и удивлен. «Как! Из глуши степных селений…» Восклицание дает нам понять чувства, овладевшие Онегиным в ту минуту. Еще большее удивление вызвал холодный тон, которым она говорила с героем. Она встретила его так же, как и всех окружающих, будто бы и не было между ними никакого объяснения несколько лет назад. Неприступная княгиня сумела расшевелить в душе Онегина давно забытое им чувство - любовь.

Онегин ждет каждой встречи с Татьяной. «Боже! К ней! О буду, буду…»Герой «часы считает», «с трепетом к княгине входит». Онегин неловок в присутствии Татьяны. Что же еще нужно, чтобы окончательно убедиться в силе чувств, испытываемых героем?

Пушкин описывает, как день и ночь Онегин думает о Татьяне и как равнодушна с виду к нему героиня. Переживания героя глубоки. «Онегин сохнет - и едва ль уж не чахоткою страдает».

Эта ситуация очень похожа на ту, которая произошла несколько лет назад в деревне. Только в тот момент на месте светской неприступной Татьяны был Онегин, а Татьяна - наоборот была влюбленной и робела в его присутствии. Зеркальность композиции подтверждают письма героев друг другу.

Онегин, как некогда Татьяна, в письме открывает свою душу. Чувство, внезапно открывшееся герою, столь велико, что он больше не в силах сдерживать его. Письмо, написанное Онегиным, является закономерным исходом встречи Татьяны на бале. Кроме того, письмо можно назвать кульминацией проявления его чувств. Вспомним, что Татьяна в своем письме сначала обращалась к герою на «вы», затем на «ты». Онегин же обращается к неприступной княгине лишь на «вы», он также просит извинения за неудобства, возможно, причиненные письмом: «Предвижу все - вас оскорбит…»

Герой вспоминает события прошедших лет: объяснение с Татьяной, убийство Ленского. Каждой строкой, каждым словом он словно просит у Татьяны прощения за то, что когда-то отверг ее: «Боже мой! Как я ошибся, как наказан!».

Далее герой рассказывает о своем чувстве. Здесь наступает кульминация письма - перед нами полностью открывается любовь Онегина. Каждое слово дышит нежностью - «Внимать вам долго, понимать душой все ваше совершенство».

Слова Татьяны «в вашей воле меня презреньем наказать» перекликаются со словами Онегина «и слышу гневный ваш укор». Онегин пишет: «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви» Герой словно забывает о том, что Татьяна сама все это перенесла, сама мучилась от неразделенной любви.

Онегин в конце своего письма, как некогда и Татьяна, говорит: «Но так и быть», что означает полную покорность любви и судьбе. Необыкновенно сходны слова Татьяны «Судьбу мою отныне я тебе вручаю» и, словно ответ на них, признание Онегина: «Все решено: я в вашей воле и предаюсь своей судьбе».

Татьяна в своей отповеди держится спокойно, уверенно, с достоинством. Она напоминает нам Онегина в похожей ситуации. Татьяна видит, что Онегина привлекают ее знатность и богатство. Она предвидит, что их возможная связь была бы позором для нее, а ему принесла бы «соблазнительную честь». Татьяна несколько укоряет Онегина (как когда-то он ее) за неумение сдержать свое чувство.

Татьяна в своей отповеди проста и искренна, как, впрочем, и всегда. Она признается в том, что ей скучен высший свет, и она всей душой стремится в деревню, где провела детство и юность. Искренни и финальные слова Татьяны, расставившие точку в отношениях двух героев:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Глава восьмая

Глава восьмая состоит из пятидесяти одной строфы, из которых II (1–4) и XXV (1–8) не закончены, и послания, писанного со свободной схемой рифмовки и содержащего шестьдесят стихов - «Письма Онегина к Татьяне» (между XXXII и XXXIII). Структурным центром песни большинство читателей считают приход Онегина к Татьяне весной 1825 г. - десять строф, занимающих весь конец главы, за вычетом трех строф, которые формально завершают роман с прощальными словами автора к своим героям и читателям Сам же Пушкин, однако, рассматривал в качестве основной части главы последовательность из двадцати семи строф (VI–XXXII), рисующих великосветское петербургское общество (осенью 1824 г. по календарю романа), прерываемых размышлениями по поводу онегинского приезда в Петербург после трехлетнего путешествия и преображения Татьяны из провинциальной барышни в светскую даму: с 1822 г. она замужем за князем N (мы вспоминаем, что они познакомились в Москве в конце седьмой главы) Этот ряд «великосветских» строф достигает кульминации в письме Онегина, за которым следует описание одинокого зимнего прозябания Онегина с начала ноября 1824 г. до апрельских дней 1825 г., когда он мчится увидеть свою Татьяну. Всему этому замысловатому узору ситуаций и событий предпосланы шесть строф (I–VI), в которых главной героиней выступает пушкинская Муза.

Развитие тем восьмой главы

I–V: Тема этих первых строф не столь биографическая, сколь библиографическая. Пушкин вводит новую героиню, свою Музу, и повествует об отношениях с ней - о юношеском лицейском вдохновении, «благословении» Державина (в 1817 г.) {4} , буйных песнях на пирах своей молодости (1817–1820). В 1820 г. она следует за Пушкиным на Кавказ и в Крым (литературные ссылки в гл. 8, IV относятся к пушкинским романтическим поэмам «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», о которых ранее говорилось в гл. 1, LVII). В гл. 8, V она сопровождает поэта в Молдавию, где речь заходит (1–9) о третьей поэме Пушкина, «Цыганы», а в конце строфы Муза становится метафизической кузиной Татьяны, душой романа, задумчивой уездной барышней в саду у Пушкина в Псковской губернии. Мы вспоминаем, что совсем недолго она сопровождала нас в онегинский сад и «замок» в гл. 7, XV.

VI–VII: Наконец, Пушкин приводит свою Музу на светский раут в Петербург и таким образом делает переход к продолжению романа. Риторический вопрос: «Но это кто в толпе избранной / Стоит..?» (VII, 5) - приводит нас к Онегину, вновь появившемуся в романе.

VIII–XI: Вот ряд дидактических строф, из которых VIII и IX продолжают риторико-вопросительные интонации VII, 5-14 и воплощают прием двухголосья: смутные и неясные намеки на онегинские причуды, возможно притворные. Технически необходимо вызвать у читателя сочувствие к Онегину (утраченное после дуэли) и пробудить дополнительный интерес к драме, которая вот-вот развернется в этой главе. Строфы X и XI сбиваются на рассуждения об обыденном счастье среднего человека (X) и о страданиях разочарованных и бунтарских умов (XI).

XII–XIII: Переход к Онегину завершен. Здесь использован риторический оборот «вновь займуся им» (XII, 8), следующий за «профессиональным» замечанием о «Демоне», стихотворении Пушкина, в котором изображается дух скептицизма и отрицания. Эти две строфы рассказывают нам о жизни Онегина после поединка 14 января 1821 г. и до настоящего времени - осени 1824 г. Мы узнаем, что в 1821 г. ему было двадцать шесть лет и что вскоре после дуэли он отправился в длительное путешествие. (Это путешествие должно было образовать отдельную главу, но Пушкин напечатал лишь несколько отрывков в приложении к роману. Из этих отрывков мы узнаем, что Онегин между 1821 и 1824 гг. посетил Москву, Новгород, Поволжье, Кавказ, Крым и, судя по дополнительным рукописным строфам, Одессу, где в 1823–1824 гг. встретился со своим старым приятелем Пушкиным.) Нынче, в гл. 8, XIII, Онегин неожиданно оказывается на петербургском балу.

XIV–XVI, 5: Риторическое «Но вот» ведет нас к следующей сцене. Пушкин вместе со своей Музой видит княгиню N, которая входит в залу в сопровождении генерала, ее мужа (XIV, 1–4). Онегин, погруженный в горестные раздумья, не замечает ее прихода. Описывается сдержанное изящество ее манер, и следуют две «профессиональные» реплики «в сторону»: в первой (XIV, 13–14) Пушкин просит прощения у Шишкова, блюстителя чистоты русского языка, за французское выражение comme il faut; а во второй (XV, 14 - XVI, 5) он с юмором признается в своей неспособности перевести английское прилагательное «vulgar» (и намекает на возможность игры слов, связанной с именем презираемого им критика Булгарина-Вульгарина).

XVI: Риторический переход «Но обращаюсь к нашей даме» приводит к следующей сцене: Татьяна села рядом с блестящей светской красавицей, которая, впрочем, не может ее затмить. Татьянин муж перешел к группе, где стоит Онегин И только теперь Онегин издалека видит эту даму и замечает ее поразительное сходство с Татьяной.

XVII–XVIII: Тогда, обращаясь к своему старому другу и родственнику, которого не видел с 1820 г., Онегин спрашивает о даме в малиновом берете, беседующей с испанским послом. Друг этот не кто иной, как сам важный генерал князь N, который вошел в залу вместе с Татьяной. В ходе разговора (XVII, 8 - XVIII, 5) выясняется, кто такая эта дама, ныне княгиня N; так Онегин встречает Татьяну вновь.

XIX–XX: Описываются ее холодный тон и чувства.

XXI: На следующее утро Онегин получает приглашение от князя N, которое приводит его в волнение.

XXII: Онегин с трудом дождался десяти часов вечера. Продолжается тема ее холодности и его волнения.

XXVII–XXXII: «Но мой Онегин» - риторический оборот ведет к ряду размышлений и поступков, которые находят свое наивысшее выражение в любовном письме, написанном Онегиным Татьяне. Строфы XXVII–XXIX относятся к дидактико-философскому стилю, а природные метафоры, которыми насыщена XXIX, не новы и традиционны. В строфах XXX–XXXI изображается, сколь упрямо, но безрезультатно Онегин преследует Татьяну, а XXXII вводит его послание к ней словами: «Вот вам письмо его точь-в-точь», напоминающими нам авторские вступления перед письмом Татьяны и последней элегией Ленского. «Письмо Онегина к Татьяне» построено по французским литературным образцам. Кроме того, оно является своего рода зеркальным отражением письма Татьяны, написанного четыре года назад. Герои поменялись ролями. Письмо Онегина заканчивается словами, похожими на те, с которых начала свое письмо Татьяна. Теперь уж он должен подчиниться ее воле.

XXXIII, 1–4: «Ответа нет». Вот мстительный отголосок прошлых мучений Татьяны (гл. 3, XXXVI, 1–4).

XXXIII, 5 - XXXIV, 4: Еще один мимолетный взгляд на Татьяну - светскую даму сопровождается со стороны Онегина надеждой (выражение которой включает межстрофический перенос), что за внешней суровостью, возможно, скрывается боязнь разоблачения ее прошлой слабости.

XXXIV, 5 - XXXVIII: Великолепное описание отшельнической жизни Онегина зимой 1824 г. Теме хандры, о которой мы помним со времен гл. 1, XXXVIII и LIV; теме «запереться и читать», о которой шла речь в гл. 1, XLIV; и теме сочинительства, которая рассматривалась в связи с поэзией в гл. 1, VII, 1–4 и прозой в гл. 1, XLIII, 7-14, - всем этим темам первой главы сейчас придается новая жизнь, они модулируются в новой тональности. За списком авторов в строфе XXXV следует замечательная автобиографическая и «профессиональная» реплика «в сторону», - Пушкин вспоминает похвалы критиков 1824–1825 гг. и сравнивает их «мадригалы» с тем, как «нынче» (в 1830 г.) бранят его сочинения. Строфы XXXVI–XXXVII, рисующие видения Онегина, - гениальнейшие в романе.

XXXIX–XL, 1: «Дни мчались». Этот временной переход подводит нас к тому апрельскому дню 1825 г., когда Онегин в непонятной безумной спешке приезжает без приглашения в дом княгини N {5} . Межстрофический перенос великолепно повторяет такой же перенос в пассаже из главы третьей (XXXVIII–XXXIX), когда бежала Татьяна. Тот сад, тени тех листьев, та липовая аллея вскоре ретроспективно воскреснут вновь.

XL–XLI: Как в сказке, одна за другой чудом открываются двери, и также чудом Онегин находит в будуаре Татьяну, которая перечитывает его октябрьское письмо 1824 г.

XLII–XLVIII, 6: Последняя сцена между героями содержит ее монолог (XLII, 8 - XLVII), который перекликается с его проповедью в главе четвертой. Чувства Татьяны искусно передаются с помощью судорожных строчных переносов с паузами внутри строк. Татьяна заканчивает свою речь словами: «Я вас люблю…/ Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Первые шесть стихов строфы XLVIII знаменуют конец истории: Татьяна выходит из комнаты, Онегин остается один, раздается звон шпор Татьяниного мужа - и здесь Пушкин оставляет своего героя навсегда.

В XLIX Пушкин прощается с читателями, в L оставляет свой труд, а в LI вспоминает старых друзей и завершает эпилог риторическим замечанием:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.