Кали — великая черная богиня.

Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов. Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогд Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".

другая версия:

Кали изображают черной, одетой в шкуры пантеры с ожерельем из черепов. Наиболее известный среди подвигов Кали - победа над асуром -буйволом Махишей . Махиша был рожден матерью истребленных богами асуров Дити для того, чтобы отомстить богам. Буйвол чудовищной силы напал на царство Индры , подчинил богов и стад господствовать над миром.
Тогда боги отправились к трем величайшим божествам —Брахме , Вишну и Шиве—и рассказали о своей участи. Разгневанные три бога выпустили из своих уст облако, из которого возникла богиня Кали. Получив от богов оружие и воссев на льва , тысячерукая богиня отправилась на битву. В тяжелом поединке с Махишей. Кали вскочила на гигантского буйвола и пригвоздила противника копьем к земле. Сказания говорят, что сражаясь с демонами, богиня выпивает кровь своих жертв и пожирает их тела.

Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца , Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы .

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического , вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

«Кали ма хранит нас…» Многим запомнились мрачные песнопения фанатиков в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы», где главный герой сталкивается со злобными приверженцами культа богини Кали, требующей кровавых человеческих жертв. Великолепный сам по себе фильм сделал образу богини очень плохую «рекламу». А между тем, на самом деле все совсем не так однозначно, как это изобразил Голливуд.

Явление Кали

Поклонение богине-матери, как источнику жизни и плодородия имеет доисторические корни, но трансформация этого поклонения в образ великой богини и олицетворение космических сил состоялись примерно в пятом-шестом веке, с появлением священного текста шактизма «Деви-махатмья» , когда была предпринята попытка объединения ведийского мужского пантеона и женского культа.

Кали проявляется как эманация «силового» образа «непобедимой» и «недосягаемой» богини Дурги , победительницы демонов, в битве «божественных» и «анти-божественных» сил. Согласно легенде, злобный демон, асура Махиша, силой и хитростью захватил власть над миром. Боги совместными усилиями создали непобедимую воительницу, объединившую в себе пламя , мощь , силу Индры и боевые способности множества других небожителей.

С диким воинственным кличем ринулась она в битву, уничтожая тысячи врагов. Из ее дыхания возникали целые армии, тоже бросающиеся в атаку на демонов. Рушились горы, кровь лилась рекой, само небо почернело от ужаса. Сокрушила богиня-воительница Махишу и, пригвоздив к земле, отрубила ему голову мечом.

Но была она настолько опьянена и отравлена кровью и схваткой, что не могла остановиться, начав разрушать все, что ее окружало. А потом, празднуя победу, Кали пустилась в бешеный пляс , сотрясая весь мир и угрожая его разрушить.

Тогда Шива обернулся плачущим ребенком, и возлег перед ней на поле боя, усыпанном трупами (по другому варианту - просто упал перед ней на землю, и она в танце на него наступила). Обманутая его иллюзиями, Кали остановилась и высунула язык от удивления, а потом принялась успокаивать и кормить младенца грудью. А вечером, чтобы умилостивить богиню, Шива исполнил танец творения («тандава»), и восхищенная Кали со своей свитой к нему присоединилась.

«На лицо ужасная, добрая внутри?»

Эта уникальная богиня имеет, пожалуй, самый ужасающий вид среди всего сонма богов. Она изображается как четырехрукая худая женщина с черной или синей кожей , обычно обнаженная или полуодетая в шкуру пантеры. В одной руке Кали держит меч, в другой - голову убитого ей демона, двумя остальными она благословляет своих последователей и делает жест, прогоняющий страх. В качестве серег у нее два мертвых тела, на груди - ожерелье из черепов, пояс сделан из отрубленных человеческих рук. Ее язык высунут изо рта, глаза сверкают кроваво-красным огнем, лицо и тело залиты кровью. Одной ногой она попирает тело своего мужа, Шивы.

Этот грозный образ подробно описан во многих древних и современных текстах. Однако, несмотря на то, что он наполнен, казалось бы, исключительно символами смерти, страха и уничтожения, первое впечатление неполно и неправильно - все эти символы, включая и само ее имя («кали» на санскрите означает «черная» ) имеют гораздо более глубокий смысл, а чаще всего - множество разных смыслов.

Кстати, у Кали много других имен и прозвищ: «излучающая ярость», «одетая в гирлянду из черепов», «космический гнев»… Но те самые же люди называют Кали «океан радости», «верховный даритель радости в мире», «высочайшая божественная милость и очарование», помня о том, что она защищает их от зла и дарит материнскую любовь, нежность и заботу.

Неисчерпаемый и непревзойденный символизм

Чернота Кали символизирует ее всеохватность и комплексный характер, поскольку черный цвет является основой для всех остальных, поглощает и растворяет их. «Подобно тому, как все цвета исчезают в черном, все имена и формы исчезают в ней» («Маханирвана-тантра»). С другой стороны, чернота представляет собой полное отсутствие цвета, опять же, обозначающее содержание Кали как высшей реальности. На санскрите это называется «ниргуна» - качества, не поддающиеся спецификации.

Черный цвет означает незамутненное состояние чистого сознания, бесконечность космоса и вечность времени. Он же символизирует превосходство Кали над всем сущим , в том числе и над царством смерти. Поэт пишет, что Кали воспринимается черной только с большого расстояния и сравнивает ее с небом или океаном - они имеют, казалось бы, голубой цвет, но вглядитесь в небо пристально или возьмите воду в ладонь - и вы убедитесь, что они вообще не имеют цвета.

Нагота Кали имеет аналогичное значение. Во многих случаях она описывается как одетая в небо или в пространство . В своей абсолютной, первозданной наготе Кали свободна ото всех иллюзорных покрывал. Она представляет собой природу, материю («пракрити» на санскрите), рассматриваемую в ее истинном виде, безо всяких мистификаций, ложных эффектов, искаженного сознания («майя»). Кали символизирует яркий огонь истин , который не могут быть сокрыты под грубыми одеждами невежества. Такие истины просто сжигают их.

Образ, сравнимый с целой Вселенной

Полная грудь Кали символизирует материнство как непрерывный акт творения , растрепанные волосы образуют завесу иллюзии, ткани пространства-времени, которая организует материю из морской пены первозданного хаоса. Ее ожерелье из пятидесяти человеческих голов - череда человеческих воплощений, а каждая из этих голов представляет собой одну из пятидесяти букв санскритского алфавита, что в целом символизирует кладезь знаний и мудрости.

Она носит пояс из отрубленных человеческих рук , которые являются основными инструментами человеческого труда - таким образом обозначается действие кармы. Но обязательность кармы можно преодолеть и разорвать в одностороннем порядке - через преданность Кали: она может вырвать посвященных ей из цикла кармы.

Ее белые зубы являются символом чистоты , а высунутый красный язык отражает то, что она принимает и потребляет все вещи, в том числе и те, что считаются обществом «запретными».

Четыре руки богини представляют полный круг созидания и разрушения, который содержится внутри нее, четыре стороны света, четыре основных чакры, а также как созидающие, так и разрушающие ритмы космоса. Ее правые руки, делая знаки благословения и изгнания страха, представляют творческий аспект Кали, в то время как левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, представляют ее разрушительный аспект .

Сами же эти предметы, меч и голова, символизируют уничтожение невежества и рассвет знаний. Кроме того, этот меч знаний рубит узлы невежества и разрушает «ложное сознание» (отрубленная голова). Этим же мечом Кали открывает врата свободы, срезав восемь уз, которые связывают человеческие существа.

Наконец, три ее глаза представляют собой Солнце, Луну и огонь (или молнию) , а также творение, сохранение и разрушение. С их помощью Кали имеет возможность наблюдать за тремя периодами времени: прошлым, настоящим и будущим . Этот атрибут объясняет также истинное, скрытое происхождение имени Кали: оно является женской формой слова «кала» - санскритский термин для обозначения времени.

Мужское, женское и творческое начало

Образ Шивы, лежащего под ногами Кали, символизирует не только превосходство духовного аспекта бытия над физическим , но и пассивный мужской потенциал творения. Кали, его супруга, является также и его «шакти» (это слово имеет множество значений, в т.ч. «мощь», «сила», божественная энергия и др.) - т.е. женским началом творения, заряжающим силу мужского божества.

Другое имя шакти Шивы - Дэви, от корня «див», что означает «блеск». Потому эту богиню именуют «сияющая». Шакти выражает животворящую силу Вселенной и отражается в самом имени Шивы: в отсутствии шакти Шива становится просто «шва», что в переводе с санскрита означает «труп». Таким образом, предполагается, что без своей шакти Шива бессилен, инертен или просто мертв .

Образ Кали наиболее подходит для отображения идеи мира как игры богов. Спонтанные, головокружительные творческие рефлексы переданы в ее диком внешнем виде. Поскольку Кали отождествляется с феноменальным миром, она представляет собой картину этого мира, который имеет эфемерный и непредсказуемый характер.

Ее бешеные пляски, растрепанные волосы и жуткий вой - это намек на наш мир , который с тряской и грохотом уносится в бесконечность, неподвластный контролю со стороны людей. Все сущее создается и уничтожается в диком танце Кали , а человек должен осознать, что он только приглашен принять временное посильное участие в этом бешеном танце жизни и смерти в исполнении вечной матери–природы.

С учетом всего сказанного понятно, что черная богиня считается источником вдохновения для всех творческих людей, и в первую очередь - поэтов, которых она считает своими любимцами и избранниками .

«Возлюби меня всем сердцем…»

А для простых, обыкновенных людей более всего важны ее человеческие и материнские качества . В человеческих взаимоотношениях чувства между матерью и ребенком, как правило, считаются наиболее чистыми и сильными. Точно также, любовь между матерью-богиней Кали и ее человеческим потомством отличается особой силой и нежностью.

Однако, поклоняясь Кали, люди никогда не забывают и о ее демонической, пугающей сущности. Они не искажают природы богини и истин, сокрытых в ней. Они постоянно упоминают об этом в молитвах и песнопениях, но это их нисколько не отталкивает.

Кали может быть пугающей и совершенно безумной потенциальной разрушительницей мира , но ведь она и мать всего сущего . И как таковую, дети должны принимать ее всегда - иногда с изумлением и трепетом, но все-таки принимать. Душа, которая поклоняется богине, всегда остается маленьким ребенком, а душа, которая становится ребенком, находит в богине мать.

В медитации перед святыми дарами выражена восхитительная уверенность: «Дитя мое, тебе не нужно много знать, чтобы угодить мне. Только люби меня всем сердцем. Говори со мной так, как ты хотел бы поговорить со своей матерью, если бы она взяла тебя на руки…»

Образ Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить , отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании. Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.

Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания - значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.

Принять свою смертность - это и есть стать свободным , научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.

Культ Кали

Почитание Кали в Индии велико и повсеместно, но особенно сильно в Бенгалии . Главный храм Кали, Калигхата (в английском произношении - Калькутта) и дал название столице целого штата. Второй по величине храм расположен в Дакшинешваре.

Во время ритуала поклонения богине следует пить вино и священную воду, наносить , преподносить изображениям богини в подарок красные цветы и возжигать свечи. Дальше следует чтение молитв, после чего можно, наконец, приступать к поеданию жертвенных подношений.

Праздник этот отмечается в начале сентября . Особенно массовое и восторженное почитание богини, как считают историки, наблюдалось в период султанатов XIII - XIV веков. Что же до фанатиков, посвятивших себя служению Кали в качестве богини смерти и разрушения - да, такие, именуемые «тугами», действительно тоже были в средневековой Индии. Грабили, убивали, совершали ритуальные жертвоприношения. Более того, число их жертв было столь велико, что слово «туг» приобрело нарицательное значение и даже вошло в английский язык со смыслом «убийца-головорез». И все-таки, эта часть истории - лишь одна из ипостасей многоликой Черной богини.

Как величайшая сила времени энергия Кали создает различные Юги или эры существования мира, которые человечество проходит в процессе длинных циклов космической эволюции.

Кали – Богиня вечности, наблюдающая за всеми нашими изменениями и способствующая тем, кто помогает нашему духовному росту.

Говоря конкретнее, Кали – это Юга-Шакти или та энергия, сила времени, которая переносит человечество из одной мировой эпохи в другую. Она занята тем, что поддерживает духовную энергию планеты как в светлые, так и в темные эпохи.

Темная Богиня – это не просто индуистское божество, это универсальная, мировая форма Матери, которая является истинным управляющим этого мира. Пробуждение и обращение к Богине, которое происходит сегодня на глобальном уровне, это, говоря с точки зрения йоги, пробуждение энергии Кали.

Богиня-Мать как темная, мистическая и трансцендентная Деви (богиня – пер. с санскрита) держит ключ к истинной силе и настоящему мироздания во всех своих проявлениях. Кали снова входит в человеческую среду и в сферу Земли, чтобы творить магию и вызывать чувство страха и почтения.

Богиня вызывает все изменения на планете, пробуждая Шакти (энергию) планеты и стимулируя не только индивидуальное, но более глобальное общепланетное сознание. Современные природные и иные катастрофы, которые в настоящее время случаются повсюду на планете, являются проявлением, указанием на изменяющую все силу Кали, подталкивающую человечество к тому, чтобы порвать с вызывающими рознь верованиями и покончить с нашей разрушительной деятельностью, которая уже угрожает всему живому на планете.

Пока мы не совершим эти имеющие решающее значение внутренние изменения и не покончим с нашими разрушительными отношениями и поступками, мы будем сталкиваться с всемирным гневом Кали на глобальном уровне, а угроза вселенской катастрофы с течением времени будет только нарастать, до тех пор мы будем стоять перед выбором: или радикально изменить свою жизнь, или исчезнуть с лица земли как вид. Чтобы принять вызов Матери Кали, мы должны внутренне измениться и оставить свои попытки контролировать внешний мир, направив свои усилия, в первую очередь, на понимание самих себя.

В настоящее время наша цивилизация не оказывает должного почтения Деватам, космическим силам Богов и Богинь, олицетворяющим священные силы природы, от которых зависит благополучие нашего существования. Интеллектуалы и ученые принижают значение Божеств, по милости которых мы способны функционировать, и подменяют их значение заблуждениями философии, политики или антропологии, которые по сути являются лишь отражением обычного человеческого поведения, не несущего ничего священного. Религии, прикрываясь именем Господа, отдаются политике и стремятся утвердить свое вероучение в качестве доминирующего в мире, вместо того, чтобы распространять послание, знание о любви, единстве, о милости Матери, а также о возможности самореализации.

Между тем, даже основная масса тех, кто пытается практиковать Тантру, принизили ее статус до чего-то чуть большего, чем черная магия, и используют духовный мир для достижения своих собственных материальных целей и целей своей клиентуры, которая платит за это. Такое впечатление, что эксплуатация в коммерческих целях и само-продвижение «обложили» саму суть йогической традиции по всем фронтам.

Истинная Дхарма, естественные и универсальные принципы, лишь в незначительной степени присутствуют и в тех, кто пытаются спасать планету. Мы видим большое число раздраженных «сердитых» активистов, которые ищут возможность возложить вину за мировые проблемы на кого-нибудь еще, орущих и проклинающих других, вместо того, чтобы стать по-настоящему любящими мир помощниками, цель которых – объединить нас для достижения большего блага для всех.

Мы продолжаем разделять человечество во имя религии и политики, борясь друг с другом, в то время как повсеместно мы продолжаем опустошать планету, разграбляя ее ресурсы и загрязняя ее земли, воду и воздух.

Для того чтобы перевести нашу планету в новую, духовную эру, в новую мировую эпоху сознания более высокого уровня мы должны обрести Шакти или способность сделать это. Нам необходима сила, знание, искренность и милость высших сил. Мы не можем самостоятельно подняться над нашими человеческими, социальными и психологическими проблемами, потому что наше поведение и состояние сознания существуют только в этих пределах. Для того чтобы это случилось, мы должны смиренно искать милости Матери, особенно в таком ее аспекте как Кали, Матери как управляющей всем временем и изменениями.

Нам необходима новая энергия, Шакти, чтобы совершить необходимые глобальные изменения, новый посыл, импульс духовной силы от Богини-Матери. Для того чтобы это произошло мы должны, прежде всего, принять Шакти в самих себя, в наши собственные умы и сердца, и научиться жить в согласии с ее ритмами и трансформирующими вибрациями, позволяя ей очищать и изменять нашу собственную, в первую очередь, психологическую природу.

Сила Божественной женственности необходима также для того, чтобы способствовать новому рождению более высокого сознания в мире, на уровне не только отдельных индивидуумов, но и всей планеты. Мы должны признать Богиню во всех ее формах, из которых ее изменчивое проявление как Матери Кали, возможно, является важнейшим. Милость женского начала, мягкость и доброта необходимы нам, чтобы облегчить боль и гнев, сжигающие нас изнутри, огонь которых на протяжении многих поколений поддерживается жадностью, тщеславием и невежеством.

Нам необходимо подняться над превратностями человеческих страстей и потребностей, открыв наши сердца животворной силе Шакти Кали. Мать Кали стремится к тому, чтобы мы смогли в полной мере пережить и прочувствовать ее энергию, так как это сделает наши жизни значимыми для прогресса наших душ. Мы можем почувствовать ее мистическую силу, снова в полной мере проявляющуюся в эту неустроенную, переходную эпоху. Она терпеливо ищет тех, кто может нести ее милостивую волю.

Для того чтобы истинное обновление пришло, все старое должно уйти. Это и есть работа энергии Кали или силы времени. Но это не просто какой-то внешний фактор разрушения зла в людях посредством добра. В настоящее время мы преимущественно живем в «серой зоне», где чистота сердца практически не встречается, не существует. Между тем, ни одна душа по своей сути не является злом; добрая суть может быть воскрешена в ней, если мы сделаем это в правильное время при подходящих обстоятельствах. Мы должны избавиться от слабости, осуждений, жалости и ограниченности внутри нас самих.

Негативные силы (Асуры, демоны) в настоящее время имеют преимущество, но часто самое темное время ночи наступает как раз перед рассветом, а все негативное должно проявиться внешне прежде, чем можно будет избавиться от него полностью. Не существует такой небожественной силы или власти, которой бы Мать Кали не смогла найти противовес, не смогла бы поглотить и растворить в высшем мире.

В наше время хаоса и раздоров высшая божественная сила должна почитаться. Мы должны в своем видении подняться над уровнем нашего текущего исторического положения на уровень космических сил. Неотвратимые экологические изменения, которые уже имеют место, предназначены для того, чтобы мы могли найти прибежище у этих благожелательных и всесильных космических форм, чтобы заставить нас признать собственную зависимость от высшей вселенной и ее божественной сущности. Присутствие Деваты, высшей божественной силы, будет снова проявлено как всплеск милостивых энергий, которые принесут человечеству и всей Земле мирное существование.

Мать Кали – это высшее проявление силы, которое стоит за всеми духовными и йогическими движениями. Махадеви Кали это Юга Шакти, энергия этой эпохи, которая провозглашает новое йога-движение, пробуждающее силу Шакти. Ее роль уже была явлена ранее в эту эру великими пророками и учителями. Такими, как Рамакришна, Йогананда, Ауробиндо, Анандамайи Ма и многими другими, которые совершали свои деяния благодаря силе Богини-Матери.

Существует острая потребность в новых аватарах и формах энергии Кали, в возрождении поклонения ей и в новом, еще большем потоке ее милости. Кали держит ключ от нашего будущего как вида и от судеб наших душ. Мать Кали обладает властью поднять человечество на новый уровень развития, но для начала мы должны открыть ее как Всемирную Мать, покоящуюся в огне духовного сердца внутри нас.

Нам следует принять очищающий огонь Кали, чтобы она могла поднять нас на новый уровень просвещенности, который только и поможет решить наши личные и глобальные проблемы. Те, кто могут вынести испытание огнем Кали и нести его, могут принести новое знание в мир. Они откроют видение будущего, которое заключается в гармонии с вечной истиной и вселенской гармонии.

Перевод с английского:
Шанти Натхини (Мария Николаева)

"Кали - освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная Разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она - чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма"

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Такая трактовка является в корне неверной, ибо сущность Кали - благость, а не жестокость или насилие.

Изображается в виде худой четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.
Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Её темно-синий цвет - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.
Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.
Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.
Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота - не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали - недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.
Кали - многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.
На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

Богиня Кали может сказать о себе; «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог»
Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук для оного, по его же прошению в форме письма или по устной молитве.

В "Дэви-Бхагавата-пуране" есть история о воплощении Кали. Однажды два данава (демона), Шумбха и Нишумбха, наложили на себя суровую епитимью, чтобы ублажить Брахму-Творца, и за это получили от него "неуязвимость от любого мужа". Добившись этой способности, они стали, как они думали, совершенно непобедимыми и принялись покорять три мира: бхулоку (землю), бхуварлоку (астральный план) и сваргалоку (небесный план, обитель богов и полубогов). Они изгнали из сваргалоки всех богов и полубогов. Зная, что никакая мужская энергия не способна укротить эти демонические силы, боги и полубоги, включая Брахму-Творца, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя, собрались на берегу реки Ганги и обратились к Божественной Матери.

Услышав их молитвы. Божественная Мать возрадовалась и отправила на помощь богам свою шакти. Мать Гаури. Мать Гаури предстала перед богами и выслушала их рассказ о могуществе Шумбхи и Нишумбхи. Затем она приняла свирепый облик Кали и уничтожила злобную силу Шумбхи и Нишумбхи, а также двух их полководцев - Чанды и Мунды. Таким образом, Кали есть Мать Гаури, супруга бога Шивы. Шиву в его разрушительном аспекте называют Махакалой, а Божественную Мать Гаури - Кали или Махакали.

Санскритское слово кала означает, с одной стороны, "смерть", а с другой - "время". В феноменальном мире все ограничено временем. В надлежащий срок шакти любого существа покидает его, и это существо умирает. Иными словами, смерть представляет собой завершение срока существования жизненной силы (праны). Материя не возникает и не гибнет, она просто изменяет свою форму. По этой причине смерть являет собой изменение или превращение. Кали является богиней таких изменений, которые совершенно необходимы для обновления энергии (жизненной силы) и духовного развития.Кали - госпожа времени. Без её пульсирующей энергии как Пракрити, всё существование недвижимо и подобно мертвецу, ибо Кали является как создательницей, так и хранительницей вечного цикличного порядка времени.

Привязанность к материальной форме (физическому телу) вызывает страх перед смертью. Это основополагающий страх, корни которого кроются в стволе головного мозга, примитивном мозге; такой страх является основным препятствием на пути к духовному развитию. Шумбха и Нишумбха представляют собой демонические силы привязанности, угрожающие нашим духовным помощникам и изгоняющие их из возвышенной обители.

Конец такой угрозе может положить призывание Кали на помощь этим духовным силам. В своем свирепом аспекте она усмиряет демонические силы ложных привязанностей - Шумбху и Нишумбху, Чанду и Мунду.

Садхак должен лицом к лицу встретиться со своими собственными Шумбхой и Нишумбхой и преодолеть тиски страха перед смертью, призывая Кали. Богиня Кали уничтожает такой страх и открывает двери к познанию-постижению (махавидье) вечности. Кали представляет собой махавидью , избавляющую от авидьи (неведения), которая заставляет человека бояться смерти.

Кали является первой махавидьей. Другое ее имя: Адья (перворожденная), Ади Махавидья. Часто указывают, что все остальные произошли от нее.


Подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь - в толщу воды, или светила - в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали (Нирвана-тантра)

Богиня Кали - Высшая Богиня,Ночь Вечности, Пожирательница времени (Маханирвана-тантра)

Она изначальная всепроникающая сила, источник и конечное прибежище всего, что только существует. «Я Кали, Изначальная Созидающая Сила» - так свидетельствует о себе самой Великая Мать в Шакти-сангама-тантре.

В текстах описывается, что почитание, ритуальные поклонения, садханы Кали - это растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Именно она, если бесстрашно встретиться с ней лицом к лицу в медитации, дает садхане огромную силу и высшее освобождение.


Нетерпимая ко всякому несовершенству, она не церемонится по отношению ко всему, что в человеке упорствует на своем.

Сурова ко всему, что упрямо в своем несовершенстве и темности.

Ее ярость мгновенна и страшна в отношении вероломства, лживости и злоумышлений. Носители злой воли разом повергаются ударом ее плети. Она не выносит безразличия, небрежности и лени в работе. И при необходимости, она подгоняет копуш и засонь хлестким ударом, отдающимся острой болью.

Импульсы быстрые, прямые, четкие. Действия откровенные и абсолютные по натуре. Ее дух неудержим, ее видение и воля высоки и далеки, как полет орла.

Ее ноги быстры на восходящем пути. Ее руки готовы наносить удары и защищать, ибо она тоже Мать.

Ее любовь столь же сильна как и ее ярость, а ее доброта глубока и страстна...

Если гнев ее ужасен врагам, а мощь ее давления болезненна для слабых и робких, зато она любима и почитаема великими, сильными и благородными.

Ибо они чувствуют, что ее удары перековывают все бунтарское в них самих в силу и совершенство истины, выпрямляя все кривое и извращенное, изгоняя все нечистое и имеющее изъяны. Столетиями могло длиться то, что она свершает за один день...

Благодаря ее милости, огню, страсти и быстроте, великие свершения могут быть совершены прямо сейчас, а не в неопределенном будущем...

Её темно-синий цвет - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Он поглощает в себе все прочие цвета, то есть Кали поглощает и содержит в себе все мыслимые формы и проявления Бога - от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Так же черный означает полное отсутствие цвета, что есть Ниргуна (отсутствие характеристик) природа Кали.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскрита.

Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему

«У нее четыре руки». Они символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею.Одна из рук дарует милость и процветание; другая - бесстрашие. Она в руках держит меч и обрубленную голову, олицетворяющие разрушительные аспекты. Меч - это меч знания или бескорыстной садханы, разрушающей узлы неведения и ложное сознание. Этим мечем Кали открывает ворота свободы. Отрубленная голова - это ложное сознание. Так же голова, истекающая кровью, означает истечение гуны раджаса, что полностью очищает адепта, который наполняется саттвичными качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык и острые клыки так же означают победу над той же силой раджаса.

Пояс из отсеченных рук говорит о разрушении кармы садхака. Руки - это деяния, поступки - карма. Закабаляющее воздействие этой кармы превосходятся, отсекаются садханой.

Жилище Кали, место кремаций, там где происходит растворения 5 элементов (панча махабхута). Она обитает в месте, где происходит трансформация и растворение.

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю. Эта сила наполняет собой Вселенную как энергия преобразования. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожения, вызывает одновременно любовь и ужас.

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Кали, пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем. В этой форме её называют Ракти-Кали (Красная Кали), пульсация сердца. Кали - сила жизни, которая принадлежит не нам, а Божественной Матери. Эта энергия жизни вызывает также и смерть, когда уходит в тонкие миры. Кали - сила действия или преобразования. Всё, что она выполняет - не простое внешнее действие - она выполняет духовную работу по возрождению чистого сознания.

Таким образом, Кали несет знание о изначальной силе, о Ниргуне, о непостоянстве. Кали - это шакти Калы, или трансцендентного могущества Времени; она - воплощение власти времени мира и является первичным эволюционным принципом.

Биджа-мантра Кали - КРИМ:

Р- Абсолют

И- Трансцендентная сила иллюзии

М- Изначальный звук

Мантра Кали: ОМ КАМ КАЛИКА НАМАХ


Поклоняюсь первозданной Кали: её члены подобны темным дождевым тучам, у нее три глаза, она облачена в малиновые одежды. Поднятые руки Кали благославляют меня и освобождают от страха. Она сидит на красном лотосе и улыбается Махакале, танцующему перед ней. (Маханирвана-тантра)

Мантра Кали из 22 слогов:

КРИМ КРИМ КРИМ ХУМ ХУМ ХРИМ ХРИМ ДАКШИНЕ КАЛИКЕ КРИМ КРИМ КРИМ ХУМ ХУМ ХРИМ ХРИМ СВАХА