Конспект по литературному чтению В. Бианки "По следам"

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.

Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!

Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.

Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.

Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!

Отец у окошка сапоги валяные подшивает.

Тять, а тять!

Чего тебе?

Дозволь в лес: куропачей пострелять!

Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!

Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.

Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!

Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…

Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.

Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.

Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.

Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.

То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!

А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.

Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.

Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.

Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.

Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?

Поел. Вышел на крыльцо.

Темь непроглядная.

Прислушался - ничего не слыхать.

Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?

Воууу-уу!..

Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:

Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!

Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!

Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.

Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»

Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.

Вуу-ооуууу!..

Лесник остановился; выстрелил ещё.

Нет ответа. Только волки.

Плохое дело!

Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.

Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.

Прошёл лесник ещё вперёд и стал.

Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.

Тишь такая - прямо ушам больно.

Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.

Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.

Стрелял, кричал. Никто не отвечает.

И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.

Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.

Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.

Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?

Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.

Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!

Круг, значит, дал в темноте по лесу.

На дворе ещё раз выстрелил.

Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.

Пропал парнишка!

Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.

Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.

Мутный забелел свет за окошком.

Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.

Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.

Вышел на двор - светло. Снег блестит.

Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.

Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»

Приладил лыжи и побежал по следу.

Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.

Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.

А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.

Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.

Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.

Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.

Тут зверька с земли поднял.

Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.

Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.

«Меткий парнишка!» - думает лесник.

Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.

Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.

На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.

Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.

Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.

Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.

Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.

Привёл след к кусту - и стоп!

Что за леший?

Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.

Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!

Колесит по кустам, гонит зверя.

Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?

Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!

Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!

Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.

А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.

Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?

Ходу! Ходу!

Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.

А снег гуще, гуще.

Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.

Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.

Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено… На оба колена парнишка в снег упал…

А что там впереди торчит?

Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился…

И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.

Волки! Настигли, проклятые!

Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.

Глянул: бердана лежит Егоркина.

Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела…

Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!

Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.

Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.

За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько…

Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.

Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.

В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»

Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

Егорушка! - простонал лесник.

Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся… На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.

Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:

Тять, бердану мою подбери, бердану…

В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.

Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.

Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!

Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?

А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?

Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.

Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.

Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.

За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

Урок литературного чтения

В.Бианки «По следам»

3 класс

Тема: В.Бианки «По следам»

Цели: I Познавательные цели:

  1. продолжать работу по формированию правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
  2. совершенствовать умение составлять цитатный план;
  3. учить размышлять и делать открытия по прочитанному

произведению.

II Развивающие цели:

  1. развивать наблюдательность при работе с художественным словом;
  2. способствовать развитию умения находить эмоционально – выразительные средства в художественном произведении;
  3. обогащать словарный запас учащихся.

III Воспитательные цели:

1) воспитывать любовь к родной природе;

2) воспитывать чувство сопереживания, доброты и любви к людям.

Ход урока

I. Орг. момент

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

II. Проверка домашнего задания

а) В каком из трёх прочитанных на прошлом уроке стихотворений передаётся ощущение движения?

Б.Пастернак. «Первый снег» (Чтение)

б) В каком стихотворении поэту удалось по-детски почувствовать и передать ощущение праздника?

А.Башлачев. «Рождественская» (Чтение)

В) К какому стихотворению вы сделали иллюстрации?

Прочитайте стихотворение Давида Самойлова.

Рассматривание детских рисунков к стихотворению Д. Самойлова. Краткий анализ.

III. Cообщение темы урока

Мы читали с вами стихотворения о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес?

IV. Актуализация знаний

Портрет писателя.

О чем пишет В.Бианки?

Какие его произведения вы читали?

Выставка книг.

Чему учат книги В.В.Бианки? (Знать и любить природу).

Откройте учебник на с.66.

Как называется произведение?

Рассмотрите иллюстрации. Кто его герои?

Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

1)В стороне на снегу крестики тонких пальцев. (Птицы)

2) Кругом петли-дорожки (Мышь)

3) Вот кто-то по насту прыгал. Задние ноги у зверя длинные – следок от них тоже длинный. А передние ноги короткие, маленькие, - следок от них точечками. (Белка)

4) А эти следы густо натропили: тут у них и петли, и прыжки. (Зайцы)

5) Что за диковина? Невелика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди. (Барсук)

6) Машистые, словно собачьи следы.» (Волки)

Понравилась ли вам лесная прогулка?

А сейчас мы узнаем, по чьим же следам и зачем отправятся герои

Рассказа В.Бианки.

V. Первичное чтение и анализ частей

а) Чтение 1-й части (про себя)

Почему Егорке стало скучно?

Где живут Егорка и папа? Почему?

Чем заинтересовали мальчика неизвестные следы? Что он решил? Докажите словами из текста.

Что еще узнали о Егорке и его отце?

Какие у них были взаимоотношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоился о его безопасности).

Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения:

стадо куропачей (стая куропаток);

Сапоги валеные (валенки);

Без дела валандался (бездельничал);

охота пуще неволи (очень желать чего-то);

фузЕя, бердана (прочитайте в тексте).

Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

(«Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя».

«Охота пуще неволи»).

б) Чтение 2-й части.

Прочитайте текст второй части про себя и подготовьте вопросы к этой части.

Когда лесник заволновался, что сына нет дома?

Какие слова и выражения доказывают, что отец беспокоится и ждёт сына?

Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?

Отчего вздрогнул лесник?

Почему отец поспешил в лес?

Вопросы и задания учителя:

Найдите слова – действия отца.

Отложил, пошел починять, кончил стучать, зашел, поправил, зажег, вынул,

Поел, вышел, прислушался, вздрогнул, заскочил, выбежал, вскинул, слушает, сорвался, подвязал.

(Нарастает напряжение, волнение).

Как озаглавите эту часть?

(«… Не иначе на Егоркин след напали звери».)

А у вас напряжение и волнение возросло? Вы волнуетесь за Егорку?

Давайте отдохнем.

Физкультминутка

(поморгать глазами)

(посмотреть в окно)

(посмотреть влево – вправо)

(посмотреть вверх)

(посмотреть вниз)

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

в) Чтение 3-й части вслух без комментариев.

О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына.)

Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется? (Тихо. Темно.)

Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?

Озаглавьте эту часть.

(«Пропал парнишка!»)

д) Чтение 4-ой части. (Чтение с комментированием).

После 1 – го предложения:

Как можно сказать по-другому? (Начало рассветать).

После 2–го абзаца:

Почему так изменился лесник?

«Приладил лыжи и побежал по следу.»

Зачем отправился лесник в лес?

«Читает по снегу, как по книге»

«Мышковали тут…»

Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?

«А передние ноги короткие…»

А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки.)

Что такое наст? (Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).

«На поляне Егорка…»

Что это за малики?

Пыж , кусок войлока, кожи, картона, которым в охотничьем ружей отделяют порох от дроби или пули.

Вопросы и задания после чтения:

Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына? (Тревогу, надежду, гордость за сына.)

Повторите путь лесника, по каким следам он шел. (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, следы куропаток, обгорелый пыж.)

Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

Озаглавьте 4-ю часть.

(«Эх, лихой рос охотник…»)

Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?

Е) Чтение 5-й части. (Читает учитель).

Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.

Кто такой подранок? (Раненный охотником зверь).

Почему эта часть кончается двумя словами: «Ходу! Ходу!»

Озаглавьте её.

«Ходу! Ходу!»

VI. Итог урока

Что особенно взволновало вас в рассказе?

Вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?

Рассказ В. Бианки называется «По следам». Что мы узнали из прочитанных частей? (Кто шёл по следам, почему. Но ещё не узнали, куда приведут следы.)

Дом. задание:

  1. Дочитать рассказ, озаглавить части.
  2. Ответить на вопросы после текста.

М, "С-ИНФО"."БАЛЛАС", 1994 г.

В аудио сборник "По следам +" вошли следующие произведения из школьной программы 3-го класса: Александр Башлачёв стихотворение "Рождественская"; Валентин Берестов стихотворения "Сказка" и "Прощание с другом"; Виталий Бианки рассказы "По следам" и "Неслышимка", Иосиф Бродский "Вечером"; Иосиф Дик стихотворение "Красные яблоки"; Юрий Ким рассказ "Летучий ковер"; Юрий Коваль рассказ "Капитан Клюквин"; Юрий Коринец стихотворения "Белая ночь" и "Последнее яблоко", рассказы "Подарки под подушкой" и "Ханг и Чанг"; Осип Мандельштам стихотворения "Калоша" и "Рояль", Юнна Мориц стихотворения "Малиновая кошка", "Любимый пони", "Пони"; Булат Окуджава стихотворение " Весна", Давид Самойлов стихотворение "Город зимний", Генрих Сапгир стихотворения "Лягушонок и мышонок", "Лесной разговор", "Леса-чудеса" и "Морская собака"; Саша Черный "Зелёные стихи".

Аудио стихотворение для детей младшего школьного возраста Александра Башлачёва "Рождественская", 1984 год. "Крутит ветер фонари/ На реке Фонтанке./ Спите, дети... До зари/ С вами - добрый ангел. Начинает колдовство/ Домовой-проказник./ Завтра будет Рождество,/ Завтра будет праздник. Ляжет ласковый снежок/ На дыру-прореху./ То-то будет...

Аудио стихотворение Валентина Берестова, "Прощание с другом" (о еже). "Он сбежал у меня на глазах./ Я его провожаю в слезах./ Мы с ежом замечательно жили,/ Уважали друг дружку, дружили,/ Позволял он потрогать брюшко./ Он с ладошки лизал молоко./ У него была милая рожица./ Не любил он колоться и ёжиться./ Но открытой/ Оставили дверь,/ И...

Аудио стихотворение Валентина Берестова "Сказка", посвященное Корнею Ивановичу Чуковскому. "Недаром дети любят сказку./ Ведь сказка тем и хороша,/ Что в ней счастливую развязку/ Уже предчувствует душа. И на любые испытанья/ Согласны храбрые сердца/ В нетерпеливом ожиданье/ Благополучного конца." Можете прочитать, прослушать онлайн или...

Аудио рассказ для детей младшего школьного возраста "Неслышимка". "...Внучка нередко сопровождала меня на прогулках... я, исподволь занимался тем, что называю "включением слуха и зрения на птицу в природе". Я обращал внимание внучки на птиц, на их крик, песни, полёт. Она у меня уже хорошо различала по голосам десятка два певчих птиц... Раз в...

"По следам" - аудио рассказ Виталия Бианки для школьников. "Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом, белый стоит лес.." Егорке шел уже четырнадцатый год. Отец купил ему фузею - ружье. Егорка отпросился у отца пострелять на знакомой полянке куропаток. До темна Егорка не вернулся из леса. А...

Лирическое аудио стихотворение Иосифа Бродского "Вечером" (1965 год) глубоко отражает настроение и мироощущение автора. Снег сено запорошил/ Сквозь щели под потолком./ Я сено разворошил/ и встретился с мотыльком./ Мотылёк, мотылёк/ От смерти себя сберёг,/ Забравшись на сеновал./ Выжил, зазимовал. Выбрался и глядит,/ как "летучая мышь" чадит,/...

Аудио рассказ Иосифа Дика "Красные яблоки" о человеческих отношениях. Валерка и Севка были приятели, не друзья. Они не чувствовали друг друга. Игра, которой они заняли свободное время, могла породить или развить в каждом из них только чёрствость, равнодушие, а то и жестокость. Когда Валеркина мама пришла домой и выяснилось, что с ней не...

Аудио стихотворение Юлия Кима "Летучий ковёр". "По синему небу/ Летучий ковёр:/ Пушистые крылья,/ Красивый узор. Захочешь повыше,/ Захочешь быстрей -/ Командуй, не бойся,/ Лети и глазей. Далёко-далёко / Округа видна./ Вот это дорога -/ Ни краю, ни дна! Вон поле, и роща,/ Река и село -/ Ну надо же, сколько/ На свете всего! А вон ещё...

Юрий Иосифович Коринец (14.01.1923-23.01.1989), аудио стихотворение "Последнее яблоко". "Ветрами на земь сбитая/ Листва в саду шуршит./ А яблоко забытое/ На яблоне висит./ Скрипят деревья чёрные:/ "Да падай же, пора!"/ Но яблоко упорное/ Опять висит с утра. Висит оно, качается,/ И осень не кончается." Можете прочитать, прослушать онлайн или...

Аудио рассказ Юрия Коринца "Ханг и Чанг" о поющих собаках, из книги "Там вдали за рекой" из 5 частей. Часть 1 о том, что две собаки лучше, чем одна, а Ханг и Чанг - две прекрасные собаки. Часть 2 - о купании собак Ханга и Чанга в ванне. Часть 3 - о совместном чаепитии дяди, племянника, Ханга и Чанга. Часть 4 - о том, как дружное...

Юрий Коринец, аудио рассказ "Подарки под подушкой" из книги "Там, вдали за рекой": "Часть 1. В детстве я получал очень много подарков. Во-первых, конечно, в мой день рождения... Я просто купался в этих подарках!.. Я получал подарки 1 Мая, 7 ноября, 1 сентября и в Новый год... Ещё я получал подарки за хорошее поведение, за хорошие отметки, за...

Юрий Иосифович Коринец, 1923 - 1989 годы жизни, аудио стихотворение "Белая ночь". "Солнце и звёзды горят до утра/ В бледном соседстве луны./ Вьётся бесцветное пламя костра,/ Ночью не спят валуны. Море не спит, реки не спят,/ Тихо струится вода./ В белую, белую ночь/ Мне не уснуть никогда. Вижу в тумане я детство моё -/ Бродит на том берегу./...

Аудио стихотворение Осипа Мандельштама "Рояль", 1926 год. "Мы сегодня увидали/ Городок внутри рояля./ Целый город костяной,/ Молотки стоят горой. Блещут струны жаром солнца,/ Всюду мягкие суконца,/ Что ни улица - струна/ В этом городе видна." Предлагаем прочитать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио стихотворение...

Аудио стихотворение Осипа Мандельштама "Калоша", 1926 год, (из детских стихотворений). "Для резиновой калоши/ Настоящая беда,/ Если день - сухой, хороший,/ Если высохла вода./ Ей всего на свете хуже/ В чистой комнате стоять:/ То ли дело шлёпать в луже,/ Через улицу шагать!" Предлагаем прочитать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без...

Аудио стихотворение Юнны Мориц, "Пони" - совершенно удивительное, как все стихи Юнны Мориц, будет в душах чувства доброты, справедливости. "Пони девочек катает,/ Пони мальчиков катает,/ Пони бегает по кругу/ И в уме круги считает. А на площадь вышли кони,/ Вышли кони на парад!/ Конь по имени Пират/ Вышел в огненной попоне./ И заржал печальный...

Ещё одно аудио стихотворение Юнны Мориц о пони - "Любимый пони". "Когда на улице прохладно или жарко/ И скачет пони на работу к девяти,/ Троллейбус из троллейбусного парка,/ Автобус из автобусного парка/ Готовы вас к воротам зоопарка,/ К воротам зоопарка привезти. У пони - длинная чёлка/ Из нежного шёлка,/ Он возит тележку/ В такие края,/ Где...

Шуточное аудио стихотворение Юнны Мориц "Малиновая кошка". "У Марфы на кухне/ Стояло лукошко,/ В котором дремала/ Домашняя кошка./ Лукошко стояло,/ А кошка дремала,/ Дремала на дне,/ Улыбаясь во сне. Марфута спросонок/ Пошла к леснику/ С лукошком,/ Где кошка спала на боку./ Марфута не знала,/ Что кошка в лукошке/ Дремала на дне,/ Улыбаясь во...

Аудио стихотворение Булата Окуджавы "Весна", 1974 год. "Небо синее, как на картинке./ Утро майское. Солнце. Покой./ Улыбается жук на тростинке,/ словно он именинник какой./ Все устали от долгой метели,/ раздражительны все потому.../ Что бы там о зиме вы / ни пели,/ но длиннее она ни к чему. Снег такой, что не сыщешь/ друг друга;/ ночь...

Аудио стихотворение Давида Самойлова "Город зимний..." из сборника "Ближние страны", 1938 - 1958 г.г. Город зимний,/ Город дивный,/ Снег, как с яблонь,/ Лепестками./ Словно крыльев/ Лебединых/ Осторожное/ Плесканье. Дворники,/ Как пчеловоды,/ Смотрят снежное роенье./ И заснеженной природы/ Принимают настроенье." Предлагаем вам прочитать,...

Аудио стихотворение Генриха Сапгира "Морская собака". "Хвостик рыбки/ По ошибке/ Как-то вырос/ У соба.../ Ты собака, -/ Не собака./ Погляди-ка/ На себя./ А собака/ Заявляет,/ Рыбьим хвостиком/ Виляет:/ - Я - собака./ Допускаю,/ Что собака/ Я морская./ Но беды/ Не вижу в том,/ Пока могу/ Вилять хвостом." Можно прочитать, прослушать онлайн или...

Аудио стихотворение Генриха Сапгира, Леса-чудеса". "В леса-чудеса/ Мы поедем с тобой./ Там бродит у озера/ Лось голубой.\ Там чащу хвостом/ Подметает лиса,/ Чтоб чистыми были/ Леса-чудеса. В леса-чудеса/ Мы поедем./ Там встретимся/ С Умным Медведем,/ Заглянем к Сове/ В дупло./ В дупле у Совы/ Тепло и светло./ Две лампы -/ Два глаза совиных,/...

Генрих Вениаминович Сапгир, аудио стихотворение "Лесной разговор". "-Синица-певица,/ Что видела в нашем лесу?/ - Летала, видала/ Весну на грачином носу. - Синица-певица,/ Откуда так пахнет весной?/ - Лиловый подснежник/ Проклюнулся в чаще лесной. - Синица-певица,/ А день-то сегодня каков?/ - Высокое небо/ И пёрышки в нём облаков. -...

Генрих Вениаминович Сапгир, 1928 - 1999 годы жизни, аудио стихотворение "Лягушонок и мышонок". "В траве Лягушонок/ Увидел Мышонка./ - Какой вы чудесный!-/ Заквакал он звонко.- Ну как вы таким/ Удивительным стали?/ Немало, наверное,/ Вы испытали? Мышонок сказал:/ - Я родился весной/ И маленький был,/ Как орешек лесной. За лето подрос,/...

Аудио стихотворение Саши Чёрного "Зелёные стихи". "Зеленеют все опушки,/ Зеленеет пруд./ А зелёные лягушки/ Песенку поют./ Ёлка - сноп зелёных свечек,/ Мох - зелёный пол./ И зелёненький кузнечик/ Песенку завёл... Над зелёной крышей дома/ Спит зелёный дуб./ Два зелёненькие гнома/ Сели между труб. И, сорвав зелёный листик,/ Шепчет младший...

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей

пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.
Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.
Вышел на двор - светло. Снег блестит.
Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.
Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»
Приладил лыжи и побежал по следу.
Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.
Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.
Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.
Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.
Тут зверька с земли поднял.
Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.
Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.
«Меткий парнишка!» - думает лесник.
Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.
Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.
На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.
Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.
Вон дальше снег в стороне взрыхлён, птичьи следы и обгорелый пыж на снегу.
Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.
Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.
Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.
Заторопился лесник дальше, сами ноги бегут, поспевают.
Привёл след к кусту - и стоп!
Что за леший?
Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.
Метров сорок прямо тянется след, а дальше колесить стал. Э, да тут звериные следы! Величиной с лисьи, и с когтями…
Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!
Кровь на снегу: пошёл дальше зверь на трёх. Правую, переднюю, Егорка ему зарядом перешиб.
Колесит по кустам, гонит зверя.
Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?
Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!
Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!
Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.
А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.
Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?
Ходу! Ходу!
Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.
А снег гуще, гуще.
Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.
Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.
Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено… На оба колена парнишка в снег упал…
А что там впереди торчит?
Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился…
И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.
Волки! Настигли, проклятые!
Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.
Глянул: бердана лежит Егоркина.
Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела…
Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!
Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.
Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.
За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько…
Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.
Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.
В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»
Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
- Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
- Егорушка! - простонал лесник.
- Сними, тять!
Лесник испуганно вскочил, обернулся… На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.
- Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.

Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:
- Тять, бердану мою подбери, бердану…
* * *
В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.
Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.
- Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!
- Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?
- А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?
- Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.
Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.
Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.
За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Суровые законы жизни зимнего леса

Цель: Познакомить учащихся с произведением В. Бианки «По следам». Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.

Задачи:

    Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки

    Содействовать формированию типа правильной читательской деятельности

    Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевым словам

    Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка

    Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.

Тип урока: урок работы с новым материалом

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация

Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» учебник для 3 класса, 2 часть

Ход урока:

Этап урока

Учитель

Учащиеся

Организационный момент

Ребята, проверьте свою готовность к уроку

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей на своих рабочих местах. Настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжим разговор о зимней красоте природы. И начнем мы его с прослушивания тех стихотворений, которые вы выбрали для заучивания наизусть

Чтение стихотворений наизусть (слайд 1)

1 этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация

Спасибо ребята, стихи прекрасны.

Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А давайте совершим путешествие в зимний лес. У В. Бианки есть произведение об этом. Называется оно «По следам» (слайд 2) .

О чем пишет В. Бианки?

Какие произведения вы уже читали?

Что мы знаем о В. Бианки

(слайд 3)

Опираясь на название произведения «По следам» предположите, о ком или о чем оно?

Посмотрите на иллюстрацию, можно еще что-нибудь сказать о содержании рассказа? (слайд 4)

А вы хотите совершить путешествие по следам? Тогда слушайте мой рассказ, называйте зверей, по чьим следам мы идем.

По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

В.Бианки пишет о природе, о животных

«Неслышимка», «Лесная газета», «Хвосты»…

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Отец, ученый работал в Зоологическом музее. А в квартире Бианки расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий в возрасте 5-6 лет впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Бианки закончил факультет естественных наук в университете. Главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки. В журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году вышла первая книжка Бианки («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. 35 лет писал Виталий Валентинович о лесе. Умер Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде.

Ответы учащихся

Учитель читает рассказ. дети делают свои дополнения (См. приложение №1)

По следам разных зверей в поисках какого-то особенного зверя.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение 1 части и озаглавливание

Чтение 2 части вслух «по цепочке»

Чтение 3-6 части хорошо читающими детьми

Чтение 7 части учителем

Чтение 8 части самостоятельно детьми

Прочитайте первую часть самостоятельно про себя.

Кто герои рассказа?

Что о них узнали?

Словарная работа

Объясните слова, которые встретились в тексте:

    стадо куропачей,

    сапоги валенные,

    без дела валандался

    охота пуще неволи

    фузея, бердана

Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 1 часть, подчеркните

Как вы представляете «диковинного зверя». Кто это может быть?

Словарная работа:

    Починять

Какое настроение мы видим в этой части?

Как нарастает тревога отца?

Какие действия лесника мы видим?

Словарная работа

    Мышковать (слайд 6)

    Натропили

Давайте рассмотрим следы, которые увидел на снегу отец мальчика.

Как озаглавим эти части?

Чтение 7 части учителем.

Прослушайте эту часть.

Представьте себе состояние отца, напряженность момента.

Как вы озаглавите эту часть?

Словарная работа

    Мне невдомек

Озаглавьте последнюю часть, подчеркните в тексте

Давайте прочитаем план рассказа, который у нас получился.

Чтение1 части «про себя».

Герои рассказа Егорка – сын лесника и его отец.

Егорке 13 лет, он любит охотиться. Сам лесник – опытный охотник.

Стая куропаток (слайд 5)

Бездельничал

Очень желать чего-то

Ружье (объяснение в тексте)

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Ответы учащихся

Чинить, ремонтировать

Волнение, тревога

Прислушивается – ничего не слыхать

Заскочил в избу, выбежал, вскинул ружье к плечу, полыхнул, грохнули, сорвался с места

2. «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?»

Охотиться на мышей

Прокладка из войлока. которая отделяет порох от пули

Наделали тропинок из следов

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге…»

5. «…..подранка разве охотник бросит?»

6. «Волки! Настигли проклятые!»

7. «Сними, тять!»

Самостоятельное чтение.

Не могу догадаться

8. «Здоровый барсучище…»

Обобщающая беседа

Объясните смысл названия рассказа «По следам»

Кто из вас сумеет по памяти назвать всех птиц и зверей, которые встречались в этом рассказе?

Согласны ли вы с фразой, что лес живет по своим суровым законам?

Что нового вы узнали для себя из этого рассказа?

3 этап. Работа с текстом после чтения

Задание 3 в тетради (с.47) –закончить цитатную характеристику лесника – отца Егорки

Домашнее задание

Ребята, дома вам нужно будет записать план рассказа в тетрадь на с. 47 задание №1 и подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

Приложение №1

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка. Сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое где обглодана. Кто тут был?

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал….

Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький.

Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след. А по другую сторону

заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

Заячий дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт…

Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался – как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

Куда лиса делась?

Куда заяц пропал?