Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Конспект в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические .

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

Введение

В настоящее время в подходе к работе с текстами в решении мыслекоммуникативных и иных (научных, управленческих, рефлексивно-самоорганизационных, учебных, методических, педагогических, культурных и т.п.) задач сложились противоположные традиции. Одна из них устремлена на быстроту прочтения и получение общего, обзорного или детально регистрационного образа по содержанию текста. Другая же акцентирует внимание на неслучайность выявления авторских содержаний, надежность реконструкции структуры содержания, иерархии его слоев. Во втором случае быстрота как технологическая ценность уступает ценности надежности и однозначности содержания получаемого результата.

Умение работать с текстом? это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки? это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.

Конспект

Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций :

  • 1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ.
  • 2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может вас просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.
  • 3. Вместе с этим вам может быть прочитана "проблемная" лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Этоболее сложный вариант лекции для студентов, так как предполагается, что они уже владеют фактическим материалом и основными понятиями. Поэтому без усвоения уже пройденного материала вам будет сложно понять обсуждаемую проблему (можете понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит вам правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.
  • 4. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты,

определяет тенденции, анализирует перспективы.

5. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.

Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие - лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вампонять глубинные процессы развития государства и экономики, экономической мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

  • 1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать "зрительную" память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
  • 2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова "таким образом", "итак", "необходимо отметить" и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.
  • 3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
  • 4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
  • 5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
  • 6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая - для заметок.
  2. Левая - для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть - резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше - лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа - главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное - понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») - записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») - основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме - итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме - главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») - планы на неделю.

Правая графа («Заметки») - разбивка планов на мелкие дела.

Резюме - главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций. Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний. Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом. Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется. Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений. Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой. Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах. Помните: все приходит с опытом!

  • Метод течения
  • Метод Корнелла
  • Метод Билла Гейтса
  • Ментальные карты
  • Метод красной строки

Быстрое конспектирование - один из важнейших навыков для тех, кто учится в школе или вузе. Казалось бы, этому вопросу необходимо уделить внимание в первую очередь, чтобы облегчить ученикам процесс сохранения информации на бумаге. Но, как ни странно, быстрому конспектированию не учат совсем - притом, что это напрямую влияет на успехи в учебе. Много ли студентов вообще способны разобрать то, что в спешке написали на лекциях?

Поэтому сегодня мы с вами поговорим о нестандартных методах конспектирования, изобретенных успешными людьми для собственного пользования - они пригодятся тем, кто предпочитает сохранять данные на бумаге, не доверяя электронике.

Метод течения

Недавно коуч Скотт Янг изобрел довольно оригинальный метод конспектирования, призванный не столько записывать информацию, сколько выражать мнение слушателя. Он заключается в том, чтобы не просто пассивно прослушивать лекцию, а вникать в сказанное, анализировать и формировать собственные идеи на основе полученной информации. В конспект записываются основные тезисы лекции и ваши размышления по поводу услышанного. Само собой, подобный конспект будет кардинально отличаться от того, что излагает преподаватель, поэтому для сохранения самого текста лекции лучше подстраховаться с помощью диктофона.

Метод Корнелла

Он получил свое название от Корнелльского университета, где преподавал придумавший его профессор Вальтер Паук. С того времени прошло больше полувека, но метод и сейчас пользуется успехом среди преподавателей и студентов, особенно в американских колледжах.

Для конспекта вам понадобится лист формата А4, ручка и линейка. Сверху страницы проведите горизонтальную черту, отделив ею поле для даты и заглавия. Таким же образом отделите нижнюю часть страницы - в это поле вы напишете несколько предложений, в которых сконцентрируйте главную мысль лекции. У вас останется средняя часть листа - ее необходимо расчертить вертикальной линией на большую правую колонку и маленькую левую.

Конспектируйте лекцию или параграф учебного пособия в большой колонке так, как вы привыкли это делать в тетради. Желательно оставлять после предложений небольшие промежутки, чтобы по мере необходимости что-то туда добавить. Затем нужно заполнить узкую колонку - выписать ключевые даты, фамилии и названия напротив того места, где они встречаются в тексте. В течение последующих суток заполните нижнюю часть страницы - несколькими фразами обрисуйте суть того, что написали в большой колонке.

Этот метод хорош тем, что вынуждает человека все время возвращаться к конспектам, пересматривать их и тем самым лучше запоминать информацию. Но если записи не дорабатывать, то метод Корнелла теряет свою главную идею и превращается в обычный короткий конспект.

Метод Билла Гейтса

В начале двухтысячных годов Роб Ховард, занимавшийся предпринимательской деятельностью, встретился с Биллом Гейтсом на переговорах. Это знакомство принесло ему много интересных наблюдений, поэтому Ховард поделился впечатлениями с читателями своего блога.

Наиболее поразительным было то, что один из самых богатых людей планеты не использовал для своих записей ноутбук или диктофон. Он все писал от руки на бумаге.

Ховард заглянул в блокнот собеседника и заметил, что страница разделена на несколько квадратов, в каждом из которых размещалась информация определенной тематики. К примеру, один из блоков отводился под вопросы, возникавшие у Билла в ходе общения.

Есть мнение, будто метод Билла Гейтса - не что иное, как несколько переделанный метод Корнелла, поэтому его можно трансформировать согласно потребностям пользователя, а не просто бездумно копировать. Размещение, величина квадратов и их тематика могут быть любыми - лишь бы они выполняли свое назначение.

Ментальные карты

На западе широко используется эта техника сохранения информации. Ее распространение связано с именем британского телеведущего и психолога Тони Бьюзена, активно применявшего ментальные карты в семидесятых годах минувшего века в своей телевизионной передаче «Думай головой» (Би-Би-Си). Сегодня этот метод довольно популярен среди тех, кто использует мозговой штурм для поиска новых идей .

Для начала нужно нарисовать в центре страницы круг или квадрат, в котором вы напишете тему лекции. После этого от центрального блока с помощью лучей отводите новые квадраты или круги, помещая в них важные понятия и данные. При использовании этой техники лучше писать ручками разных цветов, чтобы ответвления разных тематик объединялись с помощью цвета. Получить больше информации о правилах составления ментальных карт , вы сможете в одной из наших статей.

Метод красной строки

Если все вышеперечисленные методики кажутся вам слишком уж неординарными, предлагаем воспользоваться способом, не сильно отличающимся от классического конспектирования. Заключается он в том, что вы записываете лекцию привычным способом, но каждое новое предложение начинаете с новой, красной строки, и при этом нумеруете их по порядку. Таким образом, каждое предложение получает свой персональный номер.

Это поможет отсылать читателя (то есть самого себя) к разным частям конспекта с помощью цифровых пометок. К примеру, если в тексте имеется связь с каким-то фактом, указанном в начальных абзацах, то не нужно рисовать неудобные стрелки, а достаточно написать: «см. № 48». И тогда записи будут выглядеть намного аккуратнее, а структура, похожая на список, поможет в усвоении информации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .