Основные туристические достопримечательности Нидерландов (Голландии). Культурная дипломатия

В XV в. большинство голландских земель входило в состав герцогства Бургундского. Его властитель Карл Смелый пытался создать крупную европейскую державу, соперничая с Францией, но в 1477 г. погиб, и в результате брака его единственной наследницы Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом Голландия вскоре вошли в состав Священной Римской империи.

При внуке Максимилиана, Карле V, Голландия как одна из отдельных составных частей его гигантских владений были расширены за счет присоединения к ним с севера еще шести областей. После отречения Карла V от престола страна в составе 17 провинций была унаследована в 1556 г. сыном Карла, королем Испании Филиппом II. Население Голландии составляло тогда почти 3 млн. человек. Плотность его была очень велика, в стране насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень.

Число жителей главного порта страны Антверпена превысило в 1550 г. 100 тысяч. По уровненю развития городов и их культура Голландия уступала в Европе только Италии.

Распространение Реформации, в том числе кальвинистской, вызвало в Голландии при Филиппе II, воинствующем католике, особенно жестокие преследования, обострившие обстановку в стране. В 1566 г. выступлениями дворянской оппозиции и иконоборческими движениями в разных городах началось восстание в Голландии, которое переросло в затянувшуюся на десятилетия освободительную войну против гнета испанцев.

В 1579 г. южные провинции, отказавшись от дальнейшей борьбы, пошли на соглашение с Филиппом II и остались под его властью, в то время как группа северных провинций создала собственную республику и низложила Филиппа II. После вооруженной борьбы Испания в 1609 г. была вынуждена заключить перемирие с непокорными, а в 1648 г., после Тридцатилетней войны в Европе, Республика Соединенных провинций получила международную юридическую санкцию своей независимости.

Возрастающее экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.

По развитию культуры Голландия - весьма богатая страна. Лидирующее положение среди прочих искусств здесь занимала живопись. Именно она открыла мир голландцам и миру голландцев. Уже в первые десятилетия XV в. являются гении братьев ван Эйков, ван дер Вейдена, ван дер Гуса, Мамлинка, Иеронимуса Босха. Думаю, перечисленных имен достаточно, чтобы понять, какой масштаб был у голландской школы живописи.

Музыка. Голландская полифоническая школа XV - XVI вв. оказала огромное воздействие на всю европейскую музыку эпохи Возрождения. Именно голландцы Дюпре, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо стали родоначальниками школ полифонии во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Чехии; именно голландцы создали классические образцы важнейших музыкальных жанров: мессы, мотета, мадригала, шансона и заложили тем самым основы инструментальной музыки Нового времени. Понятно, что школа полифонии для музыки - то же самое, что перспектива для живописи.

Период от конца первой трети XV в. и до последней трети XVI в. (творчество П. Брейгеля) - это и есть временные границы Ренессанса в Голландии.

Отличительным явлением в истории литературы этой страны была активная деятельность риторических кружков, так называемых рейдекеров (камер риторов). Именно риторы усовершенствовали до виртуозности технику стихосложения, рифмовку, ввели новые формы: оду, сонет, эпиграмму. Они же заложили фундамент национального театра. Из их среды вышли многие гуманисты, ибо там ценилась ученость.

В начале следующего столетия в творчестве Анны Бейнс (1493 - 1575) проявляется уже настоящая поэзия. Темы поэтессы: несчастная любовь женщины, страстная ненависть католички к инакомыслящим, протестантам.

Фламандский клирик Маттейс де Кастелейн прославился своими песенками (он сочинял и стихи, и музыку), он же был автором большой поэмы «Искусство риторики». Кастелейн же первым в Голландии обратился к метрическим стихам.

Антверпенец ван Тистеле перевел Теренция, Софокла, Овидия, Вергилия и Горация.

Риторами же были и многие из народных поэтов эпохи Голландской буржуазной революции и Антииспанской войны, тех, кто называл себя гёзами. Роман Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель» талантливо, красочно и занимательно рассказывает о жизне в стране.

Не все гёзы сегодня безымянны. Сохранились имена Адриана Валериуса, Филиппа Марникса, Яна Утенкиве, Петруса Датена.

Что же касается главных творцов Ренессанса - гуманистов, то в Голландии они собирались в особые союзы, или коммуны -«братства совместной жизни». Первое такое братство было основано в 1374 г. (как раз в год смерти Петрарки) сыном девентерского патриция Гертом Гроте (1340 - 1384).

В общем-то, это, конечно, монастыри, в которых утверждалась идея личного обращения к Богу и веры по внутреннему убеждению, подобные братства скоро распространились по всей стране, при них организовались латинские школы, а с конца XV в. печатники Девентера стали издавать Гесиода, Плутарха, Эзопа, Вергилия, Петрарку, Лоренцо Валлу и др.

Таким образом, гуманизм и Реформация (с испанцами-то воевали не в последнюю очередь за свободу веры, и монастырские коммуны, воплощавшие свободу индивидуальной веры - тоже ересь с точки зрения Ватикана) в Голландии имели общие истоки. В течение XV и начала XVI в. они дифференцируются, а знаменитая полемика 20-х гг. XVI в. между Эразмом и Лютером о свободе воли проводит между гуманистами и реформантами окончательную границу.

Преемники Гроте, воспитанники латинской школы в Гронингене Вессел Гансфорт и Рудольф Хюсман по прозванию Агрикола едут в Италию, где приобщаются к ренессансной культуре.

Агрикола (1443 - 1495) - поэт, живописец и музыкант - провел в Италии десять лет (1469 - 1479), штудируя и переводя античных авторов. Написанная им в Ферраре для студентов университета «Речь во славу философии и остальных искусств» стала манифестом гуманистической философии. Он был первым нидерландским homo universalis. Он же был первым критиком схоластов. Его труд «Об искусстве спора» оказал колоссальное влияние на многих гуманистов. Эразм считал Агриколу «отцом немецкого гуманизма».

К концу XV в. Лёвен, а с начала XVI в. и Антверпен приобретают европейскую репутацию культурных центров.

Мировую славу голландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский. Это псевдоним Герта Гертсена (1466 - 1536), писавшего на латыни и бывшего одним из лучших мастеров латинской прозы эпохи Возрождения.

Эразм был гражданином мира (космополитом), он жил и учился в разных странах Европы: во Франции и Англии, Швейцарии и Германии; он был одним из лидеров общеевропейского гуманизма, а уж для немецкого - имел значение исключительное.

Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. является великий Рембрандт (1606 — 1669). Его многожанровая живопись (картины на мифологические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута тонким пониманием человеческой психологииНочной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Традиции «золотого века» голландской живописи продолжались и в последующие эпохи. Достаточно вспомнить имя Ван Гога (1853 - 1890), представителя постимпрессионизма («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.). Далеко за пределами страны известно имя просветителя Эразма Роттердамского (1466 — 1536).

Его произведение «Похвальное слово глупости» содержит острую критику церкви и феодальных порядков.

Когда дело касается культуры, голландцы напоминают сорок, которые своими глазами-бусинками следят за всяческими течениями в культуре окрестных народов и тащат к себе блестящую, ставшую хоть сколько-нибудь модной вещицу. Они не столько развивают собственную культуру, сколько ненасытно высасывают соки из чужих - как настоящие европейцы, чьи причуды и капризы безграничны. Нидерланды - это гигантская губка, впитывающая в себя все культурные веяния.

Книжные полки в доме у голландцев забиты томами английских, немецких, американских и французских авторов, зачастую на языке оригинала. Рецензии на иностранные книги появляются в печати задолго до того, как в свет выходят их переводы. Мелодии со всех уголков земного шара, несущиеся из колонок музыкальных центров (кстати, Нидерланды чуть ли не лидируют по количеству СВ-центров на душу населения), слышны повсюду. В театрах, когда там идут пьесы немецких и английских драматургов, нет ни одного свободного места, а на испанские и итальянские кинофильмы народ валит толпами. Даже то, что издавна ассоциировалось с Нидерландами, на поверку оказывается не местного или не только местного происхождения. Башмаки на деревянной подошве носят не только в Голландии, но и в Финляндии. Фаянс - всего лишь подделка под китайский фарфор, а тюльпаны завезены из Турции.

Три столетия назад в бурную эпоху золотого века Голландии нидерландские художники (не находя в протестантской стране рынка сбыта для своих непорочных дев и святых) принялись писать автопортреты и портреты своих современников. И оставили в итоге запечатленными на полотнах свое время и себя в нем. Больше уже никогда голландское искусство не было столь голландским по духу.
Художник Мондриаан (конец XIX–XX вв.), пожелавший избавиться от второго «а» в фамилии - так у него было больше шансов сойти за француза, вдохновленный голландским геометрическим пейзажем на создание авангардистских работ, эмигрировал в Америку и там обрел признание.

Сегодня живописцев в Голландии на один квадратный сантиметр больше, чем где бы то ни было в Европе. В пригородных парках возвышаются загадочные скульптуры, а стены внутри общественных зданий украшают непонятные росписи. В крупных городах, где существуют так называемые библиотеки предметов искусств, можно позаимствовать художественные работы для проведения домашней выставки. Как правило, работы эти - плоды труда художников-энтузиастов, и оплачиваются они городским советом чаще из простого человеколюбия, чем из-за их ценности для искусства.

Верные своей купеческой натуре, голландцы как никто другой умеют извлекать прибыль из культурных продуктов остальных народов. Королевский симфонический оркестр Нидерландов, уже давно причисленный к наиболее виртуозным коллективам мира, особенно славится безупречным исполнением произведений австрийского композитора Густава Малера.

Голландцы без зазрения совести присваивают себе чужие таланты, используя их для собственных нужд. Так на рубеже тысячелетий дирижером симфонического оркестра был итальянец, директором музея Ван Гога - шотландец, национальной балетной труппой руководил канадец, а оперой - получивший образование в Англии отпрыск француза и ливанки.

Прежние дух авантюризма и влечение к неведомым далям, некогда воодушевлявшие торговцев голландской Ост-Индской компании, ныне движут и театральными коллективами, танцовщиками и живописцами. Так, например, источником вдохновения для создания одного современного балета послужил звук вынимаемой из ванны пробки и клокотанье уходящей в дырку воды.

Пресса

Голландцев хлебом не корми, дай только прочесть свежую газету, которые они по большей части выписывают, а не покупают в ближайшем киоске печати. Вот почему газеты здесь чаще читают дома, а не в трамвае или электричке. Многим изданиям голландские семьи хранят верность из поколения в поколение. Среди таких изданий «Trouw» и «HetParool», выросшие из подпольной прессы, появившейся во времена нацистской оккупации.

Все газеты, за исключением "De Telegraaf" (довольно пошлого изданьица), стараются вести себя пристойно и не помещать на своих страницах слишком откровенных материалов. В Нидерландах, где уважают частную жизнь, нет столь охочих (как во многих других странах) до непристойностей бульварных газетенок. Несусветные домыслы и омерзительнейшие сюжеты - все это отдано на откуп дешевым цветным журналам, которые обычно просматривают в прачечных самообслуживания, парикмахерских салонах, закусочных и приемных дантистов.

В кафе горами лежат ежедневные газеты и журналы на разный вкус, так что, явившись сюда пораньше и быстренько пролистав их, можно не беспокоиться: вам будет о чем поговорить с местными завсегдатаями. Здесь даже самый одинокий человек может почувствовать, что жизнь все равно gezellig. Никто вам и слова в упрек не скажет, если вы, заказав одну-единственную чашку кофе, просидите в кафе полдня, читая лежащие на столиках газеты и глянцевые журналы.

Литература

Голландская литература - это единственная область культуры, одинокий остров среди безбрежного океана, оставшаяся непонятой остальными европейцами из-за совершенно недоступного для большинства из них языка. Как ни парадоксально, именно на этом острове царит самый здоровый в голландской культуре климат. В Нидерландах все поголовно сочиняют романы. Продюсерам телевизионных передач вроде "Встреч с интересными людьми" не приходится долго разыскивать героев для своих программ из числа пишущей братии.

Издания новых произведений таких заслуженных мастеров пера, как Фредерик Германе, выходят полумиллионными тиражами, и даже книги дебютантов здесь умудряются продавать десятками тысяч. Теперь и в англоязычных странах голландских авторов начинают брать на заметку. Определенным успехом здесь пользуются романы (в переводах), таких писателей, как Кеес Ноотебоом и Гарри Мюлих, а благодаря зарисовкам Симона Кармиггелта иностранцам стала яснее суть понятия gezelligbeid.

С младых ногтей голландцы совершают набеги на чужеземные культурные нивы. Винни-Пух и обитатели улицы Сезам мирно сосуществуют с местными старожилами Йипом и Янеке, соседскими мальчиком и девочкой, которые, подходя к общей изгороди с разных сторон, дружески трутся носами. Йип и Янеке - большие шалуны, но их пример другим наука, ибо они учат детей добрососедским отношениям и послушанию. Эти двое ребятишек занимают особое место в сознании породившего их народа. Изображения их можно увидеть повсюду - и на двери туалетной комнаты, и на кофейной чашке.
Детскую литературу в Голландии, помимо Йипа и Янеке, населяют и невыносимо ангельские создания. Тут и мальчик, который, заткнув пальцем дамбу, спас мир, и Дик Тром, толстый деревенский увалень с золотым сердцем (в буквальном смысле), всегда готовый прийти на помощь слепым и бедным. Дик, возможно, внешне и не красавец, но зато внутри, как о том не устают всем твердить его родители, "он мальчик, каких один на миллион, и это истинная правда". Голландцы вырастают с непоколебимым убеждением, что они - единственные Дики Тромы в старушке Европе.

Культура Нидерландов

В Нидерландах работали многие известные художники. В XVII веке жили такие мастера, как Рембрандт ван Рейн, Йоханнес Вермер, Ян Стейн и многие другие. В XIX и XX веках были знамениты Винсент Ван Гог и Пит Мондриан. Морис Корнелис Эшер известен как графический артист. Виллем де Конинг получил образование в Роттердаме, и впоследствии стал известным американским артистом. Нан ван Мейгерен прославился за свои подделки классических картин

В Нидерландах жили философы Эразм Роттердамский и Спиноза, и там были выполнены все основные работы Декарта. Учёный Христиан Гюйгенс открыл спутник Сатурна Титан и изобрёл маятниковые часы.

«Золотой век» Нидерландов также привёл к расцвету литературы, и основными писателями были Йост ван ден Вондел и Питер Корнелис Хоофт. В XIX веке Мултатули написал о плохом обращении с аборигенами в голландских колониях. Важными писателями XX века были Харри Мюлих, Ян Волкерс, Симон Вестдяйк, Герард Реве, В.Ф. Херманс и Сейс Нотебоом. Анна Франк написала знаменитый «Дневник Анны Франк», который был издан после её смерти в фашистском концлагере и переведён с нидерландского на все основные языки.

С Нидерландами обычно ассоциируются ветряные мельницы, тюльпаны, деревянные ботинки и глиняная посуда из Делфта

Современная городская структура Нидерландов складывается во второй половине ХIХ в, но претерпела существенные изменения за последние десятилетия. Промышленно развитые районы страны стали основными ядрами урбанизации. Среди сельских поселений преобладают кучевые и рядовые деревни, хутора

Народная одежда постепенно выходит из обихода. Сейчас костюм пожилой голландки состоит из юбки и кофты темных тонов, на плечи накидывается платок, на голове носят чепец. Как элемент праздничного костюма фризских женщин до сих пор используются знаменитые металлические украшения, которые подвешивают к головному убору на лбу у висков. В сельской местности еще носят деревянные башмаки - кломпы. Это самый распространенный в Голландии сувенир. В фольклоре любимым героем является Тиль Уленшпигель, и ему посвящен цикл легенд. Распространены сказки и легенды о похождениях Рейнеке Лиса, бытует множество волшебных сказок.

В современных Нидерландах строятся кирпичные дома, преимущественно окрашенные в красные и коричневые тона, на фоне которых выделяются белые наличники и рамы. Окна, стены, полы жилищ поддерживаются в идеальной чистоте, особенно необходимый в условиях влажной прохладной погоды, с частыми туманами. Очень отрадно выглядят улицы и внешне стены домов, которые регулярно моют с мылом.

Мировую славу завоевал нидерландский балет. Большие успехи достигнуты в области оперного искусства. В Нидерландах работают около десяти симфонических оркестров. Нидерландская живопись имеет глубокие исторические традиции. Художественные музеи страны с коллекциями видных мастеров прошлого привлекают внимание многих десятков тысяч посетителей. В стране есть целая плеяда талантливых литераторов, создавших яркие картины общественной жизни и судеб своего народа. В Нидерландах хорошо организовано спортивное движение, имеющее преимущественно массовый характер, но есть и мировые достижения, например, в теннисе, велосипедном спорте. Активно выступают на международных соревнованиях, прославленные футбольных клубов «Аякс», «Фейенорд». Сейчас в Нидерландах накоплен передовой опыт решения социальных, экономических и культурных проблем, актуальных для всего человечества. В этой стране либо возникали, либо были существенно усовершенствованы такие достижения мировой цивилизации, как издание газет, организация общественного транспорта, мощение улиц, создание городов - спутников, выращивание экологически чистых продуктов питания, организация противопожарной службы, сооружение плотин, ветреных мельниц. Не все эти нововведения были сразу восприняты за рубежом, но постоянно они настолько вошли в практику современной жизни, что утратилось представление об их нидерландском происхождении.

Нидерланды - единственная страна мира, где официально разрешено употребление мягких наркотиков, которые продаются всем совершеннолетним в кафешопах. То есть, официально дозволен только натуральный сельхозпродукт - марихуана, гашиш. Сильнодействующие опиум, кокаин, крэк, а также психоделические достижения современной химии преследуются в Нидерландах так же, как и в остальном цивилизованном мире.

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока п редставляют выставку » Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века».

2 февраля 2018 г. в Государственном музее Востока открывается выставка «Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века». Выставочный проект позволит посетителям расширить представления о традиционном корейском искусстве, а также даст возможность заглянуть в мир старой Кореи, узнать о жизненных ценностях и этических идеалах, обычаях и верованиях народа, история которого уходит в глубину веков.

В XIX веке декоративная живопись в Корее являлась неотъемлемой частью национального жизненного уклада. Выполненные на бумаге или шелке многоцветные, либо почти монохромные живописные произведения встречались практически в каждом доме.
Их роль не ограничивалась задачей украшения жилища, они насыщали жизненное пространство благопожелательной символикой, использовались как талисманы, выполняли социально-иерархическую, воспитательную и образовательную функции. В зависимости от сюжета живопись размещали в том или ином месте дома с его строго разграниченными женской и мужской половинами. Значительная ее часть была выполнена на многостворчатых ширмах, широко применявшихся в повседневном быту и являвшихся важным атрибутом любой церемонии, определяя ее характер и атмосферу.

Совместный выставочный проект Государственного музея Востока, Музея Кахве и Корейского Фонда (Республика Корея) представит вниманию московского зрителя 27 работ из собрания южнокорейского частного музея Кахве. Посетители смогут увидеть замечательные образцы корейской народной живописи минхва , которые в трогательной наивно-идеализированной форме выражают извечные мечты простых людей о счастливой и долгой жизни, достатке, гармонии семейных отношений.

Когда: 3 февраля 25 февраля 201 8 года.

Где: .

18 января в Государственном музее Востока новый выставочный сезон открывается работами выдающегося мастера современного искусства Дагестана, графика, живописца
и сценографа Ибрагимхалила Супьянова. Выставка «Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов» познакомит посетителей с разными периодами творчества художника –
от фигуративной живописи 1960-х – 1980-х годов к более поздним работам, полным многозначных символов и скрытых смыслов.

Творчество дагестанского художника Ибрагимхалила Супьянова представляет собой удивительный, фантастический, неповторимо самобытный мир, в котором
органично соединяются многовековая традиционная культура народа и современные художественные тенденции. Произведения Супьянова отличаются ярким колоритом, выразительностью, привлекают многообразием эмблематических знаков и орнаментальных мотивов. Живопись, графика, трехмерные объекты, театральные занавесы – все создаваемое мастером взаимосвязано, каждая работа продолжает предыдущую.

Станковая живопись художника наполнена глубоким философским содержанием. Картины напоминают загадочные артефакты, испещренные древними знаками. Представленные
в экспозиции серии графических листов «Лечебная книга», «Водяные камни», «Помнят песню» предлагают зрителю разгадать зашифрованные послания художника, опираясь на свои внутренние ощущения и эмоции.

Значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова занимает театральное искусство, которому он посвятил многие годы работы. На выставке в Государственном музее Востока можно будет увидеть замечательные образцы сценографии художника: эскизы к оперным, балетным и драматическим постановкам.

Особое внимание стоит обратить на творческий метод мастера, его сложную
и многоступенчатую технологию. В живописи он использует разнообразные материалы: песок, клей, лак, затирку для плитки, цемент. Автор работает сериями, которые возникают сами собой
в процессе экспериментов с пространством, плоскостью и объемами. Так появились циклы «Сцены из народной жизни», «Десять рассказов о тухуме Изао», «Собаки», «Птицы» и другие.

Скульптуры Супьянова – трехмерное воплощение его живописи. Здесь он также создает свой особый, таинственный мир – делает вещи непростые для восприятия, но при этом приковывающие внимание с первого взгляда и овладевающие пространством вокруг.

Выставочный проект Государственного музея Востока познакомит посетителей
с произведениями одного из ведущих дагестанских художников, творчество которого получило мировое признание.

Выставка работает с 19 января 4 февраля 201 8 по адресу: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а .

Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей Востока и Музей Рерихов п редставляют выставку

19 декабря в Музее Рерихов – филиале Государственного музея Востока открывается выставка «Николай Рерих. Восхождение». Выставочный проект представит около 190 произведений, которые расскажут об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч. Особый раздел выставки будет посвящен работам, связанным с важными темами, проходившими через всю жизнь Николая Рериха– защита и сохранение памятников культурного наследия, а также его духовные искания.

Выставка «Николай Рерих. Восхождение» позволит познакомиться с работами удивительного человека, художника, путешественника и мыслителя, творчество которого вошло в золотой фонд мировой культуры. Уникальность проекта заключается в том, что это первый опыт выставки-исследования, целью которой является стремление максимально объективно показать творчество и личность Николая Рериха.

В экспозицию войдут произведения, предоставленные Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, а также Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. На выставке будут экспонироваться такие знаковые работы художника, как «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск».

К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий об основных этапах творческого пути, большой общественной работе, а также сложных духовных поисках художника.
Желающие смогут посетить цикл лекций, посвященный наиболее важными ярким сторонам жизни и деятельности Николая Рериха и его семьи.

В день официального открытия выставки в 17:00 состоится пресс-конференция, с участием директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева и Главного хранителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрия Попова.

Выставка открыта с 19 декабря 2017 – 17 января 2018 по адресу: Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5.

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока представляют выставку

13 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «Легенды Востока». Этот проект познакомит посетителей с волшебным миром мифов и легенд, эпических сказаний и преданий, который нашел яркое отражение в культуре народов Востока. Экспозиция включает в себя более 300 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Китая, Японии, Индии, а также стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд).

Произведения, выполненные в самых разнообразных техниках и материалах, иллюстрируют древние легенды о мироздании, происхождении людей, мировых катаклизмах, богах и героях. Персонажи общего для стран Южной и Юго-Восточной Азии эпоса, попадая из одного региона в другой, меняют свою внешность, костюм, поступки, и известные сюжеты приобретают новые, неожиданные ходы. В старинных преданиях о сотворении мира оживают созвездия, планеты, собственные удивительные черты приобретают природные явления, с огромной фантазией изображенные народными мастерами. В пластике и живописи обретают жизнь волшебные животные: дракон и китайский цилинь, состоящий из тел девяти животных индийский Навагунджара, мьянманский пинсаюпа – драконообразный зверь «пяти красот». Человек и зверь становятся единым волшебным существом – таковы слоноголовый бог Ганеша и птицечеловек Гаруда, человек с головой кабана Чжу Бацзе. В залах музея Востока оживут волшебные сказки о красавицах и героях, о древних мудрецах и злобных демонах.

Кураторы проекта «Легенды Востока» постарались показать не только общие черты, которые роднят мифотворчество стран этого региона, но также национальное различие и специфику их художественных воплощений. Многие предметы на выставке уникальны и экспонируются впервые.

Выставка открыта с 14 декабря – 28 января 201 8 (Москва, Никитский бульвар, д.12-а ) .

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика окрашивают рамы окон на фасаде все деревянные детали белой масляной краской.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других капиталистических странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных , застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их . В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города -нема. Здесь открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Во многих семейных обычаях заметны отголоски старых общинных отношений. Например, деятельное участие принимают односельчане в постройке кем-либо из них нового дома, помогают устроиться новой семье, переехавшей в их деревню. Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится новобрачных. В деревне сооружается для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный проводится не менее торжественно. в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

В последние годы все более слои населения Нидерландов, особенно рабочий , участвуют в политической жизни страны. Массовыми митингами и манифестациями отмечает День международной солидарности трудящихся - 1 Мая прогрессивная общественность страны, и прежде всего Коммунистическая Нидерландов, демонстрируя высокую сознательность и в борьбе за жизненные права.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации. Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

Голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит , близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и ; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - , или , как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». праздника - масок, причем многие из них --выражение острой политической сатиры.

Народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - . Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

В Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - . Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: нередко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократных чемпионов по конькобежному спорту много голландских спортсменов.

Самую большую популярность в стране завоевал . Сборная Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране . В последние годы большой популярностью пользуется дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже лучшими японскими борцами.

Хорошо поставлено детей в школах. Большое придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено обязательное восьмилетнее бесплатное - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая школьного обучения - шестилетняя . Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные школы (атениумы).с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в . Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и , что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе . были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна , Иоханнесса Вермеера, Питера Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая к родной стране, к изображению жизни простого люда.

Реалистическая еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой » в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой . Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. связан с именем Адриана ван , изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс. и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Труженика, борца особенно большое место занимает в творчестве известного голландского скульптора коммуниста Фредерика Сигера. Среди его работ - образы общественных деятелей, рабочих, борцов Сопротивления (в числе которых был и он сам). Сигер - из первых зарубежных скульпторов, воплотивших ), Герарда Корне-лиса ван хет Реве, Волькерса, Вил-лема Херманса и Харри Мулисха.

Нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический , которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама. Среди современных композиторов наиболее популярны Биллем Пейпер и Хенк Бадингс.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства.’ Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный , руководимый Руди Данцигом.