Презентация на тему "васнецов виктор михайлович". Презентация на тему "васнецов виктор михайлович" Васнецов презентация про него вместе с биографией

Слайд 2

  • 3 (15) мая 1848
  • 23 июля 1926 (78 лет)

Виктор Михайлович Васнецов (родился 3 (15) мая 1848 года - умер 23 июля 1926 года) - один из известнейших русских художников.

Слайд 3

Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.

Слайд 4

Заречная слободка Берендеевка

Заречная слободка Берендеевка

Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"1885г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Когда Репин увидал декорации и костюмы В. Васнецова к опере «Снегурочка», то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».

Слайд 5

Эскизы костюмов к опере Н. А. Римского - Корсакова "Снегурочка»

Виктор Михайлович Васнецов очень любил театр. Для весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка», поставленной в частном театре в московском доме С.И.Мамонтова, Васнецов не только сочинил эскизы декораций и костюмов,но исам исполнил роль Деда Мороза.

Слайд 6

Рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, даже спустя многие десятилетия лишь незначительно изменялся.

Слайд 7

Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта.

Слайд 8

Гусляры

  • Слайд 9

    Снегурочка 1899 г.

  • Слайд 10

    «Три царевны Темного царства» 1881 г.

    Слайд 11

    "Иван Царевич на сером волке" Дата: 1889 г.

  • Слайд 12

    Царевна-лягушка 1918 г.

  • Слайд 13

    Ковёр-самолёт 1880 г.

  • Слайд 14

    «Алёнушка» (1881)

    «Алёнушка» (1881)

    Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа – бледно-серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями – всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения тоскующей героини: её словно затягивает туда. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Алёнушку и её братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.

    Слайд 15

    Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своём доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произведения являются национальным достоянием, отражающим героизм и душу русского народа.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)
    Презентация к уроку МХК Тема: В.М.Васнецов (165 лет со дня рождения) Учитель Музыки и МХК Боева Наталья Викторовна Учащийся Кондрашов Михаил, 10«м» класс МБОУ ПГО «СОШ№8» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8») город Полевской Свердловской области

    Слайд 2

    Многогранный талант Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)

    Слайд 3

    15мая 2013 года исполнится 165 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)
    Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)
    Виктор Михайлович Васнецов - выдающийся русский живописец, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова (1856-1933) и фольклориста Александра Васнецова (1861-1927). Один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
    Творчество Виктора Васнецова еще не раз будет переоцениваться, как и все людские деяния, но история несомненно отметит значительность этого явления, на протяжении без малого 60 лет теснейшим образом связанного с русской художественной жизнью. И. Грабарь. В.М. Васнецов (очерк)

    Слайд 4

    Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. В.М.Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника, вылившись со временем в замечательные картины, известные всему миру.
    Виктор Васнецов. Река Вятка. Фрагмент. 1878
    Портрет художника А.М. Васнецова. 1872
    Автопортрет. 1868

    Слайд 5

    Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии (1862 - 1867). Литературные образы, с которыми художник соприкоснулся в годы учёбы в семинарии, переплетались в его душе с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника. Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования. С благословения отца Васнецов оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Он учился живописи в Петербурге у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868). Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с И.Репиным, с которым был впоследствии очень дружен.
    Афиша Экспозиции «Городской быт города Вятки конца XIX –начала ХХ веков» 28.11.2011 Вятская кунсткамера
    Репин И.- Портрет Виктора Васнецова. 1882
    Васнецов Портрет И.Е. Репина 1882
    И.Н. Крамской Автопортрет.1867
    Группа преподавателей гимназии 1867 г. В первом ряду крайний справа – Н.А. Чернышёв

    Слайд 6

    Брюсов календарь. 1871
    В гостях. 1871
    И с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения занятий нарушилась. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Наряду с иллюстрациями Васнецов работал и над самостоятельными темами. Многочисленные рисунки этих лет, изображают горожан, крестьян, отдельные бытовые сценки. Современники хвалили Васнецова как «типиста». В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию. Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников. Был членом мамонтовского кружка в Абрамцево. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
    Год поступления в Академию художеств - 1868. Уже в начале своего учения В.М.Васнецов получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. В 1870 году умер его отец. Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата Аполлинария, впоследствии известного художника.
    Портрет отца М.В.Васнецова. 1870
    Портрет А.М. Васнецова. 1878

    Слайд 7

    Подружки. 1878
    Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
    На завалинке. Начало 1870-х
    Заштатный. 1871
    Монах-сборщик. Начало 1870-х
    Крестьянин за столом. 1877
    Зима. Начало 1870-х
    Купеческое семейство в театре. 1869
    Бирючи. 1885
    За водой. 1880
    Жница. 1867
    Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
    Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
    Книжная лавочка. 1876
    Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
    Известие о взятии Карса. 1878
    Военная телеграмма. 1878
    Савка-охотник. 1889
    Крестьянин с шестом. 1877

    Слайд 8

    Вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Под впечатлением от прогулок по историческим местам родились его исторические картины. В конце 70-х В.М.Васнецов увлёкся героическими эпическими образами. Несмотря на неодобрительные отзывы большинства критиков о «богатырских» картинах, Васнецов продолжал писать их. Богатыри были блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника. После В.М.Васнецов продолжал работать над сказочными и эпическими образами, до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было.

    Портрет сына художника. 1899
    Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
    Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века Васнецов Аполлинарий

    Слайд 9

    Ахтырский дуб. Начало 1880-х
    Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. До конца XVIII в. оно носило название Дудкино (Дуткино). С середины XVIII в. селом владели дворяне из рода Трубецких. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму - Ахтыркой. Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.
    Осока. 1880
    Пруд в Ахтырке. 1880
    Опушка елового леса. 1881
    Затишье. 1881
    Ахтырка. 1879

    Слайд 10

    Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).
    Автопортрет. 1873
    Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878
    Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896.
    Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883
    Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
    Портрет отца художника, М.В.Васнецова. 1870
    Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884
    Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника.

    Слайд 11

    Пейзаж под Абрамцевым. 1881
    Абрамцево. Село известно с XVII века. В 1843 усадьба Абрамцево было куплено писателем С. Т. Аксаковым. К нему в Абрамцево приезжали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и другие. В 1870-1900 усадьба принадлежала С. И. Мамонтову. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников.
    С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.
    Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
    Букет. Абрамцево. Начало 1880-х - Васнецов Виктор Михайлович.
    В парке. Конец 1870-х

    Слайд 12

    Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 214х452 см
    Царевна- Лягушка. 1901-1918
    Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920
    Царевна-Несмеяна. 1914-1926

    Слайд 13

    Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.
    Ковёр-самолёт. 1880. Холст, масло
    Ковёр-самолет. 1919-1926
    Ковёр-самолет. 1926

    Слайд 14

    Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Холст, масло. 249 x 187. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою, вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи. Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона. Н яньки, мамки и все боярыни придворные, которые гуляли в саду с прекрасною королевною Еленою, побежали тотчас во дворец и послали погоню, чтоб догнать серого волка, однако, сколько гонцы ни гнались, не могли нагнать серого волка и воротились назад.
    Алёнушка. 1881. Холст, масло
    Баба Яга. 1917
    Кащей Бессмертный. 1926-1927
    Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). 1880
    Аленушка. 1880
    Аленушка. 1881
    Аленушка. 1881

    Слайд 15

    В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”.
    Пролог.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885
    Палаты царя Берендея. 1885
    Заречная слободка Берендеевка. 1885
    В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
    Бобыль и Бобылиха. 1885
    Премудрый царь Берендей. 1885
    Мизгирь. 1885
    Купава. 1885
    Берендейки. 1885
    Брусила и берендеи ребята. 1885
    Снегурочка. 1885
    Весна. 1882
    Снегурочка и Лель. 1885-1886
    Ярилина долина.
    Весна-Красна. 1885
    Дед Мороз. 1885

    Слайд 16

    С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы -вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».
    Снегурочка. 1899

    Слайд 17

    Каменный век. Пиршество. 1883
    Портрет В.Н.Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887
    В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 - 1885), который был с восхищением принят современниками.
    Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885
    Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885
    Каменный век. Охота на мамонта. Фрагмент росписи музея

    Слайд 18

    В 1880 году Васнецов заканчивает одно из самых своих значительных полотен. Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом". Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию “Слова о полку Игореве”. Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу.
    “После побоища Игоря Святославича с половцами”.1880. Холст, масло. 205 x 390. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Гусляры. 1899. Пермская государственная художественная галерея
    Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
    Баян. 1910

    Слайд 19

    Витязь на распутье.1882. Холст, масло. 167 x 299. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
    «На камне написано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
    Первоначальный вариант картины 1882 года хранящейся в Государственном Русском музее

    Слайд 20

    Богатыри (Три богатыря). 1898. 222x 321 см. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей.
    В центре - Илья Муромец, прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, он, несмотря на грозный вид - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность.
    Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898
    Витязь. 1883
    Витязь на коне. Богатырь. 1878
    Богатырский скок. 1914
    Олег у костей коня. 1899
    Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
    Прощание Олега с конем. 1899

    Слайд 21

    Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило жанровый характер.
    Балаганы в окрестностях Парижа 1876-1877г
    Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
    Игра в преферанс. 1870-е
    Преферанс. 1879

    Слайд 22

    По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.
    Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х
    Иван Грозный. 1883-1884
    Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
    Иван Грозный. 1884
    Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения.
    Нестор-летописец. 1919
    Нестор-летописец. 1885-1893
    Алипий-живописец. 1885-1893
    Сергий Радонежский. 1882
    Собор святителей Вселенской церкви1. 1885-1896
    Собор святителей Вселенской церкви2. 1885-1896
    Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896
    Княгиня Евдокия. 1885-1893
    Князь Александр Невский. 1885-1893
    Княгиня Ольга. 1885-1893

    Слайд 23

    В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 - 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 - 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.
    Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898 К сожалению, не был воплощён.
    Проект фасада Третьяковской галереи. 1900
    Проект фасада Третьяковской галереи

    Слайд 24

    Крещение Руси. 1885-1896 Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государств-енной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
    Крещение князя Владимира. 1885-1893
    Крещение князя Владимира. 1890

    Слайд 25

    Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (левая часть)
    Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (центральная часть)
    Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (правая часть)
    Это полотно является одним из самых популярных среди картин, которые написал Васнецов. На картине много, детально прорисованных людей, которым даровано Царство Небесное (Рай). На лице у каждого, читается непередаваемое чувство, переданное Васнецовым. Легкость и невесомость каждой фигуры, заставляет верить в происходящее на полотне. Но на заднем плане, неподвижной скалой стоит Царство, Троицы и всех изображенных на картине. Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого). Бог Сын (Иисус Христос) предвечно рождается от Бога Отца. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.

    Слайд 26

    Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».
    Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве

    Слайд 27

    Богородица Владимирского собора
    Богоматерь с младенцем. 1901 г. Холст, масло. 209×88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
    Богородица – почетное наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека от Святого Духа; до Рождества и по Рождестве Дева.

    Слайд 28

    Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
    Христос-Вседержитель. 1885-1896
    Возле Христа изображены четыре существа, или четыре евангелиста. Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Позднее термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Тетраморф (греч. τετραμορφος - четырёхвидный).
    Савао́ф (ивр. צבאות‎, Цеваот, буквально «Господь Воинств») - один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств.
    1885-1896. Бог Саваоф

    Слайд 29

    Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета - центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, большинство христианских конфессий верят, что он - Сын Божий, который воскрес из мёртвых.
    1885-1896. Распятый Иисус Христос
    Спаситель. 1901
    Спаситель в терновом венце. 1906

    Слайд 30

    Снятие с креста. 1888-1901 фрагмент

    Слайд 31

    Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса.1887. Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия. «Четыре всадника Апокалипсиса» - термин, описывающий четырех персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Их часто именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну - «иди и смотри» - и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

    Слайд 32

    Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». В.М.Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения. «Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX - начала XX вв.»
    Ангел с лампой. 1885-1896

    Слайд 33

    Спасибо за внимание!

    Слайд 34

    Список источников информации:
    М.Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, и др.«Мастера русской живописи» Москва, «Белый город» - 2008 С.М.Петкова «Справочник по мировой культуре и искусству» Ростов- на- Дону, «Феникс» - 2008 «Великие художники» том 30 «Виктор Михайлович Васнецов» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2010 Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников/ Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. – М.: Искусство, 1987. – 496 с., http://tphv.ru/vasnecov_sklarenko3.php (Русский художник Виктор Васнецов в книге В.Скляренко) http://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio1.html
    Дом - музей В. М. Васнецова

    Аннотация В данной работе представлены репродукции картин выдающегося русского живописца, одного из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктора Михайловича Васнецова (Аленушка, Иван-Царевич на Сером Волке, Спящая царевна, Богатыри и др.). Краткие описания картин адаптированы к восприятию детей младшего школьного возраста. В конце даны вопросы и задания по просмотренной презентации.






    Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух». Действительно, мало кто из русских художников сумел так понять и передать этот русский дух, как В. М. Васнецов. Он начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, но подлинное свое призвание обрел, обратившись к сюжетам русских сказок и былин. Русь с ее легендарным прошлым – вот что постоянно манило к себе, волновало художника. Новый оригинальный язык его произведений прозвучал в русской живописи свежо, сильно, неожиданно. Я только хочу сохранить родную старину, какой она живет в поэтическом мире народа, -писал Васнецов.




    В картине отразилась глубокая поэтичность русской народной сказки.. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Окружающая природа застыла, деревья и травы стоят неподвижно, как будто скорбят вместе с ней. Впервые в русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы.В картине отразилась глубокая поэтичность русской народной сказки.. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Окружающая природа застыла, деревья и травы стоят неподвижно, как будто скорбят вместе с ней. Впервые в русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы.




    От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение ведь там, впереди они видят свет конец опасного путешествия. Жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».


    Спящая царевна ()


    Картина «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется. Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. А как разнообразны, непохожи их лица! В каждом лице свой характер. Используя литературу, русский эпос, В. М. Васнецов сумел создать настоящий шедевр художественного искусства.




    В картине Ковер-самолет Васнецов изобразил героя русских сказок - Иванушку, свободно летящим над просторами родины. Сказочная Жар-плица - символ могущества и счастья человека - находится в его власти, в его руках. Нежный и тонкий образ народной фантазии получил в картине художника проникновенное, поэтическое изобразительное решение. Гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озера, темной стеной стоит лес, сопровождают ковер огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар- птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.




    Высокий берег реки, озаренной закатным солнцем в розовое. Темная земля берега, черная скала справа. На фоне черной скалы стоит молоденькая девушка невысокого роста приятной наружности в тонком расшитом черном одеянии. Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах. Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела. Три царевны - владычицы золота, драгоценных камней и угля – вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы. Ничего будто не происходит на картине, а любоваться ею можно долго-долго. Чувствуется желание художника раскрыть прежде всего суть русской народной сказки, то есть заключенное в ней понимание добра и зла, и воссоздать ту атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки. Так, три царевны подземного царства одновременно и реальны, и необычны: в их томлении и тревога, и грусть, и надежда на конечное торжество справедливости. Загадочность сюжетной ситуации в картине во многом зависит от тревожного настроения, создаваемого зловещим контрастом черного мрака пещеры и огненно-красного вечернего неба.




    Сделав героями этого полотна райских птиц-дев, известных по русским и византийским средневековым легендам, Васнецов одновременно угодил и любителям отечественного фольклора, и поклонникам мистики, только-только входящей в моду. Известно датированное 1899 годом стихотворение-ответ на эту картину молодого Блока. Между тем васнецовская версия не находит себе подтверждений в средневековых преданиях и русском лубке, где обе птицы изображались жизнерадостными.Двуединство веселья и печали, легшее в основу этой работы, - в данном случае дань эпохе перелома веков.




    Давайте перенесемся на многие лета назад.. В большой просторной избе из толстых бревен, деревянными толстыми плахами пола, перед широкой аркой окна на широкой прочной лавке сидят трое певцов-монахов и в согласный лад увлеченно поют, опустив глаза на гусли и мысленно воспроизводя картины былого, перебирают правыми руками струны. Певцы в длинных светлых одеждах, с непокрытыми головами. Слева - совсем молодой парень с узким, как с иконы, лицом, в центре - высокий седой старик аскетического вида с длинной, по грудь бородой Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая плавная мелодия., справа - середин, лет сорока, чуть наклонил в увлечении влево голову и откинут левую руку. Песнь их, восторженная и печальная за окном - о просторе русской земли, полях, лугах, истории жизни и событиях, жителях теремов и изб. О светлых небесах прошлого и о тучах, скопившихся над головами современников и угасающих надеждах на возврат к лучшим временам.


    Богатыри ()


    Эта картина Васнецова - по-настоящему народный шедевр. Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Фигуры богатырей, расположенные на первом плане, словно вырастая из земли, свидетельствую о неразрывной связи героев со своей родиной. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри. Общее впечатление картина оставляет радостное благодаря насыщенным цветам, светлым краскам, которые выбрал художник.




    Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани.На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана. «Витязь на распутье» Виктора Михайловича Васнецова– среди знакомых с детства образов. Воин остановился, решая какую выбрать дорогу: поступить ли как правильно, или же – как лучше, как удобнее, как логичнее, как надежнее, как выгоднее, как безопаснее? Ратник не торопится свернуть на манящую за собой набитую тропинку, что сворачивает в сторону. Он знает: правильно было бы поехать прямо – по нехоженой целине. Но плата за такой выбор никогда не будет дешевле, чем собственная жизнь. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную "фантастику" и совершенно реалистические детали.




    Трава в грусти склонилась к павшим, восходит багряная луна, орлы зовут на мертвецов зверей… В картине После побоища… изображен заключительный эпизод неудачного сражения Новгород-Северского князя Игоря Святославича с половцами в 1885 году. Широкая степь, озаренная отблесками красной зари, покрыта телами воинов, погибших в кровавой сече, над ними в жестокой схватке сцепились хищные птицы Картина, навеянная Словом о полку Игореве, не только глубоко драматична, но и передает чувство общенародной гордости за тех сынов родной земли, которые отдали жизнь ради ее защиты. Эта картина – гимн доблести и беззаветному героизму защитников родины, выражение сокровенного смысла бессмертного героического русского народного эпоса.
    Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели. Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.


    Задание Как называются произведения живописи? А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, как мы её называем? Нарисуйте сказочных персонажей картин В.М.Васнецова, которые вам больше всего понравились. Придумайте своих сказочных персонажей.


    Назовите картины В.М.Васнецова 1.На сером камне-валуне примостилась грустная девочка. Её руки загрубели от тяжёлой работы. На них она положила голову. Рыжие волосы растрепались. Босые ноги измучены долгой ходьбой. Линялый сарафан изодран. Голубая кофта поблекла от времени. Печально смотрит на воду.Думает она о своей безрадостной судьбе, о своём одиночестве Картина-сказка, картина-фантазия – соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Иван одет по - боярски, царевна в дорогих парчовых одеждах, унизанных жемчугом Это- сказочный способ передвижения над землей В центре картины- могучие фигуры возвышаются над землей, плечом к плечу, крупным планом. Старший из богатырей находится в центре, спокойное, мужественное лицо, уже не молод, мудрые глаза; зорко всматривается вдаль, глядит из-под руки; по левую руку, на белом коне, порывист, быстр, скор, готов нестись в бой в любую минуту; с другой стороны- самый молодой, красив, смел, отважен, весел, лукав.


    Используемые ресурсы: Русская живопись Русские художники. Васнецов Виктор Михайлович.Русские художники. Васнецов Виктор Михайлович. Художник Виктор Васнецов. Биография и картины Васнецова И.Долгополов "Рассказы о художниках", "Изобразительное искусство", Москва 1975г "Виктор Васнецов" (Москва, издательство "Белый город", 2000г) Художник Виктор Васнецов. Биография и картины Васнецова = Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: мировая художественная культура =131560entry Орнаменты всех времен и стилей =131560entry131560