Статуя Давида Микеланджело: история, особенности, как посмотреть. Давид — самый узнаваемый силуэт В каком музее статуя давида

Юный пастушок Давид, поразивший камнем из пращи огромного воина-филистимлянина Голиафа, издавна вдохновлял скульпторов. Но есть четыре шедевра, сотворенные лучшими из лучших...

«Давид» Донателло, между 1430 и 1440 годами

Бронзовая статуя Давида скульптора эпохи Возрождения Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло) - первая прямостоящая обнаженная фигура со времен античности.

Юноша Давид уже победил Голиафа, нога его покоится на голове огромного воина. Будущий царь стоит, почти кокетливо опустив голову в пастушеской шляпе с лавровым венком, словно и не было только что великого боя между ним и гигантом Голиафом. Давид кажется уязвимым, нагота это только подчеркивает. В одной руке Давид держит камень, в другой - меч Голиафа, которым отсек голову своему врагу.

«Давид» Верроккьо, 1462-1477

Давид скульптора Андреа Верроккьо почти повторяет позу Давида Донателло, но этот мальчик не скромничает и не погружен в себя. Давид Верроккьо - уверенный в себе, задорный и озорной. Он явно гордится тем, что одолел такого противника и торжествует победу.

«Давид» Микеланджело, 1501-1504

Микеланджело приступил к скульптуре, когда ему было двадцать шесть лет. Скульптор взялся за огромную глыбу мрамора, с которой не справились несколько его предшественников.

Мраморный «Давид» Микеланджело - символ эпохи Возрождения. В отличие от «Давидов» Донателло и Верроккьо, герой Микеланджело еще не совершил своего подвига. Он сосредоточен и напряжен, он устремлен вперед и собран, и собранность эта не столько телесная, сколько духовная.

"Давид" Микеланджело Буонарроти стоит в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции.

У "Давидов" Донателло, Верроккьо и Микеланджело немало копий. В Итальянском дворике Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно увидеть все три скульптуры.

«Давид» Бернини, 1623

Мастера не только Возрождения, но и барокко вдохновлялись личностью Давида. Скульптор эпохи барокко, Джованни Лоренцо Бернини высек из мрамора яростного Давида, который замахивается пращой. Фигура Давида, изображенного сильным юношей, скручивается в мощном движении. Эмоции считыватся безошибочно: гнев, сосредоточенность, напряженность и уверенность в победе. "Давид" Бернини сейчас находится в римской Галерее Боргезе.


Рита Железнякова

8 выбрали

Юный пастушок Давид, поразивший камнем из пращи огромного воина-филистимлянина Голиафа, издавна вдохновлял скульпторов. Но есть четыре шедевра, сотворенные лучшими из лучших...

«Давид» Донателло, между 1430 и 1440 годами

Бронзовая статуя Давида скульптора эпохи Возрождения Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло) – первая прямостоящая обнаженная фигура со времен античности.

Юноша Давид уже победил Голиафа, нога его покоится на голове огромного воина. Будущий царь стоит, почти кокетливо опустив голову в пастушеской шляпе с лавровым венком, словно и не было только что великого боя между ним и гигантом Голиафом. Давид кажется уязвимым, нагота это только подчеркивает. В одной руке Давид держит камень, в другой - меч Голиафа, которым отсек голову своему врагу.

«Давид» Верроккьо, 1462–1477

Давид скульптора Андреа Верроккьо почти повторяет позу Давида Донателло, но этот мальчик не скромничает и не погружен в себя. Давид Верроккьо – уверенный в себе, задорный и озорной. Он явно гордится тем, что одолел такого противника и торжествует победу.

«Давид» Микеланджело, 1501-1504

Микеланджело приступил к скульптуре, когда ему было двадцать шесть лет. Скульптор взялся за огромную глыбу мрамора, с которой не справились несколько его предшественников.

Мраморный «Давид» Микеланджело – символ эпохи Возрождения. В отличие от «Давидов» Донателло и Верроккьо, герой Микеланджело еще не совершил своего подвига. Он сосредоточен и напряжен, он устремлен вперед и собран, и собранность эта не столько телесная, сколько духовная.

"Давид" Микеланджело Буонарроти стоит в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции.

У "Давидов" Донателло, Верроккьо и Микеланджело немало копий. В Итальянском дворике Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно увидеть все три скульптуры.

«Давид» Бернини, 1623

Мастера не только Возрождения, но и барокко вдохновлялись личностью Давида. Скульптор эпохи барокко, Джованни Лоренцо Бернини высек из мрамора яростного Давида, который замахивается пращой. Фигура Давида, изображенного сильным юношей, скручивается в мощном движении. Эмоции считыватся безошибочно: гнев, сосредоточенность, напряженность и уверенность в победе. "Давид" Бернини сейчас находится в римской Галерее Боргезе.

Скульптора, живописца и по совместительству поэта Микеланджело Буонарроти.

Он является величайшим творцом и неподражаемым мастером эпохи Ренессанс, которая возводила человека на лидирующее место, делая его

Ярким примером, иллюстрирующим идею и течение той эпохи, является пятиметровая статуя Давида, ставшая символом всей Флоренской республики и являющаяся идеалом в искусстве Возрождения и человеческого гения.

Впервые шедевр архитектуры был представлен в сентябре 1504 года во Флоренции, на знаменитой площади Синьории. На сегодняшний день великое изваяние демонстрируется во Флоренской Академии изящных искусств.

Мужественность и сосредоточенность в лике Давида таит невероятное благородство и силу, а физическая красота отражается в могучем торсе, идеально спроектированных руках и ногах героя.

Статуя Давида была создана в 1501 году, когда автору необходимо было создать библейского героя из огромной мраморной глыбы, испорченной мастером Симоне. Потрясающее умение Микеланджело извлекать максимум выразительности из камня принесло свои плоды. После составления сотен набросков будущей скульптуры, изготовления глиняной модели статуи, преодоления тяжелых погодных условий и высокой конкуренции, гениальный скульптор создал поистине невероятный шедевр. было закончено в 1504 году.

Произведение изначально заложено в камне, основная задача - суметь извлечь его.

Пятиметровая статуя юноши, древнеизраильского царя Давида, поражает зрителей даже сегодня, когда мир привык к гигантским сооружениям. Однако броский взгляд не в состоянии оценить подлинного мастерства художника. Скульптор, обтёсывающий глыбу мрамора такого размера и превращающий её в пропорции идеального человеческого тела, непременно должен обладать превосходной зрительной памятью: ведь в каждый момент времени у него перед глазами находится только небольшая часть всей фигуры.

Надо сказать, что художнику требовалось изобразить фигуру Давида как бы в движении, использовав классическую динамическую позу – контрапост. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. То, что Микеланджело создавал практически в одиночку, сегодня исследуют учёные, использующие технику и компьютерное моделирование. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.

Об этой фигуре ещё при жизни великого мастера ходило множество легенд и анекдотов. Многие из них приведены в его биографии, написанной Вазари. Например, рассказывали, что главе Флорентийской республики не понравился нос «Давида», мол, слишком длинный, и он попросил Микеланджело его укоротить; скульптор притворился, что укорачивает нос, хотя на самом деле ничего не сделал; но глава республики на сей раз сказал: «Вот теперь нормально!». Всё это, разумеется, легенда.

Другая такая же легенда повествует, что гигантская мраморная глыба, над которой работал предыдущий скульптор, после его смерти стала считаться испорченной и готовилась к выбросу; Микеланджело якобы выкупил её за бесценок, а затем удивил мир готовой скульптурой. Но этот рассказ хотя бы частично отвечает действительности: начатая задолго до Микеланджело статуя, прозванная Гигантом, на самом деле долгое время стояла без дела – взявшиеся за неё мастера умерли.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло; также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Как бы то ни было, великие флорентийцы прошлого не смогли закончить своё творение, оставив кучу мрамора мокнуть под дождём на площади возле собора. Но затем власти города пожелали продолжить работу над статуей, для чего перед этим пригласили целую группу экспертов. Среди этих экспертов был и Леонардо. Все они признали глыбу годной для работы. Создание произведения поручили Микеланджело, который уже стал набирать известность в республике.

Сам Микеланджело говорил, что буквально воюет со своей статуей: «Давид», мол, вооружён пращой, а я, Микеланджело, луком. Всё дело в имени скульптора, которое в переводе означает «архангел Михаил». Но было в этой работе и соперничество с легендарным израильским царём: Давид с помощью пращи победил Голиафа, а архангел Михаил с луком воевал с самим сатаной. Возможно, Микеланджело ощущал, что они оба – он и его герой, каждый со своей стороны, сражаются против сил зла.

В современную эпоху, начиная с XIX века, «Давид», как и многие другие шедевры эпохи Возрождения, стал объектом китча и коммерческой культуры: создаются многочисленные «копии» и «вариации» шедевра Микеланджело, фото-, живописные и графические произведения, эксплуатирующие творение великого мастера.

Религиозная или гражданская скульптура?

Гражданский посыл скульптуры «Давид» флорентийцы оценили практически сразу. Поэтому лишь немногие настаивали на том, чтобы статуя оставалась возле собора: большинство людей согласились, чтобы она была перенесена в здание, где заседал правительственный совет.

Фигура Давида уже давно стала ассоциироваться у флорентийцев с независимостью и мощью их республики. До Микеланджело скульптурное изображение этого юноши создавали другие великие флорентийские мастера.

  • Одно из них – скульптура Верроккьо «Давид», для которой, по преданию, позировал сам Леонардо. Это бронзовая статуя, на лице которой играет своеобразная полуулыбка, которую впоследствии так полюбит сам Леонардо.
  • Другая статуя принадлежит Донателло. Она уже мраморная. В ней Донателло, работавший как бы в двух стилях – «реалистическом» и «классическом», пришёл к определённому компромиссу, создав произведение достаточно возвышенное и вместе с тем оригинальное, не копирующее античные статуи.

Все предшественники Микеланджело изображали Давида торжествующим после сражения. Микеланджело же принёс новый иконографический облик юноши, изобразив его готовящимся к битве. Выражение лица его достаточно спокойное, но мышцы напряжены. Давид – образец обнажённого мужского тела, излучающего силу и мощь; только худощавость и непропорционально большие руки говорят зрителю, что перед нами всего лишь юноша.

В ХХ веке власти Иерусалима отказались принять копию статуи от флорентийцев, так как в произведении Микеланджело Давид не обрезан, да и вообще – изображён в виде молодого итальянца XVI века.

Если картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти с их преимущественно гражданским посылом и реалистичностью в основном благосклонно принимались высшим светом общества – богатыми горожанами, дворянами и церковными деятелями, то творчество его более позднего тёзки, Микеланджело Караваджо, публика отказывалась принимать, всячески отвергая: говорили, например, что религиозные полотна Караваджо выполнены не по церковным канонам.

Караваджо также стремился к безудержному реализму, однако его реализм не был возвышенным: художник будто обнажал самые неприглядные стороны действительности. Возвышенное у Караваджо довольно «низменно»; так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. Караваджо, творивший в эпоху барокко, отличался от своих современников не только неустанному стремлению к реализму, но и резким противопоставлением света и тени.

Видео: Скульптура. Давид Микеланджело


Мраморная статуя Давида работы Микеланджело является одной из самых известных и узнаваемых в мире, и достаточно хотя бы раз увидеть это изваяние своими глазами, чтобы понять причину этой популярности. Трудно передать все величие и красоту этой скульптуры посредством фотографий, трудно понять масштаб и грандиозность работы, и потому, конечно, даже сотни кадров не заменят одного посещения галереи, однако отдельные фотографии позволяют рассмотреть скульптуру с близкого расстояния, чего в музее сделать уже проблематичнее.


Статуя Давида выполнена из цельного куска мрамора, который доставили из копей Каррары, Италия. Глыба долго пролежала, ожидая своей участи, постепенно портясь из-за воздействия осадков, пока наконец ее не признали достаточно годной для создания статуи. Микеланджело Буонарроти было 26 лет на тот момент, когда с ним заключили контракт на выполнение этого заказа. Скульптор приступил к работу 13 сентября 1501 года и работал почти без остановок два года.


В начале 1504 встал вопрос куда поставить столь грандиозное творение. Заказчики собирались поставить статую возле соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре, но консультанты, среди которых был и Леонардо да Винчи, убедили переместить Давида в лоджию Ланци, где заседал городской совет, чтобы уберечь статую от негативного действия сил природы. На свое нынешнее место в Академии изящных искусств Давид был перенесен только в 1873 году.


Первое, что поражает посетителей Академии, пришедших посмотреть на Давида, это его размеры - скульптура достигает в высоту 5,17 метров. Вес изваяния составляет 5660 кг. Статуя изображает обнаженного Давида в момент перед схваткой с Голиафом. Обычно Давид изображался в момент торжества после победы над гигантом, и потому новый подход Микеланджело был своеобразным вызовом традициям. Давид изображен спокойным, сосредоточенным, готовым с схватке.