«Танцевальная чума» Средневековья. Танцующая чума

Страсбург старинный европейский город, один из красивейших городов Франции, с многовековой историей.
Столица европейского парламента и недавнего теракта на рождественской площади.

А что было 500 лет назад в Страсбурге?

В июле 1518 года в Страсбурге происходили странные события. Сотни горожан без всякой причины вдруг
начали танцевать и танцевали до изнеможения пока в бессознательном состоянии ни падали на землю,
может быть и на той самой площади, где в наше время полусумасшедший негодяй расстреливал в наше
время своих сограждан. а некоторые и умирали от перенапряжения.

Деталь с гравюры 1642 года Хендрика Хондиуса, основанная на рисунках Питера Бройгеля 1564 года,
изображающих страдающих танцевальной эпидемией.

На рынке по продаже лошадей, спешно построен помост и люди танцуют под звуки трубы барабана и рога.
Они ходят друг за другом по кругу и громко кричат. Издалека кажется, что это веселый карнавал,
устроенный гуляками. Но если подойти поближе, то видно. что их тела судорожно дергаются, все одежды
рваные, лица отрешенные, все в поту, растрескавшиеся пуки, кровь сочится по деревянным сабо и
рваным уже кожаным сапогам. Их остекленевшие глаза смотрят вдаль и не замечают ничего вокруг.

Видно, что это не веселые гуляки, а зомбированные маньяки, одержимые танцем, это так называемые
«хореоманы».
Это явление, называемое также «танцевальная чума», было задокументировано как минимум в десяти случаях
по берегам рек Рейна и Мозеля с 1374 года. Различные рассказы об этих странных событиях встречаются
в разных документах и хрониках того времени и позже. Но самый апогей хореомании пришелся на Страсбург
летом 1518 годв.

Одна хроника семнадцатого века страсбургским юристом Иоганном Шиллером цитирует теперь
утраченную рукописную поэму:

Многие сотни в Страсбурге начали
танцевать и прыгать, женщины и мужчины,
на общественном рынке, на аллеях и улицах,
день и ночь; и многие из них ничего не ели,
пока, наконец, болезнь не остановила их.
Это несчастье было названо танцем Святого Вита.

E. Louis Backman, религиозных танцах в христианской церкви и в популярной медицине,
(Лондон: Джордж Аллен и Унвин, 1952)

Другая хроника с 1636 года относится к менее счастливому концу:

В 1518 году нашей эры... среди людей произошло замечательное и страшное заболевание, которое
называлось танцем Святого Вита, в котором люди в своем безумии начали танцевать день и ночь,
пока, наконец, они не упали без сознания и не поддались смерти.

(Из астрологической хроники Страсбурга, опубликованной в 1636 году Гольдмейером)

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург через восемь лет после чумы и разбирался в ее причинах.

Согласно его Opus Paramirum все началось с одной женщины, по имени Frau Troffea. 14 июля 1518 года она
вышла из своего дома на узкую мощеную улицу и без всякого музыкального сопровождения начала танцевать
(«Backman», « Религиозные танцы»)
Конечно, муж умолял ее прекратить свой танец, но она не реагировала. Без еды, без питья до ночи она
судорожно дергалась на этой узкой мощеной улочке, а к ночи падала от усталости и засыпала, чтобы
с утра начать заниматься тем же самым.
Вокруг нее собирался всякий сброд - торговцы, нищие, паломники, священники, монахини и наблюдали за
этим нечестивым зрелищем. Так продолжалось 4-6 дней и, наконец, власти перепугались и отправили ее
на лечение в место, где находилось святилище Витуса, в тридцати километров от Страсбурга.
Власти решили, что Витус проклял её и теперь пусть сам займется её лечением.
Но на этом дело не кончилось. Хореомания оказалась заразной и на следующий день после отбытия Frau
Troffea на улицы Страсбурга вышли уже десятки хореоманов.

Германская гравюра истерического танца на кладбище, ок. 17 век. Обратите внимание на
разорванную руку, размахиваемую человеком слева от круга

А между тем мнения об этом явлении у общества разделились.
Духовество считало, что это работа мстительного святого Витуса, а гильдия врачей предъявила свою
версию - что это заболевание от перегретой крови. Существующий тогда метод лечения предполагал
использование гуморального метода - очищение крови. Но этот метод лечения предполагал, что сначала
все должны начать танцевать, а когда уже не смогут больше двигаться, надо начать очищать кровь.
Что-то похожее на прививки современные, слегка заразить болезнью, а потом уже и не заболеешь
повторно.
Видать и в те времена власти не всегда шли на поводу у духовенства, а многим был не чужд научный
прогресс, местные советы решили последовать рекомендациям гильдии врачей, объявляющим танец
«естественным заболеванием, которое исходит из перегретой крови».
В хронике шестнадцатого века, составленной архитектором Даниэлем Спеклином, рассказыватся о том,
что сделали власти.
- все залы различных гильдий были превращены в танцзалы;
- на рынке лошадей и зерновом рынке соорудили платформы для танцев;
- были мобилизованы десятки музыкантов играть на барабанах, скрипках, трубах и рогах;
- были приглашены из числа ещё не заболевших хореоманией танцоры, которые как массовики - затейники,
должны были поощрят к танцу.

В общем власти постарались и сделали все возможное, чтобы люди больные хореоманией быстро
дошли до точки, когда их можно было начинать лечить.
Старались как лучше, а получилось как всегда у власти бывает. Люди были менее склонны к научному
медицинскому объяснению, а увидели в этих бешеных масштабах танцующих ярость святого Витуса и
пришли в ужас. А так как без греха людей обычно бывает мало, либо совсем отсутствуют, то
«танцевальная чума» стала захватывать уже не десятки, а сотни граждан.

Деталь из копии на синей бумаге рисунка 1564 года Питера Бройгеля, изображающего страдальцев
танцевальной эпидемии, происходящих в Моленбеке в этом году

Ситуация достигла таких масштабов, что пришлось возвращаться к давним испытанным методам -
запрещать и не пущать.
Приказано было убрать все сцены, затем убрать публику, наблюдающей за танцами.
Но в раже уже тайных советников было не остановить и он пошли дальше
- запретить вообще танцевать до сентября.

Но тут уже и гражлане нормальные, не больные, возмутились. Жизнь людей сопровождалась разными событиями,
праздники, юбилеи, корпоративы и т.д., которые было принято сопровождать танцами. Например, у бюргеров
были приняты танцевальные па в так называемом басаданзе, нагруженые элем крестьяне любили попрыгать
в паре, чтобы выпустить пар.
Пришлось вводить исключения в правила.

Себастьян Брант, страсбургский канцлер и автор The Ship of Fools(1494), подробно
изложил исключение из запрета:

«Если почетные люди хотят танцевать на свадьбах или празднования первой мессы в своих домах, они
могут сделать это при помощи струнных инструментов, но они не используют тамбурины и барабаны»

Кроме того, совет приказал, чтобы тяжело больные отправились на трехдневную поездку в святилище
Святого Витуса, где была излечена Frau Troffea.
В дело вступили священники. Действовали старыми испытанными методами. Заболевшего хореомана помещали
под деревянным изображением святого Витуса, давали в руки маленькие кресты, а на ноги одевали
красные туфли.
Затем выполнялся ритуал - в атмосфере, заполненной благовониями и заклинаниями,
на туфли брызгали святую воду и рисовали кресты освященным маслом.
И представляете, помогло - поток заболевших стал резко сокращаться.
Но многое в этой истории осталось в тайне и неизвестности.
Вроде погибло 15 человек, но говорили, что может быть и сотни.

Деталь из 1642 гравюры Хендрика Хондиус, на основе 1564 рисунка Питера Брейгеля в танцевальной
эпидемии, происходящей в Molenbeek

Что было причиной этих вынужденных танцев?
Вот мнение Парацельса.

Он считал, что Fra Troffea была интриганкой и пыталась обмануть своего мужа, господина Troffea.

«Чтобы сделать обман максимально совершенным и действительно создать впечатление
болезни, она прыгала и пела, что было очень неприятно её мужу ».

Увидев успех Fra Troffea, другие женщины начали танцевать, чтобы раздражать своих
мужей, поддерживая « свободные, непристойные и дерзкие » мысли.

Этот тип танцевальной мании был классифицирован Парацельсом как
- хорейская ласкава (вызванная сладострастными желаниями «без страха или уважения»),
-которая сидела рядом с хорейской фантазией (вызванной воображением «от ярости и ругательства»)
- иChrorea naturalis (гораздо более мягкая форма, вызванная телесными причинами) в качестве трех
основных форм состояния.

Таким образом Парацельс считал причину болезни в умах хореоманов, а не на небесах, но следует учесть,
что он был женоненавистником, поэтому его диагноз выглядит несколько недостоверно.

Портрет Парацельса, после Квентина Мациса, ок. 1530

Некоторые современных историки утверждают, что танцевальные эпидемии средневековой Европы были вызваны
спорами, особбый вид, находящейся на стеблях сырой рожи, которая может вызвать подергивание и
галлюцинации - состояние, известное как Огонь святого Антония.

Однако, историк Джон Уоллер считает - споры могут вызывать судороги и галлюцинации, но также ограничивают
приток крови к конечностям. Кто-то, отравленный им, просто не мог танцевать несколько дней подряд.

Джон Уоллер объясняет танцевальную чуму своим глубоким знанием материальной, культурной и духовной
среды Страсбурга XVI века:

«Безумие прошлого - не окаменевшие сущности, которые можно выщипывать без изменений из своих ниш и
помещать под наши современные микроскопы. Они кажутся, пожалуй, более похожими на медуз, которые
рушатся и высыхают, когда их удаляют из окружающей морской воды»

По словам Джон Уоллер, бедняки Страсбурга были заражены эпидемией истерических танцев. Прежде всего
надо отметить, что каждая европейская танцевальная чума между 1374 и 1518 годами происходила около
Страсбурга, вдоль западного края Священной Римской империи. Для этого складывались определенные
условия. В 1518 году череда плохих урожаев, политическая нестабильность и приход сифилиса вызвали
крайне тяжелые условия жизни. Эти страдание вылились в истерическое танцевание, потому что
граждане полагали, что это может помочь. Люди могут быть необычайно внушаемыми, и уверенности
в мстительности святого Витуса было достаточно, чтобы его старались усладить танцами.

«Умы хореоманов были втянуты внутрь,
- пишет Уоллер,
- бросили по сильным морям их самые глубокие страхи»

Деталь картины, основанной на 1564 году пьесе Питера Бройгеля о танцевальной эпидемии,
происходящей в Моленбеке в этом году

Один из способов разъяснить танцевальную чуму - это рассмотреть состояния транса, который люди и
сегодня бывает достигают. В культурах по всему миру, в том числе в Бразилии, Мадагаскаре и Кении,
люди впадают в трансы сознательно, во время церемоний, или невольно, в периоды экстремального
стресса.
Джон Уоллер, описывая распространение танцевальной чумы в качестве примера психической заразы,
проводит параллель со смешной эпидемией, охватившей регион Танганьика (современная Танзания) в
тяжелом постколониальном году 1963 года. Когда пара девушек в местной школе миссий стали хихикать,
их друзья последовали этому примеру, и затем уже две трети учеников стали смеяться и плакать
одновременно и не могли остановиться, и пришлось закрыть уже всю школу. Затем дома ученики
«заражали» свои семьи, а вскоре целые деревни были истощены истериками. Врачи наблюдали несколько
сотен случаев, в среднем в неделю.

«Танцевальная чума» — именно так впоследствии назвали события в Страсбурге. Начало всеобщей пляски не выглядело странным: в центре города выделывала па девушка по фамилии Троффеа, вскоре к ней присоединились несколько женщин. К вечеру плясали уже десятки человек, а вот на следующий день — 400 горожан (эти события документированы). Танец выглядел неистовым: прыжки, отрывистые движения, крики. Происходящее напоминало, вероятно, массовый психоз. Танцующие двигались с одной улицы на другую; прохожие наблюдали за пляской, затем присоединялись. В танцевальном хаосе люди находили свою смерть — не у всех выдерживало сердце. Остановиться добровольно поверженные этой «чумой» не могли. Иногда мужчины и женщины падали в изнеможении и мгновенно засыпали.

Женщины, охваченные «танцевальной чумой». (wikipedia.org)

Танцевальное безумие наблюдалось в разных уголках Европы во время эпидемий чумы. По одной из версий, таким образом люди справлялись с пережитым ужасом и потерей близких. Вместе с тем, подобное поведение может быть связано с поражением мозга бактериальными и вирусными агентами. Как бы там ни было, до эпидемий чумы сумасшедшие пляски встречались редко. Это явление получило название хореомании. Иногда пляшущие толпы переходили из города в город и заражали своим безумием других. В бельгийской хронике второй половины XIV века указано: «В Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Некоторые участники безумных танцев потом всю жизнь страдали от тремора и других неврологических симптомов. Городские власти (как это произошло в Страсбурге) поощряли танцующих и приглашали музыкантов, надеясь, что так безумцы скорее выбьются из сил.


Жертвы «танцевального психоза». (liveinternet.ru)

Танцевальное наваждение в Средние века приписывали дьяволу. Ряд исследователей связывает с этим феноменом возникновение легенды о Гамельнском крысолове. В соответствии с ней, музыкант увел из города детей с помощью колдовства.

Владимир Михайлович Бехтерев писал: «Не менее поразительны и эпидемии конвульсионерок. Вот, например, небольшая выдержка о средневековых конвульсионерках из Луи-Дебоннера: «Представьте себе девушек, которые в определенные дни, а иногда после нескольких предчувствий, внезапно впадают в трепет, дрожь; судороги и зевоту; они падают на землю и им подкладывают при этом заранее приготовленные тюфяки и подушки. Тогда с ними начинаются большие волнения: они катаются по полу, терзают и бьют себя; их голова вращается с крайней быстротой, их глаза то закатываются, то закрываются, их язык то выходит наружу, то втягивается внутрь, заполняя глотку. Желудок и нижняя часть живота вздуваются, они лают, как собаки, или поют, как петухи; страдая от удушья, эти несчастные стонут, кричат и свистят; по всем членам у них пробегают судороги; они вдруг устремляются в одну сторону, затем бросаются в другую; начинают кувыркаться и производят движения, оскорбляющие скромность, принимают циничные позы, растягиваются, деревенеют и остаются в таком положении по часам и даже целыми днями; они на время становятся слепыми, немыми: параличными и ничего не чувствуют. Есть между ними и такие, у которых конвульсии носят характер свободных действий, а не бессознательных движений».

Во времена Средневековья происходило множество странных вещей: например, некоторые люди думали, что они . А еще жители были беззащитны перед различными болезнями: все знают о черной смерти – эпидемии чумы, унесшей жизни миллионов человек по всей Европе. Но мало кто слышал о танцующей чуме – странной болезни, охватившей Европу в промежутке между XIV и XVII веками.

Первые упоминания о данном явлении относятся к 1374 году. В городке Аахен, входящим в состав Священной Римской Империи, несколько десятков человек пустились в пляс прямо посреди городских улиц. Они танцевали на протяжении нескольких дней, пока не потеряли сознание от истощения. Постепенно танцевальная мания (еще одно название данного феномена – «Dancing mania») стала распространяться по стране и встречаться в других городах. А затем сведения о странном поведении людей стали приходить и из-за границы: танцующие до полной потери сил группы людей собирались во Франции, Англии, Италии…

Наиболее полно описан случай, произошедший в 1518 году в Страсбурге. Некто госпожа Трофеа вдруг принялась танцевать на улице без видимой на то причины. Она танцевала в одиночестве, перекусывая на ходу, в течение 6 дней. На следующей неделе к женщине присоединилось еще 34 человека, а в последующий месяц еще 400! Основную массу танцующих составляли женщины, но в толпе так же присутствовали мужчины и дети. Танцы продолжались еще какое-то время, пока участники не стали умирать один за одним от истощения. В хрониках написано, что в некоторые дни умирало сразу по 15 танцующих! Остальные же продолжали пляски как ни в чем не бывало.

Всё это похоже на выдумки человека с больным воображением, однако «танцующая чума» или «танцевальная мания» действительно встречалась в средневековой Европе вплоть до эпохи Просвещения. Об этом свидетельствуют многочисленные документы: летописи, церковные книги, городские и региональные хроники.

Что это за феномен и почему он возникал так до конца и не понятно. Заключения средневековых врачей обычно сводились к тому, что у танцующих скапливался в организме переизбыток «горячей крови», которая слишком быстро движется по венам. Это, по словам врачей, заставляло людей танцевать без сна и отдыха. Конечно, их главной рекомендацией было сделать танцующим кровопускание, чтобы выпустить горячую кровь. Но когда потерявший кровь человек, вновь пускался в пляс и через несколько минут падал без сознания, стало ясно, что кровопускание — неправильный способ лечения. Доктора и философы предположили, что людям просто нужно дать, что называется, «вытанцеваться», и в местах «танцующей чумы» стали возводить специальные помосты, чтобы помочь заболевшим. Иногда даже нанимали специальный оркестр. Но это, напротив, привлекало еще больше людей присоединяться к группам танцующих. В конечном итоге не придумав способов борьбы с недугом (грубая сила также не помогала), людям только оставалось ждать, пока их сограждане не упадут бездыханными.

Современные исследования затрудняются назвать точную причину этого странного феномена. В современном мире «танцевальная мания» больше не встречается, а исторические документы описывают случаи проявления болезни сухо и без симптомов.

Вероятно, танцы были вызваны приемом неких наркотических веществ, а все танцующие являлись членами одной секты. Так же нельзя исключать, это была навязчивая психологическая болезнь, вызванная происходившими в средневековом обществе переменами. Пока что загадка «танцующей чумы» не разгадана, и нам остается только удивляться необычной болезни, охватившей средневековое общество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

“Танцевать до упаду” – привычное выражение, которое у нас ассоциируется с веселым праздничным кутежом. Однако европеец, живший пятьсот лет тому назад, понял бы эту фразу по-своему.
В июле 1518 года в Страсбурге, городе Священной Римской империи (ныне Франция), некая мадам Троффеа (Мме. Troffea) вышла на улицу и стала танцевать. Она не останавливалась ни днем, ни ночью. Более того – ее танец оказался таким заразительным, что через неделю с ней вместе отплясывали уже 34 человека. За месяц число уличных танцоров увеличилось до нескольких сотен. Все эти люди не делали передышек, не ели и не спали. Многие из них погибли от истощения, танец других прервал сердечный приступ или инсульт. “Танцевальная чума” унесла жизни 400 человек.

Когда эти люди были чем-то напуганы, они теряли власть над собой: их мышцы непроизвольно сокращались, лица искажали гримасы, они начинали кричать, размахивать руками и прыгать.

Подобное поведение также наблюдалось у изолированных популяций в штате Луизиана в США, а также Малайзии, Индии, Сомали, Йемене и на Филиппинах.

Точная причина синдрома не установлена. Считается, что заболевание может быть соматическим расстройством нервной системы. Ее может вызвать мутация, которая не наследуется от родителей, а появляется уже после оплодотворения яйцеклетки.

Болезнь Урбаха-Вите

Болезнь Урбаха-Вите передается по наследству и поражает головной мозг. У пациентов разрушается миндалевидное тело (область мозга, участвующая в формировании положительных и отрицательных эмоций), что приводит к полному отсутствию страха. Единственное, что может вернуть им эту эмоцию, – ингаляция воздуха с высоким содержанием углекислого газа (около 35%). Кратковременное вдыхание такой смеси не опасно для здоровья, но вызывает рефлекторный страх задохнуться.

Впервые заболевание было зарегистрировано в 1929 году Эрихом Урбахом и Камилло Вите.

Симптомы этого заболевания могут быть разными: хриплый голос, поражение кожи и рубцы на ней, медленно заживающие раны и сыпь вокруг век. Больной может быть также подвержен эпилепсии. В большинстве случаев болезнь не угрожает жизни пациента и никак не влияет на ее продолжительность. В силу того, что это заболевание наследуется по

Лекарство от здоровья

«Если некоторые болезни протекают незаметно, можно ли быть уверенным в собственном здоровье?» – подобного рода сомнения терзают Локхарта, главного героя нового фильма Гора Вербински. Действие картины разворачивается в Альпах: сюда, в местный спа-курорт, прибывает герой с намерением выяснить, почему его начальник, проходящий здесь лечение, не собирается возвращаться в Нью-Йорк.

Беседы с клиентами центра и медиками не проясняют дело, а лишь вызывают новые вопросы. Поиск ответов вынуждает Локхарта задержаться в стенах старого замка. Вскоре его сомнения перерастают в уверенность: все постояльцы страдают неизвестной ему болезнью. А может быть, болен он сам?

Процедуры, которые применяются в Институте Волмера, кажутся необычными современному жителю мегаполиса: обертывания, души, солевые ванны, продолжительные купания и водная гимнастика. По настоянию врачей герой соглашается пройти терапию, надеясь узнать ее подлинное назначение.


«Мы начали исследовать тему оздоровительных спа-центров в Альпах, центров по улучшению состояния здоровья, которые в действительности ничего не улучшают, – рассказал режиссер Гор Вербински, – и отсюда постепенно возникла наша тема. Мы стали обыгрывать концепцию неизбежности. Это – ощущение присутствия болезни, что-то вроде темного пятна на твоем рентгеновском снимке, которое уже не исчезнет».


В России фильм Гора Вербински представит киностудия «Двадцатый Век Фокс СНГ ».

Когда эти люди были чем-то напуганы, они теряли власть над собой: их мышцы непроизвольно сокращались, лица искажали гримасы, они начинали кричать, размахивать руками и прыгать.

Подобное поведение также наблюдалось у изолированных популяций в штате Луизиана в США, а также Малайзии, Индии, Сомали, Йемене и на Филиппинах.

Точная причина синдрома не установлена. Считается, что заболевание может быть соматическим расстройством нервной системы. Ее может вызвать мутация, которая не наследуется от родителей, а появляется уже после оплодотворения яйцеклетки.

Болезнь Урбаха-Вите

Болезнь Урбаха-Вите передается по наследству и поражает головной мозг. У пациентов разрушается миндалевидное тело (область мозга, участвующая в формировании положительных и отрицательных эмоций), что приводит к полному отсутствию страха. Единственное, что может вернуть им эту эмоцию, — ингаляция воздуха с высоким содержанием углекислого газа (около 35%). Кратковременное вдыхание такой смеси не опасно для здоровья, но вызывает рефлекторный страх задохнуться.

Впервые заболевание было зарегистрировано в 1929 году Эрихом Урбахом и Камилло Вите.

Симптомы этого заболевания могут быть разными: хриплый голос, поражение кожи и рубцы на ней, медленно заживающие раны и сыпь вокруг век. Больной может быть также подвержен эпилепсии. В большинстве случаев болезнь не угрожает жизни пациента и никак не влияет на ее продолжительность. В силу того, что это заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному принципу , человек может быть его носителем и не наблюдать у себя никаких из вышеперечисленных симптомов.

Лекарство от здоровья

«Если некоторые болезни протекают незаметно, можно ли быть уверенным в собственном здоровье? » — подобного рода сомнения терзают Локхарта, главного героя нового фильма Гора Вербински. Действие картины разворачивается в Альпах: сюда, в местный спа-курорт, прибывает герой с намерением выяснить, почему его начальник, проходящий здесь лечение, не собирается возвращаться в Нью-Йорк.

Беседы с клиентами центра и медиками не проясняют дело, а лишь вызывают новые вопросы. Поиск ответов вынуждает Локхарта задержаться в стенах старого замка. Вскоре его сомнения перерастают в уверенность: все постояльцы страдают неизвестной ему болезнью. А может быть, болен он сам?

Процедуры, которые применяются в Институте Волмера, кажутся необычными современному жителю мегаполиса: обертывания, души, солевые ванны, продолжительные купания и водная гимнастика. По настоянию врачей герой соглашается пройти терапию, надеясь узнать ее подлинное назначение.

Нажмите на картинку, чтобы увидеть следующий слайд.

«Мы начали исследовать тему оздоровительных спа-центров в Альпах, центров по улучшению состояния здоровья, которые в действительности ничего не улучшают, — рассказал режиссер Гор Вербински, — и отсюда постепенно возникла наша тема. Мы стали обыгрывать концепцию неизбежности. Это — ощущение присутствия болезни, что-то вроде темного пятна на твоем рентгеновском снимке, которое уже не исчезнет».


Когда речь заходит о странных событиях, произошедших много веков назад, современному человеку очень сложно поверить в их подлинность. Так, например в 16 веке, жителей Страсбурга охватила неизвестная болезнь, которая получила название «танцевальная чума». Люди целыми днями выделывали всевозможные движения, напоминающие конвульсии, пока замертво не падали на землю от истощения.




В исторических хрониках 1518 года было подробно описано одно экстраординарное событие. Некая госпожа Троффеа вышла на улицу Страсбурга и вдруг начала танцевать без всякой видимой причины. Не было слышно музыки, и ее лицо не выражало радости. Так продолжалось около 4-6 дней, пока женщина, обессилев, не упала замертво.



Самым странным стало то, что к «танцу» госпожи Троффеа за несколько дней присоединилось еще 30 человек, а в течение месяца их стало уже 400. Эти люди не ели и не пили. Многие из них останавливались только тогда, когда их организм полностью истощался, или случался сердечный приступ или инсульт.



Власти города были обеспокоены безумными танцами и решали, как остановить хореоэпидемию. Эту загадку пытались объяснить как происки дьявола или божье проклятье. Врачи, в свою очередь, связывали всеобщее помешательство с «горячей кровью». В то время было популярным «лечить» так называемую болезнь кровопусканием. Считалось, если выпустить «плохую» кровь, то организм очистится, и все наладится само собой.



Власти города решили, что самым действенным способом остановить это безумие – заставить людей танцевать еще больше! Они даже наняли группу музыкантов, чтобы обеспечить музыкальное сопровождение. Но когда это не помогло, напротив, запретили использование всех музыкальных инструментов. Через месяц после смерти госпожи Троффеи все прекратилось так же внезапно, как и началось. Танцевальная чума оставила после себя почти 400 убитых.



Современные исследователи в поисках объяснения этого феномена предложили множество теорий, среди которых выделяют две самые популярные. Массовые танцы объясняют конвульсиями, произошедшими от отравления спорыньей, попавшей в организм вместе с хлебом, сделанным из зараженной ржаной муки. Еще одной возможной причиной всеобщего помешательства мог быть стресс. Если учесть, что народ страдал в то время от наводнений, морозов, голода, отдельные личности могли впадать в психологический транс, «заражая» своим поведением и других эмоционально истощенных людей. Ни одна из этих теорий полностью не объясняет природу возникновения танцевальной чумы 1518 года.
Кстати, это был не единственный случай массовой танцевальной истерии. Подобные лихорадки имели место в Швейцарии, Германии, Голландии вплоть до 17 века. Но гораздо большее количество человеческих жизней уносили другие